Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Брать или не брать? Вот в чем вопрос! На повестке дня сегодня одно из частых сомнений аудиогурманов: нужен ли сабвуфер в стереосистеме, или для хорошей музыки можно обойтись и базовой комплектацией?
Широкополосные акустические системы традиционно выпускают в виде огромных напольных колонок. Но иногда даже они неспособны выдать звук ожидаемого качества. Почему? Причины разные, от изначально плохого качества записи трека до акустики помещения. Не все знают, что технику надо откалибровывать и как-то «по-особенному» подбирать. Спасет ли положение сабвуфер?
Использование сабвуфера в стереосистеме
Сабвуфер — устройство, воспроизводящее низкие частоты, которые не могут потянуть его широкополосные коллеги. Поэтому его встраивают в акустическую систему для более сочного звучания басов.
Чтобы оценить пользу сабвуфера, рассмотрим стереосистему с ним и без него.
Система без сабвуфера представляет собой источник звука (проигрыватель вроде DVD, CD), стереоусилитель, на который подается этот сигнал. На выходе от стереоусилителя сигнал попадает на АС. В этом способе сигнал проходит через минимально короткую цепочку, а значит на АС попадает в своем первозданном качестве. Которое, кстати, не всегда высокое.
Система с сабвуфером обладает более длинной и вариативной цепочкой.
Первый вариант — стереосигнал подается и на стереоусилитель, и на фильтр сабвуфера. Получается, что на АС приходит полный сигнал с источника, а на сабвуфер попадает начальная составляющая с двух каналов: первозданная, как в способе без сабвуфера, и прошедшая через его фильтр.
Другой вариант — стереосигнал сразу попадает на сабвуфер, где делится на два диапазона НЧ и СЧ/ВЧ. С фильтра СЧ/ВЧ сигнал поступает на вход стереоусилителя фронтальных сателитных АС, а НЧ сигнал подается на вход сабвуферного усилителя.
Встречаются и другие варианты, но так или иначе, все сводится к этому: на фронтальные колонки попадает полный спектр сигнала или составляющая СЧ/ВЧ.
Какой вывод можно сделать из всего этого? В первом случае фронтальными АС выступают мощные широкополосные системы, а сабвуфер идет им в помощь на низких частотах.
Во втором случае фронтальные колонки — сателлиты с весьма скромной мощностью. Лямку низких частот полностью тянет сабвуфер. Это позволяет сэкономить на АС и собрать наиболее компактную систему среднего качества.
Отсюда естественно вытекают преимущества сабвуфера в АС:
- более широкий диапазон, чем при использовании только АС;
- возможность добиться более низких частот;
- более высокая громкость без искажения звука;
- в случае применения активного сабвуфера — улучшение воспроизведения СЧ/ВЧ диапазона за счет разгрузки стереоусилителя для фронтальных АС, и самих АС.
Однако преимущества не означают, что сабвуфер надо встраивать в каждую АС! Дело в том, что он «отвечает» за разные эффекты вроде взрывов, басов и т. д. Что это значит? Он идеально подходит, если вы любитель блокбастеров, рок-музыки или рэпа. Но если АС использовать для классической музыки, где меньше басов и больше высоких нот, то он скорее испортит общее звучание.
Регулировка и установка сабвуфера
Сабвуфер включает в себя:
- большой динамик, от 8–15 и до 21 дюйма;
- усилитель;
- блок обработки сигнала — регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы.
Дело ясное, что для большинства людей самое понятное из этого — громкость. Она позволяет выставить комфортный уровень баса и в целом поберечь или нет барабанные перепонки свои и соседей.
Частоты среза — параметр, обеспечивающий плавный переход от нижней границы основных АС к сабвуферу. Чтобы его настроить, надо знать частотные характеристики АС, выставленные настройки на ресивере и усилителе, если они, конечно, есть.
Какая от него польза? — Мы не слышим провала и звуковых «ям» в музыке, а также нам проще подружить новенький сабвуфер со своей АС. Жаль, но у некоторых бюджетных моделей возможности настроить частоты среза нет — а значит, и хорошей интеграции в систему ждать не приходится.
Настройка фазового сдвига — нужна для того, чтобы сабвуфер и АС играли синхронно, без задержек по времени. Подобная проблема может возникнуть, если сабвуфер стоит далеко от АС.
Сабвуферы класса премиум идут в комплекте с пультом управления, а некоторые управляются с помощью голосового помощника (тот же Гугл Ассистент или Alexa). К сожалению, в России их можно настроить только через VPN-подключение. Да и настроить— это полдела, говорить с этими друзьями можно только на английском, ничего другого не понимают.
Откалибровать звук не проблема: например, у акустики Bose для этого есть приложение Bose Connect. Оно «находит» устройство, подключается, и далее вы просто следуете подсказкам. С бюджетными брендами будет сложнее, не у всех есть возможность выполнить детальную настройку, и тем более, калибровку. Придется полагаться на слух.
Как правильно разместить сабвуфер?
Человек может с точностью до 5 градусов определить, откуда исходит звук по горизонтали (колонка на полу или на столе) и до 15 градусов по вертикали (штативы, настенные крепления). К счастью, это относится в принципе к любому звуку средней частоты. С басами дело обстоит проще (или сложнее, это как посмотреть): слуховой аппарат человека не слишком чувствителен к басам и трудновато понимает, откуда идет звук. Это развязывает нам руки в экспериментах по установке сабвуфера.
Но все же правила размещения колонки есть:
- Поверхность должна быть ровная и прочная, поскольку бас — это всегда вибрация. Так сабвуфер не внесет звуковых искажений и сам не повредится от нежелательного рельефа.
- Постарайтесь разместить сабвуфер подальше от мебели, особенно от серванта с бабушкиной посудой — выступающие углы, стекло, керамика создают сильный резонанс и вносят в звучащую музыку свои «пять копеек».
- Доступность розетки. Это из очевидного. Плюс дешевые удлинители также снижают качество звука, да и «анаконда» через всю комнату весьма неудобная вещь.
На практике все это соблюсти — проще простого. Главное желание и адекватная оценка своих возможностей по бюджету и метражу комнаты.
Выбор сабвуфера
Подытожу все, о чем успел тут наговорить. Как выбрать свой идеальный сабвуфер, даже если вы ничего не понимаете в технических характеристиках:
- Частотный диапазон должен быть выше 160–200 Гц.
- Параметр частоты среза задает границу диапазона, сигналы выше него будут подавляться. Рекомендую выбирать модели, в которых этот диапазон можно регулировать, если такой возможности нет, ориентируйтесь на границы 160–200 Гц.
- Звуковое давление влияет на громкость, а значит — и на возможные искажения звука. При этом мощность от него зависит не всегда.
- Чувствительность — показывает скорость реакции усилителя на изменения типа сигнала. Например, это могут быть посторонние шумы, помехи при плохой записи или проигрывании с МР3 плеера. Чем она выше, тем ниже качество звучания. Оптимальный показатель 100–150 Дб.
- Диаметр динамика — чем больше мембрана, тем сильнее ее толчки в воздухе, тем насыщеннее бас.
- Электрическое сопротивление системы — на него смотрят, когда выбирают сабвуфер в дополнение к конкретным колонкам — в этом случае важно, чтобы показатели совпадали.
Среди сабов могу порекомендовать Bose Bass Module 500 и 700, они стабильно здорово работают с акустикой Bose, а именно с саундбарами. Также саб 700 является частью домашних кинотеатров 5.1 Bose Lifestyle 550, 600, 650. К системам 5.1 можно подключить второй такой же саб, если помещение очень большое и нужно очень много баса.
К слову, техника легко встраивается в мультирум Bose и интегрируется с другой акустикой того же бренда.
Надеюсь, было интересно. До новых встреч!
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Источник
Когда нужен сабвуфер?
Сохранить и прочитать потом —
Создание правильной звуковой атмосферы при прослушивании музыки или просмотре кинофильма невозможно без низкочастотной составляющей. То есть, без баса. В нижнем частотном регистре играет немало музыкальных инструментов, как акустических, так и электронных, а большинство эффектных сцен в кино создано при помощи низких частот. Именно низкие частоты фонограммы добавляют объём, создают ощущение музыки, добавляют эмоций в воспроизведение остального спектра звукового излучения. Для правильного их воспроизведения необходима специально подготовленная для этого акустическая система. Это и есть сабвуфер.
Акустические системы, охватывающие весь слышимый человеческим ухом диапазон, традиционно представлены напольными колонками большого размера. Однако, в ряде случаев даже их недостаточно для полноценного воспроизведения звуковой дорожки. Причиной может быть как сам характер записи, так и особенности помещения, в котором эта запись воспроизводится. И здесь положение спасает сабвуфер — специализированная акустическая система, диапазон воспроизведения частот которой, как правило, ограничивается 150 Гц в верхней границе и может опускаться до внушительных 12 Гц в нижней, в зависимости от конструкции и назначения.
Одной из основных особенностей сабвуфера является то, что это, как правило, активная акустическая система. То есть, это колонка с собственным (обычно встроенным) специализированным усилителем. Имеются и пассивные конструкции, но это отдельный класс аппаратуры, редко используемый в традиционных домашних системах. Поэтому, под термином «сабвуфер» мы сегодня будем подразумевать активную низкочастотную акустическую систему.
Использование в стерео
Традиционно сабвуфер используют в составе домашнего кинотеатра, где он отвечает главным образом за звуковые эффекты. Однако существует вполне успешная практика использования сабвуфера в стереосистемах. Такая схема называется «трифоник» и обозначается, как 2.1. У неё есть определённые преимущества перед применением полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом.
Трифоник включает пару фронтальных колонок и сабвуфер
Первое преимущество вполне прагматично. Сабвуфер чаще всего используют вместе с полочной акустикой. Так как последней требуется меньше пространства, а ещё она может одинаково эффектно звучать как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер будет весьма органично дополнять собой общую звуковую картину, добавляя в неё необходимый бас. А владельцу системы не придётся ломать голову, куда установить крупногабаритные колонки.
Второе преимущество не столь очевидно, хотя и напрямую взаимосвязано с первым. Дело в том, что звучание полочной акустической системы, зачастую обладает более высокой степенью локализации по сравнению с напольными колонками, поэтому слушатель получает намного более объёмную звуковую панораму. При этом, одним из самых проблемных моментов в домашней аудиосистеме является согласование ее звучания с комнатой прослушивания и, в частности — корректное воспроизведение баса. А использование сабвуфера позволяет получить более управляемый, глубокий и чёткий бас, направление звучания которого человеческое ухо не так чётко локализует.
Регулировки
В корпусе сабвуфера помимо большого динамика (8-15 и даже до 21 дюйма), располагается усилитель и блок обработки сигнала: регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы. Самая логичная и понятная регулировка для неподготовленного человека – громкость, позволяющая выставить комфортный уровень баса в комнате.
Вот так выглядит хороший динамик сабвуфера
Для регулировки частоты среза уже необходимо знать частотные характеристики своей акустической системы и выставленные настройки в усилителе или ресивере, если они предусмотрены. Этот параметр позволяет получить равномерный переход от нижней границы звучания основных АС к сабвуферу. В результате мы не слышим провала, либо наоборот, существенного увеличения громкости звука в диапазонах так называемых «верхнего баса» или «нижней середины». Обратите внимание на то, что бюджетные модели сабвуферов зачастую не имеют регулировки этого параметра, а значит — подружить их с акустикой в стереосистеме будет затруднительно, поскольку в отличие от AV-ресиверов для домашнего кинотеатра, в большинстве стерео усилителей нет соответствующей регулировки.
Панель регулировок хорошо оснащенного сабвуфера
Регулировка фазового сдвига необходима для того, чтобы сабвуфер и основная АС не имели временнЫх разногласий. Например, если сабвуфер стоит довольно далеко от колонок, то его звучание может запаздывать. Чтобы этого избежать и используют корректировку фазового сдвига.
Дорогие сабвуферы иногда оснащаются пультом дистанционного управления, с помощью которого удобно корректировать их характеристики, контролируя звук в реальном времени, что называется — не вставая с дивана — REL G2.
Элегантный пульт ДУ сабвуфера REL G2
Существуют сабвуферы с весьма продвинутыми электронными схемами настройки вплоть до систем акустической коррекции помещения на основе цифрового процессора и возможностью управления всеми их характеристиками с помощью iOS или Android планшета или смартфона. Пример такого сабвуфера – модель ELAC SUB 2050.
Так выглядит интерфейс управления сабвуфера ELAC SUB 2050
Установка
Слуховой аппарат человека устроен таким образом, что он не чувствителен к направленности низких частот, они не имеют чёткой локализации в помещении. И это развязывает нам руки при установке сабвуфера. Для него можно подобрать практически любой уголок в комнате. Однако стоит соблюсти несколько правил.
Во-первых, сабвуфер должен стоять на ровной прочной поверхности. Помните, что этот аппарат подвержен солидным вибрациям, которые могут негативно повлиять на звук, а также испортить сам сабвуфер.
Само место установки должно находиться на некотором расстоянии от стен и мебели. Особо пристальное внимание нужно уделить фазоинвертору (при его наличии), «труба» которого не должна быть ближе 20-30 сантиметров к какой-либо поверхности. Нежелательно размещать сабвуфер возле ёмких шкафов, стеклянных конструкций, посудных витрин. Все они – отличный источник резонансов. Они добавят к звучанию собственные призвуки, которые вам вряд ли захочется слышать, наслаждаясь любимыми записями. По этой же причине не стоит класть или ставить какие-либо предметы на корпус. Очень большой соблазн использовать этот деревянный куб в качестве дополнительного столика. Но, поверьте, положенный на него пульт ДУ не сможет улучшить звуковую картину, даже если будет очень сильно стараться.
Третье условие – доступность розетки питания и возможность удобной прокладки сигнального кабеля. Усилителю сабвуфера требуется электрическая энергия, но не стоит тянуть к нему простой дешевый удлинитель, снижая качество подводимой энергии. К тому же это выглядит не эстетично и заметно снижает эргономику. Кому нравится регулярно спотыкаться или путаться в проводах? Лучше установить сабвуфер возле отдельной розетки либо озаботиться подводкой стационарного электричества к нужной точке в комнате.
Выбор сабвуфера
Итак, самое интересное – выбор сабвуфера. Важной особенностью конструкции сабвуфера является акустическое оформление, в котором работает его динамик. Бывают три основные типа акустического оформления: закрытое, пассивный излучатель и фазоинвертор. Для работы с музыкальным материалом лучше подходят первые две конструкции, поскольку они обеспечивают более точный музыкальный бас. В качестве превосходного сабвуфера для прослушивания музыки можно порекомендовать закрытую модель Penaudio Charm.
Penaudio Charm – элегантная модель от финского производителя
Еще один отличный музыкальный саб, но уже с пассивным излучателем — Monitor Audio Bronze W10.
Этот сабвуфер имеет акустическое оформление «пассивный излучатель»
Универсальная и очень продвинутая модель с двумя восьмидюймовыми драйверами, усилителем D-класса и DSP процессором, да еще в столь оригинальном сферическом корпусе — B&W PV1D.
Этот шарик от B&W не только оригинально выглядит, но и отлично звучит
Высококлассный универсальный сабвуфер, способный «дать жару» в кино и при этом – деликатно воспроизвести тончайшие нюансы басовой составляющей музыкальных произведений — REL G1.
Высококлассный сабвуфер REL G1
Наконец, настоящий громовержец и повелитель самых глубоких басов класса High End – пассивный сабвуфер ICE 15.2P умеет басить на частотах вплоть до 28 Гц, оснащен двумя 15-дюймовыми головками, имеет чувствительность 98дБ и может развивать звуковое давление вплоть до 134 дБ!
Пассивный сабвуфер ICE 15.2P
Сабвуферы с фазоинвертором представляют собой мейнстрим, они, как правило, менее дороги, но при этом могут обеспечивать глубокий насыщенный бас при меньших финансовых затратах. Труба фазоинвертора в некоторых случаях может давать слышимые призвуки, которые помешают при прослушивании музыки, но обычно не ощущаются при воспроизведении саундтреков к кинофильмам.
Так выглядит труба фазоинвертора
Также эти сабвуферы более чувствительны при установке – необходимо обеспечить достаточное расстояние от фазоинвертора до прилегающих стен или мебели.
Приведем несколько примеров моделей с фазоинвертором из разных ценовых категорий. Элегантный и относительно недорогой сабвуфер с качественной внешней отделкой DALI Zensor Sub E-9 F.
Недорогой качественный сабвуфер DALI Zensor Sub E-9 F
Великолепный сабвуфер для просторных помещений – флагманская модель компании Waterfall HF3-500 – вооружена парой девятидюймовых драйверов под управлением 500 ваттного усилителя
Мощная модель для просторных помещений Waterfall HF3-500
Без преувеличения — гигант, который весит целых 88 кг, имеет на борту драйвер с диффузором 21 дюйм и усилитель мощностью 1200 Ватт — Cerwin-Vega CVHF-A21S.
Гигант Cerwin-Vega CVHF-A21S имеет драйвер с диффузором 21 дюйм
Как уже было упомянуто – сабвуферы с фазоинвертором достаточно «басовитые», а имеющие оформление «закрытый ящик» или «пассивный излучатель» – более музыкальные, но при выборе в любом случае встает вопрос самой нижней частоты, которую сможет воспроизводить сабвуфер. Как правило – чем дороже «машина для извлечения баса», тем более крупный драйвер в ней установлен и тем более глубоко она может нырнуть в басовые глубины. Не всегда стоит гнаться за рекордными значениями нижней частоты, т.к. воспроизведение глубокого баса на большой громкости в необработанном жилом помещении обычно приводит к ненужным резонансам, которые выражаются в дребезжании мебели, дребезжании оконных стекол и неприятных гулких призвуках. Кроме того, низкие частоты очень коварны с точки зрения проникновения по перекрытиям жилых домов в соседние квартиры, и могут доставить много проблем вашим соседям.
Помимо акустической обработки помещения, в котором установлен сабвуфер – отличным средством обуздать и укротить басы является применение специализированных электронных устройств, которые помогут снизить негативное влияние помещения и более точно согласовать звучание сабвуфера с остальной акустикой, — например, цифровой акустический корректор DSPeaker.
Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core
Еще одна характеристика баса – его скорость, т.е. насколько быстро саб отвечает на резкий всплеск звучания – удар по мембране барабана, выстрел, взрыв и т.д. Зачастую, сабвуферы, имеющие не самый большой по диаметру драйвер и не способные похвастаться очень глубоким басом, бывают как раз очень скорострельными, умеющими практически мгновенно отрабатывать самые быстрые пассажи записи. С другой стороны с увеличением диаметра диффузора выше 12 дюймов звучание басов обычно приобретает некую бархатистость и натуральность, которой не достает моделям с более скромными размерами драйверов.
Напомним, что если у вашего AV-ресивера или усилителя нет регулировки граничной частоты сигнала, который подается на акустику и сабвуфер – обязательно проверьте, есть ли соответствующая регулировка у той модели сабвуфера, к которой вы присматриваетесь. То же самое касается и интерфейсов подключения – самые продвинутые сабвуферы имеют минимум по две пары низко- и высокоуровневых клемм для подключения к AV-ресиверу или усилителю. Первые из них обеспечивают подключение к линейным выходам Preout усилителей либо – специализированным выходам для сабвуфера AV-ресиверов или стерео усилителей. Вторые – для соединения с акустическими клеммами усилительной электроники в тех случаях, когда у нее отсутствуют низкоуровневые выходы. В наиболее доступных моделях сабвуферов панель разъемов может ограничиваться всего лишь одним RCA входом без каких-либо дополнительных возможностей, поэтому обязательно обратите внимание на этот аспект, чтобы не только правильно подключить приобретенную модель, но и получить от нее наилучшее качество звучания.
Этот сабвуфер имеет широкие возможности коммутации
Отдельная категория сабвуферов – компактные дизайнерские модели. Они разрабатываются специально для тех случаев, когда спрятать громоздкий ящик с глаз долой не получается и лицезреть его – тоже не хочется. Примером такого сабвуфера может служить REL Habitat 1 – с беспроводным блоком передачи сигнала, способный воспроизвести отличный бас, несмотря на свои небольшие габариты. А еще, при желании – его можно взять и повесить на стену!
Дизайнерский сабвуфер REL Habitat
Полезные советы
В заключение приведем несколько, так называемых, лайфхаков по использованию сабвуфера. Первый заключается в том, что резонансы (а значит – проблемы с частотной характеристикой аудио системы) типичного жилого помещения лежат именно в области низких частот, там, где и работает сабвуфер – 20-150Гц. Поэтому, заранее найдя наилучшее расположение основной пары акустических систем (неважно – полочных или напольных) с точки зрения их звучания, а также – эстетики и удобства, можно легче справиться с резонансами комнаты прослушивания путем перемещения и нахождения идеального места расположения сабвуфера в ней. Как мы уже говорили, низкие частоты отличаются крайне малой направленностью звучания, поэтому имея в системе несколько СЧ/ВЧ колонок, часто можно вполне обойтись одним сабвуфером. Однако, в достаточно просторных помещениях для получения равномерного баса с минимумом искажений наилучших результатов удается добиться, используя сразу два сабвуфера. В таком случае можно использовать как две одинаковых модели, так и совершенно разные, например, один компактный и максимально «скорострельный», а второй – с большим динамиком (от 12” и выше) для придания басу глубины и «бархатистости».
Еще одна проблема в воспроизведении высококачественных фонограмм состоит в том, что многие из них записаны с обрезанным ниже 50 Гц басом (чтобы их можно было без существенных искажений воспроизвести на массовой бюджетной аппаратуре), а другие – наоборот, с его избытком (в коммерческих целях продвижения конкретного релиза). Современные высококачественные усилители, как правило, не оборудованы режимом тонкомпенсации, поэтому в системах «трифоник», имея, по сути, раздельное усиление и регулировку низких и всех остальных частот можно легко и быстро отрегулировать количество и глубину баса – при необходимости, чуть ли не для каждого трека или альбома (для этого как раз наилучшим образом пригодится сабвуфер с пультом ДУ или под управлением планшета или смартфона). Те же самые регулировки баса будут очень кстати и в том случае, если вам хочется послушать музыку в позднее время, когда соседи или домашние уже отдыхают – это можно будет делать на вполне комфортной громкости, просто «прибрав» баса на сабвуфере.
Итак, мы в общих чертах разобрались, что же такое сабвуфер, и зачем он нужен. В данной статье даны лишь основы использования этого компонента домашней аудиосистемы, а для того, чтобы он идеально вписался в вашу звуковую среду, рекомендуем обратиться к специалистам компании Аудиомания, которые учтут все нюансы вашего жилища и предложат лучшее решение.
Источник