- Сетки на динамики своими руками
- Решётка динамика своими руками
- Решётки для динамиков своими руками
- Как сделать акустически прозрачные грили для защиты от кошек?
- Ответы
- Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок
- Душа нараспашку
- Запертый в ящике
- Дело — труба
- Обойдемся без катушки
- Выход из лабиринта
- Эй, на пароме!
- Круги на воде
- И другие.
Сетки на динамики своими руками
Многие радиолюбители, занимающиеся изготовлением самодельных акустических систем своими руками, кроме технических сложностей сталкиваются и с дизайнерскими трудностями. Многих интересует, как сделать сетки для динамиков своими руками. Декоративные сетки должны красиво выглядеть, быть достаточно прочными и не препятствовать нормальному прохождению звуковых волн. Если для бытовых колонок можно использовать специальную ткань, то для автомобильных акустических систем потребуются именно сетки – надёжные и не поглощающие пыль. Иногда автовладельцев не устраивает имеющееся оформление автомобильных колонок, а иногда старые покрытия просто ломаются.
Решётка динамика своими руками
Декоративные решётки для громкоговорителей могут быть изготовлены из любого подходящего материала. Несмотря на кажущуюся простоту, эта работа требует внимания и терпения.Некоторые мастера делают защиту на акустические системы из тонкого листового металла или пластика. Для этого нужно очень аккуратно разметить лист материала, а затем, используя дрель и тонкое сверло насверлить по разметке маленькие отверстия.
Этот способ подойдёт, если защитная сетка делается на небольшие громкоговорители типа пищалок. Гораздо сложнее делать защитные сетки для динамиков своими руками на акустические системы с несколькими динамиками. Малейшая ошибка и заготовка будет испорчена.Защитные сетки для динамиков своими руками можно сделать из лужёной медной проволоки. Для этого потребуется проволока 1-2 мм, мягкий припой и паяльник. Работа кропотливая и тонкая, но результат может получиться вполне достойным. Чтобы скрыть мелкие недочёты, готовая сетка покрывается, в несколько слоёв чёрной эмалью.
Решётки для динамиков своими руками
Самодельное изготовление защитных сеток для акустических систем требует аккуратности и усидчивости. Гораздо проще использовать уже готовые сетки, которые предназначены для других целей, но вполне подойдут для декоративного оформления акустических систем. Если нужна решётка маленького диаметра то можно использовать защитную сетку от вентилятора, который установлен на компьютерном блоке питания.Решётки от старых блоков можно найти на любом радиорынке. Они сделаны из хромированной проволоки и имеют диаметр 12 см. При необходимости сеточку можно покрасить в чёрный цвет.
В качестве декоративной решётки для бортовых колонок используется решётка воздушного фильтра грузовых автомобилей. Такие фильтры применяются в машинах КАМАЗ, МАЗ или ГАЗ Сетка имеет вполне товарный вид и подойдёт для внешнего оформления акустики. Лучшим материалом для изготовления защитного покрытия на динамики является декоративная сетка, применяемая для тюнинга легковых автомобилей. Она может иметь отверстия любой формы. Они бывают круглые треугольные или шестигранные. Дизайнерские решётки делаются из нержавеющей стали и выглядят очень эффектно. Более простые виды сделаны из прочного пластика.
Декоративная решётка бывает плоской или имеет оригинальный рельеф. Из такого материала несложно вырезать декоративное обрамление динамиков на акустических системах автомобиля. Приобретая сетку для акустики лучше выбирать изделие из более толстого металла. Во-первых, такое покрытие будет надёжнее защищать автомобильные громкоговорители, во-вторых, это позволит исключить возможный дребезг при больших уровнях громкости.
Источник
Как сделать акустически прозрачные грили для защиты от кошек?
Для прослушивания музыки в выходные снимаю грили — как на фото, но из за кошек (спят на АС — могут повредить динамики запрыгивая) постоянно приходится одевать обратно после. Снимаю, потому что они резонируют.
Хочу услышать Ваши предложения, что можно использовать для защиты динамиков от повреждения, возможно есть опыт изделия защитных сеток для акустики своими руками.
По возможности — приложите фото.
Оригинальные грили ломать и перетягивать не стану.
Кошек — Уважаю и запрещать им спать на АС не буду!)
Ответы
Ход динамиков не позволяет использовать оригинальные грили — задевает или пластик , или ткань при повышенной громкости + при одетых грилях СЧ и ВЧ теряют сочность — думаю из — за плотности ткани. Вариант с сетками для меня более привлекателен — на ткани остаются зацепки от когтей..Кошек на тапки пускать не буду — они мне оказывают анти депрессивный эффект.
Попробуйте вариант с внутренним креплением сеток, а снаружи можно под лак заделать — бохато будет.:)))
В Аудиомании той же шпильки для грилей разной длины бывают, можно сделать отступ.
Кошек можно использовать как груз для снижеия резонансов кабинета (но кормить много надо для веса), у меня для этого огромная тяжёлая стопка журналов «стерео и видео» на сабе стоит 🙂
На саб лучше пальму или юкку поставить. Им (деревьям) это нравится. У меня за три года юкка из огрызка на два метра вымахала.
У меня все ростения собак уничтожил, пока малым был. Через несколько недель уже год, как собака нет, может и подумаю о деревьях.
Защитный гриль на АС изготавливается из специальной акустическо-прозрачной ткани, равномерно натянутой на раме, кторорая имет магнитные или механические фиксаторы, позволяющие закреплять их на передних панелях АС. Видимо, от частого открывания и закрывания АС грилями, у Вас, либо сломалось часть фиксаторов на грилях АС, либо их фиксация в гнёздах ослабла.
Вполне возможно, что радио ткань на грилях «провисла», т к Ваши кошки, запрыгивая на АС, цепляли ткань когтями, ткань растянулась и это вызывает призвуки при работе АС с грилями. Скорее всего, по этим причинам грили на Ваших АС стали «резонировать» , т е издавать призвуки во время прослушивания музыки. можно попробовать заказать новые грили для Ваших АС через сервис-центр. А если фиксаторы грилей целые и рама гриля «сидит» на колонке плотно, то можно попробовать купить новую радио ткань и самостоятельно «перетянуть» радиоткань на грилях АС. Встречал в продаже такую радио ткань в Аудиомании.
Можно, конечно, попробовать «наколотить» какие-то внешние металлические сетки для защиты АС и динамиков от кошек, но думаю, это влетит в копеечку, а учитывая уровень Ваших АС дешевле будет заказать испорченный кошками (гриль) или динамик, если Вы так любите своих животных и разрешаете им залезать куда они захотят. )))
Спасибо за развёрнутый ответ.Дело прошлое — уже перетягивал грили тканью на колонках тканью — купленной в магазине *ткани* похожа на тёмную чулочную ..за 600 рублей кв.метр. Эффект был положительным — особенно для продажи- перетяжка была кстати) Там каркас гриля был из мдф — не составило труда отстрелять стэплером , на нынешних ас каркас пластиковый ( он резонирует ) ткань прикреплена на горячую .Повторюсь — Оригинальные грили — ломать , перетягивать не стану.
Обратитесь к краснодеревщику или на мебельное производство. Вам там смогут из плотной ламинированной фанеры сделать рамки под грили. В Аудиомании или на Али можно купить крепёж для грилей. Далее в автомастерскую, которая занимается аудиоподготовкой. Там вам из листа сетки пуансоном сделают решётку и возможно помогут с креплением решёток к рамкам. Обойдётся тысяч в пять-семь всё это дело. Таким образом поступил мой приятель, у него точно такие же колонки и три кошки. Фотки попрошу прислать, но он не очень любит светить аппаратуру. Но попробую таки:))
ПС Плотная ламинированная фанера используется в авиации, она очень жёсткая, поэтому рекомендую её, а не МДФ.
Сетку и так можно попробовать закрепить, но тогда работы с фанерой больше.
Здравствуйте! Вам Alex дал более чем развернутый ответ. От себя могу добавить одно, в посадочные гнезда или посадочные штекера можно попробовать иголкой немного силикона добавить и дать высохнуть, знакомый так свою проблему решил. Еще можно фум-ленту использовать, но для снять/поставить такой вариант наверно мало пригоден.
Всё накрепко держится в посадочных , резонансы пластика не избежны на высокой громкости испытал прижимая руками.Вообще оригинальные грили хочу убрать — куда подальше. Сформулирую свой вопрос точнее — Хочу замутить — МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ (дырчатые) СЕТКИ , умею делать руками и красить как авто.Есть ли подобный опыт у форумчан ? КОНСУЛЬТАЦИИ НЕ НУЖНЫ ! — нужны : фото или намётки (ссылки) толковый совет — по материалу. Спасибо
Резонансы пластика неизбежны на высокой громкости.
Сколько было АС, ни одна не резонировала на любой громкости.
У этих колонок при громком прослушивании басовики касаются грилей. На громкости выше средней грили обязательно снимать.
может это Вам поможет:
Много раз делал грили из МДФ. Но ни каких степлеров. Только клей.
Пример на фото — из МДФ 10 мм. на магнитах для крепления к винтам . Ткань акустическая. Очень легко и быстро поставить/снять.
Можно использовать алюминиевую декоративную решетку. У нее длинные 120 см края не резанные, они гладкие и безопасны для кошек, только 20 см торцы имеют острые края.
Вариант крепления снизу и сверху — приклеенный алюминиевый уголок с зазором от фронтальной панели:
Для более надежной фиксации и против выдавливания, выпучивания решетки её надо чем-нибудь крепить, прижимать к фронтальной панели в районе середины высоты. Можно маленьких неодимовых магнитов на термоклей посадить на решетку в районе металлических фланцев для притяжки.
Хочу замутить — МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ (дырчатые) СЕТКИ , умею делать руками и красить как авто.
Если руками умеете, то сможете ещё лучше придумать и сделать. Алюминий красить не придется, в колонках есть серебристые элементы. По дизайну должно сойтись.
Такая решётка влияет на направленность ВЧ за счёт угла разворота ячеек (поле для экспериментов). У меня она не звенит, т.к. спереди динамиков НЧ нет.
Если грили из пластика и резонируют, тогда есть смысл сделать на заказ у хорошего мастера грили из МДФ, и перетянуть их акустической тканью. Это не самая сложная работа, за образец берется заводской пластиковый гриль — и вперед. Это будет дешевле даже, чем котов на тапочки пустить)) Жили бы в мурманской области, я бы помог.
И да, сетка, предложенная выше с озона, автомобильная, для бамперов используется, на авторынке по 350-450 рублей продается, черная и серебристая.
Еще один вариант. Вспомните, что такое резонанс. Его частота понижается с ростом массы. Нужно утяжелить пластиковую рамку, причем груз должен быть с ней соединен монолитно. Как — в каждом конкретном случае по-своему. Найти возможность прикрепить что-то изнутри, не выходя за рамку. Пластилин, битум, металл на клею, — все, что угодно, с применением вязких, нерезонирующих связующих. Вполне возможно, что проблема решится просто.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник
Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок
В предыдущем путеводителе для начинающих меломанов, посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната — своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.
Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.
Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.
Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды
Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.
Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.
Душа нараспашку
Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.
PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях
Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.
Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.
При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами
Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.
Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.
Открытое оформление
Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.
Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.
Запертый в ящике
С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.
Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.
Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении
К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.
В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается
Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.
Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением
Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.
Закрытый ящик
Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.
Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.
Дело — труба
Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.
Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора
По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.
В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют
У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.
Фазоинвертор
Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).
Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.
Обойдемся без катушки
Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.
Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой
Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.
Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол
Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.
Пассивный излучатель
Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.
Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.
Выход из лабиринта
Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.
Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде
Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.
От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.
Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com
Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.
Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.
Акустический лабиринт
Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.
Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.
Эй, на пароме!
Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.
Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м
Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.
Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.
Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев
Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.
Рупор
Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.
Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.
Круги на воде
Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.
Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций
Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.
Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.
Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri
Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».
Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.
Контрапертура
Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.
Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.
И другие.
Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы.
Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы
Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.
Источник