- ЗВУКОМАНИЯ
- СВОЙ ЗВУК Виктора Разена или как сделать акустику лабиринт
- СВОЙ ЗВУК Виктора Разена или как сделать акустику лабиринт
- Акустика Лабиринт Рогожина как сделать акустику лабиринт
- Если вы являетесь производителем, импортером, рекламодателем, дистрибьютором или агентом в области качественного воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, пишите в
- ВК или ОК или ИНСТАили по эл. почте: anl555@bk.ru
- Акустическое оформление лабиринт (четвертьволновой резонатор)
- 23 комментария: Акустическое оформление лабиринт (четвертьволновой резонатор)
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
СВОЙ ЗВУК Виктора Разена или как сделать акустику лабиринт
СВОЙ ЗВУК Виктора Разена или как сделать акустику лабиринт
лабиринт рогожина акустика готовая
Привет всем любителям хорошего звука, в этой статье хотелось бы познакомить вас с Виктором Разеном из Москвы, от себя хочу сказать, что он человек хороший, настоящий аудиофил, ничего не боится, постоянно экспериментирует со звуком.
— Когда вы впервые услышали музыку?
История про музыку всегда заставляла меня восхищаться детищем советских звукоинженеров и иногда впадать в детство. Помню себя в возрасте лет так 3.5, когда у отца стояла стойка из «Радиотехника», и те самые красные наушники, в которых очень любил слушать музыку.
А эти пластинки, они меня завораживали. И слушая их, я не хотел ничего делать и ходить в детский сад. Да, да, Вы правильно меня поняли. Я категорически отказывался идти туда, потому что папа купил новую пластинку со сказкой Робин Гуд. Мы часто с папой оставались одни и слушали вместе музыку. Было громко и весело, и это все из прошлого, прошлых 90-х годах.
— Расскажите, про свою авторскую систему, как долго вы её собирали, из чего она состоит. Акустика усилитель, источник?
Оу, эта целая история, состоящая из множественных иллюзий. Пожалуй, ради этого стоит потратить время и рассказать, как это все было и начну в обратном порядке.
начало акустики
лабиринт рогожина — начало 1
Итак, начнем. Уже во взрослом состоянии, имея трех потрясающих сыновей, очень часто слышал, как они «дрались» из-за телефона и телевизора ради того, чтобы послушать музыку и посмотреть клипы. Каждую ночь я слышал, как тихонько играет музыка. Одновременно и одновремЕнно меня это злило и забавляло, ведь мальчики растут и им нужно уже начинать прививать вкус к ПРАВИЛЬНОЙ МУЗЫКЕ.
лабиринт рогожина — начало
Обратившийся к своему коллеге по работе, и зная., что он занимается гитарами и делает это очень даже хорошо. Я спросил у него: «Алексей, что посоветуешь»? Конечно, Уважаемые читатели, реакция на мой вопрос была выражена громким, дружественным смехом, впрочем, наверное как и у Вас сейчас. Ведь советовать звук – это как советовать лучшему другу какую жену выбрать и, сейчас Вы поймете почему. Мне удалось приобрести акустику 35 АС 212.
Это знаменитые в СССР колонки С-90. Приобрел, а они не играют. Мне слышаться Ваш добрый смех сквозь слезы, задавая мне вопрос: а где же усилитель?
Radiotehnika-S-90
Конечно, спустя долгое время и от отмотав годы назад, я вспомнил ту самую отцовскую стойку «Радиотехника». Даже удалось вспомнить название и марку того «уся». И, наконец-то я его купил, подсоединил провода и…вуаля, появился звук.
лабиринт рогожина корпус
Скажу Вам честно, мои уши стали подстилкой для медвежьих лап, ведь с мои ушами это было — ВАУ. Вот теперь Вы поняли почему советовать звук людям — это как советовать лучшему другу какую жену выбрать.
Позже купил ресивер ямаха, начал разбираться дальше — с чем это едят и что внутри.
Выбрал себе время и начал рассекать просторы интернета, читать много статей, авторов Советского времени, даже умудрился достать журналы Радио. Вы представляете, как я далеко зашел, правда? И в этих без крайних просторах нашелся человек, который развеял мои иллюзии и направил на путь истинный и этот человек Александр Левчук. Только мне одному сейчас вспомнилась притча о блудном сыне?
лабиринт рогожина — демпфирование
Левчук Александр Николаевич
Не стану вводить Вас всех в заблуждения, но спусти 7 месяцев общения с Александром и его командой, у меня начались рождаться мысли о своей акустической системой. Я понял, что моя система должна быть уникальной и не похожа ни на какую. Да, да, те иллюзии прошли и начались новые мысли более правильные, дерзкие и жажда это всё употребить.
Прошло еще 4 месяца и в моей голове наконец-то преобразилась понимание, чего я хочу и, что у меня выйдет.
Акустика Лабиринт Рогожина как сделать акустику лабиринт
Акустическое оформление Лабиринт Рогожина на базе НЧ динамика 30 ГДН -2. Многие из читателей моего интервью уже знакомы с понятиями в звуке таких как Акустическое оформление и, многие из Вас слышали и знают насколько она хороша.
Акустика лабиринт
лабиринт рогожина 3
лабиринт рогожина 2
Вот теперь у меня начались «головные боли». Сам себе говорил: нельзя делать ошибок, повторял пословицу о семи раз от мерь и один раз от режь, и так продолжалось 2.5 месяца.
Но самое сложное было – это акустические фильтра. Вот тут я прошел весь курс обучения за 10 дней, изучил все, что только можно.
оформление лабиринт рогожина
В основу акустического фильтра легла идея от акустики 35 ас 212.
Схему не менял. Только серьезный апгрейд: конденсаторы к73-16, к 74-4п и мундорф, катушка и резисторы джансеры. Корпус из фанеры 16 мм. Передняя 20 мм. Две середины Alphard ETP1300S2 и P.Audio PHT-407 ВЧ-драйвер с рупором и расположение динамиков по системе д’Апполито. Внутри разводка кабеля QED, на НЧ серебро/медьO
лабиринт рогожина внутри
FC. Источник ПК, ЦАП pсm 500, а также усилитель гибридный 30Вт/4Ом., межблочка кабель и конекторы RSA «Чернов»
лабиринт рогожина — шпон
Внешний вид: шпон, двух компонентный лак высокого класса. Шипы из титанового сплава на блинах, внутри кварцевый песок. Предусмотрены подставки из искусственного камня. Изготовление корпусов происходило на станках ЧПУ и собиралась колонки в ручную.
лабиринт рогожина динамики примерка
Вот пожалуй и все из чего состоит моя система, Уважаемые читатели.
Скорее всего Вы спросите: а как же звук? Вы правы, звук тут самое интересное. Сцена динамичная и просторная, четкий и упругий бас, две середины дают богатый вокал, вч передают чистоту так, что закрывая глаза, вы понимаете, что рядом с Вами играет концерт.
лабиринт рогожина динамики
Я сделал несколько видео, включите на своей системе и послушайте. Считаю и думаю, Вы оцените этот звук. Прослушивание треков было в высоком качестве в формате flaс.
лабиринт рогожина сбоку
лабиринт рогожина оформление
лабиринт рогожина дины
В настоящее время плотно занялся расчетом фильтра и в ближайшее время Вы, Уважаемые читатели сможете его услышать и возможно увидеть в живую. Многих это может огорчить, однако, для жителей Москвы это возможно организовать.
лабиринт рогожина с фильтрами
лабиринт рогожина бок
лабиринт рогожина
Хотелось бы проявить огромную благодарность людям, которые помогли мне проявить первые шаги в Мир звука, сопровождая меня в правильном направлении и привить любовь к звуку:
- 1. Александр Левчук – техническое сопровождение: цап РСМ 500 ЗМ, усилитель гибридный, консультации по звуковой технике.
- 2. Степан Боровиков – знаток винтажных систем.
- 3. Дмитрий Гладской – неприлично талантливый человек разбирается в усилителях.
- 4. Головин Павел – консультация.
- 5. Лаврищев Дмитрий – эксперт в области звука.
Вы всегда можете обратиться к данным людям. Они всегда Вам подскажут и помогут.
— Что вы хотите пожелать читателям сайта «Звукомания»?
Скажу одно!- сколько людей, столько и мнений, столько же и ушей.
Ищите свой звук, экспериментируйте, изучайфте, творите, слушайте и Вы поймете, какой же это кайф для Вас и Ваших близких.
Я всегда смогу поделиться с Вами, подсказать.
лабиринт рогожина акустика готовая
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Если вы являетесь производителем, импортером, рекламодателем, дистрибьютором или агентом в области качественного воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, пишите в
ВК или ОК или ИНСТА или по эл. почте: anl555@bk.ru
Источник
Акустическое оформление лабиринт (четвертьволновой резонатор)
Корпус с лабиринтом позволяет избежать акустического «короткого замыкания». Наиболее распространение этот вид АС за рубежом, где его называют линией передачи (transmission line). Задняя сторона диффузора сообщается с окружающей средой через сложенную трубу прямоугольного или круглого сечения (волновод). Площадь этого сечения должна быть равна эффективной площади диффузора. Лабиринт заканчивается выходным отверстием на одной из стенок корпуса. Желательно, чтобы длина лабиринта была равна половине длины волны на нижней граничной частоте рабочего диапазона АС, благодаря чему излучение звука выходным отверстием лабиринта будет совпадать с излучением звука передней стороной диффузора по фазе, что улучшит передачу низких звуковых частот.
К примеру, если АС должна воспроизводить звук с частотой 50 Гц (длинна волны 6,8 м, половина длины волны 3,4 м), то нужно, чтобы длинна выпрямленного лабиринта равнялась также 3,4 м. Размеры корпуса можно уменьшить, если увеличить число коленьев лабиринта. Внутренние стенки лабиринта покрывают звукопоглощающим материалом, например слабо набитыми стегаными ватными матами.
Пример конструкции АС такого типа в разрезе:
23 комментария: Акустическое оформление лабиринт (четвертьволновой резонатор)
Очень полезная статья. Отвечает на 90% потенциальных вопросов.
Год назад я настраивал 3-полоску на основе лабиринта Рогожина , динамики все были для автозвука, дорогие и качественные. Пробная настройка показала невиданно ровную ачх на басу, очень протяженную , с очень низкой частотой среза, там было что-то герц от 40, дальше полка до 2 кгц. Причём, ачх практически не менялась с расстоянием до колонки, редкий случай.( Обычно у колонки все неплохо, но на метре-двук ачх ужасная.) Очень быстро вырулил три полосы с отменным звуком. хозяин колонок -сам профессиональный музыкант- долго благодарил, был очень доволен результатом, оставил на вегалабе тёплые отзывы автору идеи Рогожину – и мне, скромному настройщику , работнику микрофона.
Здравствуйте! Вопрос к Александру Рогозину. Посоветуйте схему фильтра для Вашего лабиринта. Корпуса сделал. Динамики такие 75 ГДН 3-4, 30 ГДС 1м8, 10 ГД 35 Б. В своей статье Вы обещали тему фильтра осветить. Спасибо.
Напишите ему на почту, здесь он вряд ли ответит.
Рогожин обитатель Вегалаба .
Правильно ли я понимаю, что четвертьволновой резонатор-это “усеченный” вариант полуволнового резонатора с меньшим КПД по сравнению с последним? Т.е. можно также рассчитать полуволновой лабиринт и отдача будет выше?
Итак, тема ЧВ. И тут же, в первом и втором абзаце: ” половине длины волны”. Это – непорядок (С)! Определитесь, пожалуйста. Полуволновой лабиринт даст резонанс, если его конец будет закрытым (та же комната резонирует на длине волны/2), а ЧВ – резонирует с открытым концом (как в ОЯ).
Или я могу ошибаться? Время позднее.
В древних справочниках четвертьволновый резонатор и не упоминали (может не знали))). Ограничивались корпусом с лабиринтом. Длина которого должна быть в половину длины волны, дабы излучения динамика и отверстия трубы совпадали по фазе. В.К.Иофе, В.Г.Корольков, М.А. Сапожков “Справочник по акустике” 1979г. стр.182
Древние инженеры (60 , 70 , 80е годы) всё знали. λ – это расстояние, на которое волна распространяется за один период (T) в метрах. Это касается радио и телевизионных антенн и звуковых волн. И это проходили в институте связи. Есть и формулы и расчёты. Экзамены сдавали. И ответ на вопрос: Если в размер устройства укладывается λ то эффективность принимают за единицу. Если λ/2 то и эффективность 1/2. Если λ/4 то и эффективность 1/4. И т.д. Но эффект на кратности всё равно есть. И резонанс есть. Но амплитуда падает. А если кратности нет то амплитуда падает ещё круче. Это и есть ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – способность выделить одну частоту и ослабить остальные. Вот мы и выделяем самые низкие частоты и их усиливаем.
Воистину так. Волновой диполь самый эффективный, но сложен в согласовании, высокоомный, а полуволновой- проще, 75 Ом или 300 Ом и есть нулевая точка, за которую крепить удобно.
А четвертьволновой штырь- фактически выродок полуволнового вибратора с домысленной противоположной частью.
За счет суммирования от обеих сторон диффузора плюс резонанса самой трубы получаем могучий эффект на низу. Но дальше все портят кратные резонансы, от которых нужно избавиться, а это ой как непросто, особенно когда строится по понятиям.
Как-то законспектировал про работу лабиринта . Делюсь.
Лабиринт.Частота настройки лабиринта, при котором его средняя линия L равна половине длины волны излучаемой частоты, равна
F=170 делить на L. Где F частота настройки Гц.L -длина лабиринта в метрах.
При этом наступает резонанс трубы и ее открытый конец излучает синфазно с передней стороной диффузора.
При длинах волн, кратных 0,75 резонансной частоты, наступает антирезонанс и снижение давления. Обычно антирезонанс совмещают с резонансной частотой динамика и этим подавляют резонансный пик .С учетом сказанного, длина лабиринта становится такой L= 225 делить на Fs.
Ясен пень, что полуволновой резонатор открыт с другого конца трубы и синфазно работает с динамиком. А ЧВР закрыт и излучает только диффузор. Остальное прессует воздух внутри трубы и порождает местечковые резонансы.
Так понимаю. что в лабиринте Рогожина есть четвертьволновой аппендикс, выравнивающий ачх излучателя . Может по этой причине и прилепился к нему этот ЧВР.
В данном случае при лабиринте 1/2 длины волны эффективность равна 1
В приведенном случае лабиринты длиной от 1/4 до 3/4 длины волны будут складывать амплитуду колебаний с разным кпд для данной длины волны, близким к ней и кратным ей. Но рассматривать такое решение для широкополосных АС я бы не стал по причине резонансных пиков и провалов (избавиться от них демпфированием лабиринта можно лишь в той или иной степени), а так же существенной задержке колебаний ны выходе лабиринта на частотах выше рассчетной. Для узкого сабвуферного диапазона вполне себе вариант. Лишний раз убеждаешься после таких статьей, что лучше закрытого ящика для ровного АЧХ еще ничего не придумали.
Знаете, я бы согласился с вами. Но измерив лично АЧХ и выслушав подачу того лабиринта по Рогожину на Полк Аудио, крепко призадумался. Потому как такой ровной и протяженной басовой полки я не видел никогда ранее. Звук внушает.
Правда, комната просторная, не каморка. видимо, отсюда и результат. Как говорится, по Хуану и сомбреро.
Да похуано то самбреро, если АЧХ мерили не в заглушенной камере. Про субъективное восприятие спорить не стану, оно имеет право быть.
Можно подумать, что вы лично участвовали при замерах в безэховой камере и понимаете разницу между там и между в комнате. И будете смеяться, но колонки делаются для озвучивания помещений с людями, а не безэховых камер.
Свою машину вы наверняка проверяете на стенде в автомастерской, а не на дороге с ухабами. Безэховая- тот же стенд.
Измерять в заглушенной камере можно и нужно, вот только жить там, даже ради прослушивания настроенных там колонок – затруднительно.)))
Измеренные в безэховой камере АС с ровным АЧХ имеют больше шансов верно передать звук в реальной комнате прослушивания с рекомендуемой площадью (объемом). Также можно предпринять хотя бы простейшие известные меры для предотвращения возникновения стоячих волн. Для особо “искушенных” аудиодрочеров вплоть до демпфирования слухового канала овечьей шерстью и коррекции формы ушных раковин.
Стоячие волны в помещении досаждают в основном на низких частотах , частоты повыше быстренько успокаиваются мебелью ,драпировкой и ковриками. И комнатными резонансами на низу корежатся и дешевые мультимедийные скворечники и распонтованные студийные мониторы. Другое дело- что выбрать для себя: на этапе строительства дома вложиться в специальную комнату для прослушивания либо подобрать домашнюю систему, способную без воя и гудения озвучить обычную каморку. Что проще и дешевле.
Андрей, подскажите в какой графе паспорта акустических систем есть указания на площадь (объем) помещения в которых они должны применяться. Также интересует ваше мнение по поводу изобретения и применения графических и параметрических эквалайзеров и прочей корректирующей электроники, особенно сейчас, когда задача: получить с источника полновесный сигнал – не вызывает особых затруднений.
Добрый вечер всем форумчанам!
Прочитав комментарии, сразу вспомнил институт и предмет АФУ с антеннами, длинными линиями и телеграфными уравнениями…
Считаю не совсем корректно (а точнее, совсем не корректно) сравнивать эффективность излучения линейных вибраторов радиочастотных систем различной длины (четверть волны, полуволновых) с эффективностью излучения акустического лабиринта, ибо излучает не сам лабиринт (хоть полуволновый, хоть четвертьволновый), а его выходное отверстие, которое подобно легкой поршневой диафрагме порождает сферическую звуковую волну.
Нет смысла доказывать, что наш лабиринт это длинная линия с распределенными параметрами. Волновое сопротивление такой линии равно произведению плотности воздуха на скорость звука и на площадь сечения лабиринта.
Если линия однородна и нагружена на сопротивление, равное ее волновому сопротивлению, то линия считается согласованной и в ней распространяется только бегущая волна.
Неоднородность нашей четвертьволновой линии в виде открытого порта (то есть связи с окружающей средой) порождает отражения (резонансы), частоты которых (основной тон и обертоны) будут соответствовать длине конкретного лабиринта.
В общем случае, нагрузка нашей четвертьволновой линии-лабиринта комплексная и содержит активную и реактивную составляющие.
Убрав все выкладки, получаем, что при резонансе на основном тоне, активная составляющая входного импеданса четвертьволнового лабиринта частотно-независима и равна произведению плотности воздуха на скорость звука и на площадь сечения. Реактивная часть входного импеданса частотнозависима и “бежит” к нулю при уменьшении длины волны (возрастании частоты) и при увеличении расстояния от порта “до слушателя”.
Кроме того, помним, что четвертьволновый отрезок длинной линии подобен параллельному контуру на сосредоточенных параметрах (LC – контур) и на резонансной частоте обладает максимальным сопротивлением.
Источником энергии для резонирующего ЧВР служит динамик, который и подпитывает резонирующий лабиринт энергией.
Поэтому, когда народ пишет, что “ЧВР закрыт” (очевидно на резонансной частоте) и “излучает только диффузор”, то это не так: при настройке четвертьволнового лабиринта на резонансную частоту динамика, как раз интенсивно излучает отверстие лабиринта, а амплитуда колебаний диффузора минимальна и динамик излучает очень слабо. А вот “местечковые резонансы” (по-моему это обертоны трубы, открытой с одного конца) имеют место в любой трубе, как в полуволновой, так и в четвертьволновой и с ними справляются укладкой стенок лабиринта ЗПМ.
По-моему, делать полуволновый коленвал, чтобы сдвинуть фазу на 180 градусов – дело хлопотное в смысле габаритов, а вполовину короткий ЧВР в нашем случае – “самое оно” для поклонников лабиринта.
Что касается “четвертьволнового аппендикса, выравнивающего АЧХ излучателя”: это не “аппендикс” и его длинна не равна четверти длины волны. На самом деле инженер Рогожин в своём четвертьволновом лабиринте “просто” сместил НЧ динамик относительно начала ЧВР лабиринта на одну треть его длины, чтобы подавить первый (и самый низкочастотный) обертон, частота которого равна 3c/(4L). Этот самый низкочастотный обертон (относительно более высокочастотных 5c/(4L), 7c/(4L), 9c/(4L), …), который наиболее трудно задавить ЗПМ. Более высокочастотные обертоны начинает более-менее эффективно глушить ЗМП.
На условия возбуждения нашего ЧВР на основной частоте “такое” смещение динамика, равное одной двенадцатой длины волны (соответствующей основной частоте лабиринта), практически не влияет, а для волны, длина которой соответствует первому обертону, условия возбуждения из-за отражения от закрытой стенки ЧВР (фазовый набег) будут другие. В итоге, на выходе лабиринта колебания с частотой первого обертона будут сильно ослаблены.
Всем доброго здоровья от Распони!
Чудно изложено. Все понятно, как на лекции, спасибо.
Как говорится, дело ясное- что дело темное.
Источник