- Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы
- Прорицание вельвы о шипах
- Песнь о пятаках и каменных плитах
- И ещё немного об использовании шипов
- Шипы конусы для акустики
- Виброразвязка АС: шипы или ножки?
- Шипы по брендам
- Шипы Audiocore
- Шипы Intertechnik
- Шипы Nordost
- Шипы Soundcare
- Обзоры шипов
- Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray
- Стальные шипы Audiocore Spike: для серийной и самодельной акустики
- Шипы Soundcare: соприкосновение разных материалов
- Конусы Nordost Sort Kones: шариковое соединение
- Конусы Cold Ray: «острием» вверх
- Эксперименты
Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы
Поводом к этой публикации стала дискуссия о шипах после нашей последней статьи об АС Neat IOTA Alpha. Так некоторые читатели утверждали (снабжая комментарии «пруфами»), что использование шипов в качестве развязки между акустической системой и полом гасит паразитные резонансы, таким образом, существенно улучшая звук акустической системы.
Это расхожее представление укоренилось в сознании многих аудиофилов и меломанов, которые, не теряя времени, ринулись приобретать остроконечные подставки под колонки, в надежде получить «тот самый» «божественный звук» (тм) без паразитных вредных резонансов. Однако всё оказалось несколько сложнее, чем просто купить шипы и прикрутить их к системе, так как они (шипы) сами по себе ничего не гасят и не устраняют. Уменьшение площади опоры, безусловно, многократно увеличивает давление в точках соприкосновения с полом, при этом энергия вибрации остаётся практически неизменной и прекрасно передаётся в пол. По какой причине так происходит, и каким образом можно заставить шипы работать рассмотрим далее.
Справедливости ради хочу отметить, что при определённых условиях шипы начинают работать в качестве «звукоулучшителя», но для этого нужны не только шипы и они не являются виброизолятором. Именно поэтому ряд товарищей, которые пишут о «шипованном» эффекте на форумах не всегда лгут и заблуждаются. Для того, чтобы понять, что и как, имеет смысл рассмотреть как сами псевдонаучные воззрения о влиянии шипов, так и вполне научное обоснование того, как они могут работать.
Прорицание вельвы о шипах
Традиционно немного мифологии и юмора.
На самом деле шипы для акустических систем появились в средневековой скандинавии около 9-го века н.э. Суровые викинги интуитивно почувствовали, что такой подход позволит им избавиться от паразитных резонансов, устранить вибрацию корпуса драккара при прослушивании pagan metal и боевых барабанов.
Среди упоминаний о шипах сохранился фрагмент тематической эдды. Привожу небольшой отрывок из этого произведения:
Внимайте мне все священные роды,
Великие с малыми дети Хеймдалля,
О, Один, я расскажу им, о прошлом шипов,
Что выковал Велунд для радости смертных.
В начале времен, когда жил Имир,
Не было в мире шипов для колонок,
А музыки звуки и мощь резонанса,
Драккары в походах трещать заставляли.
Раскалывал лодки тот звук паразитный,
И храбрые воины в хель отправлялись,
Пока не придумал великий бог Велунд,
Шипы, что избавят от вредных вибраций.
Как явствует из эдды, чудесные свойства шипов приписывали великому богу-кузнецу Велунду. Из опыта древних скандинавов их современные последователи сделали вывод:
Для того, чтобы максимально редуцировать передачу вибрации акустического оформления АС соприкасающимся с ним предметам (перекрытиям помещения, полкам, например). Эффект применения шипов основан на радикальном снижении площади контактирующих поверхностей, которая сводится к площади острия шипов/конусов. Важно понимать при этом, что установка АС на шипы НЕ устраняет вибрации корпуса, а лишь снижает эффективность их дальнейшего распространения.
Цитата: пользователь Древний Юзер — audioportal.hi-fi.ru)
Песнь о пятаках и каменных плитах
Но шутки шутками, а если серьёзно, то теория, оправдывающая антивибрационное влияние шипов, гласит о том, что уменьшение площади соприкосновения с поверхностью позволяет уменьшить резонансы. При этом из рассуждений такого плана куда-то исчезает фундаментальный закон сохранения энергии, гласящий среди прочего о том, что энергия (любая) никуда не пропадает. Шип штука твёрдая и, соответственно, является превосходным проводником вибрации.
Грубо говоря, единственное, что делает шип с резонансами – это концентрирует энергию вибрации (резонанса) в точках соприкосновения шипа с полом, а это в сущности ничего не меняет, так как полу передается тоже количество энергии (подробнее о плотности энергии — здесь).
При этом ряд производителей продукции такого рода рекомендует устанавливать их на так называемые «пятаки» (подставки с углублениями). Подставки изготавливаются из металлов с плотностью меньшей чем у шипов (последние, как правило, производят из калёной стали). Подобное решение, с точки зрения физики, обладает незначительными виброизоляционными свойствами, относительно мягкие металлы (медь, алюминий) способны отчасти поглощать резонансы за счет деформации сдвига.
Однако эффект «пятаков» в большей степени обусловлен применением специальных толстых накладок на днище (которые сделаны подобно стандартным ножкам АС из силикона, войлока или ПВХ). Фактически, основным звеном, гасящим вибрации в таких ситуациях, является эластичный поглотитель, т.е. тот самый войлок или силикон, которые имеют значительно большую деформацию сдвига, нежели металлы.
Путь энергии резонанса можно представить следующим образом: шип из твердого металла – проводник вибрации, «пятак» из мягкого металла – частичное поглощение, эластомер – значительное поглощение. Такая система действительно будет работать, но я так и не понял, зачем в ней 2 первых звена. При использовании подобной конструкции многие люди субъективно отмечают существенные изменения в звуке (остается не понятно, сравнение проводилось с голыми шипами или со стандартными ножками АС).
Наиболее эффективным способом антивибрационного применения шипов из всех методик, которые являются True с точки зрения филофонистской философии (аудиофилии) – это применение массивного основания (каменных плит и т.п.). Использование тяжелого основания обосновано тем, что оно действительно способно эффективно гасить ВЧ-вибрации. Особенно это касается АС со сравнительно небольшой собственной массой.
В данном случае, как и во всех предыдущих, шипы применяются в качестве проводника вибрации, массивная гранитная или мраморная плита выступает в качестве поглотителя. Следует также отметить, что таким образом гасятся высокочастотные вибрации, а для НЧ-вибраций имеет смысл размещать под плитой войлок. В случае, если у вас каменный пол, то покупка плит для вас не актуальна.
И ещё немного об использовании шипов
Шипы, равно как и подставки другой формы, могут «помочь» звуку в ситуациях когда нужно чтобы закреплённый на дне АС динамик не терся о подвесами диффузора об пол, например, или когда по тем или иным причинам необходимо просто понять АС на определённую высоту.
Шипы в качестве вибропоглотителя (изолятора) не работают никогда, в связи с тем, что не могут в силу фундаментальных физических законов снизить амплитудуду вибрационных колебаний, но могут быть использованы в системе, которая будет с той или иной эффективностью выступать в качестве развязки колонок с полом.
Для тех кто осознаёт необходимость в шипах, а также для любителей скандинавского эпоса и в нашем каталоге припасено товаров такого профиля (шипов, пятаков) по самым различным ценам от 119 рублей до $ 50-60. Между тем хотим подчеркнуть, что производители акустических систем, которые представлены в нашем каталоге, серьёзно подходят к созданию аппаратуры. Это значит, что продающиеся у нас АС полностью готовы к полноценному использованию (воспроизведению качественного звука) и не требуют дополнительных доработок.
Источник
Шипы конусы для акустики
Для того, чтобы акустические системы, напольные или полочные, звучали наилучшим образом, для них необходимо обеспечить надежную механическую развязку от поверхности, на которой они установлены. Наиболее распространенным и эффективным способом достижения этой цели являются специальные шипы для установки акустики, которые бывают различных размеров, а также имеют различное конструктивное исполнение.
Многие модели напольных акустических систем, а также некоторые полочные колонки комплектуются шипами с винтовой нарезкой, которые вкручиваются в соответствующие резьбовые отверстия в основании корпуса. Такие же шипы для колонок можно приобрести и отдельно – обычно они предлагаются в виде комплекта для оснащения двух колонок (стереопары).
Шипы под акустику могут иметь и более сложную конструкцию — состоять из нескольких частей для лучшей виброразвязки и эффективного гашения паразитных резонансов. Не смотря на общее название, существуют акустические шипы с гладким основанием, безопасным для напольных покрытий – шип, обеспечивающих механическую развязку, в таких опорах спрятан внутри. Впрочем, даже простые шипы для акустических систем можно поставить на специальные металлические опоры – такое решение позволит не испортить пол, и в то же время обеспечит надлежащую защиту от вибраций. Однако необходимо учитывать, что в случае наличия в озвучиваемом помещении толстых и мягких (длинноворсных) ковров или других аналогичных покрытий, оптимальным выбором для установки АС будут именно классические шипы.
Если полочные колонки не имеют отверстий для установки шипов, то в этом случае можно использовать инвертированную механическую развязку, оснастив ими верхние полки стоек для таких колонок.
Виброразвязка АС: шипы или ножки?
Шипы по брендам
Шипы Audiocore
Шипы Intertechnik
Шипы Nordost
Шипы Soundcare
Обзоры шипов
Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray, статья. Журнал «Stereo & Video»
Что такое шипы Soundcare SuperSpikes и зачем их использовать?
Источник
Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray
Виброразвязке компонентов в той или иной мере уделяют внимание сами производители — даже в бюджетных компонентах легко найти примеры того, как крепится силовой трансформатор или транспортный механизм. У аппаратов постарше найдутся силовые элементы корпуса, подпружиненные ламповые панельки или демпфер. Об акустике и говорить не стоит, сейчас разве что пластиковые наборы 5.1 в одной коробке не комплектуют шипами или специальными ножками. Но конечно же, есть и отдельные, внешние устройства для виброразвязки. И есть производители, которые делают эти устройства под разные задачи и разные бюджеты.
С технической точки зрения вибрации и резонансные эффекты в аудиосистемах — процессы сложные: от работы механических частей, приводов дисковых и аналоговых проигрывателей и того, что привносят трансформаторы в блоках питания, до влияния рядом стоящей акустики. Причем все эти типы вибраций легко найти в одной стерео- или кинотеатральной системе. Чтобы улучшить ее звучание, придется в буквальном смысле «разобрать» эти процессы на составляющие. А это непросто, ведь по стеклянно-металлической стойке вибрации гуляют от одного компонента к другому, а если акустика плохо развязана с полом, то вдобавок и то, что мы слушаем, пойдет по перекрытиям и начнет резонировать.
Существует не так уж и много решений «вибропроблем»: максимально изолировать компонент от окружающей среды (острые шипы, конусы и т.п.), наоборот, рассеять вибрации за счет легких поглощающих элементов, или и то, и другое сразу — типа резиновых и полимерных демпферов, пружины и похожие по свойствам конструкции.
Чтобы достичь желаемого результата и не потратить при этом много времени и денег, нужно изучить хотя бы часть конструкций, предложенных на рынке, и провести пару экспериментов, желательно на своей технике.
Кстати, не всегда очевидно, какие компоненты «отзовутся» на доработку. Вроде бы High-End-устройства спроектированы идеально, однако некоторые из них все же начинают звучать лучше, получив дополнительную виброразвязку. Аппараты в средней и бюджетной ценовых категориях, случается, «откликаются» с такой благодарностью, на какую сложно было рассчитывать.
Стальные шипы Audiocore Spike: для серийной и самодельной акустики
Самый распространенный вариант виброразвязки — шипы, конусы и подобные им конструкции. В основе принципа их работы лежит именно виброразвязка, которая происходит за счет уменьшения площади контакта и многократного увеличения давления в точках соприкосновения.
Шипы Audiocore Spike Big MK2
В качестве примера простой конструкции рассмотрим комплекты шипов Audiocore Spike Big MK2 и Audiocore Spike Small MK2. Это классические стальные шипы для акустики, поставляются комплектами из 4 штук. Модели различаются размерами и рассчитаны на разные габариты и массу акустики. Эти шипы можно использовать для улучшения звучания серийной акустики. Подойдут они и самодельщикам — в комплекте, помимо шипов и контргаек, есть забивные гайки, которые устанавливают в основание корпуса акустики или стойки во время сборки.
У шипов и конусов, предназначенных для использования вместе с акустическими системами, есть ряд особенностей. Прежде всего, это установочная резьба — она должна совпадать с резьбой у гаек в основании акустики. Также она нужна для регулировки высоты. Контргайки помогут закрепить шипы после того, как акустика установлена по уровню. Если колонку ставить на паркет или линолеум, понадобятся ответные подставки под шипы, иначе покрытие будет повреждено и конструкция не заработает как ей полагается.
Разницу в звучании между акустикой, поставленной «плашмя» и на шипах, легко услышит не сведущий в аудиофильских премудростях человек. И соседям достанется чуть больше тишины, что также дело хорошее.
Шипы Soundcare: соприкосновение разных материалов
Продукция норвежской компании Soundcare хорошо известна меломанам — свою деятельность производитель ведет с 1996 года и специализируется исключительно на системах развязки для акустики и компонентов. Объемный каталог включает множество вариантов резьбы для разных колонок.
Шипы Soundcare SuperSpiked feet for electronics
В основе всех моделей Soundcare SuperSpike — все тот же шип и подставка к нему. Но конструкция другая: сам шип и опорная выемка изготавливаются из различных материалов, вдобавок оба компонента выполнены во внешней оболочке из цинкового сплава. В старших моделях SuperSpike Titanium используется титан и титановый сплав.
Общие конструкции и принципы работы шипов Soundcare SuperSpike (слева) и одна из самых распространенных моделей — шипы Soundcare SuperSpike 3 1/4″ (слева)
Конструкция помещена во внешний декоративный кожух — оболочку из черного или прозрачного пластика. Пластик не только скрывает конструкцию и делает дизайн красивее, но еще и удерживает все части вместе — ножка остается цельной конструкцией, ее проще использовать и меньше вероятность потерять мелкие детали. При этом пластик не скрепляет жестко детали, что позволяет конструкции правильно функционировать. В итоге получается система виброразвязки и ножка, которая не повредит поверхность установки.
Одни из старших моделей — шипы Soundcare SuperSpike 5/16″ HE
Модели для использования с электронными компонентами выполнены как обычные подставки, которые крепятся на самоклейку, или их можно прикрутить вместо штатных ножек винтом.
Особенность аппаратных SuperSpike, которую необходимо учитывать, — у конструкции нет регулировки высоты. И если стойка или полки стойки так же не регулируются, для дисковых транспортов и проигрывателей винила это не самый подходящий вариант.
Шипы-подставки Soundcare SuperSpike SA Titanium
Конусы Nordost Sort Kones: шариковое соединение
Nordost Sort Kones — это сборные ножки-конусы с системой развязки внутри. Внешне разные модели в линейке не отличаются ничем, кроме маркировки, однако все различия прячутся внутри.
Младшая версия AS — это сочетание алюминия и стали, AC — алюминий и керамика, BC — бронза и керамика, а модель TC изготовлена из титана и керамики. Предназначены эти конусы в первую очередь для виброразвязки компонентов. Конусы продаются поштучно, можно выбрать не только модель, но и нужное количество (три или четыре конуса). Внешний «колокольчик» имеет как декоративное значение, так и собирает всю конструкцию в единое целое, не будучи жестко связанным с основными элементами.
Основных элементов три: нижнее основание, шарик и стержень с углублением, которым он в этот шарик упирается. Собственно, эти внутренние детали и делают из разных материалов. Конструкция получается простая и надежная.
Конус Nordost Sort Kone TC — внешний вид и конструкция
Однако ни крепления к корпусу аппарата, ни регулировки по высоте не предусмотрено. Также следует учитывать, что нижняя поверхность основания опирается на стойку не всей плоскостью, а только внешней кромкой. При сочетании особо увесистых компонентов и деревянной стойки это может быть не самый подходящий вариант развязки, но во всех прочих случаях Nordost Sort Kones весьма удобны и универсальны.
Для акустических систем компания выпускает модель Nordost Sort Fut. Сложная и дорогая конструкция этих шипов рассчитана на использование с High-End-акустикой. Принцип развязки похож на Nordost Sort Kones — соединение приходится на керамические шарики. В каждой ножке, изготовленной из алюминия и бронзы, расположено по три таких шарика. Конструкция предусматривает возможность резьбового крепления к основанию акустики, также есть регулировка по высоте. Несмотря на рекомендации производителя, эти ножки иногда используют в качестве опоры для аппаратных стоек или для отдельных платформ под компоненты.
Конусы Cold Ray: «острием» вверх
Конусы Cold Ray — это по-своему очень минималистская конструкция. Алюминиевый конус-основание с углублением вместо острия, в который помещается шарик. И вся эта конструкция накрывается алюминиевым же колпачком. Получается уже знакомая нам схема — две поверхности с небольшой площадью контакта и шарик из твердого материала между ними.
Конусы Cold Ray
Cold Ray устанавливается на стойку «острием» вверх, или основание при помощи резьбового соединения крепится к корпусу компонента или даже акустики. Необычно здесь то, что все три части конструкции никак не связаны между собой, а поэтому требуют бережного обращения — шарик можно выронить, после чего его будет непросто найти. Продаются Cold Ray комплектами по 3 и 4 штуки. Помимо разных материалов шарика, компания предлагает несколько вариантов цветовой окраски.
Эксперименты
Чтобы подобрать правильное сочетание виброразвязки с техникой, советуем провести несколько экспериментов. Например, возьмем расположение. В ряде случаев, как для некоторых дисковых транспортов, требуется 5 конусов. Точки установки следует подбирать индивидуально, но с пониманием того, как распределен вес компонента внутри корпуса и где какие элементы конструкции расположены. Установка вместо штатной ножки — вариант простой, но чаще не такой результативный.
В отношении виброразвязки стоит всегда помнить, что существует множество способов, вариантов и решений, но если вдумчиво подойти к этому вопросу, то результат непременно будет положительным и этот результат оправдывает и затраты и усилия. Ведь цель по сути одна — создать такие условия, в которых каждый компонент системы наиболее полно раскроет свой потенциал.
Источник