- Коаксиальная автомобильная акустика против компонентной: что лучше?
- Содержание
- Содержание
- Отличия в конструкции
- Разница в качестве звучания
- Разница в монтаже
- Как выбрать лучшие автомобильные колонки
- Типы колонок
- Сколько стоят автомобильные колонки
- Популярные марки автомобильной акустики
- Широкополосная акустика
- Коаксиальная акустика
- Компонентная акустика
- Овалы
- Корпусные колонки
- Нужен ли сабвуфер
- Какой сабвуфер выбрать
- Итоги
Коаксиальная автомобильная акустика против компонентной: что лучше?
Содержание
Содержание
Сделать музыку в авто задача нехитрая, кажется на первый взгляд. Аудиосистемы в автомобиле бывают двух типов — коаксиальные и компонентные. Но в чем между ними разница? Какая звучит качественнее? Какую проще монтировать? Что придется докупать? Какой вариант обойдется дешевле? Попробуем разобраться.
Отличия в конструкции
В конструкции все просто. Компонентная система состоит из нескольких компонентов. Как правило это два типа отдельных динамиков: высокочастотные, именуемые твитерами, и широкополосные, отвечающие за средние и высокие частоты. Бывает и трехкомпонентная акустика — в ней дополнительно есть среднечастотный динамик.
В коаксиальные динамики в один общий корпус встроен и высокочастотный, и широкополосный динамик. Бывают и трех, и четырехполосные коаксиальные динамики, но все они собраны в единое целое.
И в коаксиальной, и в компонентной акустике разные динамики воспроизводят разные наборы частот, только в первой эти динамики смонтированы в единое устройство, а во второй состоят из нескольких компонентов. Смысл такого деления очевиден, ведь чем у́же полоса частот, которую ему «скармливает» усилитель, тем меньше он нагружается, и тем чище и качественнее он воспроизводит предназначенный ему диапазон.
Чтобы автомагнитола преподнесла каждому из динамиков частоты, предназначенные именно для него, используется кроссовер. В коаксиальную систему он чаще всего встроен, причем представляет собой довольно простую конструкцию — нередко это обычный конденсатор.
В компонентной акустике кроссовер — отдельное устройство, которое чаще всего качественнее встроенного, как минимум, в нем будет защита от перегрузок. Продвинутые модели предоставляют большие возможности. Например, они позволяют скорректировать разницу в расстоянии от динамика до слушателя — ведь водитель сидит в автомобиле не по центру. Чтобы это компенсировать, в некоторых кроссоверах есть переключатель, позволяющий на 1-2 Дб убавить громкость одной из сторон. Топовые модели также умеют настраивать фазу и другие специфические опции, позволяющие скорректировать звучание аудиосистемы.
Нередко динамики компонентной акустики настолько мощные, что обычная автомагнитола не справляется с ними — звук хрипит. В этом случае понадобится отдельный усилитель. Если усилитель обладает достаточным количеством фильтров и каналов, то подключить компонентную акустику к нему можно и без кроссовера. Например, к четырехканальному усилителю можно подключить сразу четыре динамика, каждый канал будет усиливать свой.
Динамики должны быть очень точно подобраны под усилитель, поскольку из-за разницы в сопротивлении или неверной настройке среза фильтров они могут сгореть. Усложняет дело то, что для каждой модели значения индивидуальны.
Однако если усилитель достаточно продвинутый и обладает нужными настройками, либо есть аудиопроцессор — открываются большие возможности. Например, можно полностью управлять фильтрами, то есть настраивать диапазоны частот, которые подаются на динамики. Также можно управлять крутизной среза фильтра и временными задержками, чтобы еще точнее компенсировать разницу в расстоянии динамиков до слушателя. Опытный автомеханик может очень точно настроить звуковую сцену, создав ощущение, будто источник звучания находится не сбоку, а спереди от водителя.
Отдельно стоит сказать про сабвуфер. Он воспроизводит саббас от 20 до 80 Гц — с такими частотами плохо справляются динамики диаметром меньше 8 дюймов. Подключить сабвуфер можно в дополнение и к коаксиальной, и компонентной системе.
Активные сабвуферы уже имеют встроенный усилитель, их достаточно просто подключить к магнитоле, но для этого в магнитоле должно быть минимум три линейных стереовыхода. К пассивному сабвуферу вообще понадобится отдельный усилитель.
Разница в качестве звучания
По качеству звучания компонентная акустика в автозвуке выигрывает у коаксиальной. И причина не в самой конструкции, не в кроссоверах и даже не в точности их настройки. Доказательством тому служит факт, что коаксиальные динамики изначально использовались в Hi-Fi-аппаратуре — они впервые были представлены компанией Tannoy еще в 1947 году. Фирма эта была настолько популярна среди аудиофилов того времени, что «танно́ями» часто называли вообще любую Hi-Fi-акустику. Главным преимуществом новинки стало отсутствие фазовых сдвигов при работе высокочастотного и среднечастотного динамиков. Звук исходит из одной точки, поэтому область комфортного прослушивания более четкая. Коаксиальная акустика и поныне широко используется в профессиональной аудиотехнике — студийных мониторах, порталах и т.п.
Но то, что является плюсом для студийных и домашних Hi-Fi-систем, становится минусом для автозвука. Объясняется это достаточно просто: коаксиальные динамики, вмонтированные в дверь, излучают звук не по направлению к ушам слушателя. А это значит, что высокие частоты, которые излучаются твитером довольно кучно и направленно, будут улавливаться ухом только после их многократных отражений от элементов салона авто. Так звучание становится размытым, неточным и глухим. Хоть некоторые и модели оборудуются поворотными твитерами, это не особо помогает.
Правильное расположение динамиков — один из ключевых фактор для получения хорошего звука.
Не важно, сколько стоит аудиосистема и ее компоненты, если динамики не направлены на слушателя. Именно возможность правильно расположить динамики — ключевое преимущество компонентной аудиосистемы. Например, твитеры будут установлены на уровне ушей и повернуты в сторону слушателя. Как правило, их монтируют в уголках зеркал или в стойках лобового стекла. Только так можно получить максимально качественный звук.
Угол распространения звука в среднечастотных динамиках больше, поэтому нет проблемы, если они установлены в двери. Но все равно для максимального качества и лучшей детализации среднечастотник направляют на слушателя, для чего в двери конструируется специальный подиум. Очевидный минус такой конструкции — сложность монтажа. Потребуется модификация корпуса автомобиля.
Разница в монтаже
Несомненным плюсом коаксиальных динамиков является простота их установки в автомобиле. Пару таких динамиков легко вмонтировать в двери или в полку багажного отделения — в предусмотренные конструкцией авто штатные места. Профессионалы советуют монтировать их в задние двери, поскольку при установке в передние высоких частот почти не будет слышно из-за узконаправленности твитеров.
Чтобы оборудовать авто коаксиальной акустикой, потребуется лишь пара динамиков, провода и автомагнитола достаточной мощности. Останется лишь смонтировать и подключить — система готова!
В компонентной акустике больше элементов — как минимум 4 динамика, пара кроссоверов и значительно больше проводов. При этом далеко не у каждой автомагнитолы достаточная номинальная мощность, чтобы справиться с такой системой. Поэтому нередко требуется еще и усилитель, а для тонкой настройки и максимального качества звучания — звуковой процессор. Монтаж всего этого великолепия также представляет собой нетривиальную задачу. Потребуется вмешаться в конструкцию салона и создать подиумы для динамиков, развести проводку и грамотно все подключить. Кроме того, рекомендуется сделать шумо- и виброизоляцию салона, чтобы избежать шума улицы и различных скрипов кузова или салона.
Источник
Как выбрать лучшие автомобильные колонки
Важный элемент салона автомобиля — качественная аудиосистема. Каждый, кто проводит много времени за рулём, подтвердит, что с музыкой ездить легче. Однако звук штатных колонок не всегда хороший — в таком случае стоит задуматься об установке других динамиков. Для тех, кто в поиске идеальной коробки музыкальных передач, мы составили рейтинг лучших автомобильных колонок.
Типы колонок
Есть несколько типов акустических систем для машин. Самые простые динамики — широкополосные. К этой категории относятся штатные колонки и некоторые недорогие модели, которые можно найти в магазинах. Такой акустики будет достаточно для создания музыкального фона в салоне или для прослушивания радио — если вам не нужен глубокий звук с широким диапазоном частот, можно остановиться на этом варианте.
Более требовательным к звуку автомобилистам стоит присмотреться к коаксиальным колонкам, которые выдают глубокое и сочное звучание за счёт конструкции. Каждый из динамиков системы отвечает за определённый диапазон частот. Таким образом достигается объёмный звук. А чтобы колонки разной частоты не перебивали друг друга, в системе используются кроссоверы — устройства, которые фильтруют пересекающиеся волны. Устанавливают коаксиальные динамики в штатные места — вместо заводских колонок. Их можно прикрепить и на специальные подиумы в дверях, если вы собираете аудиосистему по собственному проекту.
Для меломанов, которым нравится превращать салон машины в кокон, сотканный из звуков, подойдут компонентные колонки. Они сконструированы так же, как коаксиальные, но при этом звуковые волны в компонентной системе не пересекаются. Эта особенность позволяет настроить очень высокое качество звучания, но добиться этого непросто. При неправильной установке динамиков звук может оказаться плоским. Это может случиться, если закрепить колонки так, что звуковая волна не будет отражаться от потолка. Поэтому сборку компонентной системы стоит поручить специалисту.
При выборе динамиков обращайте внимание на их размеры, чтобы не купить колонки, которые не поместятся в панелях вашего авто. Сначала нужно уточнить размеры штатных динамиков машины. Ничего сложного в выборе колонок нет — производители аудиосистем используют стандартные диаметры. Самые распространенные размеры — 10 см, 13 см, 16,5 см. Ещё есть овальные колонки с диаметрами 13 на 18 см и 15 на 23 см — их обычно устанавливают в полку за задними сиденьями. Если вы собираете собственную конструкцию аудиосистемы, учитывайте, что чем меньше диаметр динамика, тем хуже он воспроизводит басы.
Диапазон звучания колонок — это частота звуковой волны, которая измеряется в герцах (Гц). Человеческое ухо улавливает звуки от 16-20 Гц до 15-20 тысяч Гц. Частота делится на три ступени:
- 20–150 Гц — низкие частоты;
- 150‑7 000 Гц — средние частоты;
- 7–20 000 Гц — высокие частоты.
Таким образом, чем шире диапазон, который охватывают колонки, тем большее звуковое разнообразие на низких и высоких частотах вы услышите.
Сколько стоят автомобильные колонки
Самые дешёвые акустические системы — широкополосные. Комплект таких колонок стоит в среднем порядка 2 тысяч рублей. Конечно, сеть и варианты, за которые просят больше 10 тысяч, однако в этом случае доплачивать придётся только за мощность звука, но не за его качество. Какой бы дорогой ни была широкополосная система, аудиофила она, скорее всего, удовлетворить не сможет.
Неплохие коаксиальные динамики стоят в пределах от 2 до 6 тысяч рублей. При этом стоит отметить, что не обязательно покупать вариант подороже — качество звучания коаксиалов зависит от способов установки и уровня магнитолы — если магнитола хорошая, со звуком будет все в порядке и с бюджетными динамиками.
Хорошие компонентные акустические системы стоят в районе 4-6 тысяч рублей, есть варианты дороже — в этом случае уровень стоимость соответствует качеству звучания. Дорогое оборудование обеспечит в салоне максимально объёмный и детальный звук, которого бывает нелегко добиться даже в помещении — не в машине.
Популярные марки автомобильной акустики
Теперь обратимся к наиболее популярным маркам автомобильной акустики, которые составили наш топ автомобильных колонок. Начнем с самых простых — широкополосных.
Широкополосная акустика
Автовладельцы положительно отзываются о колонках Урал ТТ-165. Диаметр такой колонки — 16,5 см, диапазон звучания — от 130 до 10 000 Гц. Среди достоинств динамиков отмечают хорошее звучание и возможность выдавать большую громкость даже без усилителя. Но есть и минус — в комплекте нет защитных сеток, которые спасают мембрану он механических повреждений и загрязнений. Комплект из двух таких колонок стоит примерно 1 800 рублей.
Еще одна популярная модель — Урал АС-М165 МОЛОТ. Диаметр — 16,5 сантиметров, диапазон частот — от 75 до 15 000 Гц. Те, кто уже использует эти динамики, отмечают громкость и качество звука, а также неплохой бас. Комплект стоит порядка 1 900 рублей.
EDGE EDPRO6B-E6 — акустическая система с динамиками диаметром 16,5 см и диапазоном звучания от 150 до 10 000 Гц. К достоинствам колонок относят хороший чистый звук и громкость, а также использование в конструкции диффузоров из плотной целлюлозы и тканевого подвеса — это способствует качественным средним частотам. Такую акустику в магазинах можно найти за 1 700 — 1 900 рублей.
Pioneer TS-1301 — широкополосная акустика, которую легко установить вместо штатных колонок. Диаметр динамика — 13 см, диапазон частот — от 48 до 25 000 Гц. Покупатели отмечают громкость и качество звука. Стоит акустика около 1 700 рублей.
JVC CS-J510X — 13-сантиметровые колонки с диапазоном частот от 40 до 20 000 Гц. Пользователи отмечают отличное звучание низких частот и неплохое качество баса для такого диаметра, однако добавляют, что на корректность работы этих динамиков влияют возможности магнитолы и место их установки. Стоит от 1 100 рублей.
SWAT SP PRO-80 — 20-сантиметровые динамики с диапазоном частот от 110 до 7 000 Гц. Играют чисто и громко, при этом качество звука сильно зависит от уровня магнитолы — чем она дороже, тем более четкий звук выдают колонки. Средние частоты хорошо слышно даже без усилителя. Цены на акустику начинаются от 2 100 рублей.
Коаксиальная акустика
Pioneer TS-1639R — акустическая система, способная выдавать мощный бас, при этом звук будет чистым, даже если бас резкий и ударный. Динамики имеют диаметр 16,5 см и играют в диапазоне от 35 до 24 000 Гц — при правильной настройке они звучат одинаково хорошо как «низ», так и «верх». Цена начинается от 3 400 рублей.
JBL Stage3 637F — одни из лучших автомобильных колонок диаметром 16,5 см с диапазоном звучания от 55 до 20 000 Гц. Эта акустическая система подойдет для прослушивания музыки любых направлений, но при этом она требует внимания к деталям установки. Качество звучания зависит от уровня магнитолы. Так, автомеломаны выяснили, что в связке с JVC звук будет отличным даже при базовых настройках. Комплект стоит от 3 700 рублей.
Hertz Uno X 165 — акустика с колонками диаметром 16,5 см. Частота — от 60 до 21 000 Гц. Система выдает богатый звук с хорошо выраженными басами, неплохо играет даже без усилителя. С магнитолами известных брендов, таких как Sony, Pioneer или JVC, колонки представляют широкий диапазон настроек звучания. Цена: от 3 000 рублей.
Урал АС-С1647 — отечественный недорогой вариант коаксиальной аудиосистемы. Колонки диаметром 16,5 см воспроизводят звук в диапазоне от 62 до 22 000 Гц. Акустика легко устанавливается и подключается — если все сделать в точности по инструкции, динамики будут звучать не хуже зарубежных аналогов. Урал «выдаёт» приятный бас и хорошую громкость, не хрипит. Стоит от 1 800 рублей.
Alpine SXE-0825S — компактная акустика с динамиками диаметром всего в 9 см выдает звук в диапазоне от 120 до 16 000 Гц. Отлично подходят для установки в панель под лобовым стеклом, в целом играют неплохо, но некоторым пользователям не хватает высоких частот. Цены начинаются от 2 000 рублей.
Компонентная акустика
Рейтинг автомобильных колонок среди компонентной акустики открывает Pioneer TS-A1600C — система из динамиков диаметром 16,5 см с диапазоном от 34 до 49 000 Гц. Колонки выдают мягкий качественный звук, одинаково хорошо отрабатывая низкие и высокие частоты, тем самым раскрывая все нюансы музыкальной композиции. Требовательные меломаны отмечают, что установка этой акустики создает в салоне автомобиля что-то вроде музыкальной сцены — звук становится очень детальным. Комплект стоит от 5 600 рублей.
Morel Tempo-6 — акустика с колонками диаметром 16,5 см и диапазоном от 40 до 22 000 Гц. Выдают насыщенный бас, отлично звучат на верхних частотах. На форумах, посвященных автозвуку, проскакивают мнения, что эта аудиосистема — одна из самых лучших на рынке колонок. Цена: от 5 900 рублей.
Hertz Uno K 165 Kit — система из колонок по 16,5 см, играет в диапазоне от 55 до 23 000 Гц. Динамики выдают объёмное звучание, хорошо воспроизводят низкие и средние частоты, к высоким нотам у автомеломанов есть претензии — колонки подойдут, чтобы слушать рэп, но могут не вытянуть звучание классических музыкальных инструментов. Цена: от 5 000 рублей.
Hertz CK 165 L — система с двумя динамиками диаметром 16,5 см, выдаёт звук в диапазоне от 50 до 22 500 Гц. Акустика обеспечивает высокий уровень звучания без усилителя. С усилителем и правильными настройками колонки демонстрируют естественный тембр звучания частот, в том числе и высоких. Цена соответствует: от 13 000 рублей.
Урал АК-74.С — система с четырьмя динамиками диаметром 16,5 см. Хорошая акустика, но без усилителя ее лучшё не использовать — в этом случае колонки не раскроют своих возможностей. Если всё установить и подключить правильно, играть система будет на высоком уровне — она хорошо прорабатывает звуки как на «низах», так и на «верхах». Автолюбители, установившие такую модель, отмечают и достойное качество басов. Стоит от 4 000 рублей.
Овалы
Дополнительный элемент звукового оборудования автомобиля — так называемые овалы. Коаксиальные колонки вытянутой формы, установленные за задним сиденьем, по мощности могут превзойти даже сабвуфер.
JBL STAGE1 9631 — овал 15 на 23 см, выдаёт частоту от 50 до 21 000 Гц. Автовладельцы, которые используют такие овалы, отмечают мощный бас, выдаваемый колонками. Динамики неплохо отрабатывают и высокие тона. Цены начинаются от 2 200 рублей, за комплект — от 3 700.
Alpine SXE-6925S — овал, имеющий такие же размеры, как и предыдущий. Многие любители громкости и басов отмечают, что эта колонка «долбит как следует». Кроме того, автовладельцев радует качество сборки колонки и простота её установки. Цена: от 2 700 рублей.
Pioneer TS-A6980F — овальная колонка 16 на 24 см. Модель с хорошим запасом мощности, вполне может заменить сабвуфер, поскольку очень мощно воспроизводит низкие частоты. Динамик легко монтируется в штатные «корзины» в полке. Цена: от 5 000 рублей.
Корпусные колонки
Корпусная колонка не требует монтажа, её можно быстро подключить и так же быстро отключить. Например, такой динамик легко закрепить на полке за задними сиденьями. Кроме того, при желании такую акустику нетрудно поместить и на корпусе мотоцикла.
Популярная модель корпусной колонки — Mystery MJ 103 BX. Колонка работает в диапазоне от 100 до 20 000 Гц. Меломанам такая колонка вряд ли придется по нраву, поскольку она не дает идеальной звуковой картины. Менее требовательные автомобилисты в отзывах о колонке пишут, что динамик дает громкий и жёсткий звук — часто этого бывает достаточно. Цена: от 1 400 рублей.
Более дорогая альтернатива — Boss MC650B. У колонки высокая влагозащита, поэтому она популярна у владельцев мотоциклов. Модель оснащена 4 динамиками и многофункциональным контроллером дистанционного управления. Диапазон работы — от 80 до 15000 Гц. Цены на комплект начинаются от 20 тысяч рублей.
ACV MRT61G — корпусные колонки среднего ценового диапазона. Уровень влагозащиты позволяет использовать их на мотоциклах и водном транспорте, а стильный дизайн создан для катеров и яхт. Мощность динамика — 100 Вт, частотный диапазон — от 65 до 20 000 Гц. Цена: от 8 700 рублей.
Нужен ли сабвуфер
Сабвуфер — акустическая система, которая воспроизводит самые низкие звуки. Это устройство способно сделать музыкальное полотно более насыщенным. Такие колонки любят ценители глубокого баса, который заставляет вибрировать стекла там, где проезжает автомобиль.
Чаще всего сабвуферы в машинах устанавливают люди, серьёзно увлеченные автозвуком, большинство же обходится без генераторов низких частот. Однако случается и так, что у человека, никогда не испытывавшего страсти к качественной музыке в салоне, вдруг появляется авто с сабвуфером — после этого он уже не может слушать обычные колонки, поскольку их звучание кажется ему слишком бедным.
Стоит добавить, что сабвуфер — вещь объёмная. Чаще всего его устанавливают в багажник, поэтому нужно быть готовым потерять какую-то часть полезного пространства.
Какой сабвуфер выбрать
Частотный диапазон, в котором работает большинство сабвуферов, — от 30 до 150 Гц. Воспроизводить звуки частотой 20 Гц могут редкие устройства.
Хороший сабвуфер стоит в районе 10 тысяч рублей, есть модели, цена которых достигает и 30 тысяч. Мы назовем несколько моделей акустических систем, заслуживших положительные отзывы потребителей.
Pioneer TS-WX300TA — компактный сабвуфер в форме цилиндра, который легко подключается и так же легко отключается. Мощности звука системы хватает как для универсалов, так и для седанов — из багажника колонку слышно отлично. Стоит около 11 000 рублей.
Урал АS-D12A BLACK HURRICANE — отечественный сабвуфер, который выдает очень мощный бас. Колонку можно легко перенести из одной машины в другую — подключить акустику к системе просто. Автовладельцы отмечают эффектный внешний вид устройства, которое смотрится уместно в машинах разных классов. Купить такой можно тоже примерно за 11 0000 рублей.
Alpine SBG-1244BR — сабвуфер с ровным басом, компактным корпусом и подсветкой. Колонка увесистая, хорошо держится в багажнике. Есть минус — подключение и настройка подсветки представляют собой серьезную головоломку. Стоит порядка 10 000 рублей.
Итоги
Акустика — важный элемент автомобиля, который позволит скрасить время в пути. Есть несколько типов колонок для машины. Самые простые — широкополосные, подойдут тем, кто не требователен к звуку и просто хочет слушать радио в машине. Следующий тип — коаксиальные. Такие динамики обеспечат высокий уровень звучания, раскрывая все оттенки музыки. Если задаваться вопросом, какие автомобильные колонки лучше звучат, то ответ — компонентная. Это самая совершенная акустика, её динамики дают не только сочный, но ещё и объёмный звук.
Дополнительно можно использовать овальные колонки, установив их в полку за задним рядом сидений. Динамики такого типа добавят музыкальному фону басов. В салоне можно поставить еще и корпусные колонки, основное достоинство которых в том, что их не нужно монтировать в панели дверей или в торпедо.
Для любителей сочного баса есть сабвуферы. Обычно такие динамики устанавливают в багажнике. Собирая акустическую систему машины, можно начать с нескольких качественных колонок. Постепенно вы поймете, в каком направлении развивать звучание — делать ли упор на объем, на громкость звучания или на басовитость.
Источник