Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром
Содержание
Содержание
При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.
Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.
Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.
Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?
Мощность и помещение
Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.
Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.
Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.
Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.
Алгоритмы кодирования
Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.
В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.
Бас и сабвуфер
АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.
Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.
Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.
Уникальные функции
Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.
К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:
- Оптимизацию звучания под помещение с помощью звукового сенсора QLED и искусственного интеллекта ТВ.
- Технологию Object Tracking Sound+, которая позволяет звуку следовать за объектом на экране, реализованную с помощью дополнительных встроенных динамиков.
- Технологию Q-Symphony, позволяющую работать динамикам ТВ и саундбару от Samsung в синергии: они дополняют друг друга, улучшая качество звучания и эффект объемного звука.
- Active Voice Amplifier, которая усиливает речь в диалогах, что особенно полезно в шумной комнате с плохой акустикой.
Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:
- Преобразование стереозвука в объемный формат 5.1 при помощи интеллектуального процессора.
- Оптимизация звучания под ту или иную комнату.
- Возможность подключить любые Bluetooth-динамики, которые будут работать как сателлиты и добавлять объема в звучание.
Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:
- Acoustic Surface Audio, или аудиоэкран: за экраном расположены вибродинамики, заставляющие его вибрировать и самостоятельно излучать звук.
- Возможность использовать телевизор как центральный канал в акустической системе домашнего кинотеатра.
- Технология XR Surround, моделирующая объемное звучание без установки дополнительных динамиков.
Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.
Заключение: ТВ или саундбар?
В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.
В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.
Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.
Источник
Как выбрать саундбар
Саундбары появились на полках магазинов сравнительно недавно, и появление их неразрывно связано с совершенствованием телевизоров. С каждым годом последние становятся все тоньше и «безрамочнее». Выглядят современные телевизоры довольно эффектно, но вот полноразмерным динамикам в тонких корпусах совершенно не находится места. В результате звук многих даже топовых телевизоров уступает по качеству многим бюджетным системам.
Первоначально для решения проблемы предлагалось использовать аудиосистемы домашних кинотеатров – и, наряду с применением аудиосистем формата 5.1, этот способ оснащения телевизора хорошим звуком до сих пор остается наилучшим. Однако размещение элементов домашнего кинотеатра связано с некоторыми сложностями (прокладка проводов, установка сателлитов), да и вообще возможно не в каждом помещении.
Предшественником саундбаров можно считать звуковой проектор Yamaha YSP-1, выпущенный в 2004 году. 42 динамика, воспроизводя обработанный процессором звук, создавали объемную звуковую картину.
Устройство получило множество хвалебных отзывов, вот только его цена в $1500 не дала получить звуковому проектору большого распространения. Но интерес к устройству был, и не только благодаря качественному звуку: оно не занимало много места и не вызывало проблем в установке. Неудивительно, что вскоре в продаже появилось множество аналогов с намного меньшим количеством динамиков и куда более привлекательной ценой — саундбары. Увы, о приемлемом качестве звука говорить уже не приходилось.
Современные саундбары можно условно поделить на две категории: просто внешние динамики телевизора и звуковые проекторы, способные обеспечить не только стереофоническое звучание, но даже и объемное. Как это возможно для одной отдельной «коробочки»?
Технологии
Любой разбирающийся в аудиотехнике человек заметит, что левый и правый канал саундбара разнесены на совсем небольшое расстояние. Закономерным проявлением этой особенности является ослабление стереоэффекта. Производители это понимают и используют в саундбарах множество технологических решений для улучшения стереоэффекта:
- Разное ориентирование фронтальных и боковых динамиков призвано использовать отражение звука от стен, потолка и пола комнаты для создания «виртуальных» боковых колонок. Простое решение, но не самое эффективное – качество звука такого саундбара сильно зависит от формы и размера помещения.
Использование нескольких динамиков на каждый канал. Динамики могут быть по-разному ориентированы для создания «виртуальных» колонок, кроме того, производится цифровая обработка звука для улучшения стереоэффекта: в одном динамике из пары сигнал идет с небольшим сдвигом по фазе так, чтобы звук, идущий прямо к слушателю, глушился, а уходящий в стороны – усиливался. Это позволяет увеличить расстояние между мнимыми источниками звука.
К сожалению, все эти технологии требовательны к размерам помещения и к положению слушателя.
Утверждение о возможности создания саундбаром объемного звука часто вызывает неприкрытый скепсис – как аудиосистема без тыльных колонок может это делать? Скептики как-то упускают тот момент, что аудиосистема самого человека (его уши) стереофоническая, а вовсе не объемная. У нас нет ушей на лбу или на затылке, поэтому представление о том, расположен источник звука сзади или спереди, сверху или снизу, мы получаем благодаря «процессорной» обработке звуков, услышанных левым и правым ухом. Ушные раковины по-разному искажают звук, идущий с разных сторон, мозг это «знает», и, анализируя искажения, определяет направление на источник звука.
Имея математическую модель искажения звука в ушных каналах и в голове, можно с помощью обычной стереосистемы создать мнимый источник звука в любой точке пространства. Эта математическая модель носит название HRTF (Head Related Transfer Function – «Передаточная функция головы»). Технология, использующая HRTF для создания объемного звука, сложна и дорога в реализации, но её применение позволяет стереосистеме без тыльных динамиков создать мнимые источники звука в любой точке пространства.
А теперь «вернемся на землю». Все эти технологии сильно удорожают устройство, поэтому многие саундбары представляют собой просто пару маленьких колонок в одном длинном корпусе и ждать от них лучшего звука, чем от похожей пары обычных колонок, не стоит. Даже такой важный показатель, как количество каналов, применительно к саундбарам мало говорит о качестве и объемности звука. Поэтому выбирая саундбар, надо четко представлять себе, что вы желаете получить – хоть какое-то улучшение звука телевизора, качественную стереосистему или замену домашнего кинотеатра? И подбирать характеристики саундбара с учетом желаемого результата.
Характеристики саундбаров
Количество каналов акустической системы приводится в виде Х.Y, где Х – количество каналов («колонок») самого саундбара, Y – наличие низкочастотного канала.
2.0 – саундбар без сабвуфера – наиболее простой вариант «озвучки» телевизора. Минимум элементов, минимум забот по установке. Однако выдающихся басов от такого устройства ждать не стоит – форма саундбара сильно ограничивает диаметр динамиков, что не лучшим образом сказывается на качестве воспроизведения низких частот.
2.1 – два канала в саундбаре+сабвуфер – наиболее распространенный вариант.
3.1 – саундбар этого формата внешне не отличаются от 2.1 – та же звуковая панель плюс сабвуфер. Разница в том, что такие модели способны воспроизводить многоканальный звук dolby stereo (dolby surround), содержащий 4 канала: левый и правый для музыки и эффектов, центральный для диалогов и четвёртый — объёмный. В саундбаре 3.1 боковые каналы, использующиеся для воспроизведения фоновых звуков, дополнены центральным – для диалогов и для звуков, связанных с центром сцены. Четвертая – объемная – дорожка в таких системах игнорируется или микшируется с остальными.
5.1 – эти саундбары как-то обрабатывают и объемный звук (или делают вид, что обрабатывают). В домашних кинотеатрах и компонентных аудиосистемах формата 5.1 объемный звук идет на тыльные колонки, но в саундбарах тыльных колонок нет, и каждый производитель сам решает, что делать с этой звуковой дорожкой: просто подмешать к боковым или предварительно обработать по какому-то алгоритму. Соответственно, результаты могут быть самые различные. В любом случае, что цифры 5.1 (7.1, 8.1 и т.д.), что «поддержка 3D» в характеристиках ничего не обещают в плане объемности и стереофоничности звучания – они лишь говорят, что саундбар не игнорирует дорожку объемного звука dolby stereo, а что-то с ней делает.
Впрочем, встречаются саундбары формата 5.1, у которых есть пара тыльных колонок – такие системы ближе к домашним кинотеатрам и аудиосистемам 5.1.
Обратите внимание, что не у всех саундбаров наличие низкочастотного канала подразумевает сабвуфер. Кроме того, расположение сабвуфера в саундбарах также может быть различным — как отдельным, так и встроенным. Выбирая саундбар со встроенным сабвуфером, имейте в виду, что большой низкочастотный динамик сабвуфера сильно увеличивает габариты устройства – такие саундбары уже больше похожи на полки. А если размеры модели со встроенным сабвуфером невелики, то под вопросом становится качество воспроизведения басов.
При выборе модели с отдельным сабвуфером обратите внимание на способ его подключения к аудиосистеме: беспроводное подключение сабвуфера значительно упрощает установку аудиосистемы.
Обратите внимание на способ подключения сабвуфера – на его входы.
AUX – аналоговый вход для подключения аудиотехники. Обычно подразумевается 3.5 или 6.3 мм разъем jack («джек», TRS, TRRS). К нему можно подключить большинство смартфонов, плееров, ноутбуков, планшетов и компьютеров. Также это может быть пара разъемов типа RCA (тюльпаны). Однако разъем AUX способен передавать в лучшем случае стереозвук, объемный звук по такому разъему не передается. Обратите на это внимание для саундбаров формата 3.1, 5.1 и выше – при подключении их через разъем AUX объемного звука не будет.
S/PDIF coaxial – внешне неотличим от аналогового RCA но используется для передачи цифрового звука, в т.ч. многоканального. Для соединения по этому стандарту можно использовать обычные RCA-кабели небольшой длины (до 50 см). На большие расстояния следует использовать коаксиальный 75 Омный кабель.
S/PDIF optical (Toslink) – оптический разъем цифрового стандарта S/PDIF. Менее подвержен воздействию помех, чем коаксиальный.
USB — разъем для передачи цифровых данных широкого профиля, может применяться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Перед использованием этого разъема следует уточнить в инструкции – для чего он предназначен. На саундбарах он чаще применяется для подключения носителей (флешек) с музыкой и фильмами, иногда его можно использовать для подключения саундбара к компьютеру. Подключить саундбар к телевизору через USB не получится.
HDMI – современный разъем для высокоскоростной цифровой передачи аудио- и видеоданных, поддерживающий многоканальный звук. Именно этот разъем предпочтительнее использовать для получения качественного звука.
Ethernet (RJ-45) может применяться для интеграции саундбара в домашнюю сеть и подключения к другим медиаустройствам, имеющим аналогичный разъем или поддержку Wi-Fi.
Беспроводные интерфейсы заметно облегчают подключение устройств, и саундбары не являются исключением. Однако у беспроводных технологий есть свои особенности, которые следует учесть, чтобы избежать снижения качества звука.
Bluetooth и Wi-Fi могут с успехом заменить аудиокабель, тем более, что этими интерфейсами снабжается все больше телевизоров.
Саундбары, способные подключаться к локальной сети через Ethernet или Wi-Fi могут также иметь поддержку DLNA – технологии, упрощающей обмен медиаконтентом с другими устройствами.
Подключение саундбара по NFC производится максимально просто – для этого достаточно всего лишь поднести к нему устройство с поддержкой этого интерфейса.
Общая выходная мощность влияет на максимальную громкость саундбара. Устройства общей мощностью до 100 Вт подойдут для «озвучки» домашних телевизоров, установленных в комнатах небольшой площади — до 20м2. Для комнат побольше и саундбар потребуется помощнее — в 200-300 Вт. Саундбар мощностью от 300 Вт подойдет для больших помещений площадью от 50 м2.
Мощность сабвуфера должна быть примерно вдвое больше, чем мощность самого саундбара – только в этом случае его звук не будет «проседать» на максимальной громкости. Т.е. если общая выходная мощность системы составляет 300 Вт, то 200 из них должны приходиться на мощность сабвуфера, и только 100 – на мощность звуковой панели (без сабвуфера). Если это не так, то с увеличением громкости басы начнут пропадать.
Ширина панели многими подбирается исходя из эстетических соображений (например, по соответствию ширине телевизора). В то же время, чем больше ширина панели, тем дальше могут быть разнесены правый и левый каналы, и тем сильнее будет проявляться стереофонический эффект.
Материал корпуса саундбара и сабвуфера также может оказать влияние на качество звука. Корпус должен экранировать «ненужный» звук, идущий с тыльной стороны динамиков, и для этого лучше подходят материалы с высокими звукопоглощающими характеристиками.
МДФ и дерево оптимальны с точки зрения звукопоглощения. Пластик, алюминий и стекло глушат звук хуже, а на высокой громкости еще могут начать резонировать, искажая звук. Последнее особенно важно для корпусов сабвуферов.
Варианты выбора саундбаров
Если звук новоприобретенного телевизора не выдерживает никакой критики и вы хотите его хоть как-то улучшить без лишних затрат, выбирайте среди недорогих саундбаров.
Модели формата 3.1 уже могут воспроизводить четырехканальный звук dolby stereo
Для того чтобы обеспечить телевизор качественным звуком с хорошей передачей басов, выбирайте среди моделей с сабвуфером.
Если вы хотите получить от саундбара объемный звук, выбирайте среди моделей формата 5.1 и выше и среди моделей с поддержкой 3D.
Беспроводной саундбар не испортит дизайн помещения «лишними» проводами.
Источник