Накладки колонок радиотехника s90f

Лабиринт для Radiotehnika S-90 (дешево и ооочень сердито)

Сегодня у нас не совсем обычная статья. Посвящена она не каким-то заоблачным технологиям, а делам вполне земным, привычным и понятным простому человеку 🙂 Сегодня мы поговорим о еще одном необычном способе сделать уже даже не только “Дешево, громко и сердито”, но еще и вполне себе “Басисто”!

Думаю нет такого человека который хоть раз в жизни не слушал бы Radiotehnika S-90 или не имел дома/на даче одной из их инкарнаций. Можно относиться к ним как угодно, но это самые распространенные народные АС на территории всего бывшего СНГ. И если стоит выбор на чем слушать музыку, да еще и громко, да еще и с басом, да еще и за самый что ни на есть абсолютно минимальный бюджет, то не смотря на все их несовершенства, конкурентов у Radiotehnika S-90 не остается совсем. Ибо получить три полосы такой мощности, с 10″ низкочастотником в такой цене иного способа просто не существует.

Много тысяч таких “Радиотехник” трудятся в квартирах молодых и не очень ребят, которые по какой-то причине не могут позволить себе делать сложные проекты на дорогих динамиках, либо просто пойти в магазин и купить хорошие фирменные АС. Однако все мы любим слушать музыку. У всех нас иногда бывает хорошее настроение когда мы хотим сделать по-громче. Все мы любим качественные низкие частоты. Ибо без них музыка лишается фундамента и половины эмоций. А многие современные стили и вовсе – значительной части важной информации. Однако бас – штука тонкая. Просит больших мощностей, больших корпусов и динамиков, но даже имея все это, часто он все-же остается невнятным, гудящим и не приносит нам того удовольствия которое должен. В результате мы не можем слушать музыку долго. Устаем, начинаем крутить эквалайзеры и думать о несовершенстве этого мира. Думаю с подобной ситуацией сталкивались практически все владельцы этой акустики.

Читайте также:  Настройка подсветки наушников bloody g521

Именно для них и написана эта статья.

Причины вышеописанных проблем кроются в нескольких вещах. Первая и самая основная причина – как известно и многократно подтверждено исследованиями авторитетных специалистов – эти акустические системы имеют в своей конструкции инженерную ошибку, допущенную при проектировании низкочастного оформления. Бесчисленное количество людей на протяжении какого-то абсолютно неадекватного количества времени чуть ли не с самого момента выхода этих АС и вплоть до сегодняшнего дня бьются с фильтрами, пилят трубы фазоинверторов, укрепляют родные корпуса, пихают в них не пойми что и т.д. Друзья, перестаньте заниматься ерундой. Это все абсолютно бесполезно. Родной корпус имеет не правильный объем, не соответствующий требованиям оптимального режима работы примененных в нем динамиков. Можно хоть покрыть его золотом, корректно работать он все равно не будет.

Дальше. Много жалоб на неравномерность частотной характеристики и призвуки на средних частотах. Все грандиозные проекты попыток всех обмануть и сделать из S-90 студийные мониторы заканчиваются либо провалом, либо полной заменой всех динамиков. Зачем для этого портить готовые колонки – не понятно. Если ты такой умный – бери и проектируй новые АС с нуля на современных динамиках, а не порти то что уже сделано таким какое оно есть. По-этому. Мы не будем заниматься глупостями и оставим нетронутой всю родную комплектацию S-90. Ценность ее – в минимальном бюджете и как ни умничай, а доказанной десятилетиями, работоспособности. Сделаем мы другое. Ибо есть в этих АС то что можно принципиально улучшить интенсивным методом, причем 100% обратимо в случае продажи. А именно – сделаем им другой, правильный, корпус. В который можно просто переставить весь родной комплект динамиков и фильтров, выйдя при этом на принципиально новый уровень качества звучания всей АС в целом и ничего при этом не испортить.

Читайте также:  Наушники для apple схема

Задачу немного усложнил тот момент что динамики 75 ГДН-1-4 имеют большой разброс параметров по годам и партиям. Однако я решил эту проблему, расчитав такую настройку, которая позволит корректно чувствовать себя в этом корпусе как динамикам из самых ранних партий, так и самых последних.

В процессе выяснилась еще одна интересная вещь – не правильную конфигурацию имеет не только НЧ оформление, но и СЧ корпус т.н. “стакан”. Причем неправильное у него все – начиная с формы и объема, заканчивая внутренним оформлением. По-этому предлагаю от него избавиться совсем и сделать все как положено. Безусловно это не сделает 20 ГДС-1 другим динамиком, но зато хотя-бы даст ему делать то что он может и не мешать ему в этом. По-этому звучать наши S-90 теперь будут по-другому не только на НЧ, но и на СЧ.

Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:

  1. не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот
  2. не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса
  3. не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине
  4. не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот
  5. слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ
  6. плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть
  7. плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя
  8. не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену.

Теперь – список того что мы получим в новом корпусе:

  1. Низкочастотное оформление – четвертьволновой лабиринт со всеми его преимуществами, подробно описанными здесь.
  2. Правильная частота и добротность настройки резонатора – дадут оптимальный уровень и полосу баса.
    Высочайшая жесткость корпуса даст максимально чистый звук и максимальный КПД.
  3. Правильный, жесткий корпус для среднечастотного динамика даст более открытую и живую середину.
  4. Колонки превратятся в классические стройные напольники современной формы, с оптимальной высотой динамиков, не требующих никаких подставок, которые можно легко расположить в любом удобном месте комнаты прямо на полу.

Немного подробностей. Изначально у меня была идея – сохранить форму передней панели и расположение динамиков полностью как у родного корпуса для того чтобы максимально сохранить оригинальную настройку кроссовера. Однако в процессе работы над чертежом от этой идеи было принято решение отойти т.к. взамен мы получим целый ряд преимуществ. По многочисленным отзывам стало ясно что родной кроссовер все-равно не обладает той точностью и качеством настройки, за сохраниние которой есть смысл фанатично бороться. Основное-же планируемое достоинство нового корпуса – это бас. Качественный, правильный бас. Максимум того что можно выжать из этих динамиков. По-этому на первое место в приоритетах был поставлен правильный низкочастоный лабиринт. Правильной формы и настройки, без каких-бы то ни было урезаний и излишеств, но с сохранением минимально возможных внешних габаритов АС. Частота настройки корпуса – 35 Гц. Второе что мы получили – корпус СЧ золотого сечения. Кто не в курсе – это форма корпуса, при которой его внутренние резонансы располагаются наиболее равномерно и не складываются ни на каких основных частотах. Что в свою очередь позволяет не использовать агрессивного звукопоглощения внутри корпуса, чем мы максимально сохраняем динамику и открытость звука. Динамик таким образом оказывается как-бы не просто в корпусе, а в такой-себе небольшой студии звукозаписи. Один из размеров у нас не совсем оптимальный, а именно – ширина. Сделана она такой потому что я не захотел излишне увеличивать высоту АС и уводить динамики с оптимальной позиции. Однако СЧ и ВЧ у нас сами по-себе смещены от центра по золотому сечению, чем в принципе так-же закрывает и вопрос с шириной. Смещение СЧ и ВЧ от центра вертикальной оси корпуса дает наиболее равномерный “baffle step” – распределение краевых резонансов передней панели. Пусть даже если сам СЧ динамик у нас и не совсем ровный, то теперь он хотя бы будет находиться в правильном корпусе и влияние передней панели на него будет так-же – максимально правильным. В родном корпусе динамики тоже смещены, однако на какое-то не понятное мне значение, плюс родной корпус широкий и с бортиком, плюс, это вообще весело – левая и правая колонки часто смещены у владельцев в одну и ту-же сторону 🙂 Ну что я вам могу сказать. Многие из вас с новым корпусом кроме лабиринтного баса возможно и так-же впервые откроют для себя понятие “звуковая сцена”. Естественно для это новые корпуса должны быть выполнены зеркально.

Дальше. По сборке. Я выбрал толщину материала – 16 мм. Причин несколько. Первая – новый корпус не должен весить как автомобиль. Вторая – конструкция лабиринта позволяет использовать такой материал ввиду высокой изначальной жесткости. С ФИ или ЗЯ аналогичного размера такие номера у вас бы не прошли. Третья – это самая доступная и широкораспространенная толщина любых материалов. А так как акустика у нас должна оставаться бюджетной и народной, то 16 мм для нас – это оптимальное решение. В идеале это конечно должна быть фанера. Но вполне может пойти и ДСП, и МДФ, и старый шкаф. У кого на что хватит фантазии. Дерзайте. Обязательный момент – 100% внутренних поверхностей лабиринта должно быть покрыто швейным ватином толщиной 5 мм. Его толщина учтена при проектировании. Он убирает лишние призвуки лабиринта и нормализует его добротность. Лабиринт без оклейки это как подвеска машины без амортизаторов. Работать и звучать он будет примерно так-же. Резонанс лабиринта – это пружина. Оклейка – амортизатор. Разобрались. Внутренняя камера СЧ – оклеивайте таким-же ватином. Я думаю больше ничего и не понадобится. Не пихайте бездумно никакого синтепона, ваты, родных поглотителей и прочего мусора ни в лабиринт, ни в СЧ камеру! Это можно делать только тогда когда вы понимаете зачем и почему вы это делаете и что вам действительно в вашей ситуации нужно делать именно это! Во всех остальных случаях – оставляем все это в родных корпусах и прячем или выбрасываем. Замкнутые объемы в “треугольниках” и камере твитера – вот их туго заполните синтепоном или обрезками того-же ватина. В противном случае после сборки они станут резонаторами и будут “подвывать” через стенки корпуса на своих частотах. Две перегородки на задней стенке камеры СЧ нужны не для красоты, а для того чтобы придать оптимальную форму этой камере и не создать в ней лишних резонансов. Они нужны. Ставьте обе. Вообще в новых корпусах не меняйте никаких размеров и деталей. Каждая деталь и ее позиция высчитана до миллиметра и находится именно в том месте и именно в той форме в которой она должна быть. Диаметры установочных отверстий под динамики я не указывал во-первых по причине отсутствия в паспортах динамиков точных данных об этих размерах, во-вторых для чтобы не загромождать чертеж и избежать потенциальных ошибок в случае наличия у кого-то других версий корзин. Думаю это не будет для вас проблемой. Просто при сборке измерьте отверстия в своих S-90 и вырежьте точно такие-же в новом корпусе в указанных на чертеже позициях. Кроссовер. Особых требований по месту установки нет. Удобнее всего разместить на перегородке за динамиком. Если-же у кого-то чешутся руки сделать все по-максимуму – выносите его в отдельный корпус и ставьте прямо возле усилителя, как завещал некто Филип Ньюэлл – известный проектировщик студий. При такой установке усилитель будет взаимодействовать с компонентами кроссовера наиболее правильно. А проводов к колонкам у вас будет идти аж по три пары на каждую. Возможно позже будет статья по какой-нибудь простой базовой коррекции номиналов кроссовера. Пока оставляем все как есть. Положительных изменений в звуке у вас и так будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно 😉 Единственное что сделал бы лично я – это выполнил все соединения внутри колонок – медной элетропроводочной моножилой 4 мм 2 . Только между твитером и кроссовером поставить – 1 мм 2 . Все остальное – 4 мм 2 . Абсолютный минимум кабелей – 2,5 мм 2 . Но реально – этого мало. Хотите бас – тяните 4 мм 2 моножилу прямо от усилителя и соединяйте ей все внутри АС. Клеммы ставьте лучше по-ближе к кроссоверу – короче будут провода и меньше их вклад.

Ну вот собственно и все! Удачной постройки! Да пребудет с вами новый звук! 🙂

Всегда ваш, А. Рогожин.
24. 04. 2017.

Источник

Улучшаем Звучание S90. Простой рецепт.

фото отсюда https://www.syl.ru/article/295385/akusticheskie-kolonki-s—opisanie-harakteristiki-legendarnyie-sovetskie-kolonki-radiotehnika-s-

Всем Доброго Аудиофильского.

Помните как это бывыает? Притаранили вы колонки Советские! С90! Душа радуется! Песни поет. Включаете и они ведь звучат хорошо! Приятно! Ностальгически! Одна проблема. Бас какой-то такой, что голова болит и бутеры в животе сопротивляются.

Чтобы понять, что это такое за безобразие нам нужно пойти к любителям Автозвука.

Они нам расскажут что автозвук бывает 3х видов.

С первым все понятно. Это кантузилка. Главное чтобы орало на всю округу и немного больше, при этом заодно выдваливало, а лучше взрывало стекла как в своей машине, так и в соседних по парковке.

Этакое акустическое оружие. Главное не цеплять его вместо сирены на противоугонку. Она или на джип какой сама пол тачки порвет или посадят.

Дело в том, что законы так устроены, что если вы поломали нападающюего, когда он вам голову оторвать хотел — это самооборона. Но если вы его поломали, когда он портил ваше имущество — это статья. Наказывать за порчу имущества должен суд. Такая вот история.

Что же касается звука типа SQ — то это самый, что ни на есть Аудиофильский звук. Все то же самое, что у вас дома на колоночках. Вы никогда не услышите этот звук у себя во дворе. Там у парней хорошая шумка, а она такая в обе стороны работает. Да и музыку они слушают с наслаждением. Громкость не наваливают.

Разница только в том, что дома у нас маскимально короткий тракт и правильное распололжение колонок. А тут приходится цифровым процессором порядок наводить. А кабели они при этом точно так же, и точно те же Аудиофильские перетыкают. И точно так же у них то Хай Хэт сфокусируется, то ритм гитара ярче станет. А то и флейты романтическую партию в буре страстей вести будут более акценированно и лирично. Чем подчеркнут утонченность и нежность произведения, выведя эти флейты из контрапункта на главную любовную тему симфонии.

А что касается SQL то тут все просто. Когда устраиваются массовые концерты на площадях городов под праздник какой, когда молодежь гуляет. То ученые спалили такой прием. Если сделать резкие бьющие басы, то беспорядков по пьяни меньше. Такие басы утомляют и народ спокойнее себя ведет.

Одна фишка правда у этого дела оказалась. Некоторым людям это нравится! Наслаждаются они этим.

А вообще и дома в те давние времена такой прием полезен был. Врубил пацан музло на всю дурь, 40 минут позажигал и на боковую. Соседи тоже одобрили. С тогдашними-то шумками в квартирах.

Но сейчас мир изменился. Да и колонки стали другие дядьки покупать. Которым музончег поспокойнее нужен.

Вот и нужно им басы успокоить.

А как это сделать? Сейчас расскажу.

Тут что происходит? Как вообще такой бас формируется? Звук басовых инструментов он нарастает быстро, но не сразу. Сначала он чуть тише, и только потом во всю громкость звучит. Так вот если задержать это нарастание и вдарить сразу с громкой части — резко и выйдет.

Сделано это хитрой настройкой геометрии колонок. Там возникает стоячая волна, которая придерживает басовик и фазик, на первые 3 басовых колебания, а потом и динамик отпускает и фазик во всю дурь дует.

И все, что нам нужно это сбить эту стоячую волну.

Да мы при этом снизим отдачу по басу. Было 22 Гц по документам, а станет 30. Но ведь тембры-то есть? Можно и подтянуть. Зато бас станет мягким и глубоким.

В общем тут все просто. Причем рецепт мой. Он с откатом. Т.е. если не понравится откручиваете 8 винтов, и «отматываете» назад все что сделали. Там даже паяльник не нужен.

Вынимаете басовый динамик.Берете старые носки, труселя, футболки. Можете даже к соседке сходить, белье у нее попросить старое.

Тут конечно нужна некоторая сноровка, ибо она может и по щам дать, да так что попа отвалится.

У меня приятель раз так сходил. Она ему такой ЭКШОН закатила. Правда через пару дней сама нему приходит. Звонит в дверь и говорит:

-Чувачок, а шо? Ксюха я.

Ну и дальше у них там поснелась в стиле Хоттабыча «Трах-Тибидох-Тибидох» по части примирения.

Правда через пару месяцев она к нему приходит и говорит:

-Чувачок, беременна я!

Ну он не растерялся, коленом в пол бахнул, и говорит:

-Да не вопрос, Ща все сделаем.

Так и вы думаете они на этом остановились? Щаз. Они за месяц троих детей настрагали.

Ну или я со сроками чего путаю. Время-то летит нынче. Вот вроде вчера глазом моргнул, а оказывается, что блоггер я нынче.

Но не суть. В общем берете вы эти труселя и закидываете в дырку, что в колонке зияет. Накидали слегонца ну и прикрываете ее снова динамиком. Чтобы никто не видел.

Дальше врубаете и кайфуете заметно подобревшим басом. А может и пирожками от соседки. Тут уж у кого как.

Источник

Оцените статью