- Как заставить любые наушники звучать лучше
- Немного теории
- Из чего складывается приятный звук?
- Звукоизоляция: амбюшуры и чашки
- Модифицируем чашки
- Дорабатываем звуководы и другие направляющие звука
- Может нормальную акустику купить?
- Большое тестирование наушников Многие люди даже и не догадываются, что наушники могут звучать лучше колонок. Чаще в .
Как заставить любые наушники звучать лучше
Любимые наушники звучат не так, как хотелось бы? Со временем звук стал хуже? Послушал другую модель и захотел обновиться, а денег нет?
Или их хватает только на бюджетную модель, а хочется чего-то большего?
Тогда прочитай эту статью, и попробуй воспользоваться советами. Проверил, работает.
Но сегодня говорим только о накладных — открытых и закрытых — наушниках.
Немного теории
Любая акустическая система складывается стандартных компонентов:
- источник сигнала,
- излучатель звука,
- усиливающие звук элементы,
- объем, в котором распространяется звук,
- внешняя среда, в которой находится акустическая система.
Каждый элемент вносит свой вклад.
И совершенно не важно — что играет роль того или иного элемента в рассматриваемом типе акустической системы (АС). Например, для закрытых (мониторных) наушников основную роль играет замкнутый объем воздуха между ушной раковиной и динамиком, поскольку внешняя среда — это небольшой объем воздуха за динамиком, закрытый чашкой.
В данном случае внешнюю среду не принято принимать за дополнительный фактор, она работает только у некоторых мастеров разработки. Даже если она связана с объемом воздуха внутри наушника фазоинверторными отверстиями.
Открытые наушники практически полностью копируют работу настольных акустических систем, отличаясь только расстоянием до слушателя и отсутствием отражений звука от стен. Зато есть отражения от и в ушной раковине, часто более сильные, чем в настольных или напольных АС.
Из чего складывается приятный звук?
Источник определяет качество аудиопотока. Если преобразование информации в акустические волны сопровождается искажениями, или сама информация не слишком подробная — качества не видать.
Правильно подобранная излучательная система «динамик+рупор+объем» влияет не меньше. Может быть, даже больше: я встречал много колонок, которые заставляют низкокачественный mp3 звучать лучше; и не меньше таких, которые легко портят даже самый насыщенный flac, сделанный с мастер-записи.
Именно излучательная система определяет характер излучения и переотражений звуковых волн. Чем шире воспроизводимый частотный диапазон — тем больше мы услышим (звуки за пределами слышимого диапазона тоже важны). Чем больше чувствительность — тем быстрее и точнее они воспроизводят звук.
Усиливающие элементы — звуководы, всевозможные рупоры. Для динамических драйверов сюда можно записать даже саму мембрану динамика и уж тем более демпферирующие элементы, через которые динамики крепятся к корпусам. Легкое движение обеспечивает скорость реакции, высокую громкость, но может усиливать нежелательные частоты и приводить к неприятным резонансам.
Сетка перед динамиком не только защищает его, но и влияет на частотный диапазон. Она даже может участвовать в звучании за счет паразитных резонансов — или работать фильтром для слишком резких звуков.
Объем воздуха, в котором создаются волны, окружен стенками. С одной стороны это ушная раковина, с другой — корпус наушников. Они могут усиливать, отражать без изменений или гасить волны тех или иных частот.
Отсутствие стенки за динамиком делает звук прозрачнее, объемнее — но более плоским и тихим. Отверстия могут как отводить звуковое излишнее давление, так и гасить нежелательные частоты.
Амбюшуры не только изолируют от внешнего шума. Они создают изолированный объем воздуха для циркуляции звуковых волн: могут отражать, могут гасить.
Что и как влияет на звучание, теперь примерно понятно. Попробуем разобрать основные способы доработок. Сработает с любыми накладными, звук изменится в нужную сторону.
Звукоизоляция: амбюшуры и чашки
Любые амбюшуры имеют только 1 общее качество: они портятся со временем, даже если это незаметно. Сравни с новыми. Может быть, окажется, что через полгода-год они становятся мягче, удобнее, а звук стал более мягким.
Но чаще случаются обратные ситуации: материал стал рыхлым, высота уменьшилась, и композиции приобретают оттенок ваты.
Самая простая доработка любых накладных (да и любых других) наушников — замена амбюшур. Правил при смене нет — придется искать и экспериментировать. Свои свойства могут быть не только у каждого производителя, но и у каждой серии (если это не огромный аудиохолдинг вроде).
Поэтому при замене — никаких правил. Главное, что материал обеспечивает не только удобство посадки, но и оттенки звука: плотная кожа лучше отражает аудиоволны (добавляет объема), мелкопористое плотное наполнение эффективнее работает звукоизолятором и «увеличивает» объем низких частот.
Мягкие амбюшуры приглушают звук. Особенно это заполненных волокнистыми материалами. Зато они намного приятнее в повседневной носке.
Кстати, никто не мешает подобрать на компактную модель наушников мониторные амбюшуры: или подогнав покупные другого размера, или приспособив подходящие другого производителя. Кроме удобства, «чебурашки» всегда звучат «богаче» — переотражения звука.
Модифицируем чашки
C амбюшурами все просто и довольно неинтересно. «Апгрейд» чашек, в которых размещаются динамики, интереснее. Все зависит от личной выдумки и конечной цели. Например, дешевые мониторные наушники можно превратить в абсолютный изолятор от внешнего мира. Достаточно проложить чашку наушника изнутри качественным звукоизолирующим материалом.
Подойдет изолон или любая автомобильная «шумка». Кроме звукоизоляции, такой мод делает низкие частоты более насыщенными, приглушая при этом высокие.
Еще один интересный способ изменить звук — отказаться от чашек, снять их. Открытые наушники звучат в окружающее пространство, поток воздуха. Именно поэтому открытые наушники при равных параметрах звучат ярче закрытых.
С отверстиями на чашке лучше не экспериментировать. Чаще всего они рассчитаны специальным образом, изменение может сказаться негативно. Появится звон или шум — паразитные звуки.
Наконец, самый хардкорный моддинг: изготовление собственных чашек. Если сменить пластик на дерево (некоторые умельцы приспосабливают готовые чашки для питья) или более толстый и жесткий пластик, можно превратить даже бюджетные наушники в очень неплохие мониторы.
Небольшая опасность кроется в деталях: дерево резонирует, могут появляться нежелательные резонансы. В отсутствии подходящего оборудования очень сложно отследить его наличие, а звук может быть испорчен.
Дорабатываем звуководы и другие направляющие звука
Динамик редко крепится напрямую к чашке наушников. А пластина, на которой он размещен, в хороших моделях крепится через прокладку из бумаги или другого материала. Вот и очередной «мод»: сделав прокладку между двумя частями наушника, можно улучшить изоляцию или частично изменить звук.
Бумага не дает полной изоляции, но не глушит звук, не затирает верхний диапазон (да, щели тоже могут играть роль в звучании). Если применить войлок, можно добиться полной изоляции. При этом бас станет ярче, но чуть глуше.
Кстати, если «замазать» лишние отверстия и щели эпоксидкой или каким-либо натуральным клеем, можно получить аналогичный (но другой) результат. Варианты можно комбинировать.
Защита излучателя тоже подвергается изменениям. Пластиковые решетки производители ставят для экономии. Сменив их на металлическую сетку, закрытую тонкой бумагой для фильтрации, звук любой модели можно изменить кардинально. В лучшую сторону.
Такой «финт» не пройдет с дорогими моделями: скорее всего, фирма-производитель озаботилась звуковым дизайном, и все отверстия перед динамиком появились в результате расчета. Есть риск испортить, если защита не съемная.
Может нормальную акустику купить?
Все варианты можно комбинировать между собой. Конечно, желательно перед этим прочесть какой-нибудь учебник по аудиорежиссуре. Физика человеческого слуха сложна, спектр материалов для применения огромный. Психология играет не меньшую роль.
После собственных доработок звучание даже самых негодящих наушников изменится в лучшую сторону: эффект плацебо никто не отменял.
Конечно, куда проще найти свой идеал портативного звука. Сделать это не так просто: на рынке невероятное количество наушников, среди которых действительно хороших моделей очень немного. Либо покупать целую коллекцию, либо пользоваться эквалайзером. Роль которого для «очумелых» рук вполне могут сыграть некоторые из озвученных советов.
Еще лучше советы применимы к бюджетным хитам, которые постоянно страдают детскими болезнями: плохие материалы и некачественная сборка. Разобрал-собрал, почистил, сменил кабель и амбюшуры — считай, что купил наушники в 2 раза дороже. Так еще и звук можно для себя любимого подогнать раз и навсегда.
Пробовали «по-хардкору» модифицировать наушники?
Источник
Большое тестирование наушников Многие люди даже и не догадываются, что наушники могут звучать лучше колонок. Чаще в .
Большое тестирование наушников
Многие люди даже и не догадываются, что наушники могут звучать лучше колонок. Чаще всего мы используем копеечные вкладыши для плеера, либо «профессиональные головные телефоны» от фирм, специализирующихся на производстве холодильников. Привыкнув к дешевым китайским «квакушкам», трудно поверить, что дорогие наушники способны дать очень качественный звук. Да, они стоят денег — и порой немалых. Но даже если вы не отличаете диатоническую гамму от доминантсептаккорда, ваша голова все равно скажет вам «спасибо» за хорошую музыкальную экипировку.
Хотите собрать настоящую hi-fi систему, но у вас нет трех тысяч долларов на усилитель и колонки из ливанского кедра с алмазными твиттерами? А если мы скажем вам, что для вступления в элитный клуб меломанов достаточно десятой доли этой суммы? Не верите? Встречайте их величества Наушники! Естественный выбор разумного индивидуалиста.
Первые акустические колонки были созданы в 1930-х годах для нужд звукового кинематографа, однако наушники появились гораздо раньше — вместе с телефоном и радио. Маленькие «головные телефоны» (headphones) поют только для вас, что очень важно, когда престарелому соседу надоедает пользоваться слуховым аппаратом и он врубает телевизор на полную мощность. Хорошие наушники за тысячу рублей играют, как колонки в три раза дороже. Это объясняется «собранностью» их басов (у колонок они резонируют, распадаясь на мягкие и жесткие), а также относительной конструктивной простотой.
В каком ухе у меня жужжит?
Стереозвук в наушниках совершенно ненатурален. Когда часть музыки начинает идти только в одно ухо, создается ощущение, что ты внезапно оглох на другое. Стереоэффекты — одна из причин возникновения головных болей при длительном прослушивании музыки через наушники. Бинауральные записи, использующие разницу в уровне звукового давления и спектральном составе акустических сигналов для создания реалистичных пространственных ощущений, теоретически способны превратить наушники в головной филиал Карнеги-холла, однако массового распространения они не получили.
Перед покупкой наушники (как и колонки) необходимо слушать. Их эргономика настолько же индивидуальна, как и качество звука. Даже если вы нашли наушники, которые играют именно так, как вам нужно, не спешите их снимать. Давят ли дужки на голову? Не потеют ли уши? Не жмут ли амбушюры? Имейте в виду, что даже самые удобные наушники обеспечат вам лишь несколько часов комфортного прослушивания — без перерывов не обойтись.
Еще один подводный камень наушников — их громкость. У большинства моделей она может превышать 100 децибел, что крайне опасно для слуха. Даже при отсутствии неприятных ощущений следует избегать слушать громкие фонограммы в наушниках, ведь ощутить их вред очень сложно: уровень звука кажется приемлемым, разгневанные соседи не стучат вам в стену, а последствия для здоровья наступят лишь после серии подобных прослушиваний.
-Модели со средним (от 50 до 120 Ом) сопротивлением годятся для портативных устройств и обычных звуковых карт, но без отдельного усилителя они будут халтурить: «проглатывать» часть инструментов и играть слишком тихо. Для высокоомных наушников усилитель (мощный трансформаторный или модный ламповый) просто обязателен.
-Витые провода — анахронизм. Прямые гораздо удобнее, так как они не норовят «сложиться» в исходное положение. Заявления о феноменальных акустических свойствах бескислородной меди — наглый маркетинговый ход. Приличные фирмы не упоминают о ней даже в инструкциях.
-Наушники, как и колонки, нуждаются в «прогреве». Через 200-300 часов использования они раскроют все свои возможности, и вы начнете заново переслушивать всю домашнюю аудиоколлекцию.
-Стандартная полоса пропускания (частотный диапазон с достаточно равномерной АЧХ) современных наушников — от 20 до 20000 Гц — примерно соответствует крайним порогам человеческого слуха.
-Чем выше чувствительность наушников, тем громче они играют. Чувствительность хороших наушников колеблется в районе 100 дБ.
Изоляция от общества
Открытые наушники не изолируют вас от внешних шумов, а окружающих — от вашей музыки, но делают ее более легкой и «прозрачной» (за счет утечки басов). Закрытые модели отсекают часть звуков, приходящих в наушники и покидающих их, а также дают более сильный бас (что не всегда желательно). Компромиссный вариант — наушники полуоткрытого типа. Есть модели с активным шумоподавлением. Встроенный микрофон ловит внешний шум, процессор меняет его фазу на обратную и шлет вместе с музыкой в динамки, на выходе «антишум» сталкивается с шумом и частично его гасит.
А теперь горбатый!
В отличие от колонок, график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) наушников не должен быть ровным. Многие модели имеют небольшой «горбик» в пределах от 40 до 500 Гц (компенсация их слабого от природы баса), а для уменьшения высокочастотного «цыканья» из-за близости динамиков к ушам необходим легкий спад на 8-10 децибел в промежутке от 1 до 20 кГц.
Сильный «всплеск» примерно на 10 кГц вызван, прежде всего, акустическими особенностями человеческого уха, изгибы и складки которого гасят отражения звука. Частокол пиков или ровная «площадка» свыше 3 кГц косвенно говорят о том, что наушникам свойственно «окрашивать» звук. Напротив, череда неглубоких провалов на частотах от 2 до 8 кГц свидетельствует о его естественности. Что касается графика гармонических искажений, то идеальным вариантом можно считать плоскую «основу» и несколько пиков, угасающих к верхним частотам.
Мониторные (студийные) наушники используются для работы в студиях и воспроизводят звук максимально честно, со всеми его недостатками. Хороший признак pro-наушников — сопротивление от 120 Ом и выше. Обычные hi-fi наушники «приукрашивают» музыку, делая ее более громкой, басовитой или звонкой. Не следует покупать «мониторы» для домашнего развлечения. Их сухой и скучный звук вас разочарует.
В последнее время студийные наушники стали все дальше удаляться от мониторных, сдабривая звук частотными «специями». Производители расширяют свое присутствие на рынке любительских наушников за счет переделки профессиональных моделей под бытовые нужды. Приставки Monitor, Studio или Pro в названиях подобных игрушек выглядят примерно так же логично, как и «кенгурятник» с лебедкой на «Лексусе».
В мире наушников бренд действительно имеет значение. Не тратьте деньги на дорогие наушники от мультимедийных фирм. Даже дешевая продукция авторитетных производителей (AKG, Audio- Technica, Beyerdynamic, Fostex, Grado, Sennheiser) на голову выше большинства топовых моделей Genius или Logitech. И запомните волшебное «правило имен»: лучшие в мире наушники среднего ценового диапазона изготавливают немецкие компании.
На переднем крае науки сегодня стоят электростатические «ушные громкоговорители» и наушники с излучателем Хейла. Пускай вас не смущает то, что эти изделия смахивают на реквизит из «Звездных войн». Электростатические наушники оснащены легкой диафрагмой, вибрирующей внутри электрического поля. Они играют тише, но гораздо детальнее обычных динамиков. Преобразователи воздушного потока Хейла похожи на фольгированную «гармошку», приводимую в движение мощным неодимовым магнитом (благодаря такой конструкции движение воздуха в пять раз быстрее движения мембраны, что обеспечивает наушникам превосходную чувствительность).
Данные типы наушников имеют полосу пропускания от 5 до 50000 Гц (за пределами чувствительности нашего слуха) и воспроизводят звуки, которые не могут вытянуть даже колонки премиум-класса. Гармонические искажения стремятся к нулю, а цены — к четырем-пяти нулям.
AKG K271 Studio
Чувствительность: 91 дБ
Сопротивление: 55 Ом
Мощность: 200 мВт
Частотный диапазон: 16-28000 Гц
Примерная цена: 3800 руб.
Компания AKG Acoustics прославилась на весь мир великолепными студийными микрофонами. Вся продукция AKG до сих пор выпускается в Австрии (а не в Китае, как у многих других уважаемых производителей).
Модель K271S — прямой наследник легендарной серии наушников К240/270, ставших индустриальным стандартом мониторинга звука и применяющихся в большинстве студий мира вот уже почти 20 лет. Однако приставка Studio была выдана К271, как говорится, со скрещенными за спиной пальцами. Для мониторинга они не годятся, поскольку делают верхи очень «воздушными», а низкочастотный спектр расцвечивают благодаря патентованной технологии Varimotion (утолщение по краям двухслойных мембран динамиков дает сочный и очень деликатный бас). Их «студийность» заключается лишь в системе автоматического отключения звука — чтобы при снятии наушников с головы он не попал в микрофон.
Это именно тот редкий случай, когда наушники можно брать без предварительного прослушивания. Наушники классные. Стильные, легкие, с саморегулирующейся гибкой дужкой, которую при желании можно завязать узлом, эти наушники идеально лягут на голову любого размера. Единственное «но» — уши в AKG K271 Studio (как и в большинстве других закрытых наушников) сильно потеют.
Вердикт: лучшие по соотношению цены и качества закрытые наушники из всех, что представлены на рынке. Акустиш, практиш, гут.
Подешевле : AKG K26 P, 1200 руб. Маленькие размеры, большой звук. Отличный «уличный» вариант закрытых наушников. Минусы закрытой конструкции — «ватный» бас и давление чашек на уши.
Подороже : Sennheiser HD250 II, 7000 руб. Еще больше «верхов», еще больше «низов». В остальном все на уровне К271S. Является ли лучшее врагом хорошего — решать вам.
Beyerdynamic DT990 Pro
Частотный диапазон: 5-35000 Гц
Чувствительность: 96 дБ
Сопротивление: 250 Ом
Примерная цена: 7000 руб.
Beyerdynamic DT990 Pro — сравнительно новая модель от очень известной немецкой компании. Аудиофильские наушники с чистым, аккуратным и детальным звучанием, чемпионы по весомости баса. При этом бас не бухает отдельно от остальной музыки — вокал слышен хорошо, средние и высокие частоты сохраняют детальность и прозрачность. Все как надо.
Дизайн классический: алюминиевые дужки, массивные «чашечки», оголовья из нежной велюровой ткани. Прижимная сила, если верить паспортным данным, ровно 3 H. Это немного. Но давление амбушюр на ушную раковину весьма ощутимо и вызывает дискомфорт при длительном ношении — время от времени ушам приходится устраивать передышку.
Вердикт: если катарсис можно купить за деньги, то его стартовая цена — 7000 руб. Доказано Beyerdynamic DT990 Pro.
Подешевле : Sennheiser PX100, 1400 руб. Одни из лучших компактных наушников на рынке. Идеальный вариант для апгрейда стандартных вкладышей, идущих в комплекте с большинством плееров.
Подороже : AKG K701, 10000 руб. Божественно. Эталонный посредник между музыкой и человеком. Лучше — только в несколько раз дороже.
Частотный диапазон: 20-20000 Гц
Чувствительность: 98 дБ
Сопротивление: 32 Ом
Примерная цена: 2000 руб
Grado Labs не рекламирует свою продукцию. Более 50 лет эта семейная фирма производит наушники для небольшой группы ценителей звука, преданных данной марке. Grado Labs SR-60 — крепкий середнячок. Низкая цена, высокие оценки, характерный для Grado ретро-дизайн, отличный сбалансированный звук (золотая середина, без акцентов на низах или верхах). Минус один — на улицу в таких наушниках лучше не выходить, ведь они сильно пропускают внешний шум.
Вердикт: отличные наушники, но в целом марка Grado слегка переценена. Ореол «элитарности», витающий над ней, не соответствует реальному положению дел.
Fostex Т-7, 3500 руб. Хочется качественной экзотики? Извольте: малоизвестная японская марка, гурманский звук, но, увы, головоломная (в клиническом смысле этого слова) конструкция
Тип: Полуоткрытые, беспроводные
Частотный диапазон: 18-24000 Гц
Чувствительность: 107 дБ
Несущая частота: 864 МГц
Разъемы базы: RCA, 3,5/6,3 мм
Время работы: До 20 часов от двух AAA-батареек
Радиус действия: 100 м
Примерная цена: 4600 руб.
За свободу всегда нужно платить. В случае с радионаушниками — качеством звука. Беспроводные модели играют заведомо хуже проводных, это аксиома. Если вы хотите убить одним выстрелом двух зайцев — провода и радиопомехи, — то начинать следует как минимум с AKG К506 AFC. Несмотря на внушительный вес, эти наушники очень удобны. Здесь применены те же технологии, что и в AKG K271S, но качество звука объективно хуже — в первую очередь из-за фонового гудения радиотракта, мешающего слушать тихие композиции.
Заявленная дальность в 100 метров — маркетинговые враки. Обычную квартиру K506AFC покрывают без проблем, но на лестничной площадке вас ждут радиопомехи.
Вердикт: эти наушники понравились бы Гегелю. У них все разумное действительно, а все действительное разумно. Дешевле — только хуже. Дороже — не всегда лучше.
AKG Hearo 999 Audiosphere II, 34000 руб. Лучшие из существующих радионаушников. Цифровая передача сигнала (до свидания, помехи!), декодер Dolby Digital, оптический/коаксиальный входы и медовый звук с легкой недостачей басов.
Ultimate Ears super.fi 3 Studio
Тип: Закрытые вкладыши
Частотный диапазон: Не сообщается (см. график)
Чувствительность: 115 дБ
Сопротивление: 13 Ом
Средняя цена: 3900 руб.
Наушники-вкладыши с качественным звучанием? Да. Применяют ли их музыканты на сцене? Нет. Для настоящих профи существуют «микро-мониторы» — например, старшая модель UE-10 Pro по цене около 27000 руб. В нашем случае мы имеем ровные средние частоты и хрустально чистый верх (вместо обычного динамика стоит так называемый «арматурный излучатель» — ферромагнитная пластина, колеблющаяся в магнитном поле и воздействующая на диафрагму). Если вам неудобно носить на улице обычные дуговые наушники и выглядеть при этом, как Дарт Вейдер, — присмотритесь к super. fi 3.
Вердикт: наушники хороши. Они переигрывают все закрытые модели сегодняшнего теста — с поправкой на то, что super.fi 3 не хватает басов.
Подешевле : KOSS THE PLUG, 600 руб. Если сумеете втиснуть их себе в ушные каналы, то получите очень неплохие басы.
Подороже : Shure E5, 15000 руб. Соотношение цена/качество чуть выше оптимального, но звучат наушники бесподобно
В следующий раз я расскажу о колонках, которые продаются по цене Porsche Cayenne. Если продолжить эту аналогию, то наушники похожи на гоночные мотоциклы. Один пилот, минимальный комфорт, но ощущения непередаваемые. А главное — хорошие наушники стоят гораздо дешевле мотоцикла. Оседлайте их, и почувствуете себя королем музыкальных треков.
Источник