- Как выбрать комбоусилитель для гитары
- Как выбрать комбоусилитель для гитары?
- В чем отличие комбоусилителя для электрогитары от комбиков для “акустики” и “баса”?
- Виды комбоусилителей.
- Как выбрать комбоусилитель?
- 1.Определитесь с целью
- 2.Бюджет для покупки гитарного комбика
- 3. Мощность
- 4. Схема
- 5. Производитель
- 6. Наличие дополнительных эффектов и функций
- Комбоусилитель или усилитель и кабинет?
Как выбрать комбоусилитель для гитары
Как выбрать комбоусилитель для гитары?
Если вы думаете, что с приобретением электрогитары ваш музыкальный шопинг закончился, вы глубоко ошибаетесь. Электрогитара имеет цельный деревянный корпус и не может звучать звонко сама по себе, поэтому для усиления ее звука вам понадобится усилитель и динамик. Работает это следующим образом: звукосниматель, расположенный на гитаре, «снимает» колебания струн, передавая их усилителю, затем усиленный сигнал передается в динамик. Осуществить эти процессы в одном устройстве, а также добавить некоторые эффекты поможет комбоусилитель .
Гитарный комбоусилитель (называемый также «комбо» или «комбик») представляют собой акустическую систему со встроенным усилителем, который имеет вход для электрогитары и различные регуляторы для настройки звука. Внешне это устройство похоже на ящик, легко узнаваемый и практически не изменяющийся с годами. Корпус комбоусилителя обычно выполнен из ДВП или толстой фанеры, покрытой виниловой пленкой, а углы защищены специальными металлическими накладками для защиты от повреждений и удобства транспортировки. На передней панели устройства расположен динамик, поэтому вся сторона затягивается акустически прозрачной тканью, по дизайну которой легко узнать некоторых производителей. Для удобства гитариста органы управления и основные разъемы расположены в верхней части корпуса.
Помимо основной функции усиления и воспроизведения сигнала комбоусилители имеют и ряд дополнительных возможностей, например, они дополняются регуляторами тембра по нескольким частотным диапазонам, процессором эффектов, способным заменить несколько педалей. Также к комбику можно подключить педали эффектов, благодаря наличию нескольких входов и выходов, а также передать сигнал на внешний усилитель или микшерный пульт.
Помимо комбоусилителей существуют отдельные гитарные усилители, так называемые «головы» (англ. head), подключаемые к «кабинетам» (колонкам). Преимущество усилителя-головы перед комбиком в том, что она имеет большую мощность, но при этом стоит отметить такие недостатки как отсутствие встроенного процессора эффектов, метронома, тюнера и ряда других функций. Гитарный «кабинет» представляет собой ящик с динамиком (или несколькими динамиками), который частотно настроен на звучание электрогитары и способен выдержать сильные вибрации.
Система из «головы» и «кабинета» называется стэк (англ. stack). Гитарные стэки обычно устанавливают на масштабных концертах и стадионах, они отличаются большими размерами и внушительной мощностью. Стэки точно не предназначены для дома и репетиций (не тот масштаб), поэтому комбоусилителя вам будет вполне достаточно, особенно если правильно подобрать его мощность. Комбики отлично подходят для домашних репетиций, небольших концертов, выступлений в клубах и на улице (для этого выпускают модели, работающие на аккумуляторах).
Если вы начинающий гитарист и стоите перед выбором своего первого комбика, то вы столкнетесь с тем, что выбор этот будет непростым, так как на рынке представлено нереальное количество моделей различных производителей, мощностей, функциональных возможностей, дизайнов и так далее. Как не потеряться среди этого многообразия и сделать правильный выбор, будем разбираться вместе.
Независимо от производителя и характеристик все модели комбоусилителей имеют следующие элементы:
- вход для наушников
- разъем типа «джек»
- кнопка питания
- переключатели с чистого звука на перегруженный
- эквалайзер
- ручка для регулирования громкости.
В чем отличие комбоусилителя для электрогитары от комбиков для “акустики” и “баса”?
Принцип гитарного усилителя одинаков и для приборов для электрогитары, и для басовых, и для акустических комбиков.
Разница лишь в некоторых характеристиках преампа. Например, басовый пред лучше всего обрабатывает и усиливает низкие частоты. Но в целом вы спокойно можете подключить электрогитару и к акустическому, и к басовому комбику.
Виды комбоусилителей.
В зависимости от элементов, входящих в принципиальную схему, все гитарные комбо можно разделить на:
Рассмотрим их более подробно.
Ламповый комбик – мечта каждого гитариста, возведенная в культ. Это наиболее старый класс усилителей, в них до сих пор используются радиолампы и схемы, которые выдают мягкий, чистый, приятный слуху гитарный звук. Особенно это касается чистого звука. «Перегруженный» ламповый усилитель считается эталоном «тяжелого» звука.
Главным достоинством ламповых комбоусилителей является так называемый «теплый ламповый звук» и идеальный «перегруженный», поэтому профессионалы чаще всего предпочитают именно их.
Из недостатков стоит отметить: стоимость (они существенно дороже транзисторных), большой вес, хрупкость (а значит и особые условия транспортировки), а также необходимость регулярной и своевременной замены ламп.
Транзисторные комбоусилители — являются самыми популярными, что обусловлено их ценовой доступностью. Из достоинств данного вида комбиков можно выделить их неприхотливость в эксплуатации, невысокую стоимость, небольшой вес и надежность. Звук таких комбо нельзя отнести к недостаткам, но он, несомненно, уступает ламповым комбо, что особо чувствуется при большой мощности и высокой громкости. Несмотря на это, для домашних занятий всё же рекомендуется приобретать именно транзисторную модель.
Цифровые или моделирующие комбоусилители — используют цифровую эмуляцию классических ламповых схем. Это достаточно новый вид комбиков, которые ещё совсем недавно не могли похвастать качественным звуком, он был неестественным, но современные модели звучат весьма убедительно и могут составить конкуренцию другим видам комбиков. Также несомненным достоинством является наличие у подобных аппаратов встроенного процессора эффектов.
В гибридных моделях — комбоусилителей встроен ламповый предусилитель и транзисторный усилитель мощности. Подобные комбо являются компромиссом между дорогими ламповыми и бюджетными транзисторными аппаратами.
Как выбрать комбоусилитель?
1.Определитесь с целью
Перед покупкой комбика вы должны точно знать, зачем он вам нужен. Решите, насколько серьезно ваше увлечение гитарой, как часто вы будете заниматься и какой звук хотите получить.
Во-вторых, подумайте о помещении для занятий. Если у вас есть свободный гараж, то вы спокойно можете поставить себе 100-ваттный стэк Marshall. Но, если вы живете в квартире в многоэтажном доме, то придется ограничиться маломощным оборудованием.
Не стоит тратить лишние деньги на аппарат, чьи возможности вы не будете использовать полностью.
Выбирайте комбик для той музыки, которую будете играть. Если вы исполняете хэви-метал, то усилители с чистым звуком вам не подойдут. Вам нужен комбик со встроенным перегрузом.
Итак, вы осознали необходимость приобретения первого гитарного комбоусилителя. Рассмотрим основные характеристики моделей, на которые стоит ориентироваться при выборе.
2.Бюджет для покупки гитарного комбика
Далее определитесь с суммой, которую вы сможете потратить на усилитель. Здесь вам никто не даст однозначного совета. Каждый сам распоряжается своими финансами. Но помните, что очень сложно купить выдающуюся вещь за низкую цену.
Как распределить бюджет? Сначала поищите ламповый комбик, который соответствует вашему бюджету. Даже 1 Вт лампового звука будет лучше, чем 40 Вт транзисторного.
Параметры, влияющие на цену:
- тип усилителя (лампа, гибрид, транзистор)
- его мощность
- новый он или б/у
- бренд
Комбик Fender Twin будет всегда стоит в разы дороже Yerasov Bluespace. Даже не смотря на одинаковую схему. Просто потому что это Fender.
Если вы не гоняетесь за шильдиками, а ищете звук, то можете обратить внимание на российские аппараты.
Некоторые усилители имеют культовый статус. Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey.
Лучше ли они в плане звука? Это вопрос спорный.
3. Мощность
Это, пожалуй, самая важная характеристика комбика, от которой следует отталкиваться. Поэтому первый вопрос, на который необходимо ответить перед покупкой: для чего мне комбоусилитель?
- Если вы планируете использовать комбоусилитель для домашних репетиций, то лучше выбрать компактную модель мощностью 10 – 30 Вт.
- Если вы планируете репетировать с группой, то мощность комбика должна быть не менее 50 Вт, чтобы его было слышно одновременно с ударной установкой. Обычно для репетиционных баз приобретают модели мощностью 50 — 150 Вт.
- На концертных площадках используют комбоусилители мощностью более 1000 Вт.
Стоит иметь в виду, что мощность ламповых комбиков оказывается на деле «мощнее» транзисторных и цифровых. То есть цифры одни, а ощущения разные. Так ламповый усилитель мощностью 5 Вт соответствует по звуку, например, транзисторному усилителю в 15 Вт.
4. Схема
Мы уже говорили о преимуществах и недостатках ламповых и транзисторных усилителей. Поэтому при выборе комбика по этому параметру стоит прежде всего оценить свои финансовые возможности. Ламповые гитарные усилители сходной мощности обычно гораздо дороже других представителей, что объясняется качеством звука. И, несомненно, ламповые устройства стоят своих денег, но не всегда они нужны, например, в домашних условиях. Для домашних репетиций вы вполне можете обойтись недорогим транзисторным комбоусилителем, особенно если вы – начинающий гитарист.
Если всё же в качестве своего первого комбика вы решите купить ламповую модель, то учтите тот факт, что его звуковые «ламповые» особенности раскрываются при громкости не менее 50% от максимума. На небольшой громкости вы не сможете оценить всей прелести его звучания. Таким образом, покупать для дома 50-ваттную модель, не позволяя ей продемонстрировать всю свою мощь, нерационально. Для репетиционной базы – идеально.
5. Производитель
Определившись с мощностью и схемотехникой будущей покупки, стоит обратить внимание на производителей комбоусилителей, потому что модели различных производителей имеют свои нюансы.
Например, комбоусилители FENDER характеризуются чистым и мягким звуком, их оценят исполнители музыки в стилях джаз, блюз, фолк, фанк. А для исполнения рок-музыки больше всего подойдут комбоусилители MARSHALL, которые имеют мощный подавляющий перегруз. Модели KUSTOM совмещают чистый звук, приличную мощность, отличные динамики и невысокую цену, но не могут похвастать звуковыми эффектами, поэтому их лучше использовать совместно с дополнительными педалями. Также с годами получили признание модели таких производителей, как IBANEZ и HUGHES&KETTNER. Вышеназванные комбоусилители заработали себе имя, благодаря отличному соотношению цены и качества.
6. Наличие дополнительных эффектов и функций
Разные модели могут существенно отличаться: от совсем «пустого» комбика до навороченного со встроенным процессором эффектов, аудиоинтерфейсом и возможностью настройки через смартфон. Обычно комбоусилитель имеет трехполосный эквалайзер, овердрайв и реверберацию. Как правило, качество встроенных эффектов у недорогих моделей не радует, поэтому лучше использовать отдельные педали эффектов, которые дают более качественный и чистый звук, тем более это удобнее при игре на гитаре.
Подводя итог, можно сказать, что если вы начинающий музыкант и выбираете свой первый комбоусилитель , то берите любой усилитель, звук которого вам понравится, это может быть и недорогой транзисторный комбик. Но если финансы позволяют, побалуйте себя качественным ламповым аппаратом, чтобы почувствовать себя настоящим гитаристом, выдавая мощный и глубокий гитарный звук!
Источник
Комбоусилитель или усилитель и кабинет?
Типичный сценарий для гитариста: вы присоединились к новой группе, которая требует нового звучания, или просто хотите поменять что-то в своей жизни и вот настало время покупки нового усилителя! Но после того как вы определились какой звук вам нужен, возникает еще один вопрос, а именно: нужна ли вам версия комбо или же отдельно усилитель и отдельно кабинет? Это головоломка, с которой сталкиваются многие музыканты, поэтому мы решили выяснить, почему производители усилителей предлагают оба варианта, а главное – какой из них лучше всего подойдет именно вам?
Ответ на вопрос «почему они предлагают оба варианта» имеет меньше отношения к сценическому действию, и гораздо большее – к личным предпочтениям гитариста. Каждый гитарист имеет собственные требования к своему оборудованию. Это касается и звука, а также удобства и портативности, и, с точки зрения музыканта, иметь выбор, прежде чем расстанешься с тяжело заработанными деньгами – это здорово!
Однако при выборе концертного усилителя самый важный вопрос это все-таки звук. И если сравнить комбоусилитель со связкой усилитель + кабинет, то даже в том случае, если они обладают одинаковыми техническими характеристиками, на стадионной громкости звучать они могут на удивление по-разному.
Действительно, если вы играете в рок-группе, ничто не сможет сравниться с ощущением от нахождения напротив полноценного стека, уничтожающего слух ваших поклонников на мощности в 100 Ватт. Эти ощущения никак не сравнить с тем, что выдаст ваш комбоусилитель с кабинетом 1х12 или 2х12, не правда ли?
Конечно нет, и на то есть причина: чем больше кабинет, тем больший объем воздуха он раскачивает и тем больше в звуке будет низких частот. Именно поэтому, если вы идете на рок- или метал-концерт, вы видите, что почти все гитаристы используют связку усилителя и кабинета как можно большего объема.
Конечно, совершенно не обязательно это должен быть фулстэк. Сегодня почти всегда гитары включаются в микшерный пульт, и в массивном кабинете 4х12 нет необходимости. Фактически в любой ситуации – кроме, может быть, стадионов – ваш стек будет слишком громким для сцены.
Если вы выступаете в небольшом баре и играете на 100-ваттном усилителе с кабинетом 4х12, вы собираетесь попросту сдуть ваших слушателей или, как минимум, повредить себе слух. Современные усилители семейства «ланчбокс», которые присутствуют на рынке в изобилии, позволяют получить великолепный ламповый звук даже на небольшом уровне громкости, приемлемом для комнаты, что дает любителям связки усилитель + кабинет надежду на продолжение сценической жизни.
Комбоусилители остаются абсолютно конкурентоспособной альтернативой, и многие исполнители в стиле кантри, поп и блюз без промедления выбирают именно их. Конечно, вряд ли вы увидите, как их использует группа Slayer, но для большинства площадок они звучат достаточно громко, даже до того как вы подключите их к консоли микшерного пульта.
Что касается звука, комбоусилители также обладают определенными преимуществами. Во-первых, они часто имеют открытую заднюю стенку (в отличие от кабинетов, которые, как правило, полностью закрыты), что рождает более «воздушное» звучание. Для определенных стилей музыки это может быть важно.
Комбоусилитель всегда предложит вам прекрасно подобранный и более округлый звук. Это ведь ваш усилитель и ваш кабинет в одном корпусе! При всем многообразии усилителей и кабинетов, из которых вы можете выбирать, не стоит забывать о согласовании разных сопротивлений и перспективе выйти на сцену со своим усилителем, однако обнаружить на ней абсолютно неподходящий к нему кабинет. В этом случае комбоусилитель, в котором все идеально подобрано друг к другу, и каждый элемент находится на своем месте, может стать глотком воздуха для музыканта в стрессовом состоянии.
С точки зрения звука имеет смысл выбирать конфигурацию, которая лучше всего подходит именно для вашего стиля музыки. Если вы используете пониженный строй, выворачиваете до упора гейн и громкость и устраиваете серкл-пит на каждом своем шоу? Если так, то, скорее всего, именно усилитель и кабинет будут звучать для вас максимально правильно. Если ваши вкусы более мягкие, то, вероятно, ваш классический выбор это комбо.
Хвала звездам, многие производители выпускают свои усилители в обеих конфигурациях! И это означает, что если вы приверженец какого-либо бренда, вы в любом случае найдете для себя подходящий вариант. Или приобретете оба…
Но, как мы уже говорили ранее, приобретение нового усилителя это выбор, который имеет отношение не только к звуку. В современном мире огромное значение имеет удобство использования, и в этом смысле комбоусилители и отдельные усилители типа «голова» находятся на разных сторонах медали.
Для начала следует упомянуть, что усилители тяжелые. По-настоящему тяжелые, особенно если вы используете мощные многоваттные усилители. Если вы музыкант в возрасте, не обладаете богатырской силой или вам посчастливилось жить в городе вроде Нью-Йорка, в котором на каждый концерт вам придется тащить усилитель через большое количество лестничных пролетов, о некоторых комбоусилителях просто не может идти речи.
Это может означать проигрыш по звуку, но только представьте себе: некоторые классические комбоусилители весят более 45 кг. И обычно у них нет колес, как у кабинетов. А это довольно тяжелый вес для того, чтобы нести его одной рукой за неудобную ручку.
Раздельные усилитель и кабинет, хоть и остаются тяжелыми, позволяют распределить вес на два захода, что очень удобно.
Затем вам предстоит учесть вопросы настройки звука на сцене. Как мы уже говорили, большой усилитель с большим кабинетом может быть излишне громким в небольших залах, однако его неотъемлемое преимущество в том, что вы всегда слышите себя на сцене! С комбоусилителем это может быть сложнее, даже несмотря на то, что звук у них более направленный.
Если вы играете на сцене в небольшой комбоусилитель, а сценические мониторы недостаточно громкие — у вас могут возникнуть проблемы. Если вы хотите слышать себя, вам необходимо установить комбоусилитель так, чтобы звук из динамика был направлен точно на вашу сценическую позицию, для чего может потребоваться поставить его на стойку или даже на стул.
И это приводит нас к последнему пункту, про который никак нельзя забывать: Крутой внешний вид! Как бы это грустно не звучало, внешний вид значит очень много, даже если речь идет всего лишь об оборудовании. Важно, чтобы оно соответствовало стилю музыканта и имиджу группы.
Если вы играете в стиле кантри, вряд ли будет уместно взять 8-струнный инструмент с двумя «рогами» и выкатить на сцену полный стек. Вам вряд ли будет комфортно на сцене, а если вам не комфортно, вряд ли у вас получится сыграть прекрасный концерт.
Итак, если вы в поисках нового усилителя, просто подумайте и проанализируйте разные возможности. Существует огромное количество усилителей и множество форматов. И это еще мы не начинали разговор о рэковых решениях и цифровых моделирующих процессорах. В любом случае, решать вам, и важно, чтобы ваше решение помогло вам донести вашу музыку до публики так, чтобы слушатели сказали: «Да, это было по-настоящему незабываемое шоу»!
Источник