- От чего зависит качество звука в наушниках?
- Контакты
- Как зависит звук от типа наушников
- Какие характеристики за что отвечают, или что на самом деле имел в виду производитель?
- Сопротивление
- АЧХ
- Формат звука
- Диаметр динамика
- Чувствительность
- Уровень гармоничного искажения
- Слушают не цифрами, а ушами
- Настройка интегрированной звуковой карты Realtek (High Definition Audio) @ Windows Vista/7/8/10
- Пролог
- 1. Ликбез
- 2. Что мы имеем
- 3. Установка ПО
- 4. Настройка драйверов
- 5. Настройка foobar2000
- 6. Воскрешение трехмерного звука и аппаратного микширования
- Эпилог
От чего зависит качество звука в наушниках?
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
На связи снова Марк Авершин! Сегодня я задумался: что лучше, дорогие наушники-затычки, или средние стереотарелки? От чего вообще зависит качество звука, кроме сборки и динамиков?
Эта статья будет полностью о том, в чем измеряется качество звучания наушников и что на самом деле на него влияет. Без купюр и маркетинговых фишек. Поехали!
Как зависит звук от типа наушников
Обычно выбирая наушники, пользователь смотрит на мощность, басы, частотный диапазон и удобство самой модели. Последняя характеристика, бесспорно, важна, но только для ношения. А как же звучание? Без него даже самые удобные наушники мало чем отличаются от модного аксессуара или ортопедического воротника. Серьезно.
А тут оказываются есть еще и разные маркетинговые хитрости от производителей. Про мощность с невообразимым числом нулей я уже говорил в прошлых статьях, почему максимально возможный частотный диапазон не всегда нужен — упомянул тоже.
Но за качество звучания отвечают и другие показатели, о которых, как правило, забывают или попросту не понимают что это такое.
Я говорю об амплитуде и ее отклонении, АЧХ, чувствительности, сопротивлении, формате звука и подобных вещах.
Но начать все-таки надо не с технических характеристик, а с назначения наушников.
Для чего они вам? Для игр, музыки, гарнитуры? В зависимости от цели использования, наушники бывают:
- вакуумными;
- полноразмерными;
- накладными;
- вкладышами;
- студийными.
Тип корпуса аудиогарнитур бывает закрытым и открытым. Закрытый полностью изолирует вас от окружающего мира, а открытый имеет перфорацию, пропускающую внешние звуки, рассеивая звуковые волны и, таким образом, создавая глубину звучания.
Кстати, о корпусе. От материала, из которого он создан, зависит и само звучание:
По типу подключения (ну, это очевидно!) бывают проводные и беспроводные . Последние могут подключаться по Bluetooth или Wi-Fi.
Мои коллеги приводят здесь же и тип крепления, но, по-моему, он относится скорее к удобству ношения, нежели влияет на звук:
- внутриканальные;
- дуговое крепление;
- «бабочка»;
- вкладыш;
- затылочная дуга.
А вот следующий показатель существенно влияет на качество звука — тип излучателя. Он бывает:
- арматурным;
- ортодинамическим;
- электростатическим;
- изодинамическим;
- и динамическим.
Подробнее о видах и возможностях наушников читайте в блоге, а сейчас мы плавно добрались до главного — технических характеристик.
Какие характеристики за что отвечают, или что на самом деле имел в виду производитель?
Совершенно обычное дело: инженер сказал одно, маркетолог понял другое, потребитель увидел рекламу и решил третье. Недобросовестные продавцы частенько пользуются подобным недопонимаем в свою пользу. Но где же правда, брат?
Если мощность (худо-бедно) и частотный диапазон понятны, что это и для чего, то вот вам не менее важные, но загадочные показатели:
- сопротивление;
- АЧХ;
- формат звука;
- диаметр динамика;
- чувствительность;
- уровень гармоничного искажения.
Что же, разберемся по пунктам, как говорится, взболтать, но не смешивать.
Сопротивление
Импеданс — это совместимость наушников с усилителем. На самом деле сопротивление и импеданс не совсем одно и то же, физик-радиоинженер найдет отличия и докажет, что не грамотно называть сопротивление импедансом, и наоборот.
Однако я не радиоинженер, предполагаю, что 90% покупателей тоже. Поэтому производители указывают либо одну величину, либо другую — для беглого просмотра технических характеристик этого более чем достаточно.
Что же это такое и с чем его едят? Усилители в аудиотехнике выдерживают определенный объем нагрузок, в пределах которого будет лучший звук. Импеданс задает режим работы усилителя и измеряется в Омах.
Чем меньше сопротивление, тем меньше напряжения требуется для громкого звука. Но чем выше импеданс, тем меньше шумовых искажений и качественнее звук.
Как-то так, приходится выбирать: либо тихо, но чисто либо громко, но с искажениями.
Что происходит на практике: в паспорте большинства портативных наушников указывают сопротивление (импеданс) от 16 до 32 Ом, в некоторых моделях сопротивление достигает 80 Ом. Но больше — не всегда лучше. Высокое сопротивление потребует больше мощности, что приводит к перегреву усилителя и увеличению энергопотребления. Проще говоря, время работы таких наушников будет значительно меньше.
У стационарных полноразмерных наушников импеданс может быть и 100 Ом, и 600 Ом. Скорее всего, это будут профессиональные, студийные модели, однако редко, но встречаются такие показатели и для домашних «тарелок».
Небольшой совет: при выборе наушников смотрите не только на сопротивление, но и на сам усилитель. Если он намного слабее импеданса, то звук будет не лучше, а хуже.
АЧХ
Аббревиатура расшифровывается как амплитудно-частотная характеристика. Это зависимость громкости от частоты. К сожалению, мало кто указывает ее в технических данных, однако от нее то как раз и зависит качество звука в наушниках.
Обычно АЧХ представляется в виде графика, где по горизонтальной оси указываются частоты, а по вертикальной — громкость.
На горизонтальной оси указывается самый низкий бас с частотой 20–40 Гц, и самая высокая октава — 10–20 кГц. Кривая линия идет вниз в начале и в конце графика — это означает границу диапазона частот.
Благодаря кривой линии можно увидеть, где проседает звук, а где, наоборот, он взлетает вверх. Так по ней, и по своим вкусовым предпочтениям, легко подбирается оптимальное звучание:
Как выглядит кривая на графике
Пик кривой на мидбасе и поздний спад на нижнем басе
Средние частоты без резких и значительных пиков и ям
Завышенная и относительно стабильная кривая наверху в правой части графика и поздний спад на высокой октаве
Хороший звук наушников будет, если на кривой нет резких скачков вверх или вниз. Однако, если все же есть узкие перепады, скорее всего, это дефект измерительных приборов, а не звучания. И также стоит учитывать, что на высоких нотах АЧХ всегда волнистая, главное, чтобы не было ярко выраженных ям и холмов.
Формат звука
Как и у акустических колонок, у наушников тоже имеется формат звука. Он бывает:
- одноканальным (моно или 1.0);
- двухканальным (стерео 2.0);
- многоканальным (5.1, 6.2, 7.1).
В погоне за спросом производители любят указывать новейший формат 7.1 Real, но это не всегда правда. Часто наушники являются стерео 2.0, что само по себе весьма неплохо — создается ощущения окружения звуком.
Иногда действительно попадаются настоящие 5.1 или 7.1 — но это игровые наушники с увеличенным весом.
Тут стоит добавить, что многоканальность в наушниках не всегда разумна: например, в случае с колонками звук рассеивается по комнате, отражается от стен и все довольны. В наушниках звуку просто некуда рассеивается, кроме как в уши, поэтому эффект будет намного скромнее. И потом, далеко не все музыкальные композиции поддерживают многоканальность — где-то в самом аудиофайле нет «многоканальных» возможностей.
Диаметр динамика
Эта характеристика относится к полноразмерным и накладным «тарелкам», а также к вставным устройствам. Тут относительно просто: чем больше диаметр, тем лучше звук, насыщеннее басы и в принципе удобнее носить устройство. Например, Bose Headphones 700, прозванные «семисотыми». Очень удобные, эргономичные и радуют чистым звуком.
Средний диаметр мембран достигает от 3,5 до 70 мм, во вставных моделях размер динамиков от 5 до 15 мм, для накладных используются динамики до 50 мм, для полноразмерных — максимально возможные.
Во внутриканальных, небольших моделях производители идут на разные выдумки, чтобы улучшить звук, не увеличивая динамик. Например, смещают его поближе к слуховому каналу, оснащают шумоподавлением, применяют особые материалы, технологии и методы сборки. Например, как это сделали Bose в наушниках для спорта SoundSport Free.
Чувствительность
Наверняка вы замечали, что при подключении к разным устройствам наушники выдают разную громкость, хотя, казалось бы, настройки одни и те же. Почему так?
На громкость в наушниках влияет их чувствительность (не мощность!), а она целиком зависит от размера мембраны — чем она больше, тем громче звук.
Но что такое чувствительность? Соотношение звука в дБ и мощности в мВт.
В продаже отыщутся модели с чувствительностью в диапазоне 90–120 дБ, однако у гарнитур чувствительность немного отличается: 95–105 дБ! Эта разница и объясняет перепады звука между разными устройствами.
Важно! Чем выше чувствительность, тем громче музыка и меньше нагрузка на усилитель, следовательно, дольше время работы без подзарядки.
И кроме того, чувствительность тесно связана с сопротивлением, поэтому при выборе наушников смотрите на оба показателя. Лучше брать максимально высокие (обе величины!), иначе может случиться громкий, но корявый звук.
Уровень гармоничного искажения
Параметр отображает изменение выходящего аудиосигнала относительно оригинала и измеряется в процентах. Естественно, чем ниже процент изменений, тем лучше. Наушники с хорошим звуком имеют не более 0,5% искажений, а если указано 1% — гарнитура считается так себе.
Недобросовестные производители не указывают уровень искажений в технических характеристиках к устройству и это повод задуматься. Возможно, не отобразив параметр, производитель пытается скрыть низкое качество товара.
Слушают не цифрами, а ушами
Подводя итоги, я подумал: вот перечислил характеристики, привел циферки и даже один график. Но восприятие и слух у всех разный, как жить после этого?
Технические характеристики помогут сузить круг поисков, выбрать несколько подходящих моделей. А дальше надо слушать. Прямо ушами, не полагаясь на отзывы и заверения продавца.
Это удивительно, но даже две модели с одинаковыми характеристиками не гарантируют одинаковое качество звучания. Отнюдь. Разница оказывается огромной и напрашивается естественный вывод: кто-то из производителей наврал или указал данные в особенной системе исчисления (например, максимально возможное и среднее рабочее — цифры будут разными).
Поэтому последний совет: протестируйте технику лично. Так вы убедитесь во-первых, в том что ваши музыкальные предпочтения хорошо «ложатся» на это устройство, во-вторых, что оно работает без всяких сюрпризов, и в-третьих, вам банально удобно с этими наушниками.
До новых встреч!
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Источник
Настройка интегрированной звуковой карты Realtek (High Definition Audio) @ Windows Vista/7/8/10
Copyright © 2017, Taras Kovrijenko
Полное или частичное копирование текста допускается только с письменного разрешения автора.
Пролог
На этот раз я затрону тему, актуальную, так сказать, для энтузиастов начинающих — т. е., для тех, кто ещё не разжился на дискретную звуковую карту и хочет выжать максимум из интегрированной.
1. Ликбез
Для начала — краткий ликбез. Кто не знает, или не до конца понимает, что такое аппаратный аудиокодек, внимательно ознакомьтесь с соответствующими страницами Википедии:
Прочитали? Отлично! А теперь было бы ещё очень неплохо, если бы вы ознакомились с двумя моими статьями:
Ну вот, теперь можем и начать.
2. Что мы имеем
Итак, в моём распоряжении ОС Windows 7 SP1 Ultimate x64 (описанная в статье настройка подходит для всех ОС, начиная с Vista), встроенный в материнскую плату (ASUS P7H55-V) кодек ALC887 (имеется даташит), подключенные в задние разъемы внешний усилитель и микрофон (зелёное и розовое гнезда соответственно). Обратите внимание, что настраивать мы будем карту для вывода стерео звука по аналоговому интерфейсу.
3. Установка ПО
Прежде всего надо установить драйвера. Конечно, скорее всего ОС Windows уже сама нашла и установила драйвера для звукового устройства, однако для получения доступа ко всему функционалу, а также для душевного спокойствия, установим пакет драйверов непосредственно от Realtek, последнюю версию которого вы можете скачать на соответствующей странице моего сайта. К слову, указанные здесь настройки проверялись на версии драйверов R2.67.
Скачиваем драйвера, производим несложную процедуру установки (запустив HD_Audio/Setup.exe), перезагружаем компьютер.
После загрузки ОС в системном трее должен появиться коричневый значок динамика:
4. Настройка драйверов
Прежде всего заходим в Панель Управления Windows->Оборудование и звук->Звук и, убедившись, что наши наушники или динамики подключены в зеленое гнездо звуковой карты, отключаем все ненужные устройства, а наше подключённое устройство делаем устройством по умолчанию:
Заодно проделаем тоже самое с устройствами записи:
Теперь дважды кликаем по значку в трее. Если значка нет, ищем его в скрытых значках, если и там нет — заходим в Панель управления->Оборудование и звук->Диспетчер Realtek HD. Так или иначе, должно открыться окно диспетчера:
Здесь сразу задаем конфигурацию динамиков (стерео), задаем наше аналоговое устройство устройством по умолчанию (после чего соответствующая кнопка потухнет), отключаем, если, не дай Бог, включено, объёмное звучание.
По ссылке «Дополнительные настройки устройства» можно включить или отключить разделение переднего и заднего входов (передний/задний микрофон, передний/задний линейный вход).
По кнопке в виде жёлтой папки можно настроить отключение определения разъемов передней панели:
Также обратите внимание, что подключённые разъемы отображаются ярким цветом — в нашем случае к зелёному выходу подключены динамики, к розовому входу — микрофон. Здесь — одна весьма важная деталь: дважды нажав по значку разъема, вы увидите окно с выбором типа подключенного устройства. Важно это потому, что если выбрать «наушники», то кодек будет использовать специальный дополнительный усилитель (иначе звук в наушниках будет слишком тихим), для подключенных же активных колонок или внешних усилителей следует выбирать «Выход на передние динамики». Здесь же включается автоматическое всплывание данного окна при подключении устройства в какой-либо из разъёмов карты:
С помощью кнопки «i» можно открыть окно с информацией о версии драйвера, DirectX, аудиоконтроллере и версии кодека, там же включается/выключается отображение значка в системном трее:
Теперь поотключаем эффекты:
Настройки «Поправки на помещение» для стерео конфигурации недоступны, что вобщем-то странно — в той же консоли от THX (которая включена, например, в пакет драйверов Creative X-Fi) можно отрегулировать расстояние и угол направления на динамики относительно вашего расположения, что бывает очень полезно, когда вы не сидите непосредственно перед колонками, или же они расположены относительно вас несимметрично. Ну да ладно, пусть это будет на совести разработчиков.
Последняя вкладка дублирует настройки панели управления (впрочем, большинство настроек из Диспетчера есть и в панели управления):
Здесь можно задать параметры системного микшера — с какой частотой дискретизации и глубиной бит Windows будет микшировать все воспроизводимые звуки. Установим 24 бит, 96 кГц. Почему — расскажу далее.
Так как меня постоянно штурмуют вопросами, как настроить микрофон (что, по моему мнению, должно вызывать минимум непоняток), я всё же остановлюсь на настройке устройств записи. Их настройки, кстати, как и устройств воспроизведения, находятся на отдельных вкладках вверху окна. Начнём со стерео микшера:
Здесь всё элементарно. Данное устройство записывает всё, что вы слышите через динамики, т. е., тот готовый звуковой поток, который Windows передает на звуковую карту. Приводится он к указанному виду (раз микшер работает с частотой дискретизации 96 кГц, то и тут поставим столько же).
Но нашим основным устройством записи является, конечно же, микрофон:
Итак, ставим громкость записи на максимум, а усиление микрофона выключаем (потом, если понадобится, можно включить). Также, очень часто люди жалуются, что у них воспроизводится звук воспринимаемый микрофоном, чтобы этого не было — отключаем воспроизведение. На свой вкус — фильтрация шума, подавление эхо. На вкладке «Стандартный формат», опять же, задается формат записи:
Учитывая характеристики звукозаписывающего тракта, здесь хватит и стандартного 16 бит/44.1 кГц.
5. Настройка foobar2000
В принципе, проделанной работы хватит, чтобы обеспечить наиболее высокое (для данной карты) качество звучания в любом плеере. Но для настоящих параноиков я приведу настройки foobar2000. Нам понадобится, собственно, сам плеер и несколько плагинов к нему — WASAPI output support и SoX Resampler. Ну или вы можете скачать мою сборку, в которой всё уже имеется.
Итак, в настройках вывода плеера (File->Preferences->Playback->Output) выбираем WASAPI: , разрядность ставим 24 бит:
При выводе через WASAPI Exclusive обходятся все эффекты звуковой карты (если они включены), а также микшер Windows (для которого мы указывали частоту семплирования).
Теперь перейдём к настройкам DSP:
Тут добавляем в цепочку ресемплер SOund eXchange и Advanced Limiter. В настройках ресемплера ставим частоту 96 кГц.
А вот теперь — почему 96 кГц. Я провел серию экспериментов, и вот что мне удалось выяснить. В режиме «выход на передние динамики», если регулятор громкости установлен более чем на 90%, при воспроизведении тестового сигнала udial (частота дискретизации — 44.1 кГц) слышны сильные искажения. Искажения пропадают, если или понизить громкость, или переключиться на режим наушников, или выполнить передискретизацию аудио до 96 кГц.
О причинах данного явления по имеющимся данным судить трудно, но можно сделать выводы и дважды перестраховаться: всё аудио выводить с частотой дискретизации 96 кГц, а громкость не повышать более чем до 90%.
И пара слов о необходимости настройки foobar2000. В принципе, можно выводить звук на устройство «DS: Первичный звуковой драйвер». В этом случае передискретизация будет выполняться средствами Windows (ресемплер там не самый плохой), к тому же ещё и не будут отключаться все остальные звуки (как при воспроизведении через WASAPI Exclusive). Кроме того, выбрав данное устройство, Windows будет выводить звук на то устройство, которое установлено по умолчанию в панели управления, что бывает удобно (например, при отключении одного из устройств звук автоматически переключается на другое). Так что выбор за вами — удобство, или же уверенность в качестве.
6. Воскрешение трехмерного звука и аппаратного микширования
И конечно же я не забыл про геймеров. Так как в Windows, начиная с Vista, отсутствует доступ к аппаратному микшированию потоков (все операции выполняет Windows, а потом один единственный поток выводится на звуковую карту), то разработчики придумали специальную программу, аналог Creative ALchemy, но для Realtek — 3D SoundBack. Она подключается к аппаратным ресурсам через интерфейс OpenAL, эмулируя для указанных программ Windows эмулирует DirectSound устройство (как в Windows XP), а затем просто выполняет преобразование команд DirectSound (или DirectSound 3D) в команды OpenAL, в итоге — получаем настоящий EAX 2.0 в играх, а также возможность преобразования многоканального аудио в стерео с эффектами окружения.
Для запуска программы откройте папку . /Program Files/Realtek/3D Sound Back Beta0.1, в свойствах файла 3DSoundBack.exe на вкладке «Совместимость» установите режим совместимости с Windows Vista SP2:
Теперь запустите этот файл. Чтобы добавить приложение — нажмите Add Game, введите название и адрес папки, в которой содержится исполняемый файл программы. Например:
После добавления не забудьте выделить добавленное приложение и нажать кнопку Enable.
Теперь указанное приложение будет по умолчанию использовать эмулированное DirectSound устройство и получит доступ к аппаратным ресурсам звуковой карты:
Эпилог
Ну вот, очередная грандиозная статья завершена. Кстати, я тут подумал: а ведь по-хорошему, эту статью надо было написать одной из первых. Впрочем, на то время у меня ещё не хватило бы знаний, чтобы всё так вот подробно описать, так что оно может быть и к лучшему.
Если что-то непонятно, остались какие-то вопросы — спрашивайте, комментируйте. Желаю удачи!
Источник