Тесты антенн для автомагнитолы
Ловись волна, большая и маленькая!
Валентин ТИМОФЕЕВ, Николай МИЛОВИДОВ
Поймать радиостанцию в московском эфире намного проще, чем ерша в Московском море. Однако, как и в рыбной ловле, в области оценки «уловистости» антенн можно встретить самые нелепые росказни и предрассудки. Чего только не услышишь от «бывалых» водителей, которые имели дело еще с трофейными автомобильными радиоприемниками. Например, многие убеждены, что чем длиннее антенна, тем больше станций на нее принимается.
А если поставить одновременно две антенны, будет ли «улов» вдвое больше? Для рыболовных удочек — точно будет, т.к. это проверено многолетним опытом ловли при удвоенном расходе наживки. Оказывается, есть автомагнитолы с двумя тюнерами, которые на две антенны принимают гораздо лучше, особенно в городских условиях.
Какая антенна предпочтительнее, активная или пассивная? С чем ваша автомобильная система будет звучать лучше — с длинным наружным штырем или с крошечной активной «фитюлькой», наклеенной на лобовое стекло? А не снять ли с бронетранспортера высоченную составную антенну, которая будет угрожающе раскачиваться при любом ускорении или торможении вашей машины? А может быть, вообще сэкономить и забросить на крышу кусок провода, обмотав его вокруг багажника?
В этом тесте мы попытаемся ответить хотя бы на часть подобных вопросов. Наука об антеннах достаточно хорошо разработана, и для специалиста все ясно и прозрачно там, где для непосвященных — темный лес и загадки. Сигнал на выходе антенны легко измерить с помощью современного точного радиоприбора и однозначно установить, какое же из приспособлений лучше. Однако это справедливо только для автомобиля, стоящего на месте, на обочине. Стоит ему тронуться и заехать за какое-нибудь длинное железобетонное здание или же нырнуть в долину, под мост, как ситуация изменится. Качество приема сильно зависит и от того, на каких волнах вы хотите поймать станцию: длинных (ДВ), средних (СВ), коротких (КВ) или ультракоротких (УКВ). Большинство антенн сейчас выпускается для приема на УКВ, а в остальных диапазонах — как получится, поэтому для сравнения необходимо, как говорят специалисты, набрать статистику, т.е. поездить на машине, оборудованной приборами, по Москве и Подмосковью (всю Россию мы исколесить не пытаемся) и усреднить полученные результаты. Так мы и поступили и теперь предлагаем вашему вниманию сравнительный анализ пока только семи разных антенн, которые первыми попали в наши руки.
Для начала — немного теории радиоприема для тех, кого это интересует.
Особенности радиоприема в автомобиле
Радиоприем в автомобиле осложняется двумя факторами. Во-первых, кузов машины, как правило, металлический и служит хорошим экраном, под который не проникают радиоволны. Следовательно, внутрисалонные антенны работают тем лучше, чем ближе к внешней поверхности автомобиля они находятся, поэтому их место — на переднем или заднем, реже — на боковых стеклах. Во-вторых, на качество приема влияют помехи, создаваемые системой зажигания собственного или проезжающих мимо других машин. В системах зажигания генерируются короткие мощные импульсы высокого напряжения, создающие широкий спектр радиочастотных помех. В целом система зажигания работает подобно первому в истории радио искровому передатчику Генриха Герца (кстати, и схема отличается лишь немногим). Для борьбы с подобным вредным явлением нужна экранировка, и в этом отношении металлический кузов играет положительную роль, особенно если антенна размещена подальше от двигателя, на заднем крыле или в задней части крыши.
Сделать кузов радиопрозрачным не представляется возможным, следовательно, надо позаботиться, чтобы он хорошо выполнял хотя бы вторую свою положительную роль, то есть экранировал антенну от источника помех — мотора. Для этого все части кузова должны иметь между собой хороший электрический контакт, а если его нет, то надо установить замыкающие перемычки. Обратите, например, внимание на «металлизирующую» перемычку из толстого плетеного «чулка» проводников, соединяющую корпус двигателя с массой кузова. Она установлена практически во всех моделях автомобилей. Особенно опасны ненадежные, часто прерывающиеся контакты металлических частей двигателя и кузова, поскольку во время движения они создают трудноустранимые помехи в виде хаотического треска.
Давайте теперь поговорим собственно об антеннах и, чтобы выяснить, какая антенна нужна и какая лучше работает, разберемся в том, что же мы на самом деле принимаем. Подавляющее большинство автомагнитол работает в диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ) и ультракоротких волн (УКВ). Длина электромагнитной волны на ДВ составляет около километра, на СВ — несколько сотен метров, а на УКВ — единицы метров. На частотах отечественного УКВ-диапазона 65 — 74 МГц длина волны — около 4 м, а в «западном», или «верхнем» FM — 3 м.
Довольно редко между антеннами передатчика радиостанции и приемника в автомобиле есть прямая видимость — мешают строения, неровности рельефа, а на больших расстояниях и кривизна выпуклой сферической поверхности Земли. Следовательно, о прямолинейности распространения волн говорить не приходится. Но здесь помогает явление дифракции — огибания волнами препятствий, размеры которых сравнимы с длиной волны. На ДВ и СВ дифракция выражена очень сильно, и практически везде, даже за большими строениями, пригорками, в оврагах и долинах, во дворах-колодцах существует дифрагированное поле, хоть и меньшей напряженности, чем на открытом месте. И даже кривизну Земли средние, и особенно длинные волны огибают на расстояние в сотни километров от передатчика станции. Поэтому данные диапазоны по условиям распространения радиоволн как нельзя лучше подходят для автомобильного приема. Лишь внутри железобетонных зданий и гаражей напряженность поля резко падает из-за уже знакомого нам явления экранирования. Оказывается, что арматура стен, представляющая собой металлическую решетку, ведет себя подобно сплошной проводящей поверхности, если только размер ячеек намного меньше длины волны. А сквозь металлические стенки радиоволны не проходят, ведь металл — проводник.
На УКВ ситуация меняется. Дифракция на этих волнах выражена слабо, и на первое место выходят всевозможные отражения и переотражения волн от поверхностей стен и крыш зданий, а также других сооружений и естественных образований. Отраженный сигнал значительно слабее прямого, и кроме того, очень часто в точке приема складываются несколько переотраженных лучей, между ними происходит интерференция, приводящая к резким скачкам напряженности поля и к искажениям частотно-модулированного (ЧМ или, что то же самое, FM) сигнала. Кривизну Земли ультракороткие волны почти не огибают, и если вы заехали в зону тени, напряженность поля быстро падает практически до нуля. Радиус действия УКВ-радиостанции прямо зависит от высоты расположения ее антенн. Для Останкинской башни, например, где находятся антенны московских передатчиков отечественного УКВ, он достигает 90 — 100 км, а для большинства станций «верхнего» диапазона, антенны которых расположены ниже, едва доходит до 30 — 40 км. Многое зависит и от рельефа местности: въехав на горку, вы можете наблюдать значительное улучшение приема на УКВ, а в низине сигнал слабеет до полного пропадания.
Все приемные антенны делятся на два класса: электрические и магнитные. Электрические — это всевозможные дипольные и штыревые антенны, они реагируют на электрическую составляющую электромагнитного поля. Магнитные — ферритовые и рамочные, реагируют на магнитную составляющую. Если ферритовой магнитной антенной оборудован сейчас каждый портативный приемник, то на автомобилях магнитные антенны практически не применяются (исключая разве что пеленгаторные фургоны времен второй мировой войны с поворотными антеннами-рамками на крыше, которые еще можно увидеть в кинофильме про Штирлица, а также о других бойцах невидимого фронта). Здесь не лишне напомнить, что электрическая и магнитная составляющие поля электромагнитной волны взаимно перпендикулярны, и обе перпендикулярны направлению распространения волны. По направлению электрического поля определяют поляризацию волн — вертикальную или горизонтальную. На длинных и средних применяется исключительно вертикальная поляризация, поэтому наилучшей электрической антенной в этих диапазонах является вертикальный штырь, установленный на крыше автомобиля. Именно так традиционно, еще с тех времен, когда радиовещание велось только на ДВ и СВ, и делают чаще всего автомобильные антенны.
Длина антенны
Какова должна быть длина штыря? И правы ли те, кто устанавливает огромной высоты антенны, мотающиеся при движении, устрашая водителей и пешеходов? Элементарный расчет показывает, что не правы. Эффективная, или действующая, высота антенны равна половине длины штыря. А электродвижущая сила (ЭДС), наводимая полем волны в антенне, равна произведению напряженности поля и действующей высоты. Напряженность поля современных радиостанций составляет единицы, а часто и десятки милливольт на метр, и даже метровый штырь обеспечит ЭДС сигнала около милливольта, чего для современных приемников с чувствительностью в единицы (в худшем случае — десятки микровольт) более чем достаточно. В большинстве же случаев хватает антенны длиной всего в полметра. Следует четко отдавать себе отчет в одной простой вещи: возможность приема на ДВ и СВ сейчас определяется не чувствительностью тюнера, которая в большинстве случаев достаточна, а уровнем внешних помех. Если сигнал намного выше помех, прием хороший, если ниже — никакая антенна положения не исправит, поскольку сигнал все равно «утонет» в эфирной «грязи». Увеличивая длину антенны, мы пропорционально увеличиваем и уровень сигнала, и уровень внешних помех на входе приемника. Поэтому ситуация не улучшается, а в ряде случаев может даже ухудшиться, если вход приемника будет «перегружен» мощными сигналами.
Кабель, соединяющий антенну со входом приемника, играет на ДВ и СВ существенную роль. Его емкость (а она достигает 50 — 100 пФ на метр) нагружает антенну и ослабляет принимаемый сигнал. Полагая емкость антенны примерно равной 10 пФ, делаем вывод, что даже кабель метровой длины ослабляет принятый сигнал в 10 раз, двухметровой — в 20 раз и т.д. По этой причине кабель для АМ-антенны желательно иметь наименьшей длины, соответственно надо выбирать и место расположения антенны. Когда-то для автомобильных антенн выпускался специальный экранированный (коаксиальный) кабель с уменьшенной погонной емкостью, имеющий внешнюю экранирующую оплетку и внутреннюю изоляцию с довольно большим отверстием, в которое продергивалась очень тоненькая центральная жила. Такой кабель позволял антенне доставлять значительно больший сигнал на вход приемника. Теперь чувствительность современных тюнеров возросла, и специальные малоемкостные кабели применяются редко.
На УКВ ситуация совсем иная. Телевизионные, а вслед за ними и радиовещательные передатчики метровых волн используют горизонтальную поляризацию по причине несколько лучшего прохождения радиоволн с горизонтальной поляризацией в районах плотной застройки, в лесах и на больших расстояниях от телецентров и радиостанций (ведь столбы, стены и деревья «растут», как правило, вертикально). Но в последнее время радиостанции «верхнего» диапазона, ориентированные на автомобилистов, начинают использовать и вертикальную поляризацию. В идеальных условиях свободного пространства горизонтальный диполь не должен принимать радиоволны с вертикальной поляризацией, так же, как и вертикальный штырь — волны с горизонтальной поляризацией. Однако даже в этом идеальном случае наклон диполя или штыря всего на 5 — 7 градусов обеспечит уже уровень сигнала 0,1 от максимального. А современные приемники способны работать нормально при уровнях входных сигналов, изменяющихся в тысячи раз! Реальные условия очень далеки от идеальных, и поля радиостанций очень сильно искажаются окрестными препятствиями, рельефом местности и даже кузовом самого автомобиля. В результате поляризация поля становится произвольной и почти непредсказуемой. Ориентируя антенну, иногда даже невозможно определить, какая поляризация первоначально была у радиостанции. Поэтому на УКВ трудно отдать предпочтение горизонтальным, вертикальным или наклонным антеннам.
Что же касается длины антенны, оптимальной для УКВ-приема, то здесь все четко определено: она должна равняться четверти длины волны, т.е. около 1 м для отечественного и 0,75 м для «верхнего», или FM-диапазона. Штырь антенны представляет собой половинку полуволнового диполя (вторую половинку заменяет кузов) и оказывается настроенным в резонанс на частоты именно данного диапазона. Такая антенна неплохо согласуется с кабелем, имеющим волновое сопротивление в пределах 50 — 75 Ом и с входом приемника, обладающим, как правило, таким же входным сопротивлением. Кабель при этом может иметь произвольную (в пределах габаритов автомобиля) длину без заметного снижения уровня сигнала. Рассказывать об общих принципах конструирования автомобильных антенн можно еще долго, пора переходить к тесту, но два слова надо еще сказать об активных антеннах.
Если длину антенны значительно укоротить по сравнению с «полноразмерной» (четвертьволновой на УКВ и хотя бы метровой длины в АМ-диапазонах), то антенна будет работать неэффективно и создавать в соединительном кабеле слабый сигнал. Положение можно исправить, установив у основания штыря усилитель. Такая антенна будет называться активной. В нашем тесте шесть антенн активных и только одна обычная, пассивная, которую мы опишем первой. Достоинство у активных антенн только одно — их малые габариты, а недостатков гораздо больше. Такой антенне требуется питание, которое подводится отдельным проводом. При наличии в эфире мощных сигналов радиостанций, пусть на частоте, далекой от принимаемой, пусть даже в совсем другом диапазоне, антенна может перегружаться ими и создавать перекрестные помехи (когда вместо желаемой станции принимается нечто совсем другое, и чаще всего с искажениями), ложные настройки и побочные каналы приема. Кстати, то же самое может происходить и во входных цепях приемника, но там есть хоть какая-то предварительная селекция сигнала (настроенный колебательный контур на входе). В активной же антенне ее нет.
Для проведения теста мы обзавелись профессиональным цифровым вседиапазонным радиоприемником и установили его в «Жигулях» одного из авторов. Приемник позволял достаточно точно измерять напряжение сигнала на 75-омном входе, развиваемое каждой из антенн. «Точки стояния» для проведения измерений выбирались произвольно на улицах и в переулках Москвы, в основном в Восточном административном округе, а также за городом, но не далее 40 км, поскольку на больших расстояниях напряженность поля УКВ-станций «верхнего» диапазона значительно уменьшается. Полученные данные усреднялись по нескольким точкам. В УКВ-диапазоне были выбраны три станции: «сильная» — «Надежда», 104,2 МГц, «средняя» «Ностальжи», 100,5 МГц и «слабая» «Авторадио», 90,3 МГц. Сразу оговоримся, что термины «сильная» — «слабая» характеризуют вовсе не мощность передатчиков самих радиостанций, а условия приема в исследованной нами части Москвы и Подмосковья. Стоит отъехать подальше от Балашихи, где расположены антенны «Надежды», и встать под антенны «Авторадио», как станции поменяются местами. В АМ-диапазонах сигналы от места к месту изменяются значительно меньше, и там мы ограничились двумя станциями.
Приступая к описанию участниц теста, заметим, что сначала мы обращаем внимание на их конструкцию, способ крепления, удобство монтажа, сложность прокладки кабеля и его подключения. А уж затем оцениваем приемные способности (электрические параметры), особенности поведения антенны и результаты ее испытаний.
Harada STB-13 • АТМ W-10-72° • АТМ AFT-32/50 • ATM VA-92 • ATM VA-80 • Вosch Autofun • Roadstar Patriot • Мед & деготь
Источник