Штатная акустика bmw e53

Аудиосистема в BMW X5

Студия: «СТ-Вариант». Руководитель проекта: Игорь КОМАРОВ

Вы, когда в ресторан идёте, где место занимаете, внутри или снаружи, на свежем воздухе? Зависит, конечно, от погоды и от города, где происходит дело…

INDOORS или OUTDOORS?

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: Alpine CHA-S634
  • Процессор: Audison bit one
  • Усилители: Audison LRx 6.9, LRx 4.5, LRx 1.1k
  • Акустика: Hertz Space 8, Morel CDM54, MT23, E.O.S. DM 150
  • Сабвуфер: Kicker S12L7

В Париже, например, или в Барселоне какой-нибудь что в помещении-то сидеть? Здесь на вопрос, заданный официантом на общепринятом международном языке (английский с сильным местным акцентом), «Indoors or outdoors?», ответить можно без слов, ткнув пальцем в сторону террасы с цветочками. В других городах… на круг, я думаю, придётся 50/50.

Такая пропорция была положена и в основание этого проекта, что сделало его несколько необычным. Автомобиль, как видите, для нашего города как раз довольно обычный, это в Париже или Барселоне какой-нибудь его будут с любопытством рассматривать, «le иномарка, bien sur». А у нас это не иномарка, а BMW, и как раз с учётом этого обстоятельства начали проектировать систему. Хозяин X5 приехал, чтобы поставить в машину музыку особого свойства, но начал с мягкого, как победитовое сверло, пожелания оставить на месте штатное головное устройство. Не потому, что его звучание так нравилось, это было бы странно, а ради сохранения исходного стиля интерьера. Штатная «голова» выглядит просто, но она здесь на месте, а нештатная… Сам владелец это сформулировал довольно метко: «В BMW даже дорогое головное устройство отдаёт «Пролежнем». Сильно сказано, пусть и небесспорно, но машина — его, за ним и последнее слово.

Читайте также:  У меня не работают передние гнезда для наушников

Но главным было не это требование. Система должна была стать «двухрежимной»: мощный, на «клубном» уровне звук в салоне и возможность мгновенной трансформации системы в мобильную дискотеку на открытом воздухе («аутдорз», как сказали бы мы на международном, если бы служили официантами). Оставив выбор техники для «индорз» на усмотрение студии, владелец привёз компоненты дискотеки: пульт, вертушки и что там ди-джеям ещё полагается… Нет, не это, мы — о технике, а с этим — в журнал «Химия и жизнь».

Проектировать систему начали одновременно с двух концов: на одном акустика, на другом — источник. В отношении источника была выбрана «мера пресечения»: штатное головное устройство с экраном осталось на месте и даже почти нетронутым, что позволило ему продолжать работать дисплеем бортового компьютера, навигационной системой и показывать ТВ (тюнер у X5 был в штате). Вмешательство в штатную «голову» было направлено на придание ей роли транзитного звена в системе. Вывели «линейки» (своими силами, но на основе технологии ERTA, в наших широтах крайне популярной), учинили линейный аудиовход (таким же способом). С помощью готового эртовского адаптера подцепили к штатному устройству CD-чейнджер Alpine. Он-то и стал главным источником в режиме «индорз». Штатная «голова» работает центром управления и переключения источников. Второй источник — то самое ди-джейское хозяйство. Которое «аутдорз».

В это время на другом участке фронта возникала акустика. С самого начала, учитывая двойное назначение, да и вообще требования к звуку, ориентировались на акустику с 8-дюймовыми мидбасами. Это почти автоматически (хотя есть единичные исключения) означает трёхполосную систему, грешно заставлять басовик сабвуферного калибра играть до 3 — 4 кГц. Басовые головки Игорь, научный руководитель проекта, выбрал сразу, без колебаний, Hertz Space 8. 8-дюймовые головки с исключительно маленькой посадочной глубиной вследствие применения фронтальной магнитной системы. Из-за этого выбрал? Нет, в двери X5 можно было бы впихнуть и «восьмёрки» более традиционных габаритов. Просто именно эти Игорь считает лучшими по звуку в своей категории, что, кстати, доказывает ежедневно: у него в своей машине стоят именно такие. («И будут стоять», — добавил Игорь). Хотя, если честно, габариты Space всё-таки помогли делу…

Для размещения «восьмёрки» в двери там выстроили подиум с небольшим наклоном, материалом послужил стеклокомпозит и твердеющий от нагрева пластилин. Двери при этом лишились одного из двух карманов (меньшего), но это — невеликая плата за ресурсы, предоставляемые «восьмёркой». СЧ и ВЧ-звенья фронтальной акустики взяли марки Morel: ставший классическим купольный мидрейндж CDM54 и пищалку MT23. Среднечастотник ушёл под «родную» решётку у лобового стекла, пищалка — в треугольник зеркал, компоновка штатной акустики здесь оказалась более разумной, чем у многих других машин. Углы установки и СЧ, и ВЧ, разумеется, после пробных прослушиваний стали иными, нежели были «в штате».

Тыловая акустика… Трудный момент, сразу не скажешь, сколько полос. Арифметически — две, акустически — две из трёх. Дело в том, что тыл состоит из такого же НЧ-излучателя, что и фронт, и купольного среднечастотника, без ВЧ-звена. Это оказалось оптимальным вариантом совмещения функций. При открытых дверях тыловая акустика работает как бы колонками на авансцене, в «индорзе» вносит свой вклад в общее звуковое давление. Но не размывает фронтальную звуковую сцену.

Сабвуфер был обязан встать «в уровень» с фронтом и тылом. Этого достигли выбором головки: квадратный 12-дюймовый Solobaric по площади диффузора равносилен «пятнашке» обычных форм, при этом готов работать из не самого большого объёма. Все усилители — Audison LRx разной (по месту применения) канальности. Шестиканальный LRx 6.9 работает на фронт, четырёхканальный LRx 4.5 — на двух (из трёх) полосный тыл, моноблок LRx 1.1k — на сабвуфер, всем в итоге всего хватает.

Двигаясь к центру схемы, обе бригады, таким образом, достигли точки встречи. Успех встречи должен был обеспечить поджидавший здесь процессор Audison bit one. Бригада «головастиков» воткнула к нему на вход два межблочных кабеля, выведенные из штатной «головы», бригада акустиков межблочников приготовила побольше, хотя и покороче. Процессор поделил входной сигнал на полосы для фронта (басовики работают от 60 Гц, среднечастотники — от 1 кГц, пищалки — от 5 кГц) и низкочастотный сигнал для сабвуфера (от 60 Гц и ниже), вставив всюду требуемые для сведения сцены временные задержки. И выдал широкополосный, но тоже с требуемой временной задержкой сигнал на усилитель тылового звена, там деление полос выполняется кроссоверными модулями усилителя.

Любопытно, что блок дистанционного управления процессором устанавливать не стали, на этом настоял хозяин.

Для монтажа аппаратуры в багажнике решили пожертвовать запасным колесом (у половины машин его сейчас вообще нет и не полагается, что тут такого?). В нишу запасного колеса уходит прямоугольный ящик сабвуфера (объёмом 25 л), под ним как был, так и остался аккумулятор, минусовую клемму заменили «нашей», позолоченной, плюсовую оставили «родную», потому что — с отстрелом. Вокруг сабвуфера подковой встали все три усилителя и процессор. Для цветовой гармонии подсветку логотипов заменили созвучной остальной в автомобиле (была, разумеется, синяя).

Корпус сабвуфера конструктивно объединён с верхним фальшполом (на нижнем стоят усилители и процессор). Верхний фальшпол — фрезерованный из MDF, так, чтобы стекло встало вровень с верхней плоскостью, и поднимается на петлях не без помощи газовых упоров. Режим «индорз», таким образом, полностью обеспечен техникой. А другой режим? Для него в нише левого крыла установили блок преобразователя 12/220 В мощностью 1,5 кВт, когда надо, сюда включается вся дискотечная техника, а безупречно плоский пол багажника превращается в стол ди-джея. Теперь остаётся лишь выбрать: индорз или аутдорз?

Благодаря адаптеру ERTA на дисплей выводится и информация с CD-чейнджера

«Восьмёрки» в передних дверях вытеснили один из карманов, но в целом геометрию нарушили мало

В задних дверях стоит своеобразная акустика, как бы усечённая трёхполоска

Пол вывели точно вровень с откидной дверью

Лозунг на стекле в равной мере относится и к машине, и к аудиосистеме

Установленный на мощный басовый фундамент, женский голос кажется уменьшившимся в размерах, однако звучит на удивление деликатно, без малейшей резкости или колючести и приковывает к себе внимание, как… ну представьте себе: слева Валуев, справа Карелин. Между ними — Чулпан Хаматова. Вы на кого смотрите? На тех, кто покрупнее? Семь барабанов по ходу представления несколько меняют тембр, он «рассветляется» при движении к правой стойке, при этом левый находится левее левой, а правый — правее правой, это — безусловное достижение и для «однорежимной» системы. На соло ударных у тарелок не «обрезаны» хвосты послезвучий, чем нередко грешат процессорные системы, барабаны бьют мощно, от души. Тембр саксофона показался несколько непривычным, а бас-гитарист почувствовал себя главным в составе блюзового коллектива, к сожалению, главнее других почувствовали себя и отдельные струны на его инструменте. А голос, на этот раз мужской, вновь звучал почти безупречно, вокал у этой системы явно в фаворе.

Игорь сказал: кроссовером и временными задержками bit one работали, эквалайзер — не трогали. Это видно, можно было и тронуть в паре мест. Мощь (и особенности) звучания басов, отмеченные при прослушивании, находит и приборное подтверждение: на самом низу явно выделяется полоса вокруг «клубной» частоты 35 — 40 Гц, суббасу активно помогает сплочённый коллектив дверных «восьмёрок», на этом фоне всё, что выше 400 Гц, проигрывает по уровню, но это, впрочем, как раз соответствует пожеланиям заказчика. Однако на его месте мы бы с этой страницей ещё раз заехали в студию и попросили разобраться с нерегулярностями в полосе 400 Гц — 2 кГц, не исключено, что это можно будет сделать, и не очень налегая на эквалайзер, поиграв с частотами раздела.

Источник

Elsheep-Team

BMW X5. E53. установка новой аудиосистемы

By admin on 01 Август 2011

автомобиль – БМВ Х5 , в кузове Е53 .

Клиента не устраивало качество звука в автомобиле. Вариант с подключением новой аудиосистемы к штатному головному устройству не понравился.

Было принято решение установить магнитолу Alpine 117Ri и сохранить управление ею с рулевого колеса.

Оставался открытым вопрос – куда ее поставить? Клиенту не понравилась идея убрать штатное головное ус-во и на его место, через переходную рамку, установить Alpine, как это делается обычно.

Начали думать, рассматривать салон и нашли интересное место – бардачок со сдвижной шторкой, который расположен между водительским и пассажирским сиденями. После замеров стало ясно – туда можно встроить магнитолу, но при этом придется много чего переделать (об этом дальше).

Система была предложена следующая (достаточно стандартная) : установка 2-х полосной акустики Audio Development AD600, установка тыловой акустики JBL, установка 4-х канального усилителя Vibe LiteBB, изготовление и установка сабвуфера стелс в нишу правого заднего крыла (в багажнике).

Еще одно пожелание очень хотел использовать в машине плеер Ipod. Alpine подошел под эти требования в самый раз. К 117 голове Ipod запросто подключается через кабель, который идет в комплекте.
Была закуплена аппаратура и работа закипела.

Полностью разобран салон. Для шумоизоляции и прокладки проводки.

Но БМВ не так то просто и разобрать. Слишком большое количество проводки, слишком много жгутов и различных крепежей.

«Зашумить» этот автомобиль по стандартной схеме, когда кладется «сендвич» из двух-трех материалов на всю поверхность пола, боковых панелей и т.д. – просто невозможно. После такой обработки Вы не сможете собрать салон обратно.
Поэтому приходилось изыскивать максимально возможные для обработки плоскости.

Штатная «шумка», в отличие от многих других автомобилей, весьма приличная. Особенно это касается пола и арок. На внутренних поверхностях мы встретили стандартный подход:

В дверях – вообще ничего

Дальше – фотографии стандартного процесса шумоизоляции дверей и остальных частей:


поработав над салоном мы добрались до багажника. Разумеется, его сначала зашумили.

а после этого начали думать над тем, как и где мы будем размещать оборудование.
На наше счастье существуют замечательные компактные и мощные усилители Vibe серии Litebox .
Мы выбрали 4-х канальник мощностью 4х90 Ватт (4 Ома) или 2х90 Ватт + мостовое включение на 250 Ватт. И все это при более чем скромных размерах.
Долго думали над местом его размещения, т.к. ставить его на виду мы не хотели, да и Клиент не горел желанием «открывать» инсталляцию посторонним взглядам.
Достаточно сильно переработали нишу возле аккумулятора и сконструировали специальный небольшой двухэтажный подиум.
На первом этаже разместился какой-то штатный блочок, перенесенный с боковой стенки. на втором этаже разместился усилитель. У усилителя в днище есть встроенный вентилятор. Для его полноценной работы между вторым и первым этажами сделан специальный лючок, через который «ходит» воздух.
в собранном виде конструкция выглядит так

справа можно заметить штатный радиоблок.

Переднюю акустику сначала планировали поставить 3-х компонентную Hertz серии Hi Energy, но выяснилось, что у поставщиков такой акустики в наличие нет. Начали искать альтернативу и выбрали 3-х компонентную акустику Audio Development 6.3
Закупили, получили от поставщиков и в момент когда доставали из коробки СЧ-динамик, поняли, что он не влезет в штатное место на торпедо. Слишком большой.
После некоторых раздумий поменяли эту акустику на Audio Development AD600
На ней и остановились.
Почему выбрали 2-х компонентную вместо 3-х?
во-первых – простота инсталляции («жесткий инсталл» не входил в наши планы ни по времени, ни по бюджету)
во-вторых – приняли решение размещать акустику в штатных местах в дверях, а места в торпедо оставить нетронутыми.
вот она штатная акустика, которую мы поменяли:

а вот штатные места под пищалку. дырка есть, а пищалки нет

Мидбасы были установлены на штатные места с дорабткой – мы изготовили переходные кольца, которые крепятся к двери на болтах.

тыловая акустика тоже установлена через переходные кольца. Выбрана акустика JBL, т.к. на нее не делалось акцента. Она выполняет роль «подзвучки».

Осталось дело за сабвуфером. Клиент категорически не хотел ставить что-либо готовое в багажник, а хотел скрытую установку.
Был предложен стандартный вариант – изготовление сабвуфера-стелс в правую обшивку багажника. У БМВ Х5 это весьма удачное место. Там можно «набрать» примерно 19-20 литров и немного «разжать» этот объем синтепоном внутри ящика.

Разумеется, корпус делается закрытым.
Для такой инсталляции требуется сабвуфер с небольшой посадочно глубиной. В качестве такого экземпляра выступил замечательный саб MB Quart RSH252
У него две катушки по 2 Ома, что в последовательном подключении дает 4 Ома, что и было нам нужно.

Процесс изготовления сабвуфера-стелс подробно описан у нас на сайте, в Разделе «Полезно Знать», в статье «Сабвуфер-стелс своими руками»

Здесь же я приведу краткий фото-отчет

Тут дело дошло и до магнитолы. Проверяем – Влезет или нет.


все бы хорошо, но есть нюанс – в консоли практически нет места. мешается воздуховод заднего климат-контроля.
Решения было принято кардинальное – изменяем его геометрию

штатный воздуховод был разрезан на несколько частей. Большинство из них было выброшено. Вместо них мы сделали новые части из стеклопластика и гофрированного шланга (его видно внизу под консолью)

полностью пришлось переделать карман в консоли. Тот, где раньше были подстаканники.

рядом с магнитолой устроились кнопки аварийки и закрытия замков дверей.

в итоге – магнитола спряталась под штатной шторкой

К магнитоле мы подключили Ipod, который подключается к этой модели через USB разъем.

разъем выведен в центральный подлокотник.

Также, через вход AUX к магнитоле подключен штатный CD-чейнджер и радиотюнер. Таким образом мы сохранили возможность использования штатного оборудования, которое Клиент не хотел выбрасывать.

К магнитоле подключен и модуль Bluetooth Alpine 400BT
микрофон от него выведен в верхнюю консоль (где очешник).

Для устранения возможных помех и наводок, все межблочные кабели – высочайшего качества – DAXX R99

Также, на автомобиль был установлен серьезный охранный комплекс.
Все работы заняли у нас примерно две недели

Источник

Оцените статью