- Наушники для квадрафонии. Основные понятия
- Что такое квадро музыка, и Почему от нее отказались во всем мире
- 1. От стерео к квадро
- 2. В чем причина отсутствия спроса
- Советский HI-FI и его создатели: наушники для одной пластинки или забытая история Электроника ТДК-3 “КВАДРА”
- Начало
- Японские наушники от советской оборонки
- Убийственная эргономика и другие особенности
Наушники для квадрафонии. Основные понятия
Еще одним способом повышения качества звучания наушников является четырехканальное звуковоспроизведение (квадрафония), преимущества которого перед стереофоническим воспроизведением заключаются в уверенной локализации звуков по глубине, ощущении «атмосферы зала» и увеличении площади, на которой проявляется квадрафонический эффект. Квадрафонический проигрыватель имеет четырехканальный усилитель и четыре громкоговорителя, которые располагают обычно по углам комнаты. Два передних громкоговорителя называются левым и правым фронтальными, два задних левым и правым тыльными.
Для того чтобы получить квадрафонический эффект при использовании головных телефонов, в каждом корпусе (левом и правом) располагают под определенным углом по две головки преобразователя (рис. 1), каждую из которых подключают к соответствующему переднему и заднему каналам усилителя. Головка переднего канала направлена прямо в слуховой канал, а головка заднего канала несколько смещена за ушную раковину, поэтому высокочастотные сигналы этой головки воспринимаются ослабленными, что имитирует прослушивание в реальных условиях. Восприятие квадрафонического эффекта в квадрателефонах основано на сложных физиологических особенностях нашего слуха, которые еще не изучены до конца. Очевидно, внешнее ухо представляет собой более сложный аппарат, чем просто раковина, соединенная с барабанной перепонкой.
Рис. 1. Разрез корпуса квадрафонического головного телефона
1 – головка переднего канала; 2 – головка заднего канала;
3 – амбушюр; 4 – корпус.
При пользовании квадрателефонами последние поворачиваются вместе с головой слушателя, поэтому движения головы не позволяют локализовать, источники звучания. В этом заключается основной недостаток квадрателефонов по сравнению с громкоговорителями. Но, несмотря на это, квадрателефоны создают превосходный «эффект присутствия».
Квадрафонические головные телефоны подключают к квадрафоническим устройствам с помощью 5-проводного гибкого шнура и двух штепсельных разъемов. Схема соединения головок в четырехканальных телефонах приведена на рис. 2. Если переключатель В1 установлен в положении «стерео», то обе головки в каждом телефоне соединяются параллельно, и телефоны можно подключить к обычному стереофоническому устройству. В некоторых моделях квадрателефонов головки устанавливают перпендикулярно слуховой раковине, тыльными сторонами друг к другу. Такое расположение в сочетании со специальным электронным устройством улучшает восприятие пространственного эффекта.
Рис. 2. Схема соединения головок в четырех канальных телефонах
Источник
Что такое квадро музыка, и Почему от нее отказались во всем мире
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В течение 65-ти лет стереозвук широко применяется и остается востребованным во всем мире, чего нельзя сказать о квадро звуке, который так и не прижился. Такой результат стал неожиданностью абсолютно для всех его разработчиков и производителей. И для этого есть свои причины.
Зафиксированным фактом самого первого применения эффекта стерео в звучании датируется 1881 годом. В Париже на электровыставке были оборудованы специальные кабинки. Посетители могли прослушать оперу в наушниках в формате стерео. В здании оперы специалистами было установлено два мощных микрофона. Звук транслировался при помощи двух линий телефонного назначения на наушники по отдельности. Очевидцы, посетившие мероприятие, были поражены такими возможностями. К сожалению, осуществить запись было нельзя.
1. От стерео к квадро
В начале двадцатого столетия на регулярной основе в сфере записи стереозвука проводились различные эксперименты. Но применяемые технологии были не только очень сложными, но и дорогостоящими.
Интересно то, что первой стерео-аппаратурой, выпускающейся серийно, оказался магнитофон. Его изобрели намного позже после появления проигрывателя с грампластинками. Стереомагнитофоны первой стала производить фирма из Америки RCA в 1955 г. В 1958 г., спустя еще три года, было налажено производство стерео-грампластинок и, соответственно, проигрывателей.
В течение почти десяти последующих лет моно и стерео существовали параллельно и даже не конкурировали. Моно считалась аппаратурой бюджетного класса и была доступной всем. Стерео имела более высокое качество, а значит и цену. Ее могли себе позволить люди с более высоким достатком.
К концу шестидесятых годов прошлого столетия ряд производителей пришел к выводу, что пора налаживать выпуск еще одного типа устройств – таких, которые бы воспроизводили квадро звук. Причиной принятия этого решения стало не слишком уж хорошее качество аппаратуры, а желание получить определенную прибыль. Создатели решили, что если стерео нашло своего потребителя, пусть и не сразу, то и с квадро ситуация будет аналогичной. Но на этой новинке заработать можно будет больше.
Чтобы делать квадро запись, необходимо наличие четырех каналов. Они есть и в стереомагнитофонах – два в одну и два в другую сторону. По большому счету, нужно слегка переделать обычный стереомагнитофон, чтобы он стал квадро.
Ну а так как места для дополнительных двух каналов не было, создатели пошли на хитрость. Компании JVC (Япония) и RCA (США) разработали стандарт CD-4 – достаточно интересное решение. Его принцип заключается в том, что на каждый из каналов пластинки производится запись полосы частот 20 Гц-40 кГц. Полоса поделена на два фронтальных стереоканала с частотой 20 Гц-15 кГц. С помощью модуля на полосу с частотой 18 кГц до 45 кГц перенесли тыловые каналы (тоже стерео). Это FM-PM-SSBFM модуляционный тип.
В Columbia Records был разработан «Stereo Quadraphonic». Этот стандарт подразумевал запись на стерео-дорожки комбинированных данных, которые состоят из сигнала фронтальных и тыловых каналов (сдвиг на девяносто градусов). Не лучшее решение, так как межканальное затухание было только 3 Дб. Со временем, конечно, получилось повысить до 12 Дб, но и это не намного лучше. Плюс ко всему, появились сложности с декодированием после того, как комбинированный сигнал передастся по эфиру.
Естественно, заработать хотели абсолютно все производители, поэтому они с энтузиазмом начали заниматься разработкой и выпуском новых усовершенствованных моделей усилителей этого типа.
Не осталась в стороне и советская радиопромышленность. В Союзе появились первые образцы «Феникс-002-квадро» (усовершенствованный до определенного уровня проигрыватель), Электроника ТДК-3 «КВАДРА» (наушники), «Юпитер-квадро» (практически те же, но доработанные магнитофоны и усилители).
2. В чем причина отсутствия спроса
Если в течение небольшого промежутка времени серийное производство усилителя осуществлялось, то все другие разработки были отложены, пока не появится спрос на этот тип звука в Советском Союзе. Но у нас он так и не появился.
В других странах ситуация была не лучше. Даже супер-дорогая реклама не сделала свое дело. Ажиотажа с продажами не было. Можно предположить, что проблема была в том, что при низком эффекте прослушивания цена аппаратуры была слишком высокой.
В сухом остатке мы имеем около десяти лет раскрутки, множество моделей аппаратуры высокого класса, колоссальные затраты и отказ от стандарта. Ситуацию не исправил и Dolby Digital 5.1 (еще один стандарт). Домашние кинотеатры были интересны в момент выпуска, но о них постепенно забыли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Советский HI-FI и его создатели: наушники для одной пластинки или забытая история Электроника ТДК-3 “КВАДРА”
Сегодня кого-либо сложно удивить многоканальным объемным звуком. Чуть меньше людей знают о наушниках 5.1 и 7.1, которые иногда используют геймеры. При этом история появления многоканального портативного звука остается несправедливо забытой.
Дело в том, что в 1970-е годы появились первые квадро записи, что в свою очередь потребовало аппаратуры для их воспроизведения. Логичным шагом стало производство соответствующих усилителей, акустических систем и, что неожиданно, наушников.
На период короткого интереса к квадро в СССР появилась и дошла до серийного производства собственная модель наушников такого типа — «Электроника ТДК-3 ”КВАДРА». Их выпуск достаточно быстро прекратили. Между тем, к концу 70-х именно эта модель, наряду с серией “ЭХО” и изодинамическими ТДС-7, стала одной из первых в СССР, соответствующей HI-FI стандарту. Под катом об истории квадронаушников в ССCР и не только.
Начало
Итак, как я уже рассказал, всё началось с того, что в 70-е звукозаписывающие компании и производители аппаратуры вдруг решили, что стереозаписи себя исчерпали и нужно нести квадро в массы. Часть произведений стала записываться в квадро, а для воспроизведения оных записей американские, европейские и японские производители стали создавать соответствующие девайсы.
Ядром квадросистем стали усилители, ресиверы, магнитофоны и проигрыватели, к которым можно было подключать АС и квадронаушники. Последние стали особым шиком в техническом арсенале меломанов и аудиофилов того времени. За короткие 5 — 7 лет глобального интереса квадро в мире было создано около 50 экспериментальных и серийных моделей квадронаушников. Интересно, что некоторые из них либо создавались под конкретный усилитель, либо вообще поставлялись вместе с усилителем или ресивером в качестве бонуса.
Легендарный квадро ресивер Marantz 4400, для работы с этим устройством разрабатывались наушники ELEGA DR-147Q, которые стали основой для советской разработки
Мне удалось насчитать более 30 моделей, которые пользовались относительным спросом. Для интересующихся и коллекционеров привожу список (практически всё доступно на ebay по вменяемым ценам):
PANASONIC EAH-41, TOSHIBA HR-40, PIONEER SE-Q404, JVC 5944, KOSS (K 2+2, K-6LCQ, PRO 5Q), ELEGA DR-147Q (FISHER DR-147Q), ASAKA HA 50, BAYCREST HB 4000, CAPEHART CH-4C, CRAIG 9418, CHO HS-4000, ELECTRA QHP44, ELECTROPHONIC OH-4, FUTURA 4-channel, GENERAL ELECTRIC H-28, INTERNATIONAL ELECTRONICS CIS-4000, LAFAYETTE F-4400, MEP O4-H, MGA XHP-40, MURA QP-280, NEW MARK HV-401GS, REALISTIC 33-1016, SANSUI QH-44, SEARS 4-channel, SONIC IV, SOUND MD-40DA, MD-401BD, SOUNDESIGN 351, SOUNDLITE SH-4CH, STANTON Sixty Five-Four C,SUPEREX QT-4, VANCO HF-6, VECOR 871, VPI HS-4000, ZENITH 839-35.
Такое внушительное количество моделей говорит о востребованности тенденции.
Совершенно естественно, что тренд был замечен в СССР, где в то время стремились довести до ума товары широкого потребления, в частности, аудиотехнику. Несмотря на фактическое отсутствие квадрозаписи в СССР, производители наушников решили сработать на опережение.
Японские наушники от советской оборонки
Для создания новых наушников выбрали по традиции полуоборонное предприятие ПО «Агрегат» в г. Саратов. Там же по соседству на радиотехническом заводе № 887 (НПП “Контакт”) немного позже освоили изодинамические ТДС-5. Я не уверен, но предполагаю, что делал это один и тот же коллектив инженеров, а “Агрегат” и “Контакт” — названия одного и того же предприятия в разное время, если я ошибаюсь, то поправьте меня в комментах.
Навело меня на эту мысль два обстоятельства: первое — оборонный характер предприятия (сомнительно, что два оборонных предприятия одинакового профиля будут размещать в одном городе), а второе — это то, что и ТДС-5 и «Электроника ТДК-3 “КВАДРА” были в той или иной степени клонами наушников из Страны восходящего солнца. У меня создалось впечатление, что именно в Саратове занимались освоением японских девайсов в свободное от военпрома время. Логично было бы делать это одним коллективом на одном предприятии.
В качестве основы для будущей разработки были использованы два японских образца, уже известных к тому времени. Наибольшее количество акустических и дизайнерских решений позаимствовали у ELEGA DR-147Q (FISHER DR-147Q на рынке США), в частности, расположение динамиков, форму чашек и прочие нюансы акустического оформления.
Некоторые конструктивные особенности клонировали у PANASONIC EAH-41.
Первые серийные образцы увидели свет в 1979-м году.
Для наушников использовали традиционные 4 динамических излучателя 0.25ГД-10, которые с учетом акустического оформления позволяли получать качественный по советским меркам звук.
Так, характеристи вполне отвечали требованиям HI-FI стандарта, что советскому человеку казалось чем-то сравнимым с космическими технологиями.
В целом характеристики чудо-наушников были следующими:
- паспортная мощность (советский аналог RMS): 100 мВт;
- сопротивление входа: 8 Ом.
- диапазон рабочих частот: 20 — 20000 Гц;
- коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц и уровне звукового давления 94 дБ: около 1%;
- масса: 0,8 кг;
- стоимость: 50 рублей (1979 год).
50 рублей — это почти невменяемые деньги для советских полноразмерных наушников. При этом нужно отметить, что оригиналы в Японии и США стоили дороже, даже если рассматривать неофициальный курс доллара.
Убийственная эргономика и другие особенности
Можно смело говорить о том, что эти наушники в первую очередь погубила эргономика. Впрочем, это касалось и многих западных образцов. Если ещё за 10 лет до этого потребитель был готов терпеть мучения ради “божественного звука”, то к концу 70-х даже закаленный “в боях” с отечественной бытовой аппаратурой советский человек хотел чего-нибудь относительно комфортного.
Но эргономика и наушники весом почти килограмм — это вещи слабосовместимые. Советский потребитель за вменяемое качество звука смог бы простить устройству практически полное отсутствие квадро записей, да и, прямо скажем, не слишком выраженный квадро-эффект. Полагаю, что советский народ обошелся бы и т.н. псевдоквадрофонией, радуясь высокой плотностью звука и большому объему чашек, но 800 грамм на голове…
Еще в суровых саратовских квадронаушниках удобный переключатель, который стоял на японском оригинале, ввиду конструктивной сложности, заменили на специальные переходники. Их использовали для того, чтобы обеспечить возможность прослушивать что-либо в стерео и моно режимах.
Большинство японских и американских “квадроушей” оснащались двумя стререоразъемами типа Jack. В отличие от них „Электроника ТДК-3 “КВАДРА” подключалась к гнезду СГ-5 (DIN5), что исключало путаницу с фронтальными и задними каналами при использовании Jack-штекеров.
Советский усилитель “Юпитер — квадро»
Интересно, что, когда принималось решение о серийном выпуске квадронаушников, в СССР уже существовали квадрофонический магнитофон, усилитель и электрофон, а вот до появления первого квадровинила оставалась подождать ещё пару лет.
Единственный в СССР квадро электрофон «Феникс -002»
Первой и последней квадрозаписью на виниле в СССР стала пластинка кантри-группы “Яблоко”.
Первая и последняя советская квадрограмзапись, альбом группы «Яблоко»
Из-за чудовищной стоимости в 6 советских рублей (на фоне средней стоимости обычного лонгплея в 1,5 — 2 рубля) и низкой популярности записанного коллектива, она практически не продавалась. С тем же успехом можно было записать в квадро речи Леонида Ильича Брежнева.
Несмотря на рекламу «Электроника ТДК-3 ”КВАДРА» в журнале Радио (№ 9 за 1979 год) и всплеска интереса к квадрофонии, первые серии устройства были с большим трудом распроданы советской розничной сетью. Журнал писал о том, что наушники способны погрузить слушателя в атмосферу концертного зала, но всё было тщетно. В СССР квадрофония провалилась даже не успев начаться, в отличие от Японии и США, где в квадро многие компании успели утопить внушительные средства. Так или иначе их опыт был не напрасным, сегодня логическое развитие квадронаушников в виде 5.1 и 7.1 гарнитур активно используется геймерами.
Реклама
В нашем каталоге есть наушники, много, разных.
Источник