Размеры колонки акустической системы

Размеры колонок, мощность колонок

Ассортимент колонок – устройств, являющихся совокупностью динамических излучателей, их корпусов и дополнительной электроники – на сегодняшнем рынке неимоверно широк. В магазинах можно встретить самые разные модели, отличающиеся друг от друга длинным рядом различных характеристик – как тонких, так и весьма общих – от которых в той или иной мере зависит качество воспроизводимого колонками звука.

Если на точные физические параметры – типа амплитудно-частотных характеристик – будут обращать внимание только искушенные ценители максимально качественного звука, то самые основные показатели должны быть изучены и учтены при выборе даже самым рядовым пользователем, так как при неправильном выборе может оказаться так, что колонки совершенно не подходят к имеющейся акустической системе. На что же в первую очередь следует обратить внимание?

Размеры и другие особенности корпуса

Впервые зайдя в магазин аудиотехники и увидев все имеющиеся в продаже варианты колонок – от компактных USB-колонок и беспроводных устройств до больших напольных колонок и сверхмощных «монстрах» для сценического и студийного использования – непросвещенный покупатель может задаться вопросом: «А влияет ли размер колонок на качество звука?»

Несомненно, влияет. Но лишь косвенным образом. Основная роль в создании качественного и мощного звука (касательно размеров тех или иных деталей) – это диаметры используемых динамических излучателей. Они могут быть разными в зависимости от предназначения динамика:

  • Самые большие – это сабвуферы, воспроизводящие звук, находящийся рядом с низшей границей слышимого спектра. Для наилучшего качества такие динамики обычно выносятся в отдельный корпус. В случае с сабвуфером размер наиболее сильно влияет на качество получаемого звука – чем больше диаметр динамического излучателя, тем чище и глубже получается бас. Работает сабвуфер с частотами от 20 Гц до 80-100 Гц.
  • Самые маленькие – это твиттеры, на которые возложена задача обрабатывать звук в сверхвысоком диапазоне – начиная от нескольких кГц до самой высшей границы. В зависимости от ценовой категории и общего качества исполнения устройства, эта граница может доходить до 20 кГц – более высокие звуки человек уже не воспринимает. Размер опять же сильно влияет – чем твиттер меньше, тем более высоко звенят вибрации мембраны излучателя.
  • Средними размерами обладает среднечастотная колонка, воспроизводящая весь основной частотный диапазон. Ее диаметр не так важен и может быть, в принципе, любым, но не меньше 40-50 мм – такие динамики устанавливаются в компактные портативные колонки.
Читайте также:  Наушники для детей внутриканальные

Таким образом, в одном корпусе может находиться от одного до трех типов громкоговорителей. Большой размер колонки позволяет разместить в ней большее количество динамиков, что делает звук более чистым и мощным. Если весь частотный диапазон возложен на один динамик, то он называется широкополосным. Качество его может быть разным, но, как правило, в таком случае легко заметить изъяны звука во многих ситуациях – это и наложения частот, и резонанс, вызывающий дребезжание и гудение. Размер в таком случае уже мало что решает.

Большой размер короба, в котором расположены детали колонки, может влиять на качество еще и таким образом: большой объем корпуса предоставляет инженерам больше пространства для правильной компоновки электротехнических компонентов акустического устройства. В числе этих компонентов – конечно, сам динамический излучатель, а также усилитель звука в активных колонках, различные контролирующие микросхемы, транзисторы, проводка. Любой из этих элементов, если корпус разработан с допущением конструкторских ошибок, может резонировать с динамиком, отчего появляется неприятное дребезжание. Достаточный размер и правильная форма корпуса помогают избежать такого эффекта.

В основном, конечно, от размера колонки зависит удобство пользования ею. Так, большие колонки, как правило, являются напольными. В особенности – если они сделаны не из пластика, обклеенного поролоном, а из древесины средней плотности – МДФ, ДСП или фанеры. Такой материал используется обычно в дорогих, эксклюзивных колонках – в таком случае дерево может быть редких и ценных пород, например красное или черное. Как вариант, можно встретить деревянные колонки советского производства – дерево в таком случае менее пафосное, но качество корпуса, тем не менее, весьма привлекательное.

Мощность

На мощность колонок, как правило, покупатели обращают внимание в первую очередь. Считается, что именно от нее зависит громкость звука, который способны издавать динамические излучатели. В какой-то мере это правильно – маленькие колонки мощностью в районе 5-6 Вт захлебываются на высокой громкости (и максимальной мощности), но в рабочем диапазоне, в котором способны выдавать максимальное качество, громкость их достаточно высока, чтобы с комфортом слушать музыку в небольшой комнате. Стационарную колонку на большой громкости вполне можно выставить в окно, и слышно ее будет во всем дворе. Огромные колонки мощностью больше киловатта способны наполнить качественным звуком целый стадион. Но так ли важна мощность? Может быть, на качество и громкость звука оказывают большее влияние какие-то другие факторы?

Читайте также:  Беспроводные наушники для xp gmaxx 2

На самом деле далеко не во всех случаях колонка мощностью, скажем, 200 Вт будет играть в два раза громче акустики с мощностью в скромные 100 Вт. Этот параметр, в первую очередь, показывает надежность электроники. Катушка динамического излучателя имеет крайне низкий КПД – в районе 2-3%. Это значит, что лишь пара процентов мощности сигнала, подводимого к динамику, преобразуется в звуковые волны. При использовании усилителя звука, впрочем, такого показателя вполне хватает на создание достаточно богатого звукового окружения. Таким образом, число ватт, которыми может похвастаться колонка, означает не мощность издаваемого звука, а мощность сигнала, который можно подать на динамик, не испортив его – перегревом электрики или даже разрывом диффузорной мембраны.

Вывод можно сделать такой: мощность, хотя и связана с громкостью и по этому параметру можно сделать приблизительный вывод о характеристиках звучания, прямым образом на нее не влияет. Рабочие значения мощности разных компонентов акустической системы могут быть разными и принимаются во внимание, в основном, для более правильного совмещения этих компонентов. Так, если усилитель будет значительно менее мощным, чем динамик, последний будет выведен из строя при максимальном показателе громкости из-за слишком сильных искажений звука. Если же усилитель будет гораздо мощнее колонки, колонка сломается из-за работы в непредусмотренном режиме.

В спецификациях к колонкам могут указываться разные показатели мощности, полученные в разных тестовых условиях. Наиболее важным из них является RMS – максимальная синусоидальная мощность. Измеряется она при подаче на динамик сигнала частотой 1 кГц до получения заданного уровня искажений. Эта величина означает, что, к примеру, при мощности в 20 Вт (RMS) колонка может долго работать при подаче на нее сигнала соответствующей мощности. Повреждения при этом не будут происходить.

В целом, можно сказать, что для профессионалов показатель мощности акустической системы малоинформативен, так как громкость по большей части определяется звуковым давлением, измеряемым в децибелах. Однако общее представление о звуке по мощности можно сделать, не углубляясь в точные характеристики акустики.

Другие статьи раздела Колонки: устройство, характеристики

Активные и пассивные колонки

На удобство пользования акустической системой, а также на сложность подключения ее элементов друг к другу и. 546891

Важные характеристики колонок

Несмотря на весьма распространенное мнение, что на качество акустической системы влияет буквально каждый. 20192

Схема, устройство колонок

Как известно, для воспроизведения звуковых волн в большинстве акустических систем применяются. 1310574

Популярные статьи

Наушники – это весьма простые устройства, и, как. 6894114

Динамический излучатель – это та часть колонки или. 5114140

Даже самые высококачественные колонки не. 3021052

На сегодняшнем рынке акустической техники. 2342020

Всем хочется, чтобы любимая, бережно собранная. 1760448

Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют. 1558245

Колонки любого типа, как и любая техника, нуждаются в. 1386581

Как известно, для воспроизведения звуковых волн в. 1310574

Источник

Как выбрать колонки – часть 1. Несколько полезных советов по выбору акустических систем

Акустические системы (или иначе – колонки) – это, пожалуй, самый широко представленный на сегодня класс аудиотехники. На рынке имеются сотни предложений, и процесс их выбора весьма непрост. Поэтому мы решили написать небольшое руководство, способное облегчить решение этой задачи.

Сохранить и прочитать потом —

Можно купить колонки за сто долларов, а можно – за миллион. Частотный диапазон в 10 октав и динамический в сотню децибел – это необходимость воспроизвести звуковые волны длиной от сантиметра до десятков метров и звуки от гробовой тишины безэховой камеры до громоподобного рёва реактивного самолета. Даже банальные корпуса колонок дают разброс от «обувных коробок» до огромных «шкафов» и от килограммов до центнеров.

Классификация акустических систем по стоимости

Цены приведены за пару

Несмотря на свой заявленный начальный статус, колонки этой категории могут смело претендовать на ключевую роль в создании полноценной стереосистемы. Комплект на их базе будет играть, как минимум, существенно лучше большей части музыкальных центров и беспроводных колонок, хотя последнее – с оговоркой, потому что эти колонки могут быть в несколько раз дороже обычных. Говорить о каких-то тонких музыкальных материях в этой категории, вероятно, не совсем корректно, но что касается частотного и динамического диапазона (проще говоря – разных частот и разных громкостей), а также уровня искажений, они совершенно точно будут в рамках дозволенного. Экономят тут, чаще всего, на внешности – например, заменяя натуральный шпон виниловой плёнкой, но и её качество в последнее время существенно выросло.

Колонки бюджетного уровня являются таковыми разве что по отношению к своим более дорогим собратьям. Что же касается их сравнения с начальными моделями, то они уже в большинстве случаев переставляют собой совершенно полноценные акустические системы. Применительно к ним вполне осознанно можно рассматривать такие критерии, как детальность звучания или построение звуковой сцены – это не говоря уже про все более привычные параметры. Экономический фактор может присутствовать в использовании не самых дорогих динамиков от сторонних производителей или же в корпусах, изготовленных из традиционных материалов (чаще всего MDF), а не экзотики типа металла, дерева или даже стекла.

Средний уровень – та самая пресловутая золотая середина, причем главная её особенность – отнюдь не в усреднении объективных параметров и субъективного качества, но в достижении той планки, преодолеть которую, во-первых, можно лишь с гораздо более существенными затратами, а во-вторых, оценить превышение которой по достоинству смогут лишь некоторые заядлые любители музыки – те самые аудиофилы. Что же касается абсолютного большинства среднестатистических покупателей, то для них эта категория – разумный максимум, а порой – и предел мечтаний.

В категории премиум используются самые дорогостоящие комплектующие и технологии, применяются различные инновационные решения, задействуется буквально весь потенциал сил и средств, чтобы обеспечить предельно возможное качество звучания, как с точки зрения объективных параметров (все тех же амплитудного и частотного диапазона, фазовых неравномерностей и прочих искажений), так и с позиции субъективно воспринимаемого качества звучания, включая пресловутые вовлечённость и музыкальность.

Так что же такое High End audio и собственно говоря колонки этой категории, как по большому счету самое очевидное воплощение этого термина? Есть мнение, что достаточно близкое по ощущению качество звучания можно обеспечить и меньшими затратами. Но суть в том, что процесс улучшения качества в подобных терминальных стадиях носит сугубо нелинейный характер. Другими словами, чтобы сделать лучше на одну десятую, возможно потребуется потратить в десять раз больше. Это раз. И два: настоящий High End – это не только абсолют с точки зрения качества звучания, но и такой же абсолют с точки зрения материалов и технологий по отношению к производителю, к которому тот порой идёт годами, если не десятилетиями.

Бытует мнение, что домашние колонки следует выбирать исключительно по цене и внешней привлекательности. Однако даже если вы не намереваетесь становиться экспертом в этом вопросе, наша статья поможет без труда сократить число «вероятных претендентов» и отмести заведомо неприемлемые варианты.


Великое множество представленных на рынке акустических систем делает процесс выбора непростой задачей

Страна-производитель

Аудиотехника разных стран (и в первую очередь – акустика) воспроизводит звук по-разному.

Скажем, Америка – страна больших пространств, больших автомобилей и внушительных акустических систем. Такие колонки способны «озвучить» просторные американские гостиные, а их внешний вид поражает своей монументальностью. Эту тенденцию наглядно иллюстрирует модель Ultimate III компании Magico – ведь её высота составляет неполных 2.5 метра! И звучание – под стать размерам: очень динамичное, мощное, агрессивное и напористое.


Американцы – создатели Ultimate III – предпочитают крупные формы

В противовес им Япония, где небольшие помещения обеспечивают своеобразную передаточную функцию, наоборот старается «подсушивать» бас в своих колонках. Характерный пример – проект JBL Everest, для курирования которого был приглашён известный рецензент Кейзо Яманака. Собственно говоря, итоговое звучание и планировалось, и получилось типично японским: акцентируется «внешняя» атрибутика, сочность тембров и красота подачи, иногда на грани пресыщения и еле уловимого синтетического привкуса – иначе говоря, они звучат не вполне естественно. Вследствие этого, на сегодняшний день мы не имеем ни одного действительно популярного производителя качественной акустики из Страны Восходящего Солнца.


JBL DD55000 Everest – прекрасный пример «типично японского» подхода к созданию акустики

Далее – в первую очередь Великобритания, со своими B&W и Monitor Audio. Британское звучание – не размашистое и не разухабистое, а достаточно точное и сдержанное. Этот звук передаёт внутреннее содержание музыки за счет каких-то плавных и мелких жестов. Считается, что «середину», наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает особенно хорошо.


«Британское звучание» Monitor Audio Gold уместно даже в бывшей церкви

Затем Германия с их Canton и ELAC. Немцев принято упрекать в педантичности, доходящей до стерильности. На самом же деле в их продукции наглядно прослеживается скрупулёзность по отношению к деталям музыкальной композиции и железная дисциплина при воспроизведении. Характер звучания – нордический!


Немецкая точность – большой плюс акустики ELAC из Германии

И последняя, но не по значению – Дания: маленькая страна с большим потенциалом, европейский лидер в количестве производителей АС «на душу населения», тут уместно вспомнить Dynaudio и System Audio. Фирменные решения – много небольших динамиков в узких корпусах – позволяют получить характерное «быстрое» звучание: вместо одной тяжёлой мембраны динамика больших размеров применяется несколько маленьких и лёгких с увеличенным ходом диффузора. А дизайн корпусов, как правило, отличается известной во всём мире скандинавской строгостью.


Акустика System Audio – скорость, динамика, мощь

Размеры

Какие лучше – большие или маленькие?

Сейчас при выборе «калибра» акустических систем стоит руководствоваться скорее габаритами помещения. Я бы назвал площадь в 20 м² «Рубиконом» между полочным и напольным решением. Хотя при грамотном подходе к вопросу напольники вполне могут ужиться и на 15 метрах, а вот в 10-метровом кабинете или спальне я бы настоятельно рекомендовал ограничиться полочной стереопарой.

В первую очередь следует учитывать геометрию и акустические свойства помещения, в котором колонки будут установлены. Комната может быть большой, но при этом пустой и гулкой, и большие колонки с полноразмерным басом создадут в ней настоящую какофонию. В тоже время, относительно небольшое помещение может обеспечить условия для комфортного прослушивания.

Второй важный фактор – расстановка колонок: как минимум, не следует ставить их слишком близко или далеко друг от друга, близко к стене и тем более в углы. Оптимальная схема – равносторонний треугольник из слушателя и пары акустических систем.

Как гласит старая пословица, все колонки делятся на хорошие и полочные (шутка). На самом деле, если бы меня спросили, когда именно полочные акустические системы стали восприниматься полноценными участниками процесса, я бы назвал 1974 год, в который вышли две знаковые модели — минимониторы LS3/5 и крупные полочные АС Yamaha NS-1000. Первые – это фанерный корпус габаритов обувной коробки и пара пластиковых динамиков, цена вопроса на момент выпуска – сотня фунтов за пару, место назначения – мобильные телестудии BBC. Эта модель, пожалуй что, рекордсмен по числу последующих клонов и оммажей. Вторые – полноразмерные трёхполосные полочники массой более 30 кг и с бериллиевыми (!) диффузорами, самая известная и чуть ли не единственная удачная модель у японской компании Yamaha.

В многополосных системах спектр всех слышимых частот разбивается на несколько перекрывающих друг друга полос. Диапазон каждой из полос подаётся на отдельный динамик, который имеет наилучшие характеристики в этом диапазоне. Таким образом достигается наиболее высококачественное воспроизведение слышимых человеком звуковых частот.

Трёхполосная схема включает низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики.

Wilson Audio Tiny Tot в 1985-ом году и Sonus faber Extrema в 1991-ом как мне кажется закрепили полноценный статус полочных моделей.

Подбор усилителя

Раз уж мы упомянули согласование колонок с комнатой, то давайте определимся и с таким критерием, как согласование колонок с усилителем. Хотите честно? В большинстве случаев явных признаков подобного согласованности или несогласованности просто нет. Безусловно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»:

  • Не следует подключать колонку с чувствительностью выше 90 децибел к солидному усилителю мощностью в несколько киловатт.
  • Не стоит пытаться раскачать 500-ваттный напольник интегральным усилителем с 50 ваттами на выходе.


Так нужна ли высокая мощность для «раскачки» подобной акустики?

Но я имею в виду вовсе не такие тривиальные случаи, а довольно частый вопрос: «Скажите, тут на колонках написано «X Вт», а на усилителе – «Y Вт». Это значит, что они не подходят друг к другу?». Это, ровным счётом, ничего не значит.

Для усилителя указывается долговременная либо кратковременная выходная мощность на определенную нагрузку.

Для колонок может указываться мощность потребляемая, продолжительно либо в пике.

Да и с точки зрения надёжности: вы сильно удивитесь, но сжечь колонки у вас скорее получится дешёвым маломощным усилителем, чьи искажения в режиме перегрузки приведут к поломке.


Наметив для себя несколько подходящих вариантов, сделайте окончательный выбор после тестового прослушивания

Обобщим

Описанные принципы помогут подобрать несколько наиболее приемлемых для вас моделей колонок. А окончательный выбор «самой-самой» подходящей акустики лучше всего делать по результатам прослушивания. Не поленитесь, загляните в ближайший салон и послушайте сами. Причём не столько консультанта, сколько технику. Если же определённость с размерами и фирмой-изготовителем ваших потенциальных колонок не принесла удовлетворения и оставила слишком много вариантов для выбора, во второй части этой статьи мы попытаемся разобраться с сугубо технической стороной вопроса.

Источник

Оцените статью