Может ли взорваться портативная колонка

Может ли взорваться портативная колонка

Как не сжечь колонки (статья с сайта zwook.ru)

Среди звукорежиссеров и звукотехников нередко можно услышать выражения вроде: «Убей DJ – спаси колонку», «DJ – это не профессия, это диагноз», и другие, куда более грубые выражения. Неприятно, но это правда. «Чем же это вызвано?» — спросите вы. А тем, что именно диджеи становятся причиной выхода из строя звукоусилительного и звуковоспроизводящего оборудования в подавляющем большинстве случаев, оставив далеко позади все остальные факторы.

А происходит это потому, что многие не знают, или даже не хотят знать простейших правил корректного обращения с оборудованием. Плюс отрицательный пример «старших товарищей» и именитых коллег: нередко на различных мероприятиях или видеозаписях выступлений можно увидеть, что индикаторы на пультах горят в красной зоне. И многие диджеи, не задумываясь, повторяют это, будучи уверенными, что так и должно быть. Плюс незнание некоторых технических моментов.

Нередко начинающие, да и не только, диджеи хвастаются друг перед другом тем, что порвали колонку, загнали пульт в красную зону так, что индикаторы даже не шевелились, или тем, что вырвали фейдер. Это все глупости. УБИВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ КРУТО! Это говорит о низком уровне профессионализма, и нередко о невысоком уровне интеллекта.

Ниже я приведу несколько простых правил, которые позволят избежать многих проблем и сэкономить деньги.

Читайте также:  Сравнение микрофонов беспроводных наушников

1. Всегда используйте качественный музыкальный материал.

Никаких мр3 с битрейтом 128/256 кбит, или с плавающим битрейтом. По возможности старайтесь использовать .wav, хотя я прекрасно понимаю, что это не всегда возможно. Кстати, не все знают, но от конвертирования из мр3 в wav качество звука не улучшается. Сам по себе трек с низким битрейтом никоим образом не способен сжечь колонку, но совместно с другими факторами может вызвать желание «накрутить» регуляторы на микшере, что, в свою очередь, приводит к повреждению оборудования.

2. Не накручивайте регулятор уровня входного сигнала микшера (Gain или Trim).

При завышенном уровне входного сигнала происходит перегрузка, возникают сильные искажения, начинают подгорать входы микшера, сигнал принимает форму меандра, а это самое страшное для колонок. При этом совсем необязательно, чтобы канальный фейдер и мастер-фейдер были открыты полностью, и усилитель работал на максимум. Достаточно небольшой мощности и порой даже 10 секунд работы в таком режиме, чтобы уничтожить динамик.

Для отслеживания уровня входного сигнала некоторые микшеры оснащены кнопкой PFL (Pre Fader Level – уровень сигнала до фейдера). В тех же случаях, если этой кнопки нет, проверить уровень входного сигнала можно следующим образом: откройте фейдер канала до уровня 0 дБ, если индикаторы уровня канала и мастера не находятся в красной зоне, значит уровень входного сигнала находится в допустимых пределах.

3. Не накручивайте регуляторы частот. Они должны оставаться в районе 0 дБ.

Регуляторы частот без каких-либо проблем и последствий работают в сторону уменьшения сигнала. А вот в сторону усиления дело обстоит иначе. Во-первых, такое влияние более заметно на слух, чем вычитание. Во-вторых, не стоит увеличивать сигнал более чем на 3 дБ, дальше пойдут искажения сигнала. Чем дальше, тем больше. К тому же, это увеличивает уровень сигнала.
Особенно часто диджеи любят накручивать до упора регулятор низких частот (Low). Это легко может привести к тому, что динамик порвется. Даже если вы абсолютно искренне считаете, что «низа» мало, не стоит этого делать. Существует только один способ безопасно усилить низкие частоты — это поставить дополнительные сабвуферы. А это уже проблема хозяев клуба или организаторов мероприятия.
Накручивание всех регуляторов до упора вправо – прямой путь к физическому возгоранию колонки, т.е. к пожару.

4. Не открывайте мастер-фейдер на максимум.

Не стоит открывать фейдер больше чем на 0 дБ, не забывайте при этом следить, чтобы индикаторы уровня сигнала не уходили в красную зону. Кратковременное мигание одного красного индикатора безвредно.

При длительной работе, в какой-то момент уши устают, и начинает не хватать громкости. Возникает желание открыть фейдер на максимум. В реальности громче от этого вряд ли станет, в сигнал только добавятся искажения, и увеличится нагрузка на усилитель и колонки. Этот фактор сам по себе очень опасен. А в совокупности с нарушением правил 1-3 может дать катастрофические результаты. Если вы считаете, что в заведении в принципе «мало звука», то, как и в случае с сабвуферами, безопасно решить это можно только установив дополнительные акустические системы, а это, как я говорил, уже забота хозяев.

5. Не лезьте в настройки звуковых процессоров, кроссоверов, эквалайзеров и усилителей.

Настройка данного оборудования требует специальных знаний и высокой компетенции, которой подавляющее большинство диджеев не обладает, т.к. выполняют совершенно другие задачи. Поверьте, это очень распространенная причина выхода из строя оборудования. Если вас что-то не устраивает, сообщите об этом хозяину, или управляющему заведения, пусть вызывают специалистов. Ответственность в этом случае лежит на них.

И уже не правило, но рекомендация. Во время работы не употребляйте спиртное. Даже небольшое количество алкоголя притупляет слух, и снимает «тормоза». И в какой-то момент даже знающие и опытные люди могут поддаться мимолетному импульсу и накрутить все на максимум. Если без «стимуляторов» вы не можете – будьте готовы платить за ремонт.

Хорошие акустические системы, хорошие усилители, хорошо настроенные звуковые процессоры позволяют существенно снизить риск повреждения колонок и усилителей. НО 100% ЗАЩИТЫ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НИ ОДНО УСТРОЙСТВО. Поэтому не стоит полагаться на «умные» устройства, лучше полагайтесь на то, что расположено между вашими наушниками.

Как видите, все правила предельно просты, но, как показывает практика, не все их знают, и не все соблюдают. Нарушение этих правил, одного или нескольких одновременно приводит к повреждению оборудования. При этом СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ БЫЛО ГРОМКО, т.е. даже на небольших уровнях мощности колонка и усилитель могут сгореть.

Соблюдение же этих правил защитит вас от ненужной нервотрепки, денежных затрат и повысит уровень вашего профессионализма.

Источник

8 ошибок при выборе портативной колонки

Содержание

Содержание

Казалось бы, в чем сложность выбрать Bluetooth-колонку? Но когда открываешь каталог — глаза лезут на затылок от разнообразия ассортимента и количества бесполезных функций. Что обычно критикуют в отзывах, какие ошибки чаще всего допускаются при выборе портативной колонки и как их избежать? Об этом ниже.

Ориентироваться только на указанную в характеристиках емкость аккумулятора

Самая частая ошибка при выборе портативной колонки — излишнее доверие характеристикам емкости аккумулятора. Если производитель заявляет, что прибор проработает 24 часа — здесь сразу надо заострить внимание и выяснить, на какой громкости он будет играть аж целые сутки. Редко такую информацию указывают в характеристиках, поэтому лучше всего ориентироваться на отзывы покупателей.

Если колонка быстро разряжается — гневные отзывы будут в самом топе. Хотя кому-то может просто достаться бракованный аккумулятор, однако и такой вариант — повод задуматься. Судя по большинству отзывов о портативных колонках, чаще всего аккумулятора хватает на 30 % от заявленного времени работы.

Продолжительность работы — это всегда компромисс с качеством звучания. Чем колонка мощнее, чем больше она издает низких частот, и тем быстрее разряжается аккумулятор. Конечно, мощные колонки порой обладают внушительными габаритами и более емким аккумулятором, вот только их портативность уже начинает вызывать вопросы.

Не обратить внимание на вес

Главное в портативной колонке — это, конечно, портативность. Но в погоне за хорошим и громким звуком, прочной конструкцией и функциональностью можно легко про это забыть. Те, кто ходил в поход, знает, как тянет рюкзак каждая лишняя банка тушенки, особенно на холмистой местности. В таких условиях колонка весом с гантель заставит тысячу раз пожалеть о жадности до громкости и мощности.

Выбрать колонку без защиты от воды

Если колонка будет стоять дома на полочке, то защита от воды ей не пригодится. Но стоит взять такую на вечеринку, или, того хуже, в поход, то жизнь ее будет яркой, но короткой.

Сегодня выпускается уйма Bluetooth колонок с влагозащитой вплоть до IPX7 — ей не страшно полное погружение под воду на 1 метр до получаса. С такой штукой можно и в бассейне купаться, и рыбу на лодке ловить. Однако даже невысокий уровень влагозащиты позволит уберечь колонку от случайно пролитых на нее напитков, капель дождя, конденсата, тумана и других форс-мажорных обстоятельств. Будет обидно остаться на выезде без музыки из-за попытки сэкономить на такой важной фиче.

Не обратить внимание на звучение: стерео или моно?

Половина портативных колонок играет в моно, другая половина — в стерео, поэтому тут стоит подумать. Стереопанорама дает возможность расставить инструменты в пространстве: скрипки — справа, контрабасы — слева. В современной рок- и метал-музыке гитары обычно пишутся отдельно для левого канала и отдельно для правого — за счет этого получается массивный гитарный звук, который при этом оставляет пространство для вокала, баса и бочки по центру. В электронной музыке обычным делом являются пространственные эффекты — реверберация, дилеи и стереохорусы, которые тоже не будут впечатлять в моно.

По сравнению со стереоколонками, у колонки с одним динамиком звук будет более плоский, менее объемный, некоторые треки будут звучать грязно — инструменты будут сливаться в одну кучу и мешать друг другу.

С другой стороны — колонки без стереосистемы бывают не только начального уровня. Есть и вполне достойные модели с неплохим звуком. Как же им удается конкурировать со стереоколонками? Дело тут вот в чем:

  • Стереопанорама у колонок ограничена размерами самой колонки. Она всегда довольно узкая, особенно сравнительно с домашними стеросистемами, где колонки обычно разведены на несколько метров. Конечно, звук все равно получается более ясным и объемным, но разница не то чтобы колоссальная.
  • Все треки, сведенные на студии, обязательно проверяются на моно-совместимость. Это значит, что любая музыка от известных исполнителей будет отлично звучать хоть через бабушкино радио. Собственно, даже после появления стереосистем радио еще долго играло в моно, поэтому звукорежиссеры всегда уделяли большое внимание тому, как микс звучит через один динамик, ведь новые треки продвигали именно через ротацию в радиоэфире.
  • В мастеринг-студиях результат всегда отслушивается на дешевых колонках и наушниках, чтобы добиться идеальной ясности и читаемости музыки на любой аудиосистеме.

Однако независимые артисты и различный андеграунд часто записывают и сводят музыку своими силами, и тут уже моно-совместимость проверяется далеко не всегда. Так что всякий инди-рок, дэт-метал и авангардный IDM будут лучше звучать на колонке со стереосистемой, особенно, если качество звука изначально оставляет желать лучшего. На недорогих колонках будет еще хуже, потому что ни о какой отслушке и полировке звука, как на мастеринг-студиях, говорить не приходится.

Не подумать про бас

Кто не любит низкий жирный бас? Именно низкие частоты сотрясают танцпол, именно в них весь кач и энергетика трека. Но вот беда — чем меньше в колонке динамик, тем меньше баса он сможет из себя выдавить.

В идеале, чтобы максимально точно передать звучание волны, например, частотой 41.2 Гц (соответствует Ми контроктавы — так настраивается большинство бас-гитар в рок-музыке), понадобится динамик диаметром 853 мм — именно такова длина этой волны в воздухе. Разумеется, никто не потащит с собой на вечеринку колонку с метровым динамиком, но суть, пожалуй, ясна. Профессиональные концертные сабвуферы могут иметь динамик диаметром до 18 дюймов, бытовые сабвуферы — 8–12 дюймов, а что внутри портативной колонки, легко загуглить на ютубе.

Конечно, производители прибегают к различного рода ухищрениям, чтобы их девайс выдавал больше низких частот. Самое простое — фазоинвертор. На видео выше можно заметить, что внутри колонки много свободного пространства, а по бокам находятся заглушки на резинках, которые колеблются за счет энергии с тыльной стороны диффузора. Иногда это может быть просто отверстие определенного диаметра.

Такая конструкция позволяет получить больше низких частот. Но какие это будут частоты — зависит от диаметра фазоинвертора, объема корпуса и диаметра динамиков. Чем больше дюймов и сантиметров в этой троице, тем ниже будет частота, которую вся эта конструкция сможет воспроизвести. Все остальные ухищрения — эквалайзеры, усилители баса и тому подобные штуки — могут лишь слегка улучшить ситуацию, но физику обмануть сложно.

Подсветка — круто?

Праздничное настроение на вечеринке всегда просит чего-то необычного, яркого и цветастого. Портативные колонки с подсветкой не только радуют глаз и привлекают внимание, но и создают атмосферу. Многие модели умеют светить огоньками в такт музыке, а у некоторых есть и приложение, в котором можно настраивать цвета, яркость и другие тонкости. Казалось бы, стильно, модно, молодежно. Но не все так радужно, как бывает на первый взгляд.

У подсветки есть свои минусы:

  • Она разряжает аккумулятор. Нужно всегда держать в голове, что время работы колонки с подсветкой сократится в полтора-два раза от заявленного производителем. Не беда, если рядом есть розетка, но на природе, скорее всего, придется обходиться без светомузыки. Это если ее вообще можно отключить — бывают и экземпляры, в которых нельзя.
  • Подсветка стоит денег, а, значит, за нее либо придется переплачивать, либо она пойдет в ущерб мощности, функциональности и качеству звучания.
  • В маломощных колонках подсветка не такая уж и яркая, чтобы оживить просторное помещение.

Если хочется устроить настоящую дискотеку, тогда можно докупить отдельно дискошар или светомузыку — она светит намного ярче и эффектнее. Также есть мощные дискотеки «все-в-одном» — Bluetooth колонка, караоке, яркая светомузыка и т.п. Правда, такие весят по 15–20 кг, поэтому портативными их назвать сложно.

Выбирать только умную колонку

Умная колонка хороша для дома. Главное ее преимущество — интеграция с системой умного дома. Появляется возможность управлять бытовой техникой через голосового помощника. Сказал пылесосу «пылесось» — и он поехал пылесосить. Приказал найти какой-нибудь ужастик на ночь — и через секунду на ТВ уже идет фильм. Таким образом, умные функции и голосовой помощник — штука довольно специфическая и узкоспециализированная. К тому же:

  • Не все умные колонки одинаково умные. В бюджетных моделях обычно урезана функциональность. Пользователи жалуются на то, что со временем сенсоры начинают глючить, речь распознается хуже.
  • Некоторые умные функции, типа датчика приближения, регулирующего громкость в зависимости от расстояния слушателя до колонки, на вечеринке бесполезны.
  • С другой стороны, на тусовке умная колонка может стать центром притяжения — как минимум, на какое-то время она займет толпу попытками поставить какой-нибудь труднопроизносимый трек через голосового помощника. Стоит ли переплачивать за такое развлечение — решать покупателю.

Слабый плывет по течению, сильный — против течения, а умный — плывет туда, куда ему надо. Пожалуй, главная ошибка при выборе любой бытовой техники — погоня за функционалом, который не понадобится в реальной жизни и будет использован пару раз забавы ради. С другой стороны вторая ошибка — погоня за экономией в ущерб действительно необходимым функциям и характеристикам. Поэтому при изучении ассортимента всегда напоминать себе: искусство выбора заключается в том, чтобы выбрать вещь, которая максимально подходит под поставленные задачи, потребности и ситуации.

Источник

Оцените статью