Lm1036 ne5532 стерео предусилитель схема

Темброблок на LM1036N — легко, просто и качественно

Необходимейшая часть любого усилителя — блок регулировки тембра (темброблок).

Обычно в него же включается и регулировка громкости; в результате у него получается, как минимум, три регулировки: громкость, уровень низких частот (басов) и уровень высоких частот. Иногда ещё добавляют регулировку баланса каналов.

Зачем нужен темброблок?!

Причин здесь три:

1. Компенсировать завалы АЧХ по низким и/или высоким частотам в звуковых колонках.

2. Компенсировать аналогичные завалы в других частях электрического звукового тракта.

3. Настроить характеристики звучания под личные вкусы слушателя. Кому-то могут нравиться сильные басы, кому-то — верха; а кому-то — всё и сразу.

Причин — три, решение — одно: темброблок! Кажется, получился рекламный слоган. 🙂

У темброблока есть «старший брат» — эквалайзер. Это — тоже регулятор тембра, но только многополосный. В данном обзоре этой темы касаться не будем.

Итак, тестируемый здесь темброблок собран из комплекта «сделай сам» и основан на специализированной микросхеме для темброблоков LM1036N.


(изображение с Алиэкспресс)

Этот темброблок для усилителя можно купить как в собранном виде, так и в виде набора «Сделай сам». Как выглядит темброблок в собранном виде, показано на изображении выше.

Но мы не ищем лёгких путей, и займёмся комплектом «Сделай сам» — соберём темброблок своими руками. Почему — будет пояснено далее.

Купить такой комплект можно на Алиэкспресс, например, здесь. Цена на момент обзора — около $9.4.

Комплектация, внешний вид и схемотехника темброблока на микросхеме LM1036N

Вся комплектуха россыпью была упакована в полиэтиленовом пакетике без какой-либо документации:


(кликнуть для увеличения)

Впрочем, документации и не требуется: для монтажа и подключения достаточно картинок со страниц продавцов этого темброблока. Вот некоторые из них:

Так выглядит россыпь деталей из комплекта:

А так выглядит печатная плата с обратной стороны:

Здесь надо обратить внимание, что почти вся свободная поверхность занята слоем металлизации, соединённым с землёй. Это — очень полезно для защиты от помех.

Что касается схемотехники, то она основана на типовом включении микросхемы LM1036N с добавлением цепей питания, позволяющих включать темброблок полностью автономно (нужно только добавить сетевой трансформатор).

Эти дополнительные элементы питания включают диодный мост, линейный стабилизатор L7812CV (на 12 Вольт) и электролит 1000 мкФ.

При питании блока от стабилизированного источника питания 12 В эти элементы можно не устанавливать (так и было сделано в этом обзоре).

Если же напряжение источника питания выходит за рамки допустимого для LM1036N , или оно не стабилизированное, то применение стабилизатора — обязательно.

Кстати, здесь можно посмотреть даташит (datasheet) LM1036N (PDF, 400 KB) .

Коротко — об основных характеристиках LM1036N :

Диапазон регулировки тембра НЧ, не менее: ±12 дБ

Диапазон регулировки тембра ВЧ, не менее: ±12 дБ

Номинальное усиление: 0 дБ

Коэффициент нелинейных искажений, не более: 0.06%

Отношение сигнал/шум, не менее: 75 дБ

Допустимое напряжение источника питания: 9 — 16 В

Максимальный потребляемый ток: 45 мА.

Кроме регулировки громкости и тембра по НЧ и ВЧ, микросхема может управлять балансом между каналами; но в тестируемом устройстве эта функция не реализована (возможна доработка с внедрением этой возможности).

Дополнительно в микросхеме есть возможность включить или отключить тонкомпенсацию, выполняющую подъём низких и высоких частот относительно средних при малых значениях громкости (эта возможность реализована). На максимальной громкости безразлично, включена тонкомпенсация или нет.

Типовая схема включения микросхемы LM1036N ( взята из datasheet ):

Коротко о некоторых особенностях схемы.

Для формирования напряжений, управляющих регулировками тембра и громкости, в микросхеме имеется собственный источник опорного напряжения 5.4 В ( pin 17) . Это избавит потребителя от проблемы создания собственного источника опорного напряжения, согласованного по уровням с микросхемой.

Управляющие напряжения, снимаемые с переменных резисторов, подаются не напрямую на микросхему, а через сглаживающий RC-фильтр.

Это позволит избавиться от эффектов дребезга и «шуршания» при вращении ручек регуляторов; а заодно уберёт помехи от наводок в проводниках, идущих от регуляторов.

В схеме (и на плате) есть переключатель Loudness, отвечающий за тонкомпенсацию.

Его наличие, в принципе, не является обязательным; в продаже имеются платы темброблоков на LM1036N и без этого переключателя.

Сборка темброблока на микросхеме LM1036N

Я выбрал темброблок в виде набора «сделай сам», чтобы не разучиться держать паяльник в руках; а заодно избавить плату от «лишних» деталей. В моём случае это — диодный мост, стабилизатор и входные/выходные разъёмы (вместо разъёмов я применил банальную пайку проводов).

Для некоторых радиолюбителей может быть и ещё один резон в приобретении этого темброблока в виде набора «сделай сам»: это позволит установить органы управления не на самой плате, а в удалении от платы, подсоединив их на проводах (кабелях).

При этом экранировать эти провода (кабели) не требуется: как уже упоминалось, звуковой сигнал через органы управления не проходит; а наводки на управляющее напряжение отсекаются RC-фильтром.

Из числа «лишних» деталей я установил только электролитический конденсатор 1000 мкФ, соединив его перемычкой с проводниками питания микросхемы. Лишние электролиты по питанию — никогда не лишние!

И вот что получилось после сборки темброблока, но до припайки кабеля питания, а также входного и выходного кабелей:

Плата в увеличенном масштабе:

Переключатель тонкомпенсации оказался конструктивно не очень удачным: его конструкция рассчитана только на крепление к плате за счёт пайки; резьбы на его головке нет. Так что при «удалённой» установке этого переключателя придётся заменить его на какой-то другой. Либо можно просто совсем от него отказаться. 🙂

Но при установке переменников и переключателя на саму плату этой проблемы, естественно, не будет.

Технические испытания темброблока на LM1036N

Программа испытаний будет такова: проверим АЧХ при разных положениях регуляторов тембров, проверим коэффициент передачи и максимально-возможный уровень сигнала без искажений, шумы.

АЧХ снималась, по традиции, с помощью осциллографа при подаче на вход темброблока сигнала с линейно-нарастающей частотой. Почему не применил программу RMAA? Потому, что для неё требуется источник сигнала с абсолютно-плоской частотной характеристикой, а обычный смартфон или «звуковуха» компьютера этого не обеспечивают. Кроме того, RMAA не анализирует сигналы с частотой выше 20 КГц.

Сначала проверяем коэффициент передачи и максимальный уровень сигнала без искажений на стандартной частоте 1000 Гц.

Положение регуляторов тембра — среднее; регулятора громкости — максимальное; напряжение питания во всех измерениях — 12 В.

Клиппинг (отсечка) на выходе возникает при размахе сигнала около 3 В (амплитуда 1.5 В):

Какая-либо заметность искажений пропадает при размахе 2.7 В (амплитуда 1.35 В).

Но на частоте 20 кГц искажения возникают при напряжении, примерно вдвое меньшем; и их форма — другая (обратите внимание на макушку положительной полуволны):

Коэффициент усиления при таком (нейтральном) положении регуляторов тембра составил 1.08 (0.67 дБ), что близко к величине, указанной производителем LM1036N (1.0 = 0 дБ).

Теперь — АЧХ темброблока при разном положении регуляторов тембра.

Амплитудно-частотная характеристики снималась методом подачи на вход сигнала с линейно-нарастающей частотой от 10 Гц до 40000 Гц.

1. Нейтральное (среднее) положение регуляторов тембра НЧ и ВЧ.

Один цикл прохождения полосы частот 10 Гц — 40 кГц обведён красной рамкой, он и представляет собой АЧХ в данном диапазоне. Масштаб — 3.56 кГц на деление.

Характеристика получилась довольно плоской, так что потребитель реально может ориентироваться на положение регуляторов тембра для оценки формируемой АЧХ.

2 . Максимальное положение регуляторов тембра НЧ и ВЧ.

Как можно видеть, на высоких частотах рост АЧХ не останавливается на частоте 20 кГц, а продолжается дальше, где слышимых составляющих сигнала уже нет.

Это — не очень хорошо, поскольку попавшие в тракт высокочастотные шумы и помехи пройдут сквозь темброблок дальше и даже будут усилены.

В связи с этим полезно будет перед тембоблоком поставить хотя бы простенький RC- фильтр с частотой среза 30-40 кГц.

Из-за масштаба графика 3.56 кГц на деление все низкие частоты сжались в короткий пик, и на графике не видно деталей.

Чтобы детально рассмотреть, что происходит на низких частотах, снимем АЧХ в диапазоне 10 — 400 Гц:

Максимум АЧХ в области низких частот оказался на частотах 18-22 Гц, затем идёт быстрый спад. Таким образом, подъём НЧ не распространяется в область средних частот, что очень правильно.

Чтобы можно было детально оценить АЧХ в цифрах, далее приведены несколько значений АЧХ, снятых «по точкам». За единицу принято значение на частоте 1000 Гц.

10 Гц — 4.14;
20 Гц — 4.71;
50 Гц — 3.71;
100 Гц — 2.50;
200 Гц — 1.57;
400 Гц — 1.14;
1000 Гц — 1.0;
1500 Гц — 1.15;
10000 Гц — 3.86;
20000 Гц — 6.36;
40000 Гц — 8.36.

Возможности подъёма низких и высоких частот оказались весьма широкими. При работе на более-менее приличную акустику вряд ли потребуется вкручивать тембры на максимум.

3 . Минимальное положение регуляторов тембра НЧ и ВЧ.

График построен в диапазоне 10 Гц — 40 кГц.

Может показаться, что подъём графика находится в области нижних частот; но такое впечатление создаётся из-за масштаба графика (3.56 кГц на деление).

Реально же максимум находится на частотах 600 — 1300 Гц.

Подавление сигнала на частоте 20 Гц относительно максимума составило 4.85 раза; подавление на частоте 20000 Гц — 5.32 раза.

Теперь — буквально два слова о шумах.

Шумов ко входному сигналу темброблок практически не добавляет. При нулевом сигнале на входе (короткое замыкание), при тембрах в среднем положении, громкости на максимуме и подключении к усилителю мощности с коэффициентом усиления 40 заметить шумы можно, только вплотную прижав ухо к колонке.

Переходим к заключительной части нашего обзора.

Окончательный диагноз темброблока на LM1036N и рекомендации

Темброблок показал себя с самой наилучшей стороны.

Пожалуй, можно сказать, что это — один из наилучших вариантов чисто аналогового темброблока.

Конечно, давно уже существуют цифровые звуковые процессоры, которые могут не только выполнять роль регуляторов тембра, но и добавлять различные звуковые эффекты; и вообще хоть в узел АЧХ завязывать. Но точно ли оно нам надо?!

Теперь — его плюсы:

— широкий диапазон регулировки по низким и высоким частотам, соответствующий характеристикам, заявленным производителем;

— малогабаритная плата с грамотной разводкой;

— возможность «удалённой» установки органов управления на удлинительных кабелях (проводах);

— при желании можно доработать и установить регулятор баланса (но только при подключении через кабель, на плате места для него нет).

Условным недостатком можно считать отсутствие в комплекте ручек для переменных резисторов; но это — мелкая бытовая проблема.

Рекомендации
1. Этот темброблок рассчитан на работу с малыми сигналами; необходимо следить, чтобы величина входного сигнала не создавала перегрузки.

2. Отказаться от установки стабилизатора на плату темброблока, как в обзоре, можно в том случае, если имеется внешнее стабилизированное питание, входящее в диапазон допустимых для микросхемы LM1036N . В ином случае стабилизатор крайне желателен; причем напряжение, подаваемое на стабилизатор, должно входить в диапазон допустимых для стабилизатора.

Где купить: на Алиэкспресс. Если у других продавцов на Алиэкспресс этот товар будет дешевле, то тоже можно брать (но надо убедиться, что товар — действительно тот же).

Обзоры усилителей класса AB — здесь.

Обзоры усилителей класса D — здесь.

Весь раздел «Сделай сам! ( DIY) » — здесь.

Ваш Доктор.
11 апреля 2021 г.

Вступайте в группу SmartPuls.Ru Контакте! Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.

Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам

Источник

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

GNEZDO NEWS

Друзья сайта

Статистика

Предварительный УНЧ на LM1036N + TL072.

Предварительный УНЧ на LM1036N + TL072.

Предварительный усилитель на LM1036N_TL072

Исходный язык статьи чешский. Речь в ней идет о корректирующем стереофоническом HiFi предусилителе. Параметры следующие:

• Напряжение питания – 9. 16 Вольт
• Ток потребления – 35 mA при напряжении питания 12 Вольт
• Входное напряжение – максимальное 1,6 Вольта
• Входное сопротивление – 30 кОм
• Выходное напряжение – 1 Вольт при напряжении питания 12 В, f=1kHz
• Выходное сопротивление – 20 Ом
• Суммарные гармонические искажения – 0,06% (при Ucc=12V, f=1kHz, Uвых=1,0V)
• Отношение сигнал / шум – 80 dB
• Разделение каналов – -80 dB
• Диапазон регулировки громкости – -75 до 0 dB
• Диапазон регулировки ВЧ – +-15dB (fs=16 kHz)
• Диапазон регулировки НЧ – +-15dB (fs=40 Hz)

Принципиальная схема предусилителя на LM1036N + TL072:

Исходное изображение печатной платы (вид со стороны проводников):

Исходное изображение печатной платы (вид со стороны установки элементов):

Используя данные изображения мы воспроизвели печатную плату в LAY6 формат:

Фото-вид печатной платы предусилителя формата LAY6:

Preamp_LM1036_TL072_KOMITART LAY6 FOTO

Список элементов для повторения схемы предусилителя на LM1036N + TL072:

• R1,R2,R3,R4 – 100k (4 шт.)
• R10,R11 – 330R (2 шт.)
• R5 – 56R (1 шт.)
• R6,R7,R8,R9 – 47k (4 шт.)

• P1,P2,P3,P4 — 10k/lin (4 шт.)

• C1,C2,C3,C4,C17,C18 – 4,7mF/25V (6 шт.)
• C5,C13,C14,C15,C16,C19 – 100nF (6 шт.)
• C6 – 47mF/16V (1 шт.)
• C7,C8 – 10nF foil (2 шт.)
• C10,C11 – 330nF foil (2 шт.)
• C9,C12 – 10mF/25V (2 шт.)
• C20 – 100mF/16V (1 шт.)

• D1 – 1N4148 (1 шт.)

• IO1 – LM1036N – 1 шт.
• IO2 – TL072 – 1 шт.

Блок питания преампа выполнен по схеме приведенной ниже:

В авторском варианте собранный предусилитель размещен в таком корпусе:

Уважаемый Пользователь!
О том, как получить нужный материал, прочитайте информацию по кнопке ниже:

Источник

Читайте также:  Наушники беспроводные oppo enco buds white
Оцените статью