Наушники для бинауральных ритмов

Аудиобубен лейтенанта Шмидта: оглушающее биение “чистого“ звука и ещё один гвоздь в гроб бинаурального развода

На этот раз я добрался до бинауральных записей, в частности, ритмов или т.н. биений (как наиболее предрасположенных к мифологизации). Тема интереснейшая, сравнительно хорошо изученная в психоакустике и нейрофизиологии и при этом ставшая основой многочисленных псевдонаучных спекуляций.

Ещё каких-то 4-5 лет назад рунет спасали от пандемии аудионаркотиков, которые ушлые псевдо барыги сбывали доверчивым торчкам-аудиофилам через многочисленные лендинги. До этого, в начале нулевых, люди, читавшие Кастанеду и Ошо, тоннами закупали волшебные компакт диски с одухотворенными и изменяющими сознание песнопениями. Сегодня ситуация не слишком отличается. Гуру, пророки и прочие великие сенсеи из хиреющего new age сообщества выкладывают на ютуб каналы всё те же волшебные записи, обещая при прослушивании одновременное исцеление от всего. Во всех перечисленных случаях распространители аудио счастья в качестве главного “волшебного”, “действенного” и “активного” ингредиента называют наличие бинауральных биений.

Интерес именно к этому мифу у меня есть в силу того, что его базисом является реально существующее явление, а соответственно, аргументация мифотворцев правдоподобна и особенно опасна. Под катом традиционное для этого цикла отделение мух от котлет, психоакустических исследований от псевдонауки, откровенной подмены понятий от реально существующих явлений.

Читайте также:  Топ 10 мониторных наушников для студии

Легенда о бинауральных ритмах

Традиционно начнём с того, что некоторые несознательные граждане пишут и говорят о “магии” бинауральных ритмов. Утверждается, что древние шаманы и прочие служители культов давным давно из божественных откровений узнали о том, что использование определённых частотных сочетаний при создании музыки способно влиять на человеческую физиологию.

Эти древние тайные знания, подкрепленные достижениями современной нейробиологии и психоакустики, позволяют эффективно лечить рак, геморрой, простуду, гонорею, простатит, диабет и красную системную волчанку, увеличивать продуктивность работы, провышают осознанность сновидений и вообще добавляют +100 к вселенской карме. Думаю, все помнят уже упомянутую эпопею с аудионаркотиками, которые своими “эффектами” были также обязаны именно бинауральным ритмам. Сегодня в продвижении светлых истин о биноуральных ритмах особенно усердствуют разнообразные техномаги, это хорошо демонстрирует, например вот этот ресурс.

В качестве доказательств необычных эффектов обычно приводятся ссылки на работы видных нейрофизиологов, психологов, физиков, шаманов и прочих авторитетных чародеев. Подставивший уши под лапшу объект внушения проверяет ссылки на источники и, обнаруживая там научных авторитетов и некоторые соответствия, начинает думать, что ему вещают истину (или по крайней мере нечто, в чем есть рациональное зерно).

Реакция

Реакция бывает разной. В случае с аудиомарихуаной всё закончилось быстро после того, как наркологи надавили авторитетом и хором со своими пациентами начали говорить о том, что никакие звуковые файлы не способны вызвать эйфорию (всё объяснили жаждой наживы и эффектом плацебо).

Но для потенциально верующих в россказни очередного ютубовского гуру и тяжело соматически больных, возлагающих надежды на методы любой степени альтернативности, наркологи не являются существенным авторитетом. Поэтому среди адептов эзотерических учений и альтернативной медицины продукты мифологизации бинауральных аудио эффектов остаются востребованными.

“Мухи” и “котлеты”

Начну, наверное, с “мух”. Итак, употребляя термин “бинауральные ритмы”, туфтологи вещают об исторических примерах использования оных шаманами и жрецами со стопятьсот двенадцатого года до нашей эры. При этом в пример приводится интерференция звуковых волн с появлением т.н. фантомного тона. Так при одновременном воспроизведении двух близких, но неодинаковых по частоте звуков, возникает третий.

Антропологи и этнографы отмечают, что в некоторых культах коренных народов Центральной и Южной Америки, Африки и Австралии длительное воздействие таких используется в ритуалах как фактор, позволяющий входить в измененные состояния сознания. И вроде всё в порядке и мифотворец как бы прав, но только как бы… На самом деле речь идет о вполне себе монауральном эффекте, который услышит даже человек глухой на одно ухо. Кроме того, использование необычного звука в ритуале совсем не означает, что именно этот звук позволяет получить трансовое состояние. Итак, древние использовали один из видов интерференции, а именно т.н. монауральные биения (или объективные комбинационные тоны). Её эффекты слышны как двумя так и одним ухом. Существенно изменяющими состояние сознания эти эффекты тоже назвать сложно.

Но существуют и бинауральные эффекты, описанные сначала Тартини и Соргом в 18 веке, а позже в 1839 году Г.В. Дове (Heinrich Wilhelm Dove). К слову, последний имел массу проблем с экспериментальной доказательной базой в связи с отсутствием в его время стереонаушников. Позже на это явление обращал внимание Гельмгольц, описывающий комбинационные тоны. Психоакустические исследования 20-го столетия подтвердили гипотезы о субъективных комбинационных тонах, и было сформировано представление о бинауральных биениях.


Тартини был одним из первых, кто обнаружил появление комбинационного тона

Это явление возникает, когда от разных ушей в мозг одновременно поступают звуковые сигналы с разной частотой. В результате их одновременного воздействия при высокой интенсивности в слуховом аппарате воспринимается 3-й т.н. фантомный или субъективный комбинационный тон. Хочу подчеркнуть, что вне уха этого тона не будет, а в случаях, когда слушатель будет использовать одно ухо для восприятия тона, фантомный тон не появится. Как следует из определения, бинауральные ритмы (субъективные комбинационные тоны) являются артефактом работы мозга.

Существуют сведения о нейрофизиологическом влиянии таких фантомных тонов, также о том, что такое влияние нашло экспериментальное подтверждение в 2-х работах Oster G. «Auditory beats in the brain»(1973) и Hutchison, Michael M. Megabrain: new tools and techniques for brain growth and mind expansion. — New York: W. Morrow, (1986). Однако свежие публикации на эту тему найти достаточно тяжело. В рамках гипотезы о влиянии бинауральных ритмов, высказывается предположение, что они способны синхронизировать работу левого и правого полушарий на частоте фантомного тона.

Таким образом, в зависимости от соответствия этой частоты частотам, определяющим различные состояния сознания (альфа, бета, тета и гамма-ритмы), можно получить те или иные эффекты. Например, при частоте 7-13 Гц, соответствующей альфа-ритму, слушателю будет легче расслабиться, а стимуляция с частотой 13-40 Гц (бета-ритм) будет способствовать активной работе.

При этом в работах уважаемых авторов ничего не упоминается о состояниях глубокого изменения сознания или прямом влиянии на органы, но есть вполне адекватные рассуждения о перспективах применения принципа для коррекции нарушений сна, тревожных состояний и депрессии.

Справедливости ради следует отметить, что резонанс, от реального источника (имеются ввиду объективные монауральные тоны) способен влиять на клеточном и молекулярном уровне, однако частоты, на которых резонируют человеческие органы — это инфразвук, к слову слышать мы их не можем (даже очень опытные аудиофилы 50-го левела и эксперты CES). Мне не доводилось встречать ни бытовой, ни студийной аппаратуры, предназначенной для воспроизведения инфразвука. К бинауральным ритмам такие резонансные явления отношения не имеют, так как последние — артефакт мозга, а не сердца, почек или какой-нибудь там селезёнки.

Объем без магии и шарлатанов

Бинауральные эффекты бывают очень полезны не только в экспериментальной нейрофизиологии и откровенном разводе. Можно с уверенностью сказать, что т.н. бинауральная фонограмма обладает точным расположением кажущихся источников звука, особенно при прослушивании её в наушниках. Для такой записи используется специальное расположение двух микрофонов на расстоянии приблизительно равном расстоянию между ушей взрослого человека. Между микрофонами монтируется барьер, имитирующий голову.

Иногда даже применяют специальный стенд, выполненный в виде головы со слепками ушных раковин.

Эти ухищрения необходимы для того, чтобы записать реалистичный объемный звук и создать т.н. эффект присутствия, как здесь.

Существуют также многочисленные бинауральные записи с музыкой. Людей, привыкших к стандартному стерео, часто впечатляет реалистичность такого звука.

Это всё, что мне хотелось написать о бинауральных ритмах и записях. Если вы впервые столкнулись с этими фонограммами, мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Также полагаю, что многим будет интересен опыт людей, которые пробовали экспериментировать с биениями и заметили эффект.

Всех с наступающим 2018-м, надеюсь в нем будет меньше псевдонауки, но больше полезных исследований и изобретений!

Немного традиционной джинсы
Напоминаю, что в связи с новогодними праздниками у нас проводится распродажа.
Скидки достигают 60 %. Мы предлагаем широкий ассортимент акустических систем, усилителей, профессионального звукового оборудования и систем умный дом.

Источник

Бинауральные Bluetooth-наушники Sabinetek FinaLace: ИИ-алгоритм обработки объемного звучания и запись внешних звуков

Китайская компания-разработчик смарт-аудио Sabinetek представила на Kickstarter умные бинауральные Bluetooth-наушники FinaLace. На недавней выставке CES 2021 модель уже удостоилась номинации Innovation Award Honoree. При этом дизайн FinaLace вполне привычен — это внутриканальные наушники в дизайне шейного обода.

Конфигурация FinaLace также не нова: кроме внутриканальных вкладышей на гибких кабелях с одним накабельным микрофоном, на нашейном ободе есть еще пара микрофонов, улавливающих окружающие звуки.

По словам разработчиков, секрет заключается в мощном фирменном ПО, которое не только обрабатывает и при необходимости записывает звук, но и позволяет гибко настраивать параметры захвата и воспроизведения. В работе системы использованы элементы искусственного интеллекта. Все это позволяет создать 3D-саунд и записывать звуковое окружение — например, для видеоблогинга, караоке либо вокала.

Система обработки звука FinaLace позволит отфильтровать интершум и выдать «удивительно чистый голос» не только для телефонного разговора, но и в случае диалога на фоне посторонних шумов — причем фильтруется также и голос собеседника, не имеющего наушников. Затем речь может быть автоматически расшифрована в текст.

Для музыкантов будет интересна минимальная задержка, которая позволит микшировать свой голос и звуковую дорожку, контролируя громкость в процессе записи, что также подходит и для караоке-систем.

Проект FinaLace, запущенный на Kickstarter 26 января, при требуемых для начала производства 6 450 долларах США за два дня собрал больше 50 000 долларов. На Kickstarter цена FinaLace для самых ранних инвесторов составила 80 долларов при том, что розничная цена модели ожидается на уровне 200 долларов США. Доставка первых наушников FinaLace будущим владельцам запланирована на май 2021 года.

Источник

Бинауральное аудио: как работает технология реалистичного звучания и причём тут манекены

Разбираемся, как записывают бинауральный аудиоконтент и чем он отличается от привычного многоканального звука.

В последнее время в музыкальных и околомузыкальных кругах всё чаще говорят про бинауральное аудио. Технология, воспроизводящая то, как мы слышим звук в естественной среде, стала настоящим трендом и открытием последних лет, хотя существует с конца 1950-х годов. Из этого текста вы узнаете, что такое бинауральное аудио, как работает эта технология, как записывают подобные треки, а также какими плюсами и минусами обладает этот вид аудиоконтента.

Что такое бинауральное аудио

Вспомните свой последний поход в кино. Во время экшена или других активных сцен звук перемешается вокруг — создаётся впечатление, что мы находимся в центре происходящего. Авторы фильмов и звукорежиссёры из кожи вон лезут, чтобы создать неповторимый зрительский опыт посредством звука — именно так появились все эти многоканальные системы звука, опоясывающие залы кинотеатров по всему миру. Любой блокбастер сегодня связан с кропотливой работой звукорежиссёров, которые рисуют целые карты и схемы того, как звук должен двигаться по залу в каждой из сцен, перетекая из одного динамика в другой.

Бинауральное аудио повторяет то, как люди слышат звук в реальном мире.

Несмотря на то, что многоканальное аудио и объёмный звук известны миру уже несколько десятилетий, только сейчас индустрия задумалась о том, чем ещё можно удивить слушателей и зрителей. В поисках новых способов передачи звука, индустрия обратила пристальное внимание на менее известную технологию бинаурального аудио. Самое удивительное в том, что бинауральное аудио работает всего с двумя аудиоканалами, при этом по своим возможностям и мощи ничем не уступает повсеместному объёмному многоканальному звуку.

Бинауральное аудио создаёт большее погружение меньшим числом источников звука. В центре технологии — восприятие звука человеком и особенности его слухового аппарата, использующего всего два уха. Технология появилась благодаря простой идее: если записать звук так, как его слышит человек в своей голове, можно добиться невероятно реалистичного объёмного звука с помощью обычного стерео.

Как записывается бинауральный звук

Чтобы достичь нужного эффекта, не требуется специально оборудованная студия звукозаписи. Вся хитрость заключается в расстановке оборудования — устройства расставляются так, чтобы при записи звук записывался аналогично тому, как его слышит человек. Для записи обычно используют пару микрофонов, установленных в центре студии на высоте человеческой головы. Расстояние между самими микрофонами практически идентично расстоянию между ушами. При таком расположении микрофоны захватывают звуковые волны так же, как это делает слух — на записи всё звучит так, как если бы вместо микрофонов посреди студии стояли лично вы.

Система записи бинаурального аудио Neumann KU 100 стоимостью $8400

По мере развития методик записи бинаурального аудио, инженеры, звукорежиссёры и производители обнаружили, что самых крутых результатов записи можно добиться с использованием головы манекена — так называемые «dummy head». Со временем это привело к появлению отдельного класса устройств — прорезиненных болванчиков с встроенными в уши небольшими микрофонами. Обычно такая система состоит только из головы манекена с ушными микрофонами, но со временем некоторые производители стали добавлять к ним шею и торс (и говорить об этом как о киллерфиче своих девайсов).

Все эти ухищрения созданы не от скучной жизни: манекены призваны упростить работу звукорежиссёров за счёт наглядности. Студийным инженерам не нужно лишний раз задумываться о том, как звук дойдёт до головы слушателя и как изменится после прохождения через человеческое тело — все, что записал такой болванчик звучит точно так, как если бы звукорежиссёр сам встал посреди студии.

Как работает бинауральный звук

Несмотря на простоту, технология не идеальна. Бинауральное аудио предлагает создание звукового контента для среднестатистического контента. Запись звука в таком формате не учитывает, что тело каждого человека уникально — люди отличаются размерами головы, шириной плеч, длиной шеи и даже формой ушных раковин. Индивидуальные особенности тела оказывают огромное влияние на финальную запись и правдоподобность звучания бинаурального аудио. Два человека попросту могут воспринимать один и тот же звук абсолютно по-разному: один из них скажет, что испытал незабываемый слушательский опыт, в то время как другой назовёт все эти бинауральные штуки чушью.

Как слушать бинауральное аудио

Несмотря на то, что для записи бинаурального аудиоконтента существует несколько различных способов, методика воспроизведения такого звука всего одна — через наушники. Именно необходимость в наушниках, помноженная на особенности работы нашего слуха мешает технологии занять своё место в кинематографе и других областях искусства.

Человеческий мозг работает в тесной связке со слухом — вместе они без проблем определяют расположение источника звука в пространстве, как и его удалённость. Благодаря тому, что уши изолированы друг от друга и работают независимо, звук поступает в одно ухо раньше другого — именно так мозг безошибочно (ну, или почти безошибочно) определяет, с какой стороны поступает сигнал, насколько он сильный и где находится.

Источник

Оцените статью