ЛИТИЕВЫЙ АКБ ВМЕСТО СВИНЦОВОГО 12 В
Многие используют в составе некоторых устройств популярный свинцово-кислотный аккумулятор 12 В 7,2 Ач. Эту батарею можно найти во многих устройствах, от детских электромобилей до ИБП, или системах поддержки напряжения важных устройств, в случае сбоя питания. Почему он так популярен? Цена — это его главное преимущество и, наверное, единственное.
Свинцово-кислотный аккумулятор был изобретен в 1850 году. Все последующие модификации, улучшения, дополнения и изменения, как правило не меняют химический состав вырабатывающий электрическую энергию. Аккумуляторы этого типа обычно называются кислотными, AGM, гелевыми — это все те же свинцово-кислотные аккумуляторы, которые имеют больше недостатков, чем преимуществ. Такая батарея любит всегда подзаряжаться, не любит разряжаться, имеет очень плохое отношение веса к накопленной энергии, после разряда очень быстро происходит сульфатация или повреждение пластин. Её жизнь довольно коротка, около 4-7 лет, количество рабочих циклов составляет всего 200-400 (есть производители которые дают 1000, но это выдумка).
Хуже всего в такой батарее непредсказуемость, то есть вы никогда не уверены, когда она откажется держать ток. При работе с такими устройствами как ИБП, (а иногда от надежности устройства могут зависеть жизни людей — медицинское оборудование) производители требуют замены, например, каждые 4 года, на всякий случай, независимо от состояния батареи.
Технический прогресс делает свое дело и уже выпускаются новые и лучшие АКБ. Имея аккумуляторы LiFePO4, решено было использовать их для создания батареи, которая совместима с типичными размерами 12 В 7,2 Ач (151 х 65 х 92 мм) и должна быть намного лучше по параметрам. Выбраны цилиндрические батареи LiFePO4 с размерами 32 х 70 мм, заявленная производителем емкость 7000 мА/ч и ток разряда 35 А.
Такой размер вмещает 8 штук этих батарей. Одна батарея LiFePO4 генерирует номинальное напряжение 3,2 В, что при подключении в сборке по 4 дает 12,8 В. Это напряжение аналогично напряжению свинцово-кислотного аккумулятора 12,6 В. Для создания батареи было выбрано 8 штук, которые объединены в 2 параллельных элемента по 4. Оригинальные провода были слишком тонкими, поэтому были укорочены настолько, насколько это возможно.
Конечно сборка требует использования электроники для управления зарядкой и разрядкой, обычно называемой BMS. BMS должна быть со схемой балансировки (выравнивание напряжения ячеек). Все что остаётся, это соединить правильно элементы.
Испытания нового аккумулятора
Теперь испытания. Нагрузка составляет 4 галогенные лампы мощностью 50 Вт, что дало более 210 Вт. Результаты проверки на графике далее. Min — это минуты. Разрядный ток — 1,5С.
График напряжение / время
Даже если предположить, что заявленная долговечность составляет 2000 циклов по паспорту, аккумулятор прослужит долгие годы.
Расходы на переделку АКБ
А теперь расходы. Свинцово-кислотная батарея стоит всего 1000 рублей, а хорошая — более 2000. Использованные тут литиевые батареи составили 2000 руб. BMS 300 руб. Все остальные мелочи для сборки ещё 200, всего это 3000 рублей. То есть не особо и дороже — зато выигрыш по характеристикам очевиден.
Зарядка проводится током 1-2 А, что совсем не приводит к нагреву элементов, лишь когда они разряжаются током 15 А, то через 30 минут слегка нагреваются.
Переделанный АКБ можно использовать везде, где стояли изначально свинцово-кислотные, возможно нужно будет только изменить зарядное устройство.
Форум по обсуждению материала ЛИТИЕВЫЙ АКБ ВМЕСТО СВИНЦОВОГО 12 В
Радиоприемники — обзор базовых конфигураций приёмной аппаратуры, этапы развития схемотехники.
Волновое управление, двухфазное и способ регулирования тока в обмотках шаговых двигателей.
Предусилитель со стерео темброблоком для усилителя мощности, собранный на ОУ 4558.
Кодовая кнопка для ограничения доступа к объектам, простая схема с реле на МК Attiny13.
Источник
Питание автомагнитолы от литиевых аккумуляторов
Регистрация
Вход
- В начало форума
- Правила форума
- Старый дизайн
- FAQ
- Поиск
- Пользователи
А зачем два диода?
Во. А может ну его малый аккумулятор? а сделать так:
Главное питание идет нормально, а провод памяти подключить через диод и резистор (скажем 1К), и повесить туда конденсатор, где-нибудь на 4700 мкф. Память-то берет не так много, в обычном режиме конденсатор зярядится, и заряд будет поддерживаться от большого питания, а без большого питания конденсатор будет разряжаться потихоньку на память. Знать бы, сколько память кушает.
Идея питать от доп. аккумулятора сигнализацию, а заодно и магнитолу .
http://wwwboards.auto.ru/stealings/0200/56422.shtml
Но этой схемой акк на 7 Ач врятли зарядишь.
Есть идея вместо VD1, R1 и VD3 использовать микросхему LM317
http://gate.hostel.tusur.ru/?s=LM317
рисунок 3. Сопротивление подбираем согласно ёмкости аккумулятора. (так, ток зарядки акка на 7 Ач составляет 0,7А, соответственно сопротивление должно быть примерно 1,7 Ом)
По идее (ИМХО) использование схемы на LM317 имеет ещё один плюс — когда двигатель выключен — напряжение на основном аккумуляторе 12 Вольт — соответственно схема не работает и на стоянке нет утечки тока на зарядку доп. акка, а работать схема начнёт где-то от 13,5-14 вольт — при работе движка 2000 Об/мин.
Какие будут предложения? Схемка с ауто.ру уже собрана, но, не уверен я, что акк на 7Ач зарядится током в 20-30 мА. Завтра покупаю ЛМку и собираю по второй схеме.
А вообще, стоимость решения сильно зависит от тока потребления питанием памяти магнитолы. Если микроамперы — дешевле запитать эту память от литиевой батареи 12В (Можно набрать из 4-х штук 3-х вольтовых CR2025 или CR2032 — разновидностей полно).
Померяй ток при выключенной магнитоле и при работающей. Если микроамперы — макарь литиевую батарею. Если в каком-то из режимов ток у памяти несколько миллиампер или бросок тока при переходных режимах — тогда батареи надолго не хватит. В этом случае — Welcome по приведенной мной ссылке.
Схему в ссылке можно упростить — оставить одну ветвь с двумя диодами и резистором. Главный критерий — чтобы при оборотах выше 2000, когда напряжение сети около 12В, резервный аккумулятор не перезаряжался. Т.Е. Когда он набирает напряжение 12В, ток заряда через него был максимально близока к нулю. Так же померяй токи заряда не немного разряженном аккумуляторе.
Вообще, подозреваю, что двойная параллельная цепь заряда для того и существует — один режим для довольно сильно разряженной батарея, другой — для почти набравшей заряд.
В общем, простор для творчества.
Ну обе идеи неплохи. Надо попробывать.
Дома сёдня соберу, поэкспериментирую. У меня как раз дома стоит и большой, и малый акки.
А ты про 317-ю потом расскажи.
Собрал, в общем, схемку на LM317. Держит, зараза, заданный ток При подключении большой нагрузки к заряжаемуму акку (порядка 2-3А) ток зарядки повышается примерно на 100мА.
Соответственно, при 12В на входе, ток зарядки равен 0 На заданный режим выходит примерно с 13,5-14В (как я и предполагал
)
Осталось на деле испытать.
Собрал, в общем, схемку на LM317. Держит, зараза, заданный ток При подключении большой нагрузки к заряжаемуму акку (порядка 2-3А) ток зарядки повышается примерно на 100мА.
Соответственно, при 12В на входе, ток зарядки равен 0 На заданный режим выходит примерно с 13,5-14В (как я и предполагал
)
Осталось на деле испытать.
Ну тада скажи точное сопротивление резистора, побегу за 317-ой.
Цеплять как я понял надо так: главный плюс с главного акка на вход 317-ой, а с выхода питать магнитолу вместе с памятью? Тада на стоянке при незаведенном движке магнитола будет постоянно питаться от малого аккумулятора? Дак она ж посадит его за полчаса/час (если слушать ее ессно).
Померяй ток при выключенной магнитоле и при работающей. Если микроамперы — макарь литиевую батарею. Если в каком-то из режимов ток у памяти несколько миллиампер или бросок тока при переходных режимах — тогда батареи надолго не хватит. В этом случае — Welcome по приведенной мной ссылке.
Не надо для литиевой батареи зарядную цепь! У меня в видике Philips (шестиголовый, Hi-Fi стереозвук от видеодвойки MatchLine) на питании встроенных часов стоит литиевая батарея. Проработала 6 лет ( с 1998г.), в прошлом месяце поменял.
Любой же стабилизатор при выключенном двигле должен потреблять какой-то ток от АКБ. Померяй его! Рискуешь за три-четыре дня стоянки посадить АКБ. Если, конечно, не предусмотришь отключение стабилизатора при выключенном зажигании.
Простор для творчества расширяется.
Не надо для литиевой батареи зарядную цепь! У меня в видике Philips (шестиголовый, Hi-Fi стереозвук от видеодвойки MatchLine) на питании встроенных часов стоит литиевая батарея. Проработала 6 лет ( с 1998г.), в прошлом месяце поменял.
Любой же стабилизатор при выключенном двигле должен потреблять какой-то ток от АКБ. Померяй его! Рискуешь за три-четыре дня стоянки посадить АКБ. Если, конечно, не предусмотришь отключение стабилизатора при выключенном зажигании.
Простор для творчества расширяется.
Сразу видно «профи». Литиевая батарея боится очень многих вещей. Поэтому для них выпускают специальные контроллеры заряда. Вам повезло — она у вас не «рванула» перегревшись от Ваших опытов. Вообще-то литиевые аккумуляторы не совсем безопасны в руках «мастеров самоучек», которые даже основы не изучили — как использовать литиевые аккумуляторы, а уже других поучают. Ню-ню.. как говорится.. ..
Не надо для литиевой батареи зарядную цепь! У меня в видике Philips (шестиголовый, Hi-Fi стереозвук от видеодвойки MatchLine) на питании встроенных часов стоит литиевая батарея. Проработала 6 лет ( с 1998г.), в прошлом месяце поменял.
Любой же стабилизатор при выключенном двигле должен потреблять какой-то ток от АКБ. Померяй его! Рискуешь за три-четыре дня стоянки посадить АКБ. Если, конечно, не предусмотришь отключение стабилизатора при выключенном зажигании.
Простор для творчества расширяется.
Ну тада скажи точное сопротивление резистора, побегу за 317-ой.
Цеплять как я понял надо так: главный плюс с главного акка на вход 317-ой, а с выхода питать магнитолу вместе с памятью? Тада на стоянке при незаведенном движке магнитола будет постоянно питаться от малого аккумулятора? Дак она ж посадит его за полчаса/час (если слушать ее ессно).
Любой же стабилизатор при выключенном двигле должен потреблять какой-то ток от АКБ. Померяй его! Рискуешь за три-четыре дня стоянки посадить АКБ. Если, конечно, не предусмотришь отключение стабилизатора при выключенном зажигании.
Интересно, что же он будет потреблять, если на автомобильном акке наприуга 12В и на заряжаемом акке тоже 12В. Ток заряда (потребления по вашему) полюбомы будет равен 0 ! 😎
Если прикинуть, то можно цепь заряда кинуть на замок зажигания — чтобы работало только при включенном зажигании Всё равно при стоянке толку нет, да и спокойнее будет
Диоды поставил 213 (таблетки) они на 10А и при подключении нагрузки в 3А ЛМка грелась сильнее диодов, но не до «красна» .
А пр стоянке магнитола будет питаться от того акка, на котором напруга больше (да и изначально хотели питать только память, а не саму магнитолу).
Любой же стабилизатор при выключенном двигле должен потреблять какой-то ток от АКБ. Померяй его! Рискуешь за три-четыре дня стоянки посадить АКБ. Если, конечно, не предусмотришь отключение стабилизатора при выключенном зажигании.
Интересно, что же он будет потреблять, если на автомобильном акке наприуга 12В и на заряжаемом акке тоже 12В. Ток заряда (потребления по вашему) полюбомы будет равен 0 ! 😎
Если прикинуть, то можно цепь заряда кинуть на замок зажигания — чтобы работало только при включенном зажигании Всё равно при стоянке толку нет, да и спокойнее будет
Советую посмотреть внутренние схемы стабилизаторов — в любом случае смещение на транзисторы подается — стало быть есть потребление тока. Вопрос — какого? Вот это я и советую померять, ибо практика — критерий истины.
Не надо для литиевой батареи зарядную цепь! У меня в видике Philips (шестиголовый, Hi-Fi стереозвук от видеодвойки MatchLine) на питании встроенных часов стоит литиевая батарея. Проработала 6 лет ( с 1998г.), в прошлом месяце поменял.
Любой же стабилизатор при выключенном двигле должен потреблять какой-то ток от АКБ. Померяй его! Рискуешь за три-четыре дня стоянки посадить АКБ. Если, конечно, не предусмотришь отключение стабилизатора при выключенном зажигании.
Простор для творчества расширяется.
Сразу видно «профи». Литиевая батарея боится очень многих вещей. Поэтому для них выпускают специальные контроллеры заряда. Вам повезло — она у вас не «рванула» перегревшись от Ваших опытов. Вообще-то литиевые аккумуляторы не совсем безопасны в руках «мастеров самоучек», которые даже основы не изучили — как использовать литиевые аккумуляторы, а уже других поучают. Ню-ню.. как говорится.. ..
Советую читать внимательно посты! Я и говорю уважаемому antoshkin2115 про то, что батарею заряжать НЕ НАДО!
Что, инет стоит совсем дорого, что жаба давит читать посты внимательно и полностью? Тогда вон со своей вонью с форума! Задолбал.
Источник