Кассетник с навигацией, гусеницы и крутилки: как эволюционировали автомагнитолы
Автопоиск радиостанций в радиоприемнике 50-х годов ХХ века и GPS в кассетной магнитоле в начале 90-х – как развивалась автомобильная мультимедия «допланшетной эпохи»? «Колеса» нашли единственного в России профессионального коллекционера автомагнитол Mercedes-Benz, который рассказал нам о самых интересных экспонатах и их истории!
Термин «профессиональный коллекционер», который я употребил во врезе к этой статье, возможно, не слишком корректный: все же коллекционирование – это априори хобби; явление не профессиональное, а сугубо любительское… Тем не менее герой нашей истории – уж больно специфический коллекционер. Вероятно, единственный такой в нашей стране и уж тем более – единственный признанный за своего в немногочисленном европейском сообществе коллекционеров узких направлений автомобильной аудиотехники. Поэтому термин «профессиональный» тут звучит вполне уместно, и мы его оставим!
Итак, знакомьтесь: Дмитрий, 32 года, житель Москвы:
– В нашей семье в 90-е годы проявился слегка подержанный 124-й Мерседес. Году в 2010 он перешел ко мне с пробегом около 300 тысяч км. В нем стояла кассетная магнитола, у которой случилась типовая болячка – резистор ручки громкости стерся, наполнился графитовым порошком, и ручка вела себя неадекватно. Вместо кассетника я поставил топовый на тот момент процессорный Pioneer DEH-88RS2, условно подходящий своей симметричностью по дизайну интерьера. Но, несмотря на то, что я долго ковырялся с настройками (коих там море), великолепного звучания родной «головы» добиться так и не удалось. В итоге с антресоли был извлечен родной аппарат, отремонтирован, и понеслось. Мне стала интересна эволюция мерседесовских головных устройств, и я с головой погрузился в ее изучение, приобретая экземпляр за экземпляром, изучая их и реставрируя. Моя коллекция захватывает период с послевоенных лет и до 2001 года, когда на рестайле 210 кузова появилась система Command. После этого магнитолы перестали быть самостоятельными устройствами и глубоко интегрировались в интерьер и электронику автомобиля. И что, возможно, даже важнее – пропало олдскульное восхитительное звучание… Машины становились дороже и сложнее, а звук оказался утрачен.
Коллекционирование магнитол Mercedes-Benz – узконишевое хобби, совершенно неразвитое в нашей стране. Да и за рубежом оно тоже куда более редкое, чем даже коллекционирование самих ретро-мерседесов. Тем не менее за несколько лет этого увлечения Дмитрию удалось завоевать определенный авторитет в кругах европейских (преимущественно немецких) коллекционеров, дотошно изучающих мельчайшие детали в отличиях многочисленных разновидностей магнитол, проводящих микро-фестивали и тематические выставки и издающих в своем коммьюнити уникальные справочники-каталоги.
Самым крупным партнером Mercedes-Benz по поставке компонентов для аудиосистем традиционно была немецкая компания Becker, партнерство с которой началось еще до Второй мировой войны. Едва ли не 90% всех головных устройств на машинах с трехлучевой звездой – ее производства. Названиями же моделей Becker не баловал… Основными именами моделей магнитол были Avus, Europe, Grang Prix и Mexico. Они существовали десятилетиями, радикально меняясь внешне и внутренне, получая разные индексы и модификации, но сохраняя имена. Также в разное время Mercedes-Benz сотрудничал с Blaupunkt, Bosch, Alpine, JVC и еще некоторыми компаниями, но эти коллаборации значительными и/или длительными назвать нельзя.
Наиболее старый экспонат в коллекции Дмитрия – Becker Mexico, монофонический ламповый автомобильный радиоприемник 1953 года. Ставился с конца 40-х годов на Mercedes-Benz в 110-м кузове.
Корпус приемника выглядит стандартным «однодиновым», как современные, но снизу к нему прикручен еще один крупный блок, а кабелем с многоконтактным разъемом подключен внешний модуль, в котором находится ламповый усилитель мощностью 7 ватт. Волны – средние и УКВ, от 87 до 106 мГц: на 106 мегагерцах в Европе диапазон в те годы заканчивался.
– Аппарат полностью работоспособен – в таком виде найти его было весьма непросто. Я долго переписывался с немецкими мастерскими, которые занимаются реставрацией ретро-автомобилей, и таким образом смог его приобрести. В радиоприемнике потрясающе работает автоматическая настройка на станции. В это трудно поверить, зная, что ему 68 лет! Под шкалой настройки находится длинная вытянутая клавиша, на которой как раз написано Becker Mexico – это кнопка автопоиска. После ее однократного нажатия (а «кликает» она с потрясающе вкусной тактильной отдачей!) моторчик начинает вращать через редуктор переменный конденсатор и останавливается при обнаружении радиостанции. Причем останавливается идеально чисто и четко – строго на частоте. Следующее нажатие – и настройка идет до следующей станции, и так далее. Когда стрелка доходит до конца шкалы, поисковый механизм автоматически сбрасывается на начало, на 87 мГц.
Источник
10 лучших винтажных бумбоксов
Знаменитые геттобластеры 1980-х
10 лучших винтажных бумбоксов
Знаменитые геттобластеры 1980-х
Главным инструментом веселых вечеринок в 1980-е служили переносные магнитолы, которые за свою способность воспроизводить мощный бас получили прозвище «бумбоксы». А еще они были беспроводными, правда, касалось это только провода питания – все источники сигнала были встроены внутрь и включали кассетные деки, тюнеры, а иногда и более экзотические варианты типа 8-track. В каждом бумбоксе был отсек для 8-10 батареек, благодаря которым музыку можно было носить с собой. В нашей подборке – 10 самых интересных и внушительных магнитол 1980-х.
Многие считают эту магнитолу лучшим бумбоксом всех времен и народов. С точки зрения внешнего вида она не была самой выдающейся, а вот набор функций впечатлял – поддержка кассет типа хром и металл, высококачественные головки, шумоподавление Dolby и Super ANRS, 8-ми диапазонный тюнер, восьмидюймовые басовики. Здесь даже был пульт дистанционного управления! Ну и самое главное – звучала JVC RC-M90 на голову лучше почти всех конкурентов, причем не столько с точки зрения громкости, сколько по канонам Hi-Fi. Недаром цены на нее сегодня доходят до 2000$, да еще пойди найди экземпляр в хорошем состоянии.
Этот бумбокс был сверхпопулярен в США, в Канаде та же самая модель продавалась под названием Clairtone 7980. Это первый в мире геттобластер, оснащенный противоугонной системой с инфракрасными датчиками! Однако его главное достоинство заключалось вовсе не в этом. Невероятная для данного класса мощность позволяла озвучивать большие пространства, полноценные трехполосные колонки звучали точно и прозрачно, двухкассетная дека обеспечивала возможность перезаписи. В 1980-х годах Conion C-100F продавалась за 450 долларов, большие деньги по тем временам. Недаром сегодня ее цена на аукционах достигает 1500 долларов.
В отличие от многих других магнитол в нашей подборке, данная модель добралась и до Советского Союза. Правда, приобрести ее в магазинах «Берёзка» могли только очень обеспеченные граждане или обладатели достаточного количества инвалютных рублей. И она стоила потраченных на неё денег и усилий! Оригинальные акустические системы включали в себя широкополосный динамик диаметром 6,5 дюймов в каждом канале, еще один басовый динамик такого же размера, а также компрессионный твитер, нагруженный на пластиковый рупор. Картину дополнял полнофункциональный двухкассетник и отличный тюнер. Сегодня купить предмет вожделения советских и не только подростков можно сегодня купить по цене от 700 до 2000 долларов, в зависимости от состояния.
Версия Sharp GF 777z для внутреннего японского рынка отличается использованием других широкополосных драйверов, синей металлической защитной решеткой для динамиков, а также тюнером с расширенным частотным диапазоном для приема местных станций. В остальном обе модели идентичны – многополосное усиление, двойная кассетная дека с поддержкой пленки хром и металл и необходимость установки десяти больших батареек для автономной работы.
TOSHIBA RT S983 WX-1
Самый большой и внушительный из когда-либо производимых Toshiba геттобластеров. Модульная конструкция позволяла отстегивать от него колонки, и тогда бумбокс приобретал вид полноценной системы, составленной из раздельных электронных компонентов. Акустические системы здесь двухполосные, третий плоский диффузор принадлежит пассивному радиатору. Оснащение стандартное для топовой магнитолы – двухкассетный магнитофон с поддержкой всех типов пленки, многодиапазонный радиоприемник, эквалайзер. Вес Toshiba RT S983 WX-1 составлял 14 килограммов без батареек! Сегодня столько весит Hi-Fi система начального уровня, включающая проигрыватель, интегральный усилитель и полочные колонки.
PANASONIC RX 5350
Корпорация Matsushita не могла остаться в стороне от повального увлечения бумбоксами и тоже активно участвовала в «гонке вооружений». Самой удачной моделью считается Panasonic RX 5350, многие называют его «убийцей» JVC RC-M90. Во всяком случае, ему есть, чем похвастать – двухполосные колонки включают 8-ми дюймовый басовик с мощной магнитной системой, пятиполосный графический эквалайзер и систему расширения стереобазы, в наличии также отличная кассетная дека и даже стрелочные индикаторы. Для автономной работы потребуется 10 штук батареек типа D.
Корпорация Sanyo пережила бурное развитие и расцвет именно 1980-х годах. Она продавала практически все возможные виды бытовой электроники и, конечно, бумбоксы. Одна из топовых моделей фирмы — Sanyo M X824 – отличалась наличием нескольких уникальных функций. Это закрепленный на игле тюнера ЖК-дисплей, на котором в режиме реального времени отображается частота при поиске станции, а также сдвоенные микрофоны на специальных креплениях для записи в стерео. Стрелочные индикаторы и поддержка кассетной декой всех типов пленки дополняют картину.
Компания Sony не сразу включилась в гонку геттобластеров, а когда включилась, то многое решила делать по-своему, акцентируя внимание не на мощности и глубине баса. Возможно, ее первые модели звучали по «хай-файному» правильно, однако не снискали любви покупателей. С выходом Sony CFS-77 ситуация изменилась – в магнитоле оригинального дизайна появилось все необходимое. Двадцатисантиметровые басовики, повышенная мощность усилителей, стрелочные индикаторы – все на месте. Однако настоящий удар по конкурентам фирма нанесла своими переносными Hi-Fi-системами серии FH, о которых мы расскажем в другой раз.
GRUNDIG PARTY CENTER 2000
«Фельдшер наш, надомник Рудик, у него приемник Grundig». Думается, о таком геттобластере Рудик и не мечтал. Лучшая из переносных моделей немецкой фирмы отличалась использованием усилителей на дискретных элементах, цифровым тюнером и трехмоторной кассетной декой. Данная модель даже была удостоена шильдика Hi-Fi, поскольку соответствовала немецкому стандарту DIN 45-500. К сожалению, мало экземпляров дошло до нас в рабочем состоянии, поскольку в лентопротяжном механизме была использована пластиковая шестеренка, которая трескается от времени, поэтому найти Grundig Party Center 2000 с работающим кассетником крайне сложно.
Конечно, наиболее интересные и мощные бумбоксы создавались в 1980-х годах в Японии. Хотя компания Pioneer больше специализировалась на профессиональном оборудовании и компонентах Hi-Fi, она не смогла пройти мимо такого рынка, как геттобластеры. Топовая модель SK-900 включала в себя две пары динамиков, по два на каждый канал, причем активными из них являются только широкополосники по краям корпуса, два других – пассивные радиаторы для усиления отдачи на НЧ. Как и полагается, здесь встроена хорошая дека с Dolby NR и поддержкой всех типов ленты, стрелочные индикаторы, а также многодиапазонный тюнер. Вес аппарата – 9,9 килограммов без батареек. Удивительно, но в документации указаны честные 8 Ватт на канал.
Источник
Кассетные автомагнитолы 90 х годов
Рынок автомобильных аксессуаров и дополнительного оборудования в СССР был развит крайне слабо. Что, в принципе — неудивительно: в те годы большой проблемой было просто найти основные запчасти и базовые расходники для массовых моделей авто, поэтому о «тюнинге» и доработках своих машин большинство водителей даже не помышляли. Максимум — могли украсить салон чехлами, установить пластиковую «розочку» на рычаг коробки передач и оплетку на руль. Ну а номером 1 в списке желаний всегда была «музыка». Иметь в машине автомагнитолу с проигрывателем кассет считалась особым шиком и предметом для гордости владельца и зависти для всех остальных.
Большинство автомобилистов довольствовались отечественной продукцией — «Былина», «Урал», «Гродно», «Протон», «Тернава», «Форт», «Электроника», но даже их было довольно сложно найти в свободной продаже да и появились они ближе к концу 80-х. Ну а сливки общества предпочитали иностранную технику — японского или европейского производства. Причем путей попадания импортной электроники в СССР было сразу несколько. Самый массовый — это индивидуальной привоз из заграничных командировок и вояжей. Моряки, артисты, спортсмены, ученые, дипломаты и еще целый ряд категорий граждан регулярно мотались за «Железный занавес» и привозили из капиталистических стран различные «вкусности». Естественно, распространялся этот поток товаров исключительно на «черном» рынке по заоблачным ценам.
Другой вариант — официальная сеть фирменных розничных магазинов, реализовывавших дефицитные пищевые продукты и потребительские товары за валюту (иностранцам) либо за сертификаты, позднее чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга (советским загранработникам — дипломатическим, военным, техническим специалистам и так далее). В Москве такие магазины получили название «Березка», а в Киеве они назывались «Каштан». В январе 1988 года Правительство СССР объявило о ликвидации системы торговли за чеки в ходе кампании «по борьбе с привилегиями» и «за социальную справедливость», и сеть «Березок» была ликвидирована. При этом возник ажиотажный спрос и значительные очереди: владельцы чеков пытались любыми способами избавиться от них до даты объявленного закрытия.
Знаменитые геттобластеры 1980-х
Главным инструментом веселых вечеринок в 1980-е служили переносные магнитолы, которые за свою способность воспроизводить мощный бас получили прозвище «бумбоксы». А еще они были беспроводными, правда, касалось это только провода питания – все источники сигнала были встроены внутрь и включали кассетные деки, тюнеры, а иногда и более экзотические варианты типа 8-track. В каждом бумбоксе был отсек для 8-10 батареек, благодаря которым музыку можно было носить с собой. В нашей подборке – 10 самых интересных и внушительных магнитол 1980-х.
Многие считают эту магнитолу лучшим бумбоксом всех времен и народов. С точки зрения внешнего вида она не была самой выдающейся, а вот набор функций впечатлял – поддержка кассет типа хром и металл, высококачественные головки, шумоподавление Dolby и Super ANRS, 8-ми диапазонный тюнер, восьмидюймовые басовики. Здесь даже был пульт дистанционного управления! Ну и самое главное – звучала JVC RC-M90 на голову лучше почти всех конкурентов, причем не столько с точки зрения громкости, сколько по канонам Hi-Fi. Недаром цены на нее сегодня доходят до 2000$, да еще пойди найди экземпляр в хорошем состоянии.
Этот бумбокс был сверхпопулярен в США, в Канаде та же самая модель продавалась под названием Clairtone 7980. Это первый в мире геттобластер, оснащенный противоугонной системой с инфракрасными датчиками! Однако его главное достоинство заключалось вовсе не в этом. Невероятная для данного класса мощность позволяла озвучивать большие пространства, полноценные трехполосные колонки звучали точно и прозрачно, двухкассетная дека обеспечивала возможность перезаписи. В 1980-х годах Conion C-100F продавалась за 450 долларов, большие деньги по тем временам. Недаром сегодня ее цена на аукционах достигает 1500 долларов.
В отличие от многих других магнитол в нашей подборке, данная модель добралась и до Советского Союза. Правда, приобрести ее в магазинах «Берёзка» могли только очень обеспеченные граждане или обладатели достаточного количества инвалютных рублей. И она стоила потраченных на неё денег и усилий! Оригинальные акустические системы включали в себя широкополосный динамик диаметром 6,5 дюймов в каждом канале, еще один басовый динамик такого же размера, а также компрессионный твитер, нагруженный на пластиковый рупор. Картину дополнял полнофункциональный двухкассетник и отличный тюнер. Сегодня купить предмет вожделения советских и не только подростков можно сегодня купить по цене от 700 до 2000 долларов, в зависимости от состояния.
Версия Sharp GF 777z для внутреннего японского рынка отличается использованием других широкополосных драйверов, синей металлической защитной решеткой для динамиков, а также тюнером с расширенным частотным диапазоном для приема местных станций. В остальном обе модели идентичны – многополосное усиление, двойная кассетная дека с поддержкой пленки хром и металл и необходимость установки десяти больших батареек для автономной работы.
TOSHIBA RT S983 WX-1
Самый большой и внушительный из когда-либо производимых Toshiba геттобластеров. Модульная конструкция позволяла отстегивать от него колонки, и тогда бумбокс приобретал вид полноценной системы, составленной из раздельных электронных компонентов. Акустические системы здесь двухполосные, третий плоский диффузор принадлежит пассивному радиатору. Оснащение стандартное для топовой магнитолы – двухкассетный магнитофон с поддержкой всех типов пленки, многодиапазонный радиоприемник, эквалайзер. Вес Toshiba RT S983 WX-1 составлял 14 килограммов без батареек! Сегодня столько весит Hi-Fi система начального уровня, включающая проигрыватель, интегральный усилитель и полочные колонки.
PANASONIC RX 5350
Корпорация Matsushita не могла остаться в стороне от повального увлечения бумбоксами и тоже активно участвовала в «гонке вооружений». Самой удачной моделью считается Panasonic RX 5350, многие называют его «убийцей» JVC RC-M90. Во всяком случае, ему есть, чем похвастать – двухполосные колонки включают 8-ми дюймовый басовик с мощной магнитной системой, пятиполосный графический эквалайзер и систему расширения стереобазы, в наличии также отличная кассетная дека и даже стрелочные индикаторы. Для автономной работы потребуется 10 штук батареек типа D.
Корпорация Sanyo пережила бурное развитие и расцвет именно 1980-х годах. Она продавала практически все возможные виды бытовой электроники и, конечно, бумбоксы. Одна из топовых моделей фирмы – Sanyo M X824 – отличалась наличием нескольких уникальных функций. Это закрепленный на игле тюнера ЖК-дисплей, на котором в режиме реального времени отображается частота при поиске станции, а также сдвоенные микрофоны на специальных креплениях для записи в стерео. Стрелочные индикаторы и поддержка кассетной декой всех типов пленки дополняют картину.
Компания Sony не сразу включилась в гонку геттобластеров, а когда включилась, то многое решила делать по-своему, акцентируя внимание не на мощности и глубине баса. Возможно, ее первые модели звучали по «хай-файному» правильно, однако не снискали любви покупателей. С выходом Sony CFS-77 ситуация изменилась – в магнитоле оригинального дизайна появилось все необходимое. Двадцатисантиметровые басовики, повышенная мощность усилителей, стрелочные индикаторы – все на месте. Однако настоящий удар по конкурентам фирма нанесла своими переносными Hi-Fi-системами серии FH, о которых мы расскажем в другой раз.
GRUNDIG PARTY CENTER 2000
«Фельдшер наш, надомник Рудик, у него приемник Grundig». Думается, о таком геттобластере Рудик и не мечтал. Лучшая из переносных моделей немецкой фирмы отличалась использованием усилителей на дискретных элементах, цифровым тюнером и трехмоторной кассетной декой. Данная модель даже была удостоена шильдика Hi-Fi, поскольку соответствовала немецкому стандарту DIN 45-500. К сожалению, мало экземпляров дошло до нас в рабочем состоянии, поскольку в лентопротяжном механизме была использована пластиковая шестеренка, которая трескается от времени, поэтому найти Grundig Party Center 2000 с работающим кассетником крайне сложно.
Конечно, наиболее интересные и мощные бумбоксы создавались в 1980-х годах в Японии. Хотя компания Pioneer больше специализировалась на профессиональном оборудовании и компонентах Hi-Fi, она не смогла пройти мимо такого рынка, как геттобластеры. Топовая модель SK-900 включала в себя две пары динамиков, по два на каждый канал, причем активными из них являются только широкополосники по краям корпуса, два других – пассивные радиаторы для усиления отдачи на НЧ. Как и полагается, здесь встроена хорошая дека с Dolby NR и поддержкой всех типов ленты, стрелочные индикаторы, а также многодиапазонный тюнер. Вес аппарата – 9,9 килограммов без батареек. Удивительно, но в документации указаны честные 8 Ватт на канал.
ПОКУПАЕМ МАГНИТОЛЫ 80-Х (в любом количестве SHARP GF800, GF777)
ВОЗЬМЕМ НА КОМИССИЮ (процент маленький)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОМОЕМ И ПОЧИСТИМ ВАШУ МАГНИТОЛУ. ДАДИМ ВТОРУЮ МОЛОДОСТЬ
ОТПРАВИМ ТК ПО РОССИИ. ОЧЕНЬ ХОРОШО УПАКУЕМ
ВЫСТАВКА ВИНТАЖНОЙ АУДИОТЕХНИКИ 80-Х
адрес: г.Москва, проспект Андропова, д.22 пав. D4 ежедневно с 10.00 до 22.00
Уже 30 лет мы увлечены магнитолами 80-х годов
произведенные в Японии.
И теперь мы рады вам представить нашу выставку техники 80-х годов.
Все наши магнитолы прошли долгий путь от владельца купившего в далекие 80-е,
через профилактику, через мытье и бритье, через шкафы и
чердаки накрытые покрывалами
до полки нашего музея.
Наша главная цель и задача – вернуться в то загадочное прошлое через магнитолу.
Так приятно вспомнить прошлые годы, когда за такой магнитолой стояли очереди в
березках и комиссионках. Когда обладать такой магнитолой было круче
чем сегодня обладать автомобилем.
По качеству исполнения и дизайну, японским магнитолам не было равных до сих пор.
Мы с большим удовольствием представляем для вас выставку магнитол 80-х годов.
Являясь своеобразным символом «золотой» эпохи аудио-техники,
магнитолы являются основным,
но не единственным направлением специализации нашей выставки.
В его ассортименте также представлены и
произведенные в последней четверти прошлого столетия
блочные компоненты, катушечные магнитофоны, радиоприемники,
кассетные плееры, а также соответствующие аудио аксессуары
Продажа аудио техники осуществляется исключительно частным образом. От частного лица коллекционера частному лицу. Законы о правах потребителя в данном случае не работают.
Гарантии не принимаются. Но мы всегда придем на помощь.
Спасибо за понимание. С уважением Александр Николаевич.
Источник