Заполни колонки таблицы корни с чередующимися гласными

Таблица «Правописание корней с чередованием», 5 — 11 классы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Правописание корней с чередованием

Скачать:

Вложение Размер
cheredovanie.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Условия выбора гласной

1. Выбор зависит от конечной согласной корня

— ра ст — ра щ — ро с —

ра ст и, выра щ енный, заро с ли

Исключение : росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

сла г аемое, сло ж ение

ска к ать, выско ч ить

Исключение: скачок, скачу

2. От наличия суффикса –А – после корня

выберешь – выбир а ешь

выдернуть – выдир а ешь

замер – замир а ть

запер – запир а ть

вытер – вытир а ть

блестящий – блист а тельный выжег – выжиг а ть

постелить – постил а ть

вычет – вычит а ть

Исключения : сочетать, сочетание, чета

зорька – заря
НО! зоревать, зорянка(птица)

под ударением и без ударения пишется а

Исключения : пловец, пловчиха,плывуны

4. От лексического значения

мак- (погружать в жидкость)

-ровн- (прямой, гладкий)

Исключения : уровень, ровесник, равнина, равняйсь, равнение направо.

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

з – ж – г (друзья – подружка – подруга);

ц – ч – к (лицо – личико – лик);

с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);

ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);

щ – ск (лощеный – лоск);

щ – ст (мощеный-мост);

бл — б (гублю – губить);

вл – в (ловлю – ловить);

мл – м (кормлю – кормить);

пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е .

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием.

Интегрированный урок по теме «Буквы Е- И в корнях с чередованием» с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч.

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся.

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед.

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием.

Источник

Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .

Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.

Приг а рь, изг а рь, выг а рки.

Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.

Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .

З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.

З о ревать, з о рянка.

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .

Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.

Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .

Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.

а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .

Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.

Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.

Перед г пишется а , перед ж пишется о .

Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .

К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».

Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).

Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».

Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).

Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

Заб и р а ть – заб е ру.

Выж и г а ть – выж е гший.

Заст и л а ть – пост е лить.

Бл и ст а ть – бл е стеть.

Ум и р а ть – ум е реть.

Ст и р а ть – ст е реть.

Разд и р а ть – разд е рёт.

Зап и р а ть – зап е реть.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .

М и р, м и рный, усм и рять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

П и р, п и ровать.

Чередование A(Я) / им(ин)

Корни с чередованием а(я) / им(ин)

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .

Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну «Чередующие гласные»

Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.

Статья «Методические рекомендации к изучению темы «Чередующиеся гласные А-О в корнях слов»

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.

Таблица «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.

Карточка «Чередующиеся гласные в корне слова»

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.

Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.

Проверочная работа «Чередующиеся гласные в корне слова»

Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях — лаг\\-лож- .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.

Источник

Чередующиеся корни

Все корни с чередующейся гласной можно разбить на четыре группы:

1️⃣ Первая группа (таблица 1) — чередующиеся корни, правописание которых зависит от суффикса -а-. Правило довольно простое: если за корнем стоит суффикс -а-, то внутри корня пишем букву -и- (иногда в школе дети называли это «правилом ослика ИА»: в корне есть И, когда за корнем есть А); если же за корнем суффикса -а- нет, то внутри корня пишем букву -е-.

Особенно нужно быть внимательными с корнями такого типа: — . А(Я)//- . ИМ- или — . А(Я)//- . ИН- (см.примеры таких корней внизу таблицы №1), на эти корни «правило ослика ИА» тоже распространяется.

2️⃣ Вторая группа (таблица 2) — чередующиеся корни, правописание которых зависит от ударения. Здесь всё просто: под ударением мы пишем то, что слышим, а без ударения всегда -гОр-, -клОн-, -твОр-, но -зАр- (кроме исключений!)

❗️С недавнего времени (хотя кого я обманываю, вообще уже с давнего) упразднились исключения «зорянка» и «зоревать», которые раньше писались через О. Одна из реформ русского языка утвердила и для них написание по правилу, теперь верно только «зАрянка», «зАревать», хотя в некоторых учебниках до сих пор фигурирует старая версия с исключениями!

3️⃣ Третья группа (таблица 3) — чередующиеся корни, правописание которых зависит от самого корня. Тут нужно запомнить, что

-кАС-, но -кОСН- (-н- в данном случае входит в состав суффикса, а не самого корня)

❗️Примечание. Во всех трёх таблицах есть колонка «примерное значение корня», эти значения тоже нужно знать, чтобы отличить чередующиеся корни от омонимичных (следующая публикация будет им посвящена). Если слово хотя бы приблизительно имеет указанное значение, то перед вами чередующийся корень; если нет, то корень либо проверяемый (чаще всего), либо непроверяемый.

4️⃣ Четвёртая группа (таблица 4) — чередующиеся корни, правописание которых зависит от значения корня. Чтобы понять, какое значение имеет в данном случае корень, обязательно нужно пользоваться контекстом (если он есть) или логическим мышлением (если оно есть 😊).

❗️Не забываем зубрить слова-исключения❗️Их жутко любят составители ЕГЭ.

Источник

Повторим корни с чередованием.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Таблица для повторения. 10 класс.

Скачать:

Вложение Размер
korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Не проверяются ударением чередующиеся гласные в корне.

Корни с чередующимися гласными

В корне пишется И , если после корня стоит суффикс — А-

Из бер у – из бир а ть

При дер ется – при дир а ться

У мер еть – у мир а ть

От пер еть – от пир а ть

От тер еть — от тир а ть

За блест еть – за блист а ть

Под стел ить — под стил а ть

Раз жеч ь – раз жиг а ть

Вы чет ы – вы чит а ть

Исключение: со чет а ть, со чет а ние

-р о с-//-р а ст-//-р а щ-

Пишется А , если после корня стоит суффикс — А —

Пишется А перед СТ (Щ) , в остальных случаях – О

Перед К пишется А , перед Ч- О

Буква О пишется только в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА

Пишется И , если после корня стоит суффикс — А —

Пред лож ить – пред лаг а ть

Исключение: по лог

При кос нуться – при кас а ться

При рос ли, раст и, вы ращ енный

Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

За скоч ить, при скак ать

Исключение: скач ок, скач у

Плавание, поплавок, плавучесть

Нач а ть – нач ин ать,

Зан я ть — зан им ать

2. Зависят от ударения:

Без ударения — О

На гор еть, на гар , за гар

По клон ение, клан яться, пре клон ный

За твор ник, твар ь, благо твор ительный

Зар ево, зор и, зар я, о зар ять, зар ница

— мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться мокрым»

-мак- — «опускать в жидкость», «погружать»

-ровн- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»

-равн- — «равный, одинаковый»

Про моч ить ноги – об мак нуть в краску

За ровн ять поверхность, вы ровн енный асфальт, при равн ять величины, равн обедренный треугольник

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием.

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде.

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед.

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- — -лож-, -кас- — кос- «

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ» Пичаевского района Тамбовской области, «П.

Источник

Читайте также:  Marshall mid наушники подключение bluetooth
Оцените статью