ВЭФ-101-стерео (УКУ-210 М)
Изготовитель: Рижское производственное объединение ВЭФ им. Ленина.
Назначение: усилитель первого класса предназначен для двухканального усиления и коммутации сигналов низкой частоты от различных источников звуковых программ при работе в помещении. Выпускался в 1977-1987 годах.
Схема и описание находится в архиве на Яндекс.Диске нашего сайта. Еще.
Основные технические характеристики:
Описание:
Устройство содержит 24 транзистора, 12 диодов и 6 интегральных микросхем. Усилитель состоит из блока предварительных усилителей мощности и стабилизированного блока питании, размещенных в общем деревянном корпусе. Усилитель имеет устройство защиты транзисторов оконечных каскадов от перегрузок и коротких замыканий.
Сигналы с входов первых каскадов предварительных усилителей поступают на гнездо линейного выхода и через регулятор громкости на следующие каскады.
В устройстве предусмотрены: прослушивание программ с помощью громкоговорителей или наушников, подключение низкоомного магнитоэлектрического и высокоомного пьезокерамического звукоснимателя и др. Органы управления и коммутации вынесены на переднюю декоративную панель. Усилитель комплектуется двумя акустическими системами 6МАС-4.
188 комментариев: ВЭФ-101-стерео (УКУ-210 М)
Возможно ли подключение ММ и МС головок винилового проигрывателя? Что там за фонокорректор кто-нибудь в курсе?
Дмитрий написал в комментариях.
Утром пронесут такую литовку полумертвую, но вроде с виду живую.О восстановлении отчитаюсь! Все вопросы задавайте на емэйл! Отвечу с радостью! Особенно начинающим дружить с паяльником!
Здравствуйте! С паяльником на ты,купил ВЭФ-101,играет не плохо,что посоветуете заменить?он для своих лет не тронутый.С Уважением Александр.
Может его не трогать, если все работает.
Электролиты проверить. Режимы по питанию. Пыль погонять)
принесли! Не перепаханная! Но нет боковывых крышек. Косяк по питалову незнаительный. Немного сухих фактов пока. Да не перепаханый. Тупо заменил ВСЕ электролиты и неполярники на ПУ. Так же 2 электролита на БП. С ПУ хвук надо сказать довольно сочный. Искажений нет. Оконечники полумертвые, правый хрипит, левый молчит. Учитывая его примитивную схемотехнику, за выходные подниму сей агрегат. У кого есть размеры боковин,- поделитесь! Заранее спасибо!
Нужны еще размеры боковин? Только что появился ВЭФ-101 опломбированный.
Нужны. Присылайте – добавлю.
Мужики! вопрос на засыпку! Учитывая что на плечо там 21v Хотелось бы уточнить. Полярники там 25v 5 тыщь микрофарад имею некислые 35 на 6800мкф вреда не будет? а то очково на 10ти ватник такое внедрять?
Вреда точно не будет.
Точно не будет. На своём добавил таких же, 25/5000, прикрепив их к экрану ТБ.
По напряжению, желательно, +30% к действующему в цепи.
По емкости расчет исходя из 100 мкф на ватт выходной мощности в плечо(минимум), т.е. 5000 уже с запасом, но 6800 не повредит, хотя и ничего особо не добавит. В любом случае больше 250 мкф на ватт ставить смысла нет-цена растет, качество на уровне самовнушения.
тут все просто. У меня этих электролитов много! За сими спросил. Спасибо за развернутый ответ! только вопрос. Почему считаем 250 мкф на ватт?
Достаточно 100, а 250 уже с большим запасом. Это чтобы динамические пики воспроизводились без искажений и потери мощности. От недостатка емкостей в БП особенно страдает низкочастотный участок.
А я то при доработках своих усилков вдвое увеличивал ёмкость и радовался глубоким низам вэфа на 10к, брига(30тыс.), или даже веги 120 с 15 000 в плечо, а тута циферки интересные…Однако замечу, что на качество низов в данном усилителе бОльшую роль оказала замена межкаскадника С30 с 1 мкф на 22 мкф (лучше 85-градусные).
Вот интересно, а как Вы это объясните? 🙂 Я, вот например, могу собрать усил, подключить, нагрузку, генератор, осциллограф и увидеть что увеличение ёмкости сверх нормы абсолютно, совершенно, ну ничего не дает, ни при постоянном, ни при импульсном входном сигнале. А как Вы свои доводы объясните?
Зачем вообще слишком сильно увеличивать ёмкости электролитов, которые сглаживают пульсации тока, ведь чем больше ёмкость такого конденсатора, тем больше ток при включении усилителя будет проходить через трансформатор и диодный мост и как следствие, повышается риск выхода из строя обозначенных деталей.
Многие, очень упорно придерживаются принципа, что “кашу, маслом не испортить”. А зря…
Так-же, путают улучшения, с простым перекосом, в ту или иную область от нормы, при этом бракуют “норму”, как худший вариант.
Да и впечатления от проделанной работы, “туманят” трезвый взгляд.
Глупые советские инженеры, со своими НИИ, дрянь клепали…
Про инженеров, сарказм, конечно-же.
Что же в 120-вегу все советуют 10к ставить, а тут за это же самое критика и негатив? Делаю я только своё и для себя, и на каждый аппарат потрачено немало времени. Есть ещё “фишки”, не приемлемые для таких “правильных и умных”. Например, размер конденсатора тоже имеет значение, и не малое. И если есть место, куда впихнуть (ну и слово…), то советские на 5 или 10 тыс. предпочтительнее тех же жамиконов той же ёмкости. А ещё есть большое различие в конденсаторах 85 и 105 градусных, и я не встречал 105-ти ни среди аудиофильских, ни в фирменных аудио аппаратах, ни даже муз.центрах 90-х.
Не объясню. Все на слух. Так низы гораздо лучше (я с с-90 слушаю). Игрался с разными номиналами, на мои уши 22мкф показалось в оптимале. Генератор одно, а звук другое, и этот ВЭФ “подсидел” оба моих брига в качестве основного.
С 90 две колонки по тянет?
Он слабый для них. Но играть конечно будет.
Всех сочувствующих с наступающим! Заиграл мой агрегат. В общей черте рассказываю. Пред зазвучал неплохо после замены электролитов, из доработок, только моторизованый рг с пультом ду. С концами не совсем рауют кт 807 и 808. Кто подскажет замену адекватную? Можно импорт. Ну и наконец релейную защиту выходов с известной китайской конторы внедрил. Задавайте вопросы и Всех с наступающим!
Мой серийник 019029 на усилке, видать из первых?
Гадость кт807 меняйте на 961 как в поздних моделях. 808 нормальные транзисторы, нет смысла их менять
Всех благ, Не болеть с Наступающим! Не хочу делать музейную аппаратуру есть вот на оконечник rsn308n24 и stk 404 на чём конец организовать? заметьте- я автоэлектрик первым делом а не как их аудиофил. Играю на фендере и люблю всё делать ровно! Паяльную станцию и уф в руках умею держать(хватать и дуть на пальцы) 🙂 если Мужики сменить на комплементарную пару st2000 серии я так понял бп умрёт?
Согласен. Отличные транзисторы КТ808. Если бы сделали к ним в свое время еще и комплементарные в пару (как КТ818 и 819, к примеру) – цены бы им тогда вообще не было.
Дерьмовые кт807 меняются на кт961 как на поздних моделях. КТ808 нет смысла менять, если только на кт908 или кт803.
И ещё на поздних моделях, где кт961, по-другому сделана коррекция:
https://drive.google.com/open?id=1dErbVpgI7IdETnwHl0voXU2YnFjljBNy
Тут С34 не “об землю”, как на ранних моделях с кт807, а коррекция Миллера на б-к Т3.
Подскажите, какой регулятор вы ставили – с отводом с середины для тонкомпенсации или обычный сдвоенный?
Да дрянь этот вэф 101,хотя у меня был из последних выпусков с кт961 в предвыходе. Хотьбызащитой акустики на заводе обеспокоились
Подобное подумал за этот усилитель. Выкинул потроха и зарядил от Электрон-20 с 1Т806 на выходе. Получился “чюдодейственный” германий в деревянном макинтоше. И проблем с защитой нет при однополярном питании
скажем так! красивый падло корпус! Мужики херней просто страдаю я летчик а этой херней просто увлекаюсь так что извините
Андрей! вы выхлоп на германии организовали?
zhikler75!
Нет, перенес целиком электронную часть, самодельный пред и оконечник по схеме от электрон-20 (ещё в начале 70х годов отец собирал, решил отреставрировать поделку). Только выхлоп вместо П214 на 1Т806 заменил. От вэф-101с только корпус, блок питания и входной коммутатор. Работает с 2010года безотказно на 10ас-207
Господа сочувствуещие!Немного отойду от вэфа. Принесли тюнер радиотехника т101 и усь амфитон 35 у 101. Тюнер перестроил 88-108. пО АМФИТОНУ он поёт но! подскажите по ТБ! У меня он на импортных МС судя по всему аналог к 174уд2. По даташиту не нашёл подходящих. Кто пересекался подскажите! С меня оконечник stk403-100 новый
Большую микросхему отправлю почтой или оказией даташит приложу. Есть просто несколько штук.
Не надо ему никакой защиты. надёжен как бык.
Господа сочувствуещие!Немного отойду от вэфа. Принесли тюнер радиотехника т101 и усь амфитон 35 у 101. Тюнер перестроил 88-108. пО АМФИТОНУ он поёт но! подскажите по ТБ! У меня он на импортных МС судя по всему к 174уд2. По даташиту не нашёл подходящих. Кто пересекался подскажите! С меня оконечник stk403-100 новый
101 И 202 Амфитоны шли с 544уд1 или LM348 что ли, они почти полные аналоги друг друга. Сейчас полно различных оу лучшего качества, ищите с цоколевкой уд1.
174уд2 . ничего не напутано? 157уд2. можно заменить одинарными с подходящими параметрами и не заморачиваться. Можно сделать переходную плату под другие корпуса и уйдет головная боль с поиском 157 серии
В чем же? Что ставился импорт?
Да и что 544 и LM побратали, и в 202 амфитон запихали.
Вон, лежит у меня такой, с лмками. По звуку отличий нет, что 544, что лм – одинаково. 157уд2 там никогда не было.
По даташиту смотрел 348 4 канальная может другая лм. На амфитон 50у подумал. Прошу прощения.
Посмотрел, lm357, 4 штуки
Эквалайзер там на К157УД2
интересно, как он звучит в сравнении с такими усилками как Бриг, Электроника?
Звук достаточно мягкий и “бархатистый” по сравнению с Бригом или Электроникой.
Он звучит лучше Брига, музыкальные. Лучше средние частоты
Реально на него поставить блок защиты от хлопков при включении? Есть может готовые блоки? или нада специалистов нанимать? Какое там питание?
Конечно же, поставить в этот усилитель блок защиты от хлопков при включении вполне реально. “Забейте” в Интернет: “устройство мягкого включения УМЗЧ” и точно найдёте подходящую схему. Но перед установкой этого блока Вам следует заменить все электролитические конденсаторы у Вашего “чуда”.
Софт-старт тут ничего не даст, да и не нужен он для такого маломощного уся. Сюда нужен блок защиты АС с задержкой включения. Можно спаять простой как в Бриге, можно на али купить готовый блок на чём-нить типа UPC1237.
ЗЫ: после замены электролитов хлопок всё равно будет присутствовать – переходной процесс в УМ (при зарядке С31 в ИТ дифа).
Да, этот усилитель слабый, но несмотря на это всегда имеет место быть устройство мягкого включения УМ, ведь благодаря ему, мы не перегружаем БП усилителя, так что с таким девайсом можно быть спокойным за диодный мост и трансформатор питания.
Насчёт замены электролитов – это, конечно же,всего лишь необходимая мера профилактики, так как высохшие конденсаторы могут срезать низкочастотную составляющую сигнала, без которой звук кажется противным и крикливым.
Платы оконечных усилителей под замену, делать новые на тех же 808ых.Или на других транзисторах 818-819 к примеру, звучание улучшается довольно прилично.
Интересно, какие это платы Вы изваяли?
Ради эксперимента делал выходной каскад на комплиментарных КТ829А КТ853А вместо сборки КТ807/808 с небольшой переделкой. В результате коэффициент гармоник оконечного усилителя не превышал 0,12% вплоть до ограничения сигнала на частотах 1 и 10кгц (вдвое меньше чем у штатного на КТ807/808). На мощности 1вт около 0,07%, да и деталей так поубавилось.
А как в этом случае изменилась тембральная окраска звучания усилителя?
Никак, выходной каскад стал симметричным с естественным понижением нелинейных искажений, что для оконечного усилителя с невысоким петлевым усилением только плюс.
Андрей, скажите вот в схеме УМ магнитофона Нота 220с в одном плече работают 973/805, во втором составной 853, как по-вашему стоит для симметрии поставить 829 вместо 973/805 или стоит заменить 853 на 972/837?
829 вместо 973/805 можно поставить, кроме уменьшения деталей ничего не изменится. Там “косяк” в другом, питание выходников +/-24в при питании УН +/-15в КПД никакой и всего 12вт мощности. Имеет смысл перевести усилитель на +/-24в и грузить 6-8ом колонками
Только будьте внимательней у 805 и 829 цоколевка разная
Ясно, буду ставить 829. Мощность от него и не требуется, просто странный ВК какой-то.
Спасибо, заметил!
Доброе время суток! Подскажите пожалуйста (так как сам не особо шарю в мощностях платах и тд) пользуюсь таким усилителем в гараже (очень конечно удивлён что он работает так как пролежал лет пять в сырости в пристройке) и что то мне его стало жалко решил применить! Использую-подключены к нему колонки не менее легендарные S-90, и не могу понять что за «чудеса» происходят, если дать громкость на усилке чуть более половины колонки начинают хрипеть,(хотя усилок на 30 а колонки на 90 должны же выдерживать!) звук отличный и низа бахкают и высокие отличные даже относительно громко. но до того как накручу громкость более две-третьих регулятора. Проесните пожалуйста в чем подвох и почему так?! P.S. Интересуюсь тупо чтобы знать что и как про усилок, всё-таки он появился в нашем доме тогда когда я родился(батя купил в далеком 86г) и я его всю юность «гонял» правда на S-30ых,может я чего то не понимаю по мощности, может они и должны хрипеть так как басы стоят но не сильно накручены.а может s-90 хреновые, хз)) вообщем отрешитесь кто пробовал в комплекте с s-90
Что-то мне подсказывает, что Вы усилитель грузите. Тем более он на 15 Вт.
Расширю и углублю уважаемого Дмитрия, с его позволения. У Вас, Олег, скорее всего сигнал искажается не в акустике, а в усилителе, так как он работает в близком к предельному режиме.
Этот усилитель комплектовался 30 Вт АС – 6МАС-4, и он не рассчитан на работу с S-90.
Усилитель нуждается в профилактике. Или может быть велик входной сигнал. А так с с-90 – это хорошая связка.
Хрипеть усилитель может из-за резисторов со стёртым токопроводящим слоем.
Алексей Климов: тогда бы он хрипел только при регулировке выходного сигнала.
Игорь: И в правду может нужна профилактика, усилителю все равно если АС имеют запас по пиковой мощности просто не будет высокой громкости и глубоких НЧ.
Скорее всего просадка конденсаторов питания при сигнале выше 2/3 громкости(высохли или ESR запредельный).
Ну не знаю, у меня были ситуации, когда громкость “скакала” и всё это сопровождалось хрипом, даже когда не притрагиваешься к регулятору.
Если есть постоянный гул в АС даже если полностью убрал громкость то это фон по питанию.
Образуется он в следствии высыхания конденсаторов и неправильной работы диодного моста.
Дело в том, что гула-то нет – просто регулятор громкости пришёл в негодность, и от малейшего покачивания его ручки уровень громкости значительно изменялся. Иногда такое изменение было вообще ничем не обусловлено…
Алексей Климов замените уже СП3. Никакие “лыжные мази” не помогут при повреждении дорожек.
Тот переменник уже давно заменён.) Я привёл этот пример из жизни как доказательство того, что хрипы усилителя могут быть связаны с испорченными резисторами.
А ну раз так, то сойдет для общего развития Олега у которого действительно хрипит усилок.
У меня такой с орбитами 016 дует, и басы более 14 часов громкости и 13 НЧ тоже начинают забиваться, если не уменьшить вход, который у современных источников в 2-3 раза выше, чем у советских (на что усилок и рассчитан).
Красивый усилитель но слабенький. И слабый там блок питания. Я ремонтировал такой. Высохли почти все электролиты. Заменил на новые , современные и всё заработало. А для себя бы заменил трансформатор сетевой на ТС 160 (с перемотанной вторичкой на 2х35В.). Он влезет, примерял. Диодный выпрямитель поставил бы на КД213А. Фильтр на 2 х 10000мф х 50В. от samsung или richey. Они миниатюрнее в 5 раз. И получил бы 2х50W. На выходе КТ808 это позволяют. И ещё пустота останется для блока защиты АС.
По сравнению с Вега 10у120 он стареет благородно. Простые по конструкции УП и УМ доступны для ремонта даже начинающим меломанам с синдромом паяльника в …усе.
Кстати в один из выездов на “старый рынок” увидел его со стрелочными индикаторами на месте надписи VEF 101 Stereo.
Если бы рядом не лежал такой же без стрелочных индикаторов принял бы за другой усилок.
Чем так плох транзистор кт807? Обратил внимание что в веге 003 он тоже есть, и по каким то причинам транзистор поругался с подложкой и они расстались. Почему его все меняют на 961? Может в веге тоже поменять?
Играть лучше точно не будет. Проверено на бриге и уку 020. Однако из 20 штук этих копеечных 807-х (с магазина) после прозвонки 8 были отправлены в сахарницу. Но в звуке – моё мнение – 807 не хуже 961 или 815.
Спасибо за толковое и реально обоснованное объяснение. А то обычно меняют совершенно не обоснованно, типо транзисторы наши плохие, только бриг на ссср рассыпухе 16т стоит а не 1600р.
Подскажите пожалуйста, если ВЭФ и еще один усилок подсоединить на одни колонки, но включать и слушать естественно попеременке, в зависимости от жанра, то не погорит ли усилитель, который неактивен, из-за того, что на него поступает ток с колонок от включенного усилителя?
Если через коммутатор (селектор источников) то можно.(сам такой делал на основе сдвоенного трехпозиционного переключателя)
Просто скрутка провода чревата для обоих усилителей особенно если их земли не соединены. Проще говоря разность при высокой громкости убьет оба.
Первый от входящей переменки на выходе особенно если ум питается +/-/gnd, второй от КЗ на выходе с уходом в защиту и вылетом выходных кт.
Друзья, тут такая странность… перекидываю одну колонку с левого на правый канал усилка , а она играет практически на той же громкости. Что это и как можно исправить? Регулировка баланса практически ниче не меняет, играют обе и лишь чуть-чуть тише или громче, даже когда регулятор навсю влево и вправо.
Я не понял вопрос. АС же идентичны, они должны играть одинаково.
Баланс практически не меняется, что влево что вправо, колонка продолжает играть почти на на той же громкости. И еще хотел спрасить кто-то пытался победить такой мерзкий рипящий фон из колонок? ну нигде такого нету, на импорте тишина,даже китай-платки за 400 руб. тихие, ни фона ни рипения. кабель один и тотже. причем такое только в советской аппаратуре. Раздражает, особенно ночью, тихо музыку уже не комфортно слушать
Вход правильно подается, стерео?
Может электрлиты в питании высохли. И вытяните сигнальный шнур с разъема и послушайте, если пропал фон, то проблема в кабеле.
Фонит, даже без входного кабеля, Причем тот же кабель на импорте – тишина! Кстати такое у всех советских усилках, что у меня были. Смена источника сигнала не помогла (пкд, смартфон, пк). То ли входные сопротивления, то ли земля
Вскрыл усилок, хотел попробывать убрать рипящий фон, случайно коротнул проводком на радиатор. Теперь при прикосновении контактов на левую колонку – искра и динамик аж выпрыгивает. Это что? Транзисторы спалил? Правый вроде работает, но периодически появляется какой то кратковременный шум. Этот тоже подпалил? Или проблема еще серьезнее? Транзисторы стоят КТ805А (слева два),
2Т203А правый крайний, и 2Т803А правый внутренний. Если менять, то лучше на те же, или лучше на какие то другие? Не пойму, почему стоят разные транзисторы. Так надо или как всегда, что было…? Если поставить все одинаковые, ну например КТ805А , так лучше будет? Или всеже менять как стоит сейчас, вразброс? От этого что то зависит в звуке?
Фон, который появляется периодически(зудящий и нужный), похож на сетевые помехи от импульсных блоков питания компьютеров и другой бытовой техники.
Разные транзисторы в каскадах – комплиментарные пары, конструктивно задуманны для правильной работы усилителя.
С диагностикой лучше обратится к квалифицированному специалисту.
Ставьте КТ808А, как в принципиальной схеме.
Какие транзисторы лучше поставить на замену? По параметрам обязательно подбирать? Тип транзистора одинаковый или разные можно?
Игорь:
По опадению напряжения на эмиттерных резисторах.
Только при откл нагрузке, а то даже небольшая постоянка на выходе повлияет на показания.
насчет токов покоя? поправьте меня, если что не так. значит громкость в 0, никаких входных кабелей. Так? ставим щупы на контрольные точки в местах соединения резисторов с эмитероми транзистора. Верно? (кстати, а можно прям на эмитеры поставить?). Ставим на вольтметре постоянное напряжение, получаем параметр по напряжению. Так? На схеме на каждом резисторе указано сопротивление. Это суммарное с двух резисторов или каждого из двух? Далее делим полученное напряжение на сопротивление. Получаем ток. Ну например 100 мА, это и есть тот самый ток покоя который нам надо установить. Теперь вопрос как? Не снимая щупы, переключить тестер в режим амперметра? и подогнать значение на подстроечном резисторе в 100 мА….так? Логично предположить, что из-за разброса параметров самих транзисторов, соответственно разными будут и токи покоя в каждом канале. Это нормально? Нет необходимости подгонять их чтоб было одинаково на двух каналах ? И что будет если токи покоя вообще не выставлять, а просто заменить транзисторы и все? И еще вопрос. Выставить ноль на выходе усилителя, это уже другая настройка? и как это делается? Прошу не стебаться надо мной, я действительно в этом не разбираюсь, но мне очень нужно починить усилок, потому и обратился к спецам.
Для начала прочтите инструкцию по ремонту данного агрегата. Там и про нуль на выходе и про токи покоя подробно.
За нуль на выходе отвечает R41, а за ток покоя R45. В инструкции, ссылка на которую есть на этой странице указано, какое должно быть напряжение на среднем выводе подстроечника R45. просто настраиваете и всё. Сначала можно нахолодную, а потом проверить параметры после прогрева. Я свой так настраивал…
Начитался хвалебных отзывов и приобрел этот усилитель по объявлению, в несколько неважном состоянии, но уже восстановленный и уже на новых конденсаторах Jamicon.
Успел послушать два дня, и должен сказать, что звучание довольно таки неплохое, и даже бас откуда-то берется в таком небольшом и легком объеме корпуса. Но были и огорчения : при долгом использовании появился не очень приятный запах от пропитки трансформатора, жуткий баланс каналов, который как ни крути , ничего хорошего не дает, и почему-то в правом канале иногда появлялись и пропадали какие-то шумы и возмущения. При осмотре внутренностей были замечены не пропаянные платы , которые и было решено тщательно пропаять. Однако, после очень осторожной и внимательной пропайки (никаких соплей не делалось, никакие резисторы не крутились), теперь уже появился не шум , а жуткое гудение в обеих каналах, с выталкиванием динамика. Резисторы не крутил принципиально, потому что думаю, что человек восстановивший усилитель, делал всю настройку по току и т.д.
Тщательный осмотр плат , мной и понимающим в радио товарищем, ничего не дал, подскажите, чтобы это могло быть такое?
А какие платы пропаивались?Лучше отключите колонки от усилителя,защиты в этом усилителе нет,и есть большая вероятность их сжечь если на выход пойдет постоянка.Ищите косяк.Может сопля,может плохо отмыли плату от канифоли или флюса.
Источник