Из какого материала должна быть акустическая система
Виды акустических систем
Акустическая система — важнейший компонент самой различной аудиотехники. Ее назначение состоит в том, чтобы как можно качественнее преобразовать электрический импульс в звуковой сигнал. В зависимости от соединения с усилителем акустику принято делить на активную (усилитель встроен в систему) и пассивную (усилитель внешний). По своим габаритам акустические системы (АС) бывают полочные и напольные. В свою очередь, они также делятся на ценовые категории — бюджетные, Hi-Fi и Hi-End классов.
Kenwood RS 7070 ML пример классических полочных колонок
В особый ряд выделяются всепогодные системы, способные работать в самых экстремальных условиях: на улице, под дождем, при повышенных и пониженных температурах, а также акустика категории Lifestyle, ориентированная на сочетание эксклюзивного дизайна и качественного звука.
Чем меньше искажений — тем лучше
Несмотря на все деления и градации, требования, предъявляемые к различным акустическим системам, практически идентичны. Если колонки используются при просмотре видеоматериалов, то их главная задача — достоверная передача голосов героев, музыки кино и всех аудиоэффектов. Самые же жесткие требования предъявляются к устройствам, предназначенным для прослушивания музыки: чем меньше искажений — тем лучше.
Акустические системы могут изготавливаться из различных материалов, и иметь самую порой необычную форму. Этот глобо-спикер, например отличается отличным пространственным звуком
В идеале АС должна обладать достаточной мощностью, чтобы гарантировать минимум звуковых погрешностей, воспроизводить полосу звуковых частот, доступную человеческому уху (от 20 Гц до 20 000 Гц), точно передавать звуковую сцену — как при прослушивании стерео, так и многоканального звука — и соответствовать размерам помещения по акустическому давлению, чаще называемого громкостью. Наконец, акустика должна удовлетворять эмоциональные и эстетические запросы покупателя, как своим звуком, так и своим видом.
Что же больше всего влияет на качество звучания акустической системы? Конечно, динамики и фильтры — одни из важнейших составляющих. Однако без корпуса, изготовленного из высококачественного материала с соблюдением всех технологических норм и параметров, сложно представить высококлассную аппаратуру. «Тело» колонки должно быть достаточно жестким, чтобы обеспечивать хорошее сочетание поглощения/отражения звуковых волн определенной частоты и мощности.
Стеклянные колонки от компании Waterfall, как ни покажется странным считаются референсными
Jamo R909 только с фронтальной части выглядят как колонки, на самом деле эта акустика выполнена по схеме «акустический экран» и корпуса не имеет вовсе
Производители АС используют самые разнообразные материалы для их создания. Например, колонки с корпусом из стекла, предлагаемые компанией Waterfall (модели Waterfall Angel, Waterfall Atabasca, Waterfall Victoria), создают визуальный эффект водопада, а у оригинальных акустических систем открытого типа Jamo R909 от Хенрика Мортинсена корпуса нет вообще. Однако основными материалами для производства все же являются пластик, дерево, а также металл.
Применяется довольно давно. Возможность выпуска колонок различной формы и низкая себестоимость сделали этот материал наиболее часто используемым в производстве техники бюджетных категорий, особенно в сегменте, обслуживающем персональные компьютеры. Однако у таких колонок есть ряд недостатков: многочисленные огрехи в звучании, дребезжание на средней и высокой громкости, среднечастотные резонансы.
Пластиковые колонки бывают очень даже неплохими, но главное это подобрать соответствующий пластик для корпуса
Вместе с тем крупные производители звуковых систем предлагают потребителям высококлассную акустику с корпусами из пластика. Например, модели DM602 S3 и DM601 S3 от компании B&W, модель Q 8S от KEF, а немецкая фирма Bell-Audio запатентовала технологию изготовления корпусов из двухслойного монолитного пластика, по своим свойствам не уступающего двадцати слоям карельской березы: модели Bell V2.300 и Bell C2-200. Следовательно, при выборе АС нужно обращать внимание на качество пластика, из которого изготовлен корпус, но не ставить знак равенства между пластмассовым «телом» и плохим звуком.
Этот материал считается лучшим для производства акустических систем. Однако цельное дерево применяется довольно редко и только в элитных сегментах. Связано это с трудоемкостью процессов обработки. В идеале сырье должно отбираться еще на стадии вырубки, выдерживаться длительный срок, сохнуть естественным путем, без искусственного ускорения. Многие операции производятся вручную. Поэтому говорить о доступности этого материала не приходится.
Epos M5 акустика из дерева
Компания Bösendorfer, например, изготавливает из цельного дерева не только свои знаменитые рояли, но и панели для акустических систем (Series 1, Series 2, Series 7). Краснодеревщики фирмы тщательно отбирают и вручную обрабатывают материалы для отделки каждой колонки. А компания Sonus faber позиционирует свою акустику как музыкальный инструмент, поэтому серия Guarneri Memento, посвященная памяти великого музыкального мастера, изготовлена из массива клена, высушенного естественным образом в течение нескольких лет. Но все же чаше всего при производстве деревянных корпусов применяется фанера, ДСП (древесно-стружечная плита) и МДФ (древесно-волокнистая плита средней плотности).
Надо заметить, что из фанеры очень часто изготавливается профессиональная сценическая акустика, а вот меломанская гораздо реже
Фанера. Высококачественная фанера, как правило, многослойная — 12 слоев и более. Обладает хорошими поглощающими свойствами, легче ДСП и МДФ, мало подвержена расслоению. Такая фанера используется фирмой Outline в серии сабвуферов Victor и в модели SM 18, представленной в серии BEAT. Однако фанера — дорогостоящий материал, что делает его недоступным для массового производства.
Акустическая система из пластика
ДСП. Значительно дешевле цельного дерева и фанеры. Но это не единственное ее преимущество. Плиты толщиной более 16 мм обладают высокой плотностью, что способствует уменьшению резонансов корпуса. Благодаря своей структуре ДСП не привносит собственных призвуков. Проблема расслаивания и впитывания влаги, которым подвержена древесноволокнистая плита, успешно решается с помощью специальной окраски или облицовки различными материалами. Учитывая доступность и хорошие акустические характеристики, используется многими производителями. В частности, фирма Gemme Audio применяет ДСП для изготовления высококачественных акустических систем, например таких, как модели AN-S/L и AN-K/LX.
А вот и ошиблись – это не дерево, это МДФ
МДФ. Наиболее распространенный материал. Появился в результате улучшения технологий, которые применялись при производстве ДСП. МДФ изготавливается из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами и сформированных в виде ковра с последующим горячим прессованием, облицовывается натуральным или синтетическим шпоном. Несмотря на простую технологию получения и обработки, плиты средней плотности могут превосходить дерево по устойчивости к механическим повреждениям и влагостойкости.
И эта знаменитая акустическая система вовсе не пластик, а тоже прессованный в форме МДФ
Главными достоинствами МДФ являются хорошее поглощение звуковых колебаний и обеспечение механической жесткости корпуса колонки. Этим объясняется частота применения в производстве колонок различной ценовой категории. Примером применения этого материала могут служит следующие модели АС: ABS530T фирмы BBK, сабвуфер ASW855 от B&W и XQ Series компании KEF.
Чаще всего это алюминий. Применяют, как правило, его сплавы. Они обеспечивают хорошие механические качества: жесткость, плотность и легкость. По мнению ряда специалистов, алюминий позволяет уменьшить резонанс и улучшить передачу высоких частот звукового спектра. Кроме того, на воздухе «летучий металл» покрывается тонкой бесцветной пленкой, защищающей его от окисления. Все эти качества способствуют росту интереса к алюминию со стороны фирм-производителей. Особенно привлекателен он для изготовления всепогодных систем.
Вот такой лайф-стайл вариант двухполосной акустики
Его характеристики позволяют воплотить в жизнь новейшие дизайнерские решения. Например, американская компания American Acoustic Development LLC в своей Lifestyle серии изготавливает корпуса колонок, которые обеспечивают высокие стандарты звучания. Однако многие аудиофилы и профессионалы отмечают как недостаток непривычное «металлическое» звучание таких систем.
А вот это уже серьезная меломанская акустика с корпусом из металла AAD
Слушайте сами, решайте сами
Можно сказать, что ни один из видов рассмотренных материалов, используемых при изготовлении акустических систем, сам по себе не обеспечивает высококлассного звучания. Огромную роль тут играет соблюдение всех технологических параметров при производстве и сборке корпуса, настройки и доводки электронных компонентов акустической системы. Известность торговой марки не всегда гарантирует, что данная акустика подойдет именно Вам.
На самом же деле выбор материала акустики, равно как и самой акустики зависит лишь от ваших пристрастий в звуке и музыке
Как правило, при покупке АС потребителю недоступно сложное оборудование, позволяющее произвести замеры и объективно оценить качество звука. Поэтому при выборе необходимо ориентироваться, прежде всего, на личное эмоциональное восприятие. Прочувствуйте, сможете ли вы слиться с этой акустической системой в единое целое, сможет ли она переместить вас в волшебный мир звуков, вы можете также посоветоваться с экспертом и попробовать вместе с ним вслушаться в голос той или иной колонки, и удачного вам выбора!
Источник
Акустические системы: виды, материалы и акустическое оформление
Общие сведения
Акустическими называются материалы, способные уменьшать, энергию звуковой волны, снижать уровень
громкости внутреннего или внешнего звука.
Звук — это восприятие ухом упругих механических колебаний и волн, возникающих в среде под влиянием
принудительных воздействий.
Человеческое ухо воспринимает звук лишь при его силе не ниже некоторой минимальной величины,
называемой порогом слышимости. Порог слышимости различен для низких, средних и высоких частот. Наиболее
чувствительно человеческое ухо к колебаниям с частотами в области 1000…3000 Гц, когда порог слышимости
достигает интенсивности звука.
За реальный уровень громкости полагают величину, пропорциональную логарифму отношения силы данного
звука к силе звука на нулевом уровне, выражаемую в белах (Б) или децибелах (дБ). Например, шопот— 10 дБ, тихий
разговор — 40 дБ, улица с нормальным движением— 60, а с шумным — 70 дБ, грузовой автомобиль — 90 дБ,
авиационный мотор— 120 дБ, болевой порог— 140 дБ. Э
Для большинства зданий задача акустики, акустического благоустройства заключается в снижении
уровней внешних шумов до допустимого при относительном режиме тишины в помещениях производственных,
учебных, жилых, культурно-бытовых и других зданий
Для зданий общественного назначения важно также
обеспечить в основных помещениях хорошую слышимость и разборчивость, а в музыкальных помещениях — еще
и естественность звучания инструментов и голоса. Решение этих задач осуществляется комплексом конструктивных,
планировочных и предупредительных мероприятий
Главным из них служит правильное назначение
строительных материалов в конструкциях, особенно в ограждающих (стены, перегородки), междуэтажных
перекрытиях и кровельных покрытиях. Выбор материалов основан на их различной способности к задержанию
(поглощению) звуковой волны, которая может распространяться как в воздухе, так и в твердых телах и
жидкостях. Скорость звука в воздухе приблизительно равна 340 м/с, в воде— 1450 м/с, а в твердых
телах еще выше: в кирпичной кладке — 2000 м/с, бетоне — 4000 м/с, металле — свыше 5000 м/с.
На пути воздушного переноса звука устанавливаются преграды из звукопоглощающих материалов
и конструкций. Сложнее преграды установить на пути материального (ударного), переноса звука, например при
устройстве междуэтажных перекрытий. Чаще всего воздушные и ударные переносы шумов совмещаются,
особенно в современных зданиях, выполняемых из сборного железобетона, обладающего малым звукопоглощением,
и имеющих щели, неплотности и отверстия, а при тонких конструкциях — способные еще и к изгибным
колебаниям. С увеличением массы ограждения улучшается поглощение звука, так как массивное ограждение
труднее перевести в изгибное колебание под влиянием волнового звукового давления. Но с увеличением массы
ограждения прирост звуковой изоляции происходит медленно. Так, например, если при массе перегородки 100 кг
звукоизоляция составляет 40 дБ, то при массе 200 кг —44 дБ, при 300 кг —48 дБ. Для дальнейшего снижения
шума потребуется устраивать либо очень тяжелые однородные ограждения, либо заменять их ограждениями из
двух стенок со сплошными воздушными прослойками (без жестких связей между стенками), переходить
к слоистым конструкциям.
Для борьбы с шумом и переносом звука используют звукопоглощающие (активно поглощающие звук) и
звукоизоляционные (снижающие уровень шума) материалы. Ниже рассмотрены основные разновидности этих
материалов. Они могут быть отделочными и прокладочными.
Отделочные материалы частично поглощают звук внутри помещений, например промышленных цехов
или технических устройств, например вентиляционных воздуховодов. Отделочные звукопоглощающие материалы
также оптимизируют условия слышимости в помещениях, например в зрительных залах, лекционных аудиториях,
радиовещательных студиях. Большая или меньшая часть звуковых волн обычно отражается от конструкций,
выполненных из отделочных звукопоглощающих материалов. В результате в помещении сохраняется звучание даже
после прекращения действия источника звука. Такое явление называется реверберацией.
Прокладочные материалы используют под упругими полами междуэтажных перекрытий,
предохраняя тем самым помещения от распространения материального (ударного) переноса звука.
Нередко эти материалы комбинируют с отделочными.
Виды звукоизолирующих материалов
Следует начать с того, что шумы подразделяются на отдельные группы:
- Структурные – вызываются вибрацией вследствие работы различного оборудования (от бытового в доме до строительного на улице), автотранспорта, лифтов и пр.
- Ударные – могут быть вызваны топотом, передвижением предметов интерьера.
- Воздушные – разговоры, теле- и радиозвуки.
В строительной акустике различают три основных типа звукозащиты от вышерассмотренных шумов:
Звукоизоляция
Предполагает защиту от шумов, передающихся по воздуху (человеческая речь, музыка и пр.). Работает по одному из двух принципов: снижение степени интенсивности звуковых волн в процессе их прохождения сквозь плотную перегородку или звукоотражение от преграды.
Шумоизоляция
Здесь предполагается защита от сложных звуковых волн, вызванных сочетанием звуков разной силы и частотности. Это могут быть структурные, воздушные, ударные и пр. шумы.
Звукопоглощение
Актуально для мягких конструкций, использует метод перевода энергии звуковой в тепловую.
Чтобы грамотно подобрать соответствующий звукоизолирующий материал, следует принимать во внимание, от каких типов шума «сооружается» защитный барьер. Проведем небольшое сравнительное исследование продукции от известных производителей, рекомендуемой для жилых помещений (в рассматриваемую группу вошли только шумоизоляторы, эффективные в диапазоне 100-3000 Гц)
Проведем небольшое сравнительное исследование продукции от известных производителей, рекомендуемой для жилых помещений (в рассматриваемую группу вошли только шумоизоляторы, эффективные в диапазоне 100-3000 Гц).
ИЗОЛИРУЕМ СТЕНЫ
1. арт.TB-6,9/13,8 Звукоизоляционная мембрана с «критической» частотой вне звукового диапазона. Толщина: 4 мм. |
2. ТИХОСИЛК или Ш.Э.С. Акустик
Материал из нетканого полиэфирного волокна.
Толщина: 40 или 50 мм
3. КЛЕЙ
Акустический клей, ведро 5 кг арт. FC / туба арт. P270
4. арт. IT
Самоклеящаяся полоса из вспененного полиэтилена.
Толщина: 5 мм
5(верх). арт. IT
Самоклеющаяся лента из вспененного полиэтилена для изоляции стен от
металлических конструкций от стен. Рулон 20
кв.м, Толщина 5мм, ширина 1 м.
5(низ). арт. FD
Мембрана для звукоизоляции пола от ударных шумов. Снижение шума на 28 дб.
Рулон 10,5 кв.м., толщина 6,5мм.
Вес 2 кг/м2.
6. арт. FD или арт. А-С2-30
Мембрана для звукоизоляции пола от ударных шумов.
Толщин: 6 мм.
7. ГИПСОКАРТОН толщиной не менее 10 мм.
ОПИСАНИЕ: В качестве дополнительной перегородки можно применить звукоизолирующую конструкцию на металлическом каркасе для гипсокартона. Металлический каркас устанавливается на направляющие, враспор закрепляемые на потолке и полу и изолированные при помощи самоклеящейся полосы из вспененного полиэтилена арт. IT сверху и в местах прилегания к стенам, нижняя направляющая должна быть установлена на мембрану для звукоизоляции пола от ударных шумов арт. FD порезанную на полосы подходящего размера.При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО устанавливать каркас на стяжку, поскольку в данном случае конструкция будет лучше развязана от несущих конструкций.
В случае необходимости каркас можно прикрепить шурупами-саморезами, но через прокладки из звукоамортизационной полосы арт. FS-14/33, либо используя специальные шайбы с резиновым слоем.
При построении каркаса для звукоизолирующих конструкций необходимо применять качественные направляющие и профили (прим. Knauf). При этом, если высота потолков выше 2.5 метров, необходимо использовать поддерживающие виброизолирующие стеновые крепления арт. А-ВИП.
Пространство между профилями каркаса заполняется звукоизолирующим материалом ТИХОСИЛК, который крепится к стене с помощью КЛЕЯ.
К металлическому каркасу крепится первый слой панелей гипсокартона, к которому приклеивается звукоизоляционная мембрана арт.TB-6,9/13,8 клеем п.3. Стыки мембраны и черновых листов проклеиваются жидкими гвоздями, а стыки мембраны проклеиваются монтажным скотчем.
Затем устанавливается второй слой панелей гипсокартона, стыки между которыми заштукатуриваются гипсовой мастикой. После чего панели готовы к финишной отделке (краска, обои и т. п.).
Изоляция от воздушного шума стен, изолированных с помощью звукоизоляционной мембраны арт.TB-6,9/13,8 и ТИХОСИЛК, достигает 59 дБ в зависимости от структуры стены. При этом, при использовании двух листов гипсокартона вместо одного изоляция воздушного шума стен увеличится на 4-5 дБ.
Лучше избегать монтажа врезных выключателей розеток и светильников.
Акустические материалы и изделия
Под звуком понимают волнообразно распространяющееся колебательное движение частиц упругой среды (воздуха, воды, твердого тела). Частотный диапазон звуков, слышимых человеческим ухом, лежит в пределе от 15 до 20 000 Гц (1 Гц — 1 кол/с). Волны с меньшими и большими частотами человеческим ухом не воспринимаются. Звуки могут быть разделены на музыкальные, шумы и звуковые импульсы.
Количество энергии, приносимое звуковой волной ежесекундно через площадку в 1 см2 перпендикулярно направлению рас пространения волны, называется силой звука. Сила звука пропорциональна квадрату амплитуды колебаний частиц среды, а такжр квадрату амплитуды колебаний давления в звуковой волне. Сила звука выражается в децибелах, а физиологической характеристикой его служит уровень громкости звука, выражаемый в фонах. Скорость распространения звука в воздухе 340 м/с при 15°С.
Шум — совокупность многочисленных звуков, быстро меняющихся по частоте и силе. Шумы по своему характеру могут быть слышимые и неслышимые, воздушные и ударные. Длительное воздействие слышимого шума на органы слуха и особенно высокочастотного вредно для здоровья человека.
Уровень шума значительно снижается, если на основе методов архитектурной акустики приняты правильные конструктивные и отделочные решения помещений. Архитектурная акустика — раздел строительной физики, рассматривающий звуковые процессы в помещении. Наряду с этой областью науки различают строительную акустику, рассматривающую вопросы звукоизоляции ограждающих конструкций зданий от воздушного и ударного шумов; вопросы снижения уровня этих шумов решают различными методами.
Звуковая энергия, падающая на ограждающую конструкцию (пол, стену, потолок), частично отражается от ее поверхности, частично поглощается материалом конструкции, а частично проходит через нее и передается на другую сторону конструкции. Способность материала пропускать через себя звук характеризует его звукопроницаемость или, если пользоваться обратным понятием, звукоизоляцию. Звукоизоляционная способность материала в ограждении оценивается по разности уровней звука с обеих сторон ограждения и выражается в децибелах. Материалы, обладающие преимущественным свойством поглощать звуковую энергию, относятся к звукопоглощающим, а материалы, способные изолировать от проникновения звука, — к звукоизоляционным. Все они имеют общее название — акустические материалы.
Звукопоглощающие и звукоизоляционные строительные материалы и изделия классифицируют по следующим основным признакам: назначению, форме, жесткости (величине относительного сжатия), возгораемости и структуре.
Ткани CARA
Акустически прозрачные ткани на синтетической основе
- бесшовная отделка
- экологичность, истираемость 40 тыс. циклов
- 40 стандартных цветов
Все, что нужно знать, для того, чтобы на студии производился действительно качественный и натуральный продукт.
Для полноты ощущений не достаточно купить качественное оборудование. Надо правильно подготовить помещение.
Особенности проектирования акустики концертных и театральных залов.
Необходимо самое серьезное внимание уделять вопросам звукоизоляции, виброизоляции, а также созданию требуемого акустического комфорта в помещениях. Воспользуйтесь бесплатной консультацией инженера-акустика по телефону:
Воспользуйтесь бесплатной консультацией инженера-акустика по телефону:
Источник