- Как подготовить помещение для прослушивания музыки
- На этапе ремонта
- При оформлении интерьера
- Технические решения и «улучшайзеры»
- Акустическая подготовка к прослушиванию в обычной квартире
- Немного об идеале
- Начнем со звукоизоляции
- Усиливаем слабые места
- Окна — источник шума
- Звукопоглощение
- А теперь — по пунктам
- Движение — это жизнь!
Как подготовить помещение для прослушивания музыки
Сохранить и прочитать потом —
Тщательно подбирая элементы своей аудиосистемы, люди часто забывают о важном факторе, оказывающем влияние на итоговый результат, — акустической подготовке помещения.
Порой в помещении, плохо подготовленном к прослушиванию, техника звучит совсем не так, как в шоуруме, а ожидания, возложенные на приобретенную акустику, не оправдываются. Сегодня расскажем, как правильно подготовить комнату для прослушивания музыки.
На этапе ремонта
Cвойства помещения влияют на качество восприятия в нем звуковой информации: акустические волны отражаются от стен, пола и потолка, интерферируя между собой. Если включить музыку в пустой комнате с «голыми» стенами, звук первоисточника необратимо деформируется. Даже просто наклеив на стены обои, вы уже почувствуете разницу в звучании.
Однако обоев на стенах, разумеется, недостаточно для того, чтобы подготовить комнату для прослушивания. В некоторых случаях проблему с отражением звуковых волн можно устранить декораторскими решениями — за счет мягкой мебели, открытых книжных стеллажей и другого «наполнения» комнаты. Однако если интерьер изначально задумывался как минималистичный, стоит обратить внимание и на конструктивные решения на этапе ремонта.
Корректировка акустики помещения с использованием дополнительных конструкций, разумеется, может уменьшить его полезную площадь и изменить первоначальный дизайн комнаты, поэтому на данном этапе можно обратиться за профессиональной помощью инсталляторов. Они не только смогут учесть все особенности помещения, но и помогут «избавиться от лишних проводов» — грамотно спланируют прокладку нужных кабелей с учетом итогового расположения аудиосистемы.
Конечно же, привлечение инсталляторов — не единственный вариант. Он будет полезен, в первую очередь, обладателям дорогих аудиосистем, которые необходимо «вписать» в минималистический интерьер (с учетом не только желаний меломана, но и требований его семьи), владельцам сложных комплектов оборудования от разных производителей, которое необходимо грамотно «подружить», а также в случаях, если само помещение имеет нестандартную конфигурацию или предназначение.
Инсталляторы Аудиомании, например, сталкивались с задачей проектирования и оборудования кинотеатра и аудиосистемы в бассейне.
В остальных случаях справиться с корректировкой помещения можно своими силами. Для этого вовсе не обязательно покрывать все стены поглотителем. Например, позади аудиосистемы можно построить фальш-стену из листов перфорированного гипсокартона. Устанавливая панели из гипсокартона, постарайтесь зафиксировать листы таким образом, чтобы тип крепления исключал какие-либо произвольные вибрации.
Любители экологичных материалов могут заменить гипсокартон на акустические панели из древесного волокна. По своим акустическим свойствам они нисколько не уступают гипсокартону и могут лучше вписаться в интерьер, однако и стоимость их будет выше. Важно, чтобы фальш-стена была возведена на расстоянии 150-250 мм от капитальной стены, а полость между ними — заполнена минеральной ватой.
Пример инсталляции Аудиомании в московской квартире.
Кроме того, при коррекции акустики помещения стоит обратить внимание и на потолок. Если высота помещения позволяет, оптимальным решением будет подвесной потолок на стандартном каркасе из перфорированного гипсокартона. Этот материал сам по себе является достаточно хорошим звукоизолятором, а если в образовавшуюся полость дополнительно проложить плиты из минеральной ваты, эффект будет ещё лучше (подробнее о том, как и из каких материалов можно собрать такой потолок и фальш-стену, читайте здесь).
Главное в этом деле — не переусердствовать. Чрезмерное увлечение поглощающими материалами может «глушить» комнаты прослушивания. В результате отраженные звуки исчезают вообще, а звучание становится неестественным и резким, быстро утомляя слух, возникает характерное «давящее» ощущение. Такая «мёртвая» акустическая среда подходит для звукозаписывающих студий, но весьма некомфортна для прослушивания музыки ради удовольствия.
При оформлении интерьера
Подвесные потолки и фальш-стены — это всегда компромисс с дизайном, внешним видом и функциональностью помещения (если комната, предназначенная для прослушивания, решает еще какие-либо задачи, такие изменения могут серьезно затруднить ее использование). Скорректировать акустику помещения можно и с меньшими усилиями — результат может оказаться не настолько впечатляющим, но тоже ощутимым.
Итак, на этапе оформления интерьера формированию благоприятной среды для прослушивания способствуют любая мягкая мебель, ковер на полу или плотные шторы на окнах. Если есть ощущения, что этого набора оказывается недостаточно, то позади аудиосистемы или стола, на котором она стоит, можно поместить звукопоглощающий мат. Им может служить ковер с высоким ворсом или специальный акустический поролон с профилем «пирамида». Разумеется, последнее решение не добавит интерьеру эстетики, зато улучшит качество передачи средних и высоких частот.
Басовые ловушки из акустической пены, позволяющие минимизировать сильное воздействие от резонансных волн
Еще одно эффективное решение — так называемые звуковые ловушки, которые размещаются по углам помещения. Такая ловушка может быть высотой с наполную колонку, а может занимать и все пространство от пола до потолка. Основной минус таких систем — они очень заметны и вряд ли улучшат внешний вид помещения.
Если в квартире живет женщина с конкретным видением того, как должна выглядеть комната, то этот вариант сразу отпадает, — Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания.
Компромиссное решение — специальные декоративные акустические панели, которые обладают свойствами «классических» панелей (тех, которые можно часто видеть в студиях звукозаписи), но при этом выпускаются в разных цветах и дизайне. Такие панели также могут быть заметны, но при этом выглядят как элемент декора, а не как промышленный объект в домашней среде.
Технические решения и «улучшайзеры»
Если по тем или иным причинам повесить на стену акустическую панель, поставить в угол звуковую ловушку или просто добавить в комнату больше мебели не получается, можно пойти другим путем и приобрести акустический корректор. Это специальное устройство, которое ставится между усилителем и источником сигнала (компьютером, сетевым проигрывателем, СD-проигрывателем).
Акустический корректор напоминает небольшой усилитель с входом, выходом и микрофоном. Микрофон устанавливается в зоне прослушивания, так, чтобы устройство «понимало», каким звук доходит до меломана, и корректировало его. В итоге пропадает низкочастотный гул, бас удается «собрать» в единую мелодию, а звучание становится максимально приближенным к неискаженному.
Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II для настройки характеристик звучания сабвуфера в соответствии с геометрией и другими особенностями помещения для прослушивания
Акустические корректоры часто используются на выставках Hi-Fi и High End, которые проходят в гостиницах (как раз тот случай, когда команда инсталляторов не может изменить конфигурацию или вмешаться в дизайн помещения). Ликвидировать абсолютно все проблемы за счет корректора не всегда возможно, но качественно улучшить прослушивание в неидеальном помещении такой корректор способен. Особенно полезно это устройство, если в комнате есть четко определенная зона прослушивания музыки (есть вероятность, что какие-то проблемы так и останутся нерешенными, но вы их просто «не услышите», находять там, где обычно слушаете музыку).
У меня, например, нет ничего подобного [звуковых ловушек, акустических панелей]. Да, я понимаю, что при каких-то условиях у меня будут неприятности, может быть, где-то возникнут стоячие волны, в каком-то углу комнаты звук будет не такой, какой запланирован. Но у меня есть вполне понятная точка прослушивания, и в ней все хорошо. Даже не точка, зона прослушивания, и в этой зоне все замечательно, — Тимофей Шиколенков.
Чтобы улучшить качество звучания, стоит также обратить внимание на то, в каком окружении находится сама аудиосистема. Например, не самым удачным решением будет поставить акустику непосредственно на пол (либо на столы и другие предметы мебели, изначально не предназначенные «работать» в качестве подставки под аудиотехнику). Создаваемые в результате вибрации пагубно влияют на качество звука («играет» не только колонка, но и все объекты, которые находятся поблизости).
Чтобы свести вибрацию к минимуму, необходимо уменьшить площадь соприкосновения колонки с поверхностью. Для этой цели могут быть полезны акустические шипы. Помимо основной задачи (уменьшения паразитных вибраций) они позволяют компенсировать неровности поверхности за счет регулирования высоты с помощью резьбы. А чтобы не повредить покрытие пола (или поверхности мебели), под шипы следует класть специальные подставки.
Подставки под шипы Cold Ray Spike Protector 3 Small не скользят, защищают напольное покрытие и (в сочетании с шипами) позволяют успешно бороться с резонансами.
Еще один важный фактор, помогающий улучшить звучание — правильное расположение аудиосистемы. На первый взгляд, это самое простое решение, однако в полной мере реализовать его бывает трудно: не всегда правильное расположение удобно с точки зрения внешнего вида, функциональности (в «правильных» местах нет розеток или оказываются чересчур заметными кабели).
Тем не менее, тут тоже есть несколько советов, самый простой — не стоит «загонять» колонки в углы комнаты и плотно придвигать их к стене (расположение «в опасной близости» от боковых стен может привести к возникновению стоячих волн и ухудшить звучание). Если не хочется сходу разбираться в модах и работе с акустическим калькулятором, можно начать с этого руководства по грамотной расстановке акустики — даже такие простые изменения помогут улучшить звучание аудиосистемы без каких-либо серьезных вложений.
Источник
Акустическая подготовка к прослушиванию в обычной квартире
Именно так. Ведь привычное уху профессионала словосочетание «акустическая подготовка помещений» не отражает суть дела. А суть эта — в бесчисленных историях о том, как «. была куплена дорогущая аппаратура, огромные колонки, привезли, установили — а звука нет. »
Действительно, так бывает нередко. Негатива добавляет реакция соседей и домочадцев на громкую музыку. Что со всем этим делать в условиях обычной квартиры — именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить, причем без применения объемных теоретических выкладок и измерительных приборов, не говоря уж о промышленных системах рум-коррекции. Достаточно собственной головы и ушей.
Немного об идеале
Начнем с пугающих вершин, к которым надо стремиться, но которые, увы, недостижимы в обычной жилой квартире. Для качественного звучания колонок комната, где они установлены, должна иметь приемлемый коэффициент реверберации (другими словами, быть умеренно гулкой) и не демонстрировать акустических резонансов и стоячих волн (мест, где звучание низких частот, например, превращается в некое бубнение).
Кроме того, в такой комнате не должно быть источников призвуков — чего-то резонирующего и дребезжащего. Это то, что касается «внутренних» параметров. Повторюсь: мы стараемся не использовать основанные на измерениях известные стандарты и нормы, описанные в профессиональной документации.
Безэховая камера
Есть и «наружные» параметры — то, из-за чего соседи рано или поздно начинают стучать в батарею, как ни противна нам вся эта проза жизни. Без звукоизоляции не обойтись. Соответственно, акустическая подготовка помещений состоит из двух-трех частей, важнейшими из которых являются звукоизоляция и звукопоглощение. И важно не путать эти два направления.
Фрагмент интерьера звукозаписывающей студии. Не самое жилое помещение.
А теперь об идеалах. В профессионально подготовленных помещениях для акустической подготовки принимаются серьезные меры. Плавающие полы и потолки, акустические панели, специальные двери (причем не одинарные). Все это — с использованием специальных материалов и покрытий.
Так оформлены студии звукозаписи, серьезные домашние кинотеатры и многие другие объекты. Масштабы работ впечатляют. Все это закладывается еще во время проектирования. Простой факт: толщина звукоизоляционного слоя, создающего реальный эффект, начинается с 5 см.
Звукоизолирующий пол — не так уж просто
А у нас — обычная квартира. И максимум, что мы можем себе позволить в целях акустической обработки — косметический ремонт. Что ж, это тоже немало. Засучив рукава, приступим!
Начнем со звукоизоляции
В деле звукоизоляции не важно, хотите вы убрать (вернее, радикально уменьшить) шум от соседей либо преследуете благородную цель минимизировать причиняемое им беспокойство, исходящее от вашего аудиосетапа. Средства одинаковы. Но прежде всего — об ошибках.
Например, идея покрыть смежную с источником шума стену пенопластом и отделать ее как-нибудь для красоты (оштукатурить или оклеить обоями) часто высказывается общественностью и даже представителями ремонтных бригад. Парадоксально, но таким образом звукоизоляцию можно даже ухудшить. Это ТЕПЛОизоляция — и звук здесь ни при чем. Два листа гипсокартона с разными воздушными промежутками при той же толщине, стоимости и трудоемкости сработают на порядок лучше.
Но давайте договоримся, что увеличивать толщину стен в квартире не стоит. Что же тогда? А тогда нужно поискать места, где звук особенно легко проникает в соседнее помещение. Именно эти слабые места нам следует усилить.
Усиливаем слабые места
Прежде всего (и это особенно важно для некапитальных не несущих стен) обратите внимание на розетки. Часто строители устанавливают розетки одновременно с двух сторон. Это удобно: сверлится сквозное отверстие, в нем — розетки, ваша и соседская. Для звука такое отверстие остается практически сквозным. Можете попробовать, прислонив ухо. Только осторожно, там все под током!
Розетки нужно доработать!
Наши действия: отключаем электричество, демонтируем розетку, затем ее монтажную коробку, видим дно монтажной коробки соседей. Промежуток между этими коробками заполняем диском из максимально плотной минеральной ваты или аналогичного вещества (очень желательно неорганического происхождения, негорючего).
Затем фиксируем и шпаклюем, например, алебастром либо цементным раствором — дешево и сердито. В итоге ваша монтажная коробка должна встать на свое место. И только тогда снова включаем электричество. Желание употребить монтажную пену с негодованием отметаем: ее звукоизоляционные свойства никуда не годятся — к тому же она пожароопасна и применять ее возле проводки нельзя.
Сняв крышку распределительной коробки, иногда можно поздороваться с соседями
При этом розетки — это не единственные слабые места, легко пропускающие звук. Есть еще и распределительные коробки. Было время, когда их делали в верхней части стен, но сейчас возможны варианты. Если такая коробка использует сквозной проем в стене, закрытый с двух сторон тонкими крышками, то для звукоизоляции это сущая беда.
Найти ее очень просто простукиванием. Ситуация исправляется аналогично. Правда, в случае коробки (да и розетки тоже) стоило бы воспользоваться услугами профессионального электрика. Там ведь по идее расположены соединения проводки вашей (а возможно, и не только вашей) квартиры.
Межпанельная щель — расшить и обработать
Еще один источник проблем звукоизоляции — промежутки между панелями в домах из бетона. Со временем швы трескаются и пропускают звук все больше. Такое место необходимо расшить и загерметизировать раствором и (или) акриловым герметиком. Естественно, это связано с демонтажем плинтусов или обоев и т. д.
Стояк — отличный проводник звука
В квартирах также присутствуют стояки, то есть места, где трубы проходят сквозь стену. Их положено пропускать через трубу большего диаметра — гильзу, зацементированную в стене. А промежуток между гильзой и трубой должен быть заполнен минераловатой и загерметизирован нетвердеющим герметиком.
Проблема чаще всего в том, что промежуток не заполнен. Иногда и самой гильзы нет — сэкономили. Промежуток между гильзой (стеной) и трубой все-таки заполняем чем положено, а по краю — силиконовый герметик.
Окна — источник шума
Забавно наблюдать интерес к аппаратуре с соотношением сигнал/шум -120 дБ в то время как уличный шум в комнате, где ее будут слушать, достигает -40 дБ. В этом смысле металлопластиковые окна предпочтительны.
Одно- или многокамерные — это практически безразлично, но по сравнению с покоробившимися деревянными они обеспечивают ощутимо большую степень тишины. Настолько, что шум из соседних квартир после замены окон становится гораздо явственней. Почему? Потому что до того он маскировался уличным шумом.
Уплотнитель
С деревянными окнами тоже не все потеряно. Дребезжащие стекла извлекаем и (в идеале) заменяем на более толстые. В любом случае, ставим обратно на герметик. По периметру прокладываем самоклеящийся силиконовый уплотнитель (доступен в широком ассортименте). Важно, чтобы окна после этого по-прежнему можно было закрыть. И если получилось, то их звукоизоляция уже практически не уступает металлопластику — заодно и зимой будет теплее.
Звукопоглощение
Заходя в помещение, где что-либо будет звучать, многие специалисты (в кавычках и без) в области звука хлопают в ладоши. Резкий звук позволяет «на глазок» оценить реверберацию помещения (наличие, характер и степень интенсивности эхо).
Здесь может быть два крайних случая. Очень сильная реверберация, которая наблюдается в «голых четырех стенах» — к примеру, бетонных или кафельных, поглощающих не больше 1–3% энергии падающего на них звука. либо практически полное отсутствие реверберации, которое достигается, например, в безэховых камерах либо помещениях с невероятным количеством ковров, драпировок, книг и мягкой мебели.
Интерьер в духе минимализма. Проблемы с гулкостью гарантированы
Повторим предупреждение: полное описание акустической ситуации займет в 10 или 100 раз больше места и будет доступно выпускникам электроакустического факультета. Наша задача — дать несколько советов для решения проблем с акустикой комнаты минимальными средствами, без применения измерительной аппаратуры и даже усложненной терминологии, просто и более-менее доходчиво.
Мягкая мебель, ковры, шторы, салфетки — чем не безэховая камера?
Итак, реверберация, несмотря на то, что она присутствует в самой фонограмме, в комнате прослушивания также нужна — давайте примем это за аксиому. Другое дело, что ее параметры должны соответствовать определенным пределам, которые понятны субъективно (критерий «приятно или неприятно слушать»).
Кроме того, стоит понимать, что сам выбор типа и размеров акустики, уровня ее возможного звукового давления зависят от размеров комнаты — причем не только кубатуры, но и высоты потолков, формы, материала стен, применяемых покрытий, наличия мягкой и корпусной мебели, окон и штор и многого, многого другого, включая, естественно, взаимное расположение акустики и слушателей.
И поскольку объем полного описания всех взаимодействующих в этом случае факторов стремится к бесконечности, предлагаем диаметрально противоположный подход: вульгарно упростить задачу.
А теперь — по пунктам
Давайте отталкиваться от пустой комнаты, наполняя ее всем, что в ней должно быть, и анализируя влияние на звук каждого предмета обстановки.
• Легкие межкомнатные двери и корпусная мебель, особенно пустая, способны катастрофически влиять на звучание. На первом месте здесь шкафы-купе. Обратите внимание на резонирование панелей большой площади — для этого к ним достаточно приложить руку — и, если что, их необходимо зафиксировать, задемпфировать, утяжелить или убрать.
• Стеклянные шкафы чреваты дребезжанием самого стекла. То же касается сервизов, бокалов и т. д.
• Любой легкий достаточно жесткий объемный предмет — например, рисунок на картоне, висящий на стене — способен стать источником призвука. Находим и обездвиживаем.
• Мягкая мебель, ковры и прочее — это, чаще всего (до определенной степени, когда комнату называют «переглушенной»), позитив. Причем интерьер второй половины прошлого века, с ковром на всю стену, для акустики может оказаться очень неплохим. Особенно если ковры висят на торцевых стенах.
• Полки с книгами также являются, по сути, акустическими ловушками, способными позитивно повлиять на нежелательную реверберацию. Лишь бы не вмешивалось стекло.
• Окна для качественного аудио — негатив. Большая гладкая отражающая поверхность. Дребезг незакрепленных стекол недопустим. Плотные шторы значительно улучшают ситуацию.
• Музыкальные инструменты также способны вносить свою лепту в звук. Свободно подвешенная акустическая гитара обычно резонирует где-то в районе «ля» — и если слушать музыку, сидя рядом, эта нота может помешать всем остальным.
• Взаимное расположение колонок и слушателей также описано во многих книгах статьях, заметках и рисунках. О том, что между колонкой и слушателем ничего не должно находиться почему-то сообщают гораздо реже. Тем не менее, правило, что каждый слушатель должен видеть, по крайней мере, оба твитера — незыблемо.
Теперь попробуем воспользоваться всем этим на практике. Как правило, акустика попадает в комнату с уже готовым интерьером. Критически осмотритесь. Проанализируйте каждый предмет. Иногда минимальное вмешательство позволяет получить впечатляющие результаты.
Движение — это жизнь!
Поскольку наш единственный измерительный прибор — это собственные уши, воспользуемся им. Нужна фонограмма с хорошими, мощными и разнообразными басами и хорошей стереосценой. Включаем на громкости чуть выше средней. Начинаем двигаться по оси прослушивания от тыльной стены к колонкам.
Обращаем внимание на два обстоятельства: равномерность стереосцены по ширине и «вкусность» баса. Первое обычно зависит от степени звукопоглощения по бокам от зоны прослушивания. Второе показывает на наличие в комнате стоячих волн, связанных с так называемыми резонансными модами. И в том и в другом случае нужно попробовать корректировать поверхности.
То, как видит это сам производитель акустики
Для равномерности сцены со стороны ее усиления на боковую или прилегающую стену стоит повесить что-то шероховатое. Аппликацию, картину штапелем, цветок. В случае с басами помогает применение басовых ловушек, но если без расчетов и измерений — то все эти щиты Бекеши, панели Шредера и ловушки Гельмгольца можно попробовать заменить длинноворсовым ковром.
И если нет места на стене, то на полу он также неплохо работает. Таким образом мы сможем получить приемлемые условия прослушивания в комнате, не соответствующей золотому сечению, требованиям Dolby, THX или другим строгим критериям.
Акустические панели для улучшения акустики помещения
Еще один важный фактор — расположение слушателей и колонок в комнате. Сабвуферы — это вообще отдельная песня, недаром у инсталляторов существует поговорка «саб еще не нашел своего места». Самое печальное, что эти места часто несовместимы с уже привычным расположением предметов. Что ж, компромиссы необходимы.
На этом, пожалуй, остановимся. Уверен, что любой любитель аудио сможет добавить к написанному что-то свое — и суммарно вполне реально замахнуться на создание целой энциклопедии. С другой стороны — сядьте и послушайте. Может, есть смысл поправить что-нибудь еще?
Источник