Обзор полноразмерных наушников Fostex T50RP MKIII: классика бюджетной изодинамики
Fostex — одна из старейших компаний, занимающимся рынком аудио. Причем это касается не только линейки устройств персонального аудио, но и много другого: стационарные колонки, инструменты для звукозаписи и несколько уже легендарных линеек излучателей для колонок. Но, говоря именно о наушниках, у производителя уже есть несколько легендарных моделей, и самая из них известная — безусловно обозреваемая. Будучи одними из самых бюджетных изодинамических наушников, T50RP MKIII также завоевали пальму первенства для любителей модификаций. Увы, никаких экспериментов с демпфированием мне провести не удалось, но и сама по себе модель интересна. Собственно говоря, ниже в обзоре — попытка оценить этот полигон для творчества в стоковом, девственно-чистом, варианте.
Рекомендованная цена Fostex T50RP MKIII на момент обзора — 11990 рублей.
Характеристики
- Диапазон воспроизводимых частот: 15–35000 Гц
- Излучатели: 1 на канал, изодинамический
- Конструкция: полноразмерные, полуоткрытые
- Вес: 315 г
- Разъём для ввода аудиосигнала: 3,5 мм TRS
- Импеданс: 50 Ом
- Максимальная входная мощность: 3 Вт
- Чувствительность: 92 дБ/мВт
- Аудиокабели: 3 метра, 6.3 мм jack + 1.2 метра 3.5 мм jack
Комплектация
Эх, и как же после такого не верить в “карканье”? Только в обзоре Simgot ET1000 я посетовал на излишнее богатство упаковки (уже самому смешно), так сразу на меня посыпались устройства с максимально простой комплектацией и коробкой: сначала Tempotec Serenade iDSD, а теперь — и обозреваемая модель. Собственно говоря, приходит она в обычной картонной коробке, где, никого не трогая, лежат сами наушники и небогатая комплектация: два кабеля разной длины и с разными разъемами (6.3 мм и 3.5 мм) и небольшой набор макулатуры.
С другой стороны, ругать компанию глупо: наушники не только выступают в самой бюджетной для изодинам категории, но и предназначены в первую очередь для профессионального использования — ругать Fostex за утилитарный подход в этом смысле глупо… А вот похвалить её вполне можно: компания могла просто положить стандартный переходник на 6.3 мм, но ведь нет! И в качестве отличного бонуса — длина кабеля: несложно догадаться, что она будет хороша как для портативного, так и для стационарного использования.
Внешний вид, удобство использования
Если внешний вид и содержимое коробки было для меня относительно неожиданной вещью, то вот внешний вид линейки TX0RP известен каждому аудиофилу: необычный, строгий дизайн с узнаваемыми креплениями чашек. Сомнения может вызвать материал чашек: они полностью сделаны из пластика. Наверняка недорогой материал вносит своё негативное влияние в звук (привет старшему брату с чашками из дерева), но вот на прочность жалоб я не видел. С другой стороны, такое решение хорошо сказалось на весе: наушники очень слабо ощущаются на голове. Особенно этот эффект усиливают необычные накладные амбушюры (благо, что их можно легко заменить на классический вариант). Хотя в целом, что касается посадки — T50RP получились очень универсальными и хорошо подойдут любому, во всяком случае результат моих экспериментов над родными и друзьями был такой. Также, говоря о корпусе, необходимо вспомнить об акустическом оформлении наушников. Всего в линейке есть три вариации: T20RP (открытый вариант), T40RP (закрытый вариант) и, собственно, наш герой — T50RP с полу-открытым корпусом. Разумеется, акустическое оформление сказывается на звуке, но об этом — в соответствующем разделе.
Подозреваю, что сейчас — самое время остановиться подробнее на кабеле. Входит он только в одну чашечку (благо, что наушники позиционируются как студийные), на входе — обычный 3.5 мм jack, но замочек кабеля накладывает ограничения: едва ли можно будет подобрать кастомный шнурочек без такого же выреза на разъёме. Также хочу отметить то, что сам разъём не балансный. В старших T60RP на входе стоит именно 2.5 TRRS разъем, что даёт возможность полноценно использовать наушники с балансным усилителем от самих же Fostex. Ну а в стоковом варианте T50RP это сделать невозможно, да и модифицировать наушники настолько глобально готов далеко не каждый. Что касается самих кабелей, то тут запоминается только короткий проводок с 3.5 мм разъёмом: он сделан ярко-оранжевого цвета, что очень идёт наушникам.
Как и в случае комплектации, внешний вид T50RP — вершина минимализма и некоторой практичности. Да, они не кричат во все стороны о своей премиальности, но при этом именно эргономическая часть очень хороша: низкий вес, комфортная посадка — что ещё нужно для бюджетных изодинамических наушников?
Само собой, при всей аскетичности предыдущих пунктов именно звук должен встать во главу угла. Скажу сразу: нет, Fostex не сделали “убийцу гигантов”, который переигрывал бы любые топы при цене в 12000. Но что главное — у инженеров получилось передать главные плюсы изодинамических излучателей. Очень быстрая и лёгкая подача, отличная, а возможно и лучшая за эти деньги, проработка макродинамики — всё это есть. Но также осталась и требовательность к источнику: наушникам необходим мощный усилитель, это явно не вариант для подавляющего большинства плееров.
Нижние частоты выражены слабо, а в некоторых треках им может недоставать веса: наушники не способны четко отыгрывать глубокую ритм-секцию. Но что касается отыгрыша натуральных инструмента и их детальности — тут всё неплохо, пусть всё тот же недостаток веса даёт о себе знать. С другой стороны, НЧ не налезают на другие частоты и не давят своим присутствием, поэтому кому-то такая подача может даже понравится. Нижние частоты в этой модели просто имеют место, но их наличие никак не выделяется. Также не стоит забывать, что у производителя есть и закрытый вариант этой модели — Fostex T40RP, в которой проблема недостатка количества НЧ решена.
А вот средние частоты, на мой взгляд, однозначно самая выигрышная часть наушников. Первое, на что обращаешь внимание в сравнении с динамическими собратьями — отработка макро-моментов и переходов. Большой масштаб удается очень хорошо и эффектно, как и быстрая смена планов. И в некоторых моментах именно макро имеет большую роль: в масштабной, быстрой и насыщенной музыке супер детальность нужна далеко не всем, но правильную отработку общего плана и широкую сцену большинство заметит.
ВЧ также неплохи, единственное на что можно обратить внимание — ярко-выраженная нелинейность этого диапазона. Особенно это заметно на высоких оперных голосах: исполнительница вполне может метко “попасть” в проблемный диапазон, и к такой яркой подаче придется как минимум привыкать. С другой же стороны — отличная детальность и разделение звуков, которое в случае со сложными инструментами дают необходимые обертона и воздушность.
Разумеется, детальный изодинамический драйвер налагает требования не только к мощности воспроизводящего тракта, но и к его качеству, в том числе и записи: слушать плохо записанные произведения откровенно сложно, да и не очень нужно. Что касается жанровых предпочтений, то лучше всего наушникам удается как раз масштаб. В первую очередь это себя показывает на симфонических произведениях, именно на них наушники мне понравились больше всего. Какие-то камерные жанры будут звучать хуже из-за недостатка веса на НЧ, но если смириться с этой проблемой — всё будет тоже неплохо.
Заключение
На мой взгляд, у Fostex получился отличный “пробник” изодинам: выделяющееся на фоне конкурентов умение отрабатывать макропереходы и высокая детальность контрастирует с проблемами в жанровой совместимости. Да, более дорогие модели будут лишены большинства минусов T50RP MKIII, но и стоимость у них будет заметно больше. Впрочем, наушники выделяются и в других пунктах: нежадный комплект поставки, интересный внешний вид и огромный простор для модов у модели остаются. Особенно стоит обратить внимание как раз рукастым покупателям: всё-таки T50RP MKIII — фактически классическая модель любителей DIY, и пусть никто не уйдет обиженным!
Рекомендованная цена Fostex T50RP MKIII на момент обзора — 11990 рублей.
Источник
Обзор Fostex T40RPMK3 и T50RPMK3: потомственные профи
Найти наушники с высоким качеством звука и умеренной ценой — извечная мечта небогатых меломанов. Возможно ли такое в принципе? Конечно. При условии, что технология давно отработана, затраты на её создание уже «отбиты», а производство массовое и грамотно организованное. И не используются «премиальные» материалы, которые мало что дают для звука и лишь подчёркивают высокий статус изделия. Искать такие наушники следует среди профессиональных моделей. Таких, как Fostex T40RP и T50RP, вышедших недавно в третьем поколении.
Технические характеристики T40RPMK3/T50RPMK3
- Тип: ортодинамические
- Вид: мониторные
- Акустическое оформление: закрытые / полуоткрытые
- Форм-фактор: полноразмерные
- Диапазон частот, Гц: 20–35000 / 15–35000
- Чувствительность, дБ/мВт: 91 / 92
- Максимальная входная мощность: 3000 мВт
- Импеданс: 50 Ом
- Драйверы: Regular Phase (RP) с диафрагмой из полиамидной плёнки с плоской катушкой из фольги
- Магнитная система: из неодима
- Кабели: съёмные 1,2 м (3,5 мм), 3,0 м (6,3 мм)
- Масса (без кабеля): 320 г
Упаковка и комплектация
Упаковка — из плотного картона яркой расцветки, но утилитарная и без претензий на роскошь — как и положено профессиональным наушникам.
В комплекте — сами наушники и два кабеля: стандартный 3 м с коннекторами 3,5 мм (угловой с фиксатором, идёт к левому корпусу) и 6,3 мм, и для мобильных устройств 1,2 м с двумя штекерами 3,5 мм. Плюс документация. И всё это — в полиэтиленовых пакетах с «пупырышками»!
Внешний вид и конструкция
Отличить две модели друг от друга можно только по надписям, хотя и по размерам тыловые части чашек едва заметно различаются — вероятно, это связано с отличиями в акустическом оформлении. Наушники T40RPMK3 — закрытые, T50RPMK3 — полуоткрытые, информация об этом даже вынесена на упаковку с красноречивыми пометками: «Сфокусированный бас» у первой модели и «Ровные по частотной характеристике и прозрачные» у второй. Насколько это соответствует действительности, мы выясним чуть позже.
Драйверы у обеих моделей одинаковые — это фирменные излучатели RP (Regular Phase — свободные от фазовых искажений) с плоской катушкой на полиамидной плёнке, полученной из медной фольги методом травления. Магниты — неодимовые, а в основе наушников лежат ортодинамические излучатели. Хотя сути это не меняет.
Одно из достоинств этой технологии — высокая перегрузочная способность, что отчасти компенсирует низкую чувствительность таких излучателей. Наушники Fostex в этом смысле уникальны: максимальная входная мощность у них достигает 3000 мВт! А это значит, что даже при самых высоких уровнях громкости они будут играть чисто и без заметных искажений.
Корпуса — пластиковые, детали оголовья (кроме стальной пружины внутри и направляющих) — тоже. Амбушюры — из экокожи, мягкие и удобные, хотя выглядят эти наушники аскетично даже для профессионального оборудования.
На самом деле этот незамысловатый дизайн сохранился с 80-х годов прошлого века, когда началось производство первого поколения T50RP — примерно так в те времена выглядели все студийные наушники. С тех пор технология кардинально не менялась, но постоянно совершенствовалась и доводилась до ума. А это, как мы уже знаем, важное условие невысокой себестоимости. То, что очень сложно (и как следствие — дорого) для молодых компаний, оказывается простым и доступным для фирмы, которая занимается ортодинамическими драйверами уже несколько десятилетий.
Надо заметить, что только в 3-м поколении у наушников этой серии появилась мягкая подушка на оголовье — у прошлых моделей оно было отделано жёсткой резиной, и это было одним из недостатков, особенно для тех, кто предпочитает бриться наголо.
Напомним, что эти наушники следует слушать только в связке с усилителем, выбор которого уже дело вкуса и возможностей пользователя.
Слушали рок (и лёгкий, и тяжелый), камерный и оркестровый джаз, симфоническую и камерную классику. И немного электроники, хотя для тестирования такая музыка не очень подходит — ведь никто, кроме её создателей, не знает, как она на самом деле должна звучать.
Мобильный источник: смартфон Samsung Galaxy S4 LTE GT-i9505 (проигрыватель – Onkyo HF). Стационарный усилитель для наушников, внешний ЦАП PS Audio PerfectWave DAC mkII и компьютер с аудиоинтерфейсом ESI [email protected] (подключение к ЦАПу — по коаксиалу). Поскольку мы слушали ортодинамические наушники, то без усилителя было никак не обойтись. Если их подключить, например, к плееру напрямую, то проще говоря — он их не расскачает.
На разогрев хватило одной ночи с закольцованным тяжелым роком: уже на следующий день исчезла скованность, ушла «шершавость» на высоких, стали собранными басы.
Чувствительность обеих моделей для работы со смартфоном (без усилителя) оказалась маловата: на некоторых записях приходилось выводить уровень громкости на максимум, но такова особенность всех планарных наушников, для полноты звучания им необходим «усилок», чем мы и поспешили воспользоваться.
Звук очень приятный — чистый и мягкий, без малейшей грязи. У T40RPMK3 частотный баланс несколько сдвинут вниз, басы приподняты и потому доминируют, а высокие, напротив, кажутся слегка приглушенными. Но если слегка «придавить» низкие частоты эквалайзером, верхняя часть диапазона приходит в норму. А вот T50RPMK3 и без коррекции играют ровно, частотный баланс близок к идеалу.
На стационарной аппаратуре ситуация меняется. Невысокая чувствительность сказывается и здесь — приходится переключаться на высокое усиление, но характер звучания заметно меняется, особенно у T40RPMK3 — басы приобретают эффектную плотность, а высокие — прозрачность. Сцена разворачивается и приобретает масштаб. А вот T50RPMK3 звучат по-прежнему ровно, хотя сцена также становится более обширной и трёхмерной. Ничто не подчёркивается и не выделяется, наушники совершенно непредвзяты и адекватно передают то, что записано. Детализация высокая, но не избыточная, дефекты записи и слабости тракта не подчёркиваются и не выделяются, хотя, если в записи есть серьёзный «косяк» (или сознательно внесённые искажения), вы это непременно услышите. То же самое можно сказать и про T40RPMK3, но басы у них более плотные и рельефные, они действительно прекрасно сфокусированы и потому обращают на себя внимание. Пожалуй, эффектнее и высокие — они чуть-чуть грубее, но в них больше блеска. При этом они остаются мягкими и неназойливыми. В целом 40-я модель звучит контрастнее, эмоциональнее, у нее более «выпуклый» вокал. Каким-то таинственным образом она ухитряется выделять в музыке главное, скрывая второстепенное и несущественное. Возможно, для студийной работы это недостаток, но удовольствия от прослушивания с 40-ми получаешь больше.
Каких-либо жанровых предпочтений обе модели не проявляют, причём вне зависимости от источника (мобильного или стационарного). Так и должны себя вести настоящие профессионалы, тем более потомственные.
Итоги
Fostex T40RPMK3 и T50RPMK3 звучат очень чисто, качественно и естественно. Производителю удалось создать очень достойные ортодинамические наушники, за невысокую стоимость, несмотря на то, что планарные излучатели достаточно дорогие в производстве. Кроме того, серьёзный внешний вид и отсутствие вычурности в дизайне девайсов являются неоспоримым плюсом.
Плюсы:
- настоящий мониторный звук;
- достаточно удобная и комфортная конструкция;
- ровное и чистое звучание.
Минусы:
- наушникам необходим ус илитель.
Источник