- Как выбрать усилитель звука для штатной автомагнитолы
- Кому стоит покупать дополнительный автомобильный усилитель и как правильно выбрать мощность
- Функции усилителей для сабвуферов
- ТОП-3 моно усилителей для сабвуфера
- Вариант апгрейда 2 + 1
- Как выбрать усилитель звука в машину
- Зачем нужен автомобильный усилитель звука?
- Какой выбрать?
- Характеристики усилителей.
- Варианты выбора.
Как выбрать усилитель звука для штатной автомагнитолы
Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 30 июля 2018 .
Категория: Автотехника.
Слушать музыку во время поездки, причем, достаточно громко и в хорошем качестве – мечта любого автомобилиста-меломана. Штатные аудио системы (включающие в себя, как правило, головное воспроизводящее устройство и пару динамиков) зачастую не удовлетворяют требованиям пользователя. Дополнительный усилитель во многом поможет не только увеличить громкость, но и повысить общее качество звучания. К сожалению, ограничиться покупкой только усилителя вряд ли удастся. Как правило, апгрейд «звука» подразумевает еще и установку сабвуфера. В этой статье мы расскажем о том, как достаточно бюджетно произвести «музыкальный» тюнинг своего «железного друга» и приведем краткий обзор самых популярных моно и четырехканальных усилителей от проверенных временем производителей.
Кому стоит покупать дополнительный автомобильный усилитель и как правильно выбрать мощность
Если головное устройство (как правило, это универсальный мульти-медиа плейер), установленное в вашем автомобиле, воспроизводит аудио файлы (именно их, так как возить в машине коробку любимых дисков сейчас уже вряд ли кому придет в голову) с удовлетворяющим вас качеством, то для увеличения громкости звучания музыки вам будет достаточно приобрести дополнительный усилитель. Причем, провести такой тюнинг звука будет технически не слишком сложно.
Обычно на упаковке любого автомобильного усилителя указывают максимальную пиковую мощность (Peak Power). Вот именно на этот показатель ни в коем случае нельзя ориентироваться при выборе устройства. На самом деле, это мощность, которую может развить усилитель (например, при подаче на вход сигнала большой амплитуды) в течение очень короткого периода времени и при этом он не сгорит. Вас должна интересовать непрерывная максимальная мощность (RMS) на конкретной нагрузке, которая и является реальной характеристикой устройства. Но, и это еще не все. Слушать музыку при такой мощности довольно некомфортно, так как нелинейные искажения будут максимальными. Любой «меломан» скажет вам, что эксплуатировать усилитель (чтобы при этом музыка звучала наиболее качественно) необходимо на мощностях не превышающих 80% от RMS.
Совет! К тому же такой режим значительно убережет изделие от перегрева, а значит и обеспечит ему долгий срок бесперебойной службы.
Естественно, чем больше мощность, тем лучше. Однако выбор ее максимального показателя будет зависеть от характеристик ваших динамиков (фронтальных и сабвуфера). Мощность усилителя (RMS) должна быть равной (или меньшей) аналогичному показателю динамических головок. В противном случае велик риск того, что вы просто спалите громкоговорители. Если динамики уже установлены, то необходимо прочитать соответствующие документы, узнать их RMS и под эту величину уже подбирать усилитель. Либо добраться до самих громкоговорителей, так как все производители пишут интересующую вас величину на обратной стороне магнита.
Функции усилителей для сабвуферов
Обычно у воспроизводящих автомобильных комплексов не хватает «низов». Это можно объяснить, как небольшим размером встроенных динамиков, так и маленьким рабочим объемом акустической системы (например, при установке в дверь он равен общему свободному пространству).
Добавить «низов» – самое простое, что можно сделать для увеличения общей громкости звука и более качественного воспроизведения. Покупаем одноканальный (моно) усилитель и сабвуфер. Подключаем к штатной системе. Настраиваем в соответствии с инструкцией. И наслаждаемся звуком с «сочными» басами.
Изначально предупреждаем вас, что описывать технические характеристики таких моделей как «Hertz HP 1KD Mono» (120000 рублей) или «Alphard Deaf Bonce DB-12000 1D» (130000 рублей), мы не будем. В наш рейтинг попали только модели за «реальные» деньги от проверенных временем производителей.
Любой моно усилитель для сабвуфера, как минимум, должен иметь:
- возможность подключения не только к линейному выходу воспроизводящего устройства через RCA-терминалы (которые достаточно редко можно встретить у штатных устройств), но и непосредственно к установленным динамикам (то есть к так называемому высокоуровневому сигналу);
- регулируемый фильтр среза низких частот (для лучшего согласования со звучанием фронтальных динамиков);
- регулятор чувствительности.
Хорошо (но не обязательно) если модель имеет:
- Плавную или фиксированную регулировку подъема низких частот. В зависимости от производителя она может иметь различные названия (Bass Boost, Bass Punch, Low Boost или Bass Expander).
- Возможность изменения фазы сигнала от 0 до 180⁰ (для более точного согласования с фронтальными динамиками).
- Дистанционный регулятор уровня баса.
ТОП-3 моно усилителей для сабвуфера
Одной из самых популярных и достаточно бюджетных моделей моно усилителей пользователи на сегодняшний день считают «Rockford Fosgate R500X1D» (его стоимость сегодня составляет 6350-6500 рублей). 300 Вт (на нагрузке 4 Ом) реальной выходной мощности позволяют «раскачать» практически любой пассивный сабвуфер в диапазоне 20-250 Гц. Изделие оборудовано всем необходимым, чтобы наилучшим образом согласовать его со штатной аудио системой. Частоту среза НЧ фильтра можно плавно регулировать в диапазоне 50-250 Гц. Подача входного сигнала допустима как через RCA вход, так и непосредственно с установленных динамиков. Номинальное сопротивление динамика от 2 до 4 Ом. Подъем низких частот (Bass Punch) регулируется на 45 Гц в пределах от 0 до +12 дБ. Фазу можно сдвигать (относительно фронтальных громкоговорителей) в диапазоне от 0 до 180⁰. Особенностью данной модели является выносной дистанционный регулятор уровня низких частот.
Вторым по популярности среди моно усилителей является «Pioneer GM-D8601» (7600-8100 рублей). По техническим характеристикам он практически аналогичен «Rockford Fosgate R500X1D». Диапазоны воспроизводимых частот (10-240 Гц) и регулировки среза фильтра (40-240 Гц) слегка сдвинуты в более низкую область. Подъем НЧ (Bass Boost) осуществляют на частоте 50 Гц в диапазоне от 0 до +18 дБ. В комплект поставки также входит проводной регулятор НЧ. Встроенная защита от короткого замыкания и перегрева повышает надежность устройства.
На третьем месте уверенно «обосновался» моно усилитель «Kenwood KAC-6104D». Мощность его несколько ниже (200 Вт) по сравнению с конкурентами, зато и цена более демократична – 5000-6000 рублей. Частоту среза фильтра можно регулировать в диапазоне 50-200 Гц. Подъем низких частот (Bass Expander) фиксированный (On/Off). К сожалению, в описании производитель не указывает ни его частоту, ни уровень. Диапазон воспроизводимых частот 20-200 Гц. Подключить устройство можно, как по низковольтному так, и по высоковольтному варианту. Регулятор чувствительности присутствует.
Для информации! Все описанные выше модели работают в классе усиления D и характеризуются очень высоким КПД (89-90%).
Вариант апгрейда 2 + 1
Если в вашем автомобиле уже установлены достаточно мощные и качественные динамики (а штатное устройство просто не может их «раскачать»), то оптимальным решением для значительного увеличения громкости и улучшения воспроизведения «низов», станет приобретение 4-х канального усилителя:
- 2 канала подключаем к фронтальным громкоговорителям;
- 2 оставшихся – по мостовой схеме к сабвуферу.
Как правило, 4-х канальные усилители оборудованы всеми необходимыми регулировками для подключения сабвуфера.
На первое место пользователи вполне заслуженно поставили модель «Sony XM-GTR4A» (9500-10000 рублей). Устройство выполнено по весьма оригинальной технологии – в корпусе установлено 2 стерео усилителя разной мощности (RMS на 4 Ом): 2Х60 Вт (для фронтальных динамиков) и 2Х125 Вт (для тыловых). Коэффициент нелинейных искажений достаточно хорош – менее 0,05% (в диапазоне 10-100000 Гц). Модель снабжена всеми необходимыми регуляторами для предварительной настройки: фильтрами НЧ (Low-pass) и ВЧ (High-pass) с перестраиваемой частотой среза в диапазоне 50-300 Гц; фильтром так называемых неслышимых человеком частот (Subsonic filter) с частотой среза 15 Гц; независимыми регуляторами чувствительности; возможностью искусственного увеличения отдачи сабвуфера (Low Boost) на частоте ниже 40 Гц в диапазоне от 0 до +10 дБ. Для подключения пассивного сабвуфера можно включить каналы тыловых динамиков по мостовой схеме. При этом мощность составит 340 Вт (4 Ом). На вход сигнал можно подать как по низкому (через RCA терминалы), так и по высокому (с проводов для подключения динамиков штатного головного устройства) уровню. Из всего вышесказанного ясно, что модель универсальна и позволяет создать высококачественную аудио систему формата 2+1: 2Х60 Вт (фронтальные динамики) + 340 Вт (сабвуфер).
Модель JL Audio A4300 с приблизительно такой же стоимостью занимает второе место. Из технических особенностей отметим только то, что отличает ее от лидера. Все четыре канала имеют одинаковую мощность: 4Х45 Вт (при нагрузке 4 Ом). Коэффициент нелинейных похуже – до 0,08% (в диапазоне 10-25000 Гц). Фильтры переключаемые On/Off и Low-Pass/High-Pass (50-200 Гц). Поэтому подключить сабвуфер по мостовой схеме можно либо к каналам 1/2 , либо к 3/4. RMS мощность системы (при номинальном сопротивлении всех динамиков 4 Ом) по конфигурации 2+1: 2Х45 + 150 Вт. Bass Boost – фиксированный (On/Off). Subsonic filter отсутствует.
Отличительной особенностью четырех канального автомобильного усилителя «Hertz HCP 4» является не только более высокая цена (13200-1400 рублей), но и наименьший коэффициент искажений (не более 0,01% в диапазоне 10-45000 Гц). Мощность всех каналов одинакова: 4Х55 Вт (в режиме 2+1: 2Х55 + 170 Вт).
Bass Boost (50 Гц) на три положения (0/6/12 дБ). High-Pass фиксируемый (On/Off) с частотой среза 80 Гц. Low-Pass с плавной регулировкой в диапазоне 50-500 Гц.
Источник
Как выбрать усилитель звука в машину
Зачем нужен автомобильный усилитель звука?
Сегодня многие автомобили оснащаются аудиосистемой еще на заводе. Большинству автолюбителей возможностей штатной аудиосистемы вполне достаточно, и, если вы не испытываете дискомфорта от качества звучания штатной магнитолы, и у вас никогда не возникало желания выкрутить регулятор громкости на максимум, то усилитель вам не нужен. Но если качество стандартного звука вас не устраивает, или если вам хочется поставить в машину сабвуфер и «зажигать» на «тусовках» и «фестах», то без усилителя звука не обойтись.
Какой выбрать?
Усилитель по своим характеристикам обязательно должен соответствовать подключаемым к нему динамикам. Несоответствие мощностей и сопротивления динамиков возможностям усилителя могут привести к выходу из строя усилителя или заметному снижению качества звучания. Входное сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.
Прежде чем перейти к подбору усилителя по характеристикам, следует подготовиться к тому, что покупка выйдет дорогостоящей: усилители относятся к тем видам техники, в которых дорогая модель может быть плохой, но дешевая модель хорошей быть не может. Даже суммарная стоимость одних комплектующих (качественные разъемы, тяжелый алюминиевый радиатор, силовые полупроводниковые приборы) уже тянет на немаленькую сумму. И, чтобы не потратить зря деньги, настоятельно рекомендуется обратить внимание на проверенных производителей аудиотехники, таких как Alpine и Hertz. Либо на более бюджетные, но пока еще качественные модели от Swat, JBL, Pioner, Kenwood, Sony и т.д.
Характеристики усилителей.
Класс усилителя. Несмотря на большое количество типов усилителей (A, B, C, D, AB) сейчас наибольшее распространение имеют AB и D классы.
AB – обладают хорошим качеством выходного сигнала, но низким КПД (наилучший показатель — 65%, обычно намного меньше). Из низкого КПД проистекают и другие недостатки этого класса: невысокая выходная мощность (на 100 Вт потребленной мощности на выходе будет только 50) и большие размеры (
50% мощности выделяется в виде тепла на мощных транзисторах выходного каскада и это тепло необходимо рассеять с помощью радиаторов).
В усилителях класса D мощные транзисторы не используются. При одной с AB-классом потребляемой мощности такой усилитель будет иметь большую выходную мощность и намного меньшие габариты. КПД усилителей D-класса доходит до 95%. К сожалению, при одной мощности с усилителем AB-класса, самый дешевый усилитель D-класса будет стоить заметно больше и выдавать при этом менее качественный звук. Зато усилители D-класса бывают очень мощными при небольших размерах: с помощью такого усилителя можно будет подключить к автомобильной аудиосистеме самый мощный сабвуфер.
Количество каналов. Это, проще говоря, количество выходов, к каждому из которых можно подсоединить по динамику.
Хотя можно и к двум каналам подсоединить один более мощный динамик по «мостовой схеме», и к одному каналу подсоединить два динамика, посчитав суммарное сопротивление по соответствующей формуле.
Одноканальные усилители (моноблоки) обычно предназначены для подключения сабвуфера к имеющейся аудиосистеме. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся при подключении сабвуфера. Наличие фильтра высоких частот в моноблоке не обязательно (нет смысла подключать к нему высокочастотные «пищалки»), а вот наличие НЧ-фильтра практически обязательно. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях обычно смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц. Для подключения мощных сабвуферов желательно наличие в усилителе фильтра сверхнизких частот (subsonic) для «срезания» неслышимых ухом, но вредных и для оборудования и для организма человека частот ниже 20 Гц. Регулировка уровня баса также будет нелишней, особенно если её нет в штатной магнитоле.
Двухканальные усилители – более универсальный вариант. Могут использоваться как для подключения двух колонок, так и для подключения одной мощной колонки (сабвуфера) по мостовой схеме. Усиление в них производится уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Соответственно, обычно оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.
Трехканальные усилители предназначены для подключения двух колонок и сабвуфера. Такие усилители зачастую имеют дополнительные возможности для работы с сабвуфером, вроде subsonic фильтра или регулировки баса.
Четырехканальные – наиболее универсальный вариант, чаще всего использующийся для построения аудиосистемы целиком. Представляет собой два двухканальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Чаще всего каждый усилитель имеет свой кроссовер (комплект раздельных фильтров), что позволяет использовать усилитель как для подключения четырех динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера. Впрочем, в некоторых моделях для снижения цены одна пара каналов предназначена для воспроизведения высоких частот, другая – низких (обычно обозначены как «front» – «передняя» – для ВЧ и «rear» – «задняя» – для НЧ). Соответственно, ВЧ-фильтра, к примеру, на задней паре может не оказаться.
Пятиканальные предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.
Номинальная выходная мощность. Один из важнейших показателей усилителя. Производители это понимают и нередко пытаются ввести покупателя в заблуждение, указывая на корпусе усилителя числа, либо относящиеся к пиковой мощности, либо к потребляемой, либо вообще не имеющие никакого отношения к реальной мощности устройства.
Номинальная выходная мощность (RMS) – это мощность, с которой усилитель может работать продолжительное время (минимум 1 час). Пиковая мощность – мощность, которую усилитель может выдавать кратковременно, длительная работа с такой мощностью усилитель гарантированно повредит.
Выходная мощность усилителя обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению подключенных динамиков: при увеличении сопротивления динамиков вдвое, мощность также падает вдвое. Поэтому номинальная мощность приводится обязательно с упоминанием внутреннего сопротивления (импеданса) подключенных динамиков.
Если к одному каналу подключается сразу два динамика, их сопротивление меняется — для последовательного подключения складывается, для параллельного считается по формуле (R1*R2)/(R1+R2).
Если вы собираетесь использовать пару каналов для включения сабвуфера в мостовом режиме, убедитесь, позволяет ли усилитель такое подключение и выясните, каково минимальное сопротивление динамика при таком подключении.
Минимальная и максимальная воспроизводимая частотаобычно охватывает весь слышимый диапазон – от 20 до 20000 Гц. Превышение этих пределов в обе стороны встречается, но практического смысла не имеет. Скорее, диапазон в 10-50000 Гц указывается на шкале амплитудно-частотной характеристики некоторых усилителей, как свидетельство того, что в слышимом диапазоне (20 Гц-20 кГц) АЧХ ровная и усиление сигнала производится независимо от частоты. В моноблоках, предназначенных исключительно для подключения сабвуферов, максимальная частота часто урезана до 250-300 Гц. Это нормально, более высокие частоты сабвуферу воспроизводить незачем.
Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум.
Гармоническое искажение – это привносимый в сигнал гармонический шум (периодический сигнал отличающейся от самого сигнала частоты). Высокий уровень гармонических искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент гармонических искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые Hi-End модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.
Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Параметр этот, грубо говоря, показывает, насколько сильный будет шум при нулевом сигнале на входе усилителя. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники – не ниже 95 дБ.
Чувствительностьюназывается та величина входного сигнала, при которой усилитель еще способен выдать сигнал номинальной мощности. Автомобильные усилители часто оснащают регулятором чувствительности («gain», «input level», «input sensitivity»), чтобы их сопряжение с разномастными аудиосистемами не вызвало проблем. Если вы собираетесь подключать усилитель на выход предусилителя аудиосистемы, на выход другого усилителя или отдельного кроссовера, убедитесь, что выбранный усилитель имеет регулируемую чувствительность и что выходной сигнал предыдущего устройства в цепочке находится в пределах чувствительности усилителя.
Проверьте, какие защиты включил производитель в выбранный вами усилитель. Считается хорошим тоном наличие защит от короткого замыкания и от перегрузки.
Также обратите внимание на размеры выбранного усилителя. Мощные АВ-усилители могут иметь довольно большие размеры и лучше сразу предусмотреть для них место в машине – защищенное от брызг и пыли с улицы, но со свободным доступом воздуха для охлаждения радиатора.
Варианты выбора.
Если вы желаете подключить сабвуфер к уже имеющейся аудиосистеме, оптимальным выбором будет приобретение одноканального усилителя. Такой обойдется вам в 6000-15000 рублей в зависимости от производителя и мощности сабвуфера.
Если вам нужен недорогой усилитель для создания аудиосистемы с парой динамиков и опциональным сабвуфером не самой большой мощности, обратите внимание на трех- и четырехканальные усилители АВ-класса по цене от 3000 до 10000 рублей.
Если вам нужен усилитель для создания высококачественной аудиосистемы, выбирайте модель с минимальным коэффициентом гармонических искажений и хорошим соотношением сигнал/шум. Такие усилители стоят 5500 — 19000 рублей. Но, стремясь к высокому качеству звука, не стоит выбирать модель из нижней части ценгового диапазона.
Источник