Приближение утопии
Тест акустических систем Focal-JMLab Maestro Utopia
Использовать лучшую домашнюю акустику для мониторинга и мастеринга не стесняются даже самые известные студии звукозаписи. Потрясающие колонки Focal-JMLab Maestro Utopia тоже могут служить точным инструментом для звукорежиссера, однако настоящее наслаждение они дарят в уютной гостиной и при поддержке электронных компонентов соответствующего уровня
Весной этого года мы рассказывали о 260-килограммовых двухметровых топ-моделях Focal-JMLab Grande Utopia EM, которые обладают уникальным электромагнитным басовым динамиком и насыщены множеством других инновационных решений, обеспечивших поистине фантастический реализм и точность звучания. Колонки Focal-JMLab Maestro Utopia занимают второе место в нынешней линейке Utopia. Они гораздо компактнее и стройнее, а для воспроизведения низких частот в этих мониторах используются головки привычной конструкции, правда с неодимовыми магнитами и фирменными диффузорами из синтактической пены с двухсторонним покрытием тончайшей стекломатерией. Излучатели у 3,5-полосных АС размещены в отдельных корпусах и ориентированы таким образом, чтобы в точке прослушивания формировался предельно сфокусированный саунд. В отличие от старших собратьев, здесь положение блоков пирамиды жестко зафиксировано, а не варьируется при помощи прецизионных домкратов. Зато отказ от сложной механики и прочих эффективных, но очень уж дорогостоящих узлов позволил кардинально снизить цену продукта и сделать прославленный саунд бренда гораздо более доступным для меломанов.
Сдается, что колонки Focal-JMLab Maestro Utopia не случайно появились почти на полгода позже остальных моделей линейки — иначе наверняка бы упал спрос на флагманские Grande Utopia EM! Логика простая: динамики у АС практически одинаковые, корпуса различаются только размерами и массой, регулируемый кроссовер есть там и там, зато цена «Маэстро» примерно в 3,5 раза ниже. На свете всегда будут существовать и перфекционисты, и те, кто более прагматично подходит к выбору аппаратуры. Сногсшибательные Focal-JMLab Grande Utopia EM (ссылка на статью про эти АС, см. M03-jmlab-grande-utopia-em-ВВ_site.doc) адресованы именно первой категории покупателей, а новые Maestro Utopia — второй. Действительно, при столь значительной разнице в цене у двух моделей очень много общего, однако есть и несколько важных отличий — они-то и предопределили такое позиционирование каждой «Утопии» на рынке, чтобы модели не конкурировали между собой. Флагманские спикеры способны похвастать уникальным электромагнитным басовым динамиком с внешним блоком питания, а предельно точная фокусировка излучателей на слушателя достигается у них при помощи прецизионных механических домкратов, которые раздвигают блоки АС на нужный угол с точностью до десятых долей градуса. Оба этих чрезвычайно дорогостоящих элемента обеспечивают исполинам невероятную акустическую адаптивность: колонки могут достойно звучать и в стометровом зале, и в компактной гостиной. Focal-JMLab Maestro Utopia имеют более традиционную конструкцию — в частности, низкочастотный диапазон озвучивают головки с классическими магнитами, а фрагменты пирамиды закреплены жестко, создавая фиксированный «свитспот», область оптимального прослушивания. Все это означает, что выбору помещения, его акустической подготовке и расстановке в нем спикеров придется уделить гораздо больше внимания. Что касается регулировок кроссовера, то их ассортимент поубавился, хотя все необходимые пресеты присутствуют. Можно задавать одно из трех положений интенсивности низких и высоких частот, а также характер кривой АЧХ в переходной зоне 1—2 кГц для формирования более открытого или, наоборот, сдержанного саунда. Нужные параметры выставляются соответствующими перемычками на тыльной стороне постамента АС.
Знаменитый твитер IAL2 с бериллиевой мембраной, и драйверы у Focal-JMLab Grande Utopia EM и более доступных Maestro Utopia абсолютно одинаковые.
Разница лишь в том, что у старших спикеров две СЧ-головки, и расположены они по схеме D’Appolito. Что касается низкочастотного потенциала обеих моделей, то может показаться, что он схож, поскольку два 27-сантиметровых динамика Focal-JMLabMaestro Utopia могут быть столь же эффективны, как один 40-сантиметровый в Grande Utopia EM, и вся разница сведется к улучшенной артикуляции басового регистра, которую обеспечивает электромагнитная конструкция фирменного излучателя. На деле же все немного иначе. Самый крупный модуль кабинета поделен у «Маэстро» на две неравные секции. В нижней находится фазоинверторный сабвуфер, чей порт выведен вперед. При помощи динамика, оснащенного двойной катушкой диаметром 5 см и системой магнитного демпфирования, он озвучивает область до 90 Гц. Расположенная чуть выше головка в закрытом акустическом оформлении выглядит точно так же, но имеет катушку меньшего размера и слегка иную конструкцию. Она воспроизводит более широкий диапазон частот — от самых низких до 220 Гц, а дальше эстафету перехватывает СЧ-драйвер.
Не так давно мы вдоволь наслушались Focal-JMLab Grande Utopia EM, поэтому отлично помним все нюансы их саунда. Так вот, по нашему твердому убеждению, Maestro Utopia играют практически так же! Да, артикуляция и динамика баса у них не столь фантастические, а «просто» великолепные, да и точность позиционирования инструментов в пространстве перешла с миллиметрового масштаба на сантиметровый, но в целом слышен тот же восхитительный звук, который до глубины души поразил нас во время первого знакомства с топ-моделями. Правда, чтобы добиться столь высокого результата владельцу придется провести надлежащую акустическую обработку комнаты, правильно установить колонки и кресло перед ними. Не скроем, все это отнимет массу времени, сил и средств, зато в итоге можно сэкономить почти 4,5 миллиона рублей — немало, согласитесь. Воистину, Focal-JMLab Maestro Utopia — идеальная акустика для прагматичных искателей бескомпромиссного звука.
Плюсы:
Бесподобное звучание со сказочно чистыми высокими частотами, солидный внешний вид, регулируемый кроссовер
Минусы:
Спикеры весьма чувствительны к качеству акустической обработки помещения и своему местоположению в нем
Вывод:
Если колонки Focal-JMLab Grande Utopia EM для вас слишком велики и дороги, то их младшие собратья Maestro Utopia могут стать идеальным компромиссом
Сведения
Тип – напольные акустические системы | Название – Focal-JMLab Maestro Utopia | Частотная характеристика, Гц – 35—40 000 (по уровню –3 дБ) | Число полос – 3,5 (динамики: НЧ – 27 см (2), СЧ – 16,5 см, ВЧ – 2,7 см; частоты раздела: 90, 220, 2200 Гц) | Акустическое оформление – комбинированное | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 3) | Чувствительность, дБ – 93 | Установка – на колесах или шипах | Подводимая мощность, Вт – 80—600 | Габариты одной колонки, см – 147 x 77 x 45,5 | Масса одной колонки, кг – 116 | Цена. руб –1 900 000 руб.
Источник
Тест акустики Focal Scala Utopia III Evo: завершающий этап эволюции
Линейка акустики Focal Utopia — вершина деятельности этой именитой французской компании. Utopia существует много лет, поэтому логично, что с некоторой (совершенно точно ненавязчивой) периодичностью в линейке и в конструкциях отдельных моделей происходят изменения. Они всегда вызывают массу дискуссий, потому как в аудиофильском сообществе редко кого эта акустика оставляет равнодушным, и мнения относительно изменений и моделей встречаются разные.
На мой вкус и слух, у модели Scala были версии не очень удачные, выпадающие из того общего уровня и класса, на которые можно рассчитывать от акустики, объединенной именем Utopia. И вот совсем недавно на свет появилась новая версия — Scala Utopia III Evo, третья по счету лично для Scala и ставшая частью глобального обновления всех «Утопий». С этой новинкой мы и будем знакомиться, изучая ее с должным уровнем придирчивости.
Больше цвета
В первую очередь интересно разобраться с изменениями и звуком у Focal Scala Utopia III Evo, потому что аналогичному процессу обновления подверглась практически вся линейка Utopia. Новая Scala доступна уже сейчас, а остальные модели, вплоть до самой старшей Grande Utopia (представленные в обновленном виде на недавней мюнхенской выставке), появятся в продаже осенью. Таким образом, это не единичное изменение одной конкретной модели, а эволюция всей линейки.
Единственное, что меня несколько удивило, в рамках прежней серии Utopia III, без приставки Evo остались полочники Diablo. Ладно бы, если там остались центральный канал Viva и «утопический» сабвуфер, но полочники… Неужели им назначили исключительно роль дорогих тылов? Сомневаюсь, ведь это очень достойные колонки. Может быть, вопрос в конкуренции с младшими Sopra, которые и вправду так же хороши? Однозначного ответа у меня нет. Качественный класс изменений пока изучим на примере Scala Utopia III Evo, которые сейчас оказались младшими во всей линейке. Хотя, конечно, это очень условно — младшие да, но крупные трехполосные напольники по 85 кило весом с понятием «младшие» увязываются скорее условно.
Общий вид Focal Scala Utopia III Evo на фоне «сородичей» из других линеек
На первый взгляд внешние изменения не очень заметны, но это только на первый взгляд. Принадлежность к линейке Focal Utopia тоже определяется безошибочно. Впрочем, если бы компания кардинально переделала акустику и всю линейку, это вызвало бы следующие вопросы: что случилось, смена идеологии, или это намек на то, что раньше было «все сложно»? Но подобное трудно вообразить.
Внешнее исполнение акустики безупречное. Можно спорить о дизайне с точки зрения личных вкусов и пристрастий, но если от них абстрагироваться, то акустику просто приятно рассматривать и в целом, и чуть ли не под лупой в деталях — ни одной шероховатости, ни одного сомнительного момента. Фирменный, сложный и дорогой в изготовлении корпус, местами достигающий толщины в 6 сантиметров, отделан и собран идеально. Покрытие, подгонка деталей и стыков, качество отдельных деталей — все хорошо.
Берилиевая мембрана твитера
Немного изменилась палитра штатных отделок. Кроме привычного и ожидаемого белого и черного лака, появились такие варианты, как Metallic Blue (действительно синий металлик), Ash Grey (я бы назвал это металлический серый), и British Racing Green (глубокий зеленый цвет, хорошо знакомый поклонникам английской автомобильной спортивной классики). Кроме того, можно заказать практически любую окраску по цветовой палитре, ведь условия для России будут схожими — те же 10 процентов к цене базовых вариантов. Демо-образцы отделки я видел: отличное качество, глубокие цвета и красивый лак.
Больше клемм
Конструкция принципиально осталась прежней — среднечастотник и твитер расположены каждый в своем закрытом объеме, фактически в отдельных, соединенных под некоторым углом корпусах (чтобы уровнять временные задержки и создать желаемую диаграмму направленности), а низкочастотная секция использует порт фазоинвертора большого диаметра, направленный вниз, в основание акустики.
По умолчанию хрупкий твитер закрыт жесткой условно несъемной алюминиевой сеткой
Изменения, заметные снаружи, — новый сложнопрофильный подвес TMD (Tuned Mass Damper), использованный в конструкции 16,5-сантиметрового (вот это нормальный размер для «серединки») среднечастотного динамика, впервые появившийся и опробованный на линейке Sopra. Такой подвес минимизирует возможность лишних резонансных эффектов, что в свою очередь может способствовать более точному и чистому звуку.
От Sopra же пришлась к месту алюминиевая условно-несъемная защитная сетка для 27-миллиметрового вогнутого бериллиевого твитера. 27-сантиметровый басовик вроде бы оставили без изменений.
Еще, при внешнем осмотре можно увидеть, что акустика получила совершенно новую коммутационную панель, позволяющую использовать би-ампинг или би-вайринг. Здесь теперь не одна, а две пары отличных акустических клемм WBT, в базовом варианте замкнутых родными перемычками.
Идеология и реализация подстроечных перемычек, позволяющих настраивать отдачу по басу и по верхним частотам, осталась прежней — по три значения на каждую регулировку и родные массивные подпружиненные перемычки. Регулировки без фанатизма — и там и там только плюс-минус 1 дБ. На этом фоне немножко изменились параметры работы кроссовера. Совсем немного, но у техники такого класса мелочей быть не должно.
Но на самом деле сетку можно и снять, если условия использования позволяют
Диффузоры изготовлены с использованием известной, прекрасно себя зарекомендовавшей фирменной трехслойной конструкции из вспененной основы и двух слоев стекловолокна, — это так называемые W-диффузоры. Внутри «силовые цветочки» (Power Flower) тоже остались — это наборные конструкции, составленные из нескольких круглых и расположенных по кругу магнитов-«лепестков». А к среднечастотнику еще и прибавилась система-технология NIC (Neutral Inductance Circuit), использующая кольцо Фарадея, добавленное к конструкции магнита динамика. Применено это для стабилизации характеристик динамика при любом положении катушки в зазоре. Как результат — меньше искажений, чище и разборчивее звучание.
Легче пуха
Заканчивая про динамики, хотел еще немножко рассказать про твитер, и в том числе про его мембрану. Внешне вогнутый бериллиевый купол в разных версиях я видел неоднократно, все-таки для Focal это давняя фирменная технология и большая гордость. Тут же мне представилась возможность подержать в руках отдельно сам купол, который никогда не собирали в цельный твитер. Логично, что бериллиевый купол должен быть очень твердым, но хрупким. Ломать его я, конечно, не пробовал, но вот вес впечатляет. Если его просто отпустить с руки, то он не будет падать, он будет планировать и кувыркаться в воздухе, как листик или семечко растения — сопротивления воздуха достаточно для неспешного полета.
Среднечастотник Focal Scala Utopia III Evo
И еще один важный эксперимент, который с акустикой Sopra ранее мне не удалось проделать. Условно-несъемную защитную сетку с твитера все-таки можно снять. И хотя таких рекомендаций нигде нет, если открутить два винтика и снять защиту, то под ней обнаружится совершенно аккуратная поверхность и даже надписи «Beryllium» и «Hand made in France». Косвенно все это как бы намекает, что если в вашей комнате прослушивания получится обеспечить твитерам должную безопасность, то сеточки можно и открутить. Кстати, забегая вперед скажу, что результат слышен, не то чтобы слышен катастрофично, но разница есть и без сеточки звук чуть чище и прозрачнее.
Еще из нюансов — внутренняя проводка. Не знаю, каким кабелем она сделана, но мне попалась информация, что провода тоже французского происхождения. Ну а в характеристиках самой проводки существенно то, что для твитера и среднечастотника использовано сечение в 4 квадратных миллиметра, а для басовика — все восемь.
Еще раз сложив в уме все изменения, я сделал вывод, что инженеры, конструировавшие обновленную модель, проделали свою работу аккуратно и продуманно. На месте компания и ее разработчики точно не стоят, совершенствуя именно то, что нужно. Это не косметика ради нового индекса на корпусе, а тонкая и профессиональная доводка. Таковы общие первые впечатления от знакомства, дальше нужно слушать — бывает ведь и так, что внешне все здорово и логично, а звук вызывает вопросы. Но не буду заранее ни хвалить звук, ни пытаться его прогнозировать.
Звук: масштабный, уверенный, светлый
Первой поставил запись Susan Wang «Close To You». Сразу заметно, что акустика уверенно чувствует себя в большом помещении, создавая вполне реалистичный объем звука с хорошей эшелонизацией по глубине и весьма точной проработкой контуров и объема образов.
Кстати, тестируя современные модели Focal, особенно из старших линеек, я замечал, что зачастую масштаб и объем получаются лучше ожидаемого как количественно, так и качественно. Также в общие фамильные черты можно записать и отношение к расстановке, с которой я решил поэкспериментировать сразу же во время прослушивания первого диска. Расстановка возможна и параллельная, и разворот не возбраняется совершенно — все подгоняется под конкретные условия помещения и под личные предпочтения. Я выбрал расстановку с умеренным разворотом на слушателя и достаточно удаленной точкой прослушивания.
Басовый динамик Focal Scala Utopia III Evo
На примере этого диска звук получился не резкий, прозрачный, с открытой детальной серединкой и большим количеством весьма достоверных и подробных верхних частот. Бас несколько смягченный, но не расхлябанный, без недостатка контроля. Хотя в полной мере, конечно, не по этой записи стоит оценивать басовые способности акустики и системы. Открытость и легкоподвижность, однако, не приводят к ощущению переокрашенности или навязчивости, а учитывая специфику записи альбома, можно было бы ожидать навязчивость и даже слащавость, но этого нет.
Кстати, с усилением McIntosh акустика действительно неплохо играет: по ощущениям ее собственный характер не теряется, а специфика звука «Маков» не становится основой характера системы. Скорее получается вполне деликатное сочетание.
В целом характер звука немного светлый, эмоционально насыщенный, фактурный. Но в то же время в почерке нет расхлябанности, не проявляется излишняя эмоциональность, которая могла бы помешать восприятию и утомить. Также нет совершенно никакой синтетики или зажатости, как, к примеру, и других крайних проявлений, как то излишний педантизм, жесткость или строгость. И в целом все очень неплохо сбалансировано: характер у звука имеется, причем интересный, узнаваемый и запоминающийся, а вот заметных перекосов или разбалансировки нет.
Каждому динамику в конструкции, по сути, отведен отдельный корпус
Следующий диск — Rene Aubry «Memories du Futur». Здесь сообразно записи есть и глубокий бас, вполне совпадающий с тем, что заявлено в паспортных данных, и объем с воздухом, так что в целом все складывается в реалистичную и интересную музыкальную картинку. Некоторая доля теплоты и осветленности присутствует, но общую картину совсем не портит, скорее изысканно дополняет.
Сцена точная, но образы и планы прорисованы без голографичной остроты, скорее они телесны и естественны. Вокальные партии звучат отлично и сами по себе, и в составе всей записи. При явно выраженной эмоциональной насыщенности баланс между ней и аналитичностью выдержан хорошо — высокая детальность и хорошая динамика, несомненно, идут на пользу звуку.
Основание акустики
Еще одна запись — «Sidney Bechet et Claude Luter». С некоторых пор я стараюсь обязательно брать в тест что-нибудь совсем старое, но более-менее прилично переизданное (если речь идет об использовании цифровых носителей). На таких записях очень хорошо можно разобрать некоторые способности системы и акустики в частности.
В одних случаях одна и та же старая монозапись будет звучать тускло, безжизненно и упрощенно, с точкоподобной сценой, в других — будут слышны все возрастные проблемы и огрехи, но слушаться будут не они, а музыка в целом. Конечно же, немалую роль здесь сыграют высокая детальность и тембральная разборчивость и подробность. Также на пользу пойдут отсутствие перекосов и ровный, неакцентированный тональный баланс. Ну и конечно же, способность полновесно отстраивать специфическую монофоническую «сцену».
Порт фазоинвертора у Focal Scala Utopia III Evo направлен в основание
На практике очень хорошо получилось. Конечно, крупные напольники в большой комнате в принципе окажутся в выигрышном положении, но кроме масштаба нужно еще и качество. С качеством все хорошо: детальность высокая, даже старый «пыльный» звук слушается как более живой и прозрачный. Насыщенность есть, тусклость отсутствует. Можно слушать, можно анализировать запись — это остается на усмотрение слушателя. Ну а немножко света и теплоты подчеркивают эмоциональность живой записи. Моносцена строится правильно, к ней никаких нареканий нет. Объем и размеры звука здесь точно идут на пользу записи.
Звук: честный, эмоциональный, ладно сшитый
Дальше поставил диск-сборник «Jazz in Paris Remixed», состоящий из необычно переработанных джазовых стандартов. Передача ритма и эмоций на отличном уровне. Объемный, структурный, правильно перетекающий сообразно записи, или, наоборот, острый и хлесткий бас, качественная нижняя середина. Да, впрочем, и со всем остальным диапазоном полный порядок.
Что порадовало — так это сшивка всех трех полос. Я не услышал ни разнохарактерности, ни отставания-запаздывания, ни разнотональной окраски — все воспринимается на слух как единое целое, без разрывов. Конечно, верхних частот бериллиевые твитеры выдают много, но верха не ощущаются как задранные или акцентированные, просто они точные, прозрачные и детальные, без остроты. И этот характер отлично стыкуется со среднечастотным диапазоном, а тот, в свою очередь, перетекает в басовую составляющую. Практически бесшовно на слух.
Акустику можно установить и на ножки-шипы, но есть и такие вот колесики. Удобно, хотя бы на время подгонки расстановки, все-таки вес у колонок солидный
Еще на примере этого диска я отметил, что, несмотря на хорошие аналитические способности, вся система в такой реализации все-таки больше тяготеет к эмоциональной подаче. Интересно слушать, музыка увлекает.
Звучанию альбома Anorexia Nervosa «Drudenhaus» динамики, пожалуй, хватило, но пусть даже чуть светлый и чуть смягченный звук здесь оказался не самым удачным. Формально все читается хорошо, даже по детальности особых претензий у меня нет, что удивительно, но практически любой человек, иногда включающий тяжелый металл на хайэндной системе (а таковых я знаю немало) предпочел бы более темный, более плотный звук, больше подходящий для подобной музыки. Больше тьмы, страха и мяса с кровью. Впрочем, тут все более-менее понятно — с формальными критериями акустика справляется, но для тяжелого жанра нужно другое окружение, другая система. А вот если бы задача стояла на уровне просто рок-музыки средней степени тяжести, то эту задачу уже можно было бы считать решенной.
Две пары клемм и перемычки, подстраивающие параметры ВЧ и НЧ
Потом послушал «Лирические пьесы» Грига. Кстати, тоже запись весьма старая, соответственно, со своей спецификой. Так эту специфику и слышно, но музыку слушать она совершенно не мешает. Да, рояль звучит немножко «истонченно», без должной глубины, но это вопрос к записи, а все остальное тракт вытягивает как может, и в результате можно просто слушать музыку, совершенно не обращая внимание на артефакты. Впрочем, на деле звук получился живее и многограннее, чем я ожидал. И воздух есть, и объем-пропорции точные и выверенные.
И последний диск — исполнение Концерта для альта с оркестром Уильяма Уолтона. В целом все очень неплохо, хотя запись сложная. Иногда заметно, что послезвучия начинают гаснуть чуть-чуть быстрее, чем хотелось бы, но это точно не вопрос к акустике, просто тут была бы уместна система более высокого уровня. Даже если конкретное сочетание нравится (а веские причины понравиться здесь есть), то логичнее бы выбрать и усиление, и источник из старших линеек. Также временами чуть сильнее акцентируются солирующие инструменты, но общая картина передается верно; динамика и детальность на уровне; тональный баланс как был чуть-чуть светлым, таким и остался, без каких-либо выраженных перекосов даже на сложных фрагментах. Произведения на этом диске очень разные по эмоциональному настрою, и в каждом отдельном случае все воспринимается точно, честно и в должной полноте.
Выводы
По внешности и исполнению не могу придраться ни к одному винтику. Очень цельная акустика с отличными музыкальными способностями. Притом не экзотика-эзотерика, без вычурного характера или странных заморочек. К тому же это результат работы крупного производителя, самостоятельно выпускающего и корпуса, и динамики на французских производственных мощностях, собирающего все с должным уровнем контроля качества.
Защитные грили у динамиков раздельные
Также очень приятно, что Фокал эволюционирует, разработчики доводят модели с ювелирной точностью, но при этом стиль и характер звучания сохраняются. Что касается этой, третьей по счету в истории Scala Utopia, то никаких следов недочетов первой версии, конечно же, нет (они ушли еще в предыдущей реинкарнации), а звук стал еще точнее и чище. Пожалуй, я не могу себе представить, что еще здесь можно улучшить и куда этой акустике дальше эволюционировать.
Очевидно, что владельца Focal Scala Utopia III Evo (если он, конечно, не купит ее за красивый вид и потому как попросту может за нее заплатить) ждет непростая задача — подбор компонентов системы. Играть будет каждый нюанс, все будет слышно. Поэтому на изначальный подбор компонентов и на последующую доводку стоит обратить максимум внимания. Но если так подойти к делу — можно выстроить желаемый, до мелочей свой(!) звук. Жанровости именно от акустики я в процессе теста не услышал, только особенности того, как отыграла система в целом (как раз систему-то хотелось бы повзрослее). Вообще, на основе Focal Scala Utopia III Evo можно выстроить систему под самые сложные записи и жанры. А ведь это только «младшая» модель из всех «Утопий»… Впрочем, движение по модельному ряду вверх во многом будет оправданно при наличии подходящего помещения и желания масштабировать звук с должным качеством.
Музыкальный материал:
Anorexia Nervosa — Drudenhaus / Osmose OPCD 094 / Stereo
Edvard Grieg — Lyric pieces Opp. 12,43,46,65 — Alexander Goldenweisser / Мелодия MEL CD 10 02118 / Stereo
Jazz in Paris Remixed / Universal 0602498404645 / Stereo
Rene Aubry — Memories Du Futur / Hopi Mesa 3113162 / Stereo
Sidney Bechet et Claude Luter / Universal 159 921-2 / Mono
Susan Wang — Close To You — RM070HQ / Stereo
Источник