- Трехмерный звук из одной колонки. Обзор звуковой панели Polk Audio SurroundBAR 6000 IHT
- Саундбары: что это такое и чем они отличаются от обычных аудиосистем
- Содержание
- Содержание
- Что умеют саундбары
- Как у них это получается
- На что смотреть при выборе саундбара
- Количество каналов
- Мощность
- Сабвуфер
- Мультирум (или DLNA — Digital Living Network Alliance)
- Порты и возможности коммутации
- Материал и габариты
- Будущее саундбаров
Трехмерный звук из одной колонки. Обзор звуковой панели Polk Audio SurroundBAR 6000 IHT
Аудиосистемы 5.1 и 7.1 давно стали привычными и не вызывают никаких эмоций. Казалось бы, невозможно придумать ничего нового в области трехмерного звука — разве что расплодившиеся в последнее время многоканальные наушники.
Тем не менее, прогресс все-таки не остановить. Одним из последних направлений в развитии аудиотехники являются звуковые панели с трехмерным звуком. Представьте себе — никаких груд колонок, одна-единственная панель перед вами, а звук — сзади, по бокам, в общем — как в кинотеатре.
Данная категория продуктов в России в среде аудиофилов снискала не самую лучшую репутацию из-за довольно провальных моделей нескольких фирм. В том числе и на хабре ругались на саундбар от филипс. Однако я не оставлял надежды, что может быть, все-таки у кого-нибудь из разработчиков что-то дельное получится.
Мне довелось пощупать одну из новейших разработок в этой области — панель Polk Audio SurroundBAR 6000 IHT из первой партии, доставленной в Россию. Эта панель не только относится к данной, весьма интересной, категории гаджетов, но и сама по себе является большим прорывом в этой области.
О причинах провала предшественников, об опыте использовании, технологии работы и отличиях от традиционных систем и прочих панелей — в этом обзоре.
Заранее прошу прощения за качество фоток в статье — снимал на телефон.
Необходимые предварительные пояснения для тех, кто никогда не слышал о звуковых панелях, или «Ты что, издеваешься?»
Да, звук трехмерный. С тыла, по бокам, даже по вертикали.
Нет, это не Гербалайф — звуковые панели представлены на рынке множеством известных фирм — Yamaha, Sony и так далее. Впрочем, их панели ориентированы на использование в домашних кинотеатрах и технологически являются прошлым поколением. Не слишком удачным притом. Почему — ниже.
Отличие панели фирмы Polk Audio (кстати, весьма известного производителя аудиотехники, в основном автомобильной, в Штатах), о которой и пойдет речь — в очень «вкусной» технологии. Ну, и в очень редко заявляемой производителями soundbar’ов ориентации в том числе и на пользователей PC.
Впрочем, с ролью акустических систем для домашнего кинотеатра SurroundBAR 6000 справляется не хуже, а то и лучше конкурентов. Почему — читайте ниже.
Хорошо. И как это работает?
Расскажу вкратце, поскольку цель этого обзора — обзор конкретной новинки, а не технологии. Если хабрапользователям будет интересно, я могу впоследствии написать отдельную статью о технологиях работы различных панелей.
Итак, мы слышим двумя ушами. Местоположение источника звука вычисляет мозг, используя для анализа два параметра — различие в громкости восприятия звука разными ушами и искажения, вносимые в звук формой ушной раковины.
Различия в громкости дают мозгу данные о местоположении источника звука по оси «лево-право». Искажения, вносимые ушной раковиной, позволяют определить сзади или спереди находится источник сигнала, выше или ниже.
Соответственно, для того, чтобы избавится от «лишних» колонок в многоканальной системе, достаточно создать звук, удовлетворяющий этим двум условиям.
Но все не так уж радужно — над этой задачкой бились десятилетиями с переменным успехом. Как оказалось, наши уши обмануть куда сложнее, чем нас самих.
Алгоритмы внесения позиционных искажений в звук давно известны — например, Cetera Algorithm, по которому выполнены впечатляющие записи для наушников, например Virtual Barber Shop. Перевести обработку HRTF в реальное время и создать по-настоящему реалистичные искажения — первая проблема.
Вторая — сколько бы не было источников звука — если они не наушники, то противоположенное нужному ухо слышит звук слишком громко — и мозг догадывается, что звук идет через колонку.
Это называется внутренними слуховыми перекрестными искажениями — IAC.
Увеличение количества колонок мало помогает в преодолении IAC — расположение множественных колонок ухо все равно угадывает легко и непринужденно.
Использование алгоритмов HRTF является теми «костылями», благодаря которым многоколоночные системы создают реалистичный звук — пусть и на крохотном пятачке «sweet-spot»’а после долгой настройки и с очень серьезной зависимостью от формы помещения, его акустических свойств и расположения объектов в нём.
Большинство звуковых панелей работает сходным с многоколоночными системами образом — используя отражения звука от стен, пола и потолка для создания дополнительных виртуальных колонок.
Результат, к сожалению, не слишком впечатляет — фальшивая многоколоночная система вряд ли будет звучать лучше настоящей. Тем более, что об открытых окнах, использовании в небольших помещениях или помещениях сложной формы можно смело забыть.
Равно как и об использовании за компьютером — слишком близкая посадка к панели «не в фокусе» отраженных звуковых потоков.
По этой причине, кстати, и распространилось поверье, что все звуковые панели дают трехмерный звук только на бумаге.
Инженеры компании Polk Audio сумели решить все вышеперечисленные проблемы. Сумели, кстати, довольно давно, несколько лет назад, использовав это решение для аудиосистем домашних кинотеатров, но лишь недавно они выпустили относительно компактную модель, позиционируемую как предназначенную не только для телевизоров, но и для компьютеров.
Основа — технология, названная SDA.
Для решения проблемы IAC на панели размещены дополнительные динамики, транслирующие инвертированный звук противоположенной стороны, тем самым заглушая слишком громкий звук для «ненужного» уха. Выглядит это примерно так:
Ребята из Polk Audio сумели выявить общие черты в пространственных искажениях, вносимых ушной раковиной, характерных для всех людей. Встроенный звуковой процессор панели добавляет эти искажения «на лету», обеспечивая иллюзию звука со всех сторон.
Чистая иллюзия (ведь звук на самом деле идет спереди) — но очень убедительная.
Как результат — возможность использования в помещениях любой формы, трехмерный звук на любом расстоянии от панели и под большим углом к ней, отсутствие искажений в звуке, если кто-то зашел в комнату, отсутствие проблем со звуком при открытых окнах и так далее.
Короче говоря — технология Polk SDA перевела звуковые панели из области диковинки для гиков в область вполне юзабельной, хотя и дорогой и сверхсовременной техники.
Так как же это выглядит на практике?
Распаковка
Переходим собственно к обзору.
Внутри коробки мы обнаруживаем саму панель, беспроводной сабвуфер, блок питания, набор проводов для подключения к розетке и источникам звука и пульт дистанционного управления
Кстати, если планируется использовать панель с телевизором, возможно обучить панель принимать сигналы от привычной дистанционки.
Все упаковано надежно, помимо полиэтиленовых пакетов использованы тканевые чехлы, чтобы минимизировать вероятность ущерба технике при перевозке.
На нижней панели панели ;)) расположены кнопка включения питания и входы — один для питания и три для звука. Одновременно можно подключить до трех устройств — два через стандартные мини джеки и одно через оптический вход.
Характерная особенность — подключать следует чистый стерео-звук, никак не обработанный — встроенный процессор панели сам разберет звук на каналы, облагородит звучание и «сделает хорошо».
Это, кстати, радует природного жмота во мне — несмотря на стоимость панели, тратиться на еще и на крутую звуковую карту к компьютеру тянет не слишком=)
Сабвуфер направляет звук в пол — поэтому его можно установить в любой точке комнаты без потери качества звучания.
Рядом с 30 дюймовым монитором. Длинновата, однако.
Размер панели вполне удовлетворителен — по высоте нормально помещается под монитор в отличие от панелей со встроенными проигрывателями дисков, ширина — незначительна, возможно крепление на стену. Длинновата, даже слишком, но на стол встает нормально.
Щелкаем выключателями на панели и сабе. Та-дам! Все готово. Драйверов не нужно. Настройка звука сводится к разворачиванию панели к слушателю. После цирка с настройкой многоколоночных систем — прямо праздник=)
Правда, в моем случае заводская настройка беспроводного соединения саба и панели за время перевозки сбилась, пришлось отыскивать в инструкции описание шаманской пляски для его установления. Впрочем, заняло это от силы пять минут.
Как звучит
Итак, звук. Самая приятная и важная часть.
Во-первых — общее качество на высоте. В отличие от многих производителей звуковых панелей, Polk Audio не стало зацикливаться исключительно на трехмерном аспекте звучания. Звук насыщенный, мощный, особенно хорошо звучат струнные. Общий уровень — на уровне хорошей аудиосистемы. Хотя и не выдающейся, но хорошей.
При прослушивании обычной стерео-музыки, не имеющей трехмерного компонента создается полная иллюзия мощных полутораметровых колонок на расстоянии в несколько метров друг от друга — так называемая технология «расширенной виртуальной сцены».
Один минус, который скорее плюс — все недостатки низкого битрейта становятся слышны.
Второе и главное — трехмерный звук. Он однозначно лучше того, что предлагают многие домашние кинотеатры. Конечно, все очень зависит от качества прослушиваемого материала, но иллюзия звука вокруг иногда буквально потрясает, особенно в компьютерных играх — я не скоро прекратил вздрагивать, когда в «Зове Припяти» за спиной выпрыгивал какой-нибудь снорк — создавалось полное впечатление, что эта тварь прыгает по моей комнате, по шкафу=)
В фильмах ситуация не хуже, особенно в высокобюджетных блокбастерах типа новой трилогии «Звездных Войн». Поддержка технологии Dolby Digital — всё-таки весомый плюс.
Сильно порадовали множественные источники звука и траектории перемещения источников звука. Звук действительно идет одновременно с разных сторон, а при передвижении источников звука — «ни одного разрыва», звуковая сфера вокруг непрерывна.
Позиционирование источников звука очень точное. Как я слышал, это одна из эксклюзивных фич данной конкретной модели. В играх это позволяет, например, стрелять на слух.
Стоит упомянуть фирменную фишку SurroundBAR’а с голосами. На других аудиосистемах в фильмах или играх голоса нередко заглушаются сторонними звуками, например взрывами. С SurroundBAR 6000 IHT такого не происходит — голоса обрабатываются так, что всегда четко слышны. Пустячок, казалось бы — но эффект! Даже в музыке. Я, например, наконец разобрал, о чем поется в песнях Blind Guardian и слегка офигел=))))
Впрочем, есть и минусы. Не все материалы звучат одинаково объемно. Например, в GTAIV — хоть звук и идет сзади, но как-то… искусственно, что ли. Иллюзии не возникает. Может, вкусовщина, конечно… Впрочем, дело тут, похоже, в конкретном аудиоматериале. Одно хорошо — подавляющее большинство фильмов и игр подобных проблем не имеют.
Другой минус — панель работает на большинство людей, но не на всех. Как я понимаю, при нестандартной форме ушей привычные искажения звука иные, чем вносятся панелью — и эффект значительно ослабевает. Впрочем, из всех слушавших мою панель такой невезучий человек с фатальной лопоухостью был всего один. Поэтому перед покупкой лучше послушать панель вживую, если вы не уверены в форме своих ушей=)
Короче, на мой взгляд, панель — очень хороший выбор для игр и фильмов. Для музыки — тоже, хотя для нее я бы предпочел все-таки классические колонки из дерева.
В сухом остатке имеем очень хорошую акустическую систему для компьютера, используемого как мультимедийный центр, или для домашнего кинотеатра в небольшом помещении (равно как и в случае, когда просто не хочется связываться с установкой большого количества колонок).
Ну и вау-эффект нельзя не упомянуть. Все-таки концепция «колонка спереди — звук сзади» очень впечатляет.
Подводя итог
+ Отличный звук, компактность, отсутствие груд колонок и мотков проводов на полу, большое пространство оптимального звучания, нет необходимости настройки, Dolby Digital, общее впечатление от концепции.
— Хотелось бы, чтобы панель была еще покомпактней. Российская цена в 28000 р, хотя и не необычна даже для классических многоколоночных аудиосистем такого класса, но все-таки отпугивает. Работает не на всех.
В общем, не сказать, что «must buy» в любом случае — но игрушка своих денег стоит.
Если вы любите хороший звук, давно мечтали о домашнем кинотеатре, но по каким-то причинам (например, из-за размеров квартиры) не могли его поставить — рекомендую однозначно.
Опять же для любителя компьютерных игрушек вроде меня панель подойдет прекрасно.
Говоря же о технологии вообще — что ж… Кажется, в будущем многоколоночных домашних кинотеатров не будет — панель способна на равных поспорить с классическими системами аналогичной ценовой категории. По удобству же эксплуатации она однозначно впереди. Похоже, soundbar’ы наконец «выстрелили».
UPD В комментах возник спор относительно реальности создания многоканального звука из стерео. Недолго думая, я связался с компанией ИНФОРКОМ, у которой покупал панель. Там мне ответили о принципах как-то крайне невнятно=), но заявили, что готовы, дабы показать, что оно таки работает, принять у себя в офисе (что в Москве) делегацию хабровчан со мной во главе для демонстрации продукта. Запись на тест — у меня в личке. Оставляйте пожелания, что именно мы потребуем от них для прослушивания. О точной дате мне должны сообщить после праздников.
Источник
Саундбары: что это такое и чем они отличаются от обычных аудиосистем
Содержание
Содержание
Производители телевизоров, особенно бюджетных, не особо стараются сделать звук качественным. Их главная задача — изображение, а требовательный к качеству аудио покупатель сам позаботится об объемном звучании. Например, дополнительно установит систему типа «домашний кинотеатр», которая состоит из пяти колонок, сабвуфера и усилителя. Но все это надо скоммутировать и правильно расположить. При этом стоимость одного лишь сабвуфера может неприятно удивить.
Типичный домашний кинотеатр и среднестатистический саундбар с сабвуфером
Если не хочется заморачиваться с подключением и слишком тратиться — на помощь приходят саундбары. Это небольшие, относительно домашнего кинотеатра, устройства «все в одном», которые способны создать качественный звук при минимальных габаритах. А минималистичный дизайн позволяет им легко и органично вписываться в большинство интерьеров.
Что умеют саундбары
Даже самый скромный саундбар будет звучать лучше, чем встроенная акустика телевизоров премиум-сегмента. Он даст больше деталей, пространства, позволит услышать фильм так, как его задумывали создатели. К примеру, сверчки в ночи будут звучать как сверчки, а не как капающий кран. Качества звука большинства саундбаров достаточно, чтобы заменить собой музыкальный центр. Некоторые модели еще и умеют транслировать музыку из стриминговых сервисов.
Yamaha MusicCast Bar 400 имеет встроенные музыкальные потоковые сервисы
Современные саундбары впитали в себя все последние чудеса инженерной мысли и умеют воспроизводить объемное звучание, вплоть до эмуляции 7.1 и даже сумасбродных 13.0 каналов (как Harman-Kardon Enchant 1300). В порядке вещей беспроводное подключение через Bluetooth и Wi-Fi. Впрочем, почти всегда присутствуют традиционные проводные разъемы. Иногда в саундбар встроен DVD или даже Blu-Ray-плеер, тогда он может стать еще более универсальным устройством. Нередко есть FM и Интернет радио, почти всегда — пульт ДУ.
Премиальные модели поддерживают два самых современных формата воспроизведения звука: Dolby Atmos и DTS:X. Они только начинают использоваться в кинотеатрах, причем пока даже не во всех. Главная фишка — они добавляют звук сверху. То есть при пролетах самолета будет создаваться ощущение, что он реально летит над зрителем.
Samsung HW-Q70R умеет воссоздавать звук сверху
Внутри саундбара находится от двух до десяти (а иногда и больше) динамиков. Они направлены в разные стороны, чтобы создавать эффект объемного звучания. При этом используются ресурсоемкие алгоритмы и вычисления, поэтому в саундбар обязательно встроен звуковой процессор, отвечающий за все «волшебство». Ко многим моделям в комплекте идет специальное приложение, которое поможет откалибровать девайс.
Также стоит отметить такое ответвление в дизайне саундбаров, как саундбазы. Узнать их можно по более узкому, но вытянутому вглубь корпусу. Так на них удобно ставить телевизор, отсюда и «база» в названии. За счет более объемного корпуса в них встраиваются более крупные динамики, что благоприятно сказывается на качестве звучания. Часто в комплекте даже не идет сабвуфер, потому что он встроен в девайс. Таким образом, саундбазы могут быть удобнее и лучше по качеству звука. Тем не менее, саундбары лучше работают со стерео и объемным звучанием за счет более широкого корпуса, позволяющего расположить динамики далеко друг от друга.
Особенно хорошо саундбар впишется в небольшое помещение, где пространства и так мало, а уж для восьми колонок с усилителем — тем более нет места. Да и мощность полноценной аудиосистемы будет выше необходимой. Даже бюджетные решения позволят получить от фильма намного больше эмоций, чем встроенная акустика телевизора.
Как у них это получается
Сама технология создания эффекта объемного звучания с помощью одного только фронтального источника называется виртуальный объемный звук (Virtual Surround Sound). Уши слушателя обманываются с помощью различных психоакустических эффектов — разницы в громкостях, задержках, манипуляциях с фазой и звуковых отражениях. Большинство саундбаров используют две вариации этой технологии:
Объемный звук на базе 2.1 или 3.1 — создает эффект объема с помощью всего двух или трех каналов. Благодаря этому саундбары компактные и недорогие, но все равно дают качественный звук. Технология не использует для работы стены и потолок комнаты, а потому может отлично звучать в помещении с большим количеством мебели и фурнитуры. Тем не менее, виртуальный объемный звук не может передать весь масштаб и всю реалистичность полноценного домашнего кинотеатра 5.1 или 7.1, для этого создана технология цифровой звуковой проекции. Таков, например, JBL BAR 3.1.
Цифровая звуковая проекция использует от нескольких пар до десятков динамиков, направленных в разные стороны. Технология по-полной использует отражения от стен и потолка, чтобы получить как можно более объемную звуковую картину с большей ясностью, глубиной и проработкой деталей. Звук летает вокруг слушателя так же, как если бы в комнате стоял домашний кинотеатр.
Так работает саундбар Sony HT-ST5000
Минус устройств с цифровой звуковой проекцией в их цене, а также требованиях к помещению: стены должны быть сделаны из материала, который хорошо отражает звук: бетон, кирпич, дерево. При этом рельефные поверхности, которые рассеивают звук — шкафы, полки, тумбочки, диваны, не говоря уже о бабушкином ковре, — будут работать в минус.
На что смотреть при выборе саундбара
Количество каналов
Здесь все просто:
- Стерео, или система 2.0, состоит из левого и правого каналов.
- Если добавить к ним сабвуфер, получится 2.1.
- Если в описании указано 3.1, это означает наличие дополнительного динамика по центру. Нужен для воспроизведения диалогов в фильмах.
- Объемное аудио 5.1 отличается от 3.1 наличием двух сателлитов возле левой и правой стены, направленных прямо в уши слушателя.
- Система 6.1 означает наличие дополнительного сателлита строго позади.
- Аудио 7.1 предполагает размещение сразу двух задних сателлитов и создает полное окружение в горизонтальной плоскости.
- Системы вроде 3.1.2 и 7.1.2 означают наличие функций DTS Digital Surround и Dolby Digital, что подразумевает установку сателлитов на потолке для звучания сверху (или, если говорить о саундбарах, эмуляцию такого режима). Это позволит получить трехмерную звуковую сцену и подарит максимальное погружение в фильм.
Мощность
От мощности зависит максимальная громкость устройства:
- Небольшие комнаты (10–20 м 2 ) сможет озвучить устройство мощностью около 100 Вт.
- Комнаты 20–35 м 2 — примерно 100–200 Вт.
- В больших залах потребуется саундбар мощностью 200 и более Вт.
Следует понимать, что производители указывают именно пиковую мощность — устройство, конечно, способно будет работать на такой громкости, но может выдавать много искажений. Поэтому не стоит выбирать мощность впритык, всегда нужно иметь запас. Чем выше пиковая мощность — тем меньше искажений будет на средних уровнях громкости.
Сабвуфер
При выборе саундбара нужно внимательно смотреть, есть ли в комплекте сабвуфер и как он подключается. Из-за небольших размеров в большинство саундбаров невозможно установить крупные динамики для воспроизведения глубокого баса. Для этого и нужен сабвуфер. Конечно, он бывает и встроенный, но встроенные сабвуферы хрошего качества бывают, в основном, в саундбазах.
Беспроводной вариант подключения саба, как у Samsung HW-M550, избавит от проводов в комнате и даст возможность поставить его куда угодно. Басовые волны достаточно длинные, чтобы слушатель не смог уловить их источник, — это значит, что саб можно разместить в любой точке комнаты без ущерба звучанию. Чтобы басы не проседали на большой громкости, следует выбирать сабвуфер мощностью примерно в два раза больше мощности саундбара.
Мультирум (или DLNA — Digital Living Network Alliance)
Эта функция дает возможность за минуту и без проводов скоммутировать несколько устройств (как правило, одного производителя) в единую сеть. Так с помощью смартфона можно управлять звучанием в каждом из помещений с аудиоустройством. Это позволит создать дома единую звуковую экосистему.
Порты и возможности коммутации
Большинство саундбаров имеют большой набор портов для подключения к чему угодно. Даже в моделях начального уровня нередко есть Bluetooth, в более дорогих моделях часто есть и Wi-Fi. Для тех, кто до сих пор не сильно доверяет беспроводным интерфейсам, в саундбарах присутствует большинство современных проводных портов: от стандартных AUX «колокольчиков» до оптического S\PDIF.
Материал и габариты
Если саундбар изготовлен качественно, то материал значения почти не имеет — вряд ли в устройстве что-то будет дребезжать и звенеть. Тем не менее, ценители нередко выбирают девайсы из дерева или МДФ, потому что эти материалы хорошо поглощают звуковые волны и гарантируют отсутствие резонансов и призвуков.
LG SK6F — один из немногих саундбаров, сделанных из дерева
Говоря о габаритах, саундбары хорошо смотрятся с телевизором, если они не шире последнего. Идеально, если они будут одного размера. С другой стороны, чем шире саундбар — тем объемнее звук, так что отталкивайтесь от личных предпочтений.
Будущее саундбаров
На конец 2019 года саундбары не получили ту популярность, которой они заслуживают. Однако это устройство может с успехом заменить сразу несколько девайсов в доме (как минимум, домашний кинотеатр и музыкальный центр), создает «большой» звук при миниатюрных габаритах и буквально напичкано современными технологиями.
Неудивительно, что их рынок растет вместе с количеством моделей и уникальных функций. Так, популярность голосовых помощников привела к их появлению и в саундбарах. Появилась тенденция дополнять саундбары сателлитами, которые можно расставлять по дому для создания своего звукового пространства в каждой комнате. Так что можно смело предположить большое будущее саундбаров, как удобной и качественной альтернативы домашнему кинотеатру.
Источник