Какие бывают наушники и как их правильно выбирать
Уверен, перед каждым меломаном уже не раз вставал вопрос выбора наушников. Направлений и разновидностей которых стало настолько много, что сориентироваться в них стало сущим адом. Сегодня мы и постараемся максимально подробно раcкрыть эту тему.
Полноразмерные, накладные, вкладыши или затычки?
Для начала нужно понять, где именно будут использоваться наушники. Именно от это зависит тип и класс выбора этих устройств. Так, для домашнего прослушивания просто идеально подходят полноразмерные модели. Но здесь есть тонкость, они бывают открытого и закрытого типа. Для качества лучше выбирать открытый тип, однако в них слышно все что происходит вокруг, а окружающим слышна ваша музыка. То есть это вариант только для дома и только когда вы никому не помешаете и вам никто не помешает. Да, критически много ограничений. Именно поэтому продвинутыми меломанами и в студиях звукозаписи используются исключительно закрытые модели. Как минус тут отражение от внешней стенки конструкции, а плюс — хорошая звукоизоляция. Словно ты слушаешь колонки в специально оборудованной студии.
Накладные наушники куда более мобильны, но сколь либо серьезно этот сегмент давно не развивается. Чаще всего их помечают словом «DJ», которое обозначает лишь складную конструкцию. К качественному звуку диджейские модели не имеют никакого отношения. Я рекомендую, по возможности, их избегать, поскольку они не дают правильного прижима и охвата уха, а значит окружающим ваша музыка будет таки слышна, и при этом они имеют в большинстве своем закрытую конструкцию. Следовательно, собирают все минусы каждой из этих моделей. Плюс же один — чуть лучшая мобильность. Но это очень спорно, по сравнению со следующим сегментом.
Огромное распространение в последнее время получили так называемые «капельки» или «вкладыши». По сути это та же самая открытая модель в минималистичном исполнении. Таковые бывают как посредственного качества, так и аудиофилского уровня. Пользоваться ими очень удобно, они компактны и не требуют подгонки под размер вашего ушного канала. Хотя лично мне такой класс не подходит совершенно, после них начинают болеть уши в местах, где происходит контакт с корпусом. Я всегда рекомендую вкладыши только тем людям, которым по каким-либо причинам не подходят внутриканальные.
Внутриканальные же наушники за последние 10 лет прогрессировали до профессионального уровня. То и дело в студиях звукозаписи можно увидеть музыкантов не в больших «лапухах» а в компактных «затычках». В суете города они также подходят как никто. Но есть у них одно важное ограничение: для того, чтобы оценить качество их звучания важно правильно подобрать насадки. Часто, например, я слышу восклицания, мол, купил, а баса нет. Вот это первый признак неправильно подобранных амбушюр. В статичном режиме внутриканальные наушники должны давать хороший уровень звукоизоляции. В этом, кстати, и состоит их основной минус — вы просто не слышите происходящего вокруг. То есть для велосипедиста или прогулок по проезжей части они строго не рекомендуются. Решается же вопрос только в беспроводных версиях средствами дополнительных микрофонов, от которых звук помешивается вам в музыку.
То есть домой хорошим вариантом будут полноразмерные закрытые наушники, для мест, где важно быстро реагировать на внешнее окружение — вкладыши, а для метро и общественного транспорта — внутриканалки. Сам же я предпочитаю исключительно последние.
Динамические, изодинамические, гибриды или чистые арматуры?
Также наушники подразделяются на динамические, изодинамические, арматурные и электростатические модели. Все это различные способы расположения мембраны излучателя в магнитном или электрическом поле. Принцип же работы у них примерно схожий.
В народе считается, что изодинамические наушники в плане звучания лучше своих динамических собратьев, однако это мнение давно и сильно устарело. В отличии от всяких планаров, динамика довольно сильно развивалась в последние годы. Появилось великое множество разнообразных напылений, которые улучшают скоростные характеристики диффузоров, а то и вообще их делают из совсем уж нетривиальных материалов. Как следствие, сегодня хороший динамический драйвер легко может превосходить качеством своих изодинамических конкурентов. У которых, к слову, также имеются свои маленькие недостатки. Как правило связанные с краями диапазона, то есть бас и высокие.
Если же рассматривать внутриканальный сегмент, то тут кроме динамики и изодинамики присутствует такой класс излучателей, как арматуры. На сегодня это наиболее перспективный тип излучателей. Главное достоинство их — малые габариты и полная независимость от акустического оформления камеры. То есть динамик сильно страдает от всевозможных отражений сигнала внутри самого корпуса наушника, а арматуре все это чуждо. Хотя, как у изодинам, у них ровно те же проблемы. Высокого качества баса в арматурах добиться крайне сложно, как и превосходных высоких частот. С этими вопросами активно работают американские компании и уже частично закрыли вопрос, однако 100% успеха все еще нет.
Поэтому и появились, так называемые, гибридные модели, где при помощи кроссовера совместили достоинства динамического драйвера на басах и арматурного на средних и высоких. Очень разумно, согласитесь, просто назначить излучателям играть тот диапазон, в котором они сильнее всего. От количества драйверов при этом мало что зависит, главное — правильно состыковать их между собой.
Почему же просто не использовать качественный динамик? — спросите вы. Есть и такие модели, но обычно, если один диапазон в них звучит превосходно, то другой не более, чем хорошо. Создание идеального излучателя очень сложный процесс и, как правило, наушники с таким динамиком выходят за пределы нескольких сотен долларов, в то время как при помощи гибридов схожих результатов можно добиться куда меньшими издержками, более предсказуемым результатом и, как следствие, меньшей ценой.
По поводу электростатических драйверов, которые в последнее время часто мелькают на рекламных фото, я рекомендую поостеречься. Изначально стоит понять, что это в большинстве своем не электростатические, а электретные излучатели и ставят их только на верхние частоты, где они наиболее уместны. Да, это лучше всяких арматурных 30095, но прямо невероятного качества я среди них еще не встречал. Возможно, лишь пока — тут не отрицаю.
Высокоомы лучшие?
По сопротивлению проводных наушников также имеется поветрие, что чем оно выше, тем лучше звучание. И за этим мнением действие есть здравые нотки — лучше выбирать наушники с максимально высоким импедансом. Однако тут же стоит понимать, что тем более тугие наушники вы выбираете, тем мощнее понадобится источник. На моей памяти человек приобрел 600 Омные наушники, а потом сильно горевал понимая, что к ним просто необходим довольно дорогой усилитель.
Выходной же мощности вашего смартфона (около 25 мВт) максимум хватит на 64 Ома. Если же у модели сопротивление будет больше 200 ом, то желательно иметь хотя бы 200 мВт выходной мощности, а лучше все 500. То есть сразу прикидывайте, к чему вы их будете подключать и потянет ли ваш источник выбранную модель.
Для смартфонов однозначно стоит придерживаться разумного максимума в 64 Ома. А лучше еще меньше. Для плеера и ЦАПа изучите их характеристики, чтобы понять хватит или нет. По собственному опыту все что выше 200 Ом требует дорогого плеера, внешнего усилителя или вообще полностью стационарного ЦАПа. Энергии такие наушники кушают изрядно, поэтому в портативном сегменте с ними делать особо нечего.
Проводные или беспроводные?
Когда мне задают подобный вопрос, то я ориентирую людей на иной выбор: качество или удобство? Нет никаких сомнений, что без проводов наушники стали намного удобнее. Кроме того, беспроводные наушники полностью стали отвязаны от аналоговой части источника. Им больше не нужен дорогой аудиоплеер, поскольку от источника наушники получают звук в виде цифры и уже своим внутренним ЦАПом преобразуют его в аудио, а затем же своим внутренним усилителем усиливают. То есть ЦАП и усилитель вашего смартфона или плеера не используется.
Вроде как удобно, можно выбрать наушники с лучшей начинкой и отличными излучателями. Однако из-за габаритов корпуса возможности по качеству преобразователя ограничены. И на все это еще и накладываются недостатки кодеков сжатия, используемых для передачи данных между смартфоном и наушниками. Актуального канала не хватает, а значит мы имеем потери. Сильнее всего страдает общая детализация и высокие частоты. Именно поэтому данный диапазон в беспроводных наушниках часто уводят на второй план. Причем это касается даже современных AptX HD и LDAC кодеков.
По качеству музыки блютуз сейчас не может соперничать с проводным соединением от слова совсем. Это технически невозможно. Есть конечно очень удачные в плане звучания беспроводные модели, созданные с учетом всех недостатков соединения, но таковых откровенно мало. В основном блютуз сегмент ориентируется на среднего не особо требовательного меломана.
Активное шумоподавление
Современные проблемы требуют современных решений, оттого как проводные, так и беспроводные наушники повсеместно получают функцию активного шумоподавления. Удобно ли это? — однозначно да, особенно в метро или самолете. Другой вопрос, что при этом происходит с качеством музыки. Обычно все это реализуется как подмешивание к ней сигнала с микрофона в противофазе. То есть внешние шумы как бы схлопываются, увы, с частью вашей музыки.
Следовательно, активный шумодав — это вообще не про меломанию. А если все это происходит в беспроводных наушниках, где и так все далеко не идеально, то в итоге мы ухудшаем качество еще сильнее. Хотя, бывают моменты, когда необходимость перевешивает эстетство и активное шумоподавление все таки жизненно необходимо. Тут уж смотрите сами.
Задержка воспроизведения
Вопрос с задержкой воспроизведения встречается только в беспроводных наушниках и зачастую в приложении их к играм. Большая часть хорошего видео идет в дубляже, так что слова все равно не попадают в губы актера. А вот для игр — это реально важно. Но опять-таки, если вы идете на рекорд, то никакие TWS вам не помогут — используйте провода. А так, чем более современный кодек, тем ниже задержка.
Исключение составляют модели с так называемым «игровым режимом», где таковые уменьшены за счет более короткого буфера. Помните только зависимость: ниже задержки — хуже связь. Поэтому игровой режим не рекомендуется для улицы, а мощные современные кодеки зачастую сами переключаются в адаптивный режим связи при наличии проблем.
Графики АЧХ
С АЧХ все очень просто, если вам нравится бас, то смотрите чтобы данный диапазон имел подъем. Если не любите звонких и резких верхов — лучше чтобы не было соответствующих пиков. В любом случае, АЧХ — это, конечно, очень важно, но ее всегда можно скомпенсировать под собственные нужды при помощи эквалайзера. Так что прямо критичного здесь ничего нет.
Послесловие
Как итог подчеркну, что для максимального качества и минимальных задержек сегодня все еще нужны проводные наушники. Беспроводные модели, жонглируя встроенным ЦАПом, усилителем и установленными в корпус излучателями, пытаются выдать максимально чистое, детальное звучание по всему диапазону, но это лишь попытка выжать максимум из того, что есть. По поводу беспроводных кодеков лучше всего иметь AptX HD или LDAC. Пока они слабо распространены в TWS сегменте, но отдельные модели уже встречаются. Относительно же AptX, он не намного лучше более распространенного AAC. Тут разница скорее в реализации на конкретном устройстве. Наилучшим выбором на сегодня являются закрытые полноразмерные и гибридные внутриканальные модели. Шумодав и режим звуковой прозрачности смотрите по необходимости. В общем, выделяйте те характеристики, что нужны именно вам и то, с чем вы, в принципе, готовы мирится. После чего выбор конкретной модели станет намного прозрачнее.
Источник
Как выбрать наушники
Наушники давно стали частью нашей повседневной жизни – ими пользуются все. В наушниках слушают музыку – и школьники, и любители-меломаны, и профессиональные музыканты.
Наушники с микрофоном (гарнитуры) используются для общения — по телефону, по скайпу, во время онлайн-игр.
Наушники можно подключить к смартфону, планшету или компьютеру, к любой современной аудио- и видеотехнике.
Столь широкое их использование привело к появлению огромного разнообразия моделей. Вряд ли найдется еще какой-то вид электронных устройств, разные модели которого со схожими характеристиками могут отличаться в цене в тысячу и более раз! Поэтому перед выбором наушников следует четко определиться: куда они будут подключаться, что вы будете в них слушать и в каких условиях.
Особое внимание на характеристики наушников следует обратить, если вы собираетесь их использовать для прослушивания качественных lossless-записей с Hi-Fi или Hi-End аппаратуры – модели, обеспечивающие соответствующее качество звука, стоят недешево и цена ошибка в подборе какой-либо характеристики может оказаться слишком высокой.
Характеристики наушников
Гарнитурой называется комплект из наушников и микрофона. Гарнитуры применяются для общения, для онлайн-игр, для онлайн-обучения, конференций и пр. Беспроводную Bluetooth-гарнитуру удобно использовать в комплекте со смартфоном.
Встречаются и проводные моногарнитуры – они оснащены только одним излучателем (динамиком) и используются обычно в профессиональной деятельности, когда требуется слушать звук не только из наушников, но и из окружающего пространства.
Расположение микрофона гарнитуры может различаться:
— На наушниках: микрофон максимально близко поднесен ко рту с помощью кронштейна. Такое расположение обеспечивает наилучшую передачу голоса.
Крепление микрофона при этом расположении может быть фиксированным или подвижным.
Фиксированное целесообразно для профессионального использования или при подключении гарнитуры к компьютеру – для компактных телефонных гарнитур такое расположение неудобно.
Подвижное крепление позволяет убирать микрофон в сторону, когда он не нужен – такой вариант обладает большей универсальностью.
— В корпусе: микрофон располагается в корпусе одного из наушников. Расстояние до рта остается небольшим, что позволяет хорошо улавливать голос. Кроме того, такое расположение не добавляет «лишних» деталей к конструкции. Основной минус такого варианта – микрофон хорошо «ловит» звук от близкорасположенного динамика.
— На проводе микрофон располагается у большинства телефонных гарнитур – к сожалению, при таком расположении микрофон оказывается на значительном удалении от рта, что ухудшает качество передаваемого звука.
Чувствительность микрофона гарнитуры говорит о том, насколько тихий звук он способен уловить. В паспорте обычно приводится чувствительность в децибелах, относительно эталонного уровня в 1 В на выходе при звуковом давлении 1 Па (1000 мВ/Па) : Sdb = 20•lg(U/U0). Поскольку уровень выходного сигнала микрофонов намного меньше 1 вольта и измеряется обычно единицами милливольт, отношение выходного сигнала к эталонному всегда меньше 1 и значение чувствительности получается отрицательным (lg(X)
Принадлежность некоторых наушников к игровым можно определить только по яркому дизайну или названию, но многие модели имеют и дополнительные «игровые» опции – такие, как динамическая подсветка, вибрация или поддержка стандартов объемного игрового звука.
Выбирая гарнитуру или игровые наушники, обратите внимание на наличие и назначение функциональных клавиш – они могут значительно облегчить вам прослушивание музыки, игровое взаимодействие или управление смартфоном.
Почти полной противоположностью игровым наушникам являются наушники для спорта. Они имеют компактные размеры, малый вес и зачастую снабжены дополнительными удерживающими элементами (дужкой, заушинами и т.д.).
Такие наушники не будут мешать во время занятий спортом, не спадут и не придут в негодность от попадания влаги или пота – большинство спортивных наушников имеют пылевлагозащиту. Существуют и гарнитуры в спортивном исполнении – они позволят не только слушать музыку, но и «быть на связи» во время занятий спортом.
Тип конструкции.
Вставные (они же «вкладыши») наушники благодаря простоте конструкции до сих пор остаются наиболее распространенными. Легкость, малые габариты, простота (и, соответственно, низкая цена) — основные преимущества этой конструкции.
Увы, недостатков тоже хватает. В ушной раковине вставные наушники сидят неплотно, отвлечься от посторонних звуков в таких наушниках будет непросто. Еще один минус конструкции – у вставных наушников нет четко определенного положения, поэтому звуковые характеристики могут меняться в зависимости от того, как плотно и под каким углом они надеты.
Такие наушники хорошо использовать, когда высоких требований к качеству звука не предъявляется – для прослушивания аудиокниг и лекций, как телефонную гарнитуру. Впрочем, среди вставных наушников есть модели, обеспечивающие относительно неплохой звук, вполне пригодный непритязательного любителя музыки.
Внутриканальные (они же вакуумные, они же «затычки») внешне похожи на вставные, но крепятся они не к ушной раковине, а вставляются непосредственно в ушной канал.
Конструкция впервые была применена (и до сих пор применяется) на звуковых аппаратах для людей со снижениями слуха. Силиконовая амбушюра герметично соединяется со стенками ушного канала, обеспечивая изоляцию от посторонних звуков и надежную вакуумную фиксацию. Прямой канал к барабанной перепонке позволяет гарантировать неизменность звуковых характеристик наушников и обеспечить их высокую чувствительность.
Но с такими наушниками следует быть осторожным при прослушивании громких звуков – создаваемое ими высокое звуковое давление (с учетом герметичности конструкции) может привести к повреждению барабанной перепонки. Еще одним недостатком может оказаться сама конструкция – у многих вставленные в ушной канал амбушюры вызывают дискомфорт. Можно попробовать сменить их размер (некоторые модели комплектуются несколькими амбушюрами различного диаметра), но это помогает не всегда.
Внутриканальные наушники, несмотря на малые габариты, могут обеспечить звук весьма высокого качества. Они подойдут ценителям музыки и помогут отвлечься от окружающей суеты в вагоне метро или в фитнесс-клубе. В качестве телефонной гарнитуры или для пробежек на улице вставные наушники тоже можно использовать, но при этом лучше выбирать открытые или полуоткрытые модели – они не полностью изолируют слух и позволяют слышать окружающие звуки.
Внутриканальные и вставные наушники малогабаритны, их можно носить в кармане, они не портят прическу и не мешают носить головные уборы. Кроме того, малые размеры излучателей позволяют компактным наушникам создавать высокое звуковое давление при малой мощности – это делает их идеальными для подключения к мобильным гаджетам.
Накладные наушники названы так, потому что они накладываются на ушные раковины, прижимаясь к ним с помощью дужки или заушин.
Увеличившийся размер динамиков позволяет упростить получение низкочастотного звука.
Накладные наушники хоть и крупнее вставных и внутриканальных, но их еще можно использовать в качестве телефонной гарнитуры и для прослушивания музыки в дороге или при занятиях спортом. Однако многих людей через некоторое время начинают утомлять прижимаемые к ушам амбушюры, поэтому для долгого ношения такие наушники подойдут не всем.
Охватывающие полноразмерные наушники имеют крупные чаши с мягкими амбушюрами, полностью охватывающими ушную раковину.
Большие габариты позволяют уместить крупные динамики и обеспечить отличное качество звука. Одно время такие наушники называли также мониторными – именно такими наушниками пользуются звукорежиссеры для контроля звуковой картины. Но приравнивать охватывающие наушники к мониторным некорректно. Во-первых, не все полноразмерные наушники обеспечивают соответствующее качество звука, а во-вторых, качественные мониторные наушники существуют и среди внутриканальных моделей.
Охватывающие наушники подходят для прослушивания музыки со стационарной аудиотехники, для компьютерных игр и для профессиональной деятельности. Конструкция охватывающих наушников обеспечивает наилучший, по сравнению с другими моделями, комфорт – особенно если подобрать материал амбушюр в соответствии со своими предпочтениями.
Способ передачи сигнала.
Если вам нужна гарнитура для смартфона или наушники для прослушивания музыки с него же, обратите внимание на Bluetooth-наушники. Отсутствие «привязывающего» смартфон кабеля намного упрощает работу с ним, а если наушники еще и созданы в дизайне «True wireless», то можно еще и забыть о проблеме запутывающихся проводов.
Правда, в последнем случае появляется проблема выпадения «непривязанных» наушников из уха, с последующей их потерей. Ну и следует иметь в виду, что при работе Bluetooth смартфон быстрее расходует заряд аккумулятора, да и аккумулятор самой гарнитуры так же требует периодической подзарядки. Впрочем, большинство Bluetooth-гарнитур могут работать и как обычные проводные стереогарнитуры.
Наушники с инфракрасным и радиоканалом предназначены для подключения к стационарной технике – аудиосистемам, телевизорам, домашним кинотеатрам. Оба вида устроены однотипно – к источнику сигнала присоединяется передатчик (он же обычно является базой для зарядки аккумуляторов наушников), на самих наушниках расположен приемник сигнала. Оба вида предоставляют пользователям свободу от проводов, но имеют свои преимущества и недостатки.
ИК-канал имеет небольшой радиус беспроводной связи (до 20 м) и не допускает непрозрачных препятствий на пути распространения сигнала. Единственным преимуществом этого способа передачи сигнала является устойчивость к электромагнитным помехам.
Радиоканал работает на больших (до 100 м) расстояниях и не боится препятствий – может даже «пробивать» сквозь стены. Неудивительно, что этот способ более распространен, тем более что сегодня недорогие наушники с радиоканалом дешевле «инфракрасных».
Вряд ли кому надо объяснять, что такое проводной способ соединения, но в этом случае тоже есть свои особенности – тип проводного соединения во многом определяет сферу применения наушников.
Так, приобретая проводную гарнитуру для смартфона, обязательно убедитесь, что тип соединения соответствует смартфону – обычно это jack 2,5 мм или jack 3,5 мм для Android-смартфонов и Apple lightning – для iPhone. Гарнитуры с USB и 2х jack 3,5 мм предназначены для подключения к компьютеру. Наушники с 5х jack 3,5 мм можно подключать к источникам объемного звука с аудиовыходом 5.1
Акустические характеристики
Даже не особо интересующиеся аудиотехникой люди наверняка слышали словосочетания вроде «басов нет», «басы слабые», «глубокий бас», «твердая середина», «плохие высокие частоты» и т.д. Здесь речь идет об АЧХ – амплитудно-частотной характеристике, отображающей зависимость громкости воспроизводимого звука от его частоты. В идеале, громкость звука должна быть одинаковой на всех слышимых частотах – и на басах (от 20 до 200 Гц), и на средних частотах (200-5000 Гц) и на высоких (от 5 кГц до 20 кГц). В реальности так не бывает – часто на некоторых частотах громкость звука ниже. В этом случае и говорят о «провальных басах» или «щелкающих высоких».
К сожалению, применительно к наушникам подобные суждения чаще всего субъективны – самой АЧХ в инструкциях к наушникам вы не найдете. Остается только догадываться об акустических характеристиках наушников по тем параметрам, которые производители все-таки приводят.
Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты указывают, в каком диапазоне частот звуки в этих наушниках еще слышны.
Эти параметры почти ничего не говорят о самой АЧХ – для большинства наушников указан диапазон 20-20000 Гц, но это вовсе не значит, что бас-гитара в них будет звучать так же хорошо, как и скрипка (и что хоть какой-то инструмент в них будет звучать хорошо).
Чуть больше информации может дать воспроизводимый диапазон, отличный от 20 -20000. Если приведенный для наушников диапазон уже (например, 50-20000, 50-18000 и т.д.), это говорит о том, что для такие наушники пригодны только для общения, музыку в них слушать будет некомфортно.
Некоторые наушники имеют диапазон шире слышимого – от 5 Гц минимальной частоты до 40 Кгц максимальной. Разумеется, эти звуки вы не услышите, но заявленный диапазон шире слышимого позволяет надеяться, что уж слышимые-то частоты будут воспроизводиться нормально.
Формат звуковой схемы большинства наушников – 2.0 (обычное стерео). Некоторые наушники имеют формат 2.1, 5.1 или 7.1 – но это говорит лишь о программной эмуляции объемного звука. Реального объемного звука такие наушники не обеспечат, но, справедливости ради, следует упомянуть, что многоканальный звук dolby stereo в таких наушниках зачастую звучит лучше, чем в обычных 2.0.
Другое дело – наушники со звуковой схемой 7.1 real – они комплектуются несколькими излучателями и действительно способны создавать объемную звуковую картину.
Выбирая наушники 7.1 real, обратите внимание на способ подсоединения наушников – для подключения к многоканальной аудиосистеме у наушников должно быть 4 раздельных аудиовхода с разъемами jack или RCA. Если у 7.1 Real наушников есть только разъем USB, то насладиться объемным звуком можно будет исключительно с компьютера.
Немаловажен также и тип излучателей.
Арматурные излучатели раньше использовались только в медицинской технике – в тех самых слуховых аппаратах. Они обладают малым размером и практически не искажают звук, но высокая стоимость и узкий частотный диапазон поначалу ограничивали их применение в наушниках.
С развитием технологий цена снизилась, а проблему узкого частотного диапазона удалось решить, расположив в одном корпусе несколько излучателей – в некоторых моделях их количество доходит до 12 шт на одно «ухо». Однако у арматурных излучателей очень мало звуковое давление, и, соответственно, громкость создаваемого ими звука. Поэтому эффективны они только во внутриканальных наушниках. При увеличении объема, в котором требуется создать звук, арматурные излучатели совершенно «не справляются» с частотами ниже средних.
Динамические излучатели представляют собой всем знакомый динамик, конструктивно неотличимый от тех, что используются во «взрослой» аудиотехнике. Динамики имеют несложную конструкцию, низкую цену и обеспечивают высокое звуковое давление в широком диапазоне частот.
Увы, снижение размеров динамика весьма сильно влияет на качество воспроизводимого звука – увеличиваются нелинейные искажения и сужается частотный диапазон (особенно страдает низкочастотная его часть – басы). Чем меньше диаметр мембраны динамического излучателя, тем сложнее добиться от него качественного звука. В топовых наушниках для улучшения звука применяются различные технические решения – компенсирующие обмотки с электронным управлением, сложные многокомпонентные мембраны, и т.д. Увы, эти высокотехнологичные решения сильно увеличивают цену изделия.
Гибридные наушники содержат оба типа излучателей, широкий диапазон и высокое звуковое давление динамиков в них дополняется точной звукопередачей арматурных излучателей. Гибридные наушники могут быть не только внутриканальными. Для создания звука высокой частоты большого звукового давления не требуется, что привело к появлению охватывающих и накладных гибридных наушников; за низкие частоты в них отвечает динамический излучатель, а за высокие – арматурный.
Для гибридных и арматурных наушников характерно количество излучателей с каждой стороны, большее 1. Так компенсируется узость диапазона арматурных излучателей.
Чувствительность наушников определяет громкость звука. Достаточным для большинства слушателей будет значение этого параметра в диапазоне 100-110 дБ.
Чувствительность наушников указывается относительно их мощности, т.е., при подаче 1 мВт мощности на наушник чувствительностью 100 дБ, он даст на выходе именно такое звуковое давление – 100 дБ. Однако мощность зависит от протекающего через наушники тока и, соответственно, их сопротивления (импеданса). По величине импеданса наушники принято делить на низкоомные и высокоомные. Для миниатюрных (вставных и внутриканальных) наушников низкоомными принято считать наушники с импедансом ниже 32 Ом, для накладных и охватывающих граничным является импеданс в 100 Ом, наушники с меньшим импедансом — низкоомные, с большим — высокоомные.
Импеданс влияет на чувствительность наушников. Дело в том, что чем импеданс наушников выше, тем большее напряжение должно быть на выходе усилителя, чтобы обеспечить одно и то же звуковое давление. Эта взаимосвязь хорошо заметна, если привести чувствительность не к мощности, а к напряжению на выходе усилителя. Так, если взять несколько наушников с одной и той же чувствительностью — 96 дБ — и замерить создаваемое ими звуковое давление при подаче 1В напряжения, то картина будет следующая:
Обратите на это внимание при покупке наушников для мобильного гаджета – напряжение на выходе их усилителей невелико, и высокоомный наушник может оказаться в этом случае слишком тихим, несмотря даже на высокую чувствительность. Для полноценного их использования со смартфоном потребуется усилитель для наушников.
Мощность наушников влияет на их максимальную громкость. Чем ниже чувствительность наушников, тем выше должна быть их мощность для создания высокого звукового давления.
Например, если чувствительность наушников 90 дБ, а мощность 3000 мВт, это вовсе не значит, что они слишком тихие. Это значит, что они будут тихими (создавать 90 дБ звукового давления) при подаче 1 мВт, а уже при подаче 1000 мВт, они создадут звуковое давление в 120 дБ, чего более чем достаточно. Однако для этого нужно обеспечить указанные 1000 мВт – такие величины достигаются только на стационарных усилителях. Какие должны быть мощность и чувствительность, чтобы наушники в принципе могли выдать достаточно громкий звук, можно примерно определить с помощью таблицы:
Если усилитель не обеспечивает приведенную в таблице мощность, звук будет относительно тихим. Если мощность наушников ниже, чем указанная в таблице для их чувствительности, громкого звука от них добиться не удастся в принципе.
Акустическое оформление наушников также влияет на качество звука.
В открытых наушниках пространство между излучателем и ухом не изолировано от окружающей среды – внешние звуки практически свободно попадают в ухо, а музыка из наушников хорошо слышна близко находящимся людям. Считается, что такая конструкция обеспечивает более «чистый» естественный звук.
Открытые наушники хорошо подойдут для прослушивания музыки в тихой комнате, но при использовании их на улице или в шумном помещении их преимущества превратятся в недостатки – звук из наушников будет слышен окружающим, а все посторонние шумы – слышны вам. Кроме того, в открытых наушниках излучателям сложнее создавать высокое звуковое давление, что приводит к ослаблению громкости звуков – особенно в низкочастотном спектре.
Закрытые наушники имеют хорошую звукоизоляцию и часто способны лучше воспроизводить низкие частоты. Такие наушники будут идеальным выбором, если вы захотите насладиться мощными басами любимой музыки в офисе или в транспорте, не отвлекая соседей. Кроме того, изоляция от посторонних звуков не всегда является преимуществом и в некоторых случаях может оказаться даже опасна – к примеру, не стоит пользоваться закрытыми наушниками за рулем или при переходе улицы.
Полуоткрытые наушники – компромиссный вариант между открытыми и закрытыми. Посторонние звуки в таких наушниках слышны, но ослаблены, так же, как и музыка из наушников для окружающих.
Впрочем, бывают ситуации, когда даже закрытого оформления недостаточно для полного исключения громких посторонних шумов. В этих случаях можно использовать наушники с системой активного шумоподавления.
Такие модели имеют микрофоны с тыльной стороны корпуса, улавливающие внешний шум. Электроника анализирует сигнал от микрофонов и генерирует сигнал в противофазе, исключая внешний шум из создаваемой наушниками звуковой картины.
В хороших наушниках с активным шумоподавлением вполне реально почувствовать себя в тихом помещении, находясь на шумной улице. Однако качественная реализация активного шумоподавления стоит недешево, и недорогие «шумодавы» зачастую со своими задачами не справляются. Более того, работа активного шумоподавления на некоторых моделях может вызывать дискомфорт, головную боль и даже морскую болезнь. Поэтому перед покупкой таких наушников желательно протестировать их воздействие на собственный организм в течение некоторого (15-30 минут) времени.
Варианты выбора наушников
Если вам нужна гарнитура для безопасного ведения разговоров за рулем, выбирайте среди моделей открытого типа – они позволят оставаться «на связи», не отвлекаясь от окружающей действительности.
Обладателям музыкальных смартфонов можно порекомендовать стереогарнитуру с несколькими излучателями, полным частотным диапазоном и высокой чувствительностью.
Игровые наушники позволят в полной мере оценить звуковое сопровождение любимой игры.
Если вы хотите иметь возможность, не мешая соседям, в любое время и в полной мере насладиться звуком стационарной аудиосистемы, выбирайте среди мощных полноразмерных наушников.
Беспроводные наушники избавят от провода, «привязывающего» слушателя к источнику звука.
Если вам нужна максимальная звукоизоляция даже в самых экстремальных условиях, обратите внимание на модели с системой активного шумоподавления.
Спортивные наушники не боятся влаги и пота, не стеснят ваших движений и позволят разнообразить и оживить вашу спортивную активность.
Надоели запутывающиеся провода? Наушники с дизайном true wireless позволят вам забыть об этой проблеме.
Источник