Яуза-220-стерео, одна из самых популярных кассетных дек 80-х
Хочу представить кассетный магнитофон-приставку (в дальнейшем дека) 2-го класса Яуза-220-стерео, которая выпускалась с 1984 года по 1987 год Московским электромеханическим заводом №1.
Несмотря на 2-й класс кассетная дека Яуза-220-стерео обладает очень приличными параметрами, приближающей ее к аналогичной кассетной аппаратуре западных производителей. Главной «изюминкой» кассетной деки Яуза-220-стерео было применение японского двухмоторного лентопротяжного механизма Mithsumi с коэффициентом детонации ±0,15%, укомплектованного сендастовыми головками Canon, ресурс которых составлял не менее 1000 часов. Скорость движения магнитной ленты составляет 4,76 см/сек, время перемотки кассеты С-60 составляет 120 сек, время срабатывания автостопа составляет 5 сек. Кассетная дека Яуза-220-стерео рассчитана на эксплуатацию с тремя типами магнитной ленты Fе2O3 (Normal), CrO2 (Chrome), FeCr (Ferro-chrome). Диапазон записываемых и воспроизводимых частот составляет: на ленте Fе2O3 — 40-12500 Гц; на ленте CrO2 — 40-14000 Гц; на ленте FeCr – 40-16000 Гц. Коэффициент гармоник на лентах Fе2O3, CrO2 составляет 3%, на ленте FeCr составляет 2%. В кассетной деке Яуза-220-стерео применена система шумопонижения Маяк, электроника во многом унифицирована с кассетной декой Маяк-231-стерео, разработанной и выпускаемой Киевским радиозаводом Маяк. Уровень шумов в канале З/В с системой шумоподавления Маяк -54 дБ. В кассетной деке Яуза-220-стерео имеется световая индикация основных режимов работы, контроль записи с прослушиванием на головных стерео телефонах, раздельная индикация уровня записи, индикация уровня воспроизведения, пауза, автостоп, регулирование громкости головных стерео телефонов. Максимальная потребляемая мощность кассетной декой Яуза-220-стерео составляет 20 Вт, питание осуществляется от сети переменного тока 50Гц, напряжением 220 В. В отделке корпуса кассетной деки Яуза-220-стерео применены алюминий, шпонированная ценными сортами дерева фанера, листовая штампованная сталь. Размеры деки Яуза-220-стерео составляют 430х315х136 мм, вес 7 кг. Московский электромеханический завод №1 являлся специализированным оборонным предприятием, но в разное время выпускал и качественные бытовые катушечные магнитофоны 2-го класса: Яуза-10-стерео, Яуза-5, Яуза-20, Яуза-6, Яуза-206, Яуза-207, спроектированных на базе лицензионного лентопротяжного механизма (ЛПМ) немецкой фирмы Grundig, данный ЛПМ использовался и для узкоспециализированных изделий специального назначения. В конце 70-х годов Московскому электромеханическому заводу №1 было определено техзадание на разработку ряда специализированных изделий на базе высококачественного кассетного ЛПМ приличного уровня, пошли проверенным путем, через Внешторг закупили для комплектации бытового изделия 2-го класса японские ЛПМ Mithsumi, которые были явно на класс выше. Выпуск кассетных дек Яуза-220-стерео должен был начаться к Олимпиаде-80, но по приоритетным задачам был перенесен на 1984 год.
Источник
Яуза-220-стерео
Кассетный магнитофон-приставка «Яуза-220-стерео» предназначен для записи фонограмм на магнитную ленту и последующего их воспроизведения через УКУ с АС.
Московский ЭМЗ №1
Выпуск с 1984 года
В магнитофоне имеются следующие функции:
— световая индикация основных режимов работы;
— контроль записи прослушиванием на телефоны;
— раздельная индикация уровня записи;
— индикация уровня воспроизведения;
— пауза, автостоп;
— регулирование громкости телефонов.
«Яуза-220-стерео» работает с тремя типами магнитных лент: Fe, Cr, FeCr и имеет шумопонижающее устройство системы »Маяк».
Основные технические характеристики:
Коэффициент детонации ±0,15%.
Рабочий диапазон воспроизводимых частот:
— с лентой на основе Fе — 40. 12500 Гц.
— с лентой на основе Cr — 40. 14000 Гц.
— с лентой на основе FeCr — 40. 16000 Гц.
Коэффициент гармоник — 2%.
Уровень шумов в канале З/В с системой ШП -54 дБ.
Габаритные размеры — 430х315х136 мм.
Масса — 7 кг.
Источник
Яуза-220 стерео
Изготовитель: Московский ЭМЗ №1, 1984.
Назначение: для записи фонограмм на магнитную ленту и последующего их воспроизведения через усилительно-коммутационное устройство с акустическими системами.
Технические характеристики:
Описание:
В СССР производилось огромное количество кассетных дек, но далеко не все из них сочетали в себе качество, простоту и надежность. В свое время эти кассетные деки пользовались популярностью среди любителей качественной магнитной записи — на них откладывали зарплаты, стипендии, и очень активно использовали в студиях звукозаписи. Одна из ключевых фишек устройства — это японский лентопротяжный механизм с японской же сендастовой головкой Canon. Если не брать во внимание не самое логичное применение двух моторов, механизм редко выходил из строя, при перемотке не издавал адских звуков и не требовал постоянного в нем ковыряния.
А электронная часть магнитофона была позаимствована у магнитофонов «Маяк», так что даже платы были взаимозаменяемы. В случае возникновения какой-либо неисправности можно было без особых проблем найти нужный компонент. В более поздних «Яузах-221» уже применялся отечественный лентопротяг, о котором можно найти смешанные отзывы: у кого-то он периодически ломался, у других же работал долгие годы.
Дизайн аппарата сочетает в себе характерные черты для отечественной радиоаппаратуры того времени: отсутствие какой-либо экономии на материалах, передняя панель из довольно толстого металла, верхняя часть корпуса — дерево, ну и красивый зеленый газоразрядный индикатор, как полагается. Имеется подсветка кассеты — и это огромный плюс, ведь некоторые из простых импортных аппаратов ее, к сожалению, не имеют.
При нажатии кнопки «Сеть» загорается зеленый газоразрядный индикатор и подсветка кассеты. Кассетный карман открывается плавно при нажатии соответствующей кнопки, как во всех японских аппаратах. При его открытии питание на ЛПМ не подается, а подсветка кассеты отключается. Индикация режимов работы находится над соответствующими кнопками управления ЛПМ.
Управление — псевдосенсорное, Soft Touch, как полагается. При перемотке головки отводятся не до конца, и по индикатору можно определить начало следующей композиции (так же немного слышно ускоренную фонограмму в колонках, косяк это или фишка — неизвестно). Таким образом наши отечественные умельцы реализовали поиск по паузам.
Все элементы управления находятся на передней панели, управление лентопротягом — под кассетным отсеком, справа кнопки выбора типа ленты, включение или выключение абсолютно бесполезной, на мой взгляд, отечественной системы шумопонижения, включение записи с внешнего микрофона, подключаемого также к передней панели, регулятор уровня записи и выход на наушники с отдельным регулятором уровня.
Касаемо лентопротяжного механизма: он вроде и двухмоторный, но вместо того, чтобы сделать один мотор на привод ведущего вала, а второй на подмотку при воспроизведении (тем самым уменьшив коэффицент детонации), второй мотор задействуется только при перемотке.
Из существенных недостатков или недоработок могу отметить один: обычно на всех нормальных кассетниках кнопку записи располагают так, чтобы не нажать на нее случайно при переключении других режимов, тут же додумались расположить ее между кнопками воспроизведения и остановки. Причем при случайном нажатии на нее сразу включается режим «запись», и дефицитная запись на кассете стирается.
Информация взята с сайтов: rw6ase.narod.ru и stereo.ru
Автор фото: Валерий Крюк
10 комментариев: Яуза-220 стерео
Долгое время был обладателем данного аппарата.покупал в 1986 году,по совету друга,который работал тогда в студии звукозаписи.В те времена сами знаете,было множество разных студий-ларьков где можно было купить разные кассеты и катушки с записями. ЛПМ,да,отличный в нем,остальное не очень..В конце 80-х,захотелось большего от него и обратился к еще 1 хорошему знакомому который кардинально переделал мне тогда всю электронику,кроме управления.Качество записи-воспроизведения значительно улучшилось.Как утверждал этот человек,он “вытянул параметры” Яузы на 1 класс.Использовал схемотехнику от японского Пионера,и плюс элементную базу с доноров,что я ему достал.В то время уже многое везли из Японии и было чем поживиться из блоков и р-деталей.Жаль что при переезде в другой город,я его продал через Авито,о чем потом пожалел.Но до сих пор о нем у меня отличные воспоминания.Записывал-играл отлично.вот такая моя история.
По своей сути Яуза-220 тот-же Маяк-231 только с японскими головками и ЛПМ. У меня Яуза 1986года в стоке, просто настроенная на обеих лентах TDK-D и “хромовой” TDK-SA пишет 28-17000 с неравномерностью 3 дб. В Радио тех годов были доработки позволяющие качественно повысить параметры Маяков и Яуз. Простая японская механика С101 из Яузы стояла и в первоклашке Рапри-102с, оно и неудивительно ведь детонация 0,1%DIN у этой ЛПМ нормальное явление (как у настроенной 3 моторной Вега-мп120с). Вот советская копия в Яузе-221 была гораздо хуже, но электронная звуковая часть интереснее.
А я не могу найти на продажу такой в хорошем состоянии.Все предлагают какой-то отстой или раздолбай,что уже восстанавливать сложно..Много еще раньше наслышан об Яузе-220,но так она мене и не попалась..На Авито тоже непонятно что..на продаже..Придется обратить свой взор на Рапри-102..хотя Яуза мне импонирует больше..
Именно из-за японского ЛПМ она и интересует большинство любителей.На ее базе можно собрать очень достойный аппарат,как тут уже написано выше.Наслышан даже,что некоторые умельцы на ее базе собирали аппараты,превосходящие 1 класс по качеству записи-воспроизведения..Сам я тоже пользовался такой Яузой,по обмену.потом..как это уже классика жанра,в 90-е отдал ее товарищу,который до сих пор пишет аудио на кассеты..
Рапри-102с сделана лучше Яузы-220.там тоже отличный ЛПМ плюс военная сборка.Да и характеристики получше.Кстати,если можно опубликуйте ее здесь,на странице сайта,если можно.До сих пор работает у меня.Профилактику провел,2 года назад,все таки время.До сих пор пишу кассеты с хорошего проигрывателя.Ностальгия..понимаю,что сейчас уже мало кто этим занимается,а я вот не могу отказаться..когда видишь вживую,как крутится кассета,ощущаешь кнопки,и т.д.Это несравненно больше,чем на компьютере плагин с изображением того или иного аппарата.Вирт это одно,а реал-совсем другое.Жаль что не все это понимают..
Как увидел Яузу,и нахлынули воспоминания об этом аппарате.Мне,тогдашнему студенту,на 20-летие родители подарили именно такой аппарат.Долго он у меня жил,пока не пришла эра цифровизации,и я его,продал,о чём только сейчас жалею..У меня не было кассетных дек 1 класса,но эта Яуза,по воспоминаниям писала и играла лучше стандарного Маяка-232 или Романтики-220.ЛПМ-это вообще отдельная тема.Работала бесшумно,и ни разу за все время,а прожила у меня без малого 20 лет,не жевала и не рвала ленту..Внешний вид,конечно,на высоком уровне.Ничего лишнего,и в тоже время все необходимое имеется…Сейчас,когда возвращается мода на эти аппараты,все чаще возникает желание приобрести ее,и провести ревизию,если потребуется..но уже не расставаться с ней….
Сейчас уже сложно найти такой в хорошем виде..Я коллекционирую хорошую советскую аудиотехнику,и такой аппарат занял бы у меня достойное место в коллекции,благо дома места много и позволяет этим заниматься..Хотелось бы здесь,на страницах сайта найти достойный и приобрести для коллекции..
это не уникальная информация а от человека с первого московского механического завода где их собирали он там работал в 1987 году он их собирал если бы протяжки были японские на них бы написали и приходили бы они поштучно упакованные а их комплектовали на заводе в Саратове и оттуда поставляли в москву на первый механический завод на ящиках и в документации писали собрано в саратове а весь плассмас с протяжки индийский кнопки и тд и моторы были разные в основном митцуми но иногда были другой фирмы и головки поставлялись отдельно все они приходили в больших ящиках завернутые в промасленную бумагу как банки с военной тушенкой скажите японцы так бы упаковывали? да и комплектация у японцев не была бы разной мотор один головка другая вообще протяжка получается сборная солянка он вообще подозревает что она наша только дополненная импртными комплектующими но что не японская она это точно это инфа от человека который их сам собирал я думаю ему можно верить он в свое время их с завода натаскал штук 20 и запчастей к ним кучу так что собирали протяжки в Саратове из разный запчастей и правильно вы подметили на японских протяжках долна была быть надпись сделано в японии
Протяг там вообще ни разу не жапонский. Их закупили в Индии и это условно клон лпм Матсуки. Ну и плюс творчество на заводе. Кстати при гарантийных случаях с лпм за мафон сразу отдавали деньги без проволочек. Думается отсюда растут ноги первых 221х в которых типа “японские протяги”. Думается это восстановленные.
По дизайну на Technics RS-M24 похожа
Источник
Яуза 220 стерео инструкция по ремонту
Для узла ЛПМ Яуза-220 или подобного пассик основного маховика ?
для совсем не втем-в яузахвсегда было около 0.15-0.2
маховик имеет металла столько сколько вся дека за 200 баксов из 90 содержит всебе
цыифра 0.7 НИКОГДА вообще не присутствовала в советской технике..
детонацию около 0.5-0.6 имели дешевые китайские плееры..по 5 баксов за пучок, равно как и гамно типа детских магнитофонов. собранных из урезанных весновых поттяжек
весна 202-честнве 0.3
сраные протоны -легенды 4 класса—и то 0.4-0.45
Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:
для примера-ширпотребовские автомобильыне двухтонвальные прот\жки имеют 0.3-0.4 детонацию
Добавлено спустя 1 минуту 32 секунды:
Спасибки . Решил вопрос так.Силиконовой смазкой смазал пассик и на несколько часов поместил в ХЛД. О чудо, одев понял что самое оно. Засикал по таймеру-темп музыки 120 ударов точно соответствует.
Короче бяка была в том что нес реальный гул сетевой из-за высохших конденсаторов фильтра в стабилизаторе питания.Там их 4-ре оказалось к50-6. Два на 4000 мкф после диодных мостов и дыва на 2000 после стабилизатора в каждой секции. Сьездил в ЧИП ДИП взял 4 честных на
6800 63 вольта больших чтоб влезли по габаритам в штатные места.Пришлось весь стабилизатор разобрать по винтам чтобы снять севшие и поставить новые.И эта замена оправдала себя-фон исчез совсем.его СОВСЕМ не сдышно даже с ввключенной Долби Б.Даже в отсутствие воспроизведения. Я честно не ждал такой прыти от Яузы, т.к. изначально в 86 году она фонила сильнее благодаря видимо течке новых К50-6. Я на радостях оцифровал 1-ый трек альбома-раритета. Правда в отсутствие 24 битной карточки оцифровал в 16-битной встроенной .но получилось неплохо. Но вообще говоря я не ожидал делая запись в 87 году на аппарат с системой HX Pro что верхние пропишутся так сильно на ленту и не рассыпятся за 30 лет хранения. ПСЦ. Вобщем не знаю задавить ли верхние в Саунд Фордже эквалайзером потому как их переизбыток. Так как будто не на кассете а с бобины на 38 скорости идет. Вобщем наверно надо выложить на Яндекс диск со ссылкой, может кто нибудь послушает и скажет задавить ли их или оставить, потому как мне стремно выкладывать в таком виде в раздачу рутрекера.Обзовут что поднял эквалайзером и что мошенничаю(. Не знаю можно ли на автоладе выкладывать с Яндекс диска.Или другого облачного хранилища.
выложи..ради интереса. много вч-это зихер саундбласетра скорее.
и..башку не менял надеюсь?
Источник