- Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование
- Как написать пресс-релиз
- Как написать и представить репортаж
- Как вести свою колонку
- Инструкция: Как писать колонки ниачем и стать знаменитым, не сходя со стула
- 1. Воруй
- 2. Паразитируй на новостях
- 3. Паразитируй на знаменитостях
- 4. Беси ксенофобов
- 5. Первое время остерегайся политики, религиозных и национальных вопросов
- А где про жанр? Про колумнистику? Ты обманываешь наши ожидания, автор!
Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование
Уметь писать грамотные статьи, журналистские отчеты и эссе – это, конечно, хорошо и похвально, но этого далеко не достаточно для журналиста.
Исходя из популярности, мы рассмотрим еще несколько жанров журналистики, с которыми вам непременно придется столкнуться.
Содержание:
Без лишних слов приступим к делу.
Как написать пресс-релиз
Пресс-релиз – это информационное сообщение для размещения в СМИ, которое включает в себя новость о человеке или организации, выпустившей пресс-релиз, и представление его или ее позиции на тему того или иного вопроса.
Пресс-релиз – это основной PR-документ любой компании, т.к. позволяет донести до общественности важную тематическую информацию.
Пресс-релизы могут быть нескольких типов:
A | Пресс-релизы-анонсы. Информация в них сообщает о грядущих событиях. Используются для привлечения к событиям прессы. Кроме изложения особенностей самих событий, в таких пресс-релизах могут содержаться их предыстории. |
B | Пресс-релизы-новости. Содержат информацию о прошедших событиях. Нередко включают в себя комментарии заинтересованных лиц и авторитетных персон. |
C | Информационные пресс-релизы. Информируют о текущих, но еще не завершенных событиях. Включают в себя отчеты об актуальных изменениях или новых поворотах (предполагается, что суть событий уже известна публике). |
Подготовка и писание пресс-релиза основываются на ряде правил:
- Писать пресс-релиз стоит только в том случае, если информация действительно интересная и полезная, иначе работа может оказаться бессмысленной.
- Материалы пресс-релиза должны быть профессионально ориентированы на конкретную аудиторию.
- Материалы пресс-релиза должны быть злободневными и актуальными и включать в себя новые факты и статистические данные.
- Материалы пресс-релиза должны легко восприниматься читателями и быть значимыми для них (для этого можно связать информацию с какой-то социально значимой проблемой).
- Материалы пресс-релиза должны касаться событий текущего или предшествующего ему дня, либо событий, ожидаемых в обозримом будущем.
- Приветствуется использование в пресс-релизах мнений руководителей, авторитетных личностей, экспертов или лидеров в какой-либо области.
Общие требования для написания пресс-релиза таковы:
- Писать нужно доступным каждому языком, избегая научной терминологии.
- Писать пресс-релиз нужно без употребления сленга, просторечных оборотов и большого количества эпитетов.
- Нельзя использовать в тексте троеточия, восклицательные и вопросительные знаки (все предложения заканчиваются только точкой).
- Нельзя использовать в тексте аббревиатуры, помимо общепринятых (если все-таки приходится это делать, то первый раз аббревиатура должна быть указана в скобках после названия).
- Нельзя использовать в тексте слова «вчера» и «завтра» (использовать слово «сегодня» тоже не рекомендуется, но иногда допускается).
- Имена, отчества и фамилии, упоминаемые в тексте впервые, пишутся полностью.
- Пресс-релиз не должен быть перегружен цифрами (вместо них приводится общая статистика).
- Предварительно нужно продумать содержание материала (он должен касаться только одного информационного повода, например, новости).
- Пресс-релиз выстраивается по четкому плану (заголовок – введение – основная часть – заключение).
- Заголовок следует делать емким, броским и запоминающимся.
- Заголовок должен отвечать на вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Что?», «Кто?».
- Первый абзац (лид) раскрывает суть информационного повода.
- В лиде повторяется, дополняется и уточняется смысл заголовка (в нем должен содержаться максимум полезной информации).
- Каждый последующий абзац дополняет первый.
- Один абзац посвящен одному факту.
- Можно использовать цитаты и комментарии экспертных лиц и руководителей в форме прямой речи.
- Факты должны перечисляться в порядке убывания их значимости.
- Не допускаются преувеличения и искажение информации, наличие разночтений.
- Все сведения, содержащиеся в пресс-релизе, должны быть достоверными и проверенными (в работе нужно использовать несколько источников).
- Пресс-релиз должен быть выполнен в повествовательном и деловом стиле.
- Информации не следует придавать эмоциональную окраску.
- Пресс-релиз должен быть выполнен в стилистике издания (или ресурса), где впоследствии будет опубликован.
- Пресс-релиз нужно писать так, чтобы в любой момент его можно было сократить и составить заново.
- Если пресс-релиз отправляется в редакцию какого-то издания или сайта для публикации, можно указывать не конкретную дату публикации, а вставлять фразу «Для немедленного опубликования».
- Рекомендованный объем пресс-релиза: 1-2 страницы.
Чем больше ваш пресс-релиз будет соответствовать этим требованиям, тем больший отклик он получит как у издания, для которого подготавливается, так и у аудитории. Имейте в виду, что основная ошибка при написании подобных материалов – это низкая информативность. Поэтому очень удобно привязывать пресс-релиз к новостям, знаковым событиям, итоговым отчетам и знаменательным датам. Для примера на этой странице вы можете посмотреть примеры лучших пресс-релизов за 2017 год.
Как написать и представить репортаж
Репортаж можно охарактеризовать как материал с места событий, который отличается оперативностью и объективностью.
Репортаж по праву считается одним из самых популярных жанров журналистики, т.к. именно он чаще всего первым доходит до общественности после любого значимого события.
Репортаж бывает нескольких разновидностей:
1 | Проблемный репортаж. В нем не просто освещаются происходящие события, но и изучаются ставшие их причиной социальные явления. Предполагаются размышления автора, его анализ и оценка информационного повода. |
2 | Событийный репортаж. Поводом для него служат яркие и запоминающиеся события, инциденты или случаи, вызвавшие общественный резонанс. Отличается хронологической последовательностью, деталями и подробностями, точной датой, временем и местом происходящего. |
3 | Актуальный репортаж. Является мгновенным откликом на происходящее. Требует максимальной оперативности. |
4 | Постановочный репортаж. Автор сам режиссирует какое-то событие (проводит полевой медиа-эксперимент, провоцирует уличную демонстрацию, моделирует курьезную ситуацию и т.п.) и становится не наблюдателем, а его главным действующим лицом. |
5 | Тематически познавательный репортаж. Процессы и события в этом случае не обязательно представлять оперативно. До аудитории нужно донести максимум информации, раскрывая все грани информационного повода. |
Особенности любого репортажа проявляются в тонкостях подачи материала. Отсюда вытекают и основные признаки этого жанра:
- Повествование не должно быть отстраненным и сухим
- Всегда присутствует авторское мнение и активная позиция
- Информация преподносится в хронологическом порядке
- В репортаже всегда есть наглядность и описательность
- Репортаж всегда должен быть своевременным
- Репортаж всегда соответствует фактам и предельно точен
- В репортаже не допускаются никакие вымыслы
Однако структура репортажа остается достаточно простой:
- Заголовок (он должен интриговать, «цеплять», привлекать внимание)
- Вводный абзац – лид (в нем автор вводит читателя в курс дела)
- Основная часть (раскрывает суть происходящего)
- Заключение (в нем автор выражает свое отношение к происходящему)
Что касается стиля репортажа, то он должен определяться в зависимости от того, какие будут описываться события. К примеру, для описания конференции по рекламе или маркетингу подойдет деловой стиль, а если рассматривается какой-то концерт или стендап-шоу, нужно выбирать более свободную и даже несколько комичную форму. Но главное – это запомнить, что сухие репортажи, написанные протокольным языком, очень скучны и малоинтересны. Для оформления репортажа рекомендуется использовать фотографии и видео.
Также обратите внимание на несколько нюансов при написании репортажа:
- Делайте текст репортажа конкретным и структурированным (для этого необходимо предварительно составлять план).
- Не перегружайте текст ненужной бессмысленной информацией, громоздкими словесными конструкциями и нагромождением деталей (использующиеся детали должны оживлять сюжет).
- Составляйте текст на основе причинно-следственных и логических связей.
- Избегайте сленга, жаргона, нецензурных выражений.
- В повествовании стремитесь к простоте и доступности.
- Используя цитаты, переписывайте их максимально приближенно к оригиналу (цитаты нужно именно пересказывать, но делать их краткими и точно доносящими суть сказанного).
- Воздерживайтесь от использования в тексте репортажа смайликов и ограничивайтесь в применении экспрессивной пунктуации (многоточий, вопросительных и восклицательных знаков).
- Личное мнение включайте в текст методично, ненавязчиво и дозировано.
- Описывайте только достоверные и проверенные факты (приукрашивать факты не допускается).
- Используйте диалоги (они помогают превратить сухое представление информации в интересную историю).
- Старайтесь использовать глаголы (они придают повествованию динамику и более точно передают авторское видение ситуации).
- Не имея аргументации, воздерживайтесь от резких оценок и суждений.
И в завершении разговора о репортаже обращаем ваше внимание на то, что нередко молодые журналисты делают небольшие зарисовки с места событий или берут короткие интервью, считая, что этого достаточно для репортажа. На самом деле этого мало, и репортаж должен быть дополнен динамичным рассказом. Кроме того, нужно стремиться описывать происходящее, не превращая текст в рассказ о собственном отношении к ситуации. Также не следует концентрироваться на негативных сюжетах.
Как вести свою колонку
Колонка – это еще один достаточно интересный журналистский жанр, где автор представляет общественности свое мнение на какую-либо злободневную тему. Отличается тем, что регулярно публикуется в одном издании и размещается в одном и том же месте журнальной (газетной) полосы или сайта.
Вести собственную колонку – мечта множества журналистов, и если вы относитесь к их числу, то для начала рекомендуем вам составить грамотное резюме и разослать его в редакции интересующих вас журналов или сайтов. Очень важно, чтобы тематика ресурса или издания соответствовала вашим интересам (в них должен быть хотя бы раздел на подходящую вам тему). Помните, что если стиль журналиста и стиль издания или сайта расходятся, их сотрудничество вряд ли будет возможно. К резюме желательно прикрепить несколько статей или ссылок на опубликованные материалы.
Теперь о тонкостях ведения колонок:
Источник
Инструкция: Как писать колонки ниачем и стать знаменитым, не сходя со стула
Я открою вам страшную тайну, которая является секретом Полишинеля, но почему-то слабо замечается и почти вовсе не обсуждается контент-маркетологами и медийщиками: миллионы пользователей интернета в России не понимают, что за контент они читают каждый день и откуда он берется.
Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, представленному в марте 2019 года, общий уровень цифровой грамотности россиян составляет 60 баллов по стобальной шкале. У четверти взрослого населения (а это 28 миллионов человек) уровень цифровой грамотности оценивается как «низкий».
Что касается уровня информационной грамотности (это способность находить данные в сети, сопоставлять несколько источников информации при принятии решения и определять пользу или вред найденных сообщений), то он оценивается в 66 баллов по стобальной шкале.
При этом интернет-аудитория в России составляет около 93 миллионов человек. Нетрудно подсчитать, что примерно 31 650 000 пользователей блуждают в завалах русскоязычного контента, как Ежик в тумане.
Целые армии читателей не понимают, что такое доменное имя. И, если вы их спросите, не смогут вам объяснить, чем является «сайт», что такое «социальная сеть», «форум» и т. п. Знаете, как сонмы наших соотечественников заходят в VK? Вот так:
В адресную строку браузера огромные массы людей просто не смотрят. Американская социальная сеть Reddit скромно называет себя «The front page of the internet», в России же «Яндекс» реализовал этот слоган на деле.
Поисковик часто спрашивают о самом важном и серьезном:
А затем тысячи и миллионы пользователей сервиса кликают по ссылкам в выдаче. Куда при этом они переходят, что за контент читают, кто его авторы, почему можно им верить – все эти вопросы у них просто не возникают.
Одной моей знакомой далеко за семьдесят. При этом она активно пользуется интернетом, в частности, зависает в Facebook. Так случилось, что когда-то эта бодрая, милая в общении и, в общем, культурная женщина была одним из педагогов у видного представителя российского гей-коммьюнити. Естественно, они нашлись в соцсети и «подружились».
И однажды звездный «друг» сделал репост со страницы другого очень известного представителя гей-тусовки с его портретной фотографией (которая была вопиюще гендерно амбивалетной). Наш педагог взяла да и прокомментировала публикацию чрезвычайно нетолерантно. Ну а что – она же «просто написала комментарий в интернете»? Женщине и в голову не пришло, что она подала реплику, находясь на личных страницах живых людей. Как ей «прилетело», я уж не стану описывать. Скажу только, что бывший ученик больше ей не друг.
Подобные казусы случаются не только с пенсионерами. Низкой информационной грамотностью страдают даже представители возраста от 18 до 34 лет. Это те самые люди, которые говорят: «Я что-то нажала и все пропало». Их очень-очень много.
Это они читают первое, что попадется на глаза в выдаче поисковика. Это они залипают в «Яндекс.Дзен». Их можно называть «люди телевизора», потому что для них характерна модель информационного потребления по типу «смотрю то, что показывают».
Они умеют «переключать каналы», что в телеке, что в интернете. Но не более того. Вот этой аудиторией мы и воспользуемся, чтобы, не напрягаясь, писать свои посты и постепенно становиться звездой.
Перехожу непосредственно к инструкции.
1. Воруй
Если совсем уж лень писать, то помни: копипаста рулит, кто бы что ни говорил. Миллионы твоих будущих читателей не способны понять, что им скормили чужой текст.
Один сотрудник Самой Главной Администрации страны, автор нон-фикшн книг и профессор умных наук в последнее время стабильно держится в топ-30 общего рейтинга ЖЖ. Этот господин ежедневно публикует у себя в блоге 10–15 чужих текстов. В конце каждого ставит ссылку со скромным анкором «отсюда» или «источник» или «пишет Иван Иванов» (пруфов и скриншотов не будет, я не настолько смелый парень. Но въедливый читатель найдет).
Материалы «дайджеста», который делает в ЖЖ предприимчивый профессор, вообще никак не связаны тематически. Нигде не упоминается, что этот «журнал» – поток копипасты. Каждый пост анонсируется в соцсетях без каких-либо пояснений за авторство. Только в VK у блогера более 6 000 подписчиков.
Оказывается, в 2019 году многие площадки все еще позволяют использовать такую немудрящую методу. И не пессимизируют копипастеров. Поисковики – тоже, о чем говорит опубликованное в нашем блоге исследование уникальности контента.
Некоторые «авторы» слегка опасаются жалоб и возможных санкций, поэтому делают такой комбинированный финт ушами: публикуют полный текст чужой новости курсивом, само собой, дают ссылку на источник. А чуть ниже выдают два абзаца своего Супер Важного Мнения:
Автор без стеснения бросает в пасть непритязательному читателю конструкцию «Читая такие «прекрасные» новости, есть двойственное чувство». И где-то в заброшенной библиотеке с содроганием переворачивается обложкой вниз сборник рассказов Чехова («Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа…», «Жалобная книга», 1884 г.)…
Смекаешь? Чтобы стать популярным блогером, писать не нужно уметь. Более того, писать вообще необязательно. Воруй, да и публикуй. Прояви настойчивость. 10–15 копипаст в день. Их анонсы раскидывай по всем твоим соцсетям. Добавляйся в друзья к тысячам людей. Через некоторое время – думай, как монетизировать аудиторию.
2. Паразитируй на новостях
Посмотри, как удобно – всю работу за тебя делают сотрудники СМИ, а ты берешь их тексты и, как в школе, пишешь «изложение». Вываливаешь на своей площадке, скажем, в «Дзене». Ну а дальше – ты знаешь, что делать.
Вот пример из персонального блога с числом подписчиков более 28 000. В одном из рейтингов каналов «Яндекс.Дзен» он занимает 39 место, опережая ТАСС, Forbes Russia, ELLE и многие другие издания и агентства, в которых работают профессиональные журналисты.
Пост повествует нам о том, что «По сравнению с прошлым годом россияне стали больше экономить на всем».
Напрягаться, делая «изложение», не нужно – зачем? Пускай напрягаются лузеры из Forbes – на своем 63 месте со своими жалкими 23-мя тысячами подписчиков. Об этической стороне вопроса не тревожься: 30 миллионов читателей (с низкой информационной грамотностью) ждут, что им кто-нибудь принесет в клювике какой-нибудь текст. Им все равно, кто это будет.
Алгоритм «Дзена» крутит тебя? Ну и славненько.
3. Паразитируй на знаменитостях
Они тоже уже сделали за тебя почти всю работу. В муках лезли на Олимп – писали музыку, снимались в кино, фотографировались голыми для Instagram, садились пьяными за руль.
Тебе нужно только вставлять их имена в заголовки и писать любой текст ниже.
Смотри, вот автор ведет автобложик всего с 9 подписчиками, он уже монетизируется. Это начало большого пути:
Не умеешь писать заголовки? Да никто не умеет, не парься! Этот, скажем, пост называется «Киану Ривз очень любит автомобили и мотоциклы. ТОП автомобилей Джона Уика!» И в тексте, между прочим, умещается два рекламных блока…
Со временем ты вырастешь до первой тысячи подписчиков – вот как этот автобложик:
У тебя появятся статьи-«тысячники» и доходы от рекламы. Главное – не забывай, что пока сам ты ноунейм, вывозить тебя должны звезды. Паразитируй на них легко и без сомнений. Твоя аудитория невзыскательна и доверчива. Ей все равно, какие транспортные средства любишь ты, но на тачку Шнурова она поглядит.
Поэтому своруй где-нибудь инфу о ней, своруй фотку автомобиля, накидай биографическую справку о звезде (пофиг, что пост про автомобили, SEO же!) и не забудь какую-нибудь приправу. Ну, там неприличное что-нибудь из творческого пути героя.
Выезжать на постах с упоминанием знаменитостей любят даже старые веб-проекты с многомиллионной аудиторией:
А ты чем хуже? Ты же дитя этой редакционной политики, ты на ней воспитан.
4. Беси ксенофобов
Заруби себе в Trello: люди с низкой информационной грамотностью и люди, ненавидящие любую инаковость, – это пересекающиеся множества. Эксплуатируй это:
Миллионы пользователей рунета в любое время готовы осуждать, клеймить, выводить на чистую воду и навешивать ярлыки. При этом они очень, ОЧЕНЬ интересуются феминизмом, нетрадиционными сексуальными практиками, криминальными историями из серии «слабоумие и отвага», людьми с особенностями развития психики – то есть, всем, чего не хватает в их скучной, никчемной жизни.
Время от времени шокируй своих читателей чем-нибудь этаким.
5. Первое время остерегайся политики, религиозных и национальных вопросов
Если ты не мечтаешь ненадолго «присесть», чтобы изучить быт интересных людей в среде их обитания – не заходи на территорию политики, религии и национальных проблем.
С одной стороны, читатель такое любит: ему постоянно требуется указание – кого сегодня следует обвинять в том, что у него маленькая зарплата, унылая жена и начальник-сволочь. С другой стороны, в последние 7–8 лет в РФ принят корпус законов, которые позволяют как минимум неслабо оштрафовать, а как максимум – отправить на нары любого неосторожного блогера-колумниста.
Прежде чем назначить в своем тексте ответственных за цену персиков на рынках, за стоимость отпевания покойника или там за мутную торговлю с Японией по поводу Курил, проштудируй модные статьи Административного и Уголовного кодексов – про всяческое «разжигание», «оскорбление» и «неуважение».
Помни, пока ты не Борис Акунин, который с берегов прекрасной Франции может жечь глаголом сердца людей с высокой степенью вольности. Что позволено Юпитеру – то не позволено быку.
А где про жанр? Про колумнистику? Ты обманываешь наши ожидания, автор!
Сейчас-сейчас. Мы только что закончили с инструкцией. Колумнистика – сложный жанр, трудно поддающийся определению. Но если упростить, то это периодическое авторское высказывание по злободневному поводу в свободной форме.
Когда-то выступать в жанре «колонка» было возможно только через СМИ. Такое положение дел заставляло авторов быть кем-то и что-то уметь, иначе они не проходили редакционные и общественные «фильтры».
Интернет все изменил – теперь возможность сделать высказывание имеет любой. И к его услугам многомиллионная армия читателей с низкой информационной грамотностью.
«Фильтры» потеряли свое влияние. Вознести в зенит славы могут охваты поста в VK, Facebook, «Дзене», ЖЖ, Telegram, Hashtap. Даже в Instagram, хотя эта соцсеть как бы «про фоточки».
Причинно-следственная связь в интернет-колумнистике нынче парадоксальна: вроде бы сначала автор должен становиться кем-то (в профессии, скажем) и только потом получать моральное право вещать по любому поводу.
На практике же выходит так, что ноунейм начинает вещать по любому поводу, тем самым зарабатывает себе право это делать и становится «кем-то».
Что касается определения жанра, добавлю, что сам этот текст – по сути, колонка. Он злободневный (я злой и пишу его днем), сделан в свободной форме, обладает выраженным авторским голосом и является частью периодической системы публикаций.
Выписывая свою «инструкцию», я потихоньку коснулся нескольких психологических триггеров в головах читателей и ожидаю, что мне отомстят за это в комментариях. Так я работаю над вовлеченностью.
Кстати, обнаженность приема – хоть и старая, но действенная штука. Как «пряность» ее стоит иногда использовать. Читателя, понимающего этот нехитрый фокус, она заставляет солидарно подмигнуть автору. А читателя «с низкой информационной грамотностью» неопределенно и беспричинно бесит. И тот, и другой результат колумнисту приятен и полезен. Не выносит автор только равнодушия. Потому каждому желаю в нынешней и будущей блогерско-колумнистской рубке широких охватов, огненной вовлеченности, удачной монетизации контента и здравого смысла.
Но лучше идите на завод.
Если на завод не хотите, то идите учиться туда, где разбирают форматы контента, типы текста, источниковедение, стилистику, редактуру и другие важные аспекты. Например, на онлайн-курс «Коммерческий автор». В программе 10 лекций, индивидуальные консультации, домашние задания и дополнительные материалы. Есть рассрочка и гарантия возврата денег, если после первой лекции обучение не понравится.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Источник