- Пищалки для профессиональных колонок
- ВЧ динамики (твитеры)
- Как подобрать Вч динамики
- Какие технические особенности следует учесть
- Профессиональные динамики
- Акустические системы: типы динамиков (часть 3)
- Широкополосник
- Твитер
- Среднечастотный динамик
- НЧ-драйвер
- Коаксиальные драйверы
- Специализированные динамики
- Динамики наушников
Пищалки для профессиональных колонок
Профессиональные динамики ВЧ предназначены для установки в многополосную инсталляционную, а также концертную акустику. Профессиональные высокочастотные динамики должны обладать повышенной звуковой отдачей, обеспечивающей колонкам, в которые они устанавливаются, возможность полноценного озвучивания больших помещений, а также высокой надежностью. Профессиональная акустика традиционно используется при повышенной подводимой мощности в течение длительного времени. Такой режим работы особенно опасен именно для ВЧ-динамиков, которые ввиду сравнительно небольших габаритов магнитных систем склонны к перегреву и выходу из строя. Кроме того, усилители, работающие при выходной мощности, близкой к максимальной, генерируют большое количество искажений, также находящихся в высокочастотной области.
ВЧ динамики для профессиональной акустики, как правило, имеют большие габариты, чем твитеры для Hi-Fi-акустики, а для повышения звуковой отдачи оснащаются рупорами. Магнитные зазоры их звуковых катушек часто заполняются охлаждающей жидкостью, а корпуса имеют специальные элементы, позволяющее эффективно рассеивать тепло. В остальном к выбору твитера для профессиональной акустики необходимо отнестись также, как и к обычным, исходя из требуемого частотного диапазона воспроизводимых частот, сопротивления и чувствительности. Разумеется, включать профессиональный ВЧ-динамик необходимо через советующий разделительный фильтр, который также может содержать и элементы для его защиты.
Источник
ВЧ динамики (твитеры)
- Номинальная мощность, Вт: 200
- Максимальная мощность, Вт: 500
- Диаметр акустики: —
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 150
- Максимальная мощность, Вт: 300
- Диаметр акустики: —
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 40
- Максимальная мощность, Вт: 80
- Номинальная мощность, Вт: 75
- Максимальная мощность, Вт: 150
- Номинальная мощность, Вт: 90
- Максимальная мощность, Вт: 180
- Номинальная мощность, Вт: 80
- Максимальная мощность, Вт: 160
- Диаметр акустики: 9,7 см
- Количество полос: 1
- Максимальная мощность, Вт: 180
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 40
- Максимальная мощность, Вт: 80
- Диаметр акустики: —
- Количество полос: —
- Номинальная мощность, Вт: 80
- Максимальная мощность, Вт: 160
- Диаметр акустики: —
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 50
- Максимальная мощность, Вт: 100
- Диаметр акустики: 5 см
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 50
- Максимальная мощность, Вт: 120
- Диаметр акустики: 2,6 см
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 30
- Диаметр акустики: 7 см
- Количество полос: 1
- Номинальная мощность, Вт: 25
- Максимальная мощность, Вт: 55
- Номинальная мощность, Вт: 20
- Максимальная мощность, Вт: 120
- Диаметр акустики: 2,5 см
- Количество полос: 2
- Номинальная мощность, Вт: 20
- Максимальная мощность, Вт: 200
- Диаметр акустики: 2,5 см
- Количество полос: 2
- Номинальная мощность, Вт: 15
- Максимальная мощность, Вт: 100
- Диаметр акустики: 2,5 см
- Количество полос: 1
Как подобрать Вч динамики
Для воспроизведения звука высокой частности необходимы вч динамики. Их еще называют пищалками или твитерами. В интернет-магазине Technosonic.ru представлен большой выбор вч динамиков самых различных брендов. У нас вы можете купить твитер таких производителей как: Alphard, Aria, Corat, DLS, Dynamic State, Hertz, Infinity, JBL, Kicx, SWAT и многие другие.
Как правило, твитер входит в комплект многокомпонентной системы, однако, его можно подобрать и отдельно. По сути это колонки компактного размера, способные качественно улучшить звучание вашей любимой музыки, сделав его более звонким и объемным. В интернет-магазине Technosonic.ru купить твитер можно в диапазоне от 530 до 31200 рублей. Ассортимент достаточно разнообразен, поэтому вы без труда сможете подобрать для себя подходящие вч динамики. Если же вы сомневаетесь в выборе, то рекомендуем вам обратиться за помощью к нашим специалистам.
Прежде всего, следует определиться с компонентной акустикой. Дело в том, что только с ней может быть гарантировано насыщенное и гарантированное звучание. Также обратите внимание на мощность системы, которая должна полностью соответствовать мощности усилителя. Еще один немаловажный фактор при выборе твитера – материал купола. Хорошо, если он изготовлен из бумаги, пластика, шелка или металла. Вч динамики для получения качественного звучания следует устанавливать в подиумы, при этом дверь необходимо шумоизолировать.
Какие технические особенности следует учесть
Частота диапазона – еще один важный критерий, который необходимо учитывать при выборе устройства. Это первое на что вы должны обратить внимание при выборе Вч динамика. Второй по важности критерий – импеданс или сопротивляемость катушек твитеров. Он должен составлять от 2 до 16 Ом. Не маловажная и чувствительность устройства, максимальное значение которого должно быть равно 96 дБ.
Источник
Профессиональные динамики
Профессиональные динамики предназначены для тех музыкантов или меломанов, которые занимаются ремонтом акустических систем, или их конструированием, или хотели бы получить в свое распоряжение колонки, изготовленные по индивидуальному заказу. Эти громкоговорители можно использовать как в колонках, предназначенных для профессионального использования, так в домашней акустике. Общей особенностью динамиков данного типа можно считать высокую конструктивную надежность, то есть способность долгое время работать при высокой подводимой мощности.
Громкоговорители для профессиональной акустики подразделяются по типу воспроизводимых частот на ВЧ, СЧ, СЧ/НЧ и низкочастотные, а также специальные профессиональные сабвуферные головки. Разумеется, при создании на их базе акустических систем, или замене штатных спикеров колонки новыми, данное обстоятельство необходимо учитывать. Динамики для профессиональных колонок ведущих компаний-изготовителей, как правило, обладают собственным звуковым почерком, который знают опытные музыканты, в особенности гитаристы. Поэтому некоторые из них со временем меняют динамики в своих колонках на другие, с отличающимся тональным балансом, для получения новой окраски звука. Благодаря мощным магнитным системам профессиональные спикеры, как правило, обладают высокой чувствительностью, и правильно спроектированные на их основе акустические системы способны развивать существенное звуковое давление.
Каждый динамик для профессиональных колонок сопровождается подробными техническими характеристиками, учет которых позволит точно подобрать для него оптимальный корпус, а также, если необходимо, разделительный фильтр.
Купить профессиональные динамики лучше в тех специализированных магазинах, которые предоставляют широкий выбор моделей, а также имеют в штате опытных продавцов-консультантов.
Источник
Акустические системы: типы динамиков (часть 3)
В прошлый раз мы разобрались, по крайней мере, в общих чертах, в конструкции динамика. Основные ее элементы — общие для всех типов динамиков, но главное, как всегда, кроется в различиях. О них и стоит рассказать подробнее.
Широкополосник
Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.
Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.
Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00
Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.
Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.
Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.
Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10
Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.
При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.
В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.
Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.
С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.
Твитер
Понятно, что, если трудно воспроизвести весь диапазон одним излучателем, есть смысл разделить этот диапазон на несколько частот, в каждой из которых будет работать отдельный динамик. За верхние частоты в этом случае отвечает твитер (пищалка).
Этот динамик должен иметь диффузор (мембрану) небольшой площади, но достаточно жесткий и максимально легкий, ведь полоса излучения твитера, в большинстве случаев, не ниже 1,5 кГц. Среди динамиков наибольшее распространение получил купольный твитер. В нем центральное тело диффузора или элемент, который в полноразмерном динамике называется пылезащитным колпачком, занимает практически всю площадь излучающей поверхности.
Твитер колонки Apple HomePod
Мембрану купольного твитера чаще всего делают из ткани с пропиткой, повышающей ее жесткость. Применяют и более жесткие материалы, лучшим из которых по праву считается бериллий.
Важный параметр твитера — это частота его собственного резонанса. Разработчики стремятся к тому, чтобы она находилась ниже полосы его воспроизведения. В этом случае пищалка звучит максимально точно. Дело в том, что на частотах, близких к резонансу, комплекс усилитель-динамик начинает работать некорректно, «идет в разнос», и система становится плохо управляемой.
Результат — искажения, причем в той частотной области, в которой наш слух к ним особенно чувствителен. Выход оказался прост: кроссовер — устройство, ограничивающее частотный диапазон работы твитера, «обрезает» частоты его собственного резонанса, расположенные ниже рабочего диапазона твитера, который начинается, как правило, от 2–3 кГц.
Твитер с алмазной мембраной Seas Excel E0100-04
Второе требование к твитеру — повышенная верхняя граничная частота воспроизведения. В оптимальном случае она должна превосходить верхний частотный порог слышимого диапазона, т.е. быть выше 20 кГц. Казалось бы, зачем выше, если на этих частотах мы уже не слышим ничего?
Расширенный вверх предел частотного диапазона позволяет твитеру воспроизводить так называемые верхние гармоники, формируя максимально точное звучание высоких частот. До какого предела должен иметь возможность работать твитер — а зачастую высказываются мнения о величинах в 40, а то и в 60 кГц — вопрос, являющийся предметом дискуссий.
Названные два требования к конструкции твитера являются взаимоисключающими. Для понижения резонанса необходимо делать мембрану большего размера и веса, а для повышения верхней границы АЧХ — наоборот. Выход — максимальное соотношение жесткости и массы мембраны твитера, за которое и идет технологическая борьба.
Среднечастотный динамик
Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику. Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям.
Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром
Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.
Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.
Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором
Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.
НЧ-драйвер
Низкочастотный динамик часто еще называют вуфером. Для практически любого класса акустических систем вуфер, естественно, является самым большим по площади излучателем. Для низкочастотника предпочтительным является полностью поршневой режим работы, когда диффузор движется возвратно-поступательно, как единое целое.
Здесь проблема решается еще более радикально, чем в случае со среднечастотным драйвером. Диффузор делают максимально жестким, даже за счет его утяжеления. Дело в том, что на низких частотах наш слух наименее чувствителен к искажениям. И в случае, когда для диффузора вуфера прежде всего важна амплитуда колебаний, ради жесткости идут на увеличение веса.
24-дюймовый басовый динамик в сабвуфере Pro Audio Technology
Масса подвижной системы многих крупных сабвуферных динамиков может достигать 200 г и более. Диффузоры в некоторых случаях получают пространственную конструкцию наподобие самолетного крыла из многослойного композита с заполнением внутренних полостей легкими ячеистыми или сотовыми структурами.
Для аудиофильских систем массу диффузора низкочастотного драйвера по-прежнему стараются минимизировать, поскольку натренированный слух не любит низкочастотных искажений, равно как и всех остальных.
Причем амплитуда колебаний у вуферов — самая большая среди всех перечисленных динамиков. Для этого они оснащаются так называемой длинноходовой (удлиненной) голосовой катушкой. Внешний подвес делается из резины. Все это позволяет диффузору иметь очень большую экскурсию — так называют смещение диффузора от центральной точки.
18-дюймовый басовый вуфер JBL
Особенно ярко «порода» низкочастотного динамика проявляется в драйверах, которые устанавливаются в сабвуферы. Это тяжелое, мощное устройство диаметром от 8 до 15 дюймов (наиболее часто применяемый в пользовательской АС диапазон размеров). Они имеют очень мощные магнитные системы и, в связи с этим, немалый общий вес. При этом в низкочастотных драйверах, работающих от мощных полупроводниковых усилителей, часто устанавливаются катушки минимального сопротивления — 2, а то и 1 Ом.
Коаксиальные драйверы
В двух- трехполосной колонке твитер, среднечастотник и низкочастотный динамик устанавливаются отдельно, то есть, они разнесены в пространстве. Это является серьезным недостатком. Наш слух, который легко определяет направление на источник звука, бывает обманут тем, что средние частоты и высокие частоты поступают практически из разных точек.
Направление на низкочастотный излучатель определить труднее, но тем не менее его удаленность также вносит свою лепту. В результате, такая геометрия колонки ухудшает восприятие стереообраза.
Строение коаксиального драйвера KEF UniQ
Широкополосный динамик, о котором написано выше, просто в силу физики процесса имеет ограничения как по максимальной мощности, так и по частотному диапазону. Кроме того, для широкополосного динамика неизбежна высокая неравномерность АЧХ (выше 10–20 дБ), которую практически невозможно, да и нет смысла компенсировать электроникой либо акустическим оформлением.
Выходом из этой ситуации стал коаксиальный драйвер. На первый взгляд, такой совмещенный динамик выглядит достаточно просто. В двухполосном варианте твитер расположен в центре низкочастотного динамика — традиционные размеры пищалок вполне для этого подходят. Но с инженерной точки зрения такая конфигурация резко затрудняет разработку (расчет) и изготовление подобной системы.
Коаксиальный динамик TAD CST
И это отражается на ее стоимости. Есть варианты, которые позволяют упростить конструкцию: например, размещение твитера перед низкочастотным диффузором на специальном креплении. И все-таки именно «полновесные» коаксиальные системы создают наиболее точный стереоэффект. Поэтому во все времена разные разработчики и компании выпускали коаксиальные драйверы, которые присутствовали в составе их топовых систем.
Специализированные динамики
Воспроизведение звука в условиях, отличных от комнатных, требует применения динамиков, учитывающих эту специфику в свей конструкции. Динамики ландшафтного, шахтного, морского применения должны выдерживать повышенное содержание пыли, способной проникать в магнитный зазор, длительное солнечное излучение, повышенную влажность, воздействие морской соли и других негативных факторов. Для этого в конструкцию вносится серьезные изменения: выбираются материалы, защищаются уязвимые элементы.
Динамики наушников
Для наушников прежде всего пришлось разработать миниатюрные динамики: калибром от 6 до 12 мм для внутриканальных и до 50–60 мм максимум — для накладных моделей. В подавляющем большинстве случаев это широкополосные драйверы. Малый размер облегчает им задачу воспроизведения полного диапазона.
С другой стороны, производство осложняется именно минимальными размерами. Чаще всего диффузор такого динамика сделан из синтетического материала, хотя целлюлоза и другие натуральные волокнистые материалы тоже могут присутствовать. Ввиду требований компактности и низкого веса именно в наушниках наиболее часто используются неодимовые магниты, благодаря которым динамики могут демонстрировать высокую чувствительность — до 120 дБ и выше.
Динамик наушников Apple EarPods
Специфика применения требует, чтобы динамики наушников имели повышенное сопротивление. И если звуковые катушки динамиков акустических систем имеют сопротивление от 2 до 16 Ом (чаще всего от 4 до 8), то динамики наушников имеют сопротивление не ниже 16 Ом, а максимальное значение может достигать 600–800 Ом для профессиональных моделей.
В отдельных моделях наушников, даже внутриканальных, могут использоваться раздельные динамики для разных полос частот — но это редкий случай. Чаще встречается совместное применение излучателей разных типов — динамических и арматурных.
Другие материалы цикла «Акустические системы»:
Источник