Томатис наушники для чего

Как работает Томатис?

Томатис — это метод слуховой нейростимуляции головного мозга для улучшения познавательных, речевых функций, поведения и эмоциональной регуляции детей и взрослых. Воздействие происходит с помощью специально обработанного звука по запатентованной технологии французского ЛОР-врача, фониатра Альфреда Томатиса. О механизмах и эффектах данной технологии мы расскажем в этой статье.
Многие люди думают, что клиенты во время сеансов просто слушают музыку. Действительно, в качестве основы для осуществления программ Томатис используются композиции Моцарта, а также Грегорианские песнопения, в некоторых случаях вальсы и марши. Ниже мы расскажем, почему применяются именно такие музыкальные произведения.

Механизмы метода Томатис

  1. Один из самых главных принципов системы Tomatis — это чередование (gating). Суть в том, что во время прослушивания программы постоянно меняется два канала звука (в одном канале интенсивны низкие частоты, а в другом — высокие частоты; при прослушивании легко заметить, как они меняются). Это чередование нерегулярное и создает перцептивный (перцепция — это процесс восприятия) контраст. Одна из важнейших функций нашего мозга и психики как его производной — это прогнозирование. Поэтому нервная система постоянно пытается проследить закономерности изменения окружающей среды. Так, постоянно меняющийся нерегулярный сигнал «привлекает внимание» мозга, и психика пытается просчитать, когда же снова будет изменение сигнала. Но поскольку каналы меняются нерегулярно, высчитать последовательность просто невозможно! При этом мозг интенсивно работает и тренирует слуховое внимание и восприятие.
    Посмотрите на эту схему. М — это источник звука (музыка). Она проходит через усилитель, и далее в режиме реального времени происходит переключение каналов: C1 (канал 1) сменяется C2 (канал 2). Потом обратно: С2 сменяется С1. Уже обработанный с помощью канала 1 или канала 2 звук транслируется через наушники человеку. Чередование каналов нерегулярное, его невозможно предсказать. Поэтому мозг постоянно во внимании, он «пытается просчитать» закономерность переключения. Это подсознательный автоматический процесс, который мобилизует работу головного мозга в процессе программы Томатис.Кроме того, контраст при смене каналов влияет на поведение слуховых мышц среднего уха, поскольку они работают по-разному на высоких и низких звуках. То есть получается «фитнес» для слуховых мышц. Это важно для повышения стрессоустойчивости нашего слушания и, например, помогает расслышать, что говорит учитель в шумном классе. Этот навык как раз обеспечивается мышцами среднего уха, их «тренированностью». Также каждый диапазон частот имеет свое влияние на мозг посредством внутреннего уха, об этом расскажем ниже.
  2. Костная проводимость. Стимуляция происходит не только аудиальным способом. Звуковые волны проходят и через воду, и через твердые вещества, в том числе через наше тело (в качестве примера: вспомните, когда вы грызете сухарики или орехи, как громко слышите звук; это происходит именно благодаря костному слуху). В наушниках Томатис есть специальный вибратор, который помогает звуку через костную проводимость попадать сразу во внутреннее ухо, минуя отделы наружного и среднего уха. Получается, в методике Томатис сигнал идет по двум путям: костному и воздушному. Сигнал в данных программах всегда идет сначала через кость, а затем уже через ухо. Так же происходит чередование каналов: сначала в костном пути, потом в воздушном. При этом сигнал транслируется с определенной временной задержкой (это также параметр технологии А.Томатиса).
    Схематично это выглядит так: 1) звуковой сигнал подается через вибратор — 2) пауза (она называется прецессия в методике Томатис; этот параметр может регулироваться специалистом Томатис для каждого клиента индивидуально) — 3) и далее подается уже через наушники аудиальным способом.Через «воздушный путь» информация воспринимается наиболее привычным нам образом: сначала звук проходит в ушную раковину, затем натягивается барабанная перепонка, и далее звуковая волна идет через среднее ухо во внутреннее, из разных отделов которого сигналы бегут по нейронам в виде электрических импульсов в разные отделы головного мозга. В случае с проведением импульса через кость сигнал поступает сразу во внутреннее ухо.Проведение звука сначала костным путем, а затем аудиально по методике Томатис дает несколько эффектов:
Читайте также:  Как починить второй наушник от айфона

  • «Эффект постукивания по плечу». Поскольку сначала информация проходит через кость, мозгу как будто поступает команда: «Приготовься! Сейчас что-то произойдет». Поэтому формируется привычка слушания, тренируется слуховое внимание. Облегчается процесс восприятия.
  • Тренировка мыщц среднего уха для улучшения слухового внимания. Поскольку внутреннее ухо заполнено жидкостью, то при поступлении сигнала жидкость испытывает колебания. Эти колебания идут и в обратном направлении: от внутреннего уха к среднему. Мышцы среднего уха (мышца молоточка и мышца стремечка) вынуждены интенсивно работать, чтобы амортизировать такое воздействие. Таким образом они тренируются.
  • Воздействие на вестибулярный аппарат. Внутреннее ухо состоит из трех частей: преддверия, полукружных каналов и улитки (кохлеи). Воздействие Томатис происходит на все части внутреннего уха. Преддверие и полукружные каналы — это вестибулярный аппарат, сложный рецептор вестибулярного анализатора, который сообщает мозгу информацию о положении головы и тела в пространстве. Он позволяет формировать внутреннюю схему тела, поддерживать равновесие, контролировать тонус мышц, помогает рассчитать ускорение при выполнении сложных движений, создает устойчивый образ внешней среды при повороте глаз, рассчитывает движения глаз (то есть участвует в глазной моторике). Преддверие тесно связано с мозжечком, поэтому происходит опосредованное воздействие и на него. Мозжечок отвечает за координацию тела в пространстве, точность движений, автоматизацию движений, вычисляет ритмы. Мозжечок передает информацию телу посредством преддверия (то есть связь двухсторонняя).
  • Воздействие на улитку (кохлею). Улитка — это слуховая часть внутреннего уха. Именно из нее информация о слуховых сигналах в виде электрических импульсов бежит в различные отделы мозга. Звуки разной частоты имеют различное влияние на человеческую психику. В Томатис существуют фильтры высоких частот, низких частот и полостные фильтры, каждый из которых имеет свои эффекты при прослушивании программ.
    Так, влияние частот в методике делится на три зоны:

    • Низкие частоты — вестибулярная зона. Улучшается координация, баланс, осанка, владение телом, моторика крупная и мелкая, моторика движений глаз, речевая моторика, чувство ритма, эмоциональная регуляция, налаживается сон, снижается тревога.
    • Частоты 500-4000 Герц. Это речевая и коммуникативная зона. Стимулирование и улучшение речи, фонематического слуха, речевой памяти, восприятия речи, способности к формулированию мыслей, готовности к общению с окружающими. Улучшение музыкальных способностей.
    • Частоты 2000-16000 Герц. Это зона активации и энергии. Происходит «пробуждение» мозга, повышается креативность, улучшается внимание, способности к речевому и музыкальному анализу, обогащается тембр голоса. Мозг получает энергию для психических функций из первых двух зон.
    Читайте также:  Беспроводные наушники samsung обзоры

    В течение одного сеанса клиент может слушать обработанные композиции Моцарта и Грегорианские песнопения, а также иногда марш и вальс. Музыка подбирается в зависимости от того, на какие зоны из перечисленных выше необходимо воздействовать, для этого специально используются высокие или низкие частоты, определенные ритм и гармоника. Конечно, клиент слушает не оригинал произведения, а обработанные с помощью фильтров сигналы, но воспринимаются они легче именно по причине исходного насыщения нужными частотами. Томатис содержит много музыки Моцарта потому, что в ней много музыкальных контрастов, на которые очень гармонично накладывается механизм чередования каналов (о нем мы говорили выше). Вальсы и марши содержат четкие ритмы: вальс трехкратный (раз-два-три), а марши — двух- и четырехкратные. Они также влияют на первую зону (вестибулярную).

  • Миндалина и сенсорная интеграция. Миндалина — это один из подкорковых отделов головного мозга. Она очень тесно связана со слуховым анализатором, и Томатис влияет на ее работу. Она является «входом» в лимбическую систему и отвечает за эмоциональную память, эмоциональную оценку внешних событий и обстоятельств. У многих детей, имеющих те или иные особенности развития, наблюдается так называемая сенсомоторная дезинтеграция, то есть нарушение обработки сенсорных сигналов и неадекватная реакция на обычные стимулы (например, истерики при резких звуках, избирательность в еде, непереносимость каких-либо предметов или материалов, трудности визуального контакта и другие). Воздействие на миндалину помогает нейронным путям дозреть и адекватно передавать информацию. Поэтому проявления сенсорной дезинтеграции снижаются. Формируется адекватная реакция на внешние стимулы.
  • Влияние на зеркальные зоны коры. Часто встречаются коммуникативные нарушения у детей с аутистическим расстройством или аутистическими чертами. Томатис воздействует на так называемые зеркальные нейроны, которые отвечают за формирование подражательных действий и участвуют в развитии навыков коммуникации. Поэтому Томатис так эффективен при подобных нарушениях.
  • Влияние на слуховые и речевые зоны. Слушание и речь — это два компонента одного процесса: мы слышим речь и воспроизводим то, как мы слышим. Если нарушено понимание речи, речевой анализ, фонематический слух, восприятие эмоциональной стороны речи, то страдает и процесс говорения (произношение и интонации).
  • Читайте также:  Блютуз наушники honor am61 инструкция

    Поэтому посредством слуховой нейрокорреции происходит обогащение речи и языка. Томатис влияет на моторную функцию речи, на распознавание речи и фонематический слух, а также на коммуникативную сферу.

    Резюмируя сказанное выше, перечислим эффекты, которые дает метод Томатис:

    • влияние на вестибулярную сферу: улучшение баланса, координации, равновесия, чувства ритма (в том числе и в речи)
    • улучшение моторики, в том числе мелкой и речевой
    • улучшение эмоциональной регуляции, снижение тревожности
    • повышение стрессоустойчивости
    • улучшение внимания и концентрации
    • улучшение оперативной памяти
    • стимуляция речи и улучшение способности к изучению языков
    • повышение способности к речевому анализу
    • развитие фонематического слуха
    • уменьшение эффектов сенсорной дезинтеграции
    • развитие глубины коммуникации
    • повышение тонуса, энергичности
    • улучшение самоконтроля, целеполагания и функции программирования действий
    • и другие.

    Интересует курс Томатис? Запишитесь по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно вам перезвоним!

    Источник

    Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

    Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

    Альфред Томатис и его метод

    Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

    Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

    В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

    • Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
    • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
    • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

    На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

    Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

    Как проходит сеанс по методу Томатиса?

    Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.

    Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

    1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
    2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
    3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

    В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

    Когда рекомендован метод Томатиса?

    Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

    1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
    2. Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
    3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
    4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
    5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
    6. Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
    7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

    Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

    Какие есть результаты

    Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

    • качество речи – 74%;
    • понимание чтения – 85%;
    • внимание, усидчивость – 86%;
    • память – 73%;
    • коммуникативные навыки – 89%.

    Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

    Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

    Противопоказания

    Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

    • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
    • опухолевые заболевания головного мозга;
    • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
    • острые формы любой болезни;
    • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
    • отит;
    • наличие кохлеарного имплантата;
    • кисты головного мозга;
    • эпилепсия.

    Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

    Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
    1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
    2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
    3-я сессия — 11-15 дней (по 120 мин. каждый день) 30 000 руб

    Дата публикации: 17.03.2017. Последнее изменение: 29.01.2021.

    Источник

    Оцените статью