- Что умеет AV-ресивер и зачем он нужен
- Содержание
- Содержание
- Как выбрать ресивер?
- Дополнительные функции
- AV-ресивер, AV-процессор или проигрыватель BLU-Ray?
- Ресивер для стерео
- Заключение
- Функционал современных AV-ресиверов: ресивер, ты ли это?
- Звук — в первую очередь
- Подключения с проводом и без
- Работа с видео
- Выводы
Что умеет AV-ресивер и зачем он нужен
Содержание
Содержание
AV-ресивер — это мозг домашней медиасистемы. Он берет сигнал от всех источников в доме (плееры, медиасерверы, игровые приставки и т. п.) и распределяет по каждой части домашнего кинотеатра (ТВ, проектор, колонки). Также ресивер позволяет переключаться между различными входами, усиливать аудиосигнал, обработать его эквалайзером и другими эффектами. Что еще он умеет, как его выбрать и что с ним делать дальше?
Спереди они похожи на плеер Blue-Ray или усилитель, но задняя панель ужасает количеством входов и выходов. Это неслучайно: ресивер объединяет в себе цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, превращающий нули и единицы в аудио), декодер многоканального звука, процессор для настройки звука в каждом канале и усилители мощности на каждый канал. Современные модели поддерживают Bluetooth и Wi-Fi, позволяющие им общаться с беспроводными колонками и мобильными девайсами.
По сути, ресивер — это связующее звено между всеми домашними медиаустройствами. Он поможет объединить их в сеть, легко переключаться между разными источниками, слушать музыку и смотреть фильмы откуда угодно.
Как выбрать ресивер?
Ресивер — сложный девайс с большим количеством характеристик, но большинство из них пришло из других устройств — усилителей, аудиокарт, видеоплееров и т.п. Ресивер лишь объединяет их под одной крышей, так что разобраться во всем этом несложно.
Количество каналов. Это первое, на что нужно обратить внимание. Если дома уже стоит комплект колонок 5.1, понадобится ресивер на соответствующее количество каналов. Если есть планы добавить в эту схему две колонки сверху, чтобы получилось 5.1.2 с возможностью работы с форматом Dolby Atmos, тогда нужно уже 7 каналов, и смотреть необходимо в сторону ресиверов с поддержкой схемы 7.2 и так далее.
Мощность. Мощность лучше брать с некоторым запасом, иначе на большой громкости усилителю будет не хватать пороха в пороховницах, и сигнал будет клипповать — хрипеть, шипеть, шуршать и различным образом искажаться. К примеру, для двух колонок по 80 Вт стоит брать ресивер с усилителями мощностью около 100 Вт на канал. Помимо мощности, надо смотреть на импеданс усилителя. Более подробный гайд по выбору усилителя можно найти тут.
Декодеры. Важный момент, от которого будет зависеть, какие форматы многоканального звука ресивер сможет воспроизводить (все эти DTS:X, Dolby Atmos и т. п.).
Входы и выходы. От них зависит количество различной техники, которую сможет объединить ресивер. К примеру, несколько HDMI-входов позволят подключить к нему игровую приставку, видеоплеер, спутниковое ТВ и медиасервер, выводить картинку с них на телевизор без лишних телодвижений. Коаксиальные и оптические выходы помогут подключать внешнюю аудиокарту ПК или какой-то из приборов по S/PDIF, сократив количество проводов.
Беспроводные соединения. Bluetooth и Wi-Fi играют важную роль в современной медиатехнике. Беспроводные колонки можно поставить куда угодно, избавившись от головной боли с проводами, а со смартфона или планшета можно управлять домашней медиатекой и запускать фильмы одним пальцем, лежа на диване.
ЦАП. Здесь надо смотреть на максимальную частоту дискретизации и битрейт. Стоит отметить, что актуальные стандарты для многоканального звука: DTS (в версии HD Master Audio) и Dolby Atmos — до 24 бит/192 кГц.
Наконец, стоит глянуть на форматы файлов, которые ресивер умеет воспроизводить. Большинство из них также умеет играть как олдскульное радио в диапазонах FM и AM, так и современное интернет-радио.
Наконец, коэффициент гармонических искажений говорит о том, сколько искажений будет вносить ресивер в конечный сигнал. Искажения, вносимые ресивером, становятся ощутимыми, начиная с 0.1% искажений, так что любая модель с показателем ниже подойдет для домашнего пользования (но, конечно, чем ниже, тем лучше). Чем меньше мощность усилителей ресивера, тем больше вероятность, что он надорвется раскачивать большие мощные колонки, и на высоком уровне громкости появятся искажения.
Дополнительные функции
Последние модели ресиверов часто напичканы современными функциями. К примеру, технология Audyssey позволяет автоматически настроить звучание колонок под особенности помещения, в котором они находятся. Калибровка объемного звука настроит его в зависимости от расположения самих колонок относительно слушателя. Обладателям 4К-телевизоров и проекторов пригодится возможность масштабирования видео — автоматического апскейлинга какого-нибудь 360р, вышедшего из ютуба нулевых, до 4К.
Некоторые ресиверы умеют посылать отдельный сигнал на стереоколонки, установленные в другой комнате, за счет сокращения пары каналов, к примеру, с 7.1 до 5.1. Зато появляется возможность смотреть фильм в одной комнате, пока кто-то слушает музыку в другой.
Бывают и фирменные разработки. К примеру, технология Yamaha MusicCast объединяет все поддерживающие ее устройства по Wi-Fi, что позволяет управлять всей системой со смартфона. Можно воспроизвести любой трек откуда угодно: хоть со стриминговых сервисов, хоть из внутренней памяти смартфона.
Некоторые ресиверы поддерживают технологию AirPlay и на лету умеют сопрягаться с техникой Apple.
AV-ресивер, AV-процессор или проигрыватель BLU-Ray?
Основная проблема ресиверов в том, что их цифровая начинка может дублироваться в нескольких приборах (видеоплеере, медиасервере и т. п.), а самый дорогой их компонент — это усилители, которые не всегда достаточно мощные, и не всегда их так много, как хотелось бы.
К примеру, если дома уже обустроено помещение с домашним кинотеатром и мощными колонками по схеме 7.4.1 (а это три фронтальных, две по бокам, две сзади, четыре сверху и сабвуфер), то понадобится ресивер на 11 каналов. Не всегда удается найти прибор с таким количеством каналов, нужной мощности и за приемлемую цену. В таких случаях обычно используют цифровой процессор аудио.
Многоканальные цифровые процессоры отличаются от ресиверов тем, что не имеют на борту усилителей. Однако они поддерживают больше каналов, обладают передовыми протоколами обработки звука и в целом представляют собой более профессиональные устройства.
Такие ставят в крупных любительских кинозалах, чтобы кормить мощную акустику максимально качественным сигналом. С их помощью можно установить в зале несколько сабвуферов, организовать звук 9.1 и вообще сделать все, чтобы аудио в домашнем кинотеатре было лучше, чем в коммерческом кинозале. Причем это будет выгоднее, чем покупать мощный ресивер на более чем десять каналов.
Стоит также отметить, что некоторые ресиверы умеют играть роль цифровых процессоров и оборудованы выходами с преампов (Pre Out), которые можно подключать к внешнему усилителю в обход встроенных в ресивер.
Также есть один лайфхак. Поскольку самыми мощными должны быть три фронтальные колонки, а их сателлиты требуют уже куда меньше ресурсов, то разумно и кормить их разными приборами. Поэтому связка из усилителя для стереоколонок и ресивера для сателлитов очень популярна и дает возможность закупить все поэтапно.
Блюрэй-проигрыватели обычно имеют собственные декодеры многоканального сигнала и соответствующие аудиовыходы. Все, кроме усилителей. По сути, это процессор и проигрыватель в одном флаконе. К нему подключаются внешние усилители или активная акустика. Такой вариант будет самым компактным и лаконичным, однако проигрыватели уступают процессорам и ресиверам по набору функций и часто не способны декодировать наиболее современные форматы многоканального аудио.
Ресивер для стерео
Хоть AV-ресивер и предназначен для использования главным образом с домашним кинотеатром, многие меломаны подключают его к обычным стереоколонкам. Логика очевидна: не у всех есть возможность выкинуть круглую сумму сразу на 5 колонок, сабвуфер и ресивер, поэтому построить домашний кинотеатр можно поэтапно, начав с необходимого минимума.
Многие ресиверы поддерживают биампинг и триампинг в характеристиках. Это значит, что их можно подключать к стереосистеме и даже установить две колонки и сабвуфер соответственно. Хорошо и то, что ресиверы обычно выдают больше мощности для таких конфигураций, поскольку не нужно питать сателлиты. Таким образом, по мощности и качеству звучания ресивер становится сопоставим с усилителями, а по функциональности и различным фичам легко их превосходит.
Заключение
Ресивер — важная часть многоканальной аудиосистемы. Энтузиасты советуют тратить на ресивер около 30% от стоимости всей аудиосистемы домашнего кинотеатра. При этом, кроме своей основной роли, ресивер может выполнять функции стереоусилителя, аудиокарты, коммутатора устройств и даже радиоприемника. Применений этому прибору великое множество, а поддержка беспроводных соединений и современных форматов аудио и видео делает его не только универсальным, но и актуальным устройством.
Источник
Функционал современных AV-ресиверов: ресивер, ты ли это?
AV-ресиверы уже давно стали этаким эталонным устройством, содержащим в себе практически все для качественного воспроизведения аудио- и видеоконтента в домашней системе. Ни одна кинотеатральная инсталляция не может обойтись без ресивера — здесь он неоспоримо главенствует, попутно играя стерео для меломана.
На данном этапе развития эти аппараты стали поистине универсальными и многозадачными. В угоду постоянно возрастающим требованиям со стороны потребителей, функционал современных ресиверов претерпевает множество изменений, разобраться в которых порой совсем не просто. В этой статье я постараюсь осветить наиболее значимые моменты, опираясь на которые, читатель сможет сориентироваться во всем разнообразии ресиверов.
Звук — в первую очередь
Несомненно, один из важнейших критериев при выборе AV-ресивера — его соответствие современным конфигурациям для подключения кинотеатральной акустики. Как правило, у современных устройств начальной конфигурацией является 5.1.
Обладая данными параметрами, ресивер озвучит пять колонок и один сабвуфер. Продолжают линейку конфигураций системы 5.2, 7.1, 7.2, 9.1, 9.2, 11.1 и11.2. Также встречается формат 13.2, но пока что это удел топовых ресиверов от пары-тройки производителей. «Золотой серединой» будет поддержка 7.1 или 7.2 — такие системы позволяют добиться довольно высокого уровня озвучивания видеоряда.
Таким образом, выбор ресивера в первую очередь должен основываться на том составе системы, которая уже есть у кинотеатрала либо же рассматривается к покупке. Также не стоит забывать об импедансе акустики — не будет лишним убедиться, что она совместима с ресивером, на который пал выбор.
Если в планах, помимо просмотра фильмов, есть организация с помощью ресивера стереопары — обратите внимание на поддержку выбранным устройством высококачественных форматов аудио: FLAC и DSD. Обычно, поддержка таких форматов означает, что у ресивера на борту установлен выделенный ЦАП, что благоприятно скажется не только на прослушивании музыки, но и на озвучивании фильмов. Для гурманов на рынке есть даже модели со встроенным фонокорректором.
Несколько слов о мощности: естественно, чем мощнее ресивер — тем он дороже. Но если размер помещения, в котором предполагается обустройство кинотеатральной/меломанской зоны, не превышает 20 квадратных метров, будет вполне достаточно ресивера с рядовыми показателями мощности — это 80–110 Вт.
Но и корреляция с акустическими системами также важна. Здесь нужно помнить, что мощность, которую производитель указывает в характеристиках ресивера — это, как правило, пиковая нагрузка на один канал, и все каналы единовременно воспроизвести такую мощность не смогут. Но это не повод для беспокойства, так как при озвучивании видеоряда практически не встречаются такие сцены, где пиковая мощность понадобится одновременно во всех каналах ресивера.
К этой же теме близок еще один параметр, которому многие придают большое значение — это класс усиления, который используется в ресивере. Большинство из них работают либо в многоуважаемом классе АВ, либо в классе D. Стоит учесть, что работа в классе АВ сопровождается значительно большим выделением тепла, чем в случае с классом D.
Следовательно, вокруг такого ресивера должно быть достаточно пространства для его комфортного и своевременного охлаждения. Ресиверы с усилением в классе D менее требовательны к охлаждению, но ставить их в платяной шкаф все же не стоит.
К этому же пункту можно отнести функцию автоматической коррекции звучания в соответствии с помещением, в котором будет оборудована кинотеатральная система. Такая опция присутствует практически во всех современных ресиверах. На сегодняшний день существует несколько ее вариаций (Audyssey, YPAO, DCAC и другие). Одной из самых удачных среди них считается Audyssey. Эта функция значительно облегчит процесс настройки и согласования акустики с помещением.
Отдельное внимание стоит обратить на поддержку системы мультирум. Данная опция позволяет ресиверу озвучивать несколько зон (комнат). Таких зон может быть две, три и более — в зависимости от возможностей ресивера. При этом в каждую из зон возможна трансляция звука как из одного, так и из разных источников одновременно. Мультирум может быть как в проводной, так и в беспроводной реализации. И если с проводной реализацией все ясно, то о беспроводной поговорим в следующем разделе.
Подключения с проводом и без
Несомненно, одним из самых распространенных вариантов коммутации в этом сегменте является HDMI. Этот интерфейс можно встретить практически на всех современных мультимедийных устройствах. Поэтому, конечно же, важно, каким количеством входящих портов HDMI располагает ресивер.
Число портов стоит соотнести с количеством устройств, которые будут подключены к ресиверу по этому протоколу — будь то игровая приставка, Blu-ray-проигрыватель или телевизор. Как правило, современные модели AV-ресиверов имеют 4–6 и более входов HDMI.
Не будут лишними и разъемы USB. Для использования внешних носителей информации лучшего способа подключения пока не придумали.
Рассматривая беспроводные интерфейсы, стоит учитывать, какие из них будут актуальны для конкретного покупателя. Потому как в настоящее время в арсенале ресиверов можно найти практически все существующие протоколы и интерфейсы беспроводной передачи данных: Bluetooth, AirPlay, DLNA, Wi-Fi (часто даже двухдиапазонный — 2.4 и 5 ГГц), а так же всевозможные стриминговые сервисы для меломанов (Spotify, Tidal, Deezer и т.п.).
Отдельно стоит выделить беспроводную реализацию системы мультирум, так как для обеспечения ее работы необходима поддержка особых мультирум-платформ как самим ресивером, так и участвующей в мультируме беспроводной акустикой. Одни из наиболее популярных платформ: Sonos, MusicCast, HEOS, DTS Play-Fi, AirPlay 2 и Chromecast.
Все это создано для того, чтобы облегчить пользователю процесс создания и управления зонами мультирум: большинство из платформ имеют в своем арсенале как приложение для смартфона, так и управление с помощью различных голосовых ассистентов.
Кстати, о голосовых ассистентах. При определенных сценариях эта опция значительно упрощает управление функционалом AV-ресивера. Устройство может как поддерживать работу со всеми голосовыми ассистентами сразу (Amazon Alexa, Google Assistant, Apple Siri), так и работать только с каким-либо одним из них.
С помощью голосовых команд можно включить или выключить AV-ресивер, регулировать громкость, полностью управлять воспроизведением музыки, отключить/включить звук, изменить выбранный вход на AV-ресивере, связать или отменить связь комнат в мультирумной настройке системы, контролировать воспроизведение музыки в разных комнатах.
В общих чертах, такая опция несет в себе дополнительный полезный функционал, который выводит управление ресивером на качественно новый уровень.
К такому же полезному дополнительному функционалу можно отнести приложение для смартфона, с помощью которого пользователь имеет доступ к большинству функций ресивера. Перед покупкой устройства стоит уточнить наличие такого способа управления — конечно же, если эта опция актуальна для покупателя.
Работа с видео
Разрешение 4К с каждым годом все увереннее осваивает гигабайты контента на просторах сети. Теперь можно смотреть потоковое видео в таком разрешении даже на популярных видеохостингах. Если телевизор, который будет работать в паре с AV-ресивером, имеет разрешение 4К, логично выбрать ресивер с поддержкой такого же разрешения. То же касается и HDR — не все ресиверы способны сотрудничать с HDR-телевизорами, не урезая этот функционал у последних.
Некоторые из AV-ресиверов имеют дополнительные средства для обработки видеопотока. В результате получается некий апгрейд картинки, который в ряде случаев позволяет более комфортно воспринимать визуальную информацию посредственного качества на телевизорах с высоким разрешением.
Раз речь зашла о телевизорах, то сразу стоит упомянуть о так называемых Smart TV. Такой телевизор очень часто сам выступает в роли источника контента, и все, что требуется от ресивера — это качественная озвучка происходящего на экране.
Для таких ситуаций в некоторых ресиверах предусмотрен разъем HDMI ARC (Audio Return Channel) или eARC. Он позволяет использовать один кабель HDMI как для входящего в ресивер, так и для исходящего из ресивера сигнала, таким образом избавив сетап от лишних проводов. Конечно, такая коммутация возможна, если телевизор также имеет разъем HDMI ARC на своей панели.
Некоторые из моделей современных AV-ресиверов способны еще и на видео мультирум. Проще говоря, они могут обеспечить одновременно два монитора видеоконтентом.
Выводы
Разумеется, выбор подходящего ресивера — совсем не простая задача. Часто создается впечатление, что производители, оснащая ресивер обилием программных фишек и различных надстроек DSP, ставят перед собой только одну цель — испугать потребителя массой сложнопроизносимых названий и аббревиатур. Даже чтобы просто озвучить каждую из возможных опций, которая доступна в том или ином AV-ресивере — пришлось бы выйти за рамки лаконичной вводной статьи.
Если же рассматривать сегмент ресиверов в целом — безусловно, это одни из самых сложных и многофункциональных устройств на современном AV-рынке. Но бояться их не стоит. Как правило, после этапа первичной настройки ресивер не причинит пользователю особых беспокойств.
Источник