25 АСА-11 «Эстония»
Изготовитель: завод Пунане-РЭТ, г. Таллин, выпуск с 1979 года.
Активные акустические системы 25АСА-11 входили в состав стереофонической радиолы высшего класса «Эстония-008-стерео».
Основные технические характеристики:
Полоса воспроизводимых частот: 40 – 20000 Гц
Номинальная выходная мощность усилителя: 25 Вт
Максимальная выходная мощность усилителя: 35 Вт
Используемые динамические головки:
Габаритные размеры (ВхШхГ): 490х340х290 мм
Описание:
Акустическая система радиолы представляет собой деревянный корпус, отделанный шпоном ценных пород дерева. Передняя панель закрыта декоративной радиотканью. Внутри корпуса на передней панели закреплены три динамические головки громкоговорителей. На нижней стенке корпуса закреплены блок оконечного УЗЧ, блок фильтров и автономный блок питания с сетевым трансформатором. Каждая акустическая система соединяется с радиолой сигнальным проводом и шнуром питания длиной 4,5 м.
Входной каскад усилителя мощности – дифференциальный, на транзисторах VТ1 и VТ2. Транзистор VТ4 стабилизирует ток покоя двухтактного оконечного каскада, выполненного на транзисторах VТ1 и VТ2 и имеет тепловой контакт с их теплоотводом. Предоконечные каскады усилителя собраны на транзисторах VТ9, VТ10 и VТ13, VТ14. От коротких замыканий в нагрузке выходные транзисторы защищает устройство, выполненное по известной схеме на транзисторах VТ7, VТ8. Усилитель охвачен отрицательной обратной связью, напряжение которой снимается с его выхода и подается через резистор R14 на базу транзистора VТ2.
Нагружен усилитель на указанные выше головки, которые подключены к нему через фильтр нижних частот L3C4C5 (частота среза 500 Гц) и фильтры верхних частот L2C2 и L1C1 (частоты среза соответственно 500 и 5 000 Гц).
Катушка L1 содержит 80 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм, L2 и L3 – соответственно 230 и 265 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,16 мм. Намотаны они на каркасах диаметром 40 мм, длина намотки катушки L1 – 14 мм, a L2, L3 – 32 мм. Индуктивность катушек: L1=0,32 мГн, L2=2,3 мГн, L3=2,7 мГн.
Плата усилителя мощности и блока питания 25 АСА-11:
Автономный блок питания активного громкоговорителя состоит из трансформатора питания T1 мостового выпрямителя на диодах VD15–VD18 и конденсаторов фильтра С1, С2. Напряжение питания при отсутствии сигнала 25 В, под нагрузкой – 21 В. Сетевые обмотки трансформатора содержат 715+111 (выводы 11-12-13) и 720+111 (выводы 14-15-16) витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,38 мм, обмотки 1-2 и 2-3 – по 130 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,74 мм, обмотка 4-5 – 37 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,35 мм. Трансформатор выполнен на магнитопроводе ШЛ20х25.
Источник
Тема: Вопросы в расчёте фильтра 2 порядка для АС «Эстония»(Авторский проект)
Опции темы
Вопросы в расчёте фильтра 2 порядка для АС Эстония(Авторский проект)
Здравствуйте! Занимаюсь проектом – восстановлением так сказать, утраченного. В далёком 1987 году папой были построены на основе колонок «Эстония» довольно прилично звучащие шкафчики(низ какой-то 35ГДН, средник 10ГДШ, пищ 10ГДВ какой то)
По звучанию они мне очень тогда нравились, особенно очень детальные, со стелющейся по полу волной, басы. Сейчас, переслушав массу акустики(прошу не пинать меня сразу, это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение) понимаю, что ВЧ была так себе, середина «нормальная», но не идеал. Запомнились басы.
Слушал и «Эстонию» по родне, всё понравилось, но баса маловато.
Так вот, решил полностью, до мельчайших подробностях во внешнем виде повторить акустику – те колонки украли из квартиры лет 15 назад…
Вот как они выглядели:
Долго искал корпуса от «Эстоний» И наконец они мои:
Папа воспользовался родными фильтрами от «Эстонии», предварительно пересчитав их.
Я же выбрал следующие дины:
Бас: Peerless SLS 830667
СЧ: Peerless SDS 830656
ВЧ: Seas 19TFF1 H0737
Акустическое оформление ЗЯ, по литражу НЧ идеально подходит.
Народ пишет, что первый порядок тут «не канает» Поэтому решил сделать второй порядок. Хотелось бы спросить какой дин надо разворачивать по фазе(менять полярность)? И т.д. Дабы не выглядеть тупым, расчитал сам, как мог:
Рассчитаем в программе 2-й порядок Линквитз-Рейли:
Частоты среза выбрал 500 Гц и 4000 Гц(в принципе, пищ можно было использовать и с 3 000, но производитель пишет, что рекомендовано с 4 000):
По номограмме выбираем импендансы в омах, я правильно это сделал?, вот что получаем:
Для 500 Гц:
Теперь для 4000ГЦ:
Теперь самый главный вопрос: правильно ли я нарисовал схему, ничего не забыл?:
Смущают номиналы в ВЧ звене фильтра, и сопряжение СЧ. Заранее благодарю.
Хочу так же поинтересоваться у уважаемых форумчан – может у кого завалялся подобный фильтр — могу приобрести! Ибо в Аудиомании цены на катухи порядком большие, кондёры то понятно, что надо хорошо звучащие, но, как я понимаю – для сборки и настройки не обязательно дорогие детали использовать.
Привожу так же АЧХ всех динамиков:
Возможно, у кого то уже есть такие фильтра на продажу, буду рад.
А так же, возможно ли эти фильтра настроить в домашних условиях, или же нужно опять же обращаться к помощи специалистов? С уважением!
Источник
Эстония-стерео. Акустическая система
Изготовитель: завод Пунане-РЭТ, г Таллин, выпуск с 1970 года.
Технические характеристики:
3-х полосная АС закрытого типа
Диапазон частот: 50 – 18000 Гц
Чувствительность: 92 дБ
Звуковое давление на расстоянии 1 м при подводимой мощности 4 Вт: 112 дБ
Сопротивление: 8 Ом
Габаритные размеры (ВхШхГ): 895х375х350 мм
Вес одной АС: 20 кг
Описание:
АС входила в комплект “Эстония-стерео”. Корпус акустической системы изготовлен из высококачественной березовой фанеры толщиной 10 мм со съемной задней стенкой. Внешне корпус фанерован ценными породами дерева и покрыт лаком. Передняя панель закрыта радиотканью. АС схожа с Симфония АС-003, но имеет другой СЧ динамик и схему фильтра. Динамические головки крепятся к передней панели изнутри корпуса. Некоторые места стыков промазаны герметиком. Передняя панель прикручена к общей конструкции болтами. Задняя стенка АС изготовлена из фанеры и прикручена через поролоновый уплотнитель шурупами.
Корпус разделен на верхний отсек и два нижних, которые являются резонаторами. Резонаторы выравнивают АЧХ на НЧ, уменьшая выброс на частотах своей настройки. Они являются “поглотителями энергии” без которых резонаторов было бы бубнение вследствие недостаточного объема корпуса. СЧ динамик закрыт кожухом с ватой.
Схема электрического фильтра:
44 комментария: Эстония-стерео. Акустическая система
Тема на форуме
У моих АС есть отличие в одном размере: глубина 235мм, вместо указанных 350. Это ошибка в описании или они выпускались в разных вариациях? Скорее всего ошибка, т.к. на фото относительные размеры ширина/глубина более подходят к моим измерениям.
Опять нелады с уровнями: 112 дБ – не 0,25 Па
Да, это аж 7,96 Па.
Набросал таблицу, скоро дополню.
Прекрасный выбор для комплекта из лампового УП и двух однотактных моно УМ.
Единственное это странный выбор СЧ.
Скорее его выбор обусловлен невысокой чувствительностью “других кандидатов”.
Напротив, чувствительность 4а28, ниже, чем у НЧ и ВЧ, на 3,5 ДБ.
Со своими задачами, 4а28, справляется отлично.
В смысле – 4ГД-28. Как широкополосник, с СЧ он справляется шутя. Легко и непринужденно.
Vip Kit, – не 4а28, а 4ГД-28 !
Написано не по-русски. Похоже на гугл-перевод с японского языка.
“НЧ динамик работает на верхний объем. Два нижних связаны с специальным резонатором через отверстия разного диаметра (20 мм и 30 мм) для подавления гармоник. СЧ закрыт кожухом и внутри своего объема заполнен ватой.”
НЧ динамик работает “на весь объём”, два нижних отсека – важная часть этого “объёма”.
Нижние отсеки и являются резонаторами, а не связаны с ним.
Отверстия, как и сами резонаторы нужны не для подавления каких-то гармоник. Гармоник чего? Нижние отсеки, резонаторы, выравнивают АЧХ на НЧ уменьшая выброс на частотах своей настройки. Это “поглотители энергии”. Без резонаторов было бы бубнение вследствие недостаточного объема колонок.
СЧ закрыт кожухом с ватой – так проще и понятнее.
Пусть будет так, поправил.
Насчет назначения резонаторов – нашел первоисточник (АС СССР 165911, заявка 03.07.1963). Они ОДНОЗНАЧНО предназначены для выравнивания АЧХ на НЧ. Просто положу это здесь, а то по форумам уже насмотрелся всяческого бреда, наподобие того, что это, мол, сделано для подавления фона на 50 и 100 Гц. Кстати, фильтр питания у “Эстонии-стерео”, как и у ее рижских сестер, настолько хорош, что фон там надо о-о-очень хорошо постараться, чтобы услышать.
Для устранения бубнежа достаточно 1 резонатора, настроенного на частоту резонанса динамика в ЗЯ. Второй зачем? Полоса у одного резонатора узкая? Измерить бы разницу, закрыв по одному и сразу два…
В АС “Симфония-003” и оставили только один. Но там размеры АС другие, и при этом объем меньше. Насколько я понимаю, цель использования резонаторов была не просто устранить бубнение, а именно максимально сгладить и выровнять АЧХ на НЧ. Что и как лучше – без измерения сказать сложно.
Диаметры отверстий, связывающих резонаторы с основным объемом корпуса, у двух резонаторов тоже разные. У меньшего резонатора диаметр отверстия больше. На прикрепленном фото это хорошо видно. Соответственно, разная степень связи и добротность. Думаю, что сначала все подбиралось экспериментально.
yes1111, – не важно – каким образом (экспериментальным или расчётным) конструкторы пришли к такому решению, но звучат эти колонки очень достойно !
такие еще выпускали
тоже такие прикупил по случаю, очень нравится как играют, буду до ума доводить, по корпусу много болячек, щели кругом надо заделать, и фильтр перебрать. кто по фильтру подскажет, что на что менять
Я вот однажды переделал фильтр заменил электролиты на неполярные. Недавно задумался. Новые конденсаторы имеет другое внутреннее сопротивление, что будет со звуком в итоге.
Свел однажды АС, все ок, потом сделал фильтры, точно по номиналам, емкость и индуктивность, но не придал значению их внутреннему сопротивлении. Да, по звуку особо не отличить, но итоговая АЧХ оказалась другой немного.
пока только поменял электролиты на раздетые мбго, звук немного чище стал, на вч пленку жду
На вч, на мой слух, достаточно хорошо работают конденсаторы К77 с поликарбонатным диалектриком для военки. По моему мнению, они сочетают в себе детальность “пленки” и мягкость “бумаги”. Полипропилен, слышимый мной, даёт “мягкость” на границе “замыливания”. Но я считаю, что плохих типов конденсаторов не бывает, каждый подходит конкретно под свои цели. Порой на вч может хорошо сработать “бумага” если требуется убрать излишнюю яркость или резкость на вч-диапазоне. Акцентирую, что изложенное умозаключение не подтверждено никакими объективными измерениями и является всего лишь моим личным мнением, по этому прошу расценивать его, не как руководство к действию, а как информацию к размышлению при интересе к таковой….
Согласен с вами насчет поликарбоната К77. Отменные по звуку емкости.
вот понесло меня с этими ас)) думал просто щели заделать, а нет, полная разборка и реставрация. новый шпон радиоткань и так далее. времени нет. по вечерам на 2-3 часа после работы. результат обязательно покажу. на пару месяцев творческой работы для себя нашел.
https://ldsound.club/index.php?threads/ehstonija-stereo.1003/#post-67904
Хобби важная составляющая жизни человека, позволяет расслабиться, отойти от прочих житейских проблем и забот, дать разгрузку нервной системе. А результат не заставит себя ждать. Я рад за вас, Сергей, что вы заняты этим интересным делом. Обычно так и бывает, вскроешь что-то посмотреть и понеслось…. На счёт доработки данных ас, написано очень много практических советов, я хотел бы добавить с одной стороны очевидное решение, но им почему-то многие пренебрегают. С мой точки зрения, какие бы мы не делали доработки, но результат нивелирует плотная ткань, акустически прозрачной которую трудно назвать. Это как слушать акустические системы через ширму. Что бы не нарушать аутентичность, грили можно сделать сьемные на клипсах, переднюю панель зашпаклевать и окрасить в черный цвет под стать дизайна многих ас того времени. При прослушивании грили снимать.
дело двигается с одной ас почти закончил. вот встал вопрос? передняя панель будет в цвет и съемные грили с темной тканью. так вот как крепить динамики снаружи или как было внутри. кто подскажет
Добрый вечер, Сергей!
“Вопрос, конечно, интересный!”
Есть правильное мнение (основанное на фактах), что пространство перед динамиком, “ограниченное” толщиной передней панели, может сыграть как паразитный четвертьволновой резонатор. По теории, вроде, всё так. Но не будем забывать, что при относительно большом диаметре, длина такой трубы получается много меньше её диаметра. Кроме того, диффузор динамика на средних частотах уже не работает как единый поршень. Прикинем резонансную частоту для такого отверстия (при толщине передней панели 1 см). Длина волны равна четырем толщинам панели, то есть 4 см. Частота, соответствующая такой длине волне, равна 340 делить на 0,04 метра, то есть 8500 Герц. Не знаю первую частоту раздела, но похоже, что она много ниже 8500 Гц. Добавлю, что масса короткого столба воздуха перед НЧ динамиком слегка понизит его рез-ную частоту ( 1 куб. дм воздуха весит около 1,2 грамм). Если и будут “проблемы”, то только у СЧ динамика, но на 8,5 кГц излучает не весь диффузор а малая его часть (центральная). ВЧ динамик при его сопротивлении 12,5 Ом и конденсаторе 1 мкФ “режется” от 12,7 кГц, но достаточно полого. Эффекта трубы (с учетом утопленного в толщине панели выступа акустической линзы) там можно не бояться.
Полагаю, что ничего переставлять не нужно.
Как было , внутри. Эти динамики не красавцы , смотреть неначто. И крепёж проблемный. Но звук . Это же важнее.
Источник