Сводить только с наушниками
Если спросить звукоинженера старой закалки, можно ли создать хороший микс, работая исключительно в наушниках, он наверняка ответит отрицательно. Однако реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что при наличии качественных студийных наушников можно сводить музыку столь же эффективно, как и на студийных мониторах.
Мнение, что в наушниках нельзя получить качественный микс, основано на нескольких базовых принципах, которые описывают ряд существенных проблем. Первое: в наушниках очень трудно адекватно оценить уровень баса. Второе: стереообраз, который человек слышит в наушниках, радикально отличается от того, что звучит из студийных мониторов (здесь и проблемы с балансом, и с панорамированием). Третье: продолжительные сессии сведения в наушниках могут привести к потере слуха гораздо быстрее, чем при нормальной работе с использованием акустических систем.
Тем не менее, существует ряд причин, по которым сведение в наушниках является единственно возможным либо наиболее предпочтительным методом работы. Прежде всего это относится к владельцам домашних студий: кому, как не им, известно, что остальные члены семейства или соседи очень быстро начинают возражать против того, что вы все время «прогоняете» одну и ту же песню в течение нескольких часов, слушая ее через акустические системы! В студии, построенной с соблюдением правил звукоизоляции, такой проблемы, скорее всего, нет — однако и здесь бывают ситуации, когда использование наушников дает известные преимущества. В первую очередь это относится к детализации звука: в хороших наушниках она значительно выше, чем в студийных мониторах. Работа в качественных студийных наушниках дает возможность услышать такие детали, которые обычно теряются при прослушивании в акустических системах — в том числе щелчки, фоновые шумы, искажения, имеющие небольшой уровень громкости, артефакты излишней компрессии и т.д. А поскольку наушники исключают возможность влияния акустического окружения на саунд фонограммы, многие звукоинженеры и продюсеры берут с собой свои любимые наушники на сведение в незнакомых условиях, (чтобы слышать запись, но не помещение, в котором она звучит).
Есть еще одно соображение, которое требует если и не целиком выполнять сведение в наушниках, то хотя бы проверять в них звучание микса гораздо чаще, чем это обычно делается в студии при стандартном методе работы. Когда во второй половине XX века закладывался базис современного саунда популярной музыки (рок, поп, «электроники» и всех вытекающих из них стилей), наушники были еще недостаточно качественным инструментом: они звучали «коробочно», в них было мало баса, и по этой причине на них нельзя было полагаться при создании микса. Да и сам продукт сведения — музыкальный альбом — был ориентирован прежде всего на прослушивание на домашней hi-fi системе. Но с тех пор, как портативный кассетный плеер Sony Walkman в 1979 году дал возможность миллионам поклонников музыки брать с собой любимые мелодии и слушать их в наушниках, ситуация радикально изменилась. Можно с уверенностью сказать, что сейчас количество пользователей, слушающих музыку только на акустических системах, весьма мало по сравнению с теми, кто день и ночь не расстается со своей фонотекой, хранящейся на портативном плеере. Современное «потребление» музыкального материала происходит прежде всего в наушниках, и поэтому наушники как медиум, используемый для передачи этого материала, больше нельзя игнорировать. Все, что требуется — найти правильный подход. И он существует.В этой статье мы будем говорить о том, как качественно сводить музыку в наушниках — но это не значит, что студийные мониторы вам больше никогда не потребуются. В них вы будете периодически проверять звучание вашего микса, чтобы не выпадать из реальности. Метод заключается в том, чтобы адаптировать свой слух к звучанию студийных наушников и научиться адекватно в них работать. Освоив этот метод, вы будете создавать миксы, которые звучат одинаково впечатляюще и в наушниках, и в мониторах — хотя звучание это будет все-таки отличаться.
Положение источника звука
Источник
Сводить только с наушниками
Хочу эту тему посвятить сведению… в наушниках.
А также поделиться некоторыми персональными находками и наблюдениями.
Любой опытный звукач лишь скептически ухмыльнётся, прочитав название темы.
И будет, конечно, совершенно прав: в наушниках никто музыку не сводит.
И уж, тем более, не занимается мастерингом.
Любые наушники (даже очень дорогие) не предназначены для этих видов работ.
Это правда.
Самой идее сведения в наушниках фундаментально противоречат сразу несколько факторов, которые делают любую попытку заранее бесперспективной. В наушниках невозможно контролировать и грамотно локализировать размещение звуков по стерео-панораме (да, да, несмотря на то, что наушники играют в оба уха). В наушниках невозможно корректно выставить инструменты по балансу. В наушниках, наконец, нельзя правильно услышать частоты. Ни одна модель наушников (включая самые дорогие и профессиональные) не обладает способностью воспроизводить звук без окраса. А уж выслушивать басы в наушниках вообще невозможно.
Но, как часто бывает, это лишь часть правды.
Вся правда выглядит веселее: несмотря на технически обоснованные противопоказания, народ упрямо сводит миксы и даже пробует мастерить в наушниках.
Этого делать нельзя! — и поэтому многие делают именно это.
Есть ли в этом смысл?
И где тут рациональное поле для беседы?
Полагаю, что, на самом деле, поговорить есть о чем.
Существуют несколько разных типовых обстоятельств, когда наушники для музыканта — единственный выход из положения.
2 пользователя(ей) сказали cпасибо: |
Например, вы в пути, а нужно срочно выполнить заказ. На ноутбуке.
Или ммм… у вас неподготовленное помещение (квартира) и соседи, которым будет мешать громкий звук? Вполне типовая ситуация.
А, может быть, у вас просто временные финансовые неурядицы и покупка дорогучих мониторов пока не в списке самого необходимого?
Или — что еще хуже — целый букет из подобных обстоятельств?
Эти ситуации не надуманы и не высосаны из пальца: на текущий момент я сам нахожусь в похожих условиях. В моем случае — это гремучая смесь из стесненных условий, недостаточности финансов для радикального решения вопроса (и вопрос не только в покупке мониторов), а также крайне рваного рабочего режима, когда я могу уделить написанию музыки в среднем лишь по 30 мин в день. Уподобить моей ситуации можно только попытку писания и сведения музыки в мчащемся поезде, когда в соседнем купе громко ржут и играют на гармошке. Впрочем, если быть до конца честным, случаются и удачные дни, когда поезд половину суток стоит на станции и в вагоне тишина. Но — редко.
При таком раскладе, можно, конечно, махнуть рукой на музыку и дождаться лучших времен. Ну, либо… начать изобретать что-нибудь и подстраиваться под обстоятельства. И тогда наушники становятся реальным рабочим инструментом. Создавать качественный во всех отношениях продукт таким способом, конечно, не получится. Но кое-что делать можно. Например, время от времени писать музыку для аудио-стоков.
Да, писать треки для аудио-стоков в наушниках можно.
Мой случай — живое доказательство этого тезиса.
Я регулярно в течение года писал музыку в наушниках, сводил ее в них же и выкладывал на audiojungle (или реже — на pond5). Послушать результат можно в моем маленьком портфолио (см. в подписи). Хвастать там особо нечем: я прекрасно отдаю себе отчет обо всех возможных недостатках своей музыки. Однако, есть два пункта, на которые хочу обратить особое внимание:
1. Треки всегда принимаются. Реджектов нет. Это значит, что качество звука устраивает стоки.
2. Кое-что даже продается. Честный фин. результат за 2017 год на 26 треках джангла (я имею ввиду именно заработанную часть) — чуть меньше $1000.
Немного?
Согласен.
Но, ребят, это ж просто ср@ный компьютер да наушники, которые могли бы валяться просто без дела.
А тут они, вон, пользу приносят.
Это же здорово (особенно в ситуации, когда считаешь копеечки)!
Можно лишь догадываться, почему крупнейшие стоки имеют столь низкий порог контроля качества сведения. Полагаю, что это связано с основной тенденцией нашего времени: всё чаще треки покупают для того, чтобы они, в конечном итоге, звучали на ноутбуках или даже сотовых телефонах. Это огромный и постоянно растущий рынок. Количество покупаемых бродкастовых расширенных лицензий — лишь малая часть сделок на стоках вроде AJ. Есть и другая тенденция — постоянно увеличивающаяся конкуренция между стоками и растущее предложение со стороны производителей музыкальных треков. Думаю, что устанавливать в этих условиях чрезвычайно суровые условия по сведению равнозначно гордому заплыву против сильнейшего течения. Логичнее такие тенденции оседлать, а не противодействовать им.
Хорошо это или плохо?
Оставлю этот вопрос философам.
Для меня же ценный вывод здесь в том, что компьютера и наушников достаточно для работы со стоками и зарабатывания карманных денежек (а при везении — и больше).
Перейду теперь непосредственно к работе с наушниками.
Хочу поделиться личным опытом использования наушников при производстве музыкальных треков для стоков. И кое-какими ноу-хау.
Надеюсь, это будет не только любопытно, но и полезно.
Взамен рассчитываю на продуктивный обмен мнениями и опытом.
Начну с того, какие модели ушек использую.
У меня две пары наушников — это Sennheiser HD650 и AKG K240 (первого поколения).
Обе пары очень древние по возрасту, я их покупал в середине 2000-х.
Они давно потеряли товарный вид (причем, K240 выглядят лучше в силу присущей им изначальной дубовости, а более нежные HD650 поизносились основательно).
Но и те, и другие до сих пор в строю: несмотря на неоднократное наступание ногами на кабель, ничего нигде не оторвалось, звук не трещит/не искрит и т.д. Обе модели НЕ дешевые, но учитывая качество сборки и долгоживучесть — своих денег они стоят.
Как описать впечатления от этих моделей?
HD650 дороже и лучше, K240 — дешевле и хуже.
Это если совсем кратко.
На самом же деле, и у тех, и у других есть свои достоинства и недостатки.
K240 — жесткие и неудобные, сидеть долго в них неприятно: устают уши и голова. Они детально воспроизводят верхнюю часть диапазона, но баса в них почти нет. Очень жесткий и специфичный звук. Но полезный при контроле верхней серединки и самого верха.
HD650 для моей головы и ушей очень комфортны. Находиться в них можно сколько угодно долго. Играют мягко и очень красиво: есть и высокие, и басы… Но что это за басы? И что за высокие? Какое отношение они имеют к звуку в реальном мире? Ответ прост: HD650 красят звук, как и все другие наушники; только делают это чуть интеллигентнее.
Ни одна модель наушников не спасает от пролетов по звуку при сведении. Это нужно принимать как данность. И я это принимаю. Однако, если уж и сводить в наушниках — то надо хотя бы постараться купить неплохие наушники. Даже небольшие улучшения характеристик наушников могут существенно облегчить жизнь.
Если ограничиваться какой-либо одной моделью — я бы рекомендовал Sennheiser HD650. Помимо HD650 и K240 я работал также c Beyerdynamic DT770 Pro/DT990 Pro, но Sennheiser HD650 более других оказались по вкусу. На мой взгляд, HD650 — это золотая середина по цене/качеству. Впрочем, каждый волен делать выбор сам.
Источник
Сведение на колонках или в наушниках?
Сведение на колонках или в наушниках? Что лучше? Как правильно? Это давние вопросы, однозначного ответа на которые дать невозможно.
В этой статье мы разберем плюсы и минусы работы музыканта на колонках и в наушниках.
Сведение на колонках
В большинстве случаев такой вариант является неким стандартом. Давайте выясним почему выбор большинства падает именно на колонки.
Плюсы колонок:
- Приближенность к конечному результату. Вы должны понимать как ваша целевая аудитория будет прослушивать композицию. Тут многое зависит от стиля музыки. Анализируйте и думайте на несколько шагов вперед.
- Работа на колонках более комфортна. Каким бы качеством сборки не обладали Ваши наушники, работа на колонках все равно будет более удобной и менее утомительной. Никакого давления на уши, никаких болтающихся проводов.
- Кайф и вибрации. Работая на колонках вы получаете больше удовольствия от процесса. Вы ощущаете полноту звука, ловите вибрации всем телом, а не только черепной коробкой.
Минусы колонок:
- Воздействие комнаты. Это пожалуй самый большой и значимый минус. Колонки или студийные мониторы подразумевает наличие подготовленной комнаты. Неподготовленная комната будет иметь слишком большое влияние на конечный результат за счет большого количества отражений. Помните об этом!
- Громкие соседи. Использование колонок ограничено определенным временным промежутком, если вы проживаете в многоквартирном доме. Ночью поработать не получится.
Сведение в наушниках
Есть много статей и руководств, в которых говорится о том, что выполнять весь процесс сведения в наушниках нельзя. Но как показывает практика и опыт многих музыкантов, делать нужно так как удобнее. Главное чтобы итоговый результат устраивал и музыканта и слушателя.
Плюсы наушников:
- Хороший низкочастотный спектр. Если у вас нет сабвуфера, то наушники могут обеспечить качественное звучание низких частот. Так же, в большинстве случаев звук небольших комнатных мониторов ограничен малыми динамиками, которые не могут отработать низкие частоты в пространстве вашей комнаты. Наушники справляются с этой задачей благодаря близкому расположению динамика к уху.
- Малое влияние отражений. Это пожалуй самое большое акустическое преимущество. Вы можете слышать свой микс без искажений и более детально выполнять правки.
- Лучшая цена. Если денег на мониторы у вас пока не хватает, наушники мониторного типа — отличный выбор. Цены постоянно меняются, но соотношение остается неизменным, поэтому вы будете в плюсе!
- Мобильность. Представьте что вам предстоит длительная поездка. Ну и куда вы без наушников? Возможность слушать и писать музыку в любом месте это огромный плюс!
- Спокойствие окружающих. Для окружающих будет спокойнее, если вы не будете надоедать им зацикленными куском вашего будущего хита на протяжение нескольких часов. Согласны?
Минусы наушников:
- Утомление слуха. Наушники обладают большим потенциалом утомления слуха, а при громком и длительном прослушиванием даже потерей.
Если вы работаете в наушниках — обязательно делайте перерывы! Не работайте на максимальной громкости! Берегите свой слух!
- Другая звуковая сцена. Наушники создают другую звуковую сцену для вашей музыки. Поскольку звук исходит не со стороны, а с боков от головы, стереофоническое поле может сильно отличаться. Это важный момент, т.к. звуковые сцены и пространство аудио являются важными факторами при сведении.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Если вы можете дополнить статью своими наблюдениями — оставьте комментарий ниже.
Источник