- Системы многоканального звука 1 min read
- Начало.
- Стерео. 2 канала
- Квадро. 4 канала
- Система 5.1
- Система 6.1
- Система 7.1
- Система 9.2
- Хитрость революции звука системы – Dolby Atmos
- Акустические системы: мини-ликбез
- Форматы многоканального звука. Что выбрать?
- Вступление
- Объемный (многоканальный) звук
- Основные полно-диапазонные каналы в объемном способе звучания
- Виды многоканального звука
Системы многоканального звука 1 min read
Продолжаем рассуждения на тему звука. Пришло время разобраться с количеством колонок! Сегодня тема следующая: Системы многоканального звука.
Всем доброго дня, вечера или ночи!
Когда мы начинаем разговоры о количестве колонок, то почему-то мы говорим о пяти. И как очень часто говорят – “колонки 5.1”. Написать на эту тему захотелось по причине того, что я сам с этим, сравнительно недавно, разобрался. Пришлось убрать горы мистической шелухи и разложить все технические заумные понятия на нормальном языке, человеческом.
Начало.
О количестве колонок начинают говорить, если их больше чем одна? И действительно, до появления стерео звука не было вообще понятий о количестве колонок. Было два, три, пять динамиков в одной звуковой колонке, что бы громче звучало, и всё. Но о количестве заговорили когда появилось разделение на каналы, появилось стерео звучание. Системы многоканального звука – что-же это такое?
Стерео. 2 канала
Начнем с самой первой системы объемного звука – из двух колонок. Всем известное понятие – СТЕРЕО. У человека 2 уха и колонок тоже 2. Вот и всё, уравнение сошлось, выключаем компьютер идём пить чай…
Действительно, больше тут особо и сказать нечего. Можно поспорить, что одни колонки предназначены для работы за звукорежиссерским пультом, другие для театральной сцены (называют – мониторы), третьи только для автомобиля, а четвертые для прослушивания СД-дисков дома. Но тут не об этом речь пойдет. Про колонки мы поговорим в другой раз.
Два уха – две колонки, всё бы ни чего, но человеческий слух – это хитрая штука. Он может локализовать не только количество источников, но и направление излучения. И вот теперь начинается целая вселенная объёмного звука. Про 2.1 и 3.0 пока говорить не будем, это из серии “лишь бы было”.
Квадро. 4 канала
Система квадрозвука – это четыре колонки, расставленные по углам комнаты. Рассказать личный опыт использования не могу, в живую такую систему видел всего 1 раз. Но было время, такие системы выпускались и в СССР. К примеру были такие усилители “Феникс-002-квадро”, “ Юпитер-квадро”. Были бобинные магнитофоны с квадросистемой звука – “Юпитер”, комплектом к усилителю. Но вся технология было слишком дорогостоящая, потому быстро закончилась эра квадро.
В моём случае, было это во времена s-30, и усилителей Радиотехника. Каково удивление было увидеть 4 черные колонки JVС, которые немного ниже меня! Задние пары, казалось, не воспроизводили голоса, его просто там не было. Насколько я знаю, система не требовала 4 дорожек записи, звук разделялся дискретно, но это было очень круто.
Система 5.1
Система 5.1 стала следующим шаг к объёмном у звучанию. И немного в другом направлении. Этот формат идеально подходит для озвучки кино. По моему мнению он не совсем, а точнее, совсем не подходит для прослушивания музыки. Некий гражданин Долби, с ребятами из своей лаборатории, придумал кучу декодеров для воспроизведения и кодирования данного формата из простого стерео сигнала. Но в идеале, фильм (файл) с носителя, должен содержать 6 звуковых дорожек.
В случае с 5.0 акустикой, шестой канал сабвуфера, распределяется между двумя фронтальными колонками.
На картинке стандартное расположение акустики системы 5.1 в комнате. Но всё индивидуально.
Пять колонок имеют широкополосное звучание, а шестая дорожка предназначенная для сабвуфера, который воспроизводит частоту до 200Гц. Его расположение совершенно не обязательно так как на картинке, низкие частоты распространяются не направлено. Сабвуфер может стоять и за диваном, и где-то сбоку (справа или слева).
Эта загадочная комбинация цифр 5.1. Для тех кто не понял до сих пор. Цифра до “точки” – это количество широкополосных каналов. После “точки” – количество сабвуферов. Но ничего хитрого и не понятного!
Систему 5.1 разработали для кино. Многоканальный звук нужен для глубокого погружения в происходящее на экране. Позволяет более глубоко прочувствовать атмосферу происходящего , даёт ощутить себя в гуще всех событий.
- Фронтальная пара озвучивает происходящее на экране.
- Центральная колонка обеспечивает озвучку всех диалогов.
- Тыловые (задняя пара), придают объём происходящему на экране, задерживая на микросекунды звук.
- Сабвуфер (шестая колонка), воспроизводит только низкочастотную составляющую (взрывы, удары и подобное).
Система 6.1
Немного позже появления системы 5.1, а точнее в начале 2000-х, звуковое поле решили сомкнуть – добавили задний центр.
Фильмы начали записывать в формате семи дорожек, декодеров звука появилось ещё больше. Добавилась ещё одна широкополосная дорожка и колонка, что ставится за спиной зрителя.
Система 7.1
Это уже естественный рост формата 6.1 . Задний центр, матричным способом, то есть при помощи декодера, распили на 2 источника звука.
Звуковое пространство стало максимально круглым. Можно ли расти ещё дальше? Оказывается да, можно и ….
Система 9.2
Система – Dolby Atmos произвела практически революцию в записи и воспроизведении звука. Во первых к уже нам известным каналам добавилось ещё две широкополосных колонки и один – сабвуфер.
Познакомимся с новой парой. Располагается она, над фронтальными колонками, или на потолке. Теперь, звук контролируется не только в 2х осях координат X и Y, а добавляется ещё одна третья ось Z. Хороший повод вспомнить школьные годы чудесные, уроки геометрии.
Хитрость революции звука системы – Dolby Atmos
В чем же заключается революция записи и воспроизведения звука? Есть ли вообще эта хитрость?
Конечно есть, и вот в чем эта хитрость заключается. Если для системы 5.1 и 6.1 звуковые дорожки записывались в студии, звукорежиссёром, на конкретном оборудовании, под конкретный зал, с четким количеством каналов – то здесь всё по-другому.
Звукорежиссёр создаёт только карту для строительства звуковой картины, а остальное делает уже система. На самом деле, Dolby Atmos – это только начало… В публичных кинотеатрах колонок гораздо больше чем 9.
Процессор Dolby Atmos сам анализирует помещение и определяет положение громкоговорителей, проще сказать он полностью универсален. От большого кинозала до маленькой гостиной… Но это уже совсем другая история.
Приятного просмотра…. Но главное, не забывайте, что кино снимают не для вашего развлечения, у режиссёров и сценаристов совсем другие цели….
Меня зовут Владимир и пока у меня всё!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Акустические системы: мини-ликбез
От редакции: несмотря на то, что многие из вас, уважаемые читатели, являются довольно продвинутыми пользователями и даже профессионалами в своих областях, мы все-таки решили опубликовать этот мини-ликбез. Причины такого нашего решения просты: во-первых, никогда не мешает повторить базовые понятия, и во-вторых, даже супер-профессионал, наизусть знающий микроархитектуры всех современных микропроцессоров, совершенно не обязательно может легко читать профессиональные статьи по звуку.
Мы планируеим изредко публиковать подобные ликбезы и в других рубриках нашего сайта, а от вас, как обычно, ждем обратной связи. Читайте!
Немного истории
Начиналось все очень давно с самого простого динамика, встроенного в корпус. Называлось это «устройство» спикерфоном, оно, кстати, и сейчас является обязательным атрибутом любого «панциря». Ситуация изменилась с появлением первых звуковых карт, которые могли обеспечить вывод 2-канального звука. Сейчас эту систему называют «по-научному» 2.0 (первая цифра — количество колонок, вторая — количество сабвуферов), раньше же говорили проще — стереосистема.
Первые многоканальные акустические системы имели обозначение 4.0, в состав которых, соответственно, входят 4 колонки — две фронтальных и две тыловых. Подобная акустика дает неплохие эффекты в играх, создавая трехмерный звук. С помощью системы 4.0 можно, конечно, и слушать музыку, но звук будет ненамного отличаться от того, который можно получить на обычных двух колонках. В акустике 4.1, как видно из названия, добавлен сабвуфер. Правда, эти системы все равно остались четрыехканальными — низкочастотные сигнала в них выделяются с помощью специального кроссовера.
Следующий тип акустических систем уже обладает полноценным 6-канальным звуком. Речь идет, как вы, наверное, уже догадались, об акустике 5.1. В состав этих комплектов входят две фронтальные колонки, две тыловые, одна центральная и сабвуфер. То есть по сравнению с акустиской 4.1 появился центральный излучатель. А нужен он для соответствия формату Dolby Digital, часто используемом в фильмах, особенно на DVD-дисках. По центральной колонке передаются диалоги действующих лиц. Кроме того, акустика 5.1 может оснащаться декодерами DTS и Dolby Pro Logic. Таким образом, системы 5.1 — минимально необходимые для домашнего кинотеатра.
Но производители не останавливаются на достигнутом. Совсем недавно появились 8-канальные системы 7.1 и 7.2. В принципе, они очень похожи. В этой акустике добавились еще два динамика — тыловые центральные. Кроме того, в системе 7.2 появился дополнительный сабвуфер, вот только «басовый» канал остался единым, так что особого эффекта эта «прибавка» не дает. Если вы решитесь приобрести подобную акустику, то сможете дома насладиться звуком формата Doulby digital Surround EX или DTS Surround EX, который можно найти только в самых современных кинотеатрах.
Устройство обычной колонки
Ну а теперь, наверное, можно перейти от азов к углубленному изучению компьютерной акустики. И начать стоит с обычной колонки. Впрочем, такая ли уж она обычная? Практически все современные компьютерные колонки многополосные. Причина этого проста. Думаю, вы знаете, что человеческое ухо воспринимает достаточно большой диапазон частот. Ни один существующий динамик не сможет воспроизвести такое многообразие звуков. Поэтому в один корпус устанавливается несколько динамиков, чаще всего два — высокочастотный (от 1 до 15-20 кГц) и среднечастотный (от 200 Гц до 10 кГц). Низкочастотный динамик выносится в отдельный корпус, чтобы его звучание не мешало другим.
В настоящее время на рынке представлены колонки с двумя разными типами динамиков. В первом основой является так называемый конусный излучатель или диффузор. Принцип действия таких динамиков основан на взаимодействии переменного магнитного поля магнитной катушки с полем постоянного магнита. В результате получается достаточно мощный звук и неплохие басы. В другом типе динамиков вместо диффузора используется плоская мембрана. В этом случае колонки теряют в мощности и широте частотного диапазона, зато приобретают очень миниатюрные размеры (особенно в глубину). Таким образом, динамики с плоской мембраной используются в основном в бюджетных системах в связке с сабвуфером.
Но не только динамики играют большую роль в качестве звука. Очень многое зависит и от устройства корпуса колонки. Существует множество разных конструкций. Думаю, нет смысла вдаваться в подробности, поскольку чаще всего корпуса компьютерных колонок, хоть и сильно различаются между собой, тем не менее, разработаны достаточно хорошо. Просто стоит отметить, что предпочтительнее приобретать колонки из дерева, поскольку именно этот материал обладает хорошими поглощающими свойствами, которые обеспечивают чистоту звука.
Источник
Форматы многоканального звука. Что выбрать?
Вступление
Сегодня мы с Вами поговорим о существующем многообразии форматов воспроизведения звука в современном аудио-мире, об их особенностях, преимуществах, а также о том, что нужно знать и учитывать при выборе оптимального варианта домашнего акустического оформления.
Наиболее широко распространенной и используемой является стерео акустика. При проигрывании через эти звуковые системы используют две колонки, воспроизводящие левый и правый звуковой канал. Невзирая на свою простоту, данный тип акустических систем великолепно справляется с воспроизведением музыки и по сути своего конструкционного исполнения не такой уж и простой.
В линейке Hi-End стерео акустики используются весьма дорогостоящие и сложные в исполнении модели громкоговорителей топовых и всемирно известных компаний, таких как:
- Bowers&Wilkins,
- Dali,
- Dynaudio,
- Polk Audio,
- Canton и других.
Хорошая и качественная стерео акустика, подключенная к соответствующему усилителю или ресиверу – это наиболее оптимальный вариант для широкого круга аудиофилов.
Но что делать, если вы хотите у себя дома спроектировать домашний кинотеатр, где будете смотреть фильмы на большом экране и погружаться в атмосферность происходящих там масштабных сцен, играть в современные электронные игры и досконально ощущать развитие сюжетной линии, будто вживую окунувшись в виртуальный мир? В этом случае Вам совершенно не обойтись без объемного многоканального звука.
Давайте рассмотрим существующее на сегодняшний день разнообразие форматов многоканального звука и их особенности, а также озвучим основные определения многоканального объемного «мира».
Объемный (многоканальный) звук
Звук, который при воспроизведении разделяется больше, чем на два канала, носит название многоканальный. Некоторые его так же называют объемным, что тоже правильно.
Основной принцип этого формата воспроизведения звука, как уже понятно из его названия, заключается в том, что каждому конкретному направлению звучания соответствует свой выделенный канал с отдельным независимым громкоговорителем, который имеет свое строго ориентированное в пространстве расположение и направление.
Основные полно-диапазонные каналы в объемном способе звучания
- левый,
- правый,
- центральный (может также иметь дополнительно левый и правый),
- боковые левый и правый
- и в зависимости от формата несколько тыловых каналов.
Также в развернутых системах объемного звука могут добавляться дополнительные каналы в каждом направлении звучания и даже в потолочной области по периметру помещения домашнего кинотеатра. Отдельным дополнительным улучшением в любом варианте многоканальной акустической системы, способным значительно украсить и расширить низкочастотную базу, будет служить использование дополнительного низкочастотного громкоговорителя – сабвуфера (его частотный диапазон 2-120 Гц).
Виды многоканального звука
Многоканальный звук может быть:
- дискретным – звук каждого канала записывается отдельно и не пересекается с другими потоками;
- матричным – звуковая информация записывается на определенное число каналов и впоследствии методом цифрового декодирования разбивается на необходимое большее их количество;
- а также может отличаться по степени и методу сжатия при записи, что в итоге сказывается на качестве воспроизводимого звука.
Для любой многоканальной системы необходим соответствующий декодер, который сможет правильно и точно сопоставить каждому каналу соответствующий звуковой поток.
Источник