Как добавить сабвуфер к стереосистеме?
Сохранить и прочитать потом —
Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?
Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.
Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.
Весомые частоты
Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.
Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.
Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.
Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.
Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.
Ниже нижнего
Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.
В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.
Необходимый минимум
Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.
Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.
Требуется деликатность
Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.
В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.
Бас – на выход!
При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.
LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.
Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.
Имеет ли размер значение?
Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.
Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.
Искать – и не сдаваться
Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.
Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.
По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.
Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.
Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.
Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.
Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.
Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.
Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.
Источник
Опыт внедрения сабвуфера REL Quake в стерео: высокоуровневое подключение
Друзья, всех приветствую!
Вот и свершилось. Обзавелся сабвуфером REL Quake для стерео.
Всегда был противником сабвуферов в стерео ровно до того момента, пока не услышал как они могут играть в КДП у Serg_E. С тех пор начал задумываться о приобретении такой машинки в свою систему (Dali Rubicon 2, Cambridge CXA60, Onkyo NS-6130). Но то денег было жалко, то еще что-то.
И вот попадается на Авито мне REL Quake. Еду, смотрю, слушаю и договариваемся о цене в 28 тыс. В комплекте не было провода для высокоуровневого подключения. Взял как есть, думаю, потом докуплю. Привожу этого RELовского красавца домой, подрубаю по низкому уровню и тут. совсем не то, чего ожидал. Какой-то бубнеж, бас смазан, звук саба «забивает» звук от АС. Думаю, просто надо настроить и найти место сабу. Принялся искать место, вроде, нашел, давай играть настройками: фаза, кроссовер, уровень громкости, но все не то. Не было радости от покупки.
Решил, что надо попробовать собрать кабель для высокоуровневого подключения и послушать саб еще раз. Сергей подсказал распиновку на спиконе и кабель был собран.
Попытка №2. И ооооооодаааааааааа. Именно то, чего ожидал. Такое чувство, что сабвуфер мне подменили. Бас собрался, появился четкий контроль, сабвуфер играет, не отставая от АС. Море положительных эмоций. Теперь и настройка проще: по низкому уровню крутишь громкость — саб не слышно, поворот ручки громкости на одно деление выше и уже бубнеж, который забивает АС. По высокому уровню саб адекватно реагирует на каждую настройку. Сейчас пока место найдено тут. Может, подскажете куда его лучше поставить?
Настройки пока что вот такие
А вот для окончательной настройки жду в гости Сергея)))
P. S.: Не совсем понял как регулируется фаза при высокоуровневом подключении. Подскажите?
Ответы
Примите поздравления с покупкой отличной саб машины от старой английской школы REL!
Объясню, почему у Вас не получилось правильно настроить сабвуфер по низкому входу. Дело в том, что в настрйках сабвуфера в середине имеется четерых позиционный переключатель, который кроме переключения фазы сигнала на сабвуфере регулирует диапазон частот, который поступает на LFE вход сабвуфера. В первом положении регулятора на сабвуфер поступает полный диапазон частот по LFE по 0 положению фазы, а по высокоуровневому входу работает фильтр среза частот самого сабвуфера. Во втором положении фаза 0 но в этом случае работает фильтр среза частот сабвуфера и по LFE. В 3 и 4 положении, все точно так же, но фаза сигнала переворачивается на 180гр. Т.е , в первом и третьем положении срез частот на сабвуфере не работает, т.к. в этом случае Вы подключаете саб по каналу LFE к AV ресиверу, где управление срезом частот занимается процессор ресивера. В Вашем случае, т.е. при подключении сабвуфера о предварительного выхода интегрального усилителя нужно по низклму входу использовать второе и четвертое положение на регуляторе сабвуфера.
По поводу оптимального места установки сабвуфера в Вашем случае.
Если Вы можете поставить сабвуфер за стойкой в угол, то в басе получите от 3 до 12 Дб прибавки в звуковом давлении на нижнем басе,т.к. в данном случае угол образует некий рупор. Собственно, REL и рекомендует такое размещение своих саб машин. Сейчас, у Вас, на мой взгляд, не совмем оптимальное размещение сабвуфера. Справа от саба есть открытое просторанство и часть нижнего баса «уходит» в другое помещение. Даже, переставив сабвуфер к правой АС Вы получите более могучий, плотный и лучше согласованный бас с Вашей комнатой и АС. А то, что Вы пдключили саб к стерео усилителю именно по высокому входу-это очень правильное решение,т.к в этом случае достигается наилучшее согласование звуковой подачи сабвуфера с Вашим АС и в трифонике это самое верное решение!))
Спасибо за поздравления! Саб действительно радует. Музыка заиграла другими красками.
Когда подключал по низкому уровню, использовал положения 1 и 3. Это режим LINE, в котором кроссовер работает. При этом соединении REL становится обычной бубнящей машинкой для кино, а не тем, кем он является при высокоуровневом подключении.
С размещением еще буду экспериментировать. Попробую в угол поставить.
Очень рад, что тебе нравится. Про установку, думаю, стоит попробовать совет Алексея. Сам тебе говорил о том же. И сколько бы теоретики не топали ногами и не брызгали слюной, приводя «аргументы» против ВУ подключения, но оно действительно работает и работает значительно лучше, а значит мы (аудиофилы и не только) будем использовать именно этот тип подключения! 🙂
A есть ссылка на ВУ подключение Focal 700? Заранее спасибо!)
Источник