Статья и правильном звучании акустических систем
Расцвет высококачественного звуковоспроизведения приходится на начало 70-х годов. Именно в это время выпускались наиболее «правдивые» акустические системы. Во вновь создаваемых усилителях упор делался на качество звучания, а не на объективные параметры электронного тракта. Потребитель, желая купить акустику, просил ее включить и просто слушал, не требуя документации или рекламных листовок. Он верил себе, верил своим ушам, а не рекламе. Он выбирал лучшее, а не дорогое; качественное, а не престижное.
Потом появился «Hi-End», и потребителя стали приучать к компромиссам. Лозунг «Хорошее не для меня» стал определяющим для большинства покупателей. Пытаясь получить больше за свои деньги, потребитель начал обращать внимание на марку, на престиж фирмы, на цифры, приведенные в рекламе.
Следует констатировать, что за последние 25 лет фирмы-производители активно поработали над «воспитанием правильного потребительского вкуса». Покупателей, способных принять ответственность выбора на себя, становится все меньше. Купить не лучше, а круче . вот основной критерий выбора для большинства современных покупателей.
Как же правильно и осознанно выбирать акустику для компьютера и не только для него.
Принцип первый. Не смотрите в документацию, не оценивайте внешний вид акустики. Просто включите ее, еще лучше — сравните несколько вариантов.
Принцип второй. Слушайте своими ушами, а не чужими. Опытные продавцы знают несколько секретов успешных продаж. Они умеют подготовить покупателя к конкретной покупке. Известно, что если потенциальный покупатель имеет возможность потрогать товар руками, ощутить его, то вероятность продажи возрастает. Если продавец в разговоре прикасается к покупателю, то вера покупателя в слова продавца увеличивается на 19%. Опытный продавец никогда не покажет вам то, что надо, с первого раза. Сначала вам предложат 2 . 3 изделия, которые вы забракуете. Это позволит вам почувствовать себя экспертом, а потом, вместе с «квалифицированным сотрудником фирмы», наконец-то, выбрать «именно то, что надо».
Принцип третий. Верьте себе. Человек в своей повседневной жизни подвержен трем комплексам. 1. Быть правым. 2. Красиво выглядеть. 3. Контролировать ситуацию. Выход за рамки любого из этих комплексов ощущается обывателем как беспокойство или неуверенность. Если вы услышали, что неизвестная марка акустической системы звучит лучше, чем хорошо разрекламированная, поверьте своим ушам. Обычно человек в подобных ситуациях инстинктивно ищет поддержку, подтверждение своей позиции, своим взглядам. Именно в этот момент опытный продавец предложит вам рекламу или документацию со столбиком цифр, которая вас переубедит. Ощущение вновь обретенной почвы под ногами заставит вас быть благодарным.
Теперь немного о физических закономерностях. Акустическая колонка — не просто коробка с диффузором, а сложная резонансная система со своими строгими закономерностями. В частности, из двух акустических систем по низким частотам потенциально лучше звучит та, которая имеет больший размер низкочастотного диффузора. Лучше воспроизводить низкие частоты должна та система, которая имеет больший объем корпуса и не имеет щелей. Если из двух систем одной мощности одна звучит громче другой, то она хуже воспроизводит самые низкие частоты.
Если акустика объемом 2 — 5 литров действительно воспроизводит 20 Гц (чего не может быть теоретически), то она должна иметь колоссальный провал по частотам 30 . 120 Гц и иметь гудящие и невнятные низы. Субъективно лучшей в области низких частот будет компьютерная акустика, работающая от частот 60-80 Гц.
Желательно, чтобы корпус акустической системы имел неправильную форму, не содержал острых кромок и углов, не имел широких плоских панелей и переборок, способных отражать звук. При максимальной громкости звучания акустической системы не должно ощущаться дрожание корпуса (специалисты говорят, что акустика не должна потеть), не должно быть слышно призвуков и дребезга. Все щели и стыки должны быть хорошо проклеены (соединение на шурупах . нехороший признак) и, желательно, промазаны герметиком. Это, кстати, можно сделать и самостоятельно. Доработка не такая уж сложная, а позволяет выиграть от 3 до 6 ДБ в области самых низких частот. Внутрь корпуса необходимо поместить минеральную вату, синтепон или другой тонковолокнистый звукопоглощающий материал. Но немного, иначе ухудшится звучание в области низких частот.
Воспроизведение высокочастотной части спектра, вообще говоря, не проблема. Поэтому не следует особенно радоваться, если ваша акустика отличается молодецким посвистом. Однако в области высоких частот начинает сказываться направленность акустической системы. Поэтому при выборе колонок обратите внимание на угол направленности по высоким частотам, который должен быть не менее 60 градусов по горизонтали и не менее 30 градусов по вертикали.
Воспроизведение среднечастотной части спектра является самой сложной задачей, потому что, во-первых, человек лучше всего слышит именно средние частоты. Именно в этой области ухо наиболее чувствительно к временным искажениям (резонансам, послезвучанию), которые не поддаются «лечению» и ощущаются как гнусавость, носовой (французский) звук. Регуляторы тембра не помогут. Если вы убавите средние частоты . получите мало гнусавой середины, прибавите — много гнусавой середины. Но середина останется гнусавой.
Во-вторых, на средние частоты приходится область частоты раздела. В этой области работают оба динамика акустической системы: как низкочастотный, так и высокочастотный. Это приводит к характерным искажениям характеристики направленности акустической системы и также не поддается простому лечению в домашних условиях.
Теперь несколько конкретных практических советов. Нельзя правильно выбрать акустику на какой-то одной, пусть даже самой любимой, фонограмме. Собираясь в магазин за акустикой, возьмите фонограммы с собой. Подберите их таким образом, чтобы записи содержали симфоническую музыку, джаз, рок, голос (мужской и женский). Желательно фортепиано, струнный квартет и несколько фонограмм естественных, часто встречающихся звуков: шум дождя, лес, старт автомобиля.
Прежде всего, попросите выключить все эффекты, выставьте регуляторы тембра в линейку, отключите тонкомпенсацию и выставьте громкость на 90% от максимальной. При прослушивании обращайте внимание на естественность звука, а не на его красоту. Уделите особое внимание средним частотам. Середина должна быть четкой, прозрачной, чистой и разборчивой. Самые .трудные. для акустики фонограммы . фортепиано и скрипки. При прослушивании на голосе попробуйте сымитировать звучание акустики. Что вам пришлось сделать: говорить в кулак? Зажать нос? Это самый простой способ выявления временных искажений. Временные искажения также великолепно слышны на джазе, на звуках природы.
При анализе высокочастотной части спектра обратите внимание, что ее не должно быть много, не должен прослушиваться характерный хруст, указывающий на то, что ВЧ динамик работает с перегрузкой. Прослушайте акустику под разными углами, как по вертикали, так и по горизонтали. Обратите внимание, что акустика не должна стоять в углу или около стенки.
Не анализируйте низкие частоты на электронных инструментах. Никаких рок-групп. Фортепиано, барабан и орган — вот самые трудные инструменты. При прослушивании барабана обратите внимание, что низ должен быть четким, сухим и прозрачным. Не должна прослушиваться «бочка». Громкий низкочастотный звук (компьютерной акустике это не грозит) должен ощущаться всем телом, но ни в коем случае только животом. Звучание органа должно быть ровным, без призвуков, гудения и заводок. Звук не должен усиливаться со временем, «наезжать» на слушателя — это верный признак резонансов.
Прослушав спектр, обратите внимание на локализацию стереообраза. Отсутствие правильной стереокартины — верный признак того, что акустика несфазирована. Однако будьте осторожны: немногие ансамбли могут позволить себе грамотного звукорежиссера и бинауральную запись. Обычно записывается многодорожечная монозапись, которая затем рассовывается по каналам. Естественно, ни о каком стереообразе здесь говорить не приходится. В этом случае звук приходит не справа или слева, а из правой или левой колонки. При прослушивании такой записи на наушники создается впечатление, что источник звука расположен внутри головы. Эти фонограммы для тестирования не годятся!
Источник
Как достигнуть отличного звучания на небольшой громкости?
Интересует вопрос, есть ли какая-то характеристика у акустики или источника, которая позволяет добиться хорошего звучания на небольшой громкости без тонкомпенсации? Ну то есть чтобы низы чувствовались, верха пели, и при этом все было разборчиво и четко.
Например при хорошем усилителе, скажем на 150 Вт на канал, лучше брать акустику с меньшей или с большей чувствительностью?
Или чувствительность не влияет и важно что-то другое?
Ответы
Класс А, неважно, ламповый, транзисторный. Существуют масса схемотехнических ухищрений других классов. Однако, на малой громкости слух очень часто признаёт, как комфортное, звучание активных элементов, работающих от средней точки характеристики.
Согласен с Вадимом! Только определенное сочетание компонентов и АС определенного уровня смогут дать искомое-приятный, полновесный звук на небольших уровнях громкости. А вот про мощность усиления, я бы отметил совершенно обратный эффект, чем мощнее усилитель, тем он хуже звучит на небольшой громкости. На мой взгляд, для этих целей лучше всего подойдут однотактные ламповые усилители либо транзисторные работающие в классе «А» с АС достаточно высокой чувствительности от 93 Дб и выше.и ровным импедансом.
Но, как правило, за недорого достичь такого звука не получается.))) При этом не стоит забывать и о физиологических особенностях нашего слуха, с уменьшением уровня громкости чувствительность слуха очень сильно снижается на НЧ и ВЧ. Именно по этой причине раньше во многих усилителях использовали так называемую тонкомпенсацию.
Но, с другой стороны. системы. которые умеют хорошо петь на невысоком уровне громкости посредственно играют на уровнях громкости выше среднего. палка-она имеет два конца!)))
А вот про мощность усиления, я бы отметил совершенно обратный эффект, чем мощнее усилитель, тем он хуже звучит на небольшой громкости.
Если брать за20-70т.руб и выходом 150 ватт то да. А так Очень много усилителей с большой мощностью и классно звучащих.
Встречались упоминания об усилителях, которые до 10 Вт играли в классе А, далее — АВ. Качество звучания на малых уровнях громкости зависит от многих параметров. Например, приходилось выносить тикающие часы-будильники. Время прослушивания — 21-00 вечера, полумрак. состояние — физически расслабленное. Ну и так далее.
У меня все прекрасно звучит на малой громкости. Акустика 6 ом, 86 дБ, усилитель 100 ватт на 4 ома. Все поет. Описание тракта в профиле.
Замечательно,что вам нравится..Мне совсем не интересны все технические параметры,важен результат.. А это только на слух.. Вы к примеру когда-нибудь задумывались,если взять к примеру рояль,а там разные октавы,есть такие,где на каждую ноту стоят 3 струны,пишу очень примитивно, если их настроить в «унисон»-звук будет очень плоским,поэтому их каждый опытный настройщик пускает в «разбег», вместе они не очень строят,а совместно дают очень тембрально гармоничный звук.. Да не буду я учить,тут больше про конденсаторы и всякое прочее,чем я интересуюсь,только после того,как п ослушаю сам.,
Зачем Вы мне это пишете все? Причем каждый раз. Я не понимаю Вашего месседжа. Огромная просьба — оставьте меня в покое. Это я читаю уже раз десятый. Равно как и про активную акустику.
))) Георгий всем пишет, вы просто попали под «замес» оказались не в том месте и не в то время )))
Вы не первый и не последний, многие здесь в сообществе попали или попадут под замес Георгия и гуру в активных мониторах.
Полочники к сожалению не звучат полновесно. Они не смогут сыграть тихо звучащий контрабас, стоящий в глубине сцены.
Смотря какие «полочники»)
KEF Reference-207 напольные, звучат лучше полочников.)
Они прекрасно играют тихий контрабас
Нууу что-бы так сказать нужно сходить и послушать контрабас в живую и затем прийти домой и сравнить. У Dynaudio Contour 60 это получается намного лучше, только усилитель желательно ватт 500 и высокой отдачей по току.
Как впрочем и большинство напольников не смогут отыграть октобас.
Могу сказать, что вам точно может помешать:
1) дубовые подвесы дешевых динамиков, чтобы такие заиграли их надо #раскочать, тихо не умеют
2) холодный усилитель, чтобфы играть на 60дБ и тише нужно всего то 0.01 ватта, усилитель в 150 ватт останется в таком режиме холодным, а выходные транзисторы не будут в лучшем режиме при этом.
3) предусилитель, когда ручка громкости внизу, бывает в несбалансированном состоянии
4) если приходится зажимать цифровой источник его цифровыми методами, то теряется разрешение чисто в силу потеря информационной составляющей и ресемплинга
. а так рецепта нет. Я сейчас достраиваю систему для тихого проигрывания, и вот на стоковые, продающиеся в магазинах она не похожа.
Высокая чувствительность акустики никак не повлияет на количество баса на малых громкостях, но точно повлияет на разборчивость вч и сч.
Усилитель не обязательно должен быть очень мощным, главное его отдача по току.
В технических характеристиках этот параметр как-то обозначен? И каким он должен быть для корректного звукоизвлечения на малой громкости?
Он должен быть очень большим. Катерине поаплодировал.
А если так, о чём это говорит в плане качества звука на малой/средней громкости?
— Дин. мощность IHF 8 Ом: 90 Вт
— Пиковый ток на выходе >18 А (на 1 Ом, 1 мс)
Отчасти, Вы правы. Может и ни о чём не говорить. Нередкая ситуация, замечательный токовый оконечник, а сигнал испорчен в предварительной секции. Вспомнил из молодости, Радиотехника У 101, оконечник хорош, темброблок на к157уд2 — дрянь. Пришлось ставить свой, по сансуевской схеме. По сути приведённых Вами параметров, есть намёк — звук может быть интересный, возможно и на небольшой громкости. Выходное напряжение усилителя, это его потенциал, возможности пока неизвестны. Вот когда мы его нагружаем, появляется ток, вот тут начинается самое интересное. Вся работа происходит в тот момент, когда заряды попёрли по проводу. В музыкальных звуках очень важна атака, отработать её максимально быстро, не так просто. Затянул, появилась каша, о качестве можно забыть. Если за короткий промежуток времени на фронте сигнала усилитель смог отдать большой пиковый ток, основная часть работы по усилению выполнена, дальше, как-нибудь проскочит. На малой громкости ситуация более тревожная. Энергии немного, правильно ею распорядиться, та ещё задача. Амплитуда сигнала невысокая, чем подкочегарить? Хорошей порцией (пинком) тока. Естественно, согласно закона Ома, токовая реализация потенциальных возможностей усилителя зависит только от нагрузки, связки акустический кабель-акустика. Почему у класса А часто звук на малой громкости максимально интересный, при его достаточно скромных возможностях, отдельная и, скорее, ближе к технической тема. P.S. НАД 310 в середине-конце 90-х прогремел. Когда он оказался у меня, я поначалу немало удивился, за такие деньги, такое качество. В то время Хай Фай был честным.
Спасибо за развёрнутый комментарий, новое узнал из него, стало понятнее.
Но вопрос мой был простой и без подтекста, на самом деле )) По этим конкретным данным можно ли ожидать от усилителя быстрой отдачи и хорошего звука на малой громкости?
(тоже NAD, но из новых и не А класс)
Вы ставите меня в тупиковую ситуацию. Как бы, поаккуратнее. Пару месяцев назад про НАДы я уже высказывался. Конкретно, сами усилители у них и раньше и сейчас замечательные. Мне не нравятся их игры нынешнего десятилетия в экономию энергии. Во все свои последние модели они ставят энергоэффективное двойное питание мощника и, коммутируют это дело тиристорами. Как это, и отражается ли, вообще, на звуке, не знаю.
Хорошо, давайте упростим мой вопрос: независимо от бренда, приведенные показатели удовлетворяют требованиям по малой громкости? И какой нижний предел этих показателей, после которого наверняка будут «проблемы 1-го Ватта»?
Если бы я знал с такой точностью ответы, это была бы, минимум, кандидатская. 20А это, всё-таки, ближе к большой громкости. Да, отчасти, позволяет оценить работу внизу (хотя и косвенно) шкалы уровней. Чтобы просто попытаться ответить, необходимо видеть схему, печатку, монтаж, Фото изнутри даёт представление о культуре производства и уровне технологичности. Есть ещё куча всякого-разного по мелочи. Пару лет назад двум приятелям я подобрал по интернету усилители, с учётом их предпочтений. Анализ провёл неслабый. Попадание было в точку, не причисляю к собственной заслуге, просто повезло. Звуковые предпочтения, субъективная штука.
Сложно подбирать дистанционно, это да.. У меня вот потребности — качественный звук на малой/средней громкости на дистанции 1-2.5 м в комнате 10 кв. на полочной АС около 90 дБ чувствительности. Какие хар-ки усилителя желательны при таком раскладе?
В чём-то совпадаем. Тоже негромко, комнаты небольшие, чувствительность 86 дБ, биампинг класс А. Вторая система, другая комната, 88 дБ, НАД 310, доработанный. Добавлено мощности, заменил силовик, поставил стабилизаторы питания, ламповые буферы. Усилители, в том числе самодельные, моё второе хобби. Характеристики дело ни о чём, они у всех примерно одинаковые. Самое главное, оригинальные и качественные компоненты, чистые материалы в производстве, технологичность. Всё остальное дело второстепенное. Пара некачественных силовых электролитических конденсаторов убьёт звук на любой громкости. Страна изготовления, Малайзия — идеальный вариант. Если Китай, это должен быть, обязательно ODM. Прозвучит глупо, но в вашем случае неплохим вариантом, думается, был бы недорогой, но фирменный ламповик.
Недорогой, но фирменный ламповик — например, какие? Не разбираюсь в них, как-то не рассматривал такую опцию вообще. К тому же бюджет на усилитель готов выделить не более 70 тыс. Больше — и дорого (для меня) и как-то не очень рационально для моих условий прослушки, как мне кажется..
Пока на рассмотрении небольшие NAD: C328 и D3045. Интересен этот бренд по почерку и динамике (что читал об этом), к тому же АС собираюсь брать PSB, и такая связка должна быть интересной.. В такая картина пока вырисовывается..
Правда, про ламповик брякнул, не к месту. Не стоит усложнять. Посмотрел, в принципе близки, только разная идеология устройства. В такой ценовой категории, без откровений, всё-таки начальный хай фай. Несмотря на все оговорки, НАД фирма крепкая, должно получиться.
Лампа, конечно, интересно. Особенно в плане сооружения аналогового сетапа. Но при практической реализации возникает много «но», включая проблемы с размещением всей этой красоты. Почему, в частности, и не рассматриваю вариант усилитель+предусилитель. Тупо места нет. А более-менее доступных ламповиков, кроме Vinsent, вообще не знаю, да и то это начальные модели..
Насчет разной идеологии — что имеете в виду? Мне кажется, там усилительная часть вообще одинаковая, судя по фото и характеристикам. Причём у 3045 при более высокой мощности слабее динамика почему-то, и единственная претензия к нему от обзорщиков — именно по этой части..
В сети две версии такого размера, я перепутал с 7050. У 328-го БП без крышки, серьёзный. У 3045 под крышкой, подробности не видны. Он скорее не такой мощный, потому и динамика скромнее. В усилителях, любых всё зависит от БП.
Ну вот с мощностью не вполне ясно. У 3045 постоянная — 60 W, у 328 — 40 (по мануалу, хотя на сайте обозначено 50 W), а вот по динамике — 80 и 150 (на 8 и 4 Ом) против 90 и 166 соответственно. Ток пиковый одинаковый >18.
Разница на самом деле совершенно незначительна, внимание на это можно не обращать. Мощность, это квадрат тока, результат, работа. Сопоставление мощностей показывает небольшую разницу по амплитуде, которая и позволяет получить, описанную в спецификациях мощность. 80 Вт на 8 Ом и 150 Вт на 4 Ом это 35,9 Вольт амплитудных. 90 Вт и 166 Вт это 37,9 Вольт. Различается всего на два вольта, несущественно. Поэтому и кратковременная динамика >18 А одинаковая.
Странно. Всегда считал что мощность это произведение тока и напряжения. Про квадрат тока не слышал.
не слышал. Вот это действительно странно. P = I2*R. Можно через квадрат напряжения. Р = U2/R.
как правило усилитель с лучшими токовыми характеристиками лучше играет на малой громкости. косвенно — смотреть ттх блока питания и потребление.
Очень люблю слушать на малой громкости. И очень долго к этому шел. Рецепта универсального нет. Просто вся система должна быть высокого уровня. Запомнились сильные впечатления примерно 20 лет назад от лампового усилителя всего в 1 Вт — как здоров может звучать музыка практически на интимном уровне.
Соглашусь полностью. Вот только понятие системы высокого класса. несколько расплывчато. и не всегда от ее стоимости зависит.
Приведу, как всегда, из собственного опыта, пример.
Одна из реинкарнаций одной из моих систем в какой-то момент выглядела так: Hegel H1 + B&W 805. И сказать, что мне нравилось, как она играет на малой громкости, я не могу. Хегель был избыточно мощный. а максимальная отдача от усилителя должна быть, когда он начинает играть хотя бы на 35-40% от своего максимума. а не 15-20. Да и акустика. при всей своей хорошести, не очень была склонна к тихому камерному звучанию.
Теперь связка: Exposure VII+VIII + Exposure 3010S2 + Jamo D830
Вроде бы и усилительная часть менее мощная и даже с меньшей отдачей по току. И акустика. по формальным признакам, несколько дешевле (хотя для знатоков она много говорит. ). А игра на малой громкости — потрясающая.
он начинает играть хотя бы на 35-40% от своего максимума. а не 15-20.
А мне кажется, прав)
Ок, продолжим цепочку Ваших! выводов:
Чтобы играть на 1 ватт, усилитель должен быть мощности 3-4 ватт. И как следствие : Никакой усилитель мощности номиналом более 5 ватт не способен воспроизвести 1 ват классно.
Именно в этом я вам возразил, выше.
))) я понимаю, о чем Вы. Но это, в основном, относится к аппаратам либо играющим в классе А, либо (даже в основном) — лампе. Там другой алгоритм. и мощности усилителя в 25-30 ватт, даже на трети громкости хватает для раскачки вполне приличной акустики. У меня почти нет опыта использования такой техники, Поэтому я говорю о более-менее стандартных современных усилителях сейчас).
Но в вышеназванных случаях, с Вами согласен.
Кстати, возвращаясь к теме, не исключаю, что именно ламповые усилители могут очень хорошо играть тихо.
Вадим ниже отписался- в идеале, только очень недешевая связка усь- колонки дееспособна играть 1 ватт. В бюджете этого не найти. Но Вы! вводите ТС в заблуждение, и я считаю Ваш совет неправильным, извините. Нет никакой связи со схемой, номиналом усилителя и способностью им воспроизвести 1 ватт.
У меня такие же АС. На усилении Denon PMA S-10. На средней и выше громкости все отлично, а вот на тихой уже хочется улучшения. Вы долго шли к этой связке? Подбирали или просто попали наугад?
Источник