Стерео с двумя сабвуферами

Один сабвуфер хорошо, а два лучше

Система домашнего кинотеатра немыслима без основательной басовой поддержки. Иначе исчезнут объем, глубина сцены, поблекнут звуковые эффекты и пропадет ощущение присутствия. Поэтому сабвуфер нужно не только выбрать, но и грамотно установить.

Где поставить сабвуфер

Характер баса напрямую зависит от расположения НЧ-звена в помещении, от особенностей и его размеров, ну и от места пребывания слушателя. Каждая комната обладает резонансами, которые проявляются при наслоении звуковых волн, отражающихся от потолка, пола и стен. Возникающие при этом стоячие волны (моды) становятся причиной потери качества баса, его «подгуживания» и других неприятностей. Стоячие волны делятся на осевые, касательные и косые.

В первую очередь обычно учитывается влияние осевых волн. Частоту, на которой имеются моды, можно рассчитать по формуле: F=V/(2 х L), где F — это резонансная частота, V — скорость звука (343 м/с при 20°C), а L — расстояние между параллельными стенами комнаты.

Читайте также:  Светящиеся наушники что это такое

Моды также присутствуют на частотах, кратных базовой и являются причиной неодинакового звукового давления на резонансной частоте в разных точках помещения. В одних точках амплитуда сигнала может быть максимальной, в других — минимальной. Так формируются пики и провалы. Стоячие волны образуют пики вблизи стен, поэтому при расположении НЧ-излучателя у стены бас усиливается.

Для получения предельно близкого к оригиналу звучания аудиосистема должна обладать как можно более линейной частотной характеристикой. Для достижения такой АЧХ при выборе места расположения сабвуфера и точки прослушивания следует избегать зон с пиками и провалами. Многое зависит от геометрии помещения. В кубической комнате довольно сложно получить равномерную АЧХ. По возможности для достижения гармоничного саунда рекомендуется устанавливать сабвуфер ближе к фронтам. Существует эффективный метод определения места установки опытным путем — «Subwoofer Crawl», при котором саб нужно расположить в месте прослушивания и запустить трек с акцентированным басом. Инсталлятор принимает такое положение, чтобы голова оказалась на уровне излучателя сабвуфера, и начинает двигаться от него (crawl пер. как «ползти» с англ.), одновременно вслушиваясь в звучание. Место, в котором бас будет наиболее сбалансированным на слух, станет точкой для установки саба.

Но даже в случае удачной установки одного сабвуфера при смещении на каких-то 60-70 см относительно места прослушивания качество баса изменится, и отнюдь не в лучшую сторону. Выход из такой ситуации один – установка двух сабвуферов. Пара поможет сбалансировать комнатные моды и обеспечит более равномерное распределение НЧ-волн по всему помещению, да и система станет менее склонной к перегрузке. Одинаковые модели сабов легче согласовать по параметрам, а при желании повысить качество и запас по НЧ в системе следует помнить о том, что прямоугольные комнаты «любят» четное число сабвуферов – 2, 4, 6 и т.д.

Читайте также:  Автомагнитола хендай ix35 устройство

Где поставить два сабвуфера

Согласно данным ассоциации CEDIA, специализирующейся на профессиональных инсталляциях, идеальным решением для пары сабвуферов станет их установка по центру противоположных стен – тыльной и фронтальной или двух боковых. Оптимальное расположение четырех НЧ-источников — в углах комнаты или же рядом с центрами противоположных стен. Такая конфигурация сведет к минимуму влияние стоячих волн (благодаря эффекту интерференции) и позволит обойтись менее мощными моделями. Жилые комнаты обычно не имеют абсолютно одинаковых стен (например, на одной из них может оказаться мебель). Окна и двери тоже вносят свой «вклад» в равномерность распределения баса. Поэтому каждая инсталляция требует индивидуального подхода. Исследовательская работа Тода Велти (Todd Welti) из компании Harman «Subwoofers: Optimum Number and Locations» («Сабвуферы: оптимальное количество и расположение») подтверждает тот факт, что оптимальный вариант для ДК — это два, а лучший — четыре НЧ-модуля.

Вместо одного мощного сабвуфера целесообразнее установить два менее мощных. Они, как правило, имеют более скромные габариты, позволяют равномерно распределить НЧ, обеспечивают линейную АЧХ без явных пиков и провалов, а также облегчают задачу автокалибровки АС с помощью таких систем, как Audyssey MultEQ.

Система ДК с двумя сабвуферами позволит наслаждаться точным и быстрым басом в кино, который не захлебнется даже на самых ответственных динамичных переходах. Такая конфигурация обеспечит преимущество при прослушивании музыки в стерео-режиме при использовании полочных мониторов с урезанной НЧ-секцией.

Перечислим рекомендации о расстановке пары сабвуферов:

1) в углах у фронтальной стены комнаты

2) у фронтальной стены на расстоянии от боковых стен, равном 1/3 ширины комнаты (обычно рядом с АС левого и правого каналов).

3) в центре фронтальной и тыльной стен, что трудноосуществимо на практике ввиду наличия стойки с аппаратурой и спикера центрального канала.

Пример от Velodyne

В качестве официальной концепции «пары сабвуферов для ДК» можно привести пример Velodyne Acoustics, Inc. Для большой прямоугольной комнаты рекомендуется задействовать флагман DD-18+ из серии Digital Drive PLUS с системой Digital High-Gain Servo, понижающей искажения до 0,5% за счет контроля/отслеживания положения диффузора с частотой в 16000 раз в секунду. Усилитель в классе D мощностью 1250 Вт использует автоматическую систему настройки Auto-EQ Plus с 8-полосным параметрическим эквалайзером и высокоточным микрофоном. Подробная ручная настройка проводится с ПК, который подключается через порт Mini-USB. В лицевую панель DD-18+ встроен 18-дюймовый вуфер из композитного сэндвича (стекловолокно/Rohacell). Инертный закрытый корпус DD-18+ весит более 64 кг.

Джо Финн (Joe Finn), тренер по акустике Velodyne, рассказывает о том, как правильно поставить два сабвуфера в комнате

Можно сэкономить и задействовать пару сабов DD-15+, которые находятся рангом пониже и имеют 15-дюймовые диффузоры. При этом они создадут более равномерное распределение НЧ в комнате по сравнению с одним DD-18+ при прочих равных условиях. При этом необходимо согласовать сабвуферы по фазе (как между собой, так и между сателлитами системы), так и по уровню громкости. Частоту среза рекомендуется выставлять в зависимости от типа фронтальных АС — обычно это 80 –100 Гц. Задержка устанавливается единая для обоих сабов при их симметричном расположении в комнате. Для настройки есть несколько способов оптимизации: Place & Play (по заводским установкам EQ), Self-EQ, Auto-EQ Plus и Manual-EQ.

Сабвуфер Velodyne Digital Drive Plus 15 (DD-15+), оснащенный 15-дюймовым (что видно из индекса) драйвером. Его мощность — 1250 Вт (RMS), частотный диапазон — 9–300 Гц

Velodyne рекомендует использовать автоматическую настройку Auto-EQ Plus и комплектный CD с тестовыми сигналами для калибровочного микрофона. В процессе работы Auto-EQ Plus звук саба автоматически выключается для оценки того, как работают спикеры AV-системы в области НЧ. Затем саб вновь активируется. Происходит его тонкая настройка под звучание спикеров для получения бесшовного саунда всей системы. Далее происходит регулировка уровня выходного сигнала, АЧХ, параметров кроссовера и фазы сигнала на выходе с помощью параметрических фильтров. Для реализации ручной настройки Manual-EQ удобно использовать компьютер.

Советы от Velodyne

Согласно мнению инженеров Velodyne, два сабвуфера у центров фронтальной и тыловой стен обеспечат наиболее однородное звучание и линейную характеристику по всему объему комнаты. Их расположение в диагонально противоположных углах комнаты позволит повысить мощность и немного освободить место на переднем плане. Однако характеристику в этом случае уже нельзя назвать линейной. Установка на расстоянии в 1/3 или 1/4 длины комнаты от фронтальной стены (рядом с боковыми стенами) обеспечит баланс между мощностью и линейностью АЧХ. Хороший вариант для проблемных комнат.

Флагманский сабвуфер Velodyne Digital Drive Plus 18 (DD-18+), мощность 1250 Вт (RMS), частотный диапазон — 8–300 Гц

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что два сабвуфера – это наиболее оптимальный вариант для любой AV-системы, который позволяет равномерно наполнить саундом все помещение и обеспечивает отличную динамику. Такая конфигурация позволяет предусмотреть большее количество мест для зрителей без ущерба в качестве баса для каждого из них. Вообще-то в Velodyne не против и четырех сабов для серьезного ДК — два на фронт и два на тыл. Но для большинства пользователей, полагаем, будет достаточно и двух.

Источник

Четыре преимущества использования двух сабвуферов в системе [перевод]

Если вы в поиске нового или своего первого сабвуфера для домашнего кинотеатра, то есть смысл узнать о преимуществах двойной НЧ-системы, которая необходима для более качественной передачи низов. Разумеется, и одним хорошим сабом, если он стоит в правильном месте, можно добиться пронзительного энергичного баса. Однако существуют неоспоримые преимущества сетапов с двумя сабвуферами — особенно если речь идет о большом помещении или о «нулях» и «пиках», суть которых объяснена ниже.

Эксперты из SVS Sound рассказали о четырех важных преимуществах инсталляций с применением нескольких сабвуферов вместо одного единственного.

Равномерные басы в любой точке прослушивания

Первое и главное преимущество. Два саба обеспечивают сбалансированное НЧ-поле по всей комнате. Это достигается за счет устранения так называемых «нулей», которые получаются, когда две звуковые волны одного сабвуфера гасят друг друга в определенной точке и, соответственно, создают эффект пропавшего баса. Дело в том, что прямой звук и отражения от стен и других поверхностей доходят до ушей на мгновение позже.

Если подойти к проблеме с другой стороны, то бывает наоборот: в некоторых точках помещения басы «накапливаются», создавая пики — громкие и немного искаженные звуки. Звучанием одного сабвуфера зачастую распоряжается сама комната, в то время как два саба смогут взять ситуацию под контроль, сгладив пики, нули и сделав передачу низов более точной.

Увеличенные динамические возможности

Возможно, этот пункт является наиболее очевидным: мощь двух или нескольких активных сабов дает большой динамический диапазон, увеличенный уровень звукового давления и в целом более глубокий впечатляющий бас, который можно услышать и почувствовать всем телом. Два сабвуфера — это гарантия того, что вы всегда сможете дать помещению нужную акустическую энергию.

Локализация источника низких частот

Говоря простым языком, определить местоположение нескольких сабвуферов намного сложнее, чем одного. Даже при относительно низкой частоте раздела кроссовера мы часто слышим откуда именно идет звук. Мы чувствуем, где стоит сабвуфер. Особенно этот эффект дает о себе знать, когда саб установлен сзади или сбоку.

Если использовать несколько НЧ-источников, то локализация пропадает практически полностью — создается эффект одновременного равномерного баса со всех сторон. Стоит кому-то услышать иммерсивное всеобъемлющее звучание низких частот — и он вряд ли вернется к сетапам с одним сабвуфером.

Интерьер и удобство использования в быту

Сабвуферы — в частности, модели с фазоинверторными портами — занимают много места. Бывает, что два небольших саба проще разместить, чем один большой. Речь идет как о ДК, так и о гостиной. Две маленькие НЧ-системы не только лучше справятся со своими прямыми задачами, но и могут быть удобнее с точки зрения установки. Особенно это касается всех, кому важен внешний вид звуковой системы.

Если вы решили установить два саба, то лучше всего разместить их в разных углах комнаты по диагонали (к примеру, в переднем правом и заднем левом). Однако этим правилом можно пренебречь. Когда речь идет о нескольких сабвуферах, строгих требований к расстановке уже нет. Кстати, довольно часто два сабвуфера ставят у боковых стен друг напротив друга ближе к основным фронтальным колонкам. Все зависит от комнаты.

Возможно, переход на систему с двумя сабами станет самым заметным изменением-улучшением в вашем домашнем кинотеатре или музыкальной инсталляции. Это лучший способ наполнить комнату точным, пробивным басом, который будет ощущаться так, будто он идет из всех колонок. Использование нескольких сабвуферов может сильно изменить восприятие музыки, фильмов и любого другого аудио.

Источник

Тема: Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

Опции темы

Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

Здравствуйте, олимпийцы акустических единоборств.

Вопрос следующей: что будет, если я поставлю вместо одного сразу два сабвуфера? Минусы, плюсы, подводные камни? Кто что думает, поделитесь, пожалуйста.

Колонки полочные, две штуки. Стереоресивер со специальным выходом на сабвуфер. Оба сабвуфера — одной модели.

Главный вопрос — оно того стоит?

Размер комнаты около 8 квадратов, 2 сабвуфера по 100 ватт фазоинверторного типа, расположение динамика и порта — спереди. Полочные колонки — малогабаритные, 170х230х240мм, от 70 до 120 ватт (максимальная входная мощность), ФИ сзади, расположение — на столе.

Примерное расположение мебели и акустики на схематической картинке ниже.

Re: Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

Опять ты на всех форумах один вопрос задаешь)Больше инфы хочешь собрать,тогда держи,задний саб тебе нужно поставить зеркально переднему,в смысле по диагонали,но чтоб тоже в углу был,а не как у тебя на картинке,размеры кинь с высотой потолков,чтобы в той же симуляции покрутить,она достаточно точно показывает,проверено измерениями.На заднем сабе при правильном расположении ставишь его в противофазу и задержку к нему на длину помещения + задержка до переднего саба,вроде так,настроить то есть чем?

Re: Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

что то слышал я о таком методе, только там вроде как было 4 саба ))

Re: Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

Я так понял у вас уже на самом деле есть 2 саба, но результата нет? Или есть но ещё не подключали?

Re: Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

Так понимаю, вторым сабом настраивается скорость затухания при приемлиемом уровне баса в зоне прослушивания. Проще говоря чтоб бас был а гудежа нет.

Re: Два сабвуфера в небольшой комнате — оно того стоит?

Ну такой себе фифект получается от второго сабвуфера. Вроде бы и можно улучшить АЧХ, но без микрофона и возможности выставлять задержку в мс между сабами всё будет бесполезно

———- Сообщение добавлено 11:34 ———- Предыдущее сообщение было 11:20 ———-

чем больше — тем лучше, т.к. волна от передних сабов получается более плоская и лучше гасится задними

Источник

Оцените статью