- Домашние аудиосистемы, что это такое? Руководство для начинающих
- Почему стерео?
- Что нужно для домашней стереосистемы?
- Предварительно собранные стереосистемы
- Соберите свою собственную аудиосистему
- Основные характеристики стерео-ресивера
- Дополнительные параметры подключения стереоресивера
- Типы и размещение динамиков
- Параметры источника только для аудио
- Параметры аудио/видео источника
- Стереосистема или объемный звук?
- Важная информация при выборе системы
- Стоимость стереосистемы и производительность
- Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой
- Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.
- Что такое моно
- Что такое стерео
- Когда использовать дорожки в моно?
- Когда использовать дорожки в стерео?
- Сведение музыки в моно
- Моносовместимость
- Моно или стерео
Домашние аудиосистемы, что это такое? Руководство для начинающих
Вам не нужно быть аудиофилом, чтобы иметь отличную Hi-Fi домашнюю аудиосистему. Давайте посмотрим, что вам нужно, чтобы получить удовольствие от прослушивания, выходящее за пределы смартфона с наушниками, Bluetooth или другого типа беспроводного динамика.
Почему стерео?
Стерео обеспечивает ощущение прослушивания, когда звуки располагаются по двум каналам, создавая «сцену».
Музыка смешана, поэтому некоторые звуки располагаются слева, а другие справа от основной позиции прослушивания. Звуки, размещенные в левом и правом каналах (например, вокал), исходят из «фантомного» центрального канала между левым и правым динамиками.
Что нужно для домашней стереосистемы?
Домашняя стереосистема может быть предварительно упакована или собрана из отдельных компонентов, со следующими основными характеристиками:
- Усилитель или приемникстерео: служит «концентратором» для подключения и управления источниками контента и динамиками.
- Динамики: для стереосистемы требуются два динамика: один для левого канала, а другой для правого.
- Источник(и): Источники обеспечивают доступ к музыкальному контенту. Системы со встроенным усилителем, источники являются внешними и должны быть подключены. Если в системе есть приемник, он будет иметь встроенный тюнер и, в некоторых случаях, Bluetooth или потоковую передачу по интернету, но необходимо подключить другие источники,
Предварительно собранные стереосистемы
Если вы обычный слушатель, у вас небольшая комната или ограниченный бюджет, компактная (она же мини/микро) система может быть правильным выбором, поскольку она предоставляет все, что вам нужно (усилитель/радиотюнер/ресивер, динамики) чтобы начать слушать музыку.
Дополнительные функции также могут включать встроенный проигрыватель компакт-дисков и/или дополнительные входы для подключения одного или нескольких внешних источников.
Bluetooth также имеет место быть. Это позволяет вам передавать музыку по беспроводной сети с вашего смартфона на систему.
Однако одним из недостатков систем этого типа является то, что они могут не иметь достаточной мощности или недостаточно хороших динамиков для обеспечения высококачественного звука в большой комнате.
Соберите свою собственную аудиосистему
Вы можете собрать систему, используя отдельный приемник или встроенный усилитель, динамики и устройства-источники. Этот тип системы обеспечивает гибкость для ваших предпочтений и бюджета, так как вы можете выбрать компоненты и динамики, которые вы хотите.
Однако эта повышенная гибкость может привести к тому, что ваша система займет больше места, чем предварительно готовое оборудование, а также увеличит ваши расходы при настройке и обновлении.
Основные характеристики стерео-ресивера
- Усилитель: Поддерживает двухканальную (стерео) настройку динамика.
- Тюнер AM и/или FM: для прослушивания местных радиостанций.
- Аналоговые аудиовходы: для подключения совместимых исходных устройств.
Дополнительные параметры подключения стереоресивера
- Phono Input: Включен в большинство стереоресиверов для подключения проигрывателя.
- Цифровые аудиоподключения: цифровые оптические/коаксиальные аудиовходы могут быть предоставлены для доступа к аудио из некоторых проигрывателей компакт-дисков и большинства проигрывателей DVD/Blu-ray, кабельных/спутниковых приставок и телевизоров.
- Подключение колонок A/B: позволяет подключить четыре колонки, но прослушивание объемного звука не поддерживается. Колонки «B» отражают основные колонки и потребляют энергию от тех же усилителей. Половина мощности идет на каждую пару динамиков. Опция колонок A/B позволяет прослушивать один и тот же источник звука во второй комнате или обеспечивает большее покрытие в большой комнате.
- Зона 2: Некоторые стереофонические приемники имеют выход Зоны 2, который подает стереосигнал во второе место, но требует внешних усилителей. Зона 2 позволяет воспроизводить разные аудиоисточники в основном и втором расположении.
- Выход на сабвуфер: Выберите стереофонический приемник, позволяющий подключить сабвуфер.
Стереосистема с сабвуфером называется 2.1-канальной установкой.
- Беспроводное мультирумное аудио. Некоторые стереофонические приемники включают такие платформы, как MusicCast (Yamaha), DTS Play-Fi и Sonos (Onkyo/Integra), позволяющие отправлять музыку по беспроводной связи на совместимые динамики.
- Ethernet/Wi-Fi: Ethernet и/или Wi-Fi могут быть включены для доступа к службам потоковой передачи музыки и/или сетевым устройствам хранения аудио.
- Bluetooth: если включен, позволяет осуществлять потоковую передачу музыки с совместимых смартфонов/планшетов.
- USB: если предусмотрен порт USB, позволяет слушать музыку с флэш-накопителей и/или портативных жестких дисков.
- Видеоподключения: некоторые приемники имеют видеоподключения. Это могут быть аналоговые (композитные) или HDMI, которые обеспечивают только прохождение сигнала. Стереоприемники не выполняют обработку видео или масштабирование.
Типы и размещение динамиков
Колонки бывают разных типов и размеров, и их расположение важно. Если у вас ограниченное пространство, колонки с книжной полкой могут быть лучше, но для больших комнат стоит использовать напольные колонки, особенно если у ресивера нет выхода на сабвуфер.
Лучше всего размещать громкоговорители на расстоянии около 6-8 футов (примерно 3-4 фута от центра передней стены) или в переднем углу. Однако не размещайте громкоговорители на стене или в углу. Необходимо пространство между динамиком и стеной/углом.
Колонки не должны быть направлены прямо вперед, а должны быть направлены под прямым углом к точке прослушивания («sweet spot»), обеспечивая наилучший баланс направления звука.
Параметры источника только для аудио
Некоторые аудиоисточники, которые вы можете подключить к стерео ресиверу или усилителю, включают:
- Поворотный стол: возможно подключение Phono к заземлению или аналоговой линии.
Если проигрыватель включает выход USB, он предназначен для подключения к ПК и поддерживается дополнительным программным обеспечением.
- CD-проигрыватель: CD-проигрыватели обеспечивают аналоговые аудиоподключения, но некоторые обеспечивают аналоговые и цифровые оптические и/или коаксиальные аудиоподключения.
- Кассетная дека: аудиокассету можно подключить к стереоресиверу через аналоговые аудиоподключения.
- Телевизор: Если у вашего телевизора есть аудиовыход, вы можете подключить его к стереоресиверу для воспроизведения звука с телевизора.
- Сетевой аудиоплеер: сетевой аудиоплеер может получать доступ к музыке из избранных потоковых служб и музыке, хранящейся на ПК или медиа-серверах. Bluetooth и USB также могут быть включены. Это практично для приемников, которые не имеют этих функций. Аналоговые и цифровые аудио соединения предоставляются.
- Медиа-сервер: если стереоресивер имеет сетевое подключение, он может воспроизводить музыку с медиа-сервера (NAS, ПК) без подключения к внешнему сетевому аудиоплееру.
Параметры аудио/видео источника
Стереоприемник с аналоговым или HDMI-проходом позволяет подключать источники видео, такие как:
- DVD/Blu-Ray/Ultra HD плееры
- Медиа-стримеры (Roku, Chromecast, Fire TV, Apple TV)
- Кабельные/Спутниковые коробки
- видеомагнитофонов
Убедитесь, что любые видеоподключения на стереоресивере совместимы с видеоподключениями вашего источника.
Стереосистема или объемный звук?
У некоторых людей есть музыкальная стереосистема и отдельная система объемного звучания для просмотра ТВ/фильмов.
Однако ресиверы домашнего кинотеатра также можно использовать для прослушивания стереофонической музыки, поскольку почти все они имеют двухканальный (стерео) режим прослушивания. Это «отключает» все динамики, кроме передних левого и правого динамиков.
Ресиверы для домашнего кинотеатра также могут обрабатывать стереосигналы для распределения по пяти или более каналам через Dolby ProLogic II, IIx, DTS Neo: 6 или другую обработку звука. Это обеспечивает более захватывающее прослушивание музыки, но меняет характер оригинального музыкального микса.
Важная информация при выборе системы
Прежде чем смотреть в свой кошелек, подумайте о следующем:
- Критическое или случайное прослушивание: будь то критический или случайный слушатель, попробуйте демонстрацию системы или компонентов, которые вы рассматриваете. Если это не звучит хорошо у продавца, это не будет звучать хорошо дома.
- Маленькая или большая комната: если у вас небольшая комната, может подойти компактная система. Если у вас большая комната, убедитесь, что ваш выбор может наполнить комнату приятным звуком.
- Музыка против ТВ/прослушивания фильмов: если вы хотите использовать стереосистему для ТВ и звука фильмов в дополнение к прослушиванию музыки, рассмотрите систему, которая позволила вам подключить сабвуфер и обеспечивает сквозные соединения для видео.
Если вы в первую очередь зрители ТВ/фильмов и слушаете музыку только случайно, рассмотрите звуковую панель или ресивер домашнего кинотеатра и набор динамиков объемного звучания.
Стоимость стереосистемы и производительность
Баланс, что вы хотите с вашим бюджетом. Вам не нужно покупать высококачественный стерео-ресивер, но убедитесь, что у того, который вы покупаете, есть все функции и опции подключения, которые вам нужны или которые вы планируете использовать в будущем. Стереоприемники начинаются от 120$ и доходя до 1000$. Также имейте в виду эти советы:
- Не соблазняйте спецификациями выходной мощности усилителя.
- Вам не нужно тратить целое состояние на кабели и провода. Остерегайтесь 6-футового провода динамика, который стоит 100 долларов или больше.
- Не думайте, что пара колонок за 2000 долларов будет звучать вдвое лучше, чем пара колонок за 1000 долларов. По мере роста цен зачастую происходит только постепенное повышение качества. Есть отличные дорогие колонки, но есть и колонки по умеренной цене, которые обеспечивают отличную производительность по цене.
Источник
Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой
Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.
Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.
Что такое моно
Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.
Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.
Сигнал в моно. Изображение: TuneCore
Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.
Что такое стерео
Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.
Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.
Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.
Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.
Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore
Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.
Когда использовать дорожки в моно?
Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.
Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.
Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.
Когда использовать дорожки в стерео?
Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.
Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.
Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.
При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.
Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.
При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.
При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.
Сведение музыки в моно
При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.
Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.
Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.
Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.
Моносовместимость
Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.
Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.
При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.
Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.
Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.
Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:
- Слишком большое количество стереотреков;
- Плагины расширения стереополя;
- Слишком большое количество реверберации или дилэя;
- Фазовые проблемы между микрофонами.
Моно или стерео
Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.
Источник