- Реформы Сперанского
- Основные положения проекта
- Начальный этап — 1802 – 1807 годы
- Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов
- Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы
- Причины не реализации реформ
- Основные итоги
- Реформы Сперанского
- Главные положения проекта реформ Сперанского
- Первый этап (1802-1807)
- Второй этап (1808-1810)
- Третий этап (1811-1812)
- Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?
- Причины и последствия отставки Сперанского
- Главный итог деятельности Сперанского
- Личность Сперанского
Реформы Сперанского
Реформация устройства страны Михаилом Сперанским проводилась в период с 1802 по 1812 годы во время правления царя Александра I. Их суть заключалась в создании раздельных ветвей власти при сохранении самодержавия. Сначала эти новшества были поддержаны государем, но впоследствии реформатор был отправлен в отставку и ссылку. Вернулся он из нее через 2 года.
Основные положения проекта
Реформы, которые проводил Сперанский, условно можно разделить на 3 периода:
- 1802 – 1807 годы;
- 1808 – 1810 годы;
- 1811 – 1812 годы;
На основании разработанного проекта основная власть исходила от царя. При нем создавался совещательный орган. В дальнейшем шло формирование 3 направлений власти: на уровне государства, губерний, округов и волостей.
Схема устройства власти представлена на схеме.
Государь — стоит во главе всего правления
Орган совещательного характера
Правительственный Сенат и Министерства
Дума на уровне государства
Управление на уровне губерний
Дума на уровне губерний
Суд на уровне губерний
Управление на уровне округов
Дума на уровне округов
Суд на уровне округов
Управление на уровне волостей
Дума на уровне волостей
Суд на уровне волостей
Начальный этап — 1802 – 1807 годы
Работая в этот период времени, Сперанский занимался ликвидацией коллегий, которые сформировались еще со времен правления Петра I. В связке с Кочубеем, были созданы министерства во главе с кабинетом министров.
Параллельно шла публикация докладов Сперанского, где он высказывал свои мысли относительно прав, которые должны органично распределяться между всеми государственными органами.
Несмотря на то, что все эти действия еще не носили переломного характера, они явились основой для будущих кардинальных реформ.
Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов
В этот период жизни государственного деятеля со стороны Александра I к нему существовало доверие. Он получил высокую должность и приступил к написанию плана реформ. В них выделялись основные ключевые моменты:
Изучая французское законодательство, Сперанский разработал базовую модель управления государством. Состояла она из 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательным органом являлась Дума, выборы которой проводились в несколько этапов. Сначала выбирались депутаты волостной думы. Те в свою очередь выбирали членов уездной думы. По тому же принципу состоялся выбор в губернскую думу. Последние же делали выбор членов Государственной Думы.
Руководство Государственной Думой осуществлялась канцлером. Эта была назначаемая императором должность.
Предварительно законы разрабатывались совещательным органом, который работал при императоре. Все проекты подавались в законодательный орган, где голосованием они возводились в ранг законов.
На основании проекта, все общество делилось на 3 класса: дворянство, купцы, трудовой народ.
Первые 2 класса обладали политическими правами, а трудовой народ только гражданскими.
Закреплялись права за крепостными крестьянами. При наличии у них достаточного капитала им разрешалось использовать его в качестве выкупа.
Разработка проекта была закончена в 1810 году. На первом этапе был сформирован совещательный орган, как голова всего управления. Руководителем его был назначен Сперанский. Сложнее обстояло дело с формированием Думы, поскольку этот аппарат был выборный. До его становления все законы принимались совещательной организацией. Здесь же решались финансовые вопросы империи.
На этом реформы не закончились. Они еще нуждались в доработке.
Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы
На последнем этапе Сперанским были доработаны некоторые моменты управленческого аппарата. На основании этого был выпущен документ со следующими поправками:
- Должно было произойти разделение Сената. Теперь он становился Правительственным и Судебным.
- Параллельно создавалась судебная вертикаль. Формировались суды губернские, окружные и волостные.
- Крепостным предоставлялись гражданские права.
Однако все эти реформы не нашли отражения в жизни, кроме создания Государственного Совета.
Причины не реализации реформ
Со стороны дворянства на Сперанского обрушился шквал критики. Им не нравилось, что на основании данного проекта придется выплачивать увеличенные налоги. Высказывались и недовольства относительно наделения политических прав некоторым сословиям.
Доверие императора было небезграничным. В результате после очередной с ним встречи Сперанский был отстранен от занимаемой должности. Затем, по непонятным причинам, был отправлен в ссылку, из которой вернулся через 2 года.
Таким образом, проект не был реализован. Причины носят следующий характер:
- Нежелание и сопротивление дворянства.
- Проявление нерешительности со стороны императора.
- Опасения царя. Создания системы 3 ветвей власти могло ограничить его права.
- Опасность со стороны наполеоновской Франции, которая грозила войной.
Основные итоги
Несмотря на незавершенность реформ Сперанского, эти идеи постоянно витали воздухе в течение последующего времени. Так в 1654 году все-таки была создана судебная вертикаль власти. Формирование Государственной Думы тоже произошло в 1906 году. Для этого потребовалось 100 лет.
Источник
Реформы Сперанского
Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.
Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.
Главные положения проекта реформ Сперанского
Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.
Первый этап (1802-1807)
На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.
Второй этап (1808-1810)
После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:
- В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
- Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
- Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
- Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
- Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
- Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
- Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.
После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.
Третий этап (1811-1812)
Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:
- Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
- Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
- Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.
Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.
Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?
Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.
Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.
Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:
- Огромное сопротивление российского дворянства.
- Не решительность самого императора в проведении реформ.
- Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
- Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.
Причины и последствия отставки Сперанского
Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.
17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.
Главный итог деятельности Сперанского
Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.
Личность Сперанского
Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.
После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.
В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.
Источник