Кто делает колонки акустика

Разработка акустики: что делают звукоинженеры и можно ли создать акустическую систему своими руками

Сборка акустики на заводе Arslab — фото из нашего «Мира Hi-Fi»

В этом материале мы попытаемся разобраться в том, как создаются современные акустические бренды, в чем заключаются задачи звукоинженера и отдела R&D на производстве, и затронем тему создания «самодельной» акустики вместе с Юрием Фоминым, звукоинженером и инженером-конструктором акустических систем, чьи разработки лежат в основе мультимедийных систем под брендами Defender, Jetbalance и Arslab.

Производство акустики: уникальные разработки или сотрудничество с подрядчиками

Акустические системы известных производителей часто собираются из компонентов, которые компания покупает у поставщиков, а не производит сама. Это может быть связано с различными условиями, в которых создаются системы, и существующими в рамках этих условий ограничениями.

Например, при производстве ODM-продуктов лаборатория Юрия Фомина F-lab (сейчас F-lab или «Лаборатория Фомина» – это, фактически, R&D-отдел Аудиомании, под руководством которого выпускается бренд Arslab) часто бывает ограничена возможностями субподрядчика: тем, какие он готов предоставить динамики, корпусы и комплектующие. Для того, чтобы обзавестись уникальными инженерными находками, компаниям приходится тратить годы – важно не только придумать конструкцию детали или компонента, но и производить его (купить оборудование, правильным образом его настроить и обслуживать).

Бренды, производящие технику в относительно скромных партиях и продающие ее по умеренным ценам, просто не могут разом начать собирать акустические системы полностью из своих комплектующих – иначе стоимость их разработки и производства придется полностью переложить на покупателей. Кроме того, далеко не всегда такое производство оправдано – компаниям нет необходимости «изобретать велосипед», если есть те, кто давно специализируется в той или иной области:

Ты можешь штамповать мембраны для твитеров с какими-то секретными добавками. Но лучше всего их делает Dr. Kurt Muller. […] Я это к тому, что есть компании, непререкаемые по качеству изготовления. Они специализируются на этом и делают вещи высочайшего качества для всего мира. Понятно, что кто-то будет делать все сам […]. Но так хорошо у них может и не получиться

Зачем нужны звукоинженеры

Казалось бы, если использовать «чужие» компоненты и полагаться на возможности субподрядчика, производить акустические системы можно, не привлекая к работе своих инженеров и отдел R&D (а можно и собрать акустику самостоятельно в домашних условиях – но об этом чуть ниже). Это не так – компаниям необходимо конкурировать, выделяться на рынке, формировать собственную лояльную аудиторию – а для этого нужно «свое» звучание, даже если техника производится из стандартных элементов или к работе приглашаются субподрядчики. И для этого к работе с брендом привлекают опытных инженеров.

Читайте также:  Беспроводные наушники huawei freebuds pro как подключить

Из некоторого заданного «набора» элементов инженерам необходимо сложить идеальную картинку, которая еще и должна соответствовать маркетинговой стратегии компании. Например, делать продукт лучше, чем у конкурентов, но по сопоставимой цене. Юрий Станиславович вспоминает, что в таких условиях при работе над акустикой для бренда Jetbalance приходилось использовать недорогие компоненты не самого высокого качества – и для получения хорошего звука дорабатывать саму конструкцию.

Рабочий процесс на заводе Arslab — фото из нашего «Мира Hi-Fi»

Более того, инженеры обеспечивают и обратную связь с поставщиками – последние при этом могут менять характеристики компонентов в соответствии с потребностями бренда (именно поэтому Юрий Фомин отмечает, что работа над звучанием системы начинается уже на заводах поставщиков – и инженеры брендов могут влиять и на этот процесс тоже):

Нам повезло с Wavecor [компания-поставщик динамиков для акустики Arslab], они всегда адекватно отвечают на наши запросы типа: «Индуктивность нас тут не очень устраивает, поменяйте». Меняют, дорабатывают

Более того, инженерам приходится учитывать еще и то, как и где оборудование будет использоваться, в какой среде будет происходить прослушивание музыки – и в соответствии с этим корректировать звучание системы.

Акустика как хобби

Разумеется, все это не значит, что достойно звучащий аппарат нельзя собрать своими руками из имеющихся в свободной продаже компонентов – и не будучи при этом инженером высокого класса. Однако и тут есть несколько важных нюансов.

Для начала нужно определиться с целями. Их может быть две: создание системы «ради процесса» или работа на результат. В первом случае мы имеем дело скорее с хобби, во втором – с попыткой переосмыслить накопленный опыт, получить желаемое звучание.

И та, и другая цель вполне может увенчаться успехом: в первом случае получится своего рода «игрушка» – техника может звучать неплохо, на уровне среднестатистических параметров. Юрий Фомин не исключает, что в рамках этого подхода и даже в отсутствие специальных музыкальных знаний и большого опыта работы в индустрии можно сделать что-то, близкое по характеристикам к «серьезному» Hi-Fi:

Надо брать готовые разработки, которыми инженеры делятся в сети, и повторять их. Это будет иметь 90% успеха. Я не говорю 100%, потому что возможны разногласия в параметрах громкоговорителей, которые могут отличаться по партиям. Но 90% успеха можно достичь

Похоже на конструктор Lego для взрослых – стоит начать с повторения имеющихся решений, не внося изменения в электротехническую часть продукта:

По поводу «лезть в создание»: если человеку хочется заниматься творчеством, он должен это делать. […] Если человек хочет тратить время, это его хобби, ему это нравится, тогда пусть занимается

Проектирование громкоговорителей

Если же речь идет о более «серьезном» подходе, когда целью работы становится звучание или характеристики, отличные от того, что имеется на рынке, без специальных знаний не обойтись.

Человек должен быть инженером, по крайней мере, советской высшей школы. Почему советской? Инженер должен многое изучить. Кроме электротехники необходимо еще и материаловедение, теория машин и механизмов, сопротивление материалов. Это все используется при конструировании акустических систем

Важно и знание метрологии – в ней, по словам Юрия, нужно разбираться на уровне 2-3 семестров ВУЗа. Кроме того, крайне желательно иметь и музыкальное образование или опыт музицирования – это позволит почувствовать, какой именно звук нужен «на выходе». Сам Юрий Фомин подчеркивает, что его музыкальный вкус сформировался под влиянием работы звукоинженером на студиях звукозаписи:

У нас было много студийной работы, мы понимаем, как все звучит вживую. Да, пожалуй, у нас […] есть определенный вкус, привитый студиями, который мы и пытаемся воссоздать

Музыкальное образование или работа в этой индустрии – то, что лежит в основе историй популярных брендов, когда «основателю не нравилось существующая на рынке техника, и он решил создать что-то свое». Именно этот вкус к музыке, своеобразное понимание ее звучания и помогает сформировать требования к конечному продукту. Но такие истории успеха часто умалчивают о том, как реализовывалась идея – а для этого как раз и необходимы все те инженерные знания, о которых шла речь выше.

Страница товаров из категории «Сделай сам» на сайте Аудиомании

Более того, акустическая система в данном случае может восприниматься как точная математическая модель – акустическое оформление проектируется по определенному математическому алгоритму:

Изменение любого параметра эту модель сразу разбалансирует. КПД колонок в лучшем случае 5%, поэтому потеря даже одного процента — очень много. И этот процент легко потерять, если какая-то мелочь работает неправильно

Для того, чтобы спроектировать модель, мало разбираться в материалах, иметь базовые инженерные знания – нужно уметь правильно использовать специализированный софт для соответствующих расчетов. Сами сотрудники «Лаборатории Фомина» используют в работе продукты Leap и Clio для расчета и оптимизации параметров будущих систем.

Важность профессионального ПО в проектировании отмечает и Сергей Бать, автор книги «Любительские громкоговорители». Сергей Бать – пример инженера-любителя, который добился не только успехов в конструировании акустических систем, но и признания от представителей индустрии.

Сделать самому – действительно дешевле?

Популярно мнение, что такая «домашняя» разработка может звучать не хуже «покупной» и при этом обойдется дешевле. Это не совсем так. Юрий отмечает: даже если удастся сэкономить деньги на покупке комплектующих (по сравнению с приобретением готового продукта) и создать прилично звучащую систему, получится «экономия денег на собственном времени».

Сэкономить невозможно. Если вы экономите деньги, то теряете личное время, а если готовы терять время, – это можно рассматривать только как удовольствие

В целом, даже для сборки акустики по готовым схемам, необходимо время, знания и определенный опыт. Если речь идет о создании некоего уникального звучания (изменении параметров по сравнению с «готовыми решениями») – времени, знаний и опыта требуется на порядки больше. Юрий подчеркивает: опытные инженеры и разработчики тем и отличаются от любителей и новичков, что могут решать поставленные задачи относительно быстро и быть уверенными в конечном результате:

Сам по себе проект [от разработки модели до ее воплощения] сделать недолго, примерно год, куда войдет макетирование, прослушивание и внесение правок. Нам не надо сидеть годами и морщить лоб. Однако эта быстрота производства и есть квинтэссенция многолетнего опыта. Если ты за 20 лет научился рассчитывать проект за два дня, а раньше тебе бы потребовалось пара месяцев, то лишь потому, что ты этим 20 лет занимался

Получается, что если для самостоятельного создания системы нет времени и знаний, а покупка дорогостоящего оборудования класса High-End – слишком затратное мероприятие, то у потребителя нет возможности радоваться качественному звуку? Не совсем так: сам Юрий Фомин предлагает взглянуть на процесс выстраивания вокруг себя качественной экосистемы звука как на постепенное движение вперед.

Иногда стоит задуматься о приобретении устройств, которые будут ненамного, но все же выше классом, чем то, что клиент использует сейчас – разница между обновленной и «старой» версиями будет достаточно велика для того, чтобы какое-то время задержаться на этом этапе.

Иногда такое качественное преобразование может дать включение в «цепочку» устройств, например, ЦАПа или усилителя более высокого класса, иногда – изучение различных форматов аудио и дополнение вашей музыкальной библиотеки. Что до тех, кто предпочитает создавать акустику своими руками – полезные материалы об этом мы публикуем здесь.

Источник

Нельзя так просто взять и выбрать акустическую систему: более десяти экспертных гайдов, тестов и обзоров

Вновь обращаемся к экспертизе, собранной в нашем «Мире Hi-Fi». Ранее мы посмотрели, где производят аудиотехнику, рассказали о теории и практике DIY-акустики и настройке домашнего кинотеатра. На этот раз — решили поделиться с вами руководствами по теме подбора акустики.

Фотография: Jeff Sheldon. Источник: Unsplash.com

Как правильно выбрать акустическую систему. Эксперты «What Hi-Fi?» делятся рекомендациями и искрометными метафорами в гайде для тех, кто только начинает знакомиться с темой Hi-Fi-акустики. Для этого здесь есть все необходимое: глоссарий с базовыми терминами и важные нюансы, которые следует знать еще до начала подбора акустики, плюс — ответы на следующие вопросы. Как подойти к расположению акустической системы в интерьере с учетом размеров последнего. На какую акустику смотреть? Что нужно обязательно взять с собой в магазин на пробное прослушивание? Как общаться с продавцами? Здесь вы найдете комментарии по этим моментам и не только, а еще советы о том, как разместить акустику дома.

Активная и пассивная акустика: что лучше. Справочный материал от журналистов «What Hi-Fi?» поможет быстро разобраться, что к чему. Рекомендуем пролистать и изучить его, чтобы быть на одной волне с консультантами в магазинах, которые будут вам что-то рекомендовать. Если вы сами разберетесь в «теории», процесс подбора подходящей акустики будет в разы эффективнее.

Как выбрать колонки: дополнительные критерии. Двигаемся от общих моментов к частным — в заметке Barnsly вы найдете базовую классификацию акустики по стоимости, обсуждение различий и особенностей в зависимости от страны-производителя, пару слов о форм-факторе систем и подборе усилителей. Помимо этого — компактный рассказ о динамиках — о том, как они устроены, какой может быть конструкция диффузора, что есть из альтернативных типов излучателей и разных вариантов акустического оформления — так называемых «кабинетов».

На что смотреть. Издание «What Hi-Fi?» делится подборкой бюджетной акустически Hi-Fi-класса. Это избранные модели 2020-го: ELAC Debut B5.2 без запросов к расположению и с точным звучанием, еще более доступные DALI Spektor 2 и десяток других систем. Для каждой эксперты журнала приводят «паспортные данные» и делятся мнением о «плюсах» и «минусах».

Помимо этого мы опубликовали два компактных обзора: первый подготовили для колонок ELAC Debut Reference DBR62, а второй — для DALI Oberon 3. Еще рекомендуем изучить наш топ-5 акустических систем, сформированный на основе предпочтений клиентов «Аудиомании».

Тридцать две рекомендации для Sonos. Экспертный обзор возможностей системы мультирумных колонок — от интеграции с уже имеющейся акустикой до использования различных стриминговых сервисов. Как засыпать под музыку? Что нужно, чтобы слушать подкасты? Зачем нужна функция Trueplay? Как здесь работает голосовое управление? Можно ли подключить внешний ЦАП? На все вопросы отвечают эксперты издания «What Hi-Fi?».

Смотрим на беспроводные Denon Home 150/250/350. Специалисты SalonAV рассказывают о концептуальном повороте мультизонной линейки в сторону «классических» сменщиков HEOS. Они принесли с собой поддержку большего числа стриминговых сервисов, знакомые интерфейсы с новыми возможностями для расширения и прекрасную синхронизацию звучания. В материале — мнение о каждой из трех моделей и соответствующие «паспортные данные».

Инопланетные гости: Technics Ottava S SC-C50 и SC-C30. Изучаем эти аудиосистемы с помощью журналистов Stereo.ru. В этом материале они делятся своим видением того, что предлагают данные модели с точки зрения дизайна, юзабилити и звука. Здесь вы найдете огромное количество подмеченных нюансов, обсуждение технологической начинки вроде автокалибровки Space Tune и всего, что связано с синхронизацией и проигрыванием контента.

Особенности саундбара Sony HT-ZF9. Еще один обзор от Stereo.ru, включающий в себя экспертный анализ конструктивных моментов, многочисленных «коммуникативных возможностей» и различных режимов звучания системы. Как оценили Vertical Surround Engine? Справились ли «виртуальные колонки» с контентом в формате Dolby Atmos? Что показало прослушивание «хайрезов» с флешки? Выводы, достоинства и недостатки модели — по ссылке.

Два теста полочников: ELAC Vela BS 403 и ELAC Carina BS 243.4. Журналисты Stereo.ru подготовили пару детальных обзоров акустических систем известной немецкой компании. В первом представлена флагманская модель, разобраны ее конструктивные особенности и подробно описаны впечатления от прослушивания. Во втором — миниатюрные полочники, подходящие как для домашнего кинотеатра, так и для проигрывания самых разнообразных аудиокомпозиций. Что можно сказать об их звучании и специфике? Читайте в материале.

Как добавить сабвуфер к стереосистеме. Поможем дополнить полочные колонки или компактные напольники. Рассказываем, какие предложения на рынке стоит считать необходимым минимумом; что следует учитывать при подборе саба; какие есть достойные модели за разумные деньги; что нужно знать об интерфейсах, форм-факторе и позиционировании системы.

Лучшие колонки Bowers & Wilkins 2020 года. Обсуждаем бюджетные и премиум модели, полочники и напольники этого бренда вместе со специалистами «What Hi-Fi?». Здесь вы найдете восьмерку наиболее примечательных моделей с характеристиками и подробностями о том, чем они хороши и что может, наоборот, оттолкнуть покупателя. В подборке есть как акустика в районе тридцати, так и чуть менее доступные собратья за семьдесят с лишним.

Что еще посмотреть и почитать по теме:

Источник

Оцените статью