Как работает Томатис?
Томатис — это метод слуховой нейростимуляции головного мозга для улучшения познавательных, речевых функций, поведения и эмоциональной регуляции детей и взрослых. Воздействие происходит с помощью специально обработанного звука по запатентованной технологии французского ЛОР-врача, фониатра Альфреда Томатиса. О механизмах и эффектах данной технологии мы расскажем в этой статье.
Многие люди думают, что клиенты во время сеансов просто слушают музыку. Действительно, в качестве основы для осуществления программ Томатис используются композиции Моцарта, а также Грегорианские песнопения, в некоторых случаях вальсы и марши. Ниже мы расскажем, почему применяются именно такие музыкальные произведения.
Механизмы метода Томатис
- Один из самых главных принципов системы Tomatis — это чередование (gating). Суть в том, что во время прослушивания программы постоянно меняется два канала звука (в одном канале интенсивны низкие частоты, а в другом — высокие частоты; при прослушивании легко заметить, как они меняются). Это чередование нерегулярное и создает перцептивный (перцепция — это процесс восприятия) контраст. Одна из важнейших функций нашего мозга и психики как его производной — это прогнозирование. Поэтому нервная система постоянно пытается проследить закономерности изменения окружающей среды. Так, постоянно меняющийся нерегулярный сигнал «привлекает внимание» мозга, и психика пытается просчитать, когда же снова будет изменение сигнала. Но поскольку каналы меняются нерегулярно, высчитать последовательность просто невозможно! При этом мозг интенсивно работает и тренирует слуховое внимание и восприятие.
Посмотрите на эту схему. М — это источник звука (музыка). Она проходит через усилитель, и далее в режиме реального времени происходит переключение каналов: C1 (канал 1) сменяется C2 (канал 2). Потом обратно: С2 сменяется С1. Уже обработанный с помощью канала 1 или канала 2 звук транслируется через наушники человеку. Чередование каналов нерегулярное, его невозможно предсказать. Поэтому мозг постоянно во внимании, он «пытается просчитать» закономерность переключения. Это подсознательный автоматический процесс, который мобилизует работу головного мозга в процессе программы Томатис.Кроме того, контраст при смене каналов влияет на поведение слуховых мышц среднего уха, поскольку они работают по-разному на высоких и низких звуках. То есть получается «фитнес» для слуховых мышц. Это важно для повышения стрессоустойчивости нашего слушания и, например, помогает расслышать, что говорит учитель в шумном классе. Этот навык как раз обеспечивается мышцами среднего уха, их «тренированностью». Также каждый диапазон частот имеет свое влияние на мозг посредством внутреннего уха, об этом расскажем ниже. - Костная проводимость. Стимуляция происходит не только аудиальным способом. Звуковые волны проходят и через воду, и через твердые вещества, в том числе через наше тело (в качестве примера: вспомните, когда вы грызете сухарики или орехи, как громко слышите звук; это происходит именно благодаря костному слуху). В наушниках Томатис есть специальный вибратор, который помогает звуку через костную проводимость попадать сразу во внутреннее ухо, минуя отделы наружного и среднего уха. Получается, в методике Томатис сигнал идет по двум путям: костному и воздушному. Сигнал в данных программах всегда идет сначала через кость, а затем уже через ухо. Так же происходит чередование каналов: сначала в костном пути, потом в воздушном. При этом сигнал транслируется с определенной временной задержкой (это также параметр технологии А.Томатиса).
Схематично это выглядит так: 1) звуковой сигнал подается через вибратор — 2) пауза (она называется прецессия в методике Томатис; этот параметр может регулироваться специалистом Томатис для каждого клиента индивидуально) — 3) и далее подается уже через наушники аудиальным способом.Через «воздушный путь» информация воспринимается наиболее привычным нам образом: сначала звук проходит в ушную раковину, затем натягивается барабанная перепонка, и далее звуковая волна идет через среднее ухо во внутреннее, из разных отделов которого сигналы бегут по нейронам в виде электрических импульсов в разные отделы головного мозга. В случае с проведением импульса через кость сигнал поступает сразу во внутреннее ухо.Проведение звука сначала костным путем, а затем аудиально по методике Томатис дает несколько эффектов:
- «Эффект постукивания по плечу». Поскольку сначала информация проходит через кость, мозгу как будто поступает команда: «Приготовься! Сейчас что-то произойдет». Поэтому формируется привычка слушания, тренируется слуховое внимание. Облегчается процесс восприятия.
- Тренировка мыщц среднего уха для улучшения слухового внимания. Поскольку внутреннее ухо заполнено жидкостью, то при поступлении сигнала жидкость испытывает колебания. Эти колебания идут и в обратном направлении: от внутреннего уха к среднему. Мышцы среднего уха (мышца молоточка и мышца стремечка) вынуждены интенсивно работать, чтобы амортизировать такое воздействие. Таким образом они тренируются.
Так, влияние частот в методике делится на три зоны:
- Низкие частоты — вестибулярная зона. Улучшается координация, баланс, осанка, владение телом, моторика крупная и мелкая, моторика движений глаз, речевая моторика, чувство ритма, эмоциональная регуляция, налаживается сон, снижается тревога.
- Частоты 500-4000 Герц. Это речевая и коммуникативная зона. Стимулирование и улучшение речи, фонематического слуха, речевой памяти, восприятия речи, способности к формулированию мыслей, готовности к общению с окружающими. Улучшение музыкальных способностей.
- Частоты 2000-16000 Герц. Это зона активации и энергии. Происходит «пробуждение» мозга, повышается креативность, улучшается внимание, способности к речевому и музыкальному анализу, обогащается тембр голоса. Мозг получает энергию для психических функций из первых двух зон.
В течение одного сеанса клиент может слушать обработанные композиции Моцарта и Грегорианские песнопения, а также иногда марш и вальс. Музыка подбирается в зависимости от того, на какие зоны из перечисленных выше необходимо воздействовать, для этого специально используются высокие или низкие частоты, определенные ритм и гармоника. Конечно, клиент слушает не оригинал произведения, а обработанные с помощью фильтров сигналы, но воспринимаются они легче именно по причине исходного насыщения нужными частотами. Томатис содержит много музыки Моцарта потому, что в ней много музыкальных контрастов, на которые очень гармонично накладывается механизм чередования каналов (о нем мы говорили выше). Вальсы и марши содержат четкие ритмы: вальс трехкратный (раз-два-три), а марши — двух- и четырехкратные. Они также влияют на первую зону (вестибулярную).
Поэтому посредством слуховой нейрокорреции происходит обогащение речи и языка. Томатис влияет на моторную функцию речи, на распознавание речи и фонематический слух, а также на коммуникативную сферу.
Резюмируя сказанное выше, перечислим эффекты, которые дает метод Томатис:
- влияние на вестибулярную сферу: улучшение баланса, координации, равновесия, чувства ритма (в том числе и в речи)
- улучшение моторики, в том числе мелкой и речевой
- улучшение эмоциональной регуляции, снижение тревожности
- повышение стрессоустойчивости
- улучшение внимания и концентрации
- улучшение оперативной памяти
- стимуляция речи и улучшение способности к изучению языков
- повышение способности к речевому анализу
- развитие фонематического слуха
- уменьшение эффектов сенсорной дезинтеграции
- развитие глубины коммуникации
- повышение тонуса, энергичности
- улучшение самоконтроля, целеполагания и функции программирования действий
- и другие.
Интересует курс Томатис? Запишитесь по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно вам перезвоним!
Источник
Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания
Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».
Альфред Томатис и его метод
Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.
Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.
В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:
- Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
- Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
- Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.
На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.
Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).
Как проходит сеанс по методу Томатиса?
Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.
Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.
- Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
- Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
- Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.
В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.
Когда рекомендован метод Томатиса?
Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.
- Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
- Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
- Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
- Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
- Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
- Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
- Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.
Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.
Какие есть результаты
Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:
- качество речи – 74%;
- понимание чтения – 85%;
- внимание, усидчивость – 86%;
- память – 73%;
- коммуникативные навыки – 89%.
Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.
Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.
Противопоказания
Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:
- серьезные отклонения артериального давления от нормы;
- опухолевые заболевания головного мозга;
- тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
- острые формы любой болезни;
- глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
- отит;
- наличие кохлеарного имплантата;
- кисты головного мозга;
- эпилепсия.
Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.
Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»: | |
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут | 30 000 руб |
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут | 30 000 руб |
3-я сессия — 11-15 дней (по 120 мин. каждый день) | 30 000 руб |
Дата публикации: 17.03.2017. Последнее изменение: 29.01.2021.
Источник