- НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
- УСТРОЙСТВО АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ
- Назначение и принцип действия ТРК
- Гидравлическая схема ТРК
- Характеристика узлов ТРК
- Виды топливораздаточных колонок
- Требования к технической эксплуатации ТРК и МРК
- Как устроена АЗС
- Доставка и слив топлива в топливохранилище АЗС
- Как устроены топливохранилища на АЗС
- Общая схема устройства топливораздаточных колонок для АЗС
- Схемы расположения раздаточного оборудования на АЗС
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТРОЙСТВО АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ
Схемы АЗС | Состав сооружений АЗС | Резервуары АЗС | Топливораздаточные колонки АЗС | Технологические трубопроводы |
Электрооборудование, защита от токовых воздействий |
Назначение и принцип действия ТРК
Для выдачи топлива и масел потребителям применяются топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки различных конструкций. Основной задачей колонок является выдача потребителям задаваемых доз топлива или масла с требуемой точностью (погрешность отпуска дозы не должна превышать ±0,5%).
Несмотря на многообразие конструктивных исполнений, все типы и модели топливораздаточных колонок имеют общие узлы и детали. Рассмотрим схему топливораздаточной колонки и ее принцип действия на примере топливораздаточной колонки модели 1ТК-40 (подача 40 л/мин) с электромеханическим задающим устройством.
Задается требуемое количество топлива, при этом включается электродвигатель 15 колонки. Под действием разрежения, созданного роторно-шиберным насосом 3, топливо из резервуара поступает по трубопроводу через фильтр 1 и нижний обратный клапан 2, фильтр 4 в роторно-шиберный насос. Насос подает жидкость в отделитель газа 5, верхний обратный клапан 6, поршневой счетчик жидкости 11, поворотный прозрачный индикатор 12, раздаточный рукав, кран 13 и в бак автомашины.
При поступлении жидкости в газоотделитель скорость протекания ее резко снижается, одновременно происходит изменение направления потока, в результате чего из жидкости выделяются воздух и пары топлива. Воздух скапливается в верхней полости корпуса газоотделителя и через жиклер, вместе с некоторой частью жидкости, и сливную трубку попадает в поплавковую камеру, где воздух и пары через воздушную трубку выходят в атмосферу, а часть жидкости попадает через сливную трубку обратно в фильтр. Жидкость, поступая в счетчик, перемещает попеременно поршни счетчика жидкости, связанные с коленчатым валом и передающие ему вращение. Коленчатый вал, в свою очередь, передает вращение на счетное устройство 7, имеющее два циферблата (передний и задний), на каждом из которых установлено по одной стрелке, которые совершают один оборот при отпуске 100 л горючего.
На передний циферблат выходит окно шестибарабанного суммарного счетчика 8, который показывает нарастающий итог количества отпущенной жидкости в литрах.
По окончании выдачи дозы жидкости, что видно по стрелочному указателю, дозатор через импульс задатчика 10 автоматически отключает электродвигатель колонки, а нажатием на кнопку сброса 9 стрелку возвращают в нулевое положение.
Гидравлическая схема ТРК
Принцип работы колонки поясняется гидравлической схемой. На дистанционном устройстве (пульт, компьютер или кассовый аппарат) задается доза. При снятии раздаточного крана автоматически включается электродвигатель. Под действием разрежения, создаваемого насосом, топливо из резервуара через приемный клапан поступает в насос. Насос подает топливо в газоотделитель. Через клапан и измеритель объема отмеренное количество топлива поступает через раздаточный кран в бак потребителя.
При поступлении топлива в газоотделитель скорость потока резко снижается из-за увеличения проходного сечения потока жидкости, в результате чего из топлива происходит наиболее полное выделение паров топлива и воздуха как при малом, так и значительном его подсосе. Топливо из газоотделителя поступает в измеритель объема. Заполняя цилиндры, топливо приводит в движение поршни, которые перемещаются из одного крайнего положения в другое.
Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала, причем за один ход поршня коленчатый вал и золотник поворачиваются на угол 180°. Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.
Характеристика узлов ТРК
Рассмотрим краткую характеристику отдельных узлов гидравлической схемы.
— обратный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара и служащий для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК .
Всасывающий клапан монтируется на расстоянии 120 – 200 мм от дна резервуара, что обеспечивает поступление в раздаточную колонку чистого нефтепродукта. Клапан открывается под действием разрежения, создаваемого насосом во всасывающем трубопроводе. При прекращении работы насоса давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапаны 2, под действием собственного веса, садятся на седла 4.
Фильтр предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта. Различают фильтры грубой очистки (размер твердых частиц более 80…100 мкм) и тонкой очистки (размер твердых частиц до 20 мкм). В фильтрах применяются либо сетки, либо разнообразные фильтрующие материалы.
Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуаров АЗС в баки автомашин. Наибольшее применение получили насосы роторно-шиберного (пластинчатого) типа.
Ротор расположен эксцентрично относительно статора, образуя камеру всасывания и нагнетания. В роторе имеются пазы, в которых находятся пластины (лопатки). Под действием центробежных сил пластинки выдвигаются из пазов ротора. При расширении объема происходит процесс всасывания, а при уменьшении – нагнетание. Перепускной клапан поддерживает постоянное давление в полости нагнетания (например, 0,2 МПа).
Газоотделители топливораздаточных колонок предназначены для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.
В поплавковой камере происходит конденсация паров топлива, осаждение частиц топлива, унесенного вместе с паровоздушной смесью, и выброс выделенного воздуха и паров в атмосферу.
Клапан электромагнитный – устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Различают клапаны электромагнитные одинарного или двойного действия.
Клапаны одинарного действия только снижают расход топлива в конце выдачи дозы. Клапаны двойного действия дополнительно после окончания выдачи дозы полностью перекрывают трубопровод.
Измеритель объема предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.
Рассмотрим принцип действия поршневого измерителя объёма топлива. Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала. Кулиса (франц. – паз) имеет вырез, в котором движется кривошип коленчатого вала.
Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.
Отсчетные устройства могут быть различных конструкций: механические стрелочные, механические роликовые, электронно-механические, электронные.
В гидравлической системе колонок обычно перед выходом раздаточного рукава устанавливается индикатор со стеклянным колпачком или окном, через которое можно наблюдать за потоком топлива, выходящего из колонки, и контролировать его загазованность.
Раздаточные рукава колонок выполняются обычно резинотканевыми.
В последнее время стали применять рукава из полимерных материалов. Работа раздаточных рукавов осуществляется в сложных условиях, часто происходят их перегибы, скручивания, возможны наезды на них колесами заправляемых автомобилей.
Для удобства потребителей выполняются конструкции колонок, имеющих два раздаточных рукава, работающих от одной измерительной системы. В этом случае при выдаче топлива через один рукав второй блокируется специальным клапаном.
Находят широкое применение конструкции колонок, имеющих в одном корпусе две насосно-измерительные системы, работающих самостоятельно, каждая на свой раздаточный рукав. Такими колонками может осуществляться отпуск топлива двух сортов. Отсчетное устройство такой колонки либо двойное, либо одинарное с блокировкой.
С целью обеспечения выдачи топлива нескольких сортов одной колонкой применяются многорукавные колонки (4 – 6 рукавов) с самостоятельными гидравлическими системами, работающими на свои рукава. Такие колонки представляют сплошные агрегаты, позволяющие сокращать площади, необходимые для установки колонок.
На выходных концах раздаточных рукавов устанавливаются раздаточные краны или «пистолеты». Они могут быть автоматическими и механическими. Краны имеют выходные патрубки, которыми они вставляются в топливные баки заправляемых автомашин. Открытие кранов осуществляется вручную, нажатием на специальные рычаги. В зависимости от силы давления на рычаг регулируется степень открытия крана. В автоматических кранах при наполнении топливного бака до верхнего уровня, когда топливо достигает патрубка крана, происходит его автоматическое закрытие. В неавтоматических кранах закрытие осуществляется вручную. В этом случае существует риск перелива бака и разлива топлива на землю, что нежелательно с экологической и противопожарной точки зрения.
Раздаточный кран, являющийся замыкающим звеном бензоколонки, должен быть удобным в обращении, легким, без подтекания топлива, взрывобезопасным, красивым в оформлении и соответствующим всем требованиям эргономики.
Раздаточные краны имеют различные конструктивные решения, но выполняют одну функцию: наполнение бака топливом. Время заправки зависит от емкости бака и расхода жидкости через кран. Время, затрачиваемое на заправку одного автомобиля, принимается для бензина равным 3 мин, для дизельного топлива – 5 мин.
Виды топливораздаточных колонок
В настоящее время осуществляется выпуск отечественных колонок с расходом 50 л/мин серии 2000, многопостовых колонок серии 4000 с расходом 50 л/мин, колонок с повышенным расходом до 100 л/мин серии 6000, многопостовых блочных колонок с расходом 50 л/мин серии 5000.
Смесераздаточные колонки предназначены для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями смесью бензина с касторовым маслом в различных пропорциях. Такие колонки в России не производятся. При необходимости на АЗС и АЗК устанавливают колонки зарубежных фирм.
Требования к технической эксплуатации ТРК и МРК
Топливораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25. Маслораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи масел в тару потребителя. Класс точности МРК должен быть не более 0,5.
Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке:
- первичной — при выпуске из производства или после ремонта;
- периодической — в процессе эксплуатации в установленном порядке.
При положительных результатах государственной поверки пломбы с оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
Не допускается эксплуатация ТРК и МРК :
- с погрешностью, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;
- при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
- при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений;
- с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных заводом-изготовителем;
- с нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной документации.
Источник
Как устроена АЗС
Современная автозаправочная станция – сложный комплекс, состоящий из сооружений, резервуаров для хранения топлива, технологического, эксплуатационного, контрольно-измерительного оборудования, средств защиты. АЗС строят по единому стандарту общего устройства. Станции отличаются друг от друга только характеристиками оборудования, а принципиальные схемы остаются неизменными уже многие годы.
Доставка и слив топлива в топливохранилище АЗС
Для обеспечения работы АЗС в штатном режиме необходимо постоянное возобновление запасов топлива и масел. Самый распространенный способ доставки нефтепродукта – с помощью бензовозов. Действия персонала:
- проверка документов на нефтепродукт;
- снятие пломбы;
- проверка уровня топлива в цистерне с помощью измерительных инструментов;
- взятие пробы на анализ, определение плотности нефтепродукта позволяет установить качество продукции.
Как устроены топливохранилища на АЗС
Чаще всего для создания запаса топлива на АЗС используются стальные резервуары горизонтального расположения. Они могут быть одно- или двустенными. Одностенные емкости при подземной установке располагают в специальном бетонном саркофаге.
Наиболее востребованы двустенные резервуары, конструкция которых позволяет контролировать герметичность внутренней емкости и предпринимать экстренные меры при аварийной ситуации. Между двумя стенками под небольшим давлением закачивают азот или термосол. С помощью манометра контролируют давление в межстенном пространстве. Его падение свидетельствует о протечке внутренней емкости.
Топливный резервуар может быть одно- или многосекционным. Многосекционные емкости позволяют хранить несколько видов топлива.
Емкость резервуаров должна быть достаточной для создания запаса на 3-5 дней. На АЗС обычно предусматривают отпуск одного вида дизтоплива, 1-2 сортов масел, нескольких (2-4) сортов бензина.
Общая схема устройства топливораздаточных колонок для АЗС
Составляющие элементы ТРК:
- Приемный клапан. Предотвращает возврат топлива из трубопровода обратно в резервуар.
- Фильтр. Повышает качество топлива, поступающего к пистолету.
- Насос с двигателем. Могут располагаться на одном валу или соединяться ременной передачей. Второй вариант является более предпочтительным, поскольку ременная передача обеспечивает защиту двигателя от перегрузок.
- Газоотделитель. Небольшая емкость, в которой из проходящего по ней топлива свободные газы удаляются через дренажные отверстия.
- Электромагнитный клапан. Открывается в начале подачи нефтепродукта и закрывается после прекращения его перекачки. Неисправный электромагнитный клапан становится причиной перерасхода топлива.
- Счетчик отпущенного топлива. Может быть электронным или механическим. Счетчики коммерческого назначения имеют две строки – накопительную и обнуляемую.
- Раздаточный пистолет. Это важный и конструктивно сложный элемент топливораздаточной колонки, предназначенный для открытия и прекращения раздачи нефтепродукта, обеспечения безопасности при наливе продукта.
Схемы расположения раздаточного оборудования на АЗС
Все заправочное оборудование монтируется на островках, огражденных металлическими коронками. Островки возвышаются над проезжей частью на 200-300 мм, их ширина – 1,0-1,2 м. Лучшим для АЗС считается вариант, при котором островки размещены между подъездными путями, а их продольные оси параллельны.
Дистанция между двумя ТРК – 10-12 м. Длина островка, на котором установлены две ТРК, – 14 м. Между ними могут быть установлены масло-, воздухо-, водораздаточные колонки. Располагать колонки необходимо таким образом, чтобы их удобно было обслуживать и эксплуатировать. Также должны быть обеспечены: возможность двухсторонней заправки, удобный подъезд автотранспорта и его беспрепятственный выезд с территории после заправки.
Сократить количество обслуживающего персонала и повысить пропускную способность АЗС можно с помощью заправочного оборудования с дистанционным управлением.
Источник