- Таблица «Корни с чередующимися гласными» учебно-методический материал по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Таблица «Правописание корней с чередованием», 5 — 11 классы учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова» методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Повторим корни с чередованием. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .
Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.
Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .
З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.
З о ревать, з о рянка.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .
Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.
Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны
2. Зависимость от конечных согласных корня
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .
Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.
а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .
Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.
Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Перед г пишется а , перед ж пишется о .
Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .
К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.
4. Зависимость от значения
Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).
Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.
Корни с чередующимися гласными И / Е
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .
Заб и р а ть – заб е ру.
Выж и г а ть – выж е гший.
Заст и л а ть – пост е лить.
Бл и ст а ть – бл е стеть.
Ум и р а ть – ум е реть.
Ст и р а ть – ст е реть.
Разд и р а ть – разд е рёт.
Зап и р а ть – зап е реть.
Выч и т а ть – выч е ты.
Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.
1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .
М и р, м и рный, усм и рять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .
П и р, п и ровать.
Чередование A(Я) / им(ин)
Корни с чередованием а(я) / им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .
Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие в страну «Чередующие гласные»
Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.
Статья «Методические рекомендации к изучению темы «Чередующиеся гласные А-О в корнях слов»
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.
Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.
Карточка «Чередующиеся гласные в корне слова»
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.
Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.
Проверочная работа «Чередующиеся гласные в корне слова»
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях — лаг\\-лож- .
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.
Источник
Таблица «Правописание корней с чередованием», 5 — 11 классы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Правописание корней с чередованием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Условия выбора гласной
1. Выбор зависит от конечной согласной корня
— ра ст — ра щ — ро с —
ра ст и, выра щ енный, заро с ли
Исключение : росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
сла г аемое, сло ж ение
ска к ать, выско ч ить
Исключение: скачок, скачу
2. От наличия суффикса –А – после корня
выберешь – выбир а ешь
выдернуть – выдир а ешь
замер – замир а ть
запер – запир а ть
вытер – вытир а ть
блестящий – блист а тельный выжег – выжиг а ть
постелить – постил а ть
вычет – вычит а ть
Исключения : сочетать, сочетание, чета
зорька – заря
НО! зоревать, зорянка(птица)
под ударением и без ударения пишется а
Исключения : пловец, пловчиха,плывуны
4. От лексического значения
мак- (погружать в жидкость)
-ровн- (прямой, гладкий)
Исключения : уровень, ровесник, равнина, равняйсь, равнение направо.
Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:
з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
ц – ч – к (лицо – личико – лик);
с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
щ – ск (лощеный – лоск);
щ – ст (мощеный-мост);
бл — б (гублю – губить);
вл – в (ловлю – ловить);
мл – м (кормлю – кормить);
пл – п (куплю-купить) и другие.
Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е .
Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием.
Интегрированный урок по теме «Буквы Е- И в корнях с чередованием» с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч.
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся.
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед.
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием.
Источник
Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_v_korne__slova.docx | 14.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе – о-
При л а г ать, из л о ж ение
Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе — -о-
К а с аться, к о с нуться
Пишется –а- перед ст, щ;
Р а ст и, р о с ли, вы р а щ ен
Искл.: отр а сль, р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик
Пишется –а- перед –к—
Ск а к ать, вы ск о ч ить
Искл.: ск а чок, ск а чу.
Пишется –а- под ударением. Иначе –о-
За г а р , за г о р елый
Пишется –а-без ударения, под ударением – то, что слышится.
О з а р ить, з о р и. З а р ево
Искл.: з о ревать, птица з о рянка
Пишется – о – без ударением, под ударением – то что слышится.
По кл о н , кл а н яться, по кл о н иться
Пишется — о – без ударением, под ударением – то, что слышится.
Тв а р ь, тв о р чество, тв о р ить.
Пишется всегда –а-, кроме слов пл о в ец, пл о в чиха. пл ы в ун.
Пл а в ать, по пл а в ок
Пишется –а-, если слово имеет значение «погружать в жидкость», -о-, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость».
М а к ать в сметану,
Про м о к нуть под дождем
Пишется –а-, если слово имеет значение «равный, одинаковый», -о-, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный».
С р а вн ить с образцом,
у р о в ень воды.
Искл.: р а внина, р а внение
Пишется –и- при наличии суффикса –а-. иначе — -е-
Со б и р ать, со б е р у;
Бл и ст ать, бл е ст еть;
Раз д и р ать, раз д е р у;
С ж и г ать, с ж е чь ;
У м и р ать, у м е р еть;
Рас ст и л ать, рас ст е л ить;
С т и р ать, ст е р еть;
Вы ч и т ать, ч е т ность
Пишется –им-, -ин- при наличии суффикса –а-
Обн има ть, обн я ть;
Нач ина ть, нач а ть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов.
В материале представлен конспект модульного урока.
Интерактивная презентация к уроку с тренажером.
Разработка конспекта урока по русскому языку в свете требований ФГОС .
Источник
Повторим корни с чередованием.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Таблица для повторения. 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Не проверяются ударением чередующиеся гласные в корне.
Корни с чередующимися гласными
В корне пишется И , если после корня стоит суффикс — А-
Из бер у – из бир а ть
При дер ется – при дир а ться
У мер еть – у мир а ть
От пер еть – от пир а ть
От тер еть — от тир а ть
За блест еть – за блист а ть
Под стел ить — под стил а ть
Раз жеч ь – раз жиг а ть
Вы чет ы – вы чит а ть
Исключение: со чет а ть, со чет а ние
-р о с-//-р а ст-//-р а щ-
Пишется А , если после корня стоит суффикс — А —
Пишется А перед СТ (Щ) , в остальных случаях – О
Перед К пишется А , перед Ч- О
Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА
Пишется И , если после корня стоит суффикс — А —
Пред лож ить – пред лаг а ть
Исключение: по лог
При кос нуться – при кас а ться
При рос ли, раст и, вы ращ енный
Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
За скоч ить, при скак ать
Исключение: скач ок, скач у
Плавание, поплавок, плавучесть
Нач а ть – нач ин ать,
Зан я ть — зан им ать
2. Зависят от ударения:
Без ударения — О
На гор еть, на гар , за гар
По клон ение, клан яться, пре клон ный
За твор ник, твар ь, благо твор ительный
Зар ево, зор и, зар я, о зар ять, зар ница
— мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться мокрым»
-мак- — «опускать в жидкость», «погружать»
-ровн- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»
-равн- — «равный, одинаковый»
Про моч ить ноги – об мак нуть в краску
За ровн ять поверхность, вы ровн енный асфальт, при равн ять величины, равн обедренный треугольник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корни с чередованием
таблица корней с чередованием.
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе.
Е-и в корнях с чередованием
Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде.
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед.
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- — -лож-, -кас- — кос- «
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ» Пичаевского района Тамбовской области, «П.
Источник