Усилитель для наушников 6ф5п

Усилитель для наушников 6ф5п

В усилителе 3Ч, который рекомендую тебе для повторения, используется одна комбинированная электронная лампа типа 6Ф5П. В ее баллоне две самостоятельные лампы — триод и пентод. Только нить накала, нагревающая катоды, у них общая. Триод работает в каскаде предварительного усиления напряжения звуковой частоты, пентод — в выходном каскаде усиления мощности. На вход усилителя можно подавать сигнал от пьезокерамического звукоснимателя или от других источников сигналов звуковой частоты.

Основные параметры усилителя: чувствительность 100 мВ, выходная мощность 1,5 Вт, полоса рабочих частот от 50 Гц до 20 кГц.


Рис. 225. Принципиальная схема двухкаскадного усилителя на лампе 6Ф5П

Принципиальная схема усилителя показана на рис. 225. Слева изображена триодная часть лампы V1.1, справа — пентодная часть V 1.2. Цифрами возле электродов обозначены номера выводных штырьков лампы (цоколевка лампы) и гнезд ламповой панели. Сигнал звуковой частоты через разъем X1 подается на переменный резистор R1, являющийся регулятором громкости. С движка этого резистора сигнал поступает на управляющую сетку триода и усиливается им. Чем выше (по схеме) находится движок резистора, тем больше напряжение сигнала на управляющей сетке триода, тем больше усиление.

Отрицательное напряжение смещения, несколько закрывающее триод, создается на управляющей сетке автоматически за счет анодного тока, текущего через катодные резисторы R3 и R4. На этих резисторах происходит падение напряжения, пропорциональное силе тока и их общему сопротивлению, в результате чего катод лампы оказывается под некоторым положительным напряжением (в данном случае под напряжение + 1,7 В) относительно заземленного проводника источника питания. Управляющая же сетка триода через резистор R1 соединена с заземленным проводником. На ней, следовательно, относительно катода действует отрицательное напряжение смещения, равное падению напряжения на катодных резисторах. Для ослабления действия обратной связи резистор R3 зашунтирован электрическим конденсатором С1.

Читайте также:  Распиновка наушников jbl 210

Резистор R2 выполняет роль нагрузки анодной цепи триода. Создающееся на нем напряжение усиленного сигнала через разделительный конденсатор С2 подается на управляющую сетку пентода. Усиленный им сигнал через выходной трансформатор Т1 подается на звуковую катушку головки В1 и преобразуется ею в звуковые колебания. Резистор R8 и конденсатор С7 этого каскада выполняют такую же функцию, что и аналогичные им детали первого каскада.

Конденсатор С6 и переменный резистор R6 создают между анодом и управляющей сеткой пентода отрицательную обратную связь по переменному току, используемую для регулирования тембра звука. Чем выше (по схеме) находится движок резистора, тем большее напряжение обратной связи поступает на сетку пентода, тем меньше усиление каскада на высших частотах рабочего диапазона.

Резистор R9, соединяющий незаземленный вывод вторичной обмотки выходного трансформатора с резисторами R3 и R4 катодной цепи триода, создает вторую цепь отрицательной обратной связи. Охватывая оба каскада, она способствует более равномерному усилению сигналов во всем диапазоне рабочих частот и уменьшает нелинейные искажения.

Усилитель питается от сети переменного тока напряжением 220 В. Блок питания образуют сетевой трансформатор Т2 и двухполупериодный выпрямитель на диодах V2-V5, включенных по мостовой схеме. Обмотка I трансформатора — сетевая, обмотка II — выпрямителя, III — обмотка накала подогревателя лампы. Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются конденсатором С8. Постоянное напряжение на анод пентода подается (через первичную обмотку выходного трансформатора) непосредственно с конденсатора С8, а на экранирующую сетку пентода — через развязывающий фильтр R7C4. Анодное напряжение на триод первого каскада подается через дополнительный развязывающий фильтр R5C3. Развязывающие фильтры предотвращают паразитную обратную связь между каскадами через общий источник питания.

Лампа накаливания H1, подключенная параллельно накальной обмотке III трансформатора питания, выполняет роль индикатора включения питания усилителя.


Рис. 226. Конструкция усилителя

Возможная конструкция усилителя показана на рис. 226. Его П-образное шасси согнуто из мягкого дюралюминия толщиной 1,5 мм. Чтобы углы получились ровными, заготовка по линиям сгиба с внутренней стороны прорезана на половину толщины материала. Размеры горизонтальной панели шасси 155 х 135 мм, высота передней и задней стенок 35 мм.

Для блока питания можно использовать трансформатор мощностью 40-60 Вт любого типа, в том числе и от устаревших на сегодня моделей ламповых приемников или радиол, лишь бы он имел вторичную обмотку, дающую переменное напряжение 200-220 В и накальную обмотку на напряжение 6,3 В. Подойдут, например, сетевые трансформаторы радиол , , , . Для описываемой конструкции использован трансформатор от старого приемника .

Можно применить и самодельный трансформатор, выполненный на магнитопроводе сечением 8-10 см2 (Ш22 х 40). Для напряжения сети 220 В его обмотка I должна содержать 1040 витков провода ПЭВ-1 0,2-0,25, обмотка II-965 витков провода ПЭВ-1 0,12-0,15, обмотка III — 34 витка провода ПЭВ-1 0,6-0,8.

Диоды V2-V5 выпрямителя смонтированы на гетинаксовой пластинке, которая укреплена на стойках в подвале шасси под сетевым трансформатором.

Выходной трансформатор Т1 типа ТВЗ-2-1 (унифицированный выходной трансформатор звукового канала телевизора). Но можно использовать выходной трансформатор от любого лампового приемника или телевизора с однотактным выходным каскадом в усилителе звуковой частоты.

Конденсаторы С1 и С7-типа К50-6, С3, С4 и С8-К5О-3 (или К5О-12), С2 и С5-БМ, МБМ, С6-КЛС, КСО. Возможно, конечно применение конденсаторов других типов, но номинальное напряжение конденсаторов С2, С3 должно быть не ниже 250 В, а конденсаторов С4 и С8 — не ниже 350 В. Переменные резисторы R1 и R6 типа СП-1, постоянные резисторы — МЛТ. Резистор R8 должен быть на мощность рассеяния не менее 2 В (МЛТ-2,0) или проволочным.

Мощность головки не должна быть меньше 1 Вт. Можно использовать головки 1ГД-28, 1ГД-37, 2ГД-8, 4ГД-4 и подобные им со звуковой катушкой сопротивлением 4-10 Ом.

Большая часть постоянных резисторов и электролитические конденсаторы С1 и С7 смонтированы на самодельной монтажной планке, размещенной в подвале шасси возле ламповой панельки. Конструкция монтажной планки тебе знакома по десятой беседе. Схема соединения деталей на ней показана на рис. 227,а. Конденсатор С2 припаян непосредственно к выводам 1 и 9 ламповой панельки, конденсатор С5 — к выводам обмотки I выходного трансформатора, резисторы R8 и R5 — к выводам положительных обкладок конденсаторов С8, С4 и С3. Держатель предохранителя — ДПБ, выключатель питания — тумблер ТВ2-1 (находятся на задней стенке шасси).


Рис. 227. Схема соединений деталей на монтажной плате и пульт управления усилителем

Переменные резисторы и разъем X1 (двухгнездная колодка) для подключения звукоснимателя или другого источника сигнала могут быть на передней стенке шасси или смонтированы в виде пульта управления на отдельной дюралюминиевой пластинке (рис. 227,6). Выбор того или иного варианта зависит от внешнего оформления конструкции. На пульте управления может быть индикатор включения питания (лампа H1). Проводники цепей управляющих сеток должны быть экранированными, а их экранирующие оплетки, а также корпуса переменных резисторов и сама пластина пульта надежно соединены с общим заземленным проводником цепей питания.

В зависимости от имеющихся деталей конструкцию усилителя и монтаж можно несколько изменить. Но при этом: ламповую панельку и монтажную планку размещай так, чтобы соединительные проводники цепей анода и управляющих сеток были короткими и не пересекались; сетевой трансформатор и выходной трансформатор располагай на шасси так, чтобы оси их обмоток были перпендикулярны. Невыполнение этих важнейших правил может привести к самовозбуждению усилителя. Динамическую головку размести в небольшом деревянном ящике; его переднюю стенку, в которой будет отверстие по диаметру диффузора головки, затяни неплотной декоративной тканью. В этом же ящике укрепи и усилитель, а на одной из его стенок — пульт управления.

Не забывай, что в цепях усилителя действуют достаточно высокие напряжения. Поэтому, приступая к его испытанию и налаживанию, будь особенно внимательным и, разумеется, не касайся проводников с повышенным напряжением. При замене деталей или изменениях в монтаже питание усилителя обязательно выключай.

После проверки монтажа по принципиальной схеме (см. рис. 225) резистор R9 отпаяй от резисторов R3 и R4, а конденсатор С6 — от анода пентода. Это надо сделать для того, чтобы цепи обратных связей временно разорвать. Через 40-50 с после включения питания, когда катоды лампы прогреются, в головке должен появиться слабый фон переменного тока, являющийся признаком работоспособности блока питания и выходного каскада. Если теперь движок переменного резистора R1 поставить в крайнее верхнее (по схеме) положение и коснуться его незаземленного вывода, например, пинцетом, то в головке должен появиться громкий, как бы рычащий звук. Это признак работоспособности усилителя в целом.

Движок регулятора громкости поставь в крайнее нижнее (по схеме) положение, измерь и, если надо, скорректируй режимы работы лампы. Рекомендуемые напряжения на ее электродах, указанные на принципиальной схеме, измерены, относительно заземленного проводника вольтметром постоянного тока с относительным входным сопротивлением 10 кОм/В (вольтметром комбинированного измерительного прибора, описанного в восьмой беседе). Без ущерба для работы усилителя эти напряжения могут быть больше или меньше на 15-20%. Напряжение на катоде триода (смещение на управляющей сетке триода) устанавливай подбором резистора R3, на катоде пентода — подбором резистора R8.

Затем ко входу усилителя подключи звукосниматель и проиграй грампластинку. Звук должен быть громким и плавно изменяющимся при вращении ручки переменного резистора R1. При восстановлении соединения резистора R9 с катодной цепью триода громкость звучания головки несколько уменьшится, а качество звука улучшится. Но не исключено, что после восстановления этой цепи усилитель может самовозбудиться. Значит, между выходом и входным каскадом усилителя возникла не отрицательная, а положительная обратная связь. Чтобы ее устранить, надо лишь поменять местами подключение выводов обмотки II выходного трансформатора.

После восстановления соединения конденсатора С6 с анодной цепью пентода и проверки плавности регулирования тембра звука переменным резистором R6 налаживание усилителя можно считать законченным.

Какие изменения можно внести в этот вариант усилителя звуковой частоты? О возможном изменении его конструкции и монтажа я уже говорил. Сейчас же скажу о возможной замене некоторых деталей.

Без ущерба для качества работы усилителя сопротивления всех резисторов и емкости всех конденсаторов могут быть на 15-20% больше, или, наоборот, меньше указанных на схеме. Диоды Д226А выпрямителя можно заменить диодами Д7Ж или выпрямительным мостом АВС-80-260. Вместо лампы 6Ф5П в усилителе можно использовать лампу 6ФЗП. Но при этом учти, что в отличие от лампы 6Ф5П у лампы 6ФЗП анод триода выведен на штырек 9, управляющая сетка триода — на штырек 1, катод триода — на штырек 8, а управляющая сетка «и катод пентода — соответственно на штырьки 3 и 2. Придется, кроме того, подобрать сопротивление резистора R8, чтобы на катоде пентода было напряжение 11-11,5 В. Вообще же лампу 6Ф5П можно также заменить двумя: бЖЗП — в первом каскаде и бП1П- в выходном каскаде.

из книги В.Г.Борисова «Юный радиолюбитель»

Варинат реализации этого усилителя на односторонней печатной плате:

Источник

Усилитель для наушников 6ф5п

9zip.ru Ламповый звук hi-end и ретро электроника Ламповый усилитель на одной лампе 6Ф5П

Внимание! Содержимое этой статьи может быть опасно для твоей психики. Ты уверен, что хочешь это читать?

Из имеющихся старых радиодеталей можно собрать хороший ламповый усилитель. Но зачем он нужен? Ведь ламповая схемотехника осталась в прошлом, и эти вакуумные приборы заменили транзисторы и микросхемы, которые в разы меньше и эффективней. Казалось бы, зачем возвращаться к прошлому и собирать громоздкое устройство?

Поверьте, собрав его, Вы будете вознаграждены неповторимым кристальным ламповым звуком и сможете заново открыть для себя много красивой музыки. Ламповый усилитель не шипит, в отличие от многих активных акустических систем для ПК и имеет, на мой взгляд, сбалансированную АЧХ на звуковом диапазоне. При прослушивании музыки, исполненной на настоящих живых инструментах, они становятся слышны. При прослушивании на транзисторно-микросхемных усилителях среднего класса звуки часто сливаются в кашу.

Собирая ламповый усилитель, Вы сможете попрактиковаться в таком непростом деле, как ламповая схемотехника. Здесь, действительно, как много пишут на аудиофильских сайтах, разные детали звучат по-разному. И при монтаже конструкции используется навесной монтаж, когда радиодетали припаиваются непосредственно друг к другу.

Первый усилитель, который был собран в качестве макета — это так называемая схема Лофтин-Уайт (автор данного варианта схемы — Сергей Сергеев), где первый и второй каскад соединены непосредственно друг с другом без каких-либо элементов. Усилитель собран всего на одной комбинированной лампе, которая содержит в себе триод и пентод. На триоде собран первый каскад, который раскачивает второй каскад, собранный на пентоде.

Особенность этой схемы — довольно высокое анодное напряжение пентодной части и наличие в катоде мощного резистора, на котором во время работы выделяется много тепла. Чем же хороша эта схема? Прежде всего — тем, что в ней отсутствует межкаскадный конденсатор (который иногда называют «проходным», что неверно). От этого конденсатора зависит качество звучания усилителя. Схема заработала сразу без настроек, несмотря на то, что катодные резисторы были переменными для возможности настройки. Указанные на схеме номиналы оказались оптимальными.

Второй вариант усилителя на этой же лампе — с межкаскадным конденсатором. В этом варианте схемы анодное напряжение ниже и не требуется мощный резистор в катоде пентода. Так же, при макетировании были установлены переменные резисторы и опять указанные на схеме номиналы оказались подходящими.

Макет для отслушивания выглядит довольно неказисто: он собран на раме от старой ламповой конструкции — предположительно, радиоприёмника. Основное количество радиодеталей находятся в т.н. «подвале» — с нижней стороны рамы.


После макетирования и отслушивания можно сделать корпус и акустическую систему для данного усилителя. Этот усилитель хорош тем, что содержит всего одну лампу и хорошо подходит для первого лампового усилителя, не нуждающегося в настройках. Единственная настройка по второй схеме — это выбор межкаскадного конденсатора (на схеме — 0.068мкФ, между анодом триода и сеткой пентода). Его рекомендованная ёмкость — от 0.047 до 0.47мкф, 400В. О выборе типа конденсатора много написано на аудиофильских сайтах и мнения часто расходятся. Пожалуй, чаще всего они сходятся на фторопластовом конденсаторе ФТ-3 и К40У-9. Рекомендуют: К78, К73, К40, К42, К77, а также К72П-6, К72-9.

Все резисторы в макете усилителя — МЛТ-2 от старых телевизоров. Рекомендуют использовать резисторы ВС (зелёные), которые дают яко бы более мягкий звук. Трансформатор — ТВЗ-1-2, также от телевизора. Можно использовать и другие «телевизионные» трансформаторы и трансформаторы от ламповой аппаратуры: ТВЗ-1-9 и ТВ-ЗШ. Следует помнить, что каждый трансформатор рассчитан на своё сопротивление нагрузки — чаще 4 или 8 Ом. В качестве универсального варианта, можно перемотать вторичную обмотку, сделав отводы для разных нагрузок. Некоторые трансформаторы не имеют зазора в магнитопроводе. Его наличие можно найти в интернете. Если зазора нет, то необходимо разобрать трансформатор, сняв I-образные пластины и положить под них слой тонкой кальки, затем вернуть пластины и собрать кожух трансформатора обратно. Наличие зазора не позволит магнитопроводу трансформатора войти в насыщение, в противном случае трансформатор будет вносить искажение в звук.

Отдельно стоит описать блок питания трансформатора. На макете использован трансформатор ТС-180-2. Две вторичных обмотки его соединены последовательно, напряжение выпрямлено двухполупериодным выпрямителем с удвоением для получения примерно 270 вольт. При наличии другого трансформатора — например, типа ТА или ТАН, можно собрать выпрямитель без удвоения, по мостовой схеме.

Непременным атрибутом блока питания лампового усилителя должен быть дроссель в цепи анодного питания, который не позволит 50-герцовому фону пройти к лампам, и, как следствие, — к акустике. Конденсаторы перед дросселем и после него в макете усилителя были номиналом 200мкФ 400В. Рекомендуют соединять цепи накала резисторами по 100-200 Ом с общим проводом для уменьшения фона 50Гц. В собранном макете этого не понадобилось, фон отсутствовал и без этих резисторов. В качестве дросселя использован дроссель от телевизора, который стоял в блоке питания в цепи анодного питания.

Ниже приведена схема блока питания лампового усилителя от господина Манакова, известного строителя ламповых усилителей.

Важная особенность, не отражённая на схемах: анодное напряжение необходимо подавать после прогрева ламп — минимум через 30 секунд после подачи напряжения накала, для чего на макете предусмотрен отдельный выключатель. Лампа накаливания включена между сетью и силовым трансформатором, на случай замыкания или неисправности.

В усилителе применена б/у лампа от телевизора. Изначально она рассчитана на работу в блоке кадровой развёртки телевизора, но, в виду того, что она комбинированная (триод+пентод) и имеет неплохие характеристики, её использование в усилителе начального уровня очень заманчиво, при том, что звук получается весьма хороший.

После сборки и изучения работы этой схемы можно приступать к построению стерео-усилителя.

Источник

Оцените статью