Прокладка проводов для акустики

Какой провод лучше заложить в стене для подключения акустики? 1 min read

Какой провод лучше использовать для подключения акустики? Одножильный или многожильный, плоский или круглого сечения? Какой толщины провод нужно заложить в стене при ремонте комнаты, что бы потом подключать акустику?

Такие вопросы часто встречаются на форумах и в поисковиках. Сегодня поговорим немного о проводах, которые можно заложить в стену при ремонте и потом использовать с любой акустикой.

Добрый день всем интересующимся!
Спасибо всем, кто читает и оставляет комментарии, нам приятно видеть, что не зря написана статья и полезно узнать ваше мнение о прочитанном.

Пролог

Не все любители послушать музыку могут разобраться во всех тонкостях хорошего, или сказать по другому – правильного звука. Этому не учат в школе. По этому предмету не проводятся какие либо курсы. К хорошему звуку приходят постепенно, спустя время. Когда прослушаны разные колонки через разные усилители. Когда уже становится понятна разница в отличии звука напольной акустики и полочной (даже самых дорогих брендов). Всё это приходит с опытом.

Но пока этот опыт наберется… Хочется как-то ускорить процесс, “перепрыгнуть” с начальной ступени “обычного слушателя”, на ступень выше – “начинающего меломана”. Не хочется тратить время на получение опыта от приобретения некачественной аппаратуры, да и деньги тоже жалко. Тогда нужно принять информацию к размышлению и вероятно, что получится перейти в “следующий класс” слушателя. Но по порядку.

Читайте также:  Ремонт наушников свен своими руками

Вопрос дня – акустический провод в стене!

Сейчас остановлюсь на одном вопросе, который многих интересует. Какой провод лучше заложить в стене для подключения акустики? Там конечно ещё несколько сопутствующих вопросов возникает, но про них будет упомянуто. Если внимательно прочитать, то есть вероятность понять – о чем речь.

Многие, при установке музыкальной и акустической аппаратуры в комнате, будь то частый дом или квартира, сталкиваются с проблемой проводов на полу. Да, для многих это проблема. Для меня нет, но вот для моей жены – это проблема!

По её мнению, цитата: – “провода просто “бросаются в глаза” и портят, без того унылый вид комнаты. А тут ещё акустика стоит по бокам и несколько блоков аппаратуры.. Короче, много хлама, соединенного огромными пучками паутины из проводов”. Вот мнение человека со стороны. А я это вижу немного иначе. Но не в этом суть.

Действительно, когда идет ремонт в комнате, можно немного избавиться от проводов, и в дальнейшем избежать проблем с эстетическим видом помещения. Как? Акустические провода можно спрятать в стену. Таким образом, уменьшится проблема “проводов”. Точнее, это не проблема проводов, а их наличия на полу. А что если провода и правда – спрятать в стену или в плинтус, тогда внешний вид помещения будет чуть приличнее выглядеть? Думаю, что отлично получится, если удастся сделать как на фото ниже.

Какая толщина провода нужна?

Предположим, что сейчас имеется усилитель на 45 ватт и акустика на 100 ватт. Эта связка хорошо играет и мощности достаточно, но в планах – поменять акустику на более мощную (на 150 ватт), как и усилитель (уже ватт на 100). А в другом примере, планируется установка домашнего кинотеатра 5.1, в замен обычной стерео-системе. Во время ремонта комнаты решили “замуровать” акустический провод в стену.

Вопрос: – Какой толщины акустический провод нужно заложить в стену, на стадии ремонта комнаты, что бы потом можно было подключать другую акустику без получения каких либо проблем со звуком? Действительно, вопрос резонный. Ранее, мы подробно обсуждали такой вопрос здесь и про это тоже много споров, но практически все сходятся в одном – это важный параметр. И пренебрегать им не стоит.

Акустический провод в стене лучше использовать сечением – 2,5 мм 2 .

Почему такой? Об этом рассуждения ниже.

Первый момент.

Чем больше длина кабеля, тем толще он должен быть. Иначе, значительная часть выдаваемой энергии (мощности) усилителя, пойдет на нагрев провода, а не на качественное воспроизведение звука. А если учесть, что тыловые колонки могут находиться на значительном расстоянии от усилителя, то тут потери вероятнее всего.

Второй момент.

Чем дороже и качественней связка акустических систем и усилителя, тем более качественный акустический кабель должен быть. Можно купить и дорогой провод (фирменный), а можно – просто качественный (не такой дорогой, но никоим образом не хуже по характеристикам). Про это тоже был уже разговор. Этот момент можно оставить на “размер кошелька”, на ваши финансовые возможности. Не стоит задумываться при покупке акустического провода для домашнего кинотеатра о проводе из “безкислородной меди” – это не имеет ни какого смысла.

Третий момент.

Вернусь к теме аппаратуры. Выбор толщины кабеля будет зависеть от используемой аппаратуры. От мощности усилителя и используемой акустики будет зависеть и толщина акустического кабеля. Чем мощнее аппаратура, тем толще должен быть провод, соединяющий усилитель и акустику. Это и логически и физически оправдано. О выборе толщины провода разговаривали здесь.

От толщины провода зависит и качество звука и работоспособность самой аппаратуры (выходных каскадов самого усилителя).

Четвертый момент.

Многих беспокоит вопрос о наводках от электросети на акустические провода, ведь электропроводка всегда находится в стене. А если ещё в стене будет и акустический кабель…

Вообще, странно было бы, если кому-то пришла в голову мысль – укладывались акустический провод в стене, в одной штробе с электрическим! Это не есть – хороший вариант и с точки зрения электробезопасности и с другой точки – “звуковых технологий”. Наводки вероятны. Хотя покупать экранированный акустический провод для этих целей – совсем не целесообразно.

Достаточно будет, если прокладка акустического провода в стене будет производиться в 15-20 сантиметрах от электрического. Вероятность наводки – минимальна! Если есть места пересечений этих проводов, то можно это место (в целях минимизации возможности наводки как таковой), а именно акустический кабель, слегка обмотать бытовой фольгой (на кухне найдется рулончик). Этого достаточно.

Можно ли использовать экранированный провод?

Если заморочиться, попробовать свои силы, как говорят: “по феншую”, то можно попробовать использовать витой акустический провод, сделанный самостоятельно (как на картинке выше). Это было бы круто! Вот такой провод выполнить самостоятельно можно, но это очень долгое и кропотливое занятие. Тем более, что метраж нужен большой. В средней комнате 15 квадратных метров, потребуется минимум 7 метров на каждую тыловую колонку, и по 2-2,5 метров для фронтальных. Такой провод сам себя изолирует от любых наводок. И сечение провода можно получить требуемое. Но повторю – это хлопотное дело, трудоемкое.

Был вопрос на сайте, от Антона: – “Нужно ли использовать экранированный кабель для акустики, во избежание помех?” Нет, не нужно, но никто не запрещает. Если у вас есть сомнения в опыте других, то вы можете купить готовые провода в медной оплетке, или экранировать свои провода самостоятельно. Но такая доработка не всегда может быть хороша и целесообразна.

Но если учесть “правильное” расстояние от электрических проводов, то ни каких наводок вы не услышите. Даже, если электрический провод в стене и акустический, идут рядом вплотную, не более метра, то и тут наводки вы не услышите. Этот параметр будет столь незначительным…

Лично у меня, провода лежат клубком и я ни разу не наблюдал ни каких наводок от электрических проводов. А сетевой провод (использую удлинитель 3 метра) и акустические провода, толщиной 1,5 мм 2 , лежат практически спутанные. Но это не показатель, вероятно мне пока повезло с этим вопросом.

О качестве и толщине сетевого (электрического) провода, который служит для подключения к электропитанию всех компонентов аудиосистемы в стойке, мы поговорим в другой раз. Тема тоже интересная и многие спорят по этому поводу – есть о чем порассуждать.

Выводы

А ответ-то где? Какая толщина? Что бы получить полный, исчерпывающий ответ, нужно обсудить ещё один вопрос – о демпинг-факторе. Что это такое и где, и почему его нужно учитывать – об этом будет следующая статья. Там попробуем подробнее разобраться в этом вопросе.

Но сейчас, (опустим этот вопрос, но учтем его) предлагаю мнение о сечении акустического провода, который лучше взять для “замуровывания” в стену. По опыту многих, кто спрятал акустические провода в стену, или использовал плинтуса в качестве кабель-каналов, выходит так, что провода для подключения акустики должны быть сечением не менее 1,5 мм 2 .

Моё мнение

Для подключения домашнего кинотеатра мощностью не более 150 ватт достаточно сечения – 1,5 мм 2 . Почему так? Думаю, что такого сечения будет достаточно для адекватной работы любой акустики домашнего кинотеатра, да и большинства моделей стерео-акустики. А если подключаться будет стереосистема мощностью более 150 ватт то сечение лучше выбрать 2,5 мм 2 . Это даже “с запасом прочности”, с заявкой – “на будущее”.

Другой вопрос ещё параллельно приходит. Можно ли использовать одножильный провод в стене в виде акустического кабеля или в кабель-канале. Ответ – да, можно. Характеристики у одножильных и многожильных проводов одного сечения будут практически одинаковыми и этому есть много доказательств, проведенных измерений и опытов. Об этом мы уже говорили. Но не забываем (многие переживают по этому поводу) про “возможные наводки от электросети” и как их избежать.

При укладке в стену акустического кабеля лучше использовать сечение провода 2,5 мм 2 . Можно и дешевле использовать одножильный провод. Что бы “обезопасить” себя от наводок со стороны электросети, делать отступ (15-20 сантиметров) от электропроводов, которые идут к вашим розеткам.

О дизайне

Провод в стене. А его соединительные части тоже требуют внимания. Вот на картинах ниже – примеры, как может выглядеть требуемый узел на стене. Можно сказать – красиво и симпатично. Но это внешний фактор дизайна является спорным. С одной стороны, на этом не имеет смысла акцентироваться, так как эта часть аудиосистемы будет скрыта от прямого взгляда.

Некоторые и не сильно используют полет дизайнерской мысли, и по этому поводу совсем не “парятся”. Они прячут провода в стену и выводят “розетки” для подключения к своему усилителю не сильно озадачиваясь внешним видом. Главное, что бы было удобно подключаться.

Но с другой стороны, даже то, что будет возможно скрыто за стойкой аппаратуры, за шкафом, стелажем, требует внимания. Ведь это же ваша комната, хорошая аппаратура, мебель, дизайнерский ремонт. И поставить дешевые терминалы – не лучший способ, что бы почувствовать моральное удовлетворение от того, что провода не лежат на полу вдоль плинтусов.

В этом варианте, вся нижняя часть стены будет закрыта задней стенкой тумбой под аппаратуру. И всех этих терминалов и проводов всё равно не будет видно. Но о дизайне здесь не приходится говорить… Главное – дешево и провода не мешают.

Здесь примерно такой же “дизайн”. Всё просто и не затратно. Тут использован другой тип терминалов, от того и внешний вид иной и удобства другие.

Примерно так же может выглядеть розетка (терминал) для подключения акустики на месте её установки (по углам комнаты за фронтальной и тыловой акустикой, например). Но тут уже акустику сильно и не подвигать. Хотя ничто не мешает сделать провод от терминала к терминалу чуть длиннее, чем надо и можно сдвигать акустику по мере необходимости без проблем. Не забываем про толщину и этих соединительных проводов. Она не должна сильно отличаться от требуемого сечения.

Эстетика в дизайне

Предлагаю ознакомиться с “заводскими” вариантами терминалов, которые очень красиво вписываются дизайн любого помещения. А как и какого сечения заложен провод в стене – это другой вопрос. Тут – эстетика и дизайн – в приоритете.

Дизайн – штука интересная. Провод в стене, цель достигнута – провода не лежат на полу, не мешаются! Самих проводов к акустике уже не видно. Они не будут тянуться по полу к колонкам. А если это будет вариант с домашним кинотеатром, то тут уже точно – провода не будут мешать визуально, ребенок не споткнется, кошка не погрызет, тряпка половая не зацепится. Красота!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать – не дано ни кому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото для данной статьи взяты из открытых источников интернета, для примера, не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права – сообщите об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Домашний кинотеатр на практике. Часть 3

Данная статья призвана затронуть наиболее важные аспекты выбора колоночного кабеля, прокладки кабеля от усилителя до акустических систем, а также целесообразности использования различных аксессуаров, коих предлагается немало даже для такой, казалось бы, простой вещи, как колоночный кабель.

Почему я не использую распространённое словосочетание «акустический кабель»? Дело в том, что изначально данное словосочетание является не совсем корректным, поскольку само по себе понятие «акустический кабель» подразумевает звуковод — полую трубку или иное сооружение, обладающее способностью пропускать внутри себя звуковые волны, которые, хоть и с искажениями, но всё-таки смогут долететь от точки «А» до точки «Б» (подобные звуководы применяются, например, в некоторых гражданских авиалайнерах, где вместо относительно дорогих и не практичных наушников используются полые трубочки с анатомическими насадками на конце). А в данном случае речь идёт не о звуководе, а о токопроводящем материале, поэтому корректнее будет говорить именно «колоночный кабель», тем более, что и в английском языке используется именно словосочетание speaker cable, а никак не acoustic cable. Да, сейчас уже поздно бегать по округе и возмущаться, ибо словосочетание «акустический кабель» уже довольно давно используется многими специализированными СМИ, так что сейчас использование данного словосочетания не стоит считать очень уж страшной ошибкой, ведь произвошло оно в результате «мутации» определения «кабель для акустических систем», но тем не менее…

Разновидности колоночных кабелей

Не секрет, что токопроводящих материалов весьма много, однако наиболее распространённым в аудиоиндустрии материалом для изготовления колоночных кабелей на сегодняшний день считается медь, из-за своих токопроводящих свойств и довольно низкой цены. Конечно, аудиопромышленность породила множество экзотических кабелей на основе редких металлов, металлических композитов и даже графита. Но их доля в общей массе ныне продаваемых кабелей просто мизерна, хотя, как правило, такие экзотические проводники обладают очень хорошими токопроводящими качествами, но вот их цена… Не всякий решится платить несколько сотен, а то и тысяч долларов за погонный метр такого кабеля — эти «дорогие радости» созданы для ярых аудиофилов (всё чаще поговаривают, что это психическое заболевание, уж простите), готовых за относительно небольшие улучшения звука, воспринимающиеся часто на уровне нюансов, платить огромные деньги. Нет, ради Бога, если есть желание, но просто подавляющее большинство людей исходит из принципа рациональности, поэтому различного рода подставки под кабели, чехлы для разъёмов и прочие шаманские атрибуты не вошли в умы большинства меломанов, да и едва ли войдут, ведь даже при наличии каких-то положительных изменений в звучании (в большинстве случаев присутствующих под влиянием одного лишь самовнушения, к сожалению), платить за различные «фишки» огромные деньги не все хотят. В общем, каждому своё. Так что сегодня будем говорить именно о кабелях с медными проводниками и безо всяких там заговорённых мазей для диэлектрика, поскольку АС в аудиосистемах всего мира чаще всего подключаются к усилителю именно такими «обычными» кабелями (обычно до $40-50 за метр). Да, разные они бывают по конструкции (плетение и толщина жил, качество меди, материал, и конструкция диэлектрика) и цене, но, признаться, я бы не советовал забивать себе голову всеми этими талмудами «знаний», поскольку поговорка «меньше знаешь — лучше спишь» пока ещё в силе. Ведь именно тогда, когда человек начинает стараться проникнуть в самые глубины и узнать все нюансы (порой, довольно бесполезные или попросту мифические) конструкции аппарата, колонок или кабеля — это обычно и приводит к развитию симптомов аудиофилии. Конечно, никто не призывает падать ниц при каждом произнесении словосочетания «частота дискретизации», но часто, вместо того, чтобы слушать музыку (не это ли цель, ради достижения которой и покупается аудиосистема?), люди начинают слушать систему, а то и вообще с головой уходят в глухие дебри надежд и ожиданий, докупая к системе множество различных аксессуаров (часто перекрывающих стоимость самой системы), включая какие-нибудь новомодные «аудиофильские антистатические тапочки» и прочие «таинственные и мощные улучшайзеры», на которых откровенно греют руки некоторые производители. Что ж, это бизнес, всё в порядке. Как и в каждом крупном бизнесе, в аудиоиндустрии продажа качественного звука не может быть топорной — тут нужны загадки, легенды и «достоверные мнения продвинутых аудиофилов». И они появляются, причём, во многом благодаря тому, что пользователи сами этого хотят.

Не слишком жестоко сказано? Признаться, мне не хочется выглядеть в глазах «продвинутых» аудиоманов неким «уничтожителем аудиофильских святынь», так что давайте так: кому нравятся все эти «мулечки», и кто действительно получает моральное удовлетворение от всего этого процесса — ради Бога. Осуждающих взглядов не будет, ведь это ваши деньги и ваше эмоциональное состояние. Ну а я по-прежнему уверен, что духи предков в фонокорректоре виниловой ветрушки не живут; что пляска с бубном вокруг усилителя не добавит звуку детальности; что кабель, сплетённый руками девственницы в полнолуние, будет ничуть не лучше того, который сделан в любое другое время суток профессионалом своего дела (трезвым, разумеется) или ещё лучше — высокотехнологичной автоматикой. Так что к этой теме больше я не возвращаюсь.

Ну так вот, если отбросить сейчас типы плетения проводников и материалы диэлектрика (разновидностей тех и других — огромное количество), то можно выделить три основных типа колоночных кабелей:

  • «обыкновенный». Это привычный кабель с круглыми в сечении проводниками, состоящими из одной, нескольких или множества жил (на фотографии слева). Производят подобные кабели сотни компаний. Цена может колебаться от $0.5 до сотен или тысяч долларов за метр — зависит от качества кабеля, его сечения и, конечно же, «брэндовости» производителя.
  • «плоский». Фактически используются те же жилы, только для удобства прокладки, проводники и диэлектрик как бы «сплющены» (на фотографии справа). Толщина такого кабеля относительна невелика — 1,5 — 3 мм. Стоимость метра такого кабеля начинается обычно от $2.

Описывать разницу звучания различных кабелей я не хотел бы, поскольку одни считают её вообще вымыслом и фантазией, а другие относятся к ней слишком трепетно. Так вот, для первой категории подобные рассуждения были бы не интересными и даже смешными, а люди из второй категории (то есть те, кто слышит разницу в звучании кабелей) наверняка будут ориентироваться на свой слух при выборе кабеля — советы тут едва ли нужны, поскольку дело вкуса. Так что выдержу в данном случае нейтралитет.

Способы прокладки кабеля

Если вы хотите просто бросить кабели вдоль стен, то можете дальше не читать, поскольку ниже написаны советы для тех, кто ценит эстетику и не хочет превращать комнату в щитовую электростанции, размещая кабели на виду у всех.

Итак, если ремонт в комнате уже сделан, то наиболее простым способом убрать с глаз долой колоночные кабели является банальная закладка этих кабелей под плинтус. Если у вас обычный (угловой) плинтус то проблем не будет вообще — берите понравившийся кабель и вперёд.

Если у вас плоский плинтус, но с внутренней канавкой для кабеля, то стоит обратить внимание на плоские или ленточные кабели.

Если же у вас нет плинтуса или он без каналов под кабели, то можно пойти двумя путями:

1. Купить плоский или ленточный кабель, аккуратно закрепить его на стене и покрасить в цвет стены (большинство кабелей весьма спокойно относятся к покраске).

2. Вообще не связываться с прокладкой кабеля вдоль стен, а просто купить плоский (или лучше ленточный) кабель и просто проложить его под ковром или ковровым покрытием — на ощупь кабель не будет заметен.

Если же ремонт у вас ещё не сделан в комнате, то можно просто заложить кабель в стену, но только в гофре, и желательно, чтобы трасса с колоночным кабелем не проходила параллельно и вплотную с сетевыми кабелями.

Оформление вводов/выводов кабеля

Тут существует три наиболее распространённых способа. Все они по-своему хороши, так что смотрите по ситуации, какой в вашем случае будет оптимальным. На рисунках колонка была специально отнесена подальше от стены, дабы вы увидели всё в деталях.

1. Банальная вырезка отверстия в плинтусе и вывод кабеля через это отверстие. Плюсы очевидны: простота в реализации данного типа вывода. Но и минусы присутствуют: если вы захотите убрать колонку, то кусок кабеля, торчащий из плинтуса, убрать уже не получится.

2. Вывод кабеля делается через пол, в результате чего кабеля практически не будет бросаться в глаза, даже если заглянуть за АС. А уж если вывод сделать под колонкой (если АС на шипах, конечно) или близко к ней, то выглядеть всё будет совсем красиво. Плюс: кабеля почти не видно. Минус: дырка в полу смотрится ещё более заметно, чем дырка в плинтусе. Ну а если вы уверены, что двигать колонки никогда уже не будете, то вариант с выводом кабеля из пола — для вас.

3. Самый эстетичный способ для тех, кто предполагает хоть изредка, но убирать колонки. Понадобится блок колоночных терминалов, выполненный в виде стенной розетки.

Такой блок оборудован либо винтовыми, либо пружинными терминалами. Аналогичные блоки можно разместить не только на стене за АС, но и на стене за ресивером или усилителем — кабели будут выглядеть эстетично и за стойкой с техникой тоже.

Либо комбинированный вариант: возле колонки сделать в полу нишу, в которой поставить розетку с колоночными терминалами. Для этой ниши сделать люк (10×10 см) из того же материала, из которого сделан пол у вас в комнате. Если колонки нужно будет убрать, то вы просто вытаскиваете кабель из терминалов в полу и закрываете люк над нишей с терминалами. Всё — пол совершенно ровный и ничего не видно.

Но есть один нюанс: подобные терминалы ухудшают контакт, а значит, в достаточно дорогих системах это может привести к небольшим, но ухудшениям звука, которое, я уверен, 98% слушателей не заметят, но «слухачи» могут почуять неладное, правда на уровне нюансов. Ну а в системах среднего и, тем более, начального уровня слышимых ухудшений от этих розеток не будет вообще. Стоимость такой розетки колеблется от $10 до $50 за штуку (в зависимости от производителя и модели).

Коннекторы

Наиболее частый вопрос — «А нужны ли мне коннекторы вообще? Может обойтись только кабелем?». Попытаюсь ответить. Итак, если коннектор «банан» выполнен таким образом, что оголённый конец кабеля зажимается поворотной шайбой, то толку (с точки зрения улучшения контакта) от такого коннектора минимум, скорее один только вред. Зато с эстетической точки зрения — самое то. Но всё равно, подобная конструкция «банана» весьма неудачна.

Во втором случае кабель внутри коннектора фиксируется двумя винтами, а поверх конструкции надевается термоусадка для предотвращения ухудшения контакта в результате окисления медного проводника. Такой «банан» с практической точки зрения даёт только одно преимущество по сравнению с фиксацией оголённого конца кабеля непосредственно в винтовом терминале АС или усилителя: оголённый конец колоночного кабеля не окисляется со временем.

В третьем случае, кабель засовывается в центральное отверстие «банана», а затем его жилы равномерно распределяются по полусферической поверхности прижима. Площадь контакта весьма велика, ведь контакт кабеля и коннектора происходит почти каждой жилой кабеля. Это уже лучше. А при наличии хорошей термоусадки окисления кабеля не будет. такой «банан» уже стоит рассматривать всерьёз.

И, наконец, самый надёжный и «правильный» коннектор — тот, в котором кабель припаян хорошим припоем, а поверх него установлена термоусадка. Тут и площадь контакта большая и окисления нет. Так что если и будете использовать коннекторы «банан», то либо с пайкой, либо с обжимом, как описано в предыдущем абзаце. В этих случаях резон в использовании коннекторов есть.

«Вилочка» («лопатка»)

С точки зрения подключения или отключения кабеля от терминалов АС или усилителя, «вилочка» куде менее удобна, нежели «банан», зато если вы используете обжимную «вилочку» (обжим кабеля лепестками контактной площадки коннектора производится специальным аппаратом под большим давлением) или «вилочку» с припаянным кабелем (в обоих случаях обязательное наличие термоусадки никто не отменял), то площади контакта кабеля с коннектором и в особенности коннектора с терминалом АС или усилителя позавидуют многие «бананы», да и окисления кабеля, как и в случае с хорошими «бананами», нет.

Внимание! Прежде чем делать кабель, уточните в инструкции к аппарату или АС, либо у продавца, позволяет ли ваш усилитель, AV-ресивер или АС использовать коннекторы. Обычно, недорогие ресиверы допускают подключение только оголённого кабеля.

Насущные вопросы

Выше написано, что встречаются экстра-дорогие кабели за огромные деньги — неужели эти кабели НАСТОЛЬКО улучшают звук аудиосистем?!

Признаться, в экстра-дорогущих кабелях откровенных «понтов» и «таинственной крутизны» наберётся процентов на 80-95 от их реальной стоимости. Да, по себестоимости это действительно довольно дорогие кабели, но не на столько, чтобы продавать метр даже за несколько сотен долларов, не говоря уже о тысячах. Но тут важно учитывать не только себестоимость или качество кабеля. Тут уже привлекает привилегированность кабеля (скажем, изготовление кабеля только под заказ и пайка только вручную в вакуумной камере), VIP-отношение к клиенту (доставка кабеля даже авиатранспортом, наличие красивой коробки из хорошего дерева и кожи какой-нибудь горной лани) и прочие атрибуты супер-элитной вещи. А также «принцип гармонии цен»: если человек заплатил, скажем, $400 000 за аудиосистему (бывает и больше), почему он должен пользоваться кабелями за «жалкие» $200/метр? Нет, тут нужны только элитные кабели! И они будут предоставлены столь состоятельному клиенту. Одни назовут это «вытягиванием денег» или просто «понтами», а другие возразят, что такие покупки лишь подчёркивают высокий статус, уровень дохода и значимость VIP-персоны. И что самое интересное, что каждый в этой ситуации будет прав. Но главное, что в итоге все остаются довольны.

Если же исходить из принципа рациональности, то для театров начального уровня ($500-1000 за комплект) смысла в покупке кабеля дороже $2-3 за метр нет никакого. Для систем среднего класса ($1000-5000 за комплект) имеет смысл засматриваться на кабели по $5-10 за метр. И этого, поверьте, будет вполне достаточно. Куда важнее грамотно подобрать систему, настроить её и подготовить хорошую с акустической точки зрения комнату.

Почему профессиональные колоночные кабели стоят заметно дешевле «аудиофильских»?

Во-первых, профессионалы не падки на различные рюшки и кружева, вроде деревянных коробок с инкрустацией или чехла для кабеля из натуральной кожи — их интересует кабель только с практической стороны, но никаких не с имиджевой. Во-вторых — на рекламу профессиональных кабелей не тратится столько денег, сколько уходит на раскрутку кабелей для Hi-Fi/Hi-End аппаратуры во множестве модных глянцевых журналов. Ну и в-третьих, профессиональные кабели как раз не обладают той «элитностью», за которую берут бешеные деньги в случае некоторых кабелей для Hi-End аппаратуры. Поэтому хороший профессиональный колоночный кабель, при цене $3-7 за метр, может быть по качеству лучше, нежели «бытовой» колоночный кабель, стоящий дороже. Именно поэтому для относительно недорогих комплексов недорогие, но качественные, профессиональные кабели будут, пожалуй, наиболее рациональным выбором. Впрочем, не только для них: не редко профессиональные кабели (но уже классом повыше) применяются весьма успешно и в системах среднего класса. Разумеется, и про «бытовые» колоночные кабели забывать не стоит, ведь и среди производителей оных встречается немало достойных продуктов за весьма умеренные деньги ($3-10 за метр).

Что это за OFC ? — на кабелях часто пишут…

Это Oxigen Free Copper, то есть бескислородная медь.

Какое сечение кабеля мне нужно на фронтальных и центральной АС?

Если AV-ресивер или усилитель развивает мощность до 100 Вт на канал, то желательно использовать кабель с сечением проводника не менее 2-3 мм². Для более мощной системы лучше купить кабель сечением не менее 4 мм².

А какой кабель брать для тыловых АС ?

В идеале надо брать такой же кабель (марка/модель), какой был использован для подключения фронтальных и центральной АС, однако сечение может быть другим, разумеется.

Какое сечение кабеля нужно для тыловых АС?

Если предполагается озвучивать комнату площадью 15-25 м², то вполне достаточно кабеля сечением 2-2,5 мм². Если же помещение побольше (30-50 м²), то стоит обратить внимание на кабели сечением 4 мм².

Обязательно использовать строго одинаковые по длине куски кабеля для тыловых АС?

Про задержку сигнала вспоминать вообще не стоит, поскольку при разнице в длине двух кусков колоночного кабеля даже в десяток-другой метров, задержка сигнала на более длинном куске составит лишь несколько миллионных долей секунды или даже меньше. Тут важно другое: при одинаковой длине кабеля теоретически исчезают различия в комплексных характеристиках (распределенные индуктивность, емкость) кабеля, которые могут влиять на сигнал. Так что если не хотите ставить эксперименты — берите одинаковые куски колоночного кабеля для пары АС.

А как насчёт беспроводных АС на тыловых каналах?

Качество звука беспроводных АС (слышимые шумы, ограниченный частотный и динамический диапазоны, заметные искажения) не позволят использовать подобные колонки даже в комплексах среднего класса. Объясняется такое звучание способом передачи сигнала от передатчика до приёмника в АС. Обычно передача осуществляется на радиоканале, то есть как в обычном радиоприёмнике, только на более высоких частотах. Так что, если хотите получить качественный звук, к тому же сэкономить (беспроводные АС стоят дороже аналогичных проводных), не поленитесь протянуть колоночные кабели и к тыловым АС.

Источник

Оцените статью