Заполните колонки таблицы корни с чередующимися гласными

Содержание
  1. Таблица «Корни с чередующимися гласными» учебно-методический материал по русскому языку на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Таблица «Правописание корней с чередованием», 5 — 11 классы учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
  6. Скачать:
  7. Предварительный просмотр:
  8. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  9. Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова» методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
  10. Скачать:
  11. Предварительный просмотр:
  12. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  13. Повторим корни с чередованием. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
  14. Скачать:
  15. Предварительный просмотр:
  16. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .

Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.

Приг а рь, изг а рь, выг а рки.

Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.

Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .

З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.

З о ревать, з о рянка.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .

Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.

Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .

Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.

а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .

Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.

Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.

Перед г пишется а , перед ж пишется о .

Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .

К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».

Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).

Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».

Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).

Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

Заб и р а ть – заб е ру.

Выж и г а ть – выж е гший.

Заст и л а ть – пост е лить.

Бл и ст а ть – бл е стеть.

Ум и р а ть – ум е реть.

Ст и р а ть – ст е реть.

Разд и р а ть – разд е рёт.

Зап и р а ть – зап е реть.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .

М и р, м и рный, усм и рять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

П и р, п и ровать.

Чередование A(Я) / им(ин)

Корни с чередованием а(я) / им(ин)

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .

Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну «Чередующие гласные»

Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.

Статья «Методические рекомендации к изучению темы «Чередующиеся гласные А-О в корнях слов»

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.

Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.

Карточка «Чередующиеся гласные в корне слова»

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.

Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.

Проверочная работа «Чередующиеся гласные в корне слова»

Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях — лаг\\-лож- .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.

Источник

Таблица «Правописание корней с чередованием», 5 — 11 классы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Правописание корней с чередованием

Скачать:

Вложение Размер
cheredovanie.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Условия выбора гласной

1. Выбор зависит от конечной согласной корня

— ра ст — ра щ — ро с —

ра ст и, выра щ енный, заро с ли

Исключение : росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

сла г аемое, сло ж ение

ска к ать, выско ч ить

Исключение: скачок, скачу

2. От наличия суффикса –А – после корня

выберешь – выбир а ешь

выдернуть – выдир а ешь

замер – замир а ть

запер – запир а ть

вытер – вытир а ть

блестящий – блист а тельный выжег – выжиг а ть

постелить – постил а ть

вычет – вычит а ть

Исключения : сочетать, сочетание, чета

зорька – заря
НО! зоревать, зорянка(птица)

под ударением и без ударения пишется а

Исключения : пловец, пловчиха,плывуны

4. От лексического значения

мак- (погружать в жидкость)

-ровн- (прямой, гладкий)

Исключения : уровень, ровесник, равнина, равняйсь, равнение направо.

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

з – ж – г (друзья – подружка – подруга);

ц – ч – к (лицо – личико – лик);

с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);

ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);

щ – ск (лощеный – лоск);

щ – ст (мощеный-мост);

бл — б (гублю – губить);

вл – в (ловлю – ловить);

мл – м (кормлю – кормить);

пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е .

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием.

Интегрированный урок по теме «Буквы Е- И в корнях с чередованием» с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч.

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся.

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед.

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием.

Источник

Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_v_korne__slova.docx 14.06 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе – о-

При л а г ать, из л о ж ение

Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе — -о-

К а с аться, к о с нуться

Пишется –а- перед ст, щ;

Р а ст и, р о с ли, вы р а щ ен

Искл.: отр а сль, р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик

Пишется –а- перед –к—

Ск а к ать, вы ск о ч ить

Искл.: ск а чок, ск а чу.

Пишется –а- под ударением. Иначе –о-

За г а р , за г о р елый

Пишется –а-без ударения, под ударением – то, что слышится.

О з а р ить, з о р и. З а р ево

Искл.: з о ревать, птица з о рянка

Пишется – о – без ударением, под ударением – то что слышится.

По кл о н , кл а н яться, по кл о н иться

Пишется — о – без ударением, под ударением – то, что слышится.

Тв а р ь, тв о р чество, тв о р ить.

Пишется всегда –а-, кроме слов пл о в ец, пл о в чиха. пл ы в ун.

Пл а в ать, по пл а в ок

Пишется –а-, если слово имеет значение «погружать в жидкость», -о-, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость».

М а к ать в сметану,

Про м о к нуть под дождем

Пишется –а-, если слово имеет значение «равный, одинаковый», -о-, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный».

С р а вн ить с образцом,

у р о в ень воды.

Искл.: р а внина, р а внение

Пишется –и- при наличии суффикса –а-. иначе — -е-

Со б и р ать, со б е р у;

Бл и ст ать, бл е ст еть;

Раз д и р ать, раз д е р у;

С ж и г ать, с ж е чь ;

У м и р ать, у м е р еть;

Рас ст и л ать, рас ст е л ить;

С т и р ать, ст е р еть;

Вы ч и т ать, ч е т ность

Пишется –им-, -ин- при наличии суффикса –а-

Обн има ть, обн я ть;

Нач ина ть, нач а ть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.

Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов.

В материале представлен конспект модульного урока.

Интерактивная презентация к уроку с тренажером.

Разработка конспекта урока по русскому языку в свете требований ФГОС .

Источник

Повторим корни с чередованием.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Таблица для повторения. 10 класс.

Скачать:

Вложение Размер
korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Не проверяются ударением чередующиеся гласные в корне.

Корни с чередующимися гласными

В корне пишется И , если после корня стоит суффикс — А-

Из бер у – из бир а ть

При дер ется – при дир а ться

У мер еть – у мир а ть

От пер еть – от пир а ть

От тер еть — от тир а ть

За блест еть – за блист а ть

Под стел ить — под стил а ть

Раз жеч ь – раз жиг а ть

Вы чет ы – вы чит а ть

Исключение: со чет а ть, со чет а ние

-р о с-//-р а ст-//-р а щ-

Пишется А , если после корня стоит суффикс — А —

Пишется А перед СТ (Щ) , в остальных случаях – О

Перед К пишется А , перед Ч- О

Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА

Пишется И , если после корня стоит суффикс — А —

Пред лож ить – пред лаг а ть

Исключение: по лог

При кос нуться – при кас а ться

При рос ли, раст и, вы ращ енный

Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

За скоч ить, при скак ать

Исключение: скач ок, скач у

Плавание, поплавок, плавучесть

Нач а ть – нач ин ать,

Зан я ть — зан им ать

2. Зависят от ударения:

Без ударения — О

На гор еть, на гар , за гар

По клон ение, клан яться, пре клон ный

За твор ник, твар ь, благо твор ительный

Зар ево, зор и, зар я, о зар ять, зар ница

— мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться мокрым»

-мак- — «опускать в жидкость», «погружать»

-ровн- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»

-равн- — «равный, одинаковый»

Про моч ить ноги – об мак нуть в краску

За ровн ять поверхность, вы ровн енный асфальт, при равн ять величины, равн обедренный треугольник

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием.

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде.

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед.

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- — -лож-, -кас- — кос- «

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ» Пичаевского района Тамбовской области, «П.

Источник

Читайте также:  Умная колонка с алисой инструкция по подключению
Оцените статью