- Как выбрать аудиосистему с учетом размеров вашей комнаты?
- Как подойти к выбору акустики
- Стоит ли ориентироваться на параметр мощности усиления?
- Ценовые предложения
- Самый полный гид по выбору домашней акустики
- Габаритные размеры
- Варианты акустического оформления
- Тип акустики: пассивная, активная
- Мощность акустической системы
- Чувствительность АС
Как выбрать аудиосистему с учетом размеров вашей комнаты?
Как подойти к выбору акустики
Современный рынок наполнен многочисленными предложениями. Выбор чрезвычайно широк в ценовом отношении; между собой конкурируют десятки брендов; представлены разнообразные по стилистике решения; на форумах и в специализированной прессе обсуждаются популярные наборы оборудования и готовые комплекты.
Все это, по идее, должно помогать в поиске «своей системы», которая максимально отвечает вашим требованиям. Стереофония, как метод звуковоспроизведения, существует уже более полувека; многоканальные системы домашнего кинотеатра пока имеют не столь богатую историю, и здесь возникает большинство вопросов. Один из них – как выбрать аудиосистему с учетом размеров комнаты? Понятно – чем больше помещение, тем мощнее должна быть аудиосистема, призванная эффективно озвучить помещение. Ясно также, что увеличение уровня звукового давления однозначно связано с габаритами колонок, размерами излучателей и мощностью усилителя. Разумеется, все это непосредственно влияет на цену аппаратуры.
Еще один момент: архитектурная акустика предлагает сложные теоретические и экспериментальные методы учета реальных характеристик помещений – время реверберации, резонансных мод, их спектральное и пространственное распределение… Однако на практике покупателю строгая наука не дает готовых рецептов; мало толку и от простеньких «акустических калькуляторов». Эти обстоятельства хорошо известны разработчикам домашней Hi-Fi-электроники. Поэтому они заранее закладывают усредненные параметры «жилищных условий» в технические характеристики колонок и усилителей. Означает ли это, что здесь не о чем беспокоиться? В целом можно дать положительный ответ, но чтобы не допустить принципиальных ошибок при строительстве домашнего кинотеатра, не вдаваясь в тонкости, попробуем сформулировать общие рекомендации – как выбирать акустику и усилитель (AV-ресивер) для типичных городских квартир?
Для определенности введем условную классификацию помещений по площади: 10 м2 и менее, 10–20 м2, 20–30 м2, 30–50 м2.
Из аудиосистем, различающихся назначением (стерео – для музыки, мультиканальные – для кино и универсальные – для музыки и кино), составом оборудования (количество акустических систем и сабвуферов: 2.0, 5.1, 6.1, 7.2) и конструкцией (миниатюрные сателлиты, АС полочного типа и напольные колонки), выделим наиболее распространенные 5.1-комплекты. Такие системы готовы к воспроизведению форматов Dolby Digital и DTS – отраслевой стандарт, реализованный в подавляющем большинстве записей DVD-Video и BluRay.
Абстрагируясь от ценовых категорий, дизайна и жанровых предпочтений выделим четыре группы:
– сателлитные комплекты, состоящие из пяти малогабаритных АС с СЧ-динамиками 3–5 дюймов и активного сабвуфера 6–10 дюймов;
– комплекты полочной акустики, как правило, 2-полосные АС с СЧ/НЧ-динамиками 5–6 дюймов) с сабвуфером 8–10 дюймов;
– смешанные 5.0-системы с мощными фронтальными колонками (2- или 3 полосные с НЧ-динамиками до 10 дюймов) и полочными или сателлитными АС на позициях центрального канала и в тыловой зоне;
– универсальные 5.1-системы (кино/музыка) с активным сабвуфером 8–12 дюймов, мощными фронтальными колонками и полочными АС (или сателлитами) на позициях центрального канала и в тыловой зоне.
Стоит ли ориентироваться на параметр мощности усиления?
Чтобы акустика из перечисленных вариантов полноценно зазвучала, ей требуются усилители, которые в нынешний период развития Hi-Fi-индустрии «поселились» в многоканальных AV-ресиверах. При том, что в спецификациях даже на AV-ресиверы начального уровня производители не стесняются указывать мощность 100 Вт на канал, реальная ситуация не так радужна. Дело в том, что этот параметр может сильно отличаться в зависимости от методики измерений. Например, можно указать «желанные» 100 Вт при работе одного канала на нагрузку сопротивлением 4 Ом для сигнала 1 кГц с ограничением нелинейных искажений 1%. Если тот же усилитель задействовать одновременно на 5 каналов с колонками сопротивлением 8 Ом в широкой полосе частот 20–20000 Гц и с ограничением искажений на уровне 0,1%, то выходная мощность составит всего 25–30 Вт на канал… Проблема в том, что ориентироваться приходится только на официальные данные от производителя, который далеко не всегда указывает – при каких условиях получены эти цифры.
Кроме того, здесь есть еще одна тонкость – все чаще в AV-ресиверах начального уровня усилители мощности выполнены на микросхемах, часто они работают в классе D (импульсный источник питания). В настоящее время достигнут большой прогресс в производстве выходных каскадов на микросборках: и мощность приличная, и частотный диапазон широкий и надежная защита работает четко.
Но все же такие изделия «не любят» сложную нагрузку (акустика с сопротивлением 4 Ом) и длительную работу в тяжелых условиях – перегрев, ограничение динамики звучания, постоянные срабатывания защиты… Большей выносливостью обладают усилители, выполненные на дискретных элементах – мощных выходных транзисторах. Косвенно о качестве усилителя можно судить по крупным радиаторам охлаждения и тяжести блока питания, которому необходим могучий трансформатор, батарея конденсаторов.
Ценовые предложения
Теперь – о деньгах. Если со стоимостью недвижимости все ясно, то цена на объекты нашего исследования может отличаться на порядки. Имеет смысл, исключить крайности – самые дешевые и дорогущий эксклюзив. В зоне типичных покупок находятся 5.1-системы четырех ценовых категорий: 50–80 тысяч рублей (до $1000), 80–160 тыс.руб. (порядка $1000–2000), 160–240 тыс.руб. ($2000–3000) и дороже 800 тыс.руб. (более $10000). Причем за одни и те же деньги можно приобрести, например, как стильный сателлитный комплект, так и полнодиапазонную акустику. Ситуация с AV-ресиверами приблизительно такая же как с фирменной акустикой и зависит от бренда, ценовой категории, новизны и проч.
Так самая доступная модель 5-канального AV-ресивера обойдется где-то в 25 тыс.руб.; 7-канальник начального уровня стоит 35 тыс.руб.; за 7-канальную модель с отличными возможностями и хорошим усилителем надо отдать от 60 тыс.руб., а самые серьезные AV-ресиверы предлагают за 100 – 300 тыс.руб.
Источник
Самый полный гид по выбору домашней акустики
В предыдущей части мы подробно описали конструкцию акустических систем и их компонентов, сейчас же хотим вам рассказать про основные характеристики, которые играют очень важную или незначительную роль для пользователей.
Габаритные размеры
Как правило, размеры громкоговорителей определяют мощность звучания. Габариты акустики следует подбирать, в зависимости от площади озвучиваемого помещения и мест установки. Если нужно создать комплект домашнего кинотеатра сложной конфигурации, то стоит присмотреть напольные громкоговорители, которые обеспечат мощную подачу звуков. Для небольшой аудиосистемы достаточно присмотреть полочные колонки или сферические сателлиты, которые можно размещать на стене.
Обычно полочную акустику подбирают для помещения до 12-15 метров, если же больше, то лучше рассмотреть напольники.
Варианты акустического оформления
Любое помещение являются своего рода резонатором, который влияет на характер звучания акустики. Колонки могут иметь разные варианты акустического оформления, в зависимости от внутренней структуры. По этому параметру акустика подразделяется на такие виды:
- ящики с полностью закрытыми стенками;
- фазоинверторное исполнение с круглым или щелевым выходом специальной трубы;
- громкоговорители с основным и пассивным излучателем;
- полосовые колонки 4-го или 6-го порядка;
- квазиполосные акустические системы;
- трёхкамерные полосовые громкоговорители;
- спикеры с внутренним акустическим лабиринтом;
- колонки со свёрнутым рупором;
- акустика с апериодической нагрузкой.
Большинство производимых в мире акустических систем оснащены фазоинвертором. Его использование позволяет уменьшить нижнюю границу частоты, при сравнении с закрытыми корпусами. К недостаткам стоит отнести невысокие переходные характеристики и более сложный процесс согласования усилителя с акустической системой. Однако достоинства использования фазоинвертора превышаю недостатки, чем собственно и обусловлено такое частое их использование.
Тип акустики: пассивная, активная
Пассивные акустические системы предусматривают излучатель и кроссовер. Активные громкоговорители дополнительно оснащаются собственным встроенным усилителем мощности. Отметим, что каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
Среди достоинств пассивной акустики можно выделить лёгкость коммутации, использования и обслуживания. Так, можно без проблем поставить новый громкоговоритель центрального канала, не затрагивая остальные компоненты АС. Кроме того, колонки пассивного типа имеют ме́ньшую себестоимость и небольшой вес.
Пассивные системы являются наиболее часто используемые системами.
Если говорить о минусах пассивных акустических систем, то следует упомянуть:
- отсутствие встроенного усилителя способствует повышению требований к основным усилителям стереосистем;
- кроссовер пассивного типа характеризуется более высоким нагревом компонентов (катушки индуктивности и конденсаторы), из-за чего возможны искажения звука при длительном воспроизведении;
Так как громкоговорители пассивного типа просты в подключении и применении, именно их используют вместе с мощными усилителями в крупных концертных залах и ночных клубах.
Если рассматривать активные акустические системы, то можно выделить такие важные преимущества:
- В громкоговорителях значительно простым является согласование динамиков с усилителем мощности – если в пассивных колонках данную задачу берут на себя конечные пользователи, то тут об этом заранее заботятся производители.
- В активных акустических системах часто используются отдельные усилители на все динамики (по схемам bi-amp и tri-amp). Благодаря этому значительно снижены интермодуляционные искажения звуков (побочное действие всех усилителей). В данном случае обеспечиваются чистые звуки при уменьшении фактора демпфирования электроцепи.
- Колонки намного лучше приспособлены к цифровым звукам, поскольку активный кроссовер предоставляет довольно широкие возможности регулировки параметров звучания всех в отдельности динамиков. Это позволяет имитировать определённые виды звучания или учитывать акустические особенности помещений.
К недостаткам активных колонок можно отнести:
- Более дорогую цену по сравнении с пассивной акустикой
- Меньше возможности влияния на качество звучания путём подбора отдельных компонентов
- Невозможность в дальнейшем постепенно обновлять систему, т.е. Вам придётся полностью заменить колонки. В сравнении с ними с пассивной акустикой можно по очереди обновлять сами колонки, усилитель и кабели.
Существует ещё один, третий тип громкоговорителей. Такая акустика оснащается активным динамиком (получает внешнее питание), а кроссовер является пассивным. Качество звука и характеристики у таких громкоговорителей практически идентичны пассивным системам, но исключается перегрев разделительного фильтра при длительном прослушивании.
Мощность акустической системы
На мощность акустики многие покупатели обращают внимание в первую очередь. Очень часто покупатели считают, что мощность акустики влияет на громкость звука. В какой-то мере они конечно же правы, например, небольшие колонки мощностью 5-10 Ватт, будут «захлёбываться» на высокой громкости, но в её рабочем диапазоне, громкость будет достаточной для комфортного прослушивания музыки в небольшой комнате.
Более правильным определением мощности будет надёжность акустической системы при подаче сигнала с усилителя. Катушка излучателя имеет очень низкий КПД в пару процентов. Это значит, что только 2-5% подаваемой мощности в динамик уходит на создание звуковой волны, чего кстати вполне хватает на создание качественной звуковой картинки. Оставшаяся мощность расходуется и акустика, обладающая меньшей мощностью, может создавать искажения, а в худшем случае привести к перегреву электроники или разрывом мембраны диффузора.
В итоге, колонка мощностью 200 Вт не всегда будет играть в 2 раза громче акустики с мощностью 100 Вт. Но она сможет «раскачать» более мощный усилитель и получить более качественную звуковую сцену.
Другой важный момент – очень часто разные производители подразумевают разную мощность в своих характеристиках и даже по-разному её замеряют, что в итоге затрудняет сравнение разных колонок как яблоко с яблоком. Выделяют разные виды мощностей:
- Характеристическую: параметр, определяющий обеспечение заданного уровня звукового давления. Стандартом характеристической мощности считается 94 дБ/метр.
- Максимальную (предельную) шумовую или паспортную: свойство акустической системы продолжительное время работать без механического и теплового повреждения во время испытаний специальными шумовыми сигналами, близкими по спектру к реальной музыкальной программе («розовый шум»).
- Максимальную синусоидальную: амплитуда непрерывных синусоидальных сигналов в заданном частотном диапазоне, при которой громкоговорители могут продолжительное время работать без механического и теплового повреждения.
- Максимальную долговременную: наивысшая мощность, на 1-минутное воздействие которой рассчитана акустика без механического и теплового повреждения.
- Максимальную (предельную) кратковременную: мощность, которую способна выдержать акустическая система на протяжении 1 секунды.
- Пиковую музыкальную: мощность, при которой громкоговоритель способен воспроизводить звуки без заметных для человеческого слуха искажений.
Выбирая акустику для стереосистемы или домашнего кинотеатра, требуется подбирать реальную максимальную мощность, которая минимум на 30% больше, чем мощность усилителя. Таким образом можно предотвратить быстрый выход колонок из строя по причине подачи сигналов недопустимо высокого уровня.
Какие показатели мощности усилителя оптимальны для качественной передачи звуков? Этот параметр во многом зависит от площади помещений, характеристик АС, потребностей самих слушателей. Для небольших комнат площадью до 15-17 м2 достаточно мощности усилителя 20-30 Вт.
Чувствительность АС
Характеристической чувствительностью акустических систем называется показатель звукового давления, которое развивают громкоговорители в определённом частотном диапазоне (как правило, от 100 до 8000 Гц), на расстоянии 1 метра от динамиков при подводимой мощности 1 Вт. Обычно акустика Hi-Fi класса имеет характеристическую чувствительность 86-90 дБ. Существуют широкополосные колонки, чувствительность которых составляет 93-95 дБ и более.
От характеристической чувствительности зависит динамический диапазон, который обеспечивает конкретная модель акустики. Громкоговорители с широким динамическим диапазоном в бо́льшей доле вероятности воспроизводят сложные музыкальные композиции (джаз, симфоническая, камерная музыка и пр.). Поэтому чем выше данный показатель тем лучше.
Правило с чувствительностью звучит так: чем она больше, тем меньше нужно мощности, чтобы «раскачать» её, т.е. меньше требований к усилителю мощности.
Источник