Зал с плохой акустикой

Как улучшить акустику плохого концертного зала

Основным недостатком большинства школьных, университетских, библиотечных, провинциально-клубных и т.п. залов является их плохая акустика. Речь идет о большом времени реверберации, порхающем эхе, резонансах, стоячих волнах, неравномерности АЧХ и т. п.

В таких залах более или менее разборчивое звучание будет только у голоса «под фанеру», при условии небольшого уровня громкости и абсолютного заполнения зала слушателями, одежда и тела которых обладает звукопоглощающими качествами.

Существенное время реверберации при участии большой энергии многократно отраженных звуковых волн от гладких поверхностей (потолка, стен и пола) обычно является причиной гула.

В не заглушенном зале крайне сложно управлять звуком, а на качество общей звуковой картины напрямую влияет количество слушателей в зале. Поэтому звук на саундчеке и во время концерта всегда будет значительно отличаться.

Кроме того, следует позаботиться не только о звукопоглощении, но и о звукоизоляции зала, чтобы происходящее в нем не мешало соседям, находящимся за километр от происходящего.

Звукопоглощение — это довольно непростая задача, так как при этом необходимо устранить резонанс стекол, дребезжание осветительной конструкции, подправить амплитудно-частотную характеристику во избежание впечатления нахождения в железной коробке или ощущения, что кроме низких частот в зале ничего нет.

Акустика зала в большой мере зависит не только от пола и стен, но и от потолка. Поэтому одним из решений этой проблемы может быть использование подвесного акустического потолка, выполненного из специальных звукопоглощающих плит.

Многие залы отличаются достаточно высокими потолками, поэтому подвесные потолки не уменьшат значительно высоту зала и его объем. Подвесной потолок является острой необходимостью также и в том случае, если плоскость потолка разделяют высокие балки.

Читайте также:  Наушники audeze lcd xc carbon

Эффективное звукопоглощение в диапазоне низких и высоких частот осуществляется с помощью разных решений и материалов.

Перед началом проектирования и монтажа подвесного потолка, следует определиться с потолочным оборудованием, которое будет размещаться в зале. В противном случае может возникнуть ситуация, когда все работы, связанные с монтажом и отделкой подвесного акустического потолка завершены, и становится понятно, что повесить занавес или прикрепить к потолку, например, проектор теперь будет проблематично.

Общую осветительную систему, пожарную сигнализацию и прочие коммуникационные элементы целесообразней размещать на стенах, так как на подвесном потолке они могут дребезжать. Да и проводить дополнительные коммуникации или устранять неполадки невозможно без демонтажа потолка, что довольно-таки сложно.

Следующее, на что следует обратить внимание, это окна. Все оконные конструкции склонны к резонансу, что может привести к их дребезжанию. Это можно исправить, повесив на окна шторы из плотного материала.

Настенные звукопоглощающие панели также могут способствовать более эффективному звукопоглощению. Их можно сделать самостоятельно из поролона или купить в специализированном магазине, что заметно дороже, хотя и более эффективно.

Особого внимания заслуживает звукопоглощение в области сцены. Зачастую сцена имеет деревянную конструкцию полой формы, которая является отличным резонатором, особенно в диапазоне низких и средних частот.

Улучшить акустику в этом случае можно с помощью заполнения пространства под сценой и отделки самой сцены звукопоглощающим материалом.

Занавес и драпировка способствуют улучшению не только визуального восприятия сценического пространства, но и акустики сцены.

Выступая на некоторых сценах, можно столкнуться с проблемой неприятного эффекта эха, который отражается от стены, противоположной сцене, и высоких не заглушенных потолков. Время задержки может быть довольно значительным и большим по амплитуде.

Акустику зала можно улучшить не только с помощью звукопоглощения. Качество звука во многом зависит и от выбора и размещения звуковоспроизводящей аппаратуры.

Обычно роль основных громкоговорителей играют широкополосные порталы, которые размещают по краям сцены. К сожалению, в большинстве случаев это не приводит к нужному результату.

Даже если высота сцены — полметра, в первые ряды слушателей будет практически одновременно поступать и прямой звук, и звук, однократно отраженный от поверхности пола, что уже не лучшим образом скажется на его разборчивости.

Широкополосным порталам не под силу по-настоящему качественное воспроизведение низких частот, что обусловлено их модулированием мощными среднечастотными колебаниями.

При поступлении прямого звука в средние ряды, значительно ослабнет его интенсивность, что связано с поглощением звука слушателями предыдущих рядов, но при этом усилится энергия волн среднечастотного диапазона, отраженных от стен и потолка.

В последних рядах более заметной станет низкочастотная составляющая с определенным улучшением разборчивости средних частот, а вот колебания высоких частот наоборот будут существенно ослаблены.

Все это объясняется превышением энергии волн, прямой и отраженной от противоположной стены, над энергией волн, многократно отраженных от стен и потолка.

Получается, что звук, помимо акустики, зависит и от зрителей, и от звуковоспроизводящего тракта. Улучшить звук можно установкой порталов на стойках или подвешиванием их на потолке под определенным наклоном в зал.

Последний вариант может привести к значительному улучшению звука, так как прямой звук сможет проходить существенное расстояние в зале без препятствий, но, к сожалению, тут не обойтись без дополнительных монтажных работ.

Источник

Как заставить зал «зазвучать»: азы акустической подготовки

Среди инженеров-строителей популярна шутка, что как ни проектируй систему водоснабжения, она будет работать; как ни проектируй вентиляцию, она работать не будет. С акустическими характеристиками помещений дело обстоит ещё хуже. Конечно, если проектируется театральное здание или концертный зал, вопросам акустики уделяют первоочередное внимание, но много ли у нас таких залов? В остальных случаях о том, как будет «звучать» помещение, думают в последнюю очередь и в результате получают гулкие коробки с безобразной акустикой. Другой нередкий случай – перепрофилирование помещений, которые изначально «звучать» вообще были не должны. Как же бороться с возникающими проблемами? На помощь приходят устройства электронной акустики.


Рис. 1. Отражения звука в помещении

Рассмотрим вариант создания системы звукоусиления речи в помещении.

При работе в помещении с неидеальными акустическими характеристиками, в первую очередь, следует очертить круг возможного. С акустическими свойствами помещения ничего сделать нельзя, или можно сделать очень мало, поэтому основное внимание следует уделять акустическим системам (АС) и электронным средствам обработки звука (рис. 1, 2). Инженер-электроакустик в принципе способен решить две задачи: скорректировать частотную характеристику звука и изменить его динамический диапазон. В свою очередь, частотная характеристика звукоусилительного тракта складывается из АЧХ применяемых АС систем и акустических свойств помещения. АС чрезвычайно сложным образом взаимодействуют с помещением – с его стенами, полом, потолком, с мебелью, элементами убранства и с находящимися внутри людьми. Для каждой точки помещения суммарный фактор взаимодействия отражений будет разным. Люди, сидящие в первом и последнем ряду, будут слышать выступающего по-разному.


Рис. 2. Осциллограмма отражений звука с рис. 1

Важнейшими характеристиками акустики помещений является время реверберации, т.е. время, за которое уровень звукового сигнала спадает на 60 дБ от начального. Например, для конференц-залов рекомендованное время реверберации не должно превышать 1 с, но на практике это значение является труднодостижимым и в реальных помещениях можно встретить значения до 8 с.

Второй важнейший параметр – это радиус гулкости. Радиус гулкости – это расстояние от источника звука до слушателя, внутри которого энергия прямого звука превышает энергию отражённого.

Грамотная, эффективная коррекция звука возможна только внутри радиуса гулкости, поэтому правильно спроектированный конференц-зал должен быть таким, чтобы все слушатели находились внутри радиуса гулкости, который в этом случае лучше назвать радиусом чёткости.

Время реверберации и радиус гулкости связаны. Для увеличения радиуса гулкости можно применить АС с более узкой диаграммой направленности, что уменьшит количество отражений, и/или увеличит количество АС, распределив их по залу. Средствами цифровой обработки звука иногда удаётся частично скорректировать строительные ошибки и добиться более качественного звука.

Основными типами приборов для коррекции АЧХ являются эквалайзеры. Классический, проверенный временем, но постепенно устаревающий аппаратный эквалайзер – графический (рис. 3) 30-полосный или третьоктавный. Главное его достоинство – наглядность создаваемой АЧХ. Недостатки – фиксированное количество полос и заданная ширина каждой полосы.


Рис. 3. Графический эквалайзер

Основное правило использования эквалайзера заключается в том, что вырезать части спектра следует узкими полосами, а добавлять – широкими. Нельзя, например, в конференц-зале вырезать весь диапазон средних частот, так как просядет весь диапазон человеческой речи. Поднимая какую-то одну частоту, получим неприятный звон или взвизгивания на этой частоте. Не стоит пытаться исправить неисправимое, например, грубые ошибки АС, особенно вблизи их нижней граничной частоты.


Рис. 4. Параметрический эквалайзер

По уровню следует добавлять примерно столько же, сколько вырезается, иначе общий уровень звука недопустимо просядет. В целом коэффициент передачи эквалайзера должен быть примерно равен единице.

Более совершенный прибор – это параметрический эквалайзер (рис. 4), у которого каждая полоса допускает множество настроек. Как правило, они реализуются на базе компьютерных технологий.

Следующий этап – финальная настройка звука. Начинать следует с прослушивания какой-либо музыкальной композиции, причём выбирать надо композицию, правильное звучание которой вам хорошо знакомо. На этом этапе выставляют комфортный уровень ВЧ и НЧ, после чего с помощью параметрического эквалайзера приступают к поиску проблемных частот. Нужно выбрать какую-либо полосу частот и двигать её вдоль оси, стараясь найти такое положение, при котором звук стал комфортным. Выставив ширину и глубину вырезаемой полосы, процедуру повторяют несколько раз.

Затем переходят к проверке и подстройке микрофонов, при этом лучше работать со знакомыми приборами. Самовозбуждение микрофонов уничтожают с помощью подавителей ОС, которые бывают аппаратными и программными. Эти приборы автоматически находят проблемные частоты и вырезают их узкой полосой. Следует помнить, что такие фильтры вносят заметные фазовые искажения и могут неожиданно принять за самовозбуждение звук духового инструмента или гитарное соло. Части фильтров назначают фиксированные значения на конкретные частоты, а часть остаются плавающими, они непрерывно контролируют ситуацию, и при возникновении проблемной частоты подавляют её. Такая ситуация может возникнуть, например, если лектор окажется под АС. Громкость микрофонов выставляют вручную или с помощью системы автоматического регулирования громкости.


Рис. 5. Подавитель ОС микрофонов

Динамическая обработка звука (коррекция уровней) – обязательный элемент настройки систем звукоусиления. Динамический диапазон речи подготовленного диктора составляет 20-25 дБ, неподготовленный диктор имеет гораздо больший диапазон, и это снижает разборчивость речи. Приходится его искусственно укладывать в комфортный диапазон. Для этого используют компрессоры и лимитеры.

В целом же акустическая подготовка помещения – процесс творческий, и требует от специалиста с одной стороны хорошего знания техники и умения её применять, а с другой – совершенного и чуткого музыкального слуха. Хороший результат может быть получен только при сочетании этих свойств.

Источник

Что стоит знать об акустике залов и акустическом проектировании

Часто случается так, что при озвучивании объекта даже дорогим звуковым оборудованием результат не соответствует ожиданиям заказчика. И обычно проблема кроется в том, что в расчет не берется собственная акустика помещения: то, как звук из громкоговорителей отражается от стен, пола и потолка, складывается и вычитается перед тем, как попасть к нам в уши. Акустика зала должна соответствовать его функциональному назначению, а при несоответствии – корректироваться, иначе даже самая дорогая звуковая система будет звучать посредственно. О том, как при помощи акустических измерений и проектирования избежать подобной ситуации, рассказывает Евгений Шуев, руководитель Бюро Акустических Расчетов компании «АРИС».

Чем занимается Бюро Акустических Расчетов?

Основных направлений нашей деятельности три: коррекция акустических свойств помещений, моделирование систем звукоусиления и звукоизоляция. К сожалению, огромное количество существующих залов имеют плохую акустику, и еще столько же их строится. Когда такой зал вводится в эксплуатацию, выясняется, что работать здесь невозможно, и с этим нужно что-то делать.

В нашей практике был пример оснащения одного очень красивого с визуальной точки зрения зала российской госкорпорации. Мрамор, стекло и витражи смотрятся отлично, но такое помещение совершенно не предназначено для конференций, речевых мероприятий и живых концертов, которые в нем планировалось проводить — высокое время реверберации означает низкую разборчивость речи. Здесь на помощь и приходит коррекция акустических свойств, которую осуществляют специалисты БАРа.

Коррекция выполняется на основе расчетов и построения 3D-модели. Внутренним поверхностям этой модели присваиваются свойства реальных отделочных материалов зала, в результате чего мы получаем идеальное совпадение характеристик виртуального помещения с реальным. В этой модели, пробуя те или иные звукопоглощающие материалы, мы добиваемся снижения времени реверберации и приводим акустические свойства зала к необходимым нормам.

Когда у нас есть модель со скорректированными акустическими свойствами, то мы можем поместить в нее виртуальные громкоговорители, данные о которых выпускаются всеми производителями в виде GLL-файлов. Это позволяет заранее спроектировать систему звукоусиления так, чтобы она отвечала заданным требованиям. Для этого мы задаем точные координаты, подвесы громкоговорителей или массива, углы ориентирования, углы между элементами массива и так далее. То есть, все те параметры, которые будут дальше реализованы в жизни. В итоге получаем расчеты по равномерности и величине давления и разборчивости речи.

Звукоизоляция также является востребованным направлением нашей деятельности. Чтобы качественно производить ее, мы не так давно приобрели измерительный комплекс Октава. В нашей стране он входит в список рекомендованных приборов, поэтому результаты измерений безоговорочно принимаются заказчиком и проходят экспертизу.

Несмотря на большой опыт специалистов БАРа и наличие высокоточного измерительного оборудования, произвести звукоизоляцию не всегда представляется возможным. Приведу такой пример – дорогой ресторан, который находится в цокольном этаже жилого здания, где в определенный момент жильцы стали жаловаться на шум. Сначала владельцы заведения обратились в компанию, занимающуюся поставками звукоизоляционных материалов. Им было предложено приобрести большое количество звукопоглощающих плит и заложить ими пространство между подвесным потолком и капитальным перекрытием, что и было сделано, но желаемого результата не дало – жильцы продолжили жаловаться.

Тогда обратились к нам. Мы приехали, произвели измерения и попытались понять, каким образом звук проникает в жилую часть. Выяснилось, что волноводами являются колонны, полностью изолировать которые невозможно. Закончилось история тем, что квартира самой активной бабушки была выкуплена. Вот такое дорогостоящее решение вопроса звукоизоляции.

Как производятся акустические измерения?

Для начала стоит понимать, что именно мы измеряем. Проблемы с разборчивостью возникают тогда, когда от стен помещения интенсивно отражаются звуковые волны и смешиваются со звуком, исходящим из громкоговорителей. Отражения эти называются реверберацией, а время, за которое отраженный звук затухает – временем реверберации. Если у нас работает звуковой источник и в определенный момент прекращает свою работу, то звук в зале не исчезает мгновенно, а будет затухать в течение некоторого времени. Это время можно измерять. В индустрии принято, что уровнем до которого измеряется затухание, является 60 дБ. Таким образом, время, за которое звуковая энергия спадает на 60 дБ, называют временем реверберации.

Существует два стандартных метода измерения времени реверберации – с помощью импульсного сигнала и с помощью прерываемого шума. Для обоих методов мы используем разную конфигурацию оборудования. Воспроизведение прерываемого шума производится комплектом из спикер-процессора, четырехканального усилителя мощности и подключенного к нему всенаправленного громкоговорителя Outline GSR (Globe Source Radiator), выполненного в форме додекаэдра. Для создания импульсного сигнала мы применяем сигнальный пистолет, который очень громко стреляет строительными патронами. Для измерений используем беспроводной измерительный микрофон, который перемещается по точкам измерения в зале, приемник для этого микрофона и акустический анализатор NTi XL2, куда поступает сигнал с приемника.

Импульсный сигнал или прерываемый шум захватывается микрофоном и подается на анализатор, отображающий не усредненное время реверберации, а частотную развертку по времени: по горизонтали – частоты, по вертикали – время.

Для измерения с помощью прерываемого шума отлично подходит тестовый сигнал компании NTI. Он представляет собой чередующиеся 5,5-секундные отрезки розового шума, сменяющиеся идентичными по времени паузами. За счет чередования широких импульсов прибор позволяет суммировать результаты нескольких измерений и получить более точный результат.

Как оценить результат полученных измерений?

Для этого мы обращаемся к своду правил «Защита от шума», где приведены зависимости времени реверберации от объема помещения и функционального назначения зала. Скажем, если взять обучающий центр нашей компании, где объем составляет примерно 350 м 2 , а назначение ближе подходит к конференц-залу, и посмотреть в соответствующую таблицу, то можно увидеть, что стандартное время реверберации для подобного помещения должно быть около 0,7 секунд. В нашем зале применены звукопоглощающие материалы, их типы и место расположения были рассчитаны на основе модели, поэтому этот показатель составляет 0,6 секунд. Благодаря акустическому проектированию мы получили для своих задач очень хороший зал.

Второй параметр, который также крайне важен при оценке результатов измерений – это коэффициент разборчивости речи или STI. Максимальная величина коэффициента – единица, что эквивалентно наилучшей разборчивости. Обычно в технических заданиях пишут, что требуется не менее 0,6 – это область хорошей разборчивости. На практике с величиной 0,5 можно жить и работать, а меньше 0,5 – это уже действительно плохо. Для вычисления разборчивости существует специальная формула. Нас в ней интересуют два компонента – время реверберации и соотношение сигнал/шум. Оба эти параметра находятся в знаменателе. Соответственно, чем выше в зале шум и чем больше время реверберации, тем хуже разборчивость. Это все, что нужно вынести из этой формулы нам, практикам.

Как измеряется разборчивость речи?

Для этого NTI выпустила специальный тестовый сигнал, который называется STIPA. Мы транслируем его через всенаправленный громкоговоритель Outline GSR и захватываем микрофоном, установленным в центре зала. В нашем обучающем центре STI равен 0,69, что является хорошей разборчивостью. Почему мы не добились наилучшей?

«Невооруженным ухом» это не слышно, но имеется довольно приличный шум от системы вентиляции и кондиционирования. Именно он не дает нам получить оценку отлично.

Каким образом можно исправить акустические свойства зала?

С помощью специальных звукопоглощающих материалов, которых существует великое множество. Один из самых простых, распространенных и недорогих – это перфорированный гипсокартон, например, производства Knauf. При этом, надо иметь в виду, что любые звукопоглощающие панели должны быть смонтированы не вплотную к несущей стене, а с относом 5-6 сантиметров на профиле либо на обрешетке, и пространство между панелями и несущей стеной заполняется минеральной ватой. Только в этом случае они будут эффективно работать в области низких частот. В зависимости от типа перфорации и типа основы этого материала зависят коэффициенты звукопоглощения на разных частотах.

Есть панели, покрытые шпоном, которые выглядят гораздо эстетичнее, чем гипсокартон. Это может быть линейная или круглая перфорация. Существует также микроперфорация с диаметром отверстия 0,1 мм, что очень эффективно работает. Подобный ассортимент нужен для того, чтобы получить разнообразие кривых поглощения: у каждого материала есть своя полоса частот, в которой он хорошо поглощает звук. Если мы произвели измерения в зале, то мы знаем, на каких частотах у нас пик времени реверберации и понимаем, в какой области частот нам надо бороться с отражениями. Соответственно, выбираем те материалы, у которых коэффициент поглощения на этих частотах максимальный.

Встречаются также звукопоглощающие панели совсем без перфорации. Внешне они выглядят, как сплошная ровная или шероховатая поверхность, но обладают свойствами звукопоглощения. Такие панели изготавливаются на основе древесных волокон и вспененных полимеров. Комбинация различных материалов, как правило, и дает нужный результат.

Еще один вариант – напыляемые материалы, например, американский Sonaspray. Он очень хорош для обработки больших площадей, но в силу малой массы и небольшой толщины напыляемого слоя эффективен только на средних и высоких частотах.

Как происходит выбор материалов?

Здесь все зависит от планировки помещения, отделки и возможности ее изменения. Например, мы работали с одним красивым, но неблагополучным по акустике залом, где в глубине на втором этаже были стекла, а за ними – офисные помещения. Когда мы проводили измерения, то я сразу задал заказчику вопрос о том, на какие поверхности мы можем влиять и можно ли закрыть стекла. Мне сказали, что нельзя, потому что за ними сидят сотрудники, которые наблюдают, как работает линейный персонал в офисе. Это, конечно, усложнило задачу.

Измерения были сделаны по пяти точкам для двух положений источника сигнала, которым стал выстрел из пистолета. В центре зала распределение времени реверберации на низких частотах составило выше 5 секунд. Мы построили базовую модель, которая обладает теми же свойствами, что и реальное помещение. Посмотрели, что в своде правил защиты от шума при объеме зала 5664 м3 и предназначении конференц-зал время реверберации должно быть 1,1. То есть, зал гудящий, гремящий, и бороться с этим довольно сложно.

Мы предложили закрыть все стекла толстыми тяжелыми тканями, пол – ковром, а крыши стеклянных переговорок – звукопоглощающими материалами. В этом случае мы получили бы время реверберации около 1,6 секунды. Когда клиент ознакомился с этим вариантом расчета, то сказал, что ему недостаточно и он хочет по норме – 1,1 секунды. Для достижения желаемого результата мы предложили более радикальное решение – вертикально висящие звукопоглощающие конструкции, так называемые баффлы. В итоге заказчика предложенные меры второго варианта испугали по объему, трудозатратам и бюджету, поэтому он решил, все-таки, остановиться на первом. После реализации проекта мы провели контрольное измерение времени реверберации, и оно составило предсказанные в нашем расчете 1,6 секунды.

Еще одна большая и интересная работа – московский клуб 1930 Moscow. В нем установлена топовая система звукоусиления d&b audiotechnik J-Series, но, несмотря на это, звукорежиссеры жаловались на проблемы со звуком. Если посмотреть на материалы отделки зала, то все сразу становится понятно. Внизу – это стенки стальных морских контейнеров, дальше – кирпичные стены, сверху – бетонные перекрытия, снизу – наливной пол. Ничего звукопоглощающего в этом зале не оказалось.

Мы провели измерения по восьми точкам с помощью сигнального пистолета и прибора NTI и получили распределение времени реверберации в позиции FOH, то есть, там, где находится звукорежиссер, около 3 секунд с подъемом на низких частотах. При этом, для объема помещения 10 400 м 2 нормальное время должно быть около 1,3-1,4 секунды. Понятно, что звукорежиссер из-за высокой энергии отражений не понимает, что происходит в реальности со звуком в зале. Мы сделали модель, где расчетное время реверберации в точности повторяет кривую, которая была получена в результате измерений, и начали подбор материалов.

Клиенту было предложено применить на боковых стенах плотные и очень прочные древесноволокнистые панели Heradesign. Под другими названиями их выпускают сейчас многие отечественные производители. Поскольку это клуб, то проблема вандалоустойчивости материалов отделки не на последнем месте. Кирпич сверху мы предложили завесить тканевой или тканной мембраной ТермоЗвукоИзол и заложить верх задника зала плитами минеральной ваты.

При условии выполнения всех рекомендаций в зале получается время реверберации 1,63 секунды, что превышает норму. Но не стоит забывать о том, что измерения проводились в пустом зале. Человек – интересное существо, которое отлично поглощает звуковую энергию, поэтому, если на бетонный пол поместить людей, а их в клубе может быть до 5000, то время реверберации снижается до необходимой нам величины 1,3 секунды.

Бывают проекты, когда проектирование осуществляется не в готовом зале, а еще до этапа его отделки?

Да, конечно. И это как раз самый правильный вариант, то, как все и должно происходить при корректном подходе к оснащению залов. Таким примером у нас был универсальный зал Института Пирогова. Мы попали на объект в тот момент, когда все было в бетоне и бетонной пыли. Еще раз, это очень хороший вариант — нам не надо было ничего исправлять (что всегда компромисс и дополнительные траты для заказчика), мы могли работать «с чистого листа». Перед нами стояла задача выбора материалов, чтобы получить норму по времени реверберации. Мы провели в этой бетонной коробке измерения и получили среднее время – 1,5 секунды, а также выше 2 секунд на низких частотах. Для этого объема зала норма – 1 секунда, поэтому работа предстояла объемная и интересная.

Построили модель бетонной коробки с реально замеренным временем и стали подбирать материалы. В результате мы предложили применить комбинацию панелей с различной перфорацией, выпускаемых отечественным производителем TAGinterio. В некоторых местах, чтобы внешне это выглядело как однородная поверхность, также были установлены панели без перфорации. Во время работы над проектом у нас получился хороший контакт с архитектором, который вел этот проект. Идя на взаимные уступки и находя компромиссы, мы сделали очень хороший зал, привлекательный визуально и комфортный по звуку. Кстати, система звукоусиления в зале установлена бюджетная, а качество звучания при этом — на высоте. Вот что значит подготовленное помещение, в котором подумали о собственной акустике! В финале мы всегда проводим контрольные измерения. Точность наших расчетов составляет не менее 95%, в данном случае — 97%.

Что получает заказчик по результатам проведенной проектировки?

Он получает отчет, в котором изложены описание зала, метод, результаты и оценка измерений, а также меры по коррекции акустических свойств. В случае, если стоит задача по озвучиванию, то и параметры предлагаемой системы звукоусиления. Выглядит это, как книжка с «красивыми картинками» по распределению звукового давления и графиками. Смотрится такой проект очень убедительно, а благодаря наглядной визуализации заказчику гораздо легче понять нашу специфику. Также мы даем список рекомендуемых материалов и монтажные схемы, если нужно — информируем, где их купить. На основе акустического проекта системный интегратор может легко реализовать решение в жизнь. При этом мы готовы помочь с любым из этапов реализации, если нужен комплекс: поставка и монтаж акустических панелей, поставка, монтаж и настройка системы звукоусиления.

Сколько стоит подобная работа?

Стоимость зависит не от величины зала или его объема, а от сложности архитектуры. Чем больше криволинейных поверхностей (арки, купола, балкончики, ступени амфитеатра), тем сложнее все это отрисовывать. Модель состоит из точек, а каждая точка имеет трехмерные координаты, которые сначала надо снять с чертежа AutoCAD, затем записать и потом вручную вбить точки в программе EASE. И так – для каждой точки. Эти точки объединяются в поверхности, и из поверхностей мы уже можем создавать криволинейные поверхности, а затем и всю архитектуру. То есть, чем сложнее архитектура, тем выше трудоемкость работы по созданию модели. Цена на проектирование начинается от 100 — 150 тысяч за переговорную комнату или конференц-зал. Универсальный зал или зал заседаний будет стоить около 300 тысяч. Это примерная стоимость. Чтобы дать точную цифру, надо смотреть фото и чертежи. В любом случае, стоимость нашей работы несопоставима с затратами на материалы, общестроительные работы и стоимость оснащения AV-оборудованием.

Давайте представим построенный и оснащенный системой звукоусиления, но при этом неблагополучный по акустике зал. Все понимают: звук плохой, и надо что-то делать, чтобы стало лучше. Причем «плохой звук» — это вполне реальные, слышимые каждому моменты: на совещаниях участники не могут разобрать, кто что сказал, заводятся микрофоны заводятся, у людей возникает усталость и головная боль после длительного нахождения в помещении, расфокусируется внимание, трудно сформулировать свою мысль. В попытке улучшения ставятся более дорогие громкоговорители, проводятся какие-то попытки снизить реверберацию по наитию. Подобных итераций может быть две-три. Когда попадаешь в такой зал, то обычно висит куча разнородных акустических систем, в разных местах звукопоглощающие материалы, а ситуация при этом плохая. Бюджет потратили один раз, два раза, три раза, а в четвертый раз уже никто не дает.

Чтобы такого не было, лучше единожды вложиться в моделирование и проектирование, и на основании этих результатов сделать один раз так, чтобы не пришлось ни переделывать, ни доделывать, ни сожалеть о потраченных средствах.

Источник

Оцените статью