Колонка как журналистский жанр
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 26.08.2020 2020-08-26
Статья просмотрена: 564 раза
Библиографическое описание:
Мишурова, Я. А. Колонка как журналистский жанр / Я. А. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73314/ (дата обращения: 08.11.2021).
В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.
Ключевые слова: колонка, авторская колонка, автор, жанр, авторское мнение, информационный повод.
Благодаря стремительному развитию информационных технологий и Интернету большинство СМИ покоряет новые онлайн-площадки. Многие такие издания позволяют журналистам высказывать свою точку зрения на своих страницах. Данная тенденция дала возможность рассматривать авторские колонки как журналистский жанр.
Историей появления колонки принято считать путь от типографского элемента к рубрике, а от рубрики к жанру. Разновидности заметки, интервью, репортажа, комментария существуют с давних времен, но они прошли долгий путь совершенствования и изменений.
Так, колумнистика берет свое начало в западной печати в XVIII веке. Что касается России, то здесь развитие началось уже в XIX веке, однако для советского периода характерно искусственное ограничение развития жанра, поскольку тоталитарному режиму противоречила авторская публицистика, отражающая самостоятельную точку зрения на события.
Появлению колонки как таковой послужила цель в уменьшении объема текста и повышения окупаемости газеты, так текст начали разделять на столбцы.
Такой формат начал набирать популярность, и в XIX веке в колонке стали появляться остро социальные проблемы мира. Начало XX века ознаменовалось расцветом авторских колонок. Они стали обязательным элементом всех крупных газет и журналов, наличие авторитетного колумниста в издании было многоговорящим. Главными темами в мировой практике XX века были общественные, политические и феминистские. Так, в связи с приобретенным значением в журналистике второй половины XX века авторская колонка из рубрики трансформировалась в отдельный жанр.
Например, в 1960–1970 гг. было не так много колумнистов. Газета, как правило, имела одного или двух авторов, обладающих полномочиями составлять колонку — Перегрин Уорстхорн в «Sunday Telegraph», Бернард Левин в «The Times» (и ранее в «Daily Mail»), Кэтрин Уайтхорн в «The Observer». У Джилл Твиди в «The Guardian» был свой определенный стиль, манера подавать информацию: феминистское мышление часто было выражено вспыльчиво. Она также умела делиться своим жизненным опытом таким образом, чтобы это не казалось чрезмерно навязчивым. Популярные женщины-колумнисты в таблоидах — Жан Рук в «Daily Express» и Линда Ли-Поттер в «Daily Mail» — казались в свое время авторитетными национальными деятелями.
Тогда (и сейчас) запас идей колумниста должен был иметь широкое разнообразие мнений по многим, если не по всем вопросам. Для того, чтобы привлечь аудиторию автору иногда необходимо быть возмутительным и сенсационным, а также информативным и интересным. Иногда благодаря содержащимся оскорбительным высказываниям в колонке определенные газеты становились пиком продаж и популярности, что мы можем заметить и сейчас. Часто в качестве своих целей колумнисты выбирали членов Королевской семьи, поскольку они, как известно, не отвечали на нападки журналистов.
Затем, по мере того, как шли годы, количество колумнистов только возрастало. И сегодня в такой газете, как «The Times», работает по три-четыре постоянных автора в день. Разумеется, конкуренция стала намного больше — Интернет и блоги открыли новые возможности для написания текстов, получения информации и формирования мнений. Преимущество колонки в авторитете ее автора, который зависит от того насколько достоверно журналист анализирует проблему в своем материале. Аудитории важно ознакомиться с публикацией человека, который обладает широкой палитрой знаний и умело анализирует и предоставляет контент.
Разные колумнисты по всему спектру журналистики выбирают для себя выполнение определенных функций: газеты отличаются от журналов, печатные издания от сетевых, телевидение от радио. Это очевидные вещи, и поэтому каждый журналист должен учитывать рынок, для которого он пишет или говорит.
Так, некоторые колумнисты успешны, потому что развлекают читателя — Род Лиддл — автор с очень высоким коэффициентом развлекательного контента. Некоторые журналисты желают развлекать и провоцировать: Джули Берчилл выполнила эту роль более чем блестяще. Сегодня в этом жанре ее сменила Кейтлин Моран: хотя голос шокирующей молодой феминистки может сохраняться только в течение определенного промежутка времени, не становясь повторяющимся клише.
Колонка — уникальное и невероятно интересное явление в журналистской теории и практике, поскольку совмещает в себе элементы нескольких жанров журналистики, например, рецензию, комментарий, обозрение или обзор.
Востребованность колонки выражается также и в том, что она обладает критериями наглядности, четкости, ясности и конкретности изложения. Особенно эти черты ярко выражены в онлайн-СМИ. Традиционные печатные СМИ (газеты или журналы) нацелены на то, что читатель сможет в любой момент вернуться к тексту. С интернет-изданиями ситуация гораздо сложнее, если пользователь сети изначально не оценит по достоинству начало колонки, он прекратит чтение этого материала и, как следствие, покинет сайт.
Более того, популярность колонка заслужила и благодаря тому, что срабатывает психологический аспект: человеку всегда интересно знать, как на ту или иную ситуацию смотрят другие люди, как они оценивают происходящие события и явления.
Некоторые теоретики журналистики высказывают мнение о том, что колонка как полноценный жанр еще не существует. Однако и сторонники этого мнения, и сторонники противоположного утверждают, что есть все основания считать, что формирование этого жанра уже началось.
Ведь сегодня мы можем обратить внимание на первую полосу газеты или журнала, страницу сетевого издания, на которых появляется авторская колонка главного редактора или редакционного коллектива — редакционная статья, которая выражает мнение руководства издания по какому-либо вопросу. Это было актуально, например, для журнала «Русский репортер». Более того, подтверждением существования колонки как отдельного жанра являются и авторские программы на телевидении и радио.
Верно Г.С Мельник замечает, что «колонка — качественно новый жанр, призванный к жизни запросами суток и массовой аудитории» [1].
И все же споры продолжаются. Теоретики журналистики одного направления считают, что колонку можно относить к отдельной рубрике на газетной полосе: «Говоря о колонке, имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска» [2].
Другие исследователи делают акцент на том, что колонку можно обозначить как вид комментария или разновидность эссе: «Колонка — это рубрика, персонально закрепленная за конкретным журналистом, по сути своей — авторское высказывание, близкое по жанру к эссе» [3].
Так или иначе, можем сделать вывод, что колонка всегда предполагает общение с аудиторией. И если в комментарии и эссе диалога может не быть, то в колонке данный фактор обязателен и является основополагающим.
Жанр колонки способен совмещать себе несколько жанров: некоторые компоненты эссе (содержать точку зрения и раскрывать ее в материале); фельетона (может иметь построение и звучание в ироничном тоне). Это затрудняет ее анализ.
Авторская колонка отличается тем, что журналистом выдвигается не просто констатация какой-то проблемы, а ее субъективное видение. Автор анализирует факт, основываясь на своей системе восприятия жизни. Он знакомит читателя не только с центральным вопросом материала, но и предлагает свое осмысление действительности.
Текст колонки способен быть сугубо аналитическим или сугубо событийным. Но в любом случае и событийный, и аналитический материал может использоваться для продвижения (как в прямом, так и в скрытом виде) мнения автора и его оценок. То есть колонка вполне может стать материалом агитационным, агитирующим за авторский взгляд, за авторскую позицию и, соответственно, против критиков этой позиции.
Каждый из таких текстов, безусловно, связан с конкретным информационным поводом. Как следствие, наличие информационного повода диктует необходимость написания материала. Если конкретного инфоповода нет, автор при помощи жанра колонки может высказываться на какую-либо иную тему. Но даже в этом случае авторское мнение всегда можно постараться определенными приемами превратить в факт или событие.
Сделать из любого авторского мнения событие, заслуживающее внимания, — это главная цель, сверхзадача каждого колумниста, обсуждающего общественно-политическую или иную тему.
Таким образом, основная цель колонки — заинтересовать, привлечь внимание к выдвинутой проблеме у аудитории. Для более полного контакта с аудиторией зачастую колонку дополняют личной фотографией ее автора.
Исследователь С. С. Успенская отмечает один из ключевых моментов жанра — автор текста обычно с известным именем, он обладает авторитетом и, как следствие, его мнение интересно аудитории [4].
Авторская колонка, основанная на личности журналиста, вполне очевидно занимает важное место в журналистской практике, потому что аудитории интересно знать персональное мнение какого-либо лица, и чаще всего это лицо является авторитетом.
Колонка — это возможность переплетения нескольких жанровых форм, что делает текст более ярким и запоминающимся. Это выразительная речь, стилистическое разнообразие. Это личность автора со своим особенным имиджем и авторитетом. Это жанр, который может носить и поучительный характер, и ироничный. Но уже во многих текстах можно отметить такую тенденцию, как изменение ораторского пафоса и пропагандистского смысла авторской колонки на доверительный тон со стороны журналиста.
Источник
Авторская колонка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Колонка — это жанр журналистики, который представляет собой авторское высказывание на актуальную тему, публикуемое с определенной регулярностью в одном издании и размещаемое на постоянном месте в журнальной или газетной полосе (либо на сайте).
Понятие и история развития колонки как журналистского жанра
В современной журналистике термин «колонка» используется в трех значениях:
- В первом случае под колонкой понимается столбец на газетной полосе, оформленный особым образом и являющийся важным приемом выделения материала при решении определенных задач (например, подборка материалов, цитаты, статистические сведения, опросы и т.д.).
- Во втором значении под «колонкой» подразумевается авторская рубрика. В этом случае колонка выполняет другие задачи – выводит на газетную полосу имя автора. Главной задачей колонки этого типа является закрепление интереса определенной части аудитории за автором.
- Третье значение «колонки» — особый жанр журналистики, актуализирующий личные переживания автора по какому-либо поводу в форме демонстрации точки зрения субъекта высказывания.
В движении от рубрики к жанру колонка почти повторила путь фельетона. Сначала в крайней колонке помещалась информация, на которую хотела бы обратить внимание газета – экстренные новости, объявления, официальные сообщения и т.д. Но со временем содержание колонки сместилось в сторону частной жизни. большой интерес у читателей в 19 веке вызывали колонки сплетен, где публиковались сообщения о текущей жизни жителей города – свадьбах, рождениях, помолвках, отпусках и т. д. Таким образом, колонка стала местом на полосе, где из публикуемых на регулярной основе фрагментов формируется картина жизни частного человека. То есть колонка стала выполнять бытописательскую функцию.
Затем в такой колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты журналистских жанров, имеющих ярко выраженное авторское начало – эссе, комментарии, обозрения, обзоры, рецензии.
Особенности авторской колонки
Авторская колонка – это текст, в котором отражаются чувства журналиста, его опыт, взгляды на что-либо.
Готовые работы на аналогичную тему
Главной целью автора колонки является выражение собственного мнения, подтверждаемого при этом фактами.
Инфоповодом к статье для авторской колонки может стать как крупное происшествие, так и небольшое событие. Иногда журналисты пишут о какой-либо личности, раскрывают характер героя. на первый план при этом выдвигаются чувства самого автора, его взгляды и суждения.
Главная функция авторской колонки, ее целевая установка – демонстрация точки зрения субъекта высказывания в связи с какой-либо ситуацией с целью обратить внимание читателей не только на ситуацию, но и на характер ее оценки.
Именно личность автора становится главным смысловым ядром жанра. И этим обусловлена такая специфическая особенность авторской колонки, заключающаяся в том, что ее ведет авторитетный человек – специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, известный человек (политик, писатель), автор, обладающий талантом говорить интересно обо всем. На первый план выступает процесс демонстрации мнения.
Метод, применяемый в данном жанре журналистики – образный анализ.
Образный анализ – это сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, а также их оценка, прогноз дальнейшего развития) и художественного обобщения. Колонка в этом смысле занимает пограничную позицию между художественно-публицистическими и аналитическими жанрами в традиционной классификации. По классификации Л. Е. Кройчика авторская колонка входит в группу исследовательско-образных жанров.
Форма и содержание авторской колонки
По своему содержанию авторская колонка – это цепочка событий, явлений, фактов, с которыми автору приходится непосредственно сталкиваться или которые, на его взгляд, являются наиболее актуальными в данный момент, а также рассуждений, порождающих эти события и факты. Журналист предлагает читателю свою точку зрения на реальную действительность. Таким образом, его статьи становятся неопровержимыми свидетельствами эпохи и одновременно с этим оригинальными художественными произведениями.
На первом месте выступают не явление или факт, а отношение автора к этому явлению или факту. В авторской колонке журналист рассказывает о собственных впечатлениях, о своем личном опыте, демонстрирует свое мнение.
Что касается, формы, то колонка является свободным повествованием, которое включает в себя элементы других жанров, от небольшой заметки до эссе. Но все эти элементы в повествование включаются исключительно для того, чтобы усилить авторскую манеру письма, авторскую аргументацию, максимально «интимизировать» повествование и сделать читателя собеседником, соучастником повествования. Авторская манера письма сохраняется от колонки к колонке, что делает ее узнаваемой читателями.
В авторской колонке грамматические конструкции и формы, а также приемы организации создают атмосферу внешней безыскусности (при этом сохраняется тщательная стилистическая обработанность, смысловая сложность и многомерность) и исповедальности. Эти приемы вызывают у читателя ощущение соучастия, личного контакта. Особенности такой манеры, как интимизация проявляются во всех колонках, где-то в большей, где-то в меньшей степени. В конечном итоге выбор степени интимности и применение стилистических средств зависит от конкретного автора.
По мнению ряда исследователей, к жанрообразующим факторам также относятся и языковые средства, применяемые в тексте, или форма авторского присутствия. По мнению других исследователей, эти факторы входят в понятие содержания и формы.
Рассматривая жанрообразующие факторы, которые позволяют определить колонку как отдельный журналистский жанр, следует отметить, что хоть тексты колонки и обладают отчетливыми отличительными признаками, специфика данного жанра, заключающаяся в сильном авторском начале, внимании к форме и стремлении к самовыражению не позволяет его ограничивать строгими рамками. В связи с этим для жанра колонки, так же, как и для эссе, характерна некоторая степень размытости жанровых границ.
Источник