Комп акустика oris jb 65s
Сразу отмечу, что речь о достаточно доступном ценовом уровне. На момент теста цена компонентной Oris JB-65S составляет 5750 рублей, а цена коаксиалов Oris JB-652S – 3250 рублей.
Конструкция, принципы построения акустики
В своё время компонентная модель создавалась как универсальная, чтобы её можно было использовать и в системах без усилителей, и в системах с усилителями, и при апгрейде «штаток».
Чтобы этого добиться, в акустике было заложено много компромиссных решений. К примеру, звуковая катушка имеет размер 38 мм (1,5 дюйма) – для своего ценового диапазона нечастый размер, в основном используется 1-дюймовая.
При этом диффузор выбран максимально лёгкий – из прессованной целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны. Такой слоёный пирог позволил получить неплохую жёсткость и задемпфированность без особого утяжеления – параметр Mms получился около 14 грамм. Не пушинка, но с 1,5-дюймовой катушкой это немного.
Собственно, в обновлённой акустике НЧ/СЧ динамики остались без изменений, так что долго на них останавливаться не стану.
Твитеры выглядят по-прежнему, но они, как показали дальнейшие измерения, уже другие, нежели были в прежней версии.
Кроссоверы выполнены в тех же корпусах, но внутри тоже изменились.
Основное отличие – добавлен аттенюатор твитера, теперь можно выбирать уровень ВЧ, щёлкая переключатель. Изначально кроссовер Oris JB-65S рассчитывался и подгонялся под типичную установку твитера с разворотом (я об этом тоже рассказывал в прошлый раз), в таком положении обеспечивался наиболее правильный тональный баланс.
Идея сделать переключаемую аттенюацию тогда тоже была, но всё упиралось в коммерческую составляющую, и она была отложена. Позже этот вопрос был решён, и в обновлённой версии кроссовер наконец-то получил заветный переключатель.
Время показало, что компонентная модель действительно оказалась успешной, и в компаньоны к ней было решено выпустить коаксиальную модель. Это позволяет построить совсем уж «феншуйную» систему – компонентная акустика на фронт, коаксиалы – на тыл, и всё это на динамиках одной серии.
Модель JB-652S построена на тех же НЧ/СЧ динамиках. Разве что осевых каналов в магнитной системе по понятным причинам тут нет.
Жёсткое кольцо с фетровым покрытием под твитером выполняет двойную функцию. Во-первых, прикрывает магнитный зазор (катушка-то здесь тоже большая, а стойка у твитера чуть меньше 1 дюйма). Во-вторых, в некоторой степени гасит отражения от тыльной стороны самого твитера.
Для деления НЧ/СЧ и ВЧ было решено обойтись без сложных фильтров и ограничиться ФВЧ первого порядка на твитер. В его роли – плёночный конденсатор.
Кстати, это можно отнести к плюсам, в недорогой акустике чаще используются более дешёвые неполярные электролиты. Несмотря на то, что это далеко не High End, разница между ними хорошо слышна, причём совсем не в пользу электролитов.
Измерения и анализ работы компонентной модели Oris JB-65S
Тут всё по-прежнему, динамики оптимальны для дверей – добротность близка к 0,7, подвесы не слишком мягкие и не дубовые, опорная чувствительность не как у «эстрады», но для нормальной акустики даже чуть выше среднего.
Измеренные параметры Oris JB-65S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 66 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10,1 л
- Qms (механическая добротность) – 7,23
- Qes (электрическая добротность) – 0,77
- Qts (полная добротность) – 0,69
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,5 дБ
НЧ/СЧ динамики полностью сохранили свой характер – больших горбов нет, но небольшой резонанс где-то в подвижной системе дал ямку на АЧХ в области 1,5-2 кГц, вполне логично сопровождающуюся ступенькой на фазовой характеристике (на самом деле наоборот – резонанс стал причиной фазовой неравномерности, а это, в свою очередь, дало неравномерность АЧХ).
Твитер в обновлённой версии JB-65S в целом сохранил «шёлковый» характер, но от прежнего отличается.
Лёгкий купол совсем уж откровенно не ломает, так что АЧХ остаётся в пределах приличия, но небольшого волнения избежать всё же не удалось.
Нижней рабочей границей можно назвать 5-6 кГц, ниже эти твитеры пускать не нужно, искажения растут. Если будете использовать акустику в поканалке, учтите этот момент при настройке.
А вот так твитер стыкуется с мидбасовым динамиком штатным кроссовером. Характеристики кроссовера остались прежними (за исключением добавленной аттенюации), но вот с возможностями нового твитера они согласуется уже на грани допустимого – если распустить твитер хоть немного ниже по частоте, можно было бы получить грязь на ВЧ. В общем, очень тонкий компромисс.
Если же не вдаваться во всю эту инженерию, на слух акустика воспринимается нормально – лёгкие купола позволяют твитерам звучать в меру воздушно, согласование с мидбасовыми динамиками не теряется, звучание цельное. По крайней мере, в системе соответствующего ценового уровня акустика уж точно не станет слабым звеном.
Измерения и анализ работы коаксиальной модели Oris JB-652S
Коаксиальная модель в целом повторила компонентную, разве что замена центрального колпачка на фетровое кольцо сделало подвижную систему чуть легче, за счёт чего резонансная частота оказалась немного выше. Но не критично. Остальное вообще плюс-минус мелочи.
Измеренные параметры коаксиальной модели Oris JB-652S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 70 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10,2 л
- Qms (механическая добротность) – 8,46
- Qes (электрическая добротность) – 0,71
- Qts (полная добротность) – 0,65
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,7 дБ
Всё целиком в связке с твитером, выглядит неплохо. Понятно, что в области совместной работы НЧ/СЧ и твитера интерференция заметно корявит АЧХ, но главное, что нет откровенных горбов и акцентов, и как следствие, в звуке нет характерной крикливости, всё ровно. К тому же динамики ведут себя прилично, когда видны под углом – а именно так они оказываются установленными в машине.
Коротко по делу
В инженерном плане акустика немного изменилась (кое в чём улучшилась, кое в чём стала попроще, это нормально), но главное своё достоинство сохранила – выходит за рамки своей ценовой категории. Взять ту же 1,5-дюймовую звуковую катушку, шёлковые твитеры даже в коаксиальной модели, плёночные конденсаторы в фильтрах (там, где это критично), какие-то мелочи вроде уплотнителей на фланцах динамиков или клемм для акустических кабелей в комплекте. Обычно всё это встречается в более дорогих моделях.
Характер звучания без занудной аудиофильской пристрастности, но открытый и ясный, причём в меру, без резкости и крикливости. Появившийся в последней версии переключатель уровня твитера можно рассматривать не как средство радикальной настройки ВЧ, а, скорее, как средство лёгкой корректировки на самом верху. Так что ставить твитеры лучше с небольшим разворотом (например, на подголовник соседнего кресла, в центр противоположного бокового стекла, друг на друга или на панель с направлением вверх, на отражение от лобового стекла).
- Может работать как от ГУ, так и с усилителями
- Звучит открыто и легко, но без резкости и крикливости
- Коаксиалы сохранили характер звучания компонентной модели
- Шёлковые твитеры в коаксиальной модели
- Внимание к мелочам в комплектации
- Переключатель уровня твитера в обновлённой компонентной модели
- В прежней версии твитер позволял опускать частоту ФВЧ ниже
Источник
Как это сделано
Тест компонентных акустических систем Oris JB-65S
Какое-то время назад парни из Oris Electronics обратились ко мне с просьбой помочь с акустикой для младшего ценового диапазона (до 5 тыс. рублей), рассчитанной на использование с усилителями. Ценовые рамки жёсткие, так что о технологических изысках можно было забыть. Как бы то ни было, главная задача, которая была поставлена, – получить максимально сбалансированную систему.
По моей просьбе на фабрику, с которой предполагалось сотрудничество, был отправлен запрос об их возможностях – из какого материала можно сделать диффузоры, какие можно подобрать корзины и магнитные системы. Из предложенных вариантов сразу же сформировалось первое техзадание.
Диффузоры были выбраны целлюлозные, с полимерным покрытием. Полипропилен, по моим наблюдениям, в младшем ценовом сегменте далеко не всегда показывает себя хорошо, выбор такого диффузора больше похож на лотерею. А любые добавки в состав и усложнения заметно сказались бы на цене. Рассматривались, как вариант, плетёные диффузоры, но по целому ряду причин их тоже пришлось отбросить.
Не обошлось, правда, без упрощений. Крепёжные отверстия во фланце корзины оказались частично закрытыми приклеенной наружной частью подвеса. Это как раз один из тех моментов, которые немного расстроили.
Впрочем, по словам парней из Oris, «контурирование» подвеса – это дополнительная операция, которая повлекла бы за собой увеличение цены. Ну да ладно, на монтаже динамика (если руки растут на предусмотренном природой месте) эта особенность всё равно не скажется.
С корзиной изобретать велосипед не пришлось – был отобран просто один из наиболее удачных вариантов. Металл достаточно крепкий, завальцовки по краям крупных окон придают корзине дополнительную жёсткость, полимерное антирезонансное покрытие тоже выглядит получше, чем простая окраска. Клеммы – традиционные лопаточки, но приличного качества, с покрытием «техническим» золотом.
Теперь магнитные системы. Раз уж акустика ориентирована на работу с усилителями, то катушку лучше использовать покрупнее. В качестве оптимума выбрали 1,5 дюйма на каптоновом каркасе.
Требования по моторам и подвесам были выставлены примерно следующие – механическая добротность Qms – порядка 7-10, электрическая – в районе 0,7. Эквивалентный объём Vas – порядка 8-15 литров, резонансная частота Fs – в районе 60-70 Гц.
В итоге с фабрики пришли несколько образцов, которые отправились ко мне в лабораторию. После измерений и прослушиваний был выбран наиболее подходящий вариант, именно он и пошёл в производство. Оставалось только подобрать сеточки в комплект.
С твитерами получилось иначе. Поскольку, опять же, нужно было уложиться в жёсткие ценовые рамки, пришлось выбирать из готовых решений. На рассмотрении были как металлические твитеры, так и несколько твитеров из шёлка разного вида. Снова измерения и обязательные прослушивания.
Окончательно были выбраны твитеры из лёгкого прозрачного шёлка с укрепляющей пропиткой, которые используются фабрикой в том числе и при производстве каких-то студийных мониторов ближнего поля, точно марку и модель не скажу, не знаю. Но то, что твитеры очень приличные – факт. Размеры у них компактные, так что их просто поместили в типовые автомобильные пластиковые корпуса.
Провода сразу припаяны к твитерам, для этого выбрали кабели сечением 1 кв. мм. Длину сделали с запасом – чуть меньше полутора метров для каждого твитера. Отрезать, если что, всегда можно будет по месту. К твитерам добавили, как обычно, ещё парочку корпусов для наружного монтажа.
Плюс к этому в комплект включили клеммы-лопаточки для подключения мидбасовых динамиков. При установке бюджетной акустики далеко не каждый заморачивается с покупкой подходящих клемм, а лепят кто во что горазд. Тут же и на цене вроде бы не сильно сказалось, и динамик можно подключить по фен-шую.
Кроссоверы – отдельная история. На фабрике были заказаны образцы, которые умещались в поставленные ценовые рамки. Но, как оказалось, ни одно готовое решение не вписывалось в комплект.
Свою работу кроссоверы как-то выполняли, но при этом абсолютно не учитывались особенности динамиков – они просто не стыковались друг с другом нормально, и система звучала, мягко говоря, отстойно. Так что дальше начался этап расчётов и подгонки с постоянным инструментальным контролем результатов. Как это делалось и что получилось в итоге, расскажу по ходу измерений.
Измерения
Для начала – контроль параметров «товарных» динамиков. Различия с образцами – на грани естественного разброса, так что по этой части тест пройден.
Измеренные параметры Oris JB-65S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 66 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
- Qms (механическая добротность) – 7,45
- Qes (электрическая добротность) – 0,76
- Qts (полная добротность) – 0,69
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ
Мидбасовый динамик получился с относительно ровной АЧХ и небольшим выбросом на верхнем краю диапазона. С отклонением от оси он уходит, но на звуке такая неравномерность всё равно проявляется как неприятная яркость на верхней середине, которую и требовалось устранить кроссовером.
Кроссоверы, которые были предложены фабрикой изначально, имели высокую добротность ФВЧ, так что подъём в области 3-4 кГц становился ещё более сильным. Пришлось пересчитывать элементы, чтобы получить приемлемые характеристики.
Не стану приводить промежуточные результаты, их было слишком много, но в итоге оптимум для этого динамика был найден. Кроссовером удалось заметно исправить ситуацию на верхней середине, так что большинство наиболее критичных недостатков динамика, по большому счёту, оказались «за бортом»:
Твитер мне очень понравился своими возможностями. Детальный, забирается высоко, но при этом звучит естественно, без жёсткости и свистливого цыкания. Считаю, для конечной цены акустики 5000 рублей такое ВЧ звено – просто находка.
Резонансная частота у него около 1,9 кГц, так что вполне ожидаемо, что при приближении к этой отметке искажения возрастают. Тем не менее, твитер можно смело резать уже на 3,5-4 кГц.
Наверху есть небольшие артефакты фазы, но для лёгкого шёлкового купола с укрепляющей пропиткой, считаю, результат очень хороший.
Здесь подгонка элементов кроссовера велась, исходя из двух факторов. Во-первых, твитер должен быть «отфильтрован» не менее, чем вторым порядком. Исходная АЧХ у него достаточно ровная, без спада наверху, а значит, фильтровать его первым порядком было не самым оптимальным решением.
Во-вторых, твитер необходимо было качественно «срастить» с мидбасовым динамиком. Слишком низкая частота раздела придавала звучанию излишнюю звонкость, а слишком высокая «отрывала» звучание твитера от звучания НЧ/СЧ динамика. Опять же, многое и от добротности фильтра зависело. В общем, процесс получился долгим и увлекательным, и вот что получилось в итоге:
Теперь ещё один важный момент, который пришлось учитывать при проектировании кроссовера. Переключатель уровня твитера – хорошая и полезная штука, но в данном случае оказалась неприменимой, поскольку в конечном итоге уместиться в ценовые рамки точно не удалось бы.
Поэтому было принято вот какое решение. Уровень твитеров выставлен таким, чтобы наиболее сбалансированное звучание получалось при их развороте по отношению к слушателям. Например, при установке в стойки с направлением друг на друга или на панель при направлении на отражение от лобового стекла.
Аттенюатор, правда, в конечном итоге получился не совсем хрестоматийным (по соотношению резисторов, включенных последовательно и параллельно самому твитеру), но это сделано намеренно. Признаюсь, такое решение было найдено случайно (ошибочно припаял резистор не того номинала во время подгонки), но на слух результат оказался интересным, так что всё было решено оставить в таком виде.
И да, ещё один момент. Хоть эта акустика и недорогая, элементы в кроссовере всё же использованы приличные. Неполярный электролитический конденсатор стоит лишь в цепи НЧ, а на твитер использован более предпочтительный по звуку плёночный. Качество высокочастотника здесь таково, что разница в звуке оказалась заметной.
Катушки выбраны на ферритовых сердечниках. Во-первых, это позволило сократить длину провода и тем самым уменьшить активное сопротивление катушек (и, как следствие, не ухудшить демпфирование НЧ/СЧ динамиков). А во-вторых, такие катушки просто компактнее, и без труда уместились в небольших кроссоверных корпусах.
Выводы
Говорить о звучании в этот раз, наверное, не буду, перейду сразу к обобщению. Считаю, что ожидаемого результата в целом получилось добиться. По крайней мере, в жёстких ценовых рамках 5 тысяч рублей за комплект из имеющихся возможностей был выжат максимум.
В целом акустика получилась универсальной. Она рассчитывалась в первую очередь на работу с отдельными усилителями (70-100 Вт RMS им действительно будет в самый раз), но за счёт неплохой чувствительности JB-65S можно спокойно подключать и к головному устройству.
И да, напомню об оптимальной установке твитеров – их лучше ставить на стойки с направлением друг на друга или в торпедо с направлением вверх, на стекло. Когда в системе нет процессора, за счёт отражений от лобового стекла получается диффузное звуковое поле, и звучание становится более объёмным и комфортным.
Источник: Журнал «Carmus»
С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.
Источник